Графитный карандаш (от тюрк. кара – черный, даш – камень; англ. pencil - инструмент для рисования и письма в виде стержня, палочки. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Графитный карандаш (от тюрк. кара – черный, даш – камень; англ. pencil - инструмент для рисования и письма в виде стержня, палочки.

2019-08-07 374
Графитный карандаш (от тюрк. кара – черный, даш – камень; англ. pencil - инструмент для рисования и письма в виде стержня, палочки. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Когда человек каменного века поднял остывший уголек у костра, и провел им черную черту на стене – вот тогда и родился предок нашего карандаша.

В древнем мире, например в Ассирии и Вавилонии, писали острыми палочками на глиняных дощечках, которые потом сушились. А римляне стали покрывать деревянные дощечки воском и писали на них специальными палочками – «стилусами»

Когда была изобретена бумага, то от палочек пришлось отказаться, возникла потребность в новом материале.

И вот в XIII веке появились металлические карандаши. Небольшие кусочки свинцовой, серебренной и даже золотой проволоки вставлялись в металлическую оправу. Но такие карандаши тоже были не совершенны так как оставляли очень слабый след и были дороги.

В XV веке в Англии, в графстве Кемберленд, нашли залежи графита. Оказалось, что этот минерал обладал удивительными свойствами.

Современный карандаш изобрел в конце XVIII века французский ученый Н. Конте.

Графитный карандаш - самый распространенный, широко применяемый материал. Им можно выполнять как быстрые эскизы и наброски, так и длительные, тонко проработанные рисунки. Графит – продукт натурального происхождения - представляет собой один из видов кристаллического углерода в смеси с различными связующими веществами. Качество графита зависит от степени однородности его массы. Некачественный графит царапает бумагу. Подбирать карандаши следует в соответствии с поставленными задачами.

Графитные карандаши отличаются по твердости и мягкости. Мягкие карандаши, маркировки (М), (В) оставляют широкую, темную, рыхлую линию и обладают большим тональным диапазоном. Чем мягче стержень графитного карандаша, тем легче стирается проведенная им линия. Твердые карандаши (Т), (Н) оставляют тонкую, светлую четкую линию, чаще всего используются для выполнения чертежей и технических рисунков. Часто употребляется так называемый «твердомягкий» карандаш ТМ или НВ. При работе с карандашами редко применяют растушевку. Работы, выполненные графитным карандашом, как правило, не фиксируются, кроме тех случаев, когда используется очень мягкий карандаш.

Грифель в лаке имеет те же свойства, что и графитные карандаши, но можно работать боле широкой линией и быстро покрывать тоном большие поверхности.

Акварельный грифель в лаке допускает работу по сырому.

Наиболее качественные графитные карандаши «KOH-I-NOOR» и российский «Конструктор»

Цветные (акварельные) карандаши.

Тушь – перо, тушь – кисть.

Ручки:

Существует множество типов ручек, каждый из которых обладает своими особенностями. Общее для всех ручек свойство – нет возможности исправить нарисованное. Делать рисунок ручкой нужно смело и уверенно. Ручкой сложно передать тональные переходы, нюансы.

Шариковые ручки.

Рисунки, выполненные гелевой ручкой похожи на рисунки, выполненные тушью и пером. В свою очередь гелевая ручка имеет ряд особенностей и преимуществ. Диаметр сопла гелевой ручки можно выбрать, от этого зависит толщина линии, и она остается постоянной, от этого работа выглядит аккуратнее, но может показаться сухой и несколько скучной.

рапитограф – профессиональный графический инструмент, в виде ручки с чернилами. Сопло рапитографов имеет различный диаметр, от него зависит толщина штриха и ли линии.

Перо

Перо как инструмент рисования своими богатыми возможностями с давних пор приковывало себе внимание художников. Великие мастера всех поколений – Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан, Дюрер, Рембрандт, Делакруа, Менцель, Доре, И.Е. Репин, В.А. Серов, М.А. Врубель и многие другие – оставили нам неповторимые и бесконечно разные образцы первых рисунков.

Перо является отличной школой воспитания руки и глаза.[1] Рисуя пером, дети приобретают навыки координации тонких движений руки и согласования зрительного и моторного мышления.[2] Ошибки в рисунке, легко исправимые при рисовании другими материалами, при работе пером почти не исправимы. Это обстоятельство заставляет художника быть более внимательным и осторожным при проведении линии. Поэтому технику рисунка пером особенно следует рекомендовать молодым художникам как отличную школу тренировки верности руки, точности глаза.

Чёткость линии в перовом рисунке делала его наиболее удобным для графического искусства, и в частности для книжной графики.

Приёмы перового рисунка разнообразны, их создавали выдающиеся мастера прошлого и современного изобразительного искусства.

Для перового рисунка применяются различные виды перьев – гусиные, тростниковые, стальные и другие.

Страстно-трепетные рисунки Тициана созданы, очевидно, гусиными и тростниковыми перьями. Мелкими, без нажима, часто пересечёнными штрихами передавал могучие формы человека Микеланджело, рисовавший тростниковыми перьями. Разнообразна и почти неподражаемо неожиданна техника перового рисунка Рембрандта. Он работает то тростниковым, то гусиным пером, то в перовом рисунке применяет размывку кистью.

Значительно позже, когда появились стальные перья разной твёрдости, техника перового рисунка получила своё дальнейшее развитие. В рисунках Делакруа, исполненных стальным пером, чувствуется твёрдость руки этого большого художника.

Понятие «вечной» ручки повлекло к ещё большему разнообразию технических приёмов перовых рисунков.

Тем не менее стальное перо как инструмент получает наибольшее распространение. Стальные перья бывают разных размеров и разной твёрдости. Прежде всего для работы важно, чтобы перо не царапало бумагу. Рисунок можно исполнять перьями разной твёрдости и размера. Меняя нажим, можно из любого пера извлечь линии разной толщины. Используя в одном и том же рисунке различные приёмы перовой техники, добиваются исключительного разнообразия и большой выразительности изображения. Стальное перо даёт тонкую, сухую линию; линия же гусиного или тростникового пера отличается мягкостью.

Работу пером можно комбинировать с любой другой техникой рисунка кистью, карандашом.

Существуют разнообразные чернила и тушь, которые можно рекомендовать для работы пером. Особенно хороша тушь во флаконах. Она быстро сохнет и после высыхания не размывается. При работе тушью можно применять и размывку её кистью, что быстро даёт желаемый в рисунке тон. Кроме чёрной, существует тушь и других цветов – коричневая, синяя. Годен для рисунка пером и бейц (продаётся в виде порошка и пасты), он даёт очень красивый и тёплый тон. У старых мастеров, таких, как Тициан, Тьеполо, Рембрандт, бейц был любимым материалом рисунка. Кроме названных материалов, существуют так называемые орешковые чернила, которые обладают своими особыми качествами. Для рисунка пером могут быть использованы также разные по цвету чернила для авторучек. Они имеют несколько холодноватый цветовой оттенок и при размывке в сочетании с обильным наслоением штриха в отдельных местах рисунка дают приятный бархатистый тон.[3]

В приложении есть «Неизвестный сюжет» Дж.-Б. Тьеполо, выполненный бейцем в свободной манере.

Специфичность для рисунка свободной манеры изображения дала основание утверждать, что незавершённость рисунка есть его отличительная особенность. Так, А.А. Сидоров писал: «Рисунку свойственна одна специфичность – его принципиальная незавершённость, его «намёк», возможность его «домыслить» в сторону вполне воплощенного образа»; Л.М. Левина говорила об особой незавершённости и непосредственности исполнения. Такая незавершённость не есть недостаток, недостаточность, требующая «домысливания», а составляет достоинство рисунка, присущую только ему особенность.

Неслияние изображённого и изобразительных средств обуславливает существенную особенность восприятия рисунков, выполненных в свободной манере. В структуре таких изображений линии, штрихи, пятна образуют как бы отдельный уровень, определяющий собой особую, рисуночную красоту и выразительность листов. Этот изобразительный «узор» воспринимается то как изображение конкретных объектов, то словно в отвлечении от них: зритель оценивает характер линий и штрихов, прослеживает их движение, проникается их выразительностью. В таких рисунках мироощущение художника, его отношение к изображаемому раскрывается не только в композиции, позе и облике персонажей, но и в «облике» линий, штрихов, пятен. Достаточно вспомнить, например, рисунки Пуссена, Тьеполо или Домье, эмоциональный строй которых во многом, и даже в основном, определяется силой воздействия самих изобразительных средств.[4]

Пером рекомендуется рисовать на гладкой, хорошо проклеенной, непромокающей, плотной бумаге. На бумаге типа ватман, имеющей шероховатую поверхность, работать пером необычайно трудно. Линии на ней выглядят прерывистыми, свобода движений руки стеснена, но опытный художник всё же может её использовать. Хорошо рисовать на мелованной бумаге, где допущенные ошибки иной раз можно исправить, пользуясь лезвием бритвы (художники мало используют эту бумагу из-за блеска и белизны).

Можно рисовать пером и на тонированных бумагах. Линия и штрих, погружаясь в тон бумаги, создают впечатление живописной манеры исполнения рисунка.

Говоря о бумаге, следует помнить, что художнику необходимо пробовать рисовать на всевозможных бумагах, изучать их различные свойства с тем, чтобы при удобном случае умело применять их в своей практической работе. Порою качественные недостатки материалов опытному художнику не мешают в работе.

Линия и штрих перового рисунка должны быть разнообразными, особенно при заполнении больших плоскостей.

Тому, кто занимается книжной графикой или офортом, владеть техникой пера совершенно необходимо. Рисование пером – это прежде всего воспитание верности глаза и профессиональной дисциплины художника.

При работе пером над листом большого формата или длительным рисунком с живой модели требуется определённая последовательность. Наклеив плотную гладкую бумагу на доску и обезжирив её, надо слегка нанести карандашом линейный рисунок, после чего по нему приступать к работе пером.

Различные задачи перового рисунка определяют собой те или иные приёмы ведения рисунка. Примеры различных технических приёмов работы пером дают рисунки выдающихся западноевропейских, русских и советских художников.

Кисть

Одна из разновидностей рисунка кистью, монохромная живопись в сером тоне, так называемая гризайль, часто встречается у старых мастеров, которые в период подготовительной работы над картиной создавали в этой технике вполне законченные произведения. Гризайль широко применялась раньше и применяется теперь в монументальной живописи.

С давних пор большое распространение получила техника рисунка кистью на бумаге. Давая возможность широко прокладывать тоном большие массы и плоскости в рисунке, эта техника позволяет в то же время выполнять рисунки, отличающиеся особой тонкостью исполнения.

Техника рисунка кистью применялась старыми мастерами как в эскизных работах, так и в законченных жанровых композициях, пейзажах, портретах, набросках и тщательно проработанных рисунках человеческих фигур. Для рисунка кистью бумага выбирается с обезжиренной поверхностью и хорошим зерном, белая, а иногда тонированная каким-то нейтральным цветом. Для длительной работы желательно иметь бумагу высокого качества – ватман или полуватман. Старые мастера рисовали кистью чернилами, тушью, бистром и многими другими красителями, разводимыми водой с добавлением клея. Чернила, которыми тогда рисовали, в наше время вышли из употребления. Бистр в современной технике рисунка также почти не употребляется. Тем не менее, бистр (тёмно-коричневого оттенка) как материал для рисования не утратил своего значения и по сей день. Приготовляется он из каминной копоти и клея.

С давних пор как рисовальный материал применялась так называемая сепия – краска животного происхождения, получаемая из морского моллюска (каракатицы), выпускающего в воду при опасности тёмную жидкость. Сепия имеет приятный бархатисто-коричневый цвет. В дальнейшем все рисунки, выполненные коричневой акварелью или какими-нибудь другими материалами, имеющими коричневый цвет, стали условно называться сепией. В настоящее время натуральной сепии нет в продаже, её отчасти заменяет тушь коричневого цвета.

Хороший материал для рисунка кистью – чёрная тушь, которая до появления в Европе китайской туши изготовлялась из ламповой или свечной копоти, растираемой на клеевой воде. В продаже имеется тушь в палочках и жидкая во флаконах.

Перед тем как начать работу сухой тушью, её необходимо растереть, используя для этого какую-либо фарфоровую посуду или специальную палитру. Тушь хорошего качества имеет тепловатый оттенок, отличается большой плотностью и растяжимостью тона от глубоко-чёрного до светлых, едва заметных оттенков. Положенная на бумагу тушь высохнув не смывается. Под тушь необходимо готовить бумагу так же, как и под акварель. Тушью можно работать любыми кистями по бумаге, выполняя как мелкие, так и очень крупные рисунки, она хорошо входит в соединение с другими материалами рисунка. Кистью можно рисовать и любым цветом акварельной краски.

Многие мастера прибегали к рисованию кистью, особенно при создании композиционных эскизов. Их немало у таких художников, как Джованни Батиста Тьеполо, Паоло Веронезе, Рембрандт, А.А. Иванов. Многочисленные эскизы на библейские и евангельские сюжеты, созданные Ивановым в последние годы жизни, выполнены именно в этой технике. В Русском музее имеются первоклассные образцы рисунков сепией М.И. Козловского, Д. Кваренги, а также Тома де Томона, рисунок которого «Архитектурная фантазия» выполнен с большим мастерством. Интерес к технике работы мокрыми материалами в эскизах объясняется тем, что она позволяет широко прокладывать тоном большие массы и плоскости. Однако часто акварельной техникой создавались и многие самостоятельные произведения. Примером могут служить многочисленные рисунки К.П. Брюллова, которые производят впечатление вполне законченных картин, например «Поездка в Каталонию», «По установлению аллаха раз в год меняется рубаха» и поражающая своим ювелирным мастерством «Турчанка», этюд к картине «Бахчисарайский фонтан». Замечательный образ великого русского поэта А.С. Пушкина создал В.А. Серов в рисунке «А.С. Пушкин». Глядя на этот рисунок, забываешь, что это не живописное произведение: так соответствует тон рисунка настроению картины. Замечателен портрет И.Е. Репина, выполненный В.А. Серовым в 1901- 1902 годах. Уверенная. Четкая лепка головы подчёркивается широким точным мазком в решении одежды и фона. Сюртук и жилет проложены тоном широко и плоскостно, а затем несколькими резкими ударами кисти характеризуются складки одежды. Такие же особенности чисто живописного приёма характерны также и для рисунков Фрагонара. Большое количество рисунков кистью, особенно портретов, оставили нам такие мастера, как И.Е. Репин, И.Н.Крамской, М.А. Врубель и многие другие. Интересны в этой технике работы Ф.А. Васильева «Ручей в Крыму», «Мокрая дорога». Поражает своим мастерством выполненный кистью портрет Шаляпина, созданный В.А. Серовым.

Советские художники, особенно графики, часто используют в своём творчестве технику рисунка кистью. Интересны работы Б.И. Прокопова, выполненные кистью, иллюстрации С.В. Герасимова к роману А.М. Горького «Дело Артамоновых» и многие другие работы Д.А. Дубинского, К.И. Рудакова, мастерски применивших кисть в рисунках.

Многие художники совмещают работу в акварели с рисунком кистью. Эту же технику используют Кукрыниксы, применяя наряду с акварелью размывку тушью, например в иллюстрациях к «Даме с собачкой» А.П. Чехова.

В работе над картиной в технике масляной живописи процесс рисования кистью неизбежен на всех этапах работы. При методе письма «ала прима» без предварительного подмалёвка рисунок на холсте обычно подготавливается кистью. Вначале грубо, схематично определяется будущая композиция, как правило, контурным рисунком, причём цвет выбирается художником произвольно. К.А. Коровин, например, любил начинать ультрамарином, этот цвет органично входил в колорит многих его пленэрных вещей. В неоконченном произведении И.Н. Крамского «Портрет доктора Раухфуса» грубый контурный рисунок будущего портрета проложен коричневым телесным тоном. И.Е. Репин в начале работы над картиной «Воскрешение дочери Иаира» применил метод рисования кистью одним тоном краски. Большие массы холста по предварительно зафиксированному рисунку углём он покрыл широкой щетинной кистью.

Вообще, как правило, рисунок кистью в любой из перечисленных выше техник требует только большого опыта, знаний и точности глаза. Вместе с тем такая работа воспитывает в художнике чувство целого, умение лаконично передавать большую форму.

Группа мягких материалов:

Общие свойства:

Выпускаются в виде мелков или карандашей. Рисунки выполняются на фактурной (шероховатой, пастельной, акварельной) бумаге. Любой мягкий материал легко растушевываются. Рисунок выполняется, что называется «от пятна». Работы, выполненные мягкими материалами, закрепляют (фиксируют) и оформляют в багет со стеклом. Часто используют дополнительную рамку из бумаги или картона - паспарту.

 Уголь – продукт сгорания древесины. Применяется в рисовании давно. Великие итальянские мастера эпохи Возрождения пользовались им в своих работах. Художник Ченнини в «Трактате о живописи», написанном в конце XIV в., дает описание приготовления угля для рисования. Способ приготовления угля прост и доступен любому. Прямые, толщиной с карандаш веточки березы или ивы очистите от коры, и нарежьте одинаковой длины (10 – 12 см.). Вложите палочки в жестяную банку, пустоту заполните песком, плотно закройте банку. Подвергнуть термической обработке несколько часов. Уголь «прессованный» приготавливается из угольного порошка в соединении с растительным клеем. Прессованный уголь чернее, активнее по тону угля древесного, получаемого посредством обжига в печи.

  Уголь широко применяется в учебном рисовании. Удобен тем, что хорошо ложится на фактурную, шероховатую бумагу (глянцевая, гладкая бумага не подходит), легко стирается и допускает в работе любые поправки. Можно проводить тонкие и ли широкие линии, боковой поверхностью стержня можно покрывать большие поверхности или наносить более широкие линии. Хорошо использовать способ растушевки, для этого используйте палей, щетинную кисть, специально приготовленную из мягкой, тонкой бумаги или купленную растушевку. Этим приемом легко добиться тонких, мягких тональных переходов, передачи материальности предметов, воздушной перспективы. Уголь дает бархатистые матовые тона различной силы, от самых светлых до темных, глубоких.

Можно применять при работе углем следующий прием. Вначале весь рисунок покрывается тонким слоем угля. На этом ровном фоне, как на серой бумаге, намечается контур. Затем тампоном снимается уголь в светлых местах. В дальнейшем углем усиливается, где нужно общий тон и наносятся тени, а резинкой выбираются самые светлые места и блики.

Рисуют углем и на тоновой (нейтрального цвета) бумаге, используя для светлых мест и бликов мел.  

Уголь нестоек – он легко осыпается, рисунки, выполненные в этой технике, нуждаются в фиксации. Существуют различные фиксативы. Самый простой из процеженного обезжиренного молока с небольшим количеством сахара. В салонах продаются специально приготовленные фиксативы. Можно воспользоваться и лаком для волос. Фиксировать рисунок нужно сразу после его завершения, чтобы сохранить свежесть. Фиксатив наносится на рисунок, положенный горизонтально, из пульверизатора, не допуская крупных капель жидкости.

Соус – (черная пастель) – дает возможность работать по сырому. В работе сухим способом основные формы моделируются соусом при помощи растушевки, детали можно закончить мягким материалом в форме карандаша. Работа соусом по сырому, ведется как в акварели кистями. После высыхания соуса можно при помощи резинки ослабить рисунок, где это необходимо и смягчить тональные переходы.

Сангина – мелок красно – коричневого цвета, ее теплые тона прекрасно передают цвет и фактуру тела человека, поэтому сангину часто используют для изображения обнаженной натуры.

Издавна человек использовал подручный, дочтупный материал для изображения. К наиболее популярному виду этого красочного материала принадлежит и сангина.

Ещё со времён античного искусства сангина известна как материал для раскраски скульптур. Широко применялась она художниками как краска для обводки контура рисунков под живопись фресок римских катакомб. В XIV веке сведения о сангине как о прекрасном материале для живописи и рисунка имеются в трактатах Ченнино Ченнини. В старых трактатах о живописи говорилось, что в особом виде сангину употребляли в монументальной живописи, при этом авторы этих высказываний с похвалой отзывались о её качестве. Миланский живописец Джованни Паоло Ломаццо в трактате о живописи упоминает и о том, что Леонардо да Винчи подштриховывал рисунки к «Тайной вечере» материалом коричневого цвета типа сангины.

Натуральная сангина – продукт минерального происхождения, состоит из глинистого вещества, окрашенного безводной окисью железа, залегает в вулканических породах, имеет природный обжиг. Все краски натурального происхождения: умбры, сиены, охры – были известны людям с незапамятных времён. Сангина, богатая содержанием железных окислов, имеет интенсивный, красно-коричневый светоустойчивый цвет. Впервые сангина была найдена в Италии, затем во Франции, есть она и в недрах нашей страны. Но сангина вырабатывается и искусственным способом по различным рецептам в виде круглых или квадратных палочек.[5] Приготовляется из каолина, мела и окиси железа. В некоторых случаях применяется клей и стеарин.[6] Иногда при работе для удобства эти палочки вставляют в специальный держатель – рейсфедер. Выпускается сангина и в деревянной оправе в виде карандаша. Сангина, которая при растушёвывании меняет цвет, царапает бумагу и ровной растяжкой тона, насыщенным светоустойчивым цветом, относительно прочным сцеплением с поверхностью бумаги.

Рисовать сангиной линией, штрихом, в растушёвку можно на различных бумагах. Для длительных рисунков лучше употреблять бумаги типа ватман и все плотные с шероховатой поверхностью. Для набросков можно использовать бумагу низших сортов, по возможности зернистую, годится и обёрточная бумага. Часто художники рисуют сангиной в сочетании с другими материалами, например с углём, карандашом, мелом, на картоне, тонированных бумагах, лучше серых, голубоватых, зеленоватых и других цветов холодных оттенков, ею можно работать и на грунтованном холсте.

Растушки применяют из тонкой кожи, замши или бумаги, а также употребляют тряпки и вату, для ослабления теней используют стёртые под углом жёсткие щетинные кисти. Стирают сангину мягкими резинками и жёсткими типа радоль. Следует помнить, что от излишнего трения бумага становится ворсистой и на ней работать дальше становится всё трудней.

Качественно различные (по фактуре) поверхности бумаги требуют от художника применения различных технических приёмов исполнения.

Тем, кто не приобрёл первых навыков в рисунке, работать сангиной не рекомендуется. Осваивать технику работы этим материалом следует в набросках, а его свойства и особенности можно изучить главным образом в практической работе над длительным рисунком с натуры на старших курсах.

Фиксировать работы, выполненные сангиной, нужно только по необходимости, лучше всего медленно высыхающими фиксативами: снятым молоком или желатином, разбавленным водой. Рисунки темнеют от всех фиксативов, особенно от быстросохнущих, то есть спиртовых. Произведения, исполненные сангиной в сочетании с чёрным карандашом, углём, соусом и другими материалами, фиксировать нельзя, их хранят, проложив тонкой бумагой, или ставят под стекло для окантовки.

Разнообразны по техническим приёмам произведения, созданные в материале чистой сангины. В лепке формы тонким штрихом, линией с нажимом в светлых местах в рисунках Леонардо да Винчи, Рафаэля, Андреа дель Сарто, Рубенса, тоновыми градациями в сочетании с контуром и штрихом у Микеланджело узнаётся неповторимый творческий почерк мастеров. Теми же средствами линии и штриха переданы не только объём, но и фактура поверхности материала в рисунках Рембрандта. Примером живописной манеры исполнения служат рисунки Тициана. Используя тон бумаги, картона или холста, к основному материалу в рисунке художники добавляли уголь, мел, итальянский карандаш и даже масляную краску, особенно это удавалось Рубенсу, Иордансу, Пьяццете. Сангину, как красочный материал употребляли Бенедетто Кастильоне, Сальватор Роза, Лука Джордано. Техника и приёмы исполнения их произведений в материале сангины бесконечно разнообразны.

На тонированной бумаге в иной творческой манере выполнены многие творческие рисунки и наброски французских мастеров: Антуана Ватто, Никола Ланкре, Франсуа Буше, Жана-Батиста Шардена. Жан Фуке работал на грунтованной бумаге перечисленными материалами, к тому же добавлял тушь. Немало в сложной технике сангины с применением пера, кисти работал рисовальщик и офортист Жак Калло.

Серия портретных рисунков Ганса Гольбейна Младшего исполнена сангиной в соединении с техникой пера, кисти. Некоторые портреты из того же цикла рисованы сангиной, углём и белилами на тонированной бледно-розовой бумаге. Нередко Гольбейн рисовал голову человека сангиной и серебряным штифтом. Разнообразно использовали мастера сангину. В карандашно-штриховой манере работал Аннибале Карраччи, в живописно-эскизной – Франческо Гварди, образец законченных рисунков сангиной мы видим в графическом наследии Каналетто. Сангиной почти всегда делал этюдные наброски на голубовато-серой венецианской бумаге Джованни Батиста Тьеполо. Со временем технические приёмы в рисунке становятся ещё более разнообразными, усложняется и технология соединения материалов. В наброске автопортрета Франсиско Гойи увлажнённый рисунок моделируется кистью и сухой сангиной. Его же рисунки, посвящённые корриде, исполненные одной сангиной, тонко моделируются. Такие рисунки рассматривались как законченные эскизы и часто автором переводились в другой материал – живопись, офорт – или выполнялись в смешанной технике офорта с акватинтой. Сангину использовали некоторые художники как красочный материал в графике, например Бенедетто Кастильоне. Краской, изготовленной из сангины, отпечатаны многие офорты Анри Бутье, Рисунки Рафаэли в технике сухой иглы. Интересно отметить, что гравёры XVIII века часто работали в технике карандашной манеры, такая техника позволяла им имитировать рисунок сангиной на бумаге. Так, по рисункам Буше, например, гравировал Жиль Демарто. Изысканно тёплый цвет сангины использовали художники, работавшие чёрными, цветными и другими карандашами, Лиотар, Линьо и другие мастера.

В карандашных рисунках Франсуа Клуэ сангиной передаёт только цвет кожи. О таких рисунках принято говорить, что они исполнены цветными карандашами. В такой технике работали и другие мастера французской школы: Пьер Дюмустье, Аноним Лекурье, Даниэль Дюмустье и другие. Их портретные рисунки отличались точностью и большим сходством. Сангиной работали Грез, Милле, Э. Мане, Дега и другие. В работе пастелью многие художники употребляли сангину различных оттенков. Так, со времён Леонардо да Винчи она получила широкое распространение благодаря своим техническим качествам эластичности и интенсивности цвета, по сей день сангина осталась незаменимым самостоятельным материалом для рисунка.

В русском изобразительном искусстве сангиной создано большое количество произведений. Этим материалом много работали художники старой русской Академии 0 А.В. Егоров, А.П. Лосенко, П.И. Соколов, А.И. Иванов, К.П. Брюллов, О.А. Кипренский и другие. В технику штрихового рисунка органически вплетаются приёмы растушёвки: при этом штрих иногда исчезает совсем. Именно в технике растушёвки тона исполнен рисунок Иванова.

Известный рисунок двух натурщиков работы Брюллова исполен сангиной и итальянским карандашом. Его же рисунок «Группа из двух фигур» представляет собой более сложное сочетание материалов: сангина, пастель, уголь и мел. Для обеих работ характерно богатство тоновых оттенков, но во втором больше цветовых нюансов.

В рисунке О.А. Кипренского «Натурщик с красным плащом», выполненном итальянским карандашом, сангиной и мелом в живописной манере, качество рисовального материала благодаря обилию полутонов выявилось с наибольшей силой.

Рисунки Е.И. Репина «А.М. Горький читает в Пенатах драму «Дети солнца» (прессованный уголь, сангина), «За роялем» (сангина, итальянский карандаш) – примеры беглого наброска, в котором растяжкой чёрного тона выражено основное – люди, тонко подмеченное цветовое различие в деталях обстановки передано сангиной. Портрет спящей Нордман-Северовой исполнен сангиной в сложной широкой штриховой манере. Другой её портрет рисован короткими штрихами, набросок лаконичнее и прост.

Обладавший высоким мастерством, виртуозной техникой и тонким вкусом, В.А. Серов создал немало великолепных рисунков. В портретах Семёнова-Тян-Шанского, Боткиной легко соединяются сангина, уголь, мел. Мастерское сочетание этих и других материалов в портрете О.К. Орловой. Как и Рубенс, Серов использовал почти все употреблявшиеся в его время материалы, извлекая из них ценные качества, необходимые для создания художественного произведения. Ему удавалось добиваться простоты и общей гармонии тона, несмотря на сложную технику исполнения. Пример растяжки тона мы видим в его наброске головы Врубеля или в рисунке натурщицы для композиции «Похищение Европы», хотя последний исполнен только одной сангиной.

Советские мастера внесли большой вклад в развитие искусства рисунка. Они применяют в работе новые материалы, обогащают технику, открывают новые приёмы рисунка. Рисунок Б.М. Кустодиева «Портрет сестры» выполнен в сложной технике. Только при тщательном анализе поверхности изображения обнаруживается, что автор использовал много материалов: кроме сангины, цветные карандаши, графит, белила. Его рисунок «Лежащая натурщица» (сангина, уголь) исполнен широко, обобщённо, в нём передана пластика большой формы.

Рисунки В.Н. Мешкова «Портрет жены художника» (сангина, итальянский карандаш) и «Дама с муфтой» (сангина, соус) в целом создают впечатление живописных произведений, хотя и выполнены столь ограниченными средствами. В серии рисунков Н.А. Андреева «Ленин» сангина – не единственный материал исполнения, она употреблена в смеси с другими материалами. Образная и художественная ценность этих рисунков несомненна. Андрееву присущ ярко выраженный творческий почерк, его рисунки отличаются особым качеством – виртуозной законченностью художественной формы.

Рассмотренные выше технические приёмы рисунка сангиной, а также смешанной техникой мастеров прошлых поколений, безусловно, не исчерпывают всех её возможностей, особенно в соединении последней с различными рисовальными материалами, появившимися в наше время.

Линия и штрих сангиной в работе художников приобретают всё новые и более разнообразные качественные оттенки. Благодаря цвету и эластичности сангина стала излюбленным материалом рисунка. Обилие цветовых нюансов на тонированной бумаге, которые даёт сангина в соединении с другими материалами, создаёт большие возможности для художника в его творческих поисках.

Сепия – материал по своим характеристикам близкий к сангине, но темно – коричневого оттенка.

Пастель – считается промежуточным звеном между живописью и графикой, но может быть и тем и другим.

Слово – происходит от латинского – тесто. В процессе изготовления мелков из красителей (тонкотертых пигментов) с добавлением камедей, гипса, молока, их масса выглядит как тесто, отсюда и название. Есть и другие версии происхождения названия – от итальянского, которым в XVI веке называли технику рисования черным мелом с подсветкой сангиной. Выразительные возможности пастели неисчерпаемы. В зависимости от приемов работы ее мелки позволяют создавать мягкие переходы от света к тени, тончайшие тональные и цветовые соединения или подчеркнуть выразительную силу линии, легкий ажур переплетающихся штрихов. Как материал для рисунка пастель упоминается еще в эпоху Возрождения.

Применение пастели в станковых произведениях начинается в XVIII веке.

«Одна из важнейших проблем, с которой сталкиваются все поколения художников, касается сохранения пастели. Проблему эту, возникшую одновременно с первым упоминанием термина «пастель», отметил в своем «Трактате об искусстве живописи, скульптуры и архитектуры» 1985 г. Джованни Паоло Ломаццо.

Наиболее реальные способы придать устойчивость красочному слою сводились в прошлом и сейчас к обработке бумаги и картона. 

Поверхности для рисования:

Выбор бумаги или картона очень важен и способен повлиять на конечный результат.

Существует несколько правил выбора поверхности, однако начинающий художник должен непременно экспериментировать с различными сочетаниями изобразительных средств и искать то, что ему ближе всего.

Бумага имеет свою эстетику. Свойства волокон, характер их переплетения и другой обработки дают материал с определенной фактурой, вытекающей из технических условий конкретного производства.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.