Психология общения, межличностных отношений А.А. Бодалёва. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Психология общения, межличностных отношений А.А. Бодалёва.

2019-08-07 492
Психология общения, межличностных отношений А.А. Бодалёва. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Алексе́й Алекса́ндрович Бодалёв (13 октября 1923, Сарапул, Уральская область — 20 декабря 2014) — советский и российский психолог, специалист по проблемам общения и нравственного развития.

 

Cпециалист в области общей и социальной психологии. Окончил отделение психологии философского факультета Ленинградского университета (1950), работал учителем логики и психологии и классным руководителем 207-й школы Ленинграда (1949-1956), кандидат психологических наук (1953), доктор психологических наук (1966), профессор (с 1967), зав. кафедрой общей психологии факультета психологии ЛГУ (с 1969), декан факультета психологии ЛГУ (1972-1976), декан факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и зав. кафедрой общей психологии (1979-1986).

Б. организовал Центр психологической помощи семье при факультете психологии МГУ (1979-1986), заведовал лабораторией Психологии общения Психологического Института РАО (1976-1994), главный научный сотрудник и руководитель научной группы: "Психология общения, развития и реабилитации личности" Психологического Института РАО (с 1993 г. по настоящее время), и одновременно профессор кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ (с 1993).

Б. член-корреспондент АПН СССР (с 1971), академик АПН СССР (с 1978), вице-президент АПН СССР (1986-1989), академик Российской академии образования (с 1993), академик Международной академии психологических наук (с 1993), академик Международной академии акмеологических наук (с 1993), член Международной ассоциации научной психологии и член ее ассамблеи (1976-1988), академик Международной академии педагогических наук (с 1994). Правительственные награды: орден Трудового Красного Знамени (1983), медали: "За оборону Ленинграда" (1943), "За доблестный труд в ВОВ 1941-1945" (1946), другие памятные медали.

Области научных исследований: общая, педагогическая, социальная психология, акмеология. Тема кандидатской диссертации: "Формирование требовательности к себе у старшего школьника", тема докторской диссертации "Восприятие и понимание человека человеком". В докторской диссертации и в последующих работах впервые в отечественной психологической науке последовательно была освещена феноменология познания человека человеком - процессы восприятия, памяти, воображения, мышления, актуализирующиеся у людей, когда они взаимодействуют друг с другом. Были прослежены взаимосвязи между основными характеристиками этих процессов, особенностями мотивационно-потребностной сферы у лиц, участвующих в общении, а также их поведением. Раскрыты различия указанных процессов в проявлениях ценностно-ориентационной сферы, в особенностях поведения при межличностном взаимодействии, зависящие от возраста, пола, профессии участников общения. Впервые в отечественной психологии систематически изучены закономерности и механизмы формирования первого впечатления о другом человеке.

Б. - одним из первых в отечественном человекознании раскрыл предмет акмеологии - науки, возникшей на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и исследующей развитие человека как индивида, личности и как субъекта деятельности на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.

В разные годы в ЛГУ, МГУ Б. читались курсы по общей психологии, социальной перцепции и психологии межличностного общения, основам общей и прикладной акмеологии. Под его руководством подготовлены 119 кандидатских и 24 докторских диссертаций.

Опубликовано около 400 научных работ, из них 50 - на иностранных языках. Основные работы: Восприятие человека человеком (1965); Формирование понятия о личности другого человека (1970); Личность и общение (1983); Основы психодиагностики (в соавт. Ред. 1988); Психология о личности (1989); Психология общения (1996);
О предмете акмеологии (1993); Теоретические основы социальной психологии (соавт. и научн. ред. 1996); Как становятся великими или выдающимися? (соавт. 1997).

Основные работы: «Восприятие человека человеком» (1965) «Формирование понятия о личности другого человека» (1970) «Восприятие и понимание человека человеком» (1982) «Личность и общение» (1983) «Основы психодиагностики» (1988, в соавт.) «Психология о личности» (1989) «Общая психодиагностика» (1989, в соавт.) «О предмете акмеологии» (1993) «Психология общения» (1996) «Теоретические основы социальной психологии» (1996, в соавт.) «Как становятся великими или выдающимися?» (1997, в соавт.) «Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения» (1998)

 

Пятый раздел «К истории исследования общения» является заключительным и именно в нем вниманию читателя предложено оценить подходы к раскрытию феноменологии закономерностей и механизмов общения, которые реализовали в своих работах учителя, авторы книги (А.А. Бодалева) – профессора: Б.Г. Ананьев и В.Н. Мясищев.

 

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.