Научная школа психологии труда, инженерной психологии и эргономики Б.Ф. Ломов, Е.А. Климова. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Научная школа психологии труда, инженерной психологии и эргономики Б.Ф. Ломов, Е.А. Климова.

2019-08-07 1457
Научная школа психологии труда, инженерной психологии и эргономики Б.Ф. Ломов, Е.А. Климова. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Инженерная психология началась с 1959г., когда в Ленинградском государственном университете была создана специализированная лаборатория. Организатором и руководителем ее был Б.Ф. Ломов.

Бори́с Фёдорович Ло́мов (20 января 1927, Нижний Новгород — 11 июля1989, Москва) — советский психолог, специалист в области общей, инженерной и педагогической психологии, а также психологии познавательных процессов. Один из инициаторов разработки инженерной психологии в СССР.

Окончил психологическое отделение философского факультета ЛГУ(1951). Ученик Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева и Б. М. Теплова. Профессор. В 1959 году организовал в ЛГУ первую в СССР лабораторию инженерной психологии, в которой проводились эмпирические исследования.

Был известен как активный пропагандист психологической науки, выступал в СССР и за рубежом с лекциями перед студентами, учителями, инженерами, организаторами производства. Автор ряда научно-популярных работ по психологии, редактор периодического сборника «Проблемы инженерной психологии». Организатор и главный редактор «Психологического журнала», член редколлегии журнала «Вопросы психологии».

Инициатор издания первой советской «Психологической энциклопедии». Организатор и руководитель всесоюзных форумов по инженерной психологии в Москве (1964, 1967). Б. Ф. Ломовым был разработан ряд методологических и теоретических проблем психологической науки, в том числе принципы системного подхода в психологии как основного инструмента познания психики. Он рассматривал психические процессы как системные, органически вписанные во всеобщую взаимосвязь явлений и процессов материального мира и сами выступающие по отношению к ним как органическое единство при раскрытии своих уникальных качеств.

Б. Ф. Ломов — создатель научной школы в инженерной психологии. С конца 1950-х годов занимался проблемами применения психологических законов в производственной сфере жизни людей. Одним из первых он начал разработку психологических проблем управления народным хозяйством, предложил ряд методов повышения производительности труда, обосновал необходимость поддержания на предприятии дружественной и уютной атмосферы как условия сохранения здоровья работников. Б. Ф. Ломов изучал вопросы информационного взаимодействия человека и технических устройств, поиска средств отображения информации и оптимальных (с позиции человека) форм и способов управления механизмами и технологическими процессами. Исследовал также ряд теоретических и практических проблем психологической оценки и проектирования современной техники.

После «мирной революции» 1991 г., с распадом СССР и возникновением Российской Федерации как самостоятельного государства, в первой половине 1990-х гг. в условиях тяжелых социально-экономических, идеологических и правовых реформ, конверсии оборонной промышленности, в значительной степени пострадали лаборатории и службы, в которых работали инженерные психологи. Важный вклад в обновление психологии труда был сделан Е.А. Климовым. В его работах, в частности в учебнике «Введение в психологию труда» (1988, переиздания 1998, 2004) дается новое определение предмета этой научной дисциплины, а именно: предлагается психологически изучать субъект труда (отдельного человека или группу людей) в процессе его развития, становления, а также искать пути психологической оптимизации функционирования его деятельности. Данный подход претендовал на то, чтобы исследовать все формы труда (труд самообслуживающий, потребительный, общественно полезный и труд профессиональный, охватывающий весь мир профессий), все стадии онтогенеза человека, важные для его трудового развития (начиная с дошкольного возраста и заканчивая периодом старости). Е.А. Климовым разработаны программы системного психологического изучения предметов и продуктов труда, средств и условий труда, классификация профессий как многопризнаковых объектов, полезная для практики профессионального просвещения и индивидуального консультирования по выбору профессии. Классификация профессий представлена в расширенном варианте (включающем около 100 признаков) и в краткой форме для школьников (из 16 признаков), эмпирически доказано существование достоверных различий образа мира у представителей разнотипных профессий (Климов, 1995). Исследования человека как субъекта труда способствовали тому, что центр внимания психологов смещался от изучения профессионального поведения, а также традиционных для ПТ профессионально важных качеств, свойств как устойчивых характеристик индивидуальности к психическим регуляторам деятельности работающего человека. Психология труда обогатилась научным знанием о таких явлениях, как профессиональный опыт, содержание сознания и самосознания субъекта труда, перцептивная картина мира, типичная для представителей разных профессиональных групп, мотивы и смыслы труда, профессионально-специфичные приемы саморегуляции функционального состояния, профессиональное общение, профессионально-специфичное мышление и его проявления и пр.

При поддержке Е.А. Климова удалось приступить к научной реабилитации отечественной индустриальной психотехники и конструктивно использовать ее опыт в современных исследованиях и практике (Носкова, 1997). Психология труда (и проблемы, которые она традиционно разрабатывала) оказалась полезным фундаментом для прикладной психологии, активно внедрявшейся с конца 1980-х гг. во все сферы общественной жизни. Психологические службы действуют в настоящее время на железнодорожном и автомобильном транспорте, в военной и гражданской авиации, морском флоте, на крупных промышленных предприятиях, атомных электростанциях, в сфере финансов и торговле, в медицине, органах правопорядка, в системе общего и специального образования, в организациях профессионального спорта, в учреждениях культуры и искусства — короче говоря, везде, где люди заняты профессиональным трудом. Речь идет не о голословном утверждении, а о фактах, подтвержденных, в частности, материалами Межрегиональной научно-практической конференции, состоявшейся в МГУ в 2005 г. (Прикладная..., 2005).

Инженерная психология – область психологической науки, изучающая процессы информационного взаимодействия человека-оператора и технических устройств. Объектом изучения психологии труда является человек как участник процесса создания потребительских ценностей.

Психология труда изучает психологические закономерности, психические процессы и свойства личности в их взаимосвязи с предметом и орудиями труда, с физической и социальной средой.

Предметом психологии труда являются психологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют трудовую активность субъекта и реализуют ее в исполнительских действиях, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется.

Труд – это общественно необходимая деятельность человека, требующая усилий в достижении определенных целей, результатов

В процессе развития психологии труда сформировалась отдельная ее ветвь – инженерная психология как научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации сложных систем «человек – машина» (СЧМ). Конечной целью инженерно-психологических исследований является создание высокоэффективных СЧМ на основе рационального использования возможностей человека и техники. Основным объектом исследования инженерной психологии является СЧМ. Предметом изучения является деятельность человека-оператора как одного из звеньев СЧМ. Инженерная психология

Наука об объективных закономерностях взаимодействия человека и современной техники в единой системе «человек-машина»

 

Научная школа психологии посттравматического стресса Н.В. Тарабриной. (жива и сейчас работает)

Тарабрина Надежда Владимировна, Москва, Доктор психологических наук, профессор.

Главный научный сотрудник лаборатории психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях Институт психологии РАН.

Член Ученого Совета Института психологии РАН.

Член Международного общества по изучению травматического стресса.

В 1969 году закончила факультет психологии Ленинградского государственного университета им. А.А. Жданова.

В 1973 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Экспериментально-психологическое и биохимическое исследование состояний фрустрации и эмоционального стресса при неврозах», в 2008 г. - докторскую диссертацию на тему «Психология посттравматического стресса:интегративный подход».

Профессиональную деятельность психолога начинала на отделении неврозов и психотерапии Ленинградского психоневрологического НИИ им В.М. Бехтерева. С 1971 года работает в Институте психологии Российской академии наук (в том числе заведовала лабораторией психологии посттравматического стресса).

Н.В. Тарабрина - ведущий специалист в области клинической психологии и клинико–психологической диагностики. Основное направление исследований - разработка научно-методических и организационных основ психологической профилактики и психотерапии посттравматических стрессовых расстройств.

Область научных интересов:

  • клиническая психология,
  • психодиагностика, стресс,
  • посттравматический стресс,
  • посттравматическое стрессовое расстройство.

Основные публикации: автор свыше 140 научных работ

  • Психология посттравматического стресса. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009.
  • Психология посттравматического стресса. Часть 1. Теория и методы. Практическое руководство / Под ред. Н.В. Тарабриной. М.: Когито-Центр, 2007.
  • Психология посттравматического стресса. Практикум / Под ред. Н.В. Тарабриной. СПб.: Питер, 2001.
  • Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций / Методические рекомендации. Ленинград, НИИ им.В.М.Бехтерева. 1984. 24 с.
  • Посттравматическое стрессовое расстройство у ветеранов-инвалидов (участников боевых действий) / Клиническая психология / Сост. и общая редакция Н.В. Тарабриной. СПб.: Питер, 2000. И т.д….

190 публикаций – статьи, учебники

http://www.ipras.ru/cntnt/rus/dop_dokume/minisajty_/tarabrina_.html

 

 

1. Научная школа исторической психологии В.А.Кольцовой.

Кольцова Вера Александровна, 27.06.1947 - 08.11.2018

Доктор психологических наук, профессор.

Заместитель директора, заведующая лабораторией истории психологии и исторической психологии Института психологии РАН. Профессор кафедры общей психологии и истории психологии Московского гуманитарного университета. Преподаватель Свято-Сергиевской православной богословской академии.

Область научных интересов: социальная психология, история психологии и историческая психология. С 80-х гг. основным направлением научной деятельности В.А. Кольцовой становятся историко-психологические исследования. В работах В.А. Кольцовой разрабатываются проблемы методологии истории психологии, впервые описана система ее основополагающих конкретно-научных подходов, принципов и методов.

В.А. Кольцова внесла значительный вклад в конкретно-научное исследование истории отечественной психологической мысли. В ее работах получили объективное отражение различные аспекты развития психологического познания: история научных школ, историогенез проблем и направлений психологии, творческая деятельность многих российских ученых-психологов. Большое внимание ученый уделяет разработке проблем источниковедения и практическому созданию источниковой базы отечественной истории психологии, изучению творческого наследия отечественных ученых-психологов: А.Ф. Лазурского, Б.Ф. Ломова, Н.А. Рубакина, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, Е.А. Будиловой, Б.М. Теплова, М.Г. Ярошевского и др.

Участвовала в проведении совместных с американскими психологами исследований личностных детерминант общения в условиях совместной познавательной деятельности (1982-1983).

Под руководством В.А. Кольцовой создан и функционирует на базе Института психологии Научный Психологический архив, проводится сбор и систематизация документов и материалов по истории отечественной психологии.

В настоящее время руководимый Кольцовой коллектив лаборатории активно разрабатывает также проблемы новой области психологии — исторической психологии, осуществляет научный анализ такого пока еще не изученного в нашей науке направления как история духовных религиозно-нравственных психологических учений.

Автор более 100 научных трудов, в том числе 3 монографий (в соавторстве). Ее работы хорошо известны за рубежом; под ее руководством подготовлены и изданы в США труд, освещающий тенденции развития психологии в нашей стране в постсоветский период, а также монография, посвященная сравнительному анализу развития американской и советской психологии в годы Второй мировой войны. Основные работы:

  • Теоретико-методологические основы истории психологии. М., 2004.
  • Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. М., 1997. (отв. ред.)

Психология социального познания, методологические проблемы социальной психологии Г.М. Андреевой.

Галина Михайловна Андреева, классик отечественной социальной психологии и социологии. Их она, вместе с небольшой группой единомышленников, практически возродила их в нашей стране после многолетнего запрета.

Галина Михайловна Андреева, выдающийся ученый и педагог, доктор философских наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации, действительный член Российской академии образования, заслуженный профессор Московского университета, профессор кафедры социальной психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и основательница этой кафедры.

В 1972 году по приглашению основателя и первого декана факультета психологии МГУ А.Н.Леонтьева Галина Михайловна создала на факультете психологии кафедру социальной психологии, которой заведовала до 1989 года. Первые труды кафедры, вышедшие под редакцией Галины Михайловны, – «Теоретические и методологические проблемы социальной психологии» (1977), «Межличностное восприятие в группе» (1981), «Методы исследования межличностного восприятия» (1984). Из-под ее пера вышли и первые учебники по социальной психологии для студентов: «Современная социальная психология на Западе (теоретические направления)» (в соавторстве с Н.Н.Богомоловой и Л.А.Петровской, 1978) и «Социальная психология» (первое издание – 1980).

Учебник Г.М.Андреевой «Социальная психология» стал первым университетским учебником по социальной психологии, награжден Ломоносовской премией, выдержал пять изданий в нашей стране (1980, 1988, 1994, 1998, 2004, последний на сегодняшний день тираж вышел в 2014 году), выпущен в форме аудиоучебника (2008), а также переведен на многие языки мира (английский, арабский, болгарский, венгерский, испанский, киргизский, китайский, литовский, французский и чешский). Цикл из 15 ее лекций по социальной психологии выпущен на дисках DVD (2008). В 2012 году учебно-методический комплекс «Социальная психология», подготовленный Г.М. Андреевой с коллегами, занял I место на Конкурсе психологических изданий в рамках V съезда Российского психологического общества в номинации «Лучший учебно-методический комплекс».

Третий написанный Г.М.Андреевой учебник – «Психология социального познания» (вышел тремя изданиями - 1997, 2000, 2005) – содержит осмысление нового для отечественной социально-психологической традиции предметного поля.

Всего ею опубликовано более 250 научных работ. Обобщающий том научных работ Г.М.Андреевой «Социальное познание: проблемы и перспективы» вышел в серии «Психологи Отечества. Избранные психологические труды» (1999). К 30-летию кафедры социальной психологии Галина Михайловна с коллегами подготовила учебное пособие «Социальная психология в современном мире» (2002). Принципиальные статьи, написанные Г.М.Андреевой в 2000-е годы, собраны в ее книге «Социальная психология сегодня: поиски и размышления» (2009).

Все годы своего существования кафедра социальной психологии, благодаря прежде всего усилиям и позиции Галины Михайловны, была интегрирована в мировое научное сообщество. Продукты международного научного сотрудничества – книги под редакцией Г.М.Андреевой и Я. Яноушека «Общение и деятельность» (на чешском языке, Прага, 1981) и «Общение и оптимизация совместной деятельности» (М., 1987), подготовленные коллективами кафедр социальной психологии МГУ и Карлова университета в Праге. Совместные исследовательские проекты и публикации с канадскими психологами (1970-е годы), немецкими психологами (1970-е – 1990-е годы), финскими психологами (с 1990-х годов по настоящее время) осуществлялись под руководством и при лидирующем личном участии Галины Михайловны. Профессор Андреева читала лекции в университетах Англии, Швеции, Германии, Чехии, Венгрии, Финляндии, США и Италии.

За 60 лет плодотворной работы в МГУ имени М.В.Ломоносова Г.М.Андреева создала научную школу в социальной психологии, проводимые в ней исследования отличаются междисциплинарностью, глубиной методологического анализа и анализа социальных проблем.

На протяжении многих лет она читала на факультете авторские курсы — общий курс лекций «Социальная психология» и спецкурс «Психология социального познания». В последние годы разработала и читала спецкурс «Психология социального конфликта» для специализации «Психология переговоров и разрешения конфликтов». Под её руководством были подготовлены и защищены более 100 дипломных работ, 51 кандидатская диссертация, 13 её учеников стали докторами наук.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.