Сутра 23: Способность ума постигать — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Сутра 23: Способность ума постигать

2019-08-07 168
Сутра 23: Способность ума постигать 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Dras̤tridri̱shyoparakta̱m chittam sarva̱rtham

Dras̤tri — видящий (видящего);

dri̱shya — пракрити;

uparaktam — окрашенный;

chittam — ум;

sarva̱rtham — включающий в себя все.

Ум, который окрашен видящим и видимым, все постигающий. Слово читта здесь [ используется] не в качестве обычных функций ума, а для обозначения более высокого [ состояния сознания], по- средством которого становятся воспринимаемыми более высокие сферы атмана. В этой сутре слово читта используется в отношении запредельного пуруши. Мы должны понимать обширную сферу действия читты, которая включает [ активность] не только [ в отно- шении] пракрити, но также и пуруши. Следует помнить, что ум обычного садхака продолжает оставаться тем же даже после того, как он добивается значительного прогресса в духовном плане. Единственное отличие состоит в том, что в начале ум был окрашен пракрити — объектным осознанием и тремя гунами, теперь же ум отбросил свои ограничения и стал настолько чистым, что отража- ет в себе пурушу. Таким образом, он становится все постигающим. Это слово — сарвартхам — все постигающий — должно быть хо- рошо понято. Даже на начальных стадиях духовной практики чит- та обладает способностью все- постижения, но в действительности эта способность не функционирует. В это время ум может воспри- нимать только то, что им познаваемо. Когда же ум становится чи- стым, он развивает более высокое осознание и может также видеть драшту. Таким образом, он действительно становится сарвартха- мом. Это очень высокое состояние духовной жизни. Читта стано- вится способной в одно и то же время отражать и субъект, и объект. Когда это состояние становится постоянным, последователю сле- дует знать, что очень скоро будет достигнуто состояние кайвальи. Но если это состояние все- включающего в себя осознания посто- янно не поддерживается и имеются колебания сознания, это сле- дует понимать, что кайвалья находится еще где- то далеко.

Сутра 24: Он работает для пуруши

Tadasan ̤khyeyava ̱sana ̱bhishchitramapi para ̱rtham

samhatyaka ̱ritva ̱t

Tat — тот;

asan̤khyeya — бесчисленный;

va̱sana̱bhih — васанами;

chitram — разноцветный;

api — хотя;

para̱rtham — ради пуруши;

samhatyaka ̱ ritva ̱ t — из- за объединенного действия.

Хотя и расцвечен бесчисленными васанами, он действует для пуру-ши, так как он работает в соединении.

Ум состоит из бесчисленных васан и становится разнообразно ими окрашен. Но это происходит не ради него самого. Ум всегда рабо-тает для пуруши. Он всецело предназначен для реализации цели пуруши. Точно так же, как рабочий фабрики работает среди других фабричных рабочих и различных механизмов, но работает не для них, а ради своей семьи, подобным образом читта, хотя и окраше-на бесчисленными отпечатками и желаниями, в действительности предназначена для [реализации цели] пуруши.

Бесчисленные васаны не формируют цель или назначение ума. Точно так же, когда мы едим множество продуктов, какая-то часть из них усваивается в теле, а остальная выбрасывается, то в этом случае мы едим не для цели этих многочисленных продуктов, ко-торые съедаются. Подобным образом читта существует не для ва-сан, а для пуруши. Хотя господином или целевым назначением ума является пуруша, ум имеет множество васан только потому, что должен в результате многообразного опыта доставлять удовольст-вие пуруше.

Васана — это обычное, простое бессознательное средство [фор-мирования] желания, которое безначально. Васаны — это не скры-тое желание. Это главная побудительная причина для всего творе-ния на более низком плане. Они не действуют на более высоком плане высшего осознания. Следует понимать, что наш ум, который всегда крепко держится за объекты более низкого мира, наполнен всеми видами привязанностей, страданий, желаний и т.д. Ум име-ет в качестве своей цели или назначения пурушу и ничего более. Поэтому духовным последователям, которые благодаря васанам подвержены привязанностям и мучениям, не следует испытывать пессимизм. Им не следует быть подавленными, когда в их уме ра-ботают васаны. Они должны понимать конечную цель паломника, а именно пуруши. Им следует иметь в виду, что бесчисленные ва-саны служат существенной цели пуруши.

Жизнь за жизнью, рождение за рождением ум продолжает пере-селение из одной сферы сознания в другую, от одного плана эво-люции к следующему более высокому плану. Это происходит до тех пор, пока, в конце концов, не наступит момент, когда ум станет способным отразить в одно и то же время видящего и видимое, знающего и знаемое. Тогда это становится концом васан, потому что они выполнили свое назначение создавать бхогу для пуруши.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.