Шариатское постановление о следовании конкретной правовой школе из правовых школ муджтахидов. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Шариатское постановление о следовании конкретной правовой школе из правовых школ муджтахидов.

2019-08-07 63
Шариатское постановление о следовании конкретной правовой школе из правовых школ муджтахидов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Шейх Усман Дан Фодио

 

Успех мусульман

(Тауфик аль-Муслимин)

Перевод Малика Куракина

 

 


 

Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Да благословит Аллах нашего господина Мухаммада, его семью и сподвижников и дарует им мир. Вся хвала принадлежит Аллаху, Который благословил нас благословением Имана и Ислама, и Который вывел нас посредством нашего господина и предводителя Мухаммада, да пребудут с ним лучшие благословения и самый безупречный мир от Аллаха. В продолжение этого книга названа:

«Успех мусульман в том, что касается шариатского постановления о следовании мазхабам муджтахидов, которые являются людьми, соответствующими Сунне» («Тауфик аль-Муслимин ‘аля Хукми Мазахиб аль-Муджтахидин»).

Я, с помощью Всевышнего Аллаха, изложил настоящую книгу в четырнадцати пунктах из числа вопросов о правовых школах (мазахиб) в форме ответов на них.

Содержание [книги таково]:

Пункт № 1. Каково шариатское постановление о правовых школах муджтахидов?

Пункт № 2. Каково шариатское постановление о том, кто следует им?

Пункт № 3. Каково шариатское постановление о следовании конкретной правовой школе?

Пункт № 4. Каково шариатское постановление о не следовании конкретной правовой школе?

Пункт № 5. Каково шариатское постановление о переходе из одной правовой школы в другую, и при каких обстоятельствах?

Пункт № 6. Каково шариатское постановление о переходе из одной правовой школы в другую лишь по некоторым вопросам?

Пункт № 7. Каково шариатское постановление о слиянии правовых школ, называемом «фиктивным подражанием» (тальфик ат-таклид) в случае разногласий (хиляфа)?

Пункт № 8. Каково шариатское постановление о выборе самой крепкой правовой школы?

Пункт № 9. Каково шариатское постановление о выборе самой слабой правовой школы?

Пункт № 10. Каково шариатское постановление об отходе от всех правовых школ?

Пункт № 11. Каково шариатское постановление о следовании конкретной правовой школе в школе мысли Имама Малика, да будет доволен им Аллах? А в особенности – обязательно ли это или нет?

Пункт № 12. Каково шариатское постановление о переходе из одного мазхаба в другой, согласно школе нашего. Имама Малика, да будет доволен им Аллах? А в особенности – разрешено это или нет?

Пункт № 13. Каково количество основных принципов юриспруденции (‘усуль аль-фикх) у нашего Имама Малика, да будет доволен им Аллах?

Пункт № 14. Какова наша цепочка достоверной передачи (санад) в юриспруденции нашего Имама Малика, да будет доволен им Аллах?

Пункт № 1

Постановление правовых школ (мазхабов) о муджтахидах.

Существует единодушное согласие (аль-иджма’) среди учёных Сунны, да будет доволен ими всеми Аллах, что все правовые школы – мазхабы – мусульман находятся на Истине.

‘Абдульваххаб аш-Ша’арани сказал в своей книге «Аль-Бахр аль-Мавруд фи аль-Мавафик ва аль-Ухуд»: «Если те, кто спорят без знаний, проанализируют ситуацию, они обнаружат, что правовые школы мусульман воплощаются в Шариате, и нет ни одной мысли чтобы они отказывались от него, как я пояснил это в предисловии к моей книге, которая называется «Кашф аль-Гумат ‘ан Джами’и аль-Умма».

Он также сказал в своей книге «Аль-Йавакит ва аль-Джавахир»: «Я, с помощью Аллаха, обнаружил доказательства муджтахидов и не нашел единой ветви их правовых школ, кроме случаев, когда это основывалось на устном доказательстве. Это независимо, был ли доказательством Коранический стих, Пророческое сообщение (хадис), исторический рассказ (асар), или устный вывод по аналогии (кыяс сахих), основанный на устной передаче. Как бы ни было, их слова происходят из:

1). Ясной достоверной пророческой передачи (сахих аль-хадис).

2). Исторического рассказа (асар), или

3). Умозаключения по аналогии (кыяс).

Среди них есть те, что происходят из этих трех производных. Среди них есть близкие, ближайшие, отдаленные и отдаленнейшие. Все они происходят из лучей света Шари’ата в своей основе. Потому что немыслимо, чтобы они исходили из другой основы».

 ‘Абдуль’азиз ад-Дайри сказал в своей книге «Ад-Дурари аль-Мультакатат фи аль-Маса’иль аль-Мухталяттат»: «Все правовые школы [находятся] на Истине». ‘Абдуррахман ас-Суюти[1] сказал в своём труде «Ан-Никайя» об обязательности «осознавать, что аш-Шафи’и, Малик, Абу Ханифа, Ахмад и остальные Имамы ведомы их Господом».

Это было упомянуто в «Идат аль-Джуна» Ахмада аль-Макри: «Малик и люди самостоятельного решения. Все они ведомы по правильному пути, как имам аш-Шафи’и и имам Абу Ханифа, имам Ахмад, обладатель выдающегося ранга. Все они под руководством их Господа».

Это было упомянуто в «Аль-Каукаб ас-Сати’и» ‘Абдуррахмана ас-Суюти: «Имамы Малик, аш-Шафи’и и Ханбаль, который Исхак, ан-Нуман и Ибн Ханбали, Ибн ‘Уяйна вместе с ас-Саури, Ибн Джарир вместе с аль-Ауза’и, ат-Тахири и последователи Имамов – они ведомы милостью их Господа».

Это было упомянуто в «Шафият аль-Кулюб» Мухаммада ат-Тагуги: «Малик, аш-Шафи’и и аль-Ханбали, аль-Ханафи, Исхак, обозначаемый, как аль-Ханбали, и другие среди благородных Имамов полностью ведомы их Господом».

Это было упомянуто в «Назм аль-Кубра» шейха Тахира ибн Ибрахима: «Малик и остальные Имамы являются ведущими Умму к праведности. И ан-Нуман, аш-Шафи’и и Ахмад – каждый из них на прямом пути к Ахмаду[2]».

 

Пункт № 2

Шариатское постановление о том, кто следует (каляда) мазхабу.

Суннитские ученые, да помилует их всех Аллах, единодушно согласились, что тот, кто следует (каляда) одной из правовых школ муджтахидов, может быть уверен во встрече с Аллахом и в том, что любая из них приведет его к Раю.

Это было упомянуто в «Тальхис аль-Ихван» Мухаммада ат-Тагуги: «Кто бы ни следовал ученому, встретит Аллаха безо всякой опаски».

Это было упомянуто в «Аз-Захрат аль-Вардийя фи аль-Фатауи аль-Уджхурийя» ‘Абдуль’али: «Аль-Уджхури сказал, что аль-Карафи[3] сказал в своем комментарии к «Ат-Танких»: Все правовые школы – тропинки (масалик) к Раю. Кто бы ни следовал (салака) по этим тропинкам, он обязательно придет, как сказал аз-Зунати».

Ибн Джузайй сказал в своем трактате «Аль-Каванин» после упоминания о четырех Имамах и других: «Все и каждый из них были муджтахидами в религии Аллаха, и их школы это пути, ведущие к встрече с Всевышним Аллахом».

Пункт № 3

Пункт № 4

Шариатское постановление о не следовании самостоятельным мазхабам среди правовых школ муджтахидов.

‘Абдуррахман ас-Суюти сказал в своем комментарии к «Аль-Каукаб»: «Говорят, что не обязательно (ля ваджибу) следовать конкретной правовой школе. Это было характерно для ан-Навави, как мы привели ранее. Он сказал: «Тот, кто нуждается в законном доказательстве, ему не нужно браться за отдельную правовую школу. Наоборот, он может искать законное решение (йастафти) у кого пожелает».

Я говорю: «Это мнение было также характерно для Иззуддина ибн ‘Абдуссалама и аль-Карафи, как это было отмечено в книге «Сунан аль-Мухтадин» шейха аль-Мавака».

 

Пункт № 5

Пункт № 6

Пункт № 7

Шариатское постановление о смешении правовых школ, которое называется «фикцией подражания» (тальфик ат-таклид), в случаях разногласий (хиляфа).

‘Абдуль’азиз разрешал это, и он сказал в книге «Ад-Дурари аль-Мультакатат»: «Если человек ищет воду, которая была изменена чем-то чистым (тагайяр би шайин тахирин), то ему позволяется следовать имаму Абу Ханифе, делать омовение (йатаваддау) ею и совершать молитву. А если он поступает в соответствии со школой Имама Малика и других [Имамов], он должен сделать омовение чистой землей (тайямум) и не делать омовения (лям йатавадда) такой водой. Если он пожелает, он может соединять правовые школы и совмещать омовение с очищением землей и потом совершать молитву». Далее он сказал: «Здесь различные положения разошлись, и то же самое [мы наблюдаем] по всем вопросам разногласий (маса’иль аль-хиляф)».

Я говорю: «Среди этих ученых считается разрешенным соединение правовых школ, называемое «фикцией подражания» (тальфик ат-таклид). Этому учил и шейх Мар’ий ибн Йусуф аль-Ханбали, как явствует из его вопросов к аль-Уджхури на сей счет. В «Аз-Захрат аль-Вардийя фи аль-Фатауи аль-Уджхуурия» ‘Абдуль’али было упомянуто:

«Аль-Уджхури спросили о «фиктивном подражании». Спрашивающий приходился учеником шейху Мар’ийю ибн Йусуфу аль-Ханбали, да почиет он с миром. Текст вопроса ученика был таков: «Мой господин, да будет доволен вами Аллах, если человек следует за имамом аш-Шафи’и, делая протирание только части головы, а затем протирает свои половые органы, следуя мнению имама Абу Ханифы о том, что это не нарушает омовение. Или же он следует Имаму Малику в вопросе о собачьей слюне или навозе в продуктах питания. То для меня очевидно, что таковое разрешено, потому как омовение приверженца этого действительно в отношении его присоединения к [мнению мазхаба] аш-Шафи’и, и оно продолжит быть действительным после протирания своих половых органов, следуя Абу Ханифе.

Однако не разрешается преступать границы этого, особенно простолюдинам. Некоторые из людей Рифа, например, делают омовение без полного протирания головы, и когда они совершают омовение, они делают его, не протирая щиколотки, и вода часто смешивается с навозом животных. Хотя фикция в подобных случаях основывается на том, что было передано от прежних великих Имамов, таких как Имам Малик и его ученики, это, тем не менее, отрицалось более поздними правоведами. [И случилось оное] с тех пор, как отпали причины считаться с этим. Да и нет колебаний в вопросе аль-Карафи относительно брака без опекуна, приданного и свидетелей, поскольку изначально брак при таких обстоятельствах считался недействительным.

Таким образом, нет [пути] к построению «фиктивного подражания», как это было упомянуто в рассматриваемом специфическом правовом вопросе. Для того, кто считает это подходящим, это становится действительным. Недействительность слов тех, кто запрещает его, тоже различна. Поздние юристы (фукаха) все как один сказали, что лишается законного шариатского постановления, когда оно вступает в силу. Таким образом, имам аш-Шафи’и полагал это действительным, надлежащей необходимостью для того, кто следует его мнению. Если же человек следует за Имамом Маликом в суждениях о собачьей слюне, тогда его молитва действительна в соответствии со всеми правовыми школами, ибо оно зиждется на консенсусе (‘иджма); омовение действительно в связи с необходимостью подражания (таклид). Молитва с омовением действительна в чистой одежде, несомненно для того подходящей. Теперь, я надеюсь, ты просветился в [своем] вопросе».

Затем он спросил его: «Было передано, что смешение предотвращает приверженность [другой школе], невзирая ни на что, если это случилось один раз или два. Кто бы ни совершил омовение без [полного] протирания (следуя аш-Шафи’и), и вода становится загрязненной навозом животных, чье мясо съедобно (согласно Имаму Малику относительно ее чистоты), затем совершил молитву, то его молитва будет недействительна. Это так, поскольку каждый из Имамов считал недействительной такую молитву. Имам Малик сказал, что недействительным надлежит считать отсутствие протирания (масх) при совершении омовения. А как сказал аш-Шафи’и она полагается недействительной при загрязнении воды навозом домашнего скота. Аль-Карафи упоминал нечто подобное, включая правовую уверенность в правовой школе и следовании Имамам. Он упомянул это не посредством исследования, но убеждения. Не секрет, что вопрос о браке без законного опекуна, приданого и свидетелей – уникальная ситуация, и она в числе особых вопросов о смешении [положений различных мазхабов]. Таким образом, дело этим не может ограничиваться.

 

Пункт № 8

Пункт № 9

Пункт № 10

Пункт № 11

Пункт № 12

Пункт № 13

Пункт № 14

Шейх Усман Дан Фодио

 

Успех мусульман

(Тауфик аль-Муслимин)

Перевод Малика Куракина

 

 


 

Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Да благословит Аллах нашего господина Мухаммада, его семью и сподвижников и дарует им мир. Вся хвала принадлежит Аллаху, Который благословил нас благословением Имана и Ислама, и Который вывел нас посредством нашего господина и предводителя Мухаммада, да пребудут с ним лучшие благословения и самый безупречный мир от Аллаха. В продолжение этого книга названа:

«Успех мусульман в том, что касается шариатского постановления о следовании мазхабам муджтахидов, которые являются людьми, соответствующими Сунне» («Тауфик аль-Муслимин ‘аля Хукми Мазахиб аль-Муджтахидин»).

Я, с помощью Всевышнего Аллаха, изложил настоящую книгу в четырнадцати пунктах из числа вопросов о правовых школах (мазахиб) в форме ответов на них.

Содержание [книги таково]:

Пункт № 1. Каково шариатское постановление о правовых школах муджтахидов?

Пункт № 2. Каково шариатское постановление о том, кто следует им?

Пункт № 3. Каково шариатское постановление о следовании конкретной правовой школе?

Пункт № 4. Каково шариатское постановление о не следовании конкретной правовой школе?

Пункт № 5. Каково шариатское постановление о переходе из одной правовой школы в другую, и при каких обстоятельствах?

Пункт № 6. Каково шариатское постановление о переходе из одной правовой школы в другую лишь по некоторым вопросам?

Пункт № 7. Каково шариатское постановление о слиянии правовых школ, называемом «фиктивным подражанием» (тальфик ат-таклид) в случае разногласий (хиляфа)?

Пункт № 8. Каково шариатское постановление о выборе самой крепкой правовой школы?

Пункт № 9. Каково шариатское постановление о выборе самой слабой правовой школы?

Пункт № 10. Каково шариатское постановление об отходе от всех правовых школ?

Пункт № 11. Каково шариатское постановление о следовании конкретной правовой школе в школе мысли Имама Малика, да будет доволен им Аллах? А в особенности – обязательно ли это или нет?

Пункт № 12. Каково шариатское постановление о переходе из одного мазхаба в другой, согласно школе нашего. Имама Малика, да будет доволен им Аллах? А в особенности – разрешено это или нет?

Пункт № 13. Каково количество основных принципов юриспруденции (‘усуль аль-фикх) у нашего Имама Малика, да будет доволен им Аллах?

Пункт № 14. Какова наша цепочка достоверной передачи (санад) в юриспруденции нашего Имама Малика, да будет доволен им Аллах?

Пункт № 1

Постановление правовых школ (мазхабов) о муджтахидах.

Существует единодушное согласие (аль-иджма’) среди учёных Сунны, да будет доволен ими всеми Аллах, что все правовые школы – мазхабы – мусульман находятся на Истине.

‘Абдульваххаб аш-Ша’арани сказал в своей книге «Аль-Бахр аль-Мавруд фи аль-Мавафик ва аль-Ухуд»: «Если те, кто спорят без знаний, проанализируют ситуацию, они обнаружат, что правовые школы мусульман воплощаются в Шариате, и нет ни одной мысли чтобы они отказывались от него, как я пояснил это в предисловии к моей книге, которая называется «Кашф аль-Гумат ‘ан Джами’и аль-Умма».

Он также сказал в своей книге «Аль-Йавакит ва аль-Джавахир»: «Я, с помощью Аллаха, обнаружил доказательства муджтахидов и не нашел единой ветви их правовых школ, кроме случаев, когда это основывалось на устном доказательстве. Это независимо, был ли доказательством Коранический стих, Пророческое сообщение (хадис), исторический рассказ (асар), или устный вывод по аналогии (кыяс сахих), основанный на устной передаче. Как бы ни было, их слова происходят из:

1). Ясной достоверной пророческой передачи (сахих аль-хадис).

2). Исторического рассказа (асар), или

3). Умозаключения по аналогии (кыяс).

Среди них есть те, что происходят из этих трех производных. Среди них есть близкие, ближайшие, отдаленные и отдаленнейшие. Все они происходят из лучей света Шари’ата в своей основе. Потому что немыслимо, чтобы они исходили из другой основы».

 ‘Абдуль’азиз ад-Дайри сказал в своей книге «Ад-Дурари аль-Мультакатат фи аль-Маса’иль аль-Мухталяттат»: «Все правовые школы [находятся] на Истине». ‘Абдуррахман ас-Суюти[1] сказал в своём труде «Ан-Никайя» об обязательности «осознавать, что аш-Шафи’и, Малик, Абу Ханифа, Ахмад и остальные Имамы ведомы их Господом».

Это было упомянуто в «Идат аль-Джуна» Ахмада аль-Макри: «Малик и люди самостоятельного решения. Все они ведомы по правильному пути, как имам аш-Шафи’и и имам Абу Ханифа, имам Ахмад, обладатель выдающегося ранга. Все они под руководством их Господа».

Это было упомянуто в «Аль-Каукаб ас-Сати’и» ‘Абдуррахмана ас-Суюти: «Имамы Малик, аш-Шафи’и и Ханбаль, который Исхак, ан-Нуман и Ибн Ханбали, Ибн ‘Уяйна вместе с ас-Саури, Ибн Джарир вместе с аль-Ауза’и, ат-Тахири и последователи Имамов – они ведомы милостью их Господа».

Это было упомянуто в «Шафият аль-Кулюб» Мухаммада ат-Тагуги: «Малик, аш-Шафи’и и аль-Ханбали, аль-Ханафи, Исхак, обозначаемый, как аль-Ханбали, и другие среди благородных Имамов полностью ведомы их Господом».

Это было упомянуто в «Назм аль-Кубра» шейха Тахира ибн Ибрахима: «Малик и остальные Имамы являются ведущими Умму к праведности. И ан-Нуман, аш-Шафи’и и Ахмад – каждый из них на прямом пути к Ахмаду[2]».

 

Пункт № 2

Шариатское постановление о том, кто следует (каляда) мазхабу.

Суннитские ученые, да помилует их всех Аллах, единодушно согласились, что тот, кто следует (каляда) одной из правовых школ муджтахидов, может быть уверен во встрече с Аллахом и в том, что любая из них приведет его к Раю.

Это было упомянуто в «Тальхис аль-Ихван» Мухаммада ат-Тагуги: «Кто бы ни следовал ученому, встретит Аллаха безо всякой опаски».

Это было упомянуто в «Аз-Захрат аль-Вардийя фи аль-Фатауи аль-Уджхурийя» ‘Абдуль’али: «Аль-Уджхури сказал, что аль-Карафи[3] сказал в своем комментарии к «Ат-Танких»: Все правовые школы – тропинки (масалик) к Раю. Кто бы ни следовал (салака) по этим тропинкам, он обязательно придет, как сказал аз-Зунати».

Ибн Джузайй сказал в своем трактате «Аль-Каванин» после упоминания о четырех Имамах и других: «Все и каждый из них были муджтахидами в религии Аллаха, и их школы это пути, ведущие к встрече с Всевышним Аллахом».

Пункт № 3

Шариатское постановление о следовании конкретной правовой школе из правовых школ муджтахидов.

‘Абдуррахман ас-Суюти поднял вопрос в своем комментарии к «Аль-Каукаб»: «Обязательно ли (ваджиб) для обычного человека и тех, кто не достиг уровня самостоятельного правотворчества (иджтихад) следовать конкретной правовой школе (мазхаб муаййин) из правовых школ муджтахидов? Существует два мнения:

1). Да, это обязательно. Это обсуждалось в «Джами’ аль-Джавами».

2). Нет, это не обязательно. Ан-Навави выбрал это мнение».

 

Пункт № 4

Шариатское постановление о не следовании самостоятельным мазхабам среди правовых школ муджтахидов.

‘Абдуррахман ас-Суюти сказал в своем комментарии к «Аль-Каукаб»: «Говорят, что не обязательно (ля ваджибу) следовать конкретной правовой школе. Это было характерно для ан-Навави, как мы привели ранее. Он сказал: «Тот, кто нуждается в законном доказательстве, ему не нужно браться за отдельную правовую школу. Наоборот, он может искать законное решение (йастафти) у кого пожелает».

Я говорю: «Это мнение было также характерно для Иззуддина ибн ‘Абдуссалама и аль-Карафи, как это было отмечено в книге «Сунан аль-Мухтадин» шейха аль-Мавака».

 

Пункт № 5


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.063 с.