Основные этапы в истории Древнего Египта. Общественный и государственный строй — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Основные этапы в истории Древнего Египта. Общественный и государственный строй

2019-08-07 375
Основные этапы в истории Древнего Египта. Общественный и государственный строй 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1)

Образование государственности в Месопотамии. Усиление Вавилона. Государственный строй Вавилона. Ново-Вавилонское царство.

Вавилонское государство располагалось в Азиатском Междуре­чье (между реками Тигр и Евфрат). Первые государства на этой территории возникли в начале 3-го тыс. до н. э. Это были не­большие города-государства, в общественном и государственном строе которых длительное время сохранялись пережитки родоплеменной организации. Древнейшим населением страны, заложив­шим основы цивилизации в Междуречье, были шумеры.

Около 2000 г. до н. э. Междуречье было захвачено кочевниками-амореями, победившими Шумеро-Аккадское царство и широко расселившимися на его территории. Одним из их опорных пунктов стал Вавилон. Удобное географическое положение обес­печивало возвышение Вавилона. Он становится столицей неболь­шого царства. При шестом царе, Хаммурапи, Вавилон стал столицей огромного государства, включавшего большую часть Междуречья. Созданное Хаммурапи государство, получившее на­звание Вавилония по имени его столицы, было большим, но не сильным.

Новый подъем Вавилон переживает в VII—VI вв. до н. э. Пе­риод с 626 по 539 г. до н. э. определяется как время существова­ния Ново-Вавилонского, или Халдейского, царства. При Навуходо­носоре II Ново-Вавилонское царство превратилось в могуществен­ную державу. Это было время роста крупного землевладения, расцвета рабовладельческих отношений. Большое развитие получи­ли ремесло и торговля, осуществлялось строительство грандиозных храмовых, оборонительных и ирригационных сооружений. Опорой сильной царской власти служило жречество, бывшее выразителем интересов торгово-рабовладельческой верхушки общества.

Древневавилонское царство представляло собой централизо­ванное государство. В руках царя была сосредоточена законода­тельная, исполнительная и судебная власть. Вместе с тем царская власть не была сильной. Царь рассматривался как наместник и служитель бога на земле. Снизу царская власть ограничивалась сильным духовенст­вом и богатыми городами. Три священных города Вавило­нии — Ниппур, Сиппар и Вавилон — имели льготные грамоты, ставившие их в привилегированное положение. Царь не имел права сажать в тюрьму граждан этих городов, требовать с них солдат, заставлять работать в храмовых хозяйствах. Блюстителями неприкосновенности прав городов выступали жрецы. Древневавилонские правители создали отлаженный механизм управления. Достигнуто это было путем личного внимания ко всем, даже мельчайшим делам своего государства. Служилая знать вытеснила родовую. Все управление было сосредоточено в царском дворце. Дворцовая система управления отличалась тем, что лица, управлявшие царским хозяйством, занимали высшие должности в государстве; четкого разграничения функций между ними не было. Среди высших сановников государства — визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник. Очень высоко ценились писцы. В системе государственных органов управления различались центральные и местные. Большими городами управляли наместники царя. Судебные функции выполняли чиновники, назначаемые царем: наместники и правители местности. Высшей судебной инстанцией был царь. Общинные и храмовые суды все больше теряли свое значение. В Вавилоне существовала постоянная армия.

Образование и развитие государства Древнего Китая.

Период Шан (18-12 вв до н.э.), Чжоу (с 12 в до 221г. до н.э.), Цинь (221-207), Хань (206 до н.э. – 220 н.э.)

Образование государства после покорения племени ся племенем шан в 18 в. до н.э.Чэн Тан первый царь. Процесс перехода от первобытно-общинного строя к классовому обществу был активизирован покорением одного народа другим. Рабовладельческий строй. Общинное землепользование – «колодезные поля».

Период западного, восточного чжоу и период воюющих царств. В конце введение земельного налога. Смена правящей верхушки (аристократии). Отказ от прежней земельной системы. Распад страны.

Государство Цинь. Реформы Шан Яна: свободная купля-продажа земли, распад общины, принудительное дробление больших семей, адм. деление по территориальному принципу, новый налог (по кол-ву земли), 18 степеней знатности за боевые заслуги, обязательные законы. Строгое соблюдение законов. Образование империи.

Ханьская династия. Лю Бан. Ограничение земли и рабства. 13 округов. Ван Ман. Восстание краснобровых. 5 органов, императорский совет. Восстание желтых повязок.

 

ГРЕЦИЯ И РИМ

 

Образование и развитие феодального государства в Германии. «Священная Римская империя германской нации». Золотая булла 1356 года

По Верденскому договору 843 г. из состава Франкской империи в самостоятельное государство была выделена Германия. Она представляла собой совокупность более или менее самостоятельных герцогств: Швабии, Саксонии, Тюрингии и др. В экономическом отношении Германия являлась одной из наиболее отсталых стран Европы.

Здесь феодальные отношения развились намного позже, чем во Франции. Германское общество разделялось на два основных сословия: военное рыцарство и податное крестьянство. Образованию этих двух главных сословий способствовала реформа короля Генриха I Птицелова (X в.), основной целью которой была необходимость формирования конницы для борьбы с вторгнувшимися венграми. По этой реформе, все лица, которые могли сражаться в конном строю, были зачислены в военное сословие, остальные зачислялись в податное сословие. Военное сословие было неоднородно. Помимо крупных землевладельцев, светских и духовных, в его состав входило довольно многочисленное среднее и мелкое рыцарство. Податное сословие распадалось на свободное и несвободное. Часть крестьян довольно долго оставалась свободными земельными собственниками. Несвободные являлись крепостными или холопами (дворней) землевладельцев.В XII в. в Германии оформились феодальные сословия. Это было связано с торжеством ленной системы вассалитета. Структура класса феодалов определялась отношениями земельной собственности. Самым крупным собственником был король. Но его домен постоянно изменялся. Короли раздавали земли церковным и светским феодалам, но в то же время присоединяли к домену захваченные чужие территории и конфискованные у феодалов лены. Большая часть земли в Германии в IX-XII вв. принадлежала светским феодалам. Наиболее крупными землевладельцами после короля были герцоги, маркграфы и пфальцграфы. За ними следовали "свободные господа" - служилая знать (графы, фогты). Затем шли рыцари, к ним относились все свободные, два предка которых носили оружие. Наряду со светской феодальной знатью крупными феодалами были прелаты церкви - архиепископы, епископы и аббаты. Взаимоотношения между феодалами строились на ленных связях и были многоступенчатыми, однако в некоторых случаях сохранялось прямое подчинение феодальных собственников королю, что типично для раннефеодального государства.Для вассально-ленных отношений в Германии характерны следующие особенности: замедленность процесса складывания ленных отношений; неравномерность течения этого процесса по отдельным герцогствам; сравнительная централизованность системы ленных отношений. Основную массу зависимого крестьянства составляли колоны и полусвободные крестьяне - литы. Наиболее угнетенной частью населения были сервы. Особую категорию составляли крепостные фиска и короля, церковные крепостные. Различия в юридическом статусе отражали разные формы феодальной зависимости. Государственный строй. В 1Х-Х вв. в Германии происходило усиление королевской власти, обусловленное тем, что многочисленные крупные и средние земельные собственники - аллодисты нуждались в помощи сильной королевской власти для захвата общинных земель и закрепощения свободных общинников; сильная королевская власть нужна была монастырям и епископатам, заинтересованным в расширении церковного землевладения; политического объединения Германии требовало наличие внешней опасности (нападение норманов, венгров).Объективные предпосылки для усиления королевской власти в Германии были использованы королями Саксонской династии, при первых представителях которой - Генрихе I и Оттоне I - фактически сложилось Германское раннефеодальное государство. В борьбе с герцогами королевская власть пыталась опереться на поддержку церкви. Так, Оттон I, стремясь ограничить самостоятельность герцогов, ввел так называемые "оттоновские привилегии", сущность которых состояла прежде всего в территориальном расширении церковного иммунитета, распространенного не только на церковные владения, но и на весь округ, где были расположены эти владения. С другой стороны, церковный иммунитет был расширен по самому своему содержанию: владелец иммунитета получил право не только низшей, но и высшей уголовной юстиции в пределах своего округа. Таким путем в пределах герцогских территорий были созданы самостоятельные церковные округа, непосредственно связанные с королевской властью: король облагал церковные земли налогами в свою пользу, получал доходы с вакантных церковных должностей. Судебные функции в иммунитетном округе были переданы королевскому чиновнику - церковному фогту, находящемуся в прямом подчинении центрального правительства. Укрепив свои позиции, император Оттон I, стремясь получить императорскую корону и тем возвысить свою власть над властью герцогов в Германии в середине Х в., предпринял удачную попытку завоевания Италии, что давало широкие возможности земельных и денежных захватов для германских феодалов, и, кроме того, господство в Италии означало господство над папой и соответственно укрепление королевской власти над епископами. Римский папа в это время нуждался в поддержке германского короля, так как местные феодалы захватили власть в Риме. В 962 г. он возложил на Отгона I императорскую корону. Возрожденная империя получила впоследствии название "Священной римской империи германской нации": "священной", потому что во главе ее должны были стоять совместно папа и император при фактическом преобладании последнего; "римской", потому что ее рассматривали как преемницу Западной римской империи; "германской", потому что ставилась цель объединения Германии и Италии при господстве Германии. Королевский двор. Центром высшей государственной власти был королевский двор. Он включал в себя членов королевской семьи, их слуг, министериалов и служащих свободного происхождения, которые составляли правительственный аппарат. Между этими служащими и личными королевскими слугами не проводилось строгих различий, функции их частично смешивались. При королевском дворе постоянно находилось значительное число церковных и светских феодалов. Из их среды рекрутировались высшие сановники: стольник, чашник, камерарий, маршал, капеллан, дворецкий, канцлер. Канцлер - главное должностное лицо- ведал почти всеми делами управления. Важное значение имела должность дворецкого (майордома), ведавшего дворцовыми делами. Обслуживающий персонал состоял из министериалов, функции которых не ограничивались собственно дворцовой службой. Поскольку других органов исполнительной власти не существовало, министериалы вели правительственные дела. Постепенно они отодвинули сановников на задний план. В политической жизни страны огромную роль играли собрания феодалов. Они выступали как суверенный орган при отстранении королей от власти, в период междуцарствий. Собрания определяли компетенцию короля, издавали законодательные акты, вступали в переговоры с папой, на собраниях производились назначения на высшие государственные должности, предоставление ленов. В начале XI в. при короле образовался совет из высших представителей знати (гофстаг), совместно с которым король рассматривал наиболее важные дела. Герцогства. В Германии длительное время существовали отдельные племенные герцогства. В X-XI вв. рост феодального землевладения и этническое сплочение населения страны привели к разложению системы раннефеодальной организации. Герцогства превращались в территориальные княжества, представлявшие собой замкнутые политические образования. Они располагали почти полным суверенитетом и только в слабой степени подчинялись верховному сюзеренитету короля. Княжества сложились на базе крупных вотчин. Превращение феодала в князя осуществлялось путем установления права собственности на все земли в черте его территории и приобретения иммунитетных привилегий. В конце XI в. восторжествовали принципы избирательной монархии. Избрание короля князьями представляло собой юридический акт. Тот. кто не участвовал в выборах, считал себя свободным от королевской власти.      Феодальная раздробленность Германии была закреплена Золотой буллой 1356 г., изданной при императоре Карле IV. Согласно этому документу император Германии избирался коллегией курфюрстов, состав которой был четко определен. Достоинство курфюрстов было признано за тремя духовными землями (Майнц, Кельн и Трир) и четырьмя светскими (Богемия, Пфальц, Саксен-Виттенберг и Бранденбург). Выборы производились большинством голосов. Император признавал самостоятельность курфюрстов в их владениях и вообще обязывался не вмешиваться во внутренние дела князей. Было узаконено право князей Империи вести войны против друг друга. Запрещались только войны вассалов против сеньоров. В числе прав, предоставленных курфюрстам, была регалия, т.е. исключительное право добычи драгоценных металлов, а также чеканки монеты. Провозгласив, что империя является политической организацией суверенных князей и города не могут независимо от князей претендовать на политическую роль. Золотая булла воспретила союзы городов. Решение всех важных дел империи передавалось коллегии курфюрстов, которая должна была созываться ежегодно. В пределах своих владений князья  получили все права самостоятельных властителей. Объединившая их связь была чисто номинальной. Империя сохранялась как символ, как название, но не как реальное политическое единство. Коллегия имела право суда над императором и его смещения. Взимание пошлин, право высшей юрисдикции - все это принадлежало курфюрстам. Таким образом, в Германии была юридически оформлена олигархия нескольких крупнейших феодалов сложившаяся еще до Золотой буллы. 16) Особенности сословно-представительной монархии в Германии. Распад на отдельные княжества. Король пытался добиться абсолютной власти, но не сумел достичь поддержки городов. Германия пыталась завладеть Римской короной, но это ее не сплотило. Не было внешней угрозы. Золотой буллой была закреплена раздробленность, однако запрещены союзы городов. В Германии была юридически оформлена олигархия нескольких крупнейших феодалов. Выборный император с «избирательными капитуляциями». Собирался рейхстаг для установления мира, вопросы войны, организация военных действий, территориальные изменения княжеств, имперские повинности и т.д. Император не располагал средствами, у него не было своего войска, не существовало общеимперского суда. Появляются ландтаги (изначально суды, затем решали практически все государственные вопросы), отчасти заменили рейхстаг на местах. Большую роль в управлении играли города. Широкая система судов. 17) Абсолютизм в Германии. Императорская власть. «Княжеский абсолютизм».

Конец 15- 16 век в Германии- время экономического подъема. Но экономическое здесь отличалось большой неравномерностью по отдельным районам, что обусловило объединение интересов по отдельным землям вокруг местных центров, что способствовало политической раздробленности.

Реформация расколола Германию на протестантскую и католическую(юг).

В результате Крестьянской войны в 20-х годах 16 века, а княжеская власть еще больше усилилась за счет того, что княжеские города попали в зависимость от князей, часть дворянства оскуднела и была вынуждена искать опоры у князей.

Тридцатилетней войны, которая велась под лозунгом борьбы между католиками и протестантами, закончилась победой северогерманских князей, которые по Вестфальскому миру получили право заключать союзы не только внутри страны, но и с иностранными государствами. Это привело к полному торжеству партикуляризма в государственном строе. Внутри княжеств власть князей продолжала усиливаться.

В 17 веке в герм. княжествах установился абсолютизм, отличавшийся от централизованных абсолютных монархий Запада: 1)абсолютизм сложился не в масштабе всей империи, а в рамках княжеских владений 2) княжеский абсолютизм явился выражением полного торжества феодальной реакции, ее победы над буржуазным движением.

Пруссия и Австрия. Наиболее крупными абсолютистскими государствами империи были Пруссия и Австрия, между которыми уже начиналось соперничество за политическое верховенство в империи.

Король Пруссии — входил в имперскую коллегию курфюрстов. Высшим органом государственного управления был Тайный совет при короле. Ему подчинялись первоначально три директории: финансовая, военных дел и королевских доменов. Особое значение приобрела директория военных дел, которая ведала организацией и вооружением постоянной армии. Прусская армия была одной из самых больших в Европе и славилась своей муштрой и палочной дисциплиной.

Основными тенденциями развития государственного строя Пруссии в XVIII в. стали дальнейшая централизация и милитаризация государственного аппарата, возвышение военно-управленческих органов над гражданскими. Значительная часть полномочий Тайного совета переходит к Генеральному военному комиссариату. Ликвидируется городское самоуправление. На весь государственный аппарат были распространены воинские звания, военная субординация и дисциплина.

По своему политическому режиму Прусская монархия может быть охарактеризована как военно-полицейское государство. В нем получили широчайшее развитие произвол властей, цензура и мелочная регламентация не только государственной, но и частной жизни подданных.

Во второй половине XVIII в. в Пруссии и Австрии проводилась политика так называемого просвещенного абсолютизма. Примером такой политики может послужить Австрия.

Австрия в отличие от Пруссии не представляла собой централизованного государства. Она была многонациональной страной. В Австрии господствовало католическое вероисповедание. С XV в. короли Австрии становились германскими императорами и Австрия считалась их домениальным владением.

Система центральных органов Австрии не была строго упорядоченной и постоянно перестраивалась. Высшим органом власти и управления вместе с монархом был Тайный совет. В дальнейшем он был заменен конференцией, которая стала постоянным учреждением (с начала XVIII в.). Военными делами ведал придворный Военный совет. В 1760 году с целью объединения всех отраслей управления был учрежден Государственный совет.

После смерти Карла VI единственной наследницей престола являлась его дочь Мария-Терезия, но германские законы запрещали наследование престола по женской линии. Марии-Терезии пришлось завоевывать власть в борьбе с Пруссией и Баварией. Став во главе Австрии, Мария-Терезия свои реформы начала с военной сферы. Была введена система рекрутских наборов. Для подготовки офицерских кадров учреждалась военная академия. Было ограничено крепостное право: сокращена барщина, введен контроль со стороны государства за судебной властью помещиков. Финансовая реформа выразилась во введении всеобщего подоходного налога на базе всеобщей переписи населения. Значительное внимание уделялось образованию: за счет государства создавались школы, специальные учебные заведения. Все эти реформы сопровождались централизацией государственного аппарата, упразднением остатков сословно-представительнои монархии. 

Продолжателем дела Марии-Терезии стал ее сын Иосиф III, выбранный в 1765 г. Императором Германии. Иосиф II отменил крепостное право. Школьному обучению было дано светское направление. Церковная реформа ограничила привилегии католической церкви, был принят эдикт о веротерпимости. Государство оказывало поддержку сельскому хозяйству и промышленности; были уничтожены многие внутренние торговые пошлины, увеличены пошлины на ввозимые товары. Было введено строго централизованное управление, уничтожены различия между областями. Недовольство методами осуществления реформ со стороны как социальных, так и национальных сил привело к массовым выступлениям против проводимых преобразований. Перед смертью Иосиф II отменил все свои реформы. Но те нововведения,  которые успели дать результаты, значительно продвинули Австрию в развитии и создали почву для становления капиталистических отношений.                                              

Образование единого государства во Франции. Реформы Людовика IX.

С 13 века во Франции начинается процесс преодоления феодальной раздробленности и усиления королевской власти. Короля поддержали города, поскольку хотели выйти из-под власти сеньоров, которые рассматривали города как источник доходов. Они произвольно повышали цены, торговые пошлины, судебные штрафы. Горожане восстали против своих сеньоров, образовали тайные союзы (коммуны). Прошли коммунальные революции, в результате которых города стали свободны от своих сеньоров и получили хартии вольности.

Также короля поддержали мелкие и средние феодалы, так как они искали защиты от произвола крупных феодалов и хотели удержать повинность крестьян.

Произошла отмена выборности короля, отныне престол переходил к старшим сыновьям королей из династии Капетингов. Присягу верности вассалы всех рангов стали приносить непосредственно королю.

К началу 14 века большая часть Франции присоединилась к королевским владениям, выросшим в 4 раза.

Важным этапом в объединении страны стали реформы Людовика IX:

· Административная – оформилось центральное управление Францией. Главным учреждением стал королевский совет, из него выделился малый королевский совет.

· Судебная – была создана верхняя судебная палата – Парижский парламент. Королевский суд был объявлен высшим апелляционным судом для всего королевства.

· Военная – Король запретил поединки в своем домене. Он заставил феодалов в спорных ситуация обращаться исключительно к королю. Он значительно ограничил право частной войны и установил 40 дней короля – это срок между ссорой и началом войны, в течение которых феодал, получивший вызов на войну, мог искать защиты у короля.

· Монетная – была введена единая монета. Выросли доходы казны от торговли и промышленности.

Образование США. Декларация независимости. Статьи конфедерации

В 17 — 18 веках на Атлантическом побережье Северной Америки были основаны 13 английских колоний. Королевские грамоты предоставляли им известную автономию во внутренних делах, но подчеркивали, что колонисты остаются подданными короны, а значит, полноправными гражданами Англии.

Воодушевляемые идеалами «естественного права», поселенцы стали сами создавать законы, по которым собирались жить. Непременным условием считалось признание свободы религии, невмешательство властей в дела культа, «свобода совести». Точно так же признавалось непререкаемым право граждан выбирать должностных лиц, носить оружие, создавать по своей воле военные отряды (ополчения), участвовать в налогообложении; суд присяжных и английское «общее право» (прецедентное право).

Поселения образовывали с течением времени политические союзы. Правительство Англии скрепляло их хартиями. Так возникали колонии. Эмигрируя, дворяне поселялись на юг от реки Потомак (возникали крупные плантационные хозяйства, обслуживаемые руками ирландцев и негров-рабов), крестьяне и ремесленники — на север от нее (преобладает фермер, ремесленник, торговец, предприниматель).

На республиканском (по духу) Севере получают важное развитие органы самоуправления, чаще всего сосредоточенные в церковном приходе. Уполномоченные от городов и поселков составляют нечто вроде парламента колонии. Он избирал губернатора.

На Юге господствуют монархические убеждения; губернатор назначается королем; существуют две палаты; господствует англиканская церковь.

Правительство Англии желало видеть американские колонии разрозненными, чтобы тем легче было их эксплуатировать. Колонии обязаны были сбывать свои товары только в Англию и только оттуда ждать нужных им товаров. Глухое недовольство переросло в открытую оппозицию, когда Англия возложила на колонии бремя произвольных налогов и сборов. Июль 1776 года — представители 13 колоний, собравшись в г. Филадельфии, составили и обнародовали «Декларацию независимости Соединенных Штатов»: она была манифестом народного восстания против «законного» правительства; Декларация заявила, что угнетенный народ имеет право на восстание; высшая власть заключена в народе («народный суверенитет»), и только народ решает, какое правительство соответствует его интересам — "Мы считаем самоочевидным, что все люди рождены равными, что они наделены... некоторыми неотъемлемыми правами, в числе которых — жизнь, свобода и стремление к счастью. Правительства устанавливаются для обеспечения этих прав, и «если какая-либо форма правления становится губительной для народа, то народ вправе изменить или уничтожить ее и установить новое правительство. ...»; Декларация объявляла об уничтожении политической зависимости колоний от короля и правительства Великобритании. Колонистам удалось создать армию, найти способного командующего (Д. Вашингтона). Главными элементами революционной армии явились фермеры, ремесленники, рабочие. Руководство революцией находилось в руках блока купцов и фабрикантов Севера и плантаторов Юга.

По миру, подписанному в 1783 году в Версале, Англия признала независимость Соединенных Штатов.

Первая конституция США — «Статьи конфедерации» 1781 год — создавали не столько государственный, сколько межгосударственный союз. Каждый штат сохранял «суверенитет, свободу, независимость и всякую власть, юрисдикцию и право», имел свой парламент, свое правительство, свою конституцию. Делегации штатов, уполномоченные их парламентами, собирались на ежегодно созываемые сессии конгресса, где каждый штат располагал одним голосом из тридцати. Основные вопросы политики (войны, мира, м/н договоров, чеканка монеты, бюджет) — решались квалифицированным большинством, не менее чем девятью голосами (из 13). В промежутках между сессиями конгресса его функции переходили комитету штатов, в котором каждый из них имел своего представителя. Два или более штатов не могут заключать между собой союзы без согласия на то остальных Штатов. Все расходы на общую оборону — из общей казны.

Реформы Генриха I

В правление Генриха 1 был значительно усовершенствован центральный государственный аппарат:

Королевская курия разделилась на большой совет и малую курию - постоянно правительственный орган. Большой совет созывался три раза в год (на Рождество, Пасху и Троицу) в составе сановников короля. Главных его служащих и крупнейших представителей знати страны. В его компетенцию входило давать королю советы по всем вопросам, вносившимся на обсуждение, и заслушивать решения и законодательные акты короля. Обязательной силы рекомендации совета не имели. Однако король был заинтересован в функционировании этого учреждения, поскольку таким путем он мог добиться признания влиятельными феодалами своих политических действий.

Малая курия осуществляла высшуюсудебно – административную и финансовую власть. В ее состав входили королевские сановники: лорд – канцлер, лорд – казначей, камергер, стюард дворца, хранитель личной королевской печати и служащие двора, а также специально приглашаемые прелаты и бароны. При Генрихе 1 малая курия распалась на собственно Королевскую курию, выполнявшую функцию верховного судебно – административного органа, и Счетную палату, ведавшую финансовыми делами короля. Заседания курии возглавлял король, а в его отсутствие – высший юстициарий. Видное место в управлении занимали канцлер, выполнявший роль государственного секретаря, и казначей, заведовавший королевской казной и возглавлявший счетную палату. К высшей сановной знати принадлежали также коннетабль (осуществлял юрисдикцию по военным делам) и маршал (участвовал в заседаниях казначейства и судебных собраниях курии).

Государственный аппарат, созданный Генрихом 1, получает дальнейшее развитие в царствование Генриха 2.

Реформы Генриха II.

Хабеас корпус акт

1)

Основные этапы в истории Древнего Египта. Общественный и государственный строй

В Египте раньше, чем в других странах, сложилось классовое рабовладельческое общество и впервые в мире возникло государ­ство. Когда там появились первые государственные образования, достоверно не известно, но уже к 3-му тыс. до н. э. государство в Египте существовало. Ко времени образования единого египетского царства на его территории было примерно 40 отдельных областей (номов), во главе которых стояли правители — номархи. Номархи пыта­лись распространить свою власть над всей страной, ведя ожесто­ченные войны со своими соседями.

Первоначально номы объединились в два самостоятельных го­сударства — Верхний Египет и Нижний Египет. Первое объедине­ние Египта произошло в период Раннего царства и было осущест­влено фараоном Менесом. История древнеегипетского государства делится на несколько периодов: Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства.

Раннее. Египетское государство этого периода еще напоминает древний достаточно примитивный племенной союз. Общины фактически владели зем­лей на основе общинного землевладения, однако государственная власть считала себя верховным собственником всей земли и взи­мала в свою пользу часть доходов свободного населения общин. В период Раннего царства произошло покорение Нижнего Египта Верхним, и в результате образовалось двуединое царство. Во главе государства стоял царь. Рабовладельческая знать обладала важными должностями в самом царском хозяйстве. Данный пери­од характеризуется формированием государственного аппарата.

Древнее. Древнее царство охватывает период около 2700—2400 гг. до н. э. В это время в Египте образовалось первое сильное цен­трализованное рабовладельческое государство. Древнее царство отличалось высоким уровнем развития хозяйства. Хорошо органи­зованная армия работников обеспечивала население страны всем необходимым. Жизненный уровень различных слоев населения уже был четко определен. На верху общественной лестницы стоя­ла крупная рабовладельческая знать, обладавшая огромными зе­мельными владениями. Крупные землевладельцы занимали важные должности при дворе и в государственном управлении. Особую роль в египетском обществе играли жрецы. Жрецы служили опорой царской власти, прославляя фа­раонов. Основной рабочей силой в государстве были крестьяне-общин­ники. В эпоху Древнего царства рабов было еще мало, хотя сущест­вовал рабский рынок, людей покупали и продавали. Рабы использовались, как правило, для ра­боты в домашнем хозяйстве.

Государственный строй Древнего царства характеризуется центра­лизацией управления. При помощи религиозной идеологии обоготво­рения царя и его деяний укреплялся авторитет фараона. В его руках сосредоточилась вся законодательная, исполнительная и судебная власть. Важнейшие должности в государстве — верховных сановников, военачальников, хранителей сокровищ, начальников работ, верхов­ных жрецов — занимали, как правило, члены царского дома. Первым лицом в государственном управлении после царя был верховный сановник (джати). Он направлял деятельность верховных судебных органов, ведал местным управлением, управлял разными го­сударственными мастерскими, руководил всеми работами царя, в его ведении находились различные государственные хранилища. Значительного развития в Древнем царстве достигло военное дело. Известен ряд званий военачальников. В этот период создаются важнейшие ведомства государства: воен­ное, ведомство общественных работ, финансово-податное, судебное.

Форма социально-политического устройства, при которой глава государства, обладающий всей полнотой власти, обожествля­ется, управление осуществляется с помощью бюрократического ап­парата, а свободное население страны обременено различными го­сударственными повинностями, называется восточной деспотией.

К концу эпохи Древнего царства власть фараонов стала осла­бевать. Упадок царской власти приводит к наступлению в Египте «смутного времени». Но по прошест­вии переходного периода смут на развалинах его возникает новое царство — Среднее.

Среднее. С конца 3-го тыс. до 1600 г. до н. э. продолжается эпоха Среднего царства. На местах стали выдвигаться номовые владетельные роды. К концу этой эпохи зна­чение местной знати усиливается. Ее поддерживают широкие круги населения. В результате страна распадается на полунезависимые области.

Общественные отношения в эпоху расцвета Среднего царства (XVIII в. до н. э.) отмечены двумя важными чертами: с одной сто­роны, происходит значительный рост рабовладения в частных хо­зяйствах и изменяется положение землевладельцев, с другой сто­роны, расслоение сельских общин приводит к образованию слоя мелких собственников — неджесов («маленьких»). Среди неджесов выделялись зажиточные хозяева и мелкие крестьяне. Растет значение средних слоев горожан в жизни общества. Город представляет собой общину, которая яв­лялась юридическим лицом, владевшим рабами и землей.

Начало эпохи Среднего царства ознаменовано почти неограни­ченной властью номархов. Главной опорой царя были придворная, служилая знать, а также воинство, охранявшее царя. Завоева­ние Египта под конец Среднего царства гиксосами.

Новое царство. С поражения и изгнания гиксосов начинается период Нового царства, который продолжается около 500 лет (1575—1087 гг. до н. э.). Ра­бовладельческие отношения в Египте в период Нового царства сравнительно глубоко проникли в общество. Развитие рабства можно объяснить воз­росшей потребностью небольших хозяйств в рабском труде, кото­рый использовался уже не только в домашнем хозяйстве. Из сре­ды рабов выходили каменотесы, перевозчики камня, кузнецы, ткачи, строители и другие ремесленники.

Особенностью общественных отношений в Новом царстве яв­ляется возвышение жречества. С ростом богатства высшего жре­чества происходит его освобождение от зависимости по отноше­нию к центральной власти. Жречество превращается в замкнутую наследственную касту.

Государственный строй характеризуется укреплением системы централизованного бюрократического управления. Страна была разделена на два административных округа: Верхний и Нижний Египет, которые, в свою очередь, делились на области (номы). Во главе каждого округа стоял особый наместник фараона, что еще более способствовало централизации управления. Города и крепости возглавляли начальники, назначенные фараоном. Отличительной чертой государственного строя данного периода является тот факт, что фараон покровительствует сановникам, вы­шедшим из низов, в противовес тем, кто унаследовал ранг и бо­гатство от предков. Таким образом, служилая знать отодвигает на второй план знать аристократическую. Первым и высшим сановником был везир. Он ведал установ­лением придворного церемониала во дворце, всеми канцеляриями, управлением столицы, распоряжался всем земельным фондом страны и всей системой водоснабжения; в его руках была высшая военная власть, сосредоточены верховный судебный надзор и кон­троль за всем податным и местным управлением. Важными


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.