Предупреждение загрязнения морской среды — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Предупреждение загрязнения морской среды

2019-08-07 151
Предупреждение загрязнения морской среды 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра судовых энергетических установок

 

Ивановская А.В.,  Зарецкая А.К.

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ МОРСКОЙ СРЕДЫ

 

 

Конспект лекций

для курсантов специальности 26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок очной и заочной форм обучения

 

 

Керчь, 2016 г.

 

УДК 629.5.068:502.51(26)

 

Составители:   

Ивановская А.В., канд. техн. наук, доцент кафедры судовых энергетических установок ФГБОУ ВО «КГМТУ» ______________________

Зарецкая А.К., старший преподаватель кафедры судовых энергетических установок ФГБОУ ВО «КГМТУ»

 

 

Рецензент: Клименко Н.П., канд. техн. наук, доцент кафедры судовых энергетических установок ФГБОУ ВО «КГМТУ» ______________________

 

 

Конспект лекций рассмотрен и одобрен на заседании кафедры судовых энергетических установок ФГБОУ ВО «КГМТУ»,

протокол № _____ от ____________20____г.

Зав. кафедрой СЭУ _______________В.Л. Конюков

 

 

Конспект лекций утвержден и рекомендован к публикации на заседании методической комиссии МФ ФГБОУ ВО «КГМТУ»,

протокол № _____ от ____________20____г.

 

© ФГБОУ ВО «КГМТУ», 2016 г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………. 5

РАЗДЕЛ 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ МОРСКОЙ СРЕДЫ …….................8

1.1. Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения………………………………………………………………….8

1.2. Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененная Протоколом 1978 года (МАРПОЛ-73/78)………….....……………………….8

1.3. Образование отходов при эксплуатации судов………………………………..9

1.4. Термины, определения и сокращения…………………………………………..11

1.5. Судовая документация по предотвращению загрязнения моря с судов……14

1.6. Документы по ПЗОС должны быть на судне в соответствии с требованиями Конвенции МАРПОЛ 73/78 …………………………………………………………..16

РАЗДЕЛ 2. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ МОРЯ НЕФТЬЮ ………17

2.1. Система и оборудование для предотвращения сброса нефтесодержащих отходов судовых энергетических установок………………………………….…............17

2.2. Пломбирование  клапанов на судне…………………………………………..19

2.3. Бункеровочные операции………………………………………………………...21

2.3.1. Перед бункеровкой …………………………………………………………….22

2.3.2. Во время бункеровки …………………………………………………………..23

2.3.3. Окончание бункеровки ………………………………………………………..23

2.3.4. Перекачка топлива в пределах судна ………………………………………...23

2.3.5. Шланги………………………………………………………………………….24

2.4. Инструкция по интегрированной системе обработке льяльных вод …….25

2.4.1. Введение ……………………………………………………………………….25

2.4.2 Концепция интегрированной системы обработки льяльных вод ………....25

2.4.3 Краткая характеристика ИСОЛ ……………………………………………….26

2.4.4 Установка предварительной обработки для сепарации нефти …………….26

2.4.5 Ограничение сброса нефти. ………………………………………...…………27

2.4.6 Требования к судам валовой вместимостью 400 во всех районах, за исключением района Антарктики……………………………………………………………..28

2.4.7 Танки для нефтесодержащих отходов ………………………………………..28

2.4.8 Стандартное сливное соединение …………………………………………….31

2.4.9 Сигнализатор на 15 млн-1………………………………………………………32

2.4.10 САЗРИУС ……………………………………………………………………..33

2.4.11 Оборудование для фильтрации нефти ………………………………………34

2.4.12 Методы очистки льяльных вод ……………………………………………...38

2.4.13 Журнал нефтяных операций …………………………………………………38

2.4.14 Освидетельствование ………………………………………………………...39

РАЗДЕЛ 3. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ МОРЯ ВРЕДНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ ………………………………………………………………………………44

3.1 Предотвращение загрязнения моря вредными веществами, перевозимыми наливом ………………………………………………………………………………………..44

3.1.1 Определения ……………………………………………………………………44

3.1.2 Применение ……………………………………………………………………45

3.1.3 Исключения ……………………………………………………………………45

3.1.4 Классификация и перечень вредных жидких веществ и других веществ.46

3.1.5 Освидетельствование и выдача свидетельств танкерам-химовозам ……..47

3.1.6 Насосы, трубопроводы, устройства для выгрузки груза и отстойные танки…………............………………………………………………………………………..48

3.1.7 Контроль за сбросами остатков вредных жидких веществ ………………..48

3.1.8 Журнал грузовых операций ………………………………………………….49

3.2 Предотвращения загрязнения вредными веществами, перевозимыми морем в упаковке ……………………………………………………………………………50

3.2.1 Применение …………………………………………………………………….50

3.2.2 Маркировка и ярлыки …………………………………………………………50

3.2.3 Размещение …………………………………………………………………….50

3.2.4 Предельные количества………………………………………………………..50

3.2.5 Исключения …………………………………………………………………....50

3.2.6 Критерии определения вредных веществ в упаковке ……………………...51

РАЗДЕЛ 4. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ МОРЯ СТОЧНЫМИ ВОДАМИ……………………………………………………………………………………… 52

4.1 Общие положения ……………………………………………………………..…..52

4.2 Сброс сточных вод ………………………………………………...……………..53

4.3 Установки и оборудования для сбора, хранения, обработки и удаления сточных вод………............………………………………………………………………………………54

4.4 Оборудование для удаления сточных вод ……………………………………….55

4.5 Методы очистки сточных вод …………………………………………………….55

4.6 Оборудование для обработки сточных вод ………………………………..…….57

4.7. Требования к установкам для обработки сточных вод........................................58

4.8 Освидетельствование оборудования по ПЗМ сточными водами……………....59

4.9 Журнал операций со сточными водами………………………………………….63

РАЗДЕЛ 5. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ МОРЯ МУСОРОМ ……..65

5.1. Общие положения…………………………………………………………………65

5.2 Сброс мусора ………………………………….……………………………………66

5.3 Управление мусором ………………………………………………………………68

5.4. Сбор мусора……………………………………………………………………......69

5.5 Плакаты, план управления ликвидацией мусора и регистрация операций с мусором…………………………………………………………………………………………71

5.6. Журнал операций с мусором……………………………………………………..72

5.7 Виды и порядок освидетельствований …………………………………………..74

5.8 План управления мусором ………………………………………………………..76

РАЗДЕЛ 6. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ С СУДО..77

6.1. Правила предотвращения загрязнения атмосферы с судов…………………...77

6.2.Освидетельствование, сертификация и средства контроля. Освидетельствование и проверки……………………………………….................………………………………..79

6.3 Озоноразрушающие вещества …………………………………………………..83

6.4. Окислы азота (NОх)…………………………………………………………….....85

6.5. Окислы серы (SOх)………………………………………………………………..87

6.6 Летучие органические соединения ……………………………………………….89

6.7 Правила энергоэффективности для судов………………………………………..92

Литература……………………………………………………………………………..96

 

 

  

                          

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

С древних времен жизнь земной цивилизации была тесно связана с морскими пространствами, а в современном мире деятельность человека в мировом океане стала ещё более разнообразной. Естественно, что в таких условиях необходимы эффективные методы и действующие механизмы решения проблем, связанных с охраной и использованием морской среды.

Защита морей и океанов от загрязнения является частью комплексной проблемы охраны природной среды.

В современных условиях рыночных отношений морское судоходство играет ключевую роль в жизни мировой экономики, занимая центральное место в единой системе глобальных транспортных перевозок.

В связи с интенсивным развитием мореплавания появились современные автоматизированные, ядерные и специализированные суда, что позволило значительно увеличить численность плавсостава, грузопассажирского оборота, а также увеличить продолжительность рейсов без захода в порты. По имеющимся экспортным оценкам, на долю морского транспорта приходится 70-80% общего объема перевозок в мировой внешней торговле, и эта роль морского транспорта сохраняется и в ХХI веке. Морскими танкерами осуществляется около 60% мировых поставок нефти главного энергоносителя. В то же время, эксплуатация любого современного морского судна, которое само по себе является источником повышенной опасности, несет потенциал риска возможных потерь и ущерба как для окружающей среды в целом, так и для экосистем морских пространств.

Загрязнение морей не признает государственных границ. Берега и прибрежные воды могут загрязняться нефтью, выпущенной в море судами, плывущими за пределами территориальных вод своей страны.

Для более глубокого анализа и количественной оценки загрязнения моря нефтью с судов специальной группой экспертов ИМО были проведены исследования различных источников этих загрязнений.

Была принята следующая классификация потерь в морскую среду нефтяных углеводородов от судоходства.

1. Эксплуатационные сбросы нефтяного груза с танкеров.

2. Сброс с судов при постановке в док.

3. Сбросы с причалов, включая бункеровочные операции.

4. Сбросы с льяльными водами и отходами топлива.

5. Сбросы с нефтесодержащим балластом из топливных танков.

6. Разливы при аварии танкеров и судов, не являющихся танкерами.

Источниками загрязнения моря ВЖВ, перевозимыми наливом на танкерах, - газовозах и химовозах, служат балластные и промывочные воды из танков; льяльные воды, накапливающиеся в льялах помещений, где установлены механизмы и устройства для перегрузки ВЖВ; аварийные сбросы груза, происходящие не преднамеренно или преднамеренно, при обстоятельствах, которые не могут быть заранее предусмотрены (при столкновениях, посадках на мель, пожарах, воздействии стихии, спасении человеческой жизни).

При чрезмерном или постоянном загрязнении моря сточными водами количество растворимого в воде кислорода уменьшается, что приводит к нарушению процесса естественного самоочищения и, как следствие, к изменению всего экологического характера акватории. Низкая концентрация растворимого кислорода и высокая концентрация органического вещества создают неблагоприятные условия для существования рыбы, которая или гибнет, или уходит из загрязненного района.

Последствия загрязнения, вызванного сбросами сточных вод, зависят от биохимических условий в рассматриваемом районе. В районе с низкой температурой воды, биохимическое разложение воды идет медленно и может совершенно не проявляться. В таких условиях основным фактором уменьшения загрязнения будет разбавление. Этот вариант самоочищения характерен для северных морей. И наоборот, в южных морях наряду с разбавлением активно проявляются биохимические процессы. На судах мусор, как источник загрязнения моря, может образовываться в процессе:

- перевалки грузов, в результате которой появляются отходы сепарации;

- технического обслуживания - ремонта механизмов и устройств (отходы изоляции, ржавчина, накипь, нагар, использованная ветошь, пришедшие в негодность детали, обрезки листового и пруткового металла, картона, дерева, различных натуральных и синтетических материалов);

- повседневного санитарно-гигиенического ухода за жилыми и служебными помещениями (бытовой мусор);

- питания экипажа и пассажиров - образуются отходы от хранения продуктов (тара, упаковка, пришедшие в негодность пищевые продукты), их обработки для потребления (очистки) и остатки пищи.

Образующийся в процессе эксплуатации судна мусор можно разделить на три основные категории:

- плавающий, загрязняющий порты, пляжи, места отдыха, заповедные районы;

- тонущий, загрязняющий морское дно;

- растворяющийся - изменяет окраску воды, насыщает её веществами, требующими на своё окисление много кислорода, придает воде и вылавливаемой рыбе неприятный запах, вкус.

Плавающий мусор и нефть - это два загрязняющих морскую среду компонента, которые, в конечном счете, всегда оказываются вместе на одних и тех же участках акватории.

Тонущий мусор, оказываясь на морском дне и постепенно накапливаясь, изменяет, естественные условия обитания животных и растений и может стать причиной исчезновения каких-либо форм в загрязняемом районе.

Международные соглашения и требования сыграли определенную роль в ограничении загрязнения моря. Для принятия дальнейших мер в 1969 г. Ассамблеей ИМО было принято решение о созыве Международной конференции для подготовки нового Международного соглашения по ограничению загрязнения моря с судов.

В октябре 1973 г. в Лондоне состоялась Международная конференция, на ней была принята Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (МАРПОЛ), которая в 1978 году была изменена Протоколом на Международной конференции по безопасности танкеров и предотвращению загрязнения и получила названия «Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 года» или сокращено МАРПОЛ-73/78.

Новая Конвенция охватывает все технические аспекты загрязнения с судов, она распространяется на все типы судов, включая суда на воздушной подушке, на подводных крыльях, погружающиеся под воду, плавучие аппараты, закрепленные или плавучие платформы, эксплуатируемые в морской среде.

Разработка Конвенции потребовала пересмотра многих сложившихся за последние годы конструктивных решений, методов эксплуатации судов и портовых сооружений. Главной целью её является полное прекращение  загрязнения моря нефтью и другими вредными веществами и уменьшение разливов в результате аварий.

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по дисциплине «Предупреждение загрязнения морской среды»

Наименование

разделов

Очная форма (10 сем.)

Заочная форма (12 сем.)

Общее кол-во часов

Кол-во ЗЕТ

Распределение часов

по видам занятий

Распределение часов

по видам занятий

Ауд. ЛК ЛР ПЗ СР Ауд. ЛК ЛР ПЗ СР
Раздел 1. Международные соглашения и национальные требования по охране окружающей морской среды 11 0,31 4 2 - 2 7 1 1 - - 12
Раздел 2. Предотвращение загрязнения моря нефтью 16 0,43 8 4 - 4 8 3 2 - 1 10
Раздел 3. Предотвращение загрязнения моря вредными веществами 11 0,31 4 2 - 2 7 - - - - 10
Раздел 4. Предотвращение загрязнения моря сточными водами 11 0,31 4 2 - 2 7 2 1 - 1 10
Раздел 5. Предотвращение загрязнения моря мусором 11 0,31 4 2 - 2 7 2 1 - 1 10
Раздел 6. Предотвращение загрязнения атмосферы с судов 12 0,33 4 2 - 2 8 2 1 - 1 10
Форма контроля    

Зачет

Всего часов по дисциплине 72 2 28 14 - 14 44 10 6 - 4 62

 


РАЗДЕЛ 1 МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ МОРСКОЙ СРЕДЫ

Образование отходов при эксплуатации судов

Морской транспорт одним из первых столкнулся с проблемой сохранения чистоты Мирового океана.

Современные морские суда представляют собой слож­ные плавучие сооружения с мощными энергетическими установками и системами, которые в процессе работы приводят к образованию разнообразных видов отходов.

Использование нефтепродуктов в качестве топлива и смазочных материалов сопровождается потерями в виде утечек из топливных и масляных систем, мелких разли­вов при ремонтных работах, случайных разливах при за­мене смазки, очистке фильтров. Нефтяные отходы обыч­но скапливаются в льялах МКО, где перемешиваются с водой, которая также попадает в льяла в связи с утеч­ками из водяных систем и отпотеванием. Льяльные во­ды периодически удаляют с судов. Неочищенные льяль­ные воды являются одним из источников загрязнения моря. Морскую воду используют на судах для мойки грузовых и производственных помещений, механизмов и устройств. В этом случае также возможно загрязнение моря, так как воды или водные растворы препаратов, используемые для мойки, при сбросе в море могут со­держать самые разнообразные загрязняющие вещества в разных концентрациях и сочетаниях.

Воды, использованные и загрязненные в процессе мойки, называются промывочными.

Забортная вода необходима судну и для использо­вания в качестве переменного балласта с целью обеспе­чения необходимых условий мореходности.

Использование морской воды для целей балласти­ровки и мойки грузовых емкостей вызывает наиболее значительное загрязнение моря при существующих мето­дах эксплуатации транспортных судов.

И, наконец, морскую воду используют на судах для бытовых и санитарно-гигиенических нужд экипажа и пассажиров. Загрязнение морской среды происходит вследствие сброса с судов бытовых отхо­дов, излишнее присутствие которых нарушает кислород­ный баланс в морской воде. Эти отходы могут содержать различные болезнетворные микроорганизмы, химические моющие вещества и другие загрязнители, опасные как для человека, так и для обитателей морской среды. Помимо морской воды самоходное судно потребляет также атмосферный воздух для обеспечения горения топлива в судовых энергетических установках. В этом случае происходит тепловое загрязнение атмосферы, обусловленное выбросом горячих отработавших и дымовых газов из судовых двигателей и котлов, а также загрязнение в виде выброса несгоревших частиц топлива и продуктов его сгорания, несущих с собой различные вредные химические соединения (окиси серы, азота, углерода, тяжелых металлов).

Указанные выбросы рассеиваются в атмосфере, осаж­даются на поверхности воды или растворяются в ней. Кроме указанных источников загрязнения морской среды транспортными судами, загрязнения происходят также в результате чрезвычайных обстоятельств - при авариях.

В таких случаях происходят загрязнения, вызывающие катастрофические последствия для животного и растительного мира, морской среды, а также наносящие значительный экономический ущерб странам, у берегов которых произошло загрязнение.

Схема образования отходов, загрязняющих морскую среду при эксплуатации судна, показана на рис. 1.

В результате обобщения исследований, проводив­шихся различными странами, под руководством ИМО принято, что к основным видам загрязняющих веществ, попадающих в морскую среду с судов, сле­дует относить: нефть и нефтепродукты; вредные, не являющиеся нефтью жидкие вещества, перевозимые на су­дах наливом; вредные вещества, перевозимые на судах в упаковке, грузовых контейнерах, съёмных танках, в авто или железнодорожных цистернах; сточные воды, мусор.

 

Рисунок 1 — Образование отходов при эксплуатации судна

 

1.4 Термины, определения и сокращения

АДМИНИСТРАЦИЯ

Правительство государства, под флагом которого судну дано право плавать.

БЕРЕГОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ

Комплекс оборудования и систем, постоянно располо­женные или соединенные с причалом и предназначенные для перекачки нефти, погрузки и разгрузки танкеров, приема грязного балласта и остатков нефти и для бунке­ровки.

БЛИЖАЙШИЙ БЕРЕГ

Исходная линия, от которой, согласно международ­ному праву, отсчитывается ширина территориальных вод государства.

БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ

Все виды пищевых отходов и отходы, образуемые в жилых помещениях на борту судна.

ВЗЛИВ

Высота столба жидкости, заполняющей емкость. Измеря­ется по вертикали в единицах длины от днища до повер­хности жидкости

ВРЕДНОЕ ВЕЩЕСТВО

Любое вещество, которое при попадании в море способно создать опасность для здоровья людей, причинить ущерб живым ресурсам, морской флоре и фауне, ухуд­шить условия отдыха или помешать другим видам пра­вомерного использования моря.

ВТОРОЙ ПОЯС САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ

Примыкающая к первому поясу зоны санитарной охраны полоса водной акватории, ограниченная в сторону моря границей территориальных вод Украины (12 миль от ближайшего берега).

ГРЯЗНЫЙ БАЛЛАСТ

Нефтеводяная смесь, которая образуется в неочи­щенных от нефти судовых танках после приема в них водяного балласта.

   ЖИДКОЕ ТОПЛИВО

Любая нефть (нефтепродукт), используемая в качестве топлива для собственной энергетической установки судна.

 

ЖНО

Журнал нефтяных операций.

ЗАГРЯЗНЕННАЯ ВЕТОШЬ

Ветошь, которая пропитана веществом, определяемым в приложении как вредное вещество.

ИЗОЛИРОВАННЫЙ БАЛЛАСТ

Вода, принятая в качестве балласта в танк, кото­рый полностью отделен от грузовой системы и системы жидкого топлива и специально предназначен только для балласта или для балласта и перевозки грузов, не являю­щихся нефтью или другими вредными для окружающей среды веществами.

ИМО Международная морская организация.

КОЛИ-ИНДЕКС

Количественный показатель фекального загрязнения воды или пищевых продуктов. Определяется числом микробов - нормальных обитателей кишечника человека в 1 л или 1 кг субстрата

МАРПОЛ 73/78

Международная конвенция по предотвращению загряз­нений с судов 1973 г., исправленная Протоколом 1978 г. к ней, с учетом поправок, принятых Комитетом по защите морской среды ИМО.

МГНОВЕННАЯ ИНТЕНСИВНОСТЬ СБРОСА НЕФТИ

Интенсивность сброса нефти в литрах в час в данный момент, деленная на скорость судна в узлах в этот же момент.

Млн-1 миллионная доля какого-либо вещества в смеси.

МОПОГ Правила морской перевозки опасных грузов (5М).

МУСОР

Все виды пищевых и бытовых отходов (исключая свежую рыбу и ее остатки), пластмасс, отходов, связанных с гру­зом, отходов, образующихся при техническом обслужи­вании, эксплуатационных отходов, промасляной вето­ши, остатков груза, которые образуются в процессе нор­мальной эксплуатации судна и подлежат постоянному или периодическому удалению, за исключением вредных веществ, определение и перечень которых приведены в главах 17 или 18 Международного кодекса по химовозам.

НЕФТЕОЧИСТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Оборудование, предназначенное для разделения неф­ти и воды в нефтеводяной смеси, является общим наиме­нованием для такого оборудования любого вида, включая оборудование для нефтеводяной сепарации и оборудова­ние для фильтрации нефти.

НЕФТЕСОДЕРЖАЩАЯ СМЕСЬ

Смесь с любым содержанием нефти.

НЕФТЕСОДЕРЖАЩИЙ ОСТАТОК

Любой остаток, содержащий нефть.

НЕФТЬ

Нефть в любом виде, включая сырую нефть, жидкое топ­ливо, нефтесодержащие осадки, нефтяные остатки и очи­щенные нефтепродукты (не являющиеся нефтехимиче­скими веществами, которые подпадают под действие по­ложений Приложения II к МАРПОЛ 73/78), а также включает, не ограничивая общего характера вышеска­занного, вещества, перечисленные в Дополнении I к Приложению I МАРПОЛ 73/78.

НОВОЕ СУДНО

Новое судно и новый нефтяной танкер, характеризующиеся отличиями, оговоренными в особых правилах. Смотри Правило 1 (7) и (27) Приложения I и Правило 1(1) При­ложения IV МАРПОЛ 73 /78.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ФИЛЬТРАЦИИ НЕФТИ

Оборудование, спроектированное и построенное для производства стока с нефтесодержанием менее 15 млн. Оно может представлять собой или включать в себя фильтр, сепаратор, коалесцирующее устройство и др. или их комбинацию.

ОСОБЫЙ РАЙОН

Морской район, где по признанным причинам, относя­щимся к его океанографическим и экологическим усло­виям и специфике его судоходства, необходимо принятие особых обязательных методов предотвращения загрязне­ния моря нефтью, другими вредными веществами и му­сором. Особыми районами являются районы, перечис­ленные в Правиле 10 Приложения I, Правиле 1 (7, 8, 9) Приложения II и Правиле 1 Приложения V. МАРПОЛ 73/78.

ОТКРЫТОЕ МОРЕ

Акватория Мирового океана за пределами внутренних и территориальных вод государств.

ОТСТОЙНЫЙ ТАНК

Означает любой танк, специально предназначенный для сбора и отстоя остатков из танков, промывочной воды и других нефтесодержащих смесей.

ОТХОДЫ, СВЯЗАННЫЕ С ТЕХНИЧЕСКИМ ОБСЛУЖИВАНИЕМ

Материалы, собираемые в машинном отделении и па­лубном пространстве в процессе обслуживания и эк­сплуатации судна, такие как копоть, машинные оса­дки, соскобленная краска, палубный сор, обтирочные от­ходы, ветошь и т.д.

ПЕРВЫЙ ПОЯС САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ

Полоса водной акватории, отсчитываемая от района водопользования, шириной в сторону моря 5 миль.

ПИЩЕВЫЕ ОТХОДЫ

Любые испорченные или неиспорченные пищевые про­дукты, такие как фрукты, овощи, молочные продукты, птица, мясные продукты, пищевые остатки, частицы пи­щевых продуктов, а также все другие материалы, загряз­ненные такими отходами и образуемые на борту судов, главным образом на камбузе и в местах приема пищи.

ПЛАСТМАССА

Твердый материал, который содержит в качестве важно­го ингредиента один синтетический органический высо­комолекулярный полимер или более и который образует­ся (получает определенную форму) во время изготовле­ния полимера или внедрения в готовое изделие посредст­вом нагревания и / или под давлением.

ПРИЕМНОЕ СООРУЖЕНИЕ

Сооружение береговое, плавучее или их сочетание в единой технологической системе, предназначенное для приема с судов вредных веществ или содержащих такие вещества смесей, которые могут накапливаться на судах в процессе их нормальной эксплуатации, но не могут быть сброшены с судов в море в соответствии с действую­щими международными конвенциями или национальны­ми правилами государств, в водах которых суда соверша­ют свое плавание.

ПРОМАСЛЯНАЯ ВЕТОШЬ

Ветошь, пропитанная нефтью или нефтепродуктом.

РАЙОН ВОДО­ПОЛЬЗОВАНИЯ

Прибрежный район моря, используемый в настоящее время и предусматриваемый на перспективу для купа­ния, водного спорта и культурного отдыха с устройством пляжей и водных станций в границах населенных мест, пригородов, курортов (санаториев, домов отдыха, панси­онатов), местах отдыха детей, кемпингов, палаточных городков и других баз длительного и кратковременного отдыха населения, а также водозаборы хозяйственно-бы­тового водоснабжения, плавательных бассейнов, водоле­чебниц, ванн и других бальнеологических сооружений с использованием морских вод в оздоровительно-лечебных целях шириной в сторону моря от береговой черты 2 ми­ли.

САЗРИУС

Судовая система автоматического замера, регистрации и управления сбросом балластных и промывных вод танке­ров.

СБРОС

По отношению к вредным веществам или стокам, содер­жащим такие вещества, означает любую утечку, разлив, слив, опорожнение осуществляемые с судна в воду, неза­висимо от того, какими причинами это обусловлено.

СТОРОНА

Государство, сдавшее на хранение Генеральному МАРПОЛ 73/78 секретарю ИМО документ о ратификации, принятии, одобрении или присоединение его к МАРПОЛ 73/78.

СТОЧНЫЕ ВОДЫ

Стоки и прочие отходы из всех типов туалетов, писсуаров, унитазов, а также шпигатов, находящихся в общих уборных; стоки из раковин, ванн, душевых и шпигатов, находящихся в медицинских помещениях (амбулатори­ях, лазаретах); стоки из помещений, в которых содер­жатся живые животные; прочие стоки, если они смешаны с перечисленными выше.

ТАНК

Закрытое помещение, образованное постоянными эле­ментами конструкции судна и спроектированное для пе­ревозки жидкостей наливом.

ТАНК ИЗОЛИРОВАННОГО БАЛЛАСТА (ТИБ)

Танк, который полностью отделен от нефтяной гру­зовой и нефтяной топливной систем и предназначен только для перевозки балласта либо балласта и грузов, не являющихся нефтью или вредными вещества­ми, которые определены различным образом в Приложе­ниях к МАРПОЛ 73/78.

ТАНКЕР-ХИМОВОЗ

Судно, построенное или приспособленное главным обра­зом для перевозки вредных, не являющихся нефтью, жидких веществ наливом в своих грузовых помещениях, а также комбинированное грузовое судно и любой нефтя­ной танкер, когда они перевозят в качестве груза или части груза вредное, не являющееся нефтью, жидкое ве­щество наливом.

ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВЫЕ ВОДЫ

Стоки из санитарно-гигиенических помещений: умы­вальных, душевых, бань, ванных, каютных умывальников, прачечных и т.п.; стоки моек и оборудования камбуза и других помещений пищеблока.

ЧИСТЫЙ БАЛЛАСТ

Балласт в танке, который после последней перевозки в нем нефти был очищен таким образом, что сток из этого танка, сброшенный с неподвижного судна в чистую спо­койную воду при ясной погоде, не вызывает появления видимых следов нефти на поверхности воды или на при­легающем побережье, либо образования нефтесодержащих осадков или эмульсии под поверхностью воды или на прилегающем побережье. Если сброс балласта произво­дится через одобренную Администрацией систему авто­матического замера, регистрации и управления сбросом нефти, то показания такой системы о том, что содержа­ние нефти в сбрасываемом стоке не превышает 15 милли­онных долей, принимаются как доказательство чистоты балласта независимо от наличия видимых следов.

ШЛАНГ

Гибкий рукав с устройствами для соединения берегового сооружения и танкера.

ШЛАНГУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО

Часть берегового сооружения, используемая для его присоединения к приемному трубопроводу танкера, со­стоящая из передвижных подвесных трубопроводов и оборудования. Конструкция шлангующего устройства может включать в свой состав постоянно соединенный шланг.

ЭКСПЛУАТАЦИ­ОННЫЕ ОТХОДЫ

Все отходы, связанные с грузом и обслуживанием, а также грузовые остатки, определяемые в пункте прило­жения "грузовые остатки" как мусор.

Бункеровочные операции

Любая бункеровочная операция (прием наливом топлива и масел): подготовка,
проведение и окончание ее, а также меры, направленные на исключение загрязнения моря в период бункеровочной операции, должны выполняться под непосредственным руководством ответственного лица (специально обученного члена экипажа, предпочтительно из числа командного состава), который должен лично наблюдать за всеми бункеровочными операциями на судне. Поставщик бункера также должен иметь соответствующее ответственное лицо. Между этими лицами должна постоянно поддерживаться связь в процессе всей бункеровочной операции.

По получении задания на предстоящий рейс лицо, ответственное за прием топлива и масла, составляет технологическую карту бункеровки. Технологическая карта утверждается капитаном судна.

На каждом судне должна быть инструкция по проведению бункеровочных операций с указанием обязанностей участвующих в этих операциях членов экипажа.

Такая инструкция должна содержать:

 1. описание систем трубопроводов, оборудования и устройств, предназначенных для выполнения на судне бункеровочных операций, с указанием:

- схемы трубопроводов и расположения клапанов, насосов, приборов и устройств управления и контроля, вентиляционных, газоотводных, переливных труб и т. д.;

- место нахождения клапана или другого устройства для экстренного прекращения операции, для разобщения других частей трубопровода и порядка действия по их использованию.

2. обязанности ответственного лица;

 3. состав и обязанности вахтенных членов экипажа во время выполнения операций;

 4. обязанности каждого члена экипажа, привлекаемого, помимо вахтенных, к работам по выполнению операций;

5. порядок подготовки судна, его систем, оборудования и устройств к предстоящим  бункеровочным операциям с учетом мероприятий по предотвращению загрязнения;

6. порядок начала, проведения и окончания мероприятий, последовательность     заполнения танков;

7. описание и порядок применения средств для локализации разлива, который может      произойти во время бункеровочной операции;

8. порядок оповещения о загрязнении топливом или маслом портовых вод;

9. другие информационные материалы, указания, рекомендации, способствующие предотвращению загрязнения моря в период бункеровочных операций.

Во избежании возможных разливов нефти не допускается бункеровочные операции на рейде при неблагоприятной погоде (волнение моря и ветер). В любом случае на проведение таких бункеровочных операций на рейде должно быть получено разрешение от администрации порта. Возможность проведения бункеровочной операции в зависимости от фактического состояния погоды определяют капитаны бункерующего и бункеруемого судов.

Перед бункеровкой

Ответственное лицо должно убедиться в том, что все члены команды, занятые при бункеровке, знают судовую топливную систему, включая местонахождение и положение переливных и воздушных труб, переливных танков, мерительных труб, индикаторов уровня и способы остановки потока нефти в аварийных случаях.

Ответственное лицо должно узнать у береговой команды или бункеровщика о максимально допустимой скорости потока нефти, а также о максимальном рабочем давлении в трубопроводах подачи топлива. Он должен знать номера танков, которые он может последовательно заполнять при поддержании достаточной стабильности условий. Ему необходимо знать максимальное количество заполняемых танков, за которыми он и его команда должны обеспечить достаточный контроль. Все лица занятые при бункеровке должны знать последовательность заполнения танков.

Ответственное лицо должно лично удостовериться, что вентиляционные трубы проверены и могут свободно и безопасно пропускать воздух и газы. Шпигаты должны быть заглушены (скапливающаяся на палубе во время дождя или таяния снега вода должна периодически спускаться, после чего шпигаты должны снова закрываться). Все вентили и соединения, а также воздушные трубы заполняемых танков, должны иметь поддоны, расположенные так, чтобы собрать все капли бункеруемой жидкости. Для болтовых соединений необходимо убедиться, что все болты на месте и надежно зажаты.

Ответственное лицо должно убедиться, что ведется постоянное наблюдение за наполнением танков с целью определения количества принятого на борт топлива и масла, лично убедиться, что можно безопасно принять необходимое количество топлива и масла. Он обязан удостовериться, что бункеровщик также проводит измерение количества отпускаемой жидкости. В случае нагрева топлива необходимо учитывать, что объем его, увеличивается с ростом температуры.

Важно, чтобы переливной танк или бортовой танк, используемый в этом каче­стве, заполнялся последним. Приемный клапан этого танка должен быть закрыт до тех пор, пока он не будет заполняться в конце бункеровки. Проверка необходима, т.к. все о


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.