Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Обсуждение и решение проблемы

2019-08-07 302
Обсуждение и решение проблемы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Приём “ Генераторы-критики”

Описание: педагог ставит проблему, не требующую длительного обсуждения. Формируются две группы: генераторы и критики.

Пример. Задача первой группы - дать как можно большее число вариантов решений проблемы, которые могут быть самыми фантастическими. Все это делается без предварительной подготовки. Работа проводится быстро. Задача критиков: выбрать из предложенных решений проблемы наиболее подходящие. Задача педагога – направить работу учащихся так, чтобы они могли вывести то или иное правило, решить какую-то проблему, прибегая к своему опыту и знаниям. Данный прием можно использовать для активизации самостоятельной работы учащихся.

Прием «Фишбоун» (рыбный скелет)

Описание: на верхних косточках причины, а на нижних – соответствующие им следствия. На верхних косточках – экономические причины, на нижних – с ними связанные социально-политические факторы. На верхних косточках главные факты темы, а на нижних – самостоятельная оценка их значения. Всегда: в голове – тема на хвосте – вывод.

 

Приём “Обратная мозговая атака”

Описание: обратная мозговая атака преследует цель поиска и устранение возможных недостатков. Метод исключает управление поиском, но помогает преодолеть психологическую инерцию (привычный ход мышления, опирающийся на прошлое знаний об объекте), сдвинуть мысль с мертвой точки и в то же время не позволяет остановиться, где нужно.

Пример. Изобрели книгу – бумага не мнется, не пачкается. У покупателей нет претензий к качеству книги. Производитель несет убытки, так как срок службы книг очень велик. Как помочь производителю, желательно не ухудшая качества.

Прием “Силовой анализ”

Описание:  прием, который может быть использован для проведения анализа конкретной ситуации, проблемы, произошедшего события. Удобнее всего при проведении анализа заполнять таблицу:

 

Сегодняшняя ситуация Желательная ситуация
     
Противодействующие факторы Действия по уничтожению или ослаблению
   
Поддерживающие силы и факторы (на что можно опереться) Действия по усилению
     

 

Пример. Информатика. Тема «Операционная система». Учащимся можно предложить сравнительный силовой анализ известных операционных систем. Например, Windows и Linux.

 

Сегодняшняя ситуация Желательная ситуация
Windows самая распространенная ОС. 90% пользователей всего мира отдают ей предпочтение. Для нее создаются многие прикладные программы, разрабатываются компьютерные игры. Однако она уязвима для вредоносного программного обеспечения, от которого нет 100 % защиты. ОС проприетарная, т.е. требует платы за использование лицензии. Повысить уровень безопасности и защиты от воздействия вредоносных программ. Сделать лицензионную ОС более доступной.    
Противодействующие факторы Действия по уничтожению или ослаблению
ОС имеет много «закладок», которые помогают хакерам взламывать ОС и подвергать ее воздействию ВПО. Сделать открытым ядро ПО.
Поддерживающие силы и факторы (на что можно опереться) Действия по усилению
ОС популярна, поэтому, если снизить стоимость за использование лицензии, то огромная масса пользователей во всем мире пожелает, уплатив условно небольшую сумму денег, воспользоваться лицензионным ПО. Позволить усовершенствовать версии Windows, как это сделано в Linux, рабочим группам программистов ведущих мировых компаний.

Приём “Диаграмма Венна”

Описание: Доска (лист) делится на три части. В первой колонке детям предлагается записать общее между 2 понятиям, а в двух других – отличительные особенности каждого.

Пример.

  • Уголь, соль: Общее - Различия: Соль - Различия: Уголь
  • Полезное ископаемое - Минеральное вещество - Органическое вещество
  • Одинаковое окончание слова (оль)- Начало слова на букву «с»- Начало слова на букву «у»
  • Продукт - Продукт пищевой промышленности - Продукт добывающей промышленности
  • Товар - Можно добывать выпариванием - Добывают в шахтах
  • и т.д. В итоге выясняется, что общих черт больше.

Прием «Плюс и минус»

Цель этого приема – показать неоднозначность любого общественного и исторического явления. Пример: найти отрицательное и положительное в реформе, деятельности исторической личности, событии.

Изучение нового материалы

Приём  Стратегия “ИДЕАЛ”

Описание: это стратегия технологии развития критического мышления. Стратегия позволяет формировать:

  • умения определять проблему;
  • умение находить и формулировать пути решения проблемы;
  • умение выбирать сильное решение.

Пример.

И нтересно в чем проблема? Необходимо сформулировать проблему. Лучше, если формулировка будет начинаться со слова Как.

Д авайте найдем как можно больше решений данной проблемы. Предлагаются все возможные способы и пути решения стоящей проблемы.

Е сть ли хорошие решения? Выбираются из множества предложенных решений хорошие, эффективные.

А теперь выберем единственное решение. Выбирается самое сильное решение проблемы.

Л юбопытно, а как это будет выглядеть на практике? Планируется работа по претворению выбранного решения в жизнь.

Прием «Своя опора»

Описание: универсальный приём, сворачивающий информацию. Формирует:

  • умение выделять главную мысль;
  • умение устанавливать связи между объектами;

· умение представлять информацию в «свернутом виде».

  Ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу. Конечно, этот прием уместен в тех случаях, когда учитель сам применяет подобные конспекты и учит пользоваться ими учеников. Как ослабленный вариант приема можно рекомендовать составление развернутого плана ответа (как на экзамене). Замечательно, если ученики успеют объяснить друг другу свои опорные конспекты, хотя бы частично. И не беда, если их опорные конспекты почти не отличаются друг от друга.
  Пример: Ученики обмениваются опорными конспектами и проговаривают тему по соседскому опорному конспекту.

Прием «Лови ошибку»

Описание: универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.  Формирует:

· умение анализировать информацию;

· умение применять знания в нестандартной ситуации;

· умение критически оценивать полученную информацию.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

Пример.  Ученики получают серию цитат со ссылкой на авторов. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору. Доказывают свое мнение. Или получают текст с ошибками по теме «Монголо-татары».


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.