Прием «Пометки на полях» или «Инсерт». — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Прием «Пометки на полях» или «Инсерт».

2019-08-07 322
Прием «Пометки на полях» или «Инсерт». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Описание: прием для оптимизации проработки текста с использованием знаковой системы.

Время выполнения в зависимости от объема предложенного текста. Учитель предлагает проработать текст документа или параграфа учебника, используя установленную знаковую систему.

Учащиеся внимательно знакомятся с текстом, делая карандашом соответствующие пометки на полях текста:

V – то, что было известно учащимся ранее;

+ – новая, неожиданная информация;

– – информация, противоречащая взглядам учащихся;

? – информация до конца не выяснена (не вполне понятна).

 

Количество используемых условных обозначений может изменяться в зависимости от сложности предложенного для анализа текста или уровня развития навыков у учащихся.

 

Прием «Кластер»

Описание алгоритма действий: 1. Прочитать текст и выделить в нем большие и малые смысловые единицы. 2. После обсуждения и уточнения формулировок смысловых блоков в прямоугольных рамках записать принятые названия. 3. Вокруг каждой рамки в кружках (в «веточках») кратко вписать сведения, соответствующие смысловым блокам. 4. Попытаться установить связи между отдельными блоками и «веточками» кластера и соединить их стрелками. 5. После обсуждения дополнить кластеры новыми «веточками»

 

Игровой прием Исторический «Снежный ком».

Описание: дополняя друг друга по предложению, дети должны составить логический рассказ по изученному материалу. Это может быть абсолютно любая тема («Средневековый город», «Религия Египта», «Олимпийские игры», «Реформы Петра Ι», «Куликовская битва» и т.д.). Приём универсален и позволяет охватить большую часть класса.

 

Прием ПОПС - формула используется при выполнении упражнений, в которых нужно занять определенную позицию:

П – позиция (точка зрения) – я считаю…

О – обоснование (доводы) - …потому, что…

П – пример (факты) - …например…

С – следовательно (вывод) – поэтому.

 

Прием «Три предложения»

Описание:  в основе – логическая операция по выделению главного. Условный компонент, делающий изучение нового материала занимательным, достигается посредством правила – изложить это «главное» в трех простых предложениях.  Один из вариантов – работа с печатным текстом. Это может быть пункт из параграфа или документ. Побеждает тот, у кого рассказ короче, при этом точно передается содержание. Прием позволяет развивать очень важное умение – выделять главное.

 

Прием «Дерево мудрости».

Описание: учащиеся учатся ставить вопросы к изучаемому материалу. На уроке ребятам дается задание: по ходу объяснения или работы с текстом записать на трех листочках три разных по уровню сложности вопроса. После изучения материала вопросы сдаются. Наиболее интересные оцениваются, оформляются в виде «яблок» или «листьев» и прикрепляются к «Дереву мудрости». (красные – на 5, желтые – на 4, зеленые – на 3). На следующих уроках ученики «срывают» плод или лист и отвечают.

Прием "Исследовательский фартук"

Описание: у детей имеется лист А4, на нем схематично изображен фартук, в верхней части записана тема, нижняя часть делится на "карманы", например основные понятия, даты, имена; дети в роли хозяюшки, которая складывает в карманы все самое важное, в течение урока дети заполняют карманы, учитель затем собирает фартуки и оценивает, кто лучшая хозяюшка.

Приём "Учимся сообща" (Зигзаг)

Описание а лгоритма действий: 1.Индивидуальная работа. Маркировка на полях (знаки «?», «+», «!» и т.д.). 2.Работа в парах: обсудить текст, попытаться снять «знаки вопроса». 3.Обсуждение в четверках: учащиеся разбираются в сложных вопросах с теми, кто сидит рядом в соседнем ряду, или с теми, кто сидит на следующей парте. Если на уроке предусмотрена групповая форма работы, то после индивидуального изучения текста все «знаки вопроса» обсуждаются в группе. 4.Оставшиеся вопросы, требующие разъяснения, выносятся на обсуждение класса. 5.Учитель вносит дополнительные разъяснения.

Пример: составить письмо иностранца-путешественника, который побывал в России николаевской эпохи и увидел армию того времени (8 класс, История России XIX в.). Ученики должны прочитать соответствующий отрывок в учебнике или же поработать на основе уже ранее изученного материала, а затем объяснить остальным, какие стороны жизни особенно были яркими в положительном или отрицательном свете в период правления Николая I.

Прием «Мудрые совы»

Описание: Данную стратегию уместно использовать для развития у школьников следующих умений: • анализировать текст совместно с другими людьми; • вести исследовательскую работу в группе; • доступно передавать информацию другому человеку; • самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.
Пример: Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально или в группе). Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации.

Рассмотрим примеры таких заданий:

Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке. Что не ждали?

Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям. Ты уже знаешь, последние новости? Запишите ту информацию, которая является для Вас новой.

Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми? Иллюстративное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно, Вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д. Поучительный вывод.

 Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?

 

Работа с понятиями.

Описание:

1. Учащимся (индивидуально или по группам) предлагается сформулировать определение какого-либо понятия по теме урока. Учитель (ученик) фиксирует все поступающие предложения на доске, после чего происходит их обсуждение. После свободной дискуссии учащиеся формулируют обобщённое определение.

2. Учащимся (по группам) предлагается набор слов, из которых надо составить предложение, являющееся определением какого-либо понятия. Школьникам необходимо правильно составить предложение-определение и назвать понятие.

Пример, набор слов: деятельность, изучающая, дисциплина, научная, хозяйственную; определение — научная дисциплина, изучающая хозяйственную деятельность; понятие — экономика.

3. Ребятам предлагается вставить в определение пропущенные слова. В зависимости от степени подготовки учащихся либо им можно предложить набор слов, из которых они будут выбирать нужное (слов в наборе может быть больше, чем требуется для выполнения задания), либо слова ребята вспоминают самостоятельно (можно усложнить задачу, предложив ребятам самостоятельно назвать понятие).

Пример, «Кража — это …, т.е. скрытое от … и окружающих лиц, хищение … имущества».

Должно получиться следующее определение: «Кража — это тайное, т.е. скрытое от потерпевшего и окружающих лиц, хищение чужого имущества».

Желательно попросить ребят объяснить, почему именно этими словами они заполнили пропуски.

4. Учитель или учащийся предлагают по 2–3 ассоциации к тому или иному понятию, которое необходимо назвать. Например, игра «Угадай слово», урок обществознания по разделу «Экономическая сфера», игра «Смысловой ряд», урок обществознания по теме «Социальный конфликт»).

Контроль

Прием «Шесть шляп»

Описание: рефлексивныйприем, способствующий организации рефлексии на уроке. Формирует:

  • умение осмысливать свой опыт;
  • умение давать личностную оценку событиям, явлениям, фактам;
  • ценностное отношение к окружающему миру и самому себе.

Учащихся можно разделить на группы и предложить приобрести одну из шляп. Обладателям шляп необходимо дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности в зависимости от цвета.

Пример: Белая шляпа символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка.

Желтая шляпа – позитивные суждения. Черная – отражает проблемы и трудности. Красная – эмоциональные суждения без объяснений.   Зеленая – творческие суждения, предложения. Синяя – обобщение сказанного, философский взгляд.

 

Прием «Ромашка Блума»

Описание: "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков - шесть вопросов.
Пример.

· Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

· Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление учащемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.

· Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

· Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы...", "Что будет, если...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".

· Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.

· Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить...?", Что можно сделать из...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".

 

Игра «Угадай слово»   на уроке по разделу «Экономическая сфера» (11 кл.)

К нескольким представленным характеристикам подобрать одно слово (один термин),желательно дать правильный ответ при меньшем количестве характеристик прочитанных учителем.

· стоит дорого, но есть кое-что и подороже;

· люди пролили из-за него много пота и крови;

· оно имеет отношение к деньгам.

Ответ: золото.

· она всегда желанна и приятна;

· достаётся не всем работникам, а выбирает достойных;

· является добавкой к заработной плате.

Ответ: премия.

Прием «Крестики-нолики»

Описание: на утверждения (суждения) учителя предполагаются ответы: «да» или «нет». Ответ «да» обозначается «Х», ответ «нет» — «0». Учащиеся записывают ответы в таблицу, состоящую в данном случае из 9 пронумерованных клеток (число клеток в квадрате может быть и большим). По окончании игры учитель проверяет работы (вслух) и, при необходимости, проводит работу над ошибками, а также демонстрирует правильно заполненную таблицу (проверка работ и выставление оценок по такому алгоритму проходит очень быстро). Желательно заранее оговорить условия (например, в игре обязательно должны быть победители).

Физкультминутка «да/нет»

Описание:  «отвечая» на утверждения учителя «да» или «нет», ребята, стоящие рядом с партами, выполняют определённые движения (например, ответ «да» предполагает поднятие рук вверх, а ответ «нет»— приседания).

Пример: устная викторина на уроке истории по теме «Религия древних греков»

· Греки считали, что боги живут в золотых дворцах на вершине горы Олимп. (Да)

· Зевс был верховным богом и владыкой подземного царства мертвых. (Нет)

· Автором поэм «Илиада» и «Одиссея» ученые считают Гомера. (Да)

· Гера, Афина, Афродита не поделили между собой золотую оливку. (Нет.)

· Греческие боги назывались олимпийскими, потому что были сильными и быстрыми, как спортсмены. (Нет)

· Царствует над всеми греческими богами громовержец Зевс. (Да)

Прием «Фома Неверующий»

Описание: ученик участвует в управлении обучением, исполняя роль недоверчивого ученика. Как только произносится нечто, что может вызывать сомнения у учеников, Фома поднимает руку. «Я не верю! Докажите, что…».

Прием «Написание эссе»

Описание: смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

Прием «Историческая азбука»

Описание: ребятам предлагается по 1, 2, или 4 человека за определённый временной промежуток написать список из слов, тесно связанных с изучаемой темой. Важен элемент соревнования: побеждает тот (или те), чей список окажется самым правильным и длинным.

Игра «Азбука»

Описание: на итоговом уроке обществознания по теме «Политическая сфера жизни общества» (9 кл.).  Командам (рядам) даётся буква алфавита, например, «П». Необходимо за определённое время написать как можно больше слов, начинающихся на эту букву и тесно связанных с изученным разделом. Каждая группа обосновывает свой список, показывая связь слов с темой. Побеждает команда с самым длинным списком.

Пример. Возможный список слов: политика, политология, правительство, президент, парламент, партия, правление, порог, полномочия, плюрализм, представительство, пресса, профессионализм, пропаганда, популизм, подсистема, право, программа, платформа, принципы, премьер-министр, публичность, правило, принуждение и т.д.

 

Прием «Отгадай героя»

Описание:  к доске приглашается один из учеников (обычно более сильный), который загадывает про себя имя какого-то исторического персонажа; остальные дети должны задавать вопросы с целью отгадать имя загаданного героя. Сложность заключается в правильности постановки вопросов, т.к. ведущий ученик может отвечать на вопросы только «да» или «нет», и в ограниченности количества вопросов - не более 10.

 

Прием «Турнир»

Описание:  к доске приглашаются 2 ученика; дополняя друг друга по предложению, они составляют рассказ по изученному материалу. Побеждает (и получает отметку) тот, чьё предложение будет последним.

 

Прием «Аукцион имён»

Описание:  Ι вариант - сразу назвать имена, которые можно отнести к изученной теме;

ΙΙ вариант – на работу в тетради даётся 5 минут. Назначается цена («5») за определенное количество имен. Побеждает тот, чьи знания окажутся наиболее полными.

Прием «Исторический футбол»

Описание:  класс делится на команды (обычно по рядам), каждая из которых получает задание составить вопросы по определённому материалу: два простых (со слов кто, что, когда) и один сложный (со слов почему, зачем, в чём различие; что, если; объясните и т.д.). Обычно работа выполняется индивидуально в тетрадях, а групповая принадлежность необходима лишь при определении очереди вопроса: 1 ряд задаёт вопрос 2, 2-3-му, 3-1-му. Если никто из команды не смог ответить на вопрос, то весь ряд лишается права задавать вопрос в течение 1 тура, а значит- рискует рейтингом.

Приём "Толстый и тонкий вопрос

Описание:  прием из технологии развития критического мышления используется дляорганизации взаимоопроса.  Стратегия позволяет формировать:

  • умение формулировать вопросы;
  • умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

Пример.  По теме урока "Информационная безопасность" можно предложить детям задать толстый и тонкий вопрос.

Тонкий вопрос. Какие группы информационных преступлений вы знаете?

Толстый вопрос. Какие примеры из жизни служат доказательством обеспечения информационной безопасности личности в нашем государстве?

Прием «Имя, дата, событие»

Описание: задание развивает логическое мышление и умение видеть логические связи между историческими явлениями, способствует развитию внимания и помогает оперировать фактическим материалом; закрепляется хронологическая основа знания истории.

Ι вариант: разгадывание с классом недостающих звеньев в логической цепочке на доске.

Дмитрий Донской →? → Куликовская битва

? → 1242 → Ледовое побоище

Христофор Колумб → 1492 →?

ΙΙ вариант: дети самостоятельно в тетрадях готовят свои задания, а потом предлагают их классу.

ΙΙΙ вариант возможен только в хорошо подготовленных классах: работа по формированию логических цепочек ведётся в движении, звенья цепочки по очереди составляют сами учащиеся.

Пример: один ученик называет начало цепочки – Пётр Ι; второй ученик должен назвать дату, относящуюся ко времени правления Петра Ι, и от того какую дату он назовёт, зависит окончание цепочки- 1709 год; третий ученик завершает формирование цепочки, называя событии - Полтавская битва.

 

Высокий уровень сложности: на столе лежат карточки с датами, события на них не указаны. Из набора дат выбрать необходимые для выполнения задания, мысленно считать находящуюся в них информацию.

1-ое задание: дата – имя

2-ое задание: дата – географическое название

3-е задание: назовите даты и события, связанные с монголо-татарами

4-ое задание: назовите даты и слова, связанные темой «Землевладельцы».

 

1 задание: дата – имя

862 — Рюрик; 882 — Олег; 945-972 — Святослав; 980 -1015, 988 — Владимир Красно Солнышко; 1019- 1054, 1054 — Ярослав Мудрый.

 

2 задание: дата – географическое название

862- Новгород, 882 – Киев; 1147 — Москва; 1380- р. Дон; 1223 - р. Калка; 1240 - р. Нева.

3 задание: назовите даты и события, связанные с монголо-татарами

1480 — падение Ордынского ига; 1223 — битва на реке Калке; 1237 — 1240 — походы Батыя.

4 задание: назовите даты и слова, связанные темой «Землевладельцы».

1565 — 1572 — опричнина, земщина; 1551 — заповедные годы; 1462-1505 — Юрьев день. 

 

Рефлексия

Приём “Хокку

ХОККУ (хайку) – «начальные стихи», жанр японской поэзии (возник в XV в.), нерифмованное трёхстишие из 17 слогов (5+7+5) на комические, любовные, пейзажные, исторические и другие сюжеты. Отличается простотой поэтического языка, свободой изложения.

Формирует:

  • умение осмысливать свою деятельность на уроке;
  • умение личностную оценку происходящему.

 

Описание: рефлексивный приём технологии развития критического мышления. Первыми двумя строчками описывается некое явление, а третьей строчкой подводится какой-то итог сказанному, часто неожиданный. Художественная форма рефлексии.

1. «Я был» кем-то или чем-то / «Я видел» кого-то или что-то
2. Где и что делал (место и действие)
3. Как мне было? (образное определение моих чувств, ощущений)

Пример:

Я был листом На дереве, давая пищу Не желая того… Я был ручейком По скалам струящийся. Весело!!!

 

Прием Синквейн

Описание:

• На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.

• На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

• На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

• На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

• Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по-возможности, эмоциональной.

Примеры

Тема «Революция в Англии в 1640-1660 гг.» Революция Буржуазная, пуританская Разрушает, уничтожает, устанавливает Итог – создание парламентской монархии Великобритания Тема «Древний Египет» Египет Жаркий, плодородный Занимаются, разливается, роют Египет – дар Нила Земледелие

Приём «Диаманта»

Описание: диаманта – стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением, полезно для работы с понятиями, противоположными по значению

  • 1, 7 строчки – существительные антонимы;
  • 2 – два прилагательных к первому существительному;
  • 3 – три глагола к первому существительному;
  • 4 – два словосочетания с существительными;
  • 5 – три глагола ко второму существительному;
  • 6 – два прилагательных ко второму существительному.

Пример.

  • Город
  • Большой, древний
  • Строится, растет, процветает
  • Известный город, маленькая деревня
  • Возрождается, развивается, кормит
  • Красивая, родная
  • Деревня

 

Приём "Телеграмма"

Описание: приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.

Пример. Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.

Приём "Цветные поля".

Описание: используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик, выполняя письменную работу, отчёркивает поля цветными карандашами, и эти цвета имеют смысловую нагрузку: красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки», – обращается он к учителю, зелёный – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю», синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю», чёрный – «Не относитесь, пожалуйста, серьёзно к этой работе, я её делал в спешке» и так далее.

Пример. Применим при контрольном диктанте и работой над ошибками.

Приём “Райтинг”

Описание: приём оценивания деятельности учащихся на уроке. Название приема в переводе звучит как «правильно». Прием вводится на время согласования оценки с учеником.

Формирует:

  • умение объективно и регулярно оценивать свой труд.

Завершив работу, ученик ставит себе оценку. За ту же работу ставит оценку учитель. Записывается дробь. Оценка выставляется в дневник, тетрадь. Райтинг можно использовать для оценивания докладов, индивидуальных домашних заданий, заданий творческого характера.

Пример 1. Ученик ставит оценку 4, учитель – 5. Результат – дробь 4/5.

Приём “Рюкзак”

Описание: прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".

Пример.

  • я научился составлять план текста
  • я разобрался в такой-то теме
  • я наконец-то запомнил, чем причастие отличается от деепричастия и т.д.

Приём «Сообщи свое Я»

Описание: рефлексивный прием, способствующий организации эмоционального отклика на уроке. Формирует:

•     умение оценивать деятельность и способы решения проблемы;

•     сравнивать результаты и анализировать причинно-следственные связи;

•     умение осмысливать свой опыт и осознавать его личностное значение.

Перед выполнением задания ученик сообщает свое мнение о способе выполнения чего-либо: «Я бы, пожалуй, сделал так …». По результатам деятельности учащийся сообщает, насколько его ожидания совпали с реальностью.

Пример. «Я бы, пожалуй, сделал так. Провел опрос учащихся класса и сравнил его с предложенными статистическими данными». «Я провел опрос одноклассников, сравнил его с предложенными статистическими данными. Мои результаты совпали с результатами учащихся, которые искали ответ на вопрос иным способом. Думаю, что принятое мною решение было верным».

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.123 с.