Программа консультирования родителей детей дошкольного возраста в ситуации кризиса 3-х лет. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Программа консультирования родителей детей дошкольного возраста в ситуации кризиса 3-х лет.

2019-08-07 263
Программа консультирования родителей детей дошкольного возраста в ситуации кризиса 3-х лет. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Программа консультирования строится с учетом следующих положений: Личность - это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин). Психическое развитие и формирование личности ребенка возможно только в процессе общения со взрослыми (М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов).

Важную роль в психическом развитии ребенка играет формирование ведущего вида деятельности (Д.Б. Эльконин).

В раннем детстве наступает разрушение ситуации "Мы", наступает психологическое отделение ребенка от матери. Итогом развития в раннем возрасте может стать формирование автономности, самостоятельности, поэтому матери необходимо отпустить ребенка на то расстояние, на которое нужно отпустить ребенка, и темп, в каком следует делать, обычно бывает достаточно трудно.

К неблагоприятным типам взаимодействия матери с ребенком можно отнести: а) слишком резкое и быстрое отделение, которое может быть следствием выхода матери на работу, помещения ребенка в ясли, рождения второго ребенка; б) продолжение постоянной опеки над ребенком, которую нередко проявляет тревожная мать. Отец должен быть физически и эмоционально доступен ребенку, поскольку он выступает прообразом внешнего мира, т.е. освобождение от матери становится не уходом в никуда, а уходом к кому-то.

У ребенка могут возникнуть трудности с проблемой выражения гнева: одни выражают гнев открыто: дерутся, плюются, ругаются, другие – вытесняют гнев, что выражается в страхе перед взрослым, в депрессивных проявлениях, в стремлении предстать перед взрослыми в роли примерного ребенка. Вытеснение гнева приводит к сильной неуверенности, несамостоятельности.

Усиленный прессинг имеет противоположный эффект: ребенок начинает пугаться требований родителей, негативных эмоций родителей по этому поводу и начинает избегать самой ситуации общения. Родителей беспокоит, что следует разрешать ребенку, что запрещать и как вести себя в тех случаях, когда ребенок продолжает активно отстаивать свои требования в ситуации кризиса 3-х лет. Надо помнить, что малыш, овладевая предметным миром, осваивает новые способы действия, становится более ловким, умелым, учиться соотносить предметы, запоминать, сравнивать, получает возможность ощутить себя субъектом действия. Ограничение познавательной деятельности (отсутствие доступа к интересующим предметам) препятствует развитию ребенка. Открытый доступ к вещи имеет смысл в присутствии взрослого (пояснение назначения предметов, безопасность, управление процессом познания). Снятие ограничений приводит к новым проблемным ситуациям. Свобода выбора, необходимость самостоятельного принятия действий не по плечу ребенку в раннем детстве и является для него серьезным испытанием, поэтому на это ребенок отвечает протестом и плачем. Приучение к опрятности - связано с зарождением саморегуляции, самооценки, самостоятельности. В ответ можно встретиться с протестными реакциями ребенка и с формированием у него пассивного, зависимого поведения. Необходимым условием успешного достижения автономии ребенка является уверенность в доброжелательности и безопасности окружающего мира.

В результате появляется необходимость создания программы консультирования родителей в целях коррекции детско-родительских отношений в условиях кризиса 3-х лет.   

Цель программы: подготовка родителей к взаимодействию с ребенком в период кризиса «Я-сам», или кризиса 3-х летнего возраста. Известно, что кризис 3-х лет выражается в семизвездии симптомов: негативизме, упрямстве, строптивости, своеволии, обесценивании взрослого, протесте-бунте, деспотичности, выделении своего «Я».

Реализация цели обеспечивается в процессе решения следующих задач:

1. Направленность коррекционной работы на повышение уровня родительской компетенции по вопросам кризиса 3-х летнего возраста

2. Активизация роли родителей в воспитании и обучении ребенка

3. Обучение наблюдению за ребенком и формирование внутренней готовности к проявлению у ребенка «семизвездия симптомов кризиса».

4. Ведение дневника наблюдений и овладения правильными приемами взаимодействия с ребенком.

5. Выбор способов развития ребенка, распределение обязанностей родителей по формированию личности и поведенческой сферы детей в момент перехода от раннего детства к дошкольному возрасту.

По длительности: консультирование кратковременное, регулярность встреч с родителями — 1-2 раза в неделю в течении1-2 месяцев; по месту жительства семьи или в психологической консультации по желанию родителей, стиль работы - недирективный, форма работы - одновременно с родителями и другими членами семьи.

Роль консультанта:

1. Помогает разобраться в «картине восприятия ребенка в соответствии с заданной родителями моделью «хороший - плохой», «послушный - неуправляемый», «имеющий право на проявления самостоятельности - жестко контролируемый и подчиняющийся родительским требованиям»;

2. Формирует равноправные отношения с ребенком при направляющем воздействии родителей и способности предотвратить или ослабить негативные симптомы кризиса;

3. Моделирование, изучение и оценивание способов разрешения конфликтных ситуаций, спровоцированных поведением ребенка в период кризиса с последующем обсуждением и совместным поиском путей выхода;

4. Обсуждение избранного родителями стиля воспитания и его эффективности в ситуации кризиса;

5. Назначение домашних заданий, поощрение, подбадривание, обращение к личностным ресурсам родителей и их творческим потенциям по поиску путей выхода из кризисных моментов и превращения конфликтов в игровую ситуацию.

Ожидания от родителей в ходе реализации коррекционной программы:

- Родители занимают партнерскую позицию;

- Проявляют активность, ответственность, стремление к сотрудничеству с консультантом и доверие

Методы, используемые консультантом:

> создание атмосферы поддержки, проявление искреннего интереса; демонстрация веры в возможности и способности родителей по успешному выходу ребенка из кризиса с получением первичных основ самостоятельности;

> активное слушание родителей;

> анализ личностной динамики по принятию детской самостоятельности в разумных пределах, репетиция будущих действий; выявление и осознание негативных симптомов;

> поощрение инсайта в поиске возможных путей взаимодействия с трехлетним ребенком - создание условий для инсайта (озарения) с последующей интерпретацией (намеки, подсказки и предположения)

> подбадривание — признание духовных сил родителей и их свободы выбора в поступках на основе приобретенного самопознания;

> техники «пустого стула» и диссоциированного диалога (разговор со стулом как частью себя, например, с частью себя, отвечающей за возникновение страха, агрессии по отношению к ребенку);

> конфронтация - указание на неконгруэнтность мыслей и чувств клиента в процессе разрешения конфликтных ситуаций;

Основные методы работы: психогимнастика («я-реальный родитель», «я-идеальный родитель»), куклотерапия (с куклами — марионетками и объемными куклами), библиотерапия по вопросам воспитания 3-летнего ребенка по проблеме «Когда Ваш ребенок сводит Вас с ума»; сочинение истории со счастливым продолжением, анализ конфликтных ситуаций, моделирование позитивного продолжения конфликтной ситуации: ребенок ударил маму - перевод в игру «воин-защитник», ребенок оскорбил папу - перевод в игру «А ты у меня...бельчонок, зайчонок, солнышко и т.д», при необходимости Холдинг – метод М. Вельш.

Опора на следующие направления психокоррекции:

- логотерапию В. Франкла;

- экзистенциальную коррекцию (Д. Буженталь, С. Кьеркегор, А. Камю, А. Маслоу, Ж.П. Сартр);

- поведенческое направление в психокоррекционной работе (И.П. Павлов, Д. Вольпе, А. Лазарус, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Д. Уотсон);

- рационально - эмотивную коррекцию А. Эллиса

                  Этапы психокоррекции:

1. Учет характерологических особенностей членов семьи. Выработка единого и адекватного понимания проблем ребенка;

2. Анализ особенностей семейного воспитания. Определение преобладающего типа семейного воспитания.

3. Создание положительного отношения к психокоррекции детско-родительских отношений в ситуации кризиса 3-х лет.

4. Проведение психотерапевтической и психокоррекционной помощи семье в случае острого эмоционального переживания кризиса и несогласованности в поведении родителей, ведущей к обострению взаимоотношений между ними;

5. Использование психокоррекционных техник в ситуациях выбора родителями формированию неправильных вариантов воспитания.

Прогнозируемые результаты: благоприятный выход из конфликта, полное принятие авторитета родителей и предоставление детям необходимой для данного возраста самостоятельности.

 



Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.