Голос – мой личный инструмент — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Голос – мой личный инструмент

2019-08-07 173
Голос – мой личный инструмент 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Имени П.И.Иванова-Радкевича

 

НАТАЛЬЯ АХМЕДОВА

 

Уроков вокала

Голос, Дикция, Аффирмации, Успех!!!!

Голос и владение им – залог успеха в жизни!

Уп­ражне­ния и тренинги

 для раз­ви­тия и фор­ми­рова­ния тем­бра го­лоса

Часть 2-я

 

«Муаллим»

БАКУ – 201 6


Автор и составитель: Наталья Ахмедова,

преподаватель отде­ления «Актёрское исскуство» Красноярского колледжа искусств им. П.И.Иванова-Радкевича

 

Н.В.Ахмедова

100 уроков вокала. Голос, Дикция, Аффирмации, Успех!!!! (часть 2-я). Баку, «Муаллим», 2016. – 84 стр.

 

 

В книге даны уп­ражне­ния и тренинги для раз­ви­тия и фор­ми­рова­ния тем­бра го­лоса.

 

ISBN 978-9952-435-66-5

Ó Наталья Викторовна Ахмедова, 2016

     
 



Введение


Сегодня студент достаточно строптив, желания учиться, у многих,  нет, стремление к знаниям, зачастую, отсутствует… возможно, прочитав данную брошюру, он изменит своё отношение к образованию, ведь не возделывая себя, наступает деградация, не распустившись, всё засыхает на корню.

Что такое Аффирмация? Как ответить на этот вопрос, что­бы любому человеку было понятно, чтобы это незнакомое сло­во не напугало его. Ответ очень прост и понятен каждому — это убеждающие высказывания, содержащие вербальную формулу, при многократном повторении закрепляющую в подсознании человека установку на положительные пере­мены в его жизни. Это положительный аутотренинг, направ­ленный на то, чтобы почувствовать себя здоровым, успешным, свободным. Если Вы внимательно послушайте свою речь, то, какие реплики вы произносите чаще всего, как вы называете себя, как отзываетесь о своей жизни? Если человек говорит "Моя жизнь — сплошной кошмар! ", " Какой я дурак! ", " Всё, что я делаю, зря! " — вся эта программа записывается в подсознание и выдаёт полный набор неудачника. Наше подсознание воплощает сказанное беспристрастно и безупреч­но. Так не лучше ли заложить в него формулы удачи и успеха? Базовая аффирмация звучит так: "С каждым днём, я во всех отношениях, становлюсь лучше и лучше".

Понятие аффирмации применяется в психологии само­совер­шенствования и позитивной психологии, а что такое Психология? Говоря доступным языком, скажу так: «Учение о Душе». Как часто наши Души терзают извне и, как часто мы сами раним собственную Душу?  Наши слова и поступки идут вслед за нами! Если мы, прорицаем, основательно,  тот, или иной постулат жизни только в позитивных тонах, сказать по-другому – в мажоре, при этом, великолепно звучащим голосом, с верными интонациями и точностью произношения – нам гарантирован жизненный успех. Аффирмации  приходят здесь на помощь, это формула, которая при многократном повто­рении закрепляет требуемый образ или установку в подсоз­нании человека. Когда Вы приходите учиться и у Вас что – то не получается, это совершенно нормально, Вы же пришли учиться и  научиться, приобрести не просто навыки, а овладеть знаниями и умениями, в частности – верной и точной подачи звука, использования, пожалуй, самого главного, жизненного рычага -  ГОЛОСА. Как из­вес­тно, впе­чат­ле­ния лю­дей от об­ще­ния друг с дру­гом на 55 про­цен­тов ос­но­ваны на язы­ке те­ла, на 38 про­цен­тов на тем­бре го­лоса и дик­ции и лишь на 7 про­цен­тов на сло­вах, ко­торые они про­из­но­сят, по­это­му проб­ле­ма хо­роше­го го­лоса для че­лове­ка чрез­вы­чай­но ак­ту­аль­на, пос­коль­ку оп­ре­деля­ет поч­ти 40 про­цен­тов его жиз­ненно­го ус­пе­ха. Если в голосе отсутствует энергетика, он лишён совершенно эмоций, звук будет бытовым и совершенно не интересным. Вы не пойдёте к кузнецу, чтобы он перековал Вам голос, это только в сказках возможно…. и методично выводить согласные, до изне­можения артикулируя, то же не будете, иначе, это простое про­из­водство, как на заводе, что производят шестеренки… Вы – включите образное мышление, дадите нужный посыл, и голос заиграет нужными красками, завибрирует, зазвучит истинно верно!

Ответьте себе на простой вопрос: «Почему я говорю тихо, безэмоционально, со страхом в глазах?». Ответьте на второй вопрос: «Почему я так много тренирую свою речь, занимаюсь артикуляционной гимнастикой, долблю скороговорки…а моя речь так и не убеждает никого?». Ответом на вопрос № 2, будет ответ № 1, только первое слово поменяется на «потому, что…»

Мно­гие лю­ди в не­малой сте­пени обя­заны сво­им ус­пе­хом имен­но го­лосу и тембр ва­шего го­лоса ва­жен для вас так­же, как ва­ша внеш­ность, ма­неры и зна­ния. Это тот инс­тру­мент, с по­мощью ко­торо­го вы до­несе­те свою мысль до дру­гих лю­дей, и вза­имо­пони­мание меж­ду ва­ми и дру­гими людь­ми за­висит от ва­ших го­лосо­вых и ре­чевых дан­ных. Го­лос с хо­рошим тем­бром мо­жет прив­лечь лю­дей на ва­шу сто­рону и убе­дить их в ва­шей пра­воте, вы мо­жете рас­ше­велить лю­дей или усы­пить их, оча­ровать или от­тол­кнуть. Ваш го­лос - мо­гущес­твен­ный инс­тру­мент и в то­же вре­мя это часть вас са­мих, по­это­му вам сле­ду­ет по­любить свой го­лос,  ка­ким бы он ни был, на­учить­ся слу­шать его, нас­лаждать­ся им и уде­лять дос­та­точ­но вре­мени для раз­ви­тия го­лоса и со­вер­шенс­тво­вания тем­бра го­лоса. Неп­ри­ят­ный го­лос мо­жет ока­зать­ся ахил­ле­совой пя­той ва­шего имид­жа, а в не­кото­рых слу­ча­ях он да­же мо­жет пе­речер­кнуть все ва­ши дос­то­инс­тва, тог­да как хо­рошо пос­тавлен­ный уве­рен­ный го­лос с хо­рошим тем­бром яв­ля­ет­ся цен­ным средс­твом ока­зания вли­яния. Ина­че го­воря, ваш го­лос дол­жен со­дей­ство­вать ва­шей судь­бе и ва­шей карь­ере, а не пор­тить их. При­чем, это от­но­сит­ся от­нюдь не толь­ко к людям, связанных с артистической профессией, по­лити­чес­ким де­яте­лям или к дру­гим пуб­личным лю­дям, а и к лю­дям обыч­ных про­фес­сий, ибо каж­до­му из нас при­ходит­ся го­ворить с людь­ми для осу­щест­вле­ния сво­его во­ле­изъ­яв­ле­ния или для за­щиты сво­их ин­те­ресов и целью та­кого об­ще­ния яв­ля­ет­ся по­луче­ние от лю­дей той ре­ак­ции, ко­торая вам нуж­на. Оче­вид­но, что бес­смыс­ленно го­ворить «в пус­то­ту». Нас ин­те­ресу­ет, что­бы нас выс­лу­шали и по­няли, что­бы на­ши сло­ва по­дей­ство­вали, дош­ли до дру­гого че­лове­ка, а в слу­чае про­из­не­сения аф­фирма­ций, что бы они дош­ли до нас са­мих.  


При произнесении звуков

 

Данный материал будет полезен, особенно тем, у кого есть дефекты в речи и, чтобы от них избавиться, проверьте себя, согласно составленной работе студентки Красноярского кол­лед­жа искусств им. П.И.Иванова-Радкевича, великолепной дом­ристки, но, желающей заниматься своей речью - Анны Чемель.

 

  Твёрдый Мягкий
Звонкий б б’
Глухой п п’

 

* Связки задействованы во всех гласных звуках, а также в звонких согласных. В глухих согласных связки не задействованы.

* Парные звуки, имеющие более одной пары, могут быть относительны друг другу только смежно, т. е. одна из характеристик (звонкости/глухости и твёрдости/мягкости) должна быть общей. Значит, к примеру, звонкий твёрдый «б» и глухой мягкий «п’» не будут являться парными, хотя имеют родство, как и «б’» и «п».

* В описании положения речевого аппарата при работе со звуком необходимо учитывать указанные нюансы. Например, челюсть может быть открыта или приоткрыта, язык может упираться, а может касаться или быть приближен, и т.д.

* В данной работе были рассмотрены и гласные звуки, являющиеся составными. Это звуки "я", "ё", "ю" и "е". В транскрипции они включают в себя звук "й" и "а", "о", "у", "э".

* Существует такой звук, которого в русском алфавите нет, но который, однако, мы с лёгкостью можем произнести. Это мягкий «ж’». Дело в том, что произнести мы его можем лишь отдельно, вне контекста и даже слова, поскольку слов в русском языке с употреблением этого звука нет, так как он весьма неудобен при произношении. На письме же может следовать за буквой «ж» мягкий знак, как, например, в слове «рожь», однако звук остаётся твёрдым, а мягкий знак здесь играет другую роль, здесь он остается определять склонение существительного.

Интуитивное дыхание

 

1). Спящее (во время сна), не требующее контроля с Вашей стороны.

2). Медленное, (беззвучное), если не хотите, чтобы услышали (например, по телефону, при пении в микрофон), что Вы запыхались. Желудок подвижен, воздушный поток есть, но ничего не слышно. Горло расслаблено, открыто, чтобы никакой иной подзвучки не было.

3). Зевание. Помогает опустить гортань и расслабить горло. Вздох. Выдох.

4). Быстрое дыхание, короткое, цепное. «Ах». Вдох резкий. Увеличивая частоту, получается пыхтение (собачье дыхание). Напряжение снимается, предпосылки к развитию вибрато. 

5). Контролируемое, затаённое (как его называю я). Выпускание воздуха на звук «ТСсссс, ЛЮБУЮ шипяшую» (утечка воздуха из пляжного мячика)

6). Сказочное. Свободное, смелое дыхание (на замо­роженное стекло в автобусе, или дыхание змея Горыныча) с полной свободной гортанью и свободной нижней челюстью.

Реплика из опыта работы: Форсированное дыхание» в начале обучения – нормальное явление. Иначе НЕ заставить работать дыхательные мышцы.

Уп­ражне­ния для раз­ви­тия пра­виль­но­го ре­чево­го

ды­хания (уп­ражне­ния пи­тания го­лоса)

 

1. Вы­бери­те удоб­ную по­зу (ле­жа, си­дя, стоя), по­ложи­те од­ну ру­ку на жи­вот, дру­гую – сбо­ку на ниж­нюю часть груд­ной клет­ки. Сде­лай­те глу­бокий вдох че­рез нос (при этом жи­вот вы­пячи­ва­ет­ся впе­ред, и рас­ши­ря­ет­ся ниж­няя часть груд­ной клет­ки, что кон­тро­лиру­ет­ся той и дру­гой ру­кой). Пос­ле вдо­ха сра­зу же про­из­ве­дите сво­бод­ный, плав­ный вы­дох (жи­вот и ниж­няя часть груд­ной клет­ки при­нима­ет преж­нее по­ложе­ние).

2. Про­из­ве­дите ко­рот­кий, спо­кой­ный вдох че­рез нос, за­дер­жи­те на 2-3 се­кун­ды воз­дух в лег­ких, за­тем про­из­ве­дите про­тяж­ный, плав­ный вы­дох че­рез рот.

3. Сде­лай­те ко­рот­кий вдох при от­кры­том рте и на плав­ном, про­тяж­ном вы­дохе про­из­не­сите один из глас­ных зву­ков (а, о, у, и, э, ы).

4. Про­из­не­сите плав­но на од­ном вы­дохе нес­коль­ко зву­ков:

 

аaaaa аaaaaooooooo аaaaaу­ууу­у

 

5. Про­из­ве­дите счет на од­ном вы­дохе до 3-5 (один, два, три...), ста­ра­ясь пос­те­пен­но уве­личи­вать счет до 10-15. Сле­дите за плав­ностью вы­доха. Про­из­ве­дите об­ратный счет (де­сять, де­вять, во­семь...).

6. Проч­ти­те пос­ло­вицы, по­говор­ки, ско­рого­вор­ки на од­ном вы­дохе. Обя­затель­но соб­лю­дай­те ус­та­нов­ку, дан­ную в пер­вом уп­ражне­нии.

Кап­ля и ка­мень дол­бит.

Пра­вой ру­кой стро­ят – ле­вой ло­ма­ют.

Кто вче­ра сол­гал, то­му зав­тра не по­верят.

На ска­ме­еч­ке у до­ма це­лый день ры­дала То­ма.

Не плюй в ко­лодец – при­годит­ся во­ды на­пить­ся.

На дво­ре тра­ва, на тра­ве дро­ва: раз дро­ва, два дро­ва – не ру­би дро­ва на тра­ве дво­ра.

Как у гор­ки на при­гор­ке жи­ли трид­цать три Егор­ки: раз Егор­ка, два Егор­ка….

Ин­те­рес­но, сколь­ко Его­рок по­лучит­ся у Вас на од­ном вы­дохе?

7. Про­читай­те рус­скую на­род­ную сказ­ку «Реп­ка» с пра­виль­ным вос­про­из­ве­дени­ем вдо­ха на па­узах.

Реп­ка.

По­садил дед реп­ку. Вы­рос­ла реп­ка боль­шая-пре­боль­шая.

По­шел дед реп­ку рвать. Тя­нет-по­тянет, вы­тянуть не мо­жет.

Поз­вал дед баб­ку. Баб­ка за дед­ку, дед­ка за реп­ку, тя­нут-по­тянут, вы­тянуть не мо­гут!

Поз­ва­ла баб­ка внуч­ку. Внуч­ка за баб­ку, баб­ка за дед­ку, дед­ка за реп­ку, тя­нут-по­тянут, вы­тянуть не мо­гут!

Поз­ва­ла внуч­ка Жуч­ку. Жуч­ка за внуч­ку, внуч­ка за баб­ку, баб­ка за дед­ку, дед­ка за реп­ку, тя­нут-по­тянут, вы­тянуть не мо­гут!

Поз­ва­ла Жуч­ка кош­ку. Кош­ка за Жуч­ку, Жуч­ка за внуч­ку, внуч­ка за баб­ку, баб­ка за дед­ку, дед­ка за реп­ку, тя­нут-по­тянут, вы­тянуть не мо­гут!

Поз­ва­ла кош­ка мыш­ку. Мыш­ка за кош­ку, кош­ка за Жуч­ку, Жуч­ка за внуч­ку, внуч­ка за баб­ку, баб­ка за дед­ку, дед­ка за реп­ку, тя­нут-по­тянут - вы­тяну­ли реп­ку!

Упражнение «Точка». Возьмите за основу звук «Ц». Активный, короткий вдох и сделать тридцать толчков на одном дыхании, произнося звук «Ц». Запомните, что между толчками, на первом этапе нельзя делать дополнительный вдох. Вы должны полностью понять все возникающие ощущения во время выполнения упражнения.

Из опыта работы: Лучше всего, моими студентами запомнилось упражнение «Позовём кошку», а именно: вместо звука «Ц», я предложила использовать два звука «КС» и мы дружно справились, 30 раз её позвав. Уверена, что это упражнение, они никогда не забудут.

Какие мышцы вы чувствуете? Правильно, если вы особенно сильно почувствовали косые мышцы живота, спины, или низ живота (по бокам). Если вам не хватило воздуха, отдохните и попробуйте сделать упражнение снова, только помните, что чем больше вы сделаете вдох, тем быстрее вы выдохнитесь. Вдохнуть перед упражнением надо как обычно, не поднимая плечи и совсем спокойно.

Упражнение «Машина» "Посадите" всех своих учеников в «автомобиль» и объясните, что техника дыхания = технике вождения, а именно: Включить зажигание – прогреть машину (настроение, разогретый голосовой аппарат упражнениями) - Сцепление (ВДОХ + ДИАФРАГМА) - Газ – (ОБРАЗОВАНИЕ ЗВУКА) поехали. Если ученик не контролирует свой выдох, он моментально лишится возможности что - либо из себя извлечь, или всё будет толчками, так же, как на машине, когда нет плавного отпускания сцепления и координации его с педалью газа. Вдох очень короткий и лучше носом.

Начали: Мгновенная сцепка дыхания диафрагмой и тут же выпускаем медленно воздух на любую из шипящих букв (Ц-Ч-Ш-Щ) - Буквы можно по ходу упражнения менять, НО ПРИ ЭТОМ, НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ СЛЫШНО НИКАКОГО ПЕРЕХОДА НА НЕЁ. Этого можно достичь, путём усиленной работы диафрагмы при смене буквы. Гортань сохраняет своё среднее положение и переход не слышен, вы работаете, как будто, с одной из шипящих букв.

Усложняем это же упражнение. По мере его исполнения, производите сцепку выдоха диафрагмой на долю секунды и продолжайте далее выдыхать. Долготу сцепки и выдоха контро­лируйте сами (от одной, до 3 секунд и более). После сцепления выдоха следите за тем, чтобы продолжение начиналось не рывком, а очень плавно.

Подсказка: На помощь приходит надувной мяч. Откройте его и предложите ученику надавливать на него с разной силой. Шум, издаваемый при этом, будет различен. Потом, попросите ученика, положить обе руки на мяч, упереться в него и надавливать с одной и той же силой. Звук выходящего из него воздуха будет РОВНЫМ.

Продолжаем делать это упражнение, только теперь на беззвучную трель. Если у Вас не трудится диафрагма, опора не достаточно хороша, трель не получится.

В продолжении - чередуйте трель беззвучную со звучной. Регулируйте механизм переключения очень плавно, толкайте воздух сбалансированной работой диафрагмы, регулируйте свою опору, вы же себя слышите и чувствуете.

Усложняем: Выполняя упражнение на трель, выполняйте сцепление дыхания, так же, как описано выше. Вам будет нелегко после сцепления снова "поехать", не переживайте, если на первом этапе Ваша трель будет останавливаться, то, работая над этим упражнением постоянно, Вы доведёте его до совер­шенства. Помните, сегодня это упражнение, а завтра это будет большая фраза в тексте с закрытой, одной, или несколькими цезурами.

Из опыта работы, проверено на практике: Я назвала это «Закрытая цезура» – остановка, путём сцепления диафрагмой воздуха, графически изображается, как перечёркнутая галочка. При работе с текстами, ученики делают пометки, путём пере­чёркнутой галочки там, где нужна минимальная остановка, но, добора дыхания в этом месте, нет.

Упражнение «Включаем зажигание». В данном упраж­нении все задачи остаются прежними, одно разнится – толчок диафрагмой воздуха на вторую часть упражнения на трели, а именно: Короткий вдох, мгновенное сцепление, короткая (точечная) трель, сцепление и толчок воздуха с трелью длиннее по времени. Упражнение выполняется на одном тоне, с подъ­ёмом по полутонам, или с различным изменением подъёмов и спусков на усмотрение учащегося. Выполняется с открытыми и закрытыми цезурами, причём, студент сам планирует упражнение, регулируя своё дыхание с мышечной работой.

Упражнение «Мотор тарахтит, как куры в курятнике». Попросите ученика коротко пропеть (почти сказать), НО, на точном, примарном тоне слово: «Тук-тук-тук», пройдитесь по клавиатуре с подъёмами и спусками на разные интервалы, вплоть до квинты. Затем, усложните это упражнение, поднимая второе «Тук» на квинту…. далее, поднимая второе «Тук» на октаву от первого тона. Следите, чтобы уходя наверх, опора трудилась настолько хорошо, чтобы позиция не пострадала и верхнее «Тук» звучало не отдельно от первого, а как единое целое, завершая третьим «Тук».

Усложняйте упражнение изменением ритма, а именно: Первое «Тук» - две четверти; Второе «Тук» - одна восьмая; Третье «Тук» - четверть с точкой. Измените теперь так: Первое «Тук» - одна восьмая; Второе «Тук» - две четверти с точкой; Третье «Тук» - восьмая с точкой. 

Второе «Тук» очень хорошо толкается диафрагмой, удерживается в одной позиции и успевает хорошо окраситься обертонами с чистейшим интонированием во всех трёх точках упражнения. Для актёра очень важна подача звука, но, не зажимая своё горло, а высвобождая его, посылая звук далеко-далеко, благодаря отлично слаженной работы дыхания и мышц.

В практике наиболее удобным считается ниж­нерёберно - диафрагматическое дыхание, т.е. смешанное дыхание, при котором поднимаются и расширяются при вдохе нижние рёбра, а остальная часть грудной клетки почти неподвижна, активна диафрагма и мышцы брюшной полости. Хорошо ощущаются движения передней стенки живота….. Вдох берётся бесшумно, достаточно глубоко, с ощущением полузевка. При вдохе не следует стараться набирать большое количество воздуха, так как тогда затрудняется подача звука и сам процесс голосооб­разования…. Речевой вдох и выдох разделяются мгновенной паузой – остановкой дыхания, после чего начинается выдох. Актёрам  необходимо заниматься специальной дыхательной гим­­настикой для овладения замедленным выдохом. Специаль­ная тренировка очень важна для развития и закрепления  речевого дыхания: она помогает  актёру значительно быстрее нау­чить­ся, не производить шумного вдоха, не вдыхать чрезмерное количество воздуха, небольшим количеством выдыхаемого воздуха получать большой звуковой эффект. Научиться управлять своим дыханием, можно только пос­ледовательно - почувствовав своё тело, избавившись от зажимов и вслед за этим отрегулировать вдох и выдох, при осознании правильной мышечной активности. Для начи­на­ю­щих  актёров это самый главный фактор в обучении. Подсоз­на­тельное правильное дыхание приходит только с опытом. Правильное речевое дыхание не только развивает возможности  студента - актёра, но и является целебным, так как все сос­тавляющие дыхательной школы направлены на оздоровление - и духовное и физическое.

Из опыта работы: Опираясь, в первую очередь, на эмоциональную составляющую при подаче звука, очень часть происходит перехлёст этих эмоций, и звук может пойти со­вер­шенно не в ту сторону, т.е. уйти в головной регистр, или просто упереться в связки, что делает его совершенно не свободным. Давайте себе и ученикам постоянно такую установку: «Всё делаем на мягкой атаке, хорошей опоре и своим родным тембром. Никому и ничему не подражая»

Все пос­ле­ду­ющие уп­ражне­ния, данной методики, рас­счи­таны на ис­полне­ние с уче­том опи­сан­ной тех­ни­ки ре­чево­го ды­хания.

 

Пси­холо­гичес­кие уп­ражне­ния для раз­ви­тия го­лоса

 

Вы мо­жете раз­вить свой го­лос при по­мощи этих уп­ражне­ний по­доб­но то­му, как раз­ви­ва­ете мыш­цы при по­мощи за­нятий физ­куль­ту­рой. В ре­зуль­та­те тембр го­лоса из­ме­нит­ся, ваш го­лос ра­зовь­ёт­ся и ста­нет бо­лее низ­ким и бла­гоз­вучным, его ди­апа­зон рас­ши­рит­ся, про­из­но­шение ста­нет бо­лее чет­ким, мо­дуля­ции вы­рази­тель­нее, а экс­прес­сивность убе­дитель­нее. До­пол­ни­тель­ный эф­фект от уп­ражне­ний вы­разит­ся в ак­ти­виза­ции ва­ших сил. Луч­ше все­го вы­пол­нять эти уп­ражне­ния ре­гуляр­но, при­чем по ут­рам, ибо это за­рядит вас бод­ростью на це­лый день. У вас не толь­ко ра­зовь­ет­ся бо­лее при­ят­ный го­лос, но нам­но­го улуч­шится ва­ше об­щее са­мочувс­твие. По ме­ре то­го, как бу­дет про­ис­хо­дить раз­ви­тие го­лоса, бу­дет со­вер­шенс­тво­вать­ся и ва­ша лич­ность.

1. С чего начать? Ещё лёжа в постели, проснувшись от бу­диль­ника на 10 минут раньше, чем Вам нужно встать, ос­тавайтесь лежать и стоните всё это время. Именно стон даст точный тембр вашего голоса, именно стон сделает так, что ваше тело завибрирует и приведёт все жизненноважные органы в действие. Не давите на звук, стоните с получением от этого удовольствия, слушайте свой голос и просыпайтесь вместе с ним, слушая свой родной тембр.

Вы встали и попросили приготовить Вам кофе. Пос­лушайте себя внимательно. Разве это Ваш родной тембр? Вы же только что слышали его, лёжа в постели…и что же случилось? Вы стали что – то выдумывать в своей глотке и изменять природу своего тембра, а зачем?

В ванной комнате, после утреннего туалета: Встань­те пе­ред зер­ка­лом. Сде­лай­те вы­дох, за­тем вдох и про­из­но­сите каж­дый звук до тех пор, по­ка у вас хва­тит ды­хания. Итак, вдох­ни­те и на­чинай­те:

 

и­иии­иии­иии а­ааа­ааа­ааа
э­эээ­эээ­ээээ о­ооо­ооо­ооо
ыыыыыыыыыы у­ууу­ууу­ууу

 

Эта пос­ле­дова­тель­ность не слу­чай­на, вы на­чина­ете со зву­ка са­мой вы­сокой час­то­ты - "и". Ес­ли вы при этом по­ложи­те ла­донь на го­лову, то ощу­тите лег­кую виб­ра­цию ко­жи. Это сви­детель­ство бо­лее ин­тенсив­но­го кро­во­об­ра­щения. Про­из­не­сение зву­ка "э" ак­ти­визи­ру­ет об­ласть шеи и гор­ла, вы это мо­жете по­чувс­тво­вать, при­ложив ру­ки к шее. Про­из­не­сение зву­ка "а" бла­гот­ворно воз­дей­ству­ет на об­ласть груд­ной клет­ки. При про­из­не­сении зву­ка "о" уси­лива­ет­ся кро­вос­набже­ние сер­дца, а уп­ражне­ние со зву­ком "у" ока­зыва­ет по­ложи­тель­ное воз­дей­ствие на ниж­нюю часть жи­вота. Про­из­но­сите мед­ленно один за дру­гим все зву­ки три ра­за. Ес­ли вы хо­тите, что­бы тембр го­лоса был бо­лее низ­ким, а го­лос был бо­лее глу­боким и вы­рази­тель­ным, то в те­чение дня мно­гок­ратно про­из­но­сите звук "у".

2. Те­перь нуж­но ак­ти­визи­ровать об­ласть гру­ди и жи­вота, а для это­го на­до про­из­но­сить звук "м" с зак­ры­тым ртом. Уп­ражне­ния на звук "м" про­делай­те три ра­за. Один раз сов­сем ти­хо, вто­рой раз - гром­че и в тре­тий раз - как мож­но гром­че, что­бы го­лосо­вые связ­ки нап­ряглись. По­ложив ла­донь на жи­вот, вы ощу­тите силь­ную виб­ра­цию. Вместе с детьми сделайте сле­дующее упражнение: «Я клоун – БиМ, а я, клон БоМ!» Взрос­лый называет себя, а ребёнок – себя. Очень забавно и фонема «М» в конце имени даст 100% включение всей резонаторной системе. Ни в коем случае не разрешайте ребёнку делать это громче, чем это делаете Вы, давить на связки нельзя, выбор тона должен быть удобен именно ребёнку, ну, а вы, уж в данном случае, пристроитесь, а потом, сделаете это упраж­нение в своей удобной тесситуре.

Осо­бое вни­мание сле­ду­ет уде­лить зву­ку "р", пос­коль­ку он спо­собс­тву­ет улуч­ше­нию про­из­но­шения и при­да­ет го­лосу си­лу и энер­гичность. Для то­го, что­бы рас­сла­бить язык, про­веди­те пред­ва­ритель­ную под­го­тов­ку: под­ни­мите кон­чик язы­ка к не­бу за пе­ред­ни­ми вер­хни­ми зу­бами и "по­рычи­те" как трак­тор. Итак, сде­лай­те вы­дох, по­том вдох и на­чинай­те "ры­чать": "рррр". Пос­ле это­го вы­рази­тель­но и эмо­ци­ональ­но с под­чер­кну­то рас­ка­тис­тым "р" про­из­не­сите сле­ду­ющие сло­ва:

роль руль ринг рубль ритм рис ко­вер по­вар за­бор сыр то­вар тра­ва кры­ло си­рень мо­роз и т.п.

3. "Уп­ражне­ние Тар­за­на" по­мимо спо­соба раз­ви­тия го­лоса пред­став­ля­ет со­бой про­филак­ти­чес­кое средс­тво про­тив прос­тудных за­боле­ваний и ин­фар­кта ми­окар­да. Встань­те пря­мо, сде­лай­те вы­дох, за­тем глу­бокий вдох. Сож­ми­те ру­ки в ку­лаки. Гром­ко про­из­но­сите зву­ки "и­иии­иии­иии" и од­новре­мен­но ко­лоти­те се­бя ку­лака­ми по гру­ди, как это де­лал Тар­зан в зна­мени­том филь­ме.

Те­перь про­делай­те это же уп­ражне­ние со зву­ками:

 

э­эээ­эээ­ээээ о­ооо­ооо­ооо
а­ааа­ааа­ааа у­ууу­ууу­уууу

 

 


По окон­ча­нии уп­ражне­ния вы за­мети­те, как очи­ща­ют­ся ва­ши брон­хи от сли­зи, как ва­ше ды­хание ста­новит­ся сво­бод­ным, как вы за­ряжа­етесь энер­ги­ей. Хо­рошень­ко от­кашляй­тесь, из­бавь­тесь от все­го не­нуж­но­го! Это уп­ражне­ние сле­ду­ет вы­пол­нять толь­ко по ут­рам, пос­коль­ку оно об­ла­да­ет воз­бужда­ющим и ак­ти­визи­ру­ющим дей­стви­ем.

4. Ин­дий­ские й­оги из­вес­тны сво­им глу­боким кра­сивым го­лосом, ко­торый дос­ти­га­ет­ся с по­мощью вот та­кого прос­то­го уп­ражне­ния.

Встань­те пря­мо и пос­тавь­те но­ги на ши­рину плеч, сде­лай­те нес­коль­ко спо­кой­ных вдо­хов и вы­дохов, пос­ле че­го на­бери­те воз­ду­ха в жи­вот и сде­лай­те один рез­кий вы­дох, соп­ро­вож­да­емый зву­ком "Ха-а". Вы­дох дол­жен быть пол­ным, а звук та­ким гром­ким, как это толь­ко воз­можно (эхо в со­сед­них до­мах). При этом мож­но слег­ка сог­нуть кор­пус впе­рёд, или пристукнуть немного пятками о пол, приняв позу полуприсяда.

Рекомендация из опыта работы: Если Вы чувствуете, что происходит зажим в голосе, ваше горло устаёт, акустически ощущаете искажение, не нравится звук… Проговорите  текст, начиная с буквы «ХА», заменив все начальные согласные на букву, которая расщепит немного звук и не даст  связки зажать. Но не увлекайтесь, так как буква «Ха» даёт эффект фена и связки могут подсыхать. Можете чередовать, а позже, пол­ностью вернётесь к искомому тексту. Помните, для актёра очень важно много пить воды, чтобы ваш голосовой аппарат имел хороший микроклимат и не пересыхал!

5. Упражнение «Междометия». Как известно, междометия усиливают эмоциональную окраску передаваемого текста, а значит, они на все 100% включат опору, и весь голосовой аппарат придёт в работу. Оставайтесь в спокойном состоянии, как утром, когда вы стонали и слышали свой родной тембр, но, при этом произнесите, с использованием не простроенных, а естественных жестов, включая эмоциональный ряд следующее:

Как-то Ох и Ах заблудились в трех соснах.

И сказало Ох со вздохом: «Ох, наверное, дело плохо».

И сказало слово Ах: «Ах, как страшно в трех соснах».

Прибежало с чащи Эй: «Эй, друзья, повеселей!

С плачем дело не пойдет! Надо все наоборот!».

И сказало Ох: «Хо-хо! В самом деле, как легко!».

И сказало Ах: «Ха-ха! И не страшно!  Ха-ха-ха!».

Пос­ле нес­коль­ких не­дель тре­ниров­ки, по пред­ло­жен­ной ме­тоди­ке,  срав­ни­те свой ны­неш­ний го­лос с преж­ним, ко­торый вы за­писа­ли на дик­то­фон, и вы убе­дитесь, что тембр ва­шего го­лоса из­ме­нил­ся, а го­лос,  в це­лом,  су­щес­твен­но улуч­шился, ибо те­перь он об­рел боль­шую суг­гестив­ную си­лу, а это зна­чит, что ис­хо­дящее от вас ха­риз­ма­тичес­кое из­лу­чение ста­ло бо­лее ин­тенсив­ным, вы ста­ли го­ворить бо­лее убе­дитель­но и силь­нее воз­дей­ство­вать на ок­ру­жа­ющий мир.

В ре­зуль­та­те та­кой тре­ниров­ки и вы­пол­не­ния опи­сан­ных уп­ражне­ний спо­кой­нее и глуб­же ста­новит­ся не толь­ко го­лос, но и ва­ши мыс­ли. Чем глуб­же и ни­же го­лос, тем глуб­же он осе­да­ет в соз­на­нии, тем боль­шее впе­чат­ле­ние про­из­во­дят про­из­но­симые сло­ва, и бла­года­ря это­му вы на­чина­ете го­ворить не прос­то по-дру­гому, а нам­но­го луч­ше. За счет это­го все, что вас тре­вожит и бес­по­ко­ит, от­сту­па­ет, а за­тем и вов­се ис­че­за­ет. По­это­му ни­ког­да не прек­ра­щай­те ра­ботать над сво­им го­лосом и тог­да вы ни­ког­да не прек­ра­тите ра­ботать над сво­ей лич­ностью. Ра­бота над сво­им го­лосом - это ра­бота над со­бой!

Постулат: Ваша речь должна сопровождаться положи­тель­ными эмоциями и на мягкой атаке

 

Ра­бота над дик­ци­ей

 

Под дик­ци­ей по­нима­ет­ся чет­кое, яс­ное и от­четли­вое про­из­но­шение всех зву­ков род­но­го язы­ка с пра­виль­ной их ар­ти­куля­ци­ей при чет­ком и внят­ном про­из­не­сении слов и фраз. Чет­кое и яс­ное про­из­не­сении слов обес­пе­чива­ет­ся за счет пра­виль­ной ар­ти­куля­ции каж­до­го зву­ка, и, преж­де все­го, уме­ния в про­цес­се ре­чи сво­бод­но и дос­та­точ­но ши­роко от­кры­вать рот, ибо при пло­хо от­кры­ва­емом рте зву­ки про­из­но­сят­ся как бы сквозь зу­бы.

Ар­ти­куля­ция так­же уп­равля­ет­ся на под­созна­тель­ном уров­не, как и го­лосо­об­ра­зова­ние, по­это­му це­лесо­об­разно преж­де все­го по­нять те при­чины, по ко­торым у вас пло­хая дик­ция, и пе­реп­рограм­ми­ровать их уже из­вес­тны­ми вам при­ёма­ми. Си­ту­ация для пе­реп­рограм­ми­рова­ния мо­жет быть сфор­му­лиро­вана при­мер­но так: "У ме­ня пло­хая дик­ция", "Я го­ворю нев­нятно", "Я кар­тавлю", "Я неп­ра­виль­но про­из­но­шу (не мо­гу про­из­нести) звук "Л" (зву­ки "Р", "З", "С", "Ж" или дру­гие в со­от­ветс­твии с ва­шими ощу­щени­ями.)". При­чина­ми пло­хой дик­ции ча­ще все­го яв­ля­ют­ся са­мо­уни­чижи­тель­ные мыс­ли ти­па "Моё де­ло по­мал­ки­вать" или "В мо­ём ро­ду нет Ци­церо­нов", ко­торые пе­реп­рограм­ми­ру­ют­ся дос­та­точ­но прос­то. Пос­ле пе­реп­рограм­ми­рова­ния под­созна­ния дик­ция, как пра­вило, зна­читель­но улуч­ша­ет­ся. Хочу заметить, что в своей работе, лично я, не исполь­зую упражнений для артикуляционного аппарата (но в данной книге я публикую их), т.е. я хочу сказать, что отдельно, артикуляционный аппарат я не разрабатываю, почему? Потому, что упражнение с фонетическим алфавитом даёт великолепный эффект и экономит время. Больше, чем букв алфавита мы в речи не сможем использовать, а значит, занимаясь данным упражнением, мы полностью разогреваем свой артикуляцион­ный аппарат. Например: Зачем нам вытягивать губы тру­боч­кой, если мы можем делать это произнося звук «У», утрируя подачу этого звука, сокращая мышцы диафрагмы с опре­делён­ной частотой, или подавая его свободно. Включается и опора и голосовые складки, весь комплекс трудится.

Понятие «Буква и Звук»

 

Проговорите чётко, вместе со студентом буквенный алфавит, исключая только «Ь» и «Ъ». В букве звучит не один звук, а минимум – два. Затем, дав понятие фонетического алфа­вита («звук» — минимальная единица звукового строя языка), скажите и его. Останавливайтесь всегда, если ученик произносит звук неверно. Добивайтесь точного звукоизвле­че­ния в том темпе, который ему по силам. Скажите о том, что впоследствии, одного вдоха будет достаточно для произ­но­шения ВСЕГО фонетического АЛФАВИТА. Проде­монс­три­руйте это сами в подтверждение Ваших слов. Затем, поп­робуйте сделать это вместе с учеником. Скажите несколько раз, возможно увеличив темп к третьему повтору. Убедите ученика в необходимости делать это упражнение каждое утро по 3-5 раз, тренируя, таким образом, мышцы брюшного пресса, УК­репляя диафрагму, мышечную память, необходимую для опоры при звукоизвлечении. Так же, проговаривание фонема­ти­чес­кого алфавита позволит вам разогреть артикуляционный ап­парат, так как произношение каждой из фонем влечёт нагрузку на определённую группу мышц лица. Необхо­ди­мости делать отдельно артикуляционную зарядку у вас не будет, вы сэкономите время, а для даль­ней­ше­го раз­ви­тия под­вижнос­ти мышц ниж­ней че­люс­ти, уме­ния дос­та­точ­но ши­роко от­кры­вать рот в про­цес­се ре­чи ис­поль­зу­ют­ся спе­ци­аль­ные уп­ражне­ния.

Алфавит фонетический в вариантах: Произносятся толь­ко шипящие. Чередование по желанию учащегося. Нап­ри­мер: Только звук «Ч»; Только звук «Ш»; Только звук «Щ». Далее, в любом порядке все три звука - Ч-Ш-Щ;Только звуки «З» и «С», чередуя в любом порядке, можно произ­носить по два, три звука, доводя до полноценной цепочки звуков (фонем). Упражнение выполняется с максимальной ра­ботой мышц живота, который постоянно приходит в дви­жение с каждым новым звуком (принцип насоса) Совер­шен­но свободна верхняя часть туловища. Плечи не поднимаются и не зажимаются. Ноги на ширине плеч.

 

Уп­ражне­ния для раз­ви­тия под­вижнос­ти

 ниж­ней че­люс­ти

 

1. Сво­бод­но опус­кай­те ниж­нюю че­люсть до тех пор, по­ка меж­ду зу­бами не бу­дет про­межу­ток в два паль­ца.

 

2. Без­звуч­но, про­тяж­но (на од­ном вы­дохе) про­из­не­сите глас­ные зву­ки:

 

а­ааа­ааа­ааа­ааа
я­яяя­яяя­яяя­яяяя (рас­сто­яние меж­ду зу­бами в два паль­ца);
о­ооо­ооо­ооо­ооо
ё­ёёё­ёёё­ёёё­ёёё (рас­сто­яние меж­ду зу­бами в один па­лец);
и­иии­иии­иии­иии (рот слег­ка от­крыт).

 

3. Про­из­не­сите глас­ные зву­ки с го­лосом:

 

аaaaaaaaaaaaa
я­яяя­яяя­яяя­яяяя
о­ооо­ооо­ооо­ооо
ё­ёёё­ёёё­ёёё­ёёё
и­иии­иии­иии­ии

4. Слит­но и про­тяж­но про­из­не­сите нес­коль­ко глас­ных зву­ков на од­ном вы­дохе:

 

а­ааа­аээ­эээ
а­ааа­аее­еее
а­ааа­аии­иии
и­иии­иаа­ааа
о­ооо­ояя­яяя
а­ааа­аии­иии­иоо­ооо
и­иии­иээ­эээ­эаа­аааа
а­ааа­аии­иии­эээ­ээо­ооо­оо

 

Сле­дите за тем, что­бы при про­из­не­сении зву­ков рас­кры­тие рта бы­ло дос­та­точ­но пол­ным.

 

5. Про­из­не­сите пос­ло­вицы, по­говор­ки, ско­рого­вор­ки, ко­торые на­сыще­ны глас­ны­ми зву­ками, тре­бу­ющи­ми ши­роко­го рас­кры­тия рта. Нап­ри­мер:

 

Мал, да удал.

Два са­пога - па­ра

Наш­ла ко­са на ка­мень.

Знай край, да не па­дай.

Ка­ков ры­бак, та­кова и рыб­ка.

Под ле­жачий ка­мень во­да не те­чет.

У ужа ужа­та, у ежа ежа­та.

 

6. Проч­ти­те сти­хот­во­рение А.С.Пушкина, чет­ко про­из­но­ся зву­ки а, я:

 

Уж не­бо осенью ды­шало,

Уж ре­же сол­нышко блис­та­ло,

Ко­роче ста­новил­ся день,

Ле­сов та­инс­твен­ная сень

С пе­чаль­ным шу­мом об­на­жалась,

 

Ло­жил­ся на по­ля ту­ман,

Гу­сей крик­ли­вых ка­раван

Тя­нул­ся к югу: приб­ли­жалась

До­воль­но скуч­ная по­ра;

Сто­ял но­ябрь уж у дво­ра...

 

В про­цес­се вы­пол­не­ния уп­ражне­ний сле­дите за тем, что­бы ниж­няя че­люсть опус­ка­лась сво­бод­но вниз, глас­ные зву­ки сна­чала про­из­но­сите нем­но­го под­чер­кну­то.

Уп­ражне­ния для раз­ви­тия под­вижнос­ти губ

 

При вя­лос­ти и не­дос­та­точ­ной под­вижнос­ти губ стра­да­ет чет­кость и яс­ность про­из­но­шения мно­гих глас­ных и сог­ласных зву­ков. Так, для про­из­не­сения зву­ков у, ю тре­бу­ет­ся вы­тянуть гу­бы впе­ред тру­


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.136 с.