Композиционный асимметричный баланс — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Композиционный асимметричный баланс

2019-08-07 1840
Композиционный асимметричный баланс 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Асимметричный баланс называется также неформальным балансом, потому что для его создания не существует готовых формул и правил. При неформальном балансе визуальный вес двух или нескольких различных объектов композиции балансируется не относительно центральных осей или точки формата, а в целом на формате картинной плоскости.

а. – композиционный симметричный баланс; б. – композиционный асимметричный баланс

Для создания неформального баланса используются сами объекты композиции и их свойства, а также сбалансированные цветовые или светотеневые соотношения. В этом случае общий баланс композиции достигается не с помощью идентичных или же подобных друг другу объектов, расположенных симметрично или же приблизительно симметрично, а с помощью объектов различных по своим признакам (свойствам), но расположенных в композиции таким образом, что своими относительными визуальными весами они друг друга балансируют. Другими словами, баланс достигается варьированием размеров, форм, цвета, светотеневой тональности, фактуры, место положения и направления объектов на формате.

а. – симметричный баланс четырех объектов; б. – асимметричный баланс этих же четырех объектов

Использование композиционного асимметричного баланса даёт почти полную творческую свободу в распределение объектов на картинной плоскости композиции. Слово "почти" здесь означает, что при ассиметричном балансе какая-либо общая для балансирования всех объектов композиции всё равно используется. Визуальные тяжесть и интерес объектов распределяются вокруг этой воображаемой общей точки. Например, один объект больших размеров может быть сбалансирован (уравновешен) несколькими объектами различной формы и маленьких размеров. В этом случае можно также говорить об одной большой доминантный форме, которую подчеркивают, оттеняют и одновременно уравновешивают несколько меньших форм. Или же, например, нейтрально окрашенной объект большого размера может быть сбалансирован объектами меньшего размера, окрашенными более насыщенными цветами.

а,б – один большой объект уравновешен в композиции несколькими маленькими объектами

а,б – способы создания композиционного асимметричного баланса,

а. – большой объект средней серой тональности сбалансирован двумя меньшими объектами, окрашенными более насыщенно; б. – семь объектов прямоугольной формы сбалансированы с помощью разницы в размерах, серой тональной разницы, разного месторасположения объектов на плоскости

При создании ассиметричного баланса собственное чувство баланса (равновесия) создателя композиции начинает играть главную роль. Необходимо внутренне почувствовать, находится композиция в равновесии или же она не сбалансирована. Если внимание зрителя распределяется по картинной плоскости композиции более или менее равномерно, то скорее всего баланс в этом случае сохраняется. Если же взгляд постоянно возвращается к какому-то участку, который не является ни областью ни центром интереса то очень возможно, что баланса в композиции нет.

а. – взаимный баланс объектов одинакового темного цвета, но разного размера, имеющих поэтому разный визуальный вес, достигается с помощью разных расстояний этих объектов от вертикальной оси: меньшего расстояния для большего объекта и большего расстояния для малого объекта; б. – визуальные веса большего светлого объекта и малого, но темного объекта примерно одинаковы, так как визуальный вес малого объекта увеличивается за счет темного цвета. В результате взаимный баланс этих двух объектов может возникать на равных или почти равных расстояниях от вертикальной оси.

Существует правило учитывающее расположение объектов на формате композиции: визуальный вес объекта возрастает пропорционально увеличению расстояния объекта от центра равновесия композиции.

 Одним из распространенных методов достижения неформального (асимметричного) баланса является эффект конфетти. Разноцветное конфетти, произвольно брошенное на чистый формат, создаёт ощущение баланса. Из этого эффекта возникает самый простой общий метод балансирования композиции - более или менее визуально интересные объекты композиции распределять по всей картинной плоскости более или менее равномерно. Другими словами, нужно более или менее равномерно распределять и балансировать на картинной плоскости визуальный интерес. Однако при этом необходимо решать проблему художественного разнообразия - нельзя допускать, чтобы визуальный интерес объектов композиции был распределён из излишне равномерно и, следовательно достаточно формально. Излишняя равномерность при недостаточном разнообразии может в целом сделать композицию менее интересной и даже скучной.

Таким образом становится ясно, что не существует каких-либо твердых правил или ограничений при создании асимметричного композиционного баланса. Как раз в отсутствии определённой формулы для создания неформального баланса и заключается его творческая привлекательность.

Однако это не означает, что в асимметричной композиции возможно всё. Давая широкие возможности для творческой фантазии и разнообразия,  неформальный баланс создает определенную сложность - возможность недостаточной организации композиции.

 Аккуратное выверенное использование форм, размеров, цветов, светотеней и расположения объектов на картинной плоскости совершенно необходимо для создания удачной сбалансированной асимметричной композиции.

а. – неудачное маловыразительное расположение объектов и плохой композиционный баланс; б.- художественно удачное расположение объектов, но плохой композиционный баланс; в.- художественно неудачное расположение объектов, но хороший композиционный баланс; г. – художественно удачное расположение объектов и хороший композиционный баланс

а, б, в, г – композиции с удачным асимметричным балансом

Существует ряд закономерностей, влияющих на визуальный вес (тяжесть) объектов композиции:

1. Объект,  находящийся в центре композиции или близко к центру, или же размещеный на центральной вертикальной оси формата, визуально весит меньше.

2.  Объекты в верхней части композиции имеют больший визуальный вес, чем аналогичные объекты в нижней части.

3.  Объекты на правой стороне формата композиции имеют больший визуальный вес, чем аналогичные объекты на её левой стороне.

4. Объекты правильной геометрической формы выглядят тяжелее, чем объекты аналогичных размеров, но произвольной формы.

5.  Объекты, расположенные вертикально, имеют больше визуальный вес, чем аналогичные объекты расположеные наклонно или неустойчиво.

 Необходимо также учитывать, что визуальный вес объектов любой художественной композиции может значительно увеличиваться за счёт так называемого «внутреннего интереса». Внимание и интерес зрителя может возрастать благодаря оригинальному содержанию какого-либо участка композиции, сложности или оригинальности формы объекта,  непривычных цветовых сочетаний и т.д.

Композиционный асимметричный баланс по сравнению с симметричным не позволяет композиции быть статичной и поверхностной. Он создает у зрителя ощущение визуального напряжения, активности, движения и этим усиливает повышенный интерес. В тоже время недостаточный баланс или его полное отсутствие в композиции (так называемой дисбаланс) вызывает у зрителя чувство незавершенности и недосказанности. При умелом использовании может создавать в композиции ощущение визуального поиска,  напряжения или даже столкновения. Однако при неумелом или неумеренном использовании дисбаланса у зрителя может легко возникнуть чувство незаконченности, визуального дискомфорта или даже полного непринятия композиции. Поэтому прежде чем использовать в композиции дисбаланс нужно хорошо понимать роль баланса и уметь им пользоваться во всех проявлениях.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.