Осуществление всего этого сопряжено с рядом трудностей в самой режиссуре. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Осуществление всего этого сопряжено с рядом трудностей в самой режиссуре.

2019-08-07 560
Осуществление всего этого сопряжено с рядом трудностей в самой режиссуре. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Одна из них заключается в том, что массовый праздник в целом нельзя прорепетировать. Вторая — в том, что данный массовый праздник идет один раз. А если он и повторяется, то это по своей форме уже совсем другой праздник — новые сце­нарий, режиссура и организация, другие зрители, другое настроение.

Как же обойтись без репетиций?

Надежный помощник режиссера в организации массового праздника — монтажный лист. Это документ, включающий в себя все то, что происходит во время праздника: время, место, участники, ход действия. Каждый режиссер должен уметь его составить (План монтажного листа —см. приложение 1).

Чем полнее и внимательнее будет составлен монтажный лист, тем яснее станет весь ход массового действия, тем легче и увереннее оно будет проходить.

Такая же тщательность должна соблюдаться и при подбо­ре литературного материала для сценария массового празд­ника.

Каким образом; это делается?

Во-первых, надо с большим уважением относиться к уже имеющемуся художественному материалу в репертуаре испол­нителей, привлеченных к празднику. Готовый материал, если он подходит по содержанию, надо обязательно использовать. Во-вторых, то, что нужно дополнительно, необходимо искать в широко известной литературе. В массовых аудиториях луч­ше звучит поэтическое  слово: оно образно, лаконично, легко воспринимается, и потому особенно глубоко западает в созна­ние зрителя. При этом должны быть взыскательный вкус и строгость отбора материала.

Как только материал будет отобран, он должен быть вне­сен в сценарий. Никогда не позволяйте себе надеяться на па­мять. Все должно быть записано: ответственней за каждое слово, за каждого актера, за каждое действие.

Сценарий и монтажный лист — это основные документы, по
которым работает режиссёр. Они могут существовать  само­стоятельно друг от друга, но чаще составляют одно целое (см. приложение 1).

Однако нельзя подменять одно другим. Сценарий — это не просто организационный план праздника. Именно в нем сосредоточено и выражено образное видение темы, идеи, во имя которых проводится тот или иной массовый праздник (см. приложение 2).

Очень важно понять также, что массовое празднество тре­бует большой предварительной организаторской работы еще до встречи с исполнителями. Условия, в которых рождаются мас­совые зрелища, не дают практической возможности сделать всех исполнителей участниками творческого процесса, потому что масштаб их использования огромен (тысячи людей). Например, на фестивале в Москве в день его открытия была поставлена хореографическая сюита «Цвети, наша молодость», в которой от каждой республики участвовало по 200 человек, всего 3200 исполнителей. В ГДР в спортивно-художественной пантомиме участвовало 100 тыс. спортсменов и танцоров; в хо­ровых массовых праздниках в прибалтийских республиках — до 30 тыс. человек. Поэтому при подготовке массового празд­ника творческий коллектив складывается в основном из режис­сера, художника, драматурга, композитора и руководителей коллективов.

Встреча с руководителями коллективов — один из ответст­венных моментов работы постановщика. Здесь, кроме четкого определения задачи каждой группы участников, должна быть дана строгая программа репетиций (прежде всего индивиду­альных), расписанная по часам и минутам, а также, что осо­бенно важно, той единственной сводной, которую, в лучшем случае, удается провести. Умение без потери времени, в твор­ческой обстановке провести репетиции — важное условие для ра­боты режиссера, который является не только творцом, но и ор­ганизатором всей работы. К этому добавляется очень большая работа с художниками, которую надо вести с самого начала.

Само собой разумеется, что принципы оформления того или иного массового праздника, его составных частей: представле­ний, концертов — зависят, прежде всего, от их характера, специ­фических особенностей.

Так, художник, оформляя праздник балета, проходивший на стадионе, отключает одну из трибун и на ее фоне распола­гает большую центральную и несколько малых сценических площадок. Оформляя на стадионе же вечер циркового искусст­ва, учитывая его специфику, обозреваемость со всех сторон, художник заполняет зрителями все трибуны; а представление располагает по полю и видимых со всех точек стадиона.

Декоративное решение праздника на Москве-реке в дни VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов было опреде­лено тем, что сценические площадки располагались на движу­щихся судах и стоящих на приколе баржах, а берега реки в этот вечер стали большим, зрительным залом.

Иными словами, художник должен всегда стремиться к то­му, чтобы в каждом отдельном случае найти наилучшее деко­ративное решение идеи и темы праздника применительно к тем сценическим условиям, в которых они будут проводиться, и в соответствии с режиссерским, замыслом.

Сложность работы художника массового праздника заклю­чается еще и в том, что ему приходится решать задачу оформ­ления как в малых, так и в больших масштабах, от элементов оформления колонн до чрезвычайно серьезных и трудных воп­росов оформления целого города. При этом надо добиваться сохранения замысла художника.

Например, в 1957 году, во время Всемирного фестиваля мо­лодежи и студентов в Москве, украшались все теплоходы, поез­да, самолеты, порты, аэродромы, пограничные станции и города, через которые проезжали делегации.

Как произвести эту грандиозную работу с максимальной быстротой и минимальными затратами?

Наша промышленность выпустила по специально создан­ным художниками эскизам, декоративные пакеты с набором цветных флажков, панно с национальными орнаментами, фес­тивальными значками. Все было сделано из бумаги и легко приклеивалось и развешивалось на окнах учреждений, в витри­нах магазинов.

Когда же было объявлено, что москвичи могут украсить подобным же образом свои балконы и окна, то жите­ли, покупая эти пакеты, включились в оформление города. Москва быстро приобрела праздничный, нарядный вид, и, глав­ное, в полном соответствии с тем оформлением, которое было предусмотрено организаторами фестиваля.

Наконец, судьба массового праздника, его представлений зависит от композитора, ибо перед музыкальной драматургией всегда стоят конкретные задачи, и решение их во многом опре­деляет успех всего действия.

Пути решения этих задач различны. В одном случае вся музыка специально пишется для данного праздника или пред­ставления; в другом — вновь написанная компонуется с уже существующей; в третьем — все музыкальное сопровождение строится из уже готовых мелодий, принадлежавших чаще всего разным авторам.

Но во всех трех случаях композитор необходим как соавтор будущего праздника. Для композитора, равно как и для ре­жиссера, чрезвычайно важно умение найти неповторимость ха­рактера представления, т. е. выбрать из многого то единственное, что в полной мере отвечает идейным и художественным требованиям сценического действия.

Следует подчеркнуть, что композитор отнюдь не в меньшей степени, чем режиссер, обязан заботиться о решении начала и завершения праздника, о том, чтобы музыка эмоционально окрасила все представление, отчетливо выявила его ритм, и помнить, что сама природа массового зрелища создает условия для разнообразнейшего использования инструментов. Кроме того, в распоряжении композитора и магнитофонные записи. Умело используя эти возможности, можно сделать музыку важ­нейшим компонентом массового действия.

Таким образом, режиссура массового праздника требует очень тщательной, всесторонней подготовки и хороших помощ­ников, совместных усилий режиссера, художника, композитора, исполнителей. Именно творческая работа всего постановочного коллектива может обеспечить законченный идейно-художест­венный образ праздника, налаженную его организацию, беспе­ребойную смену элементов праздника и непрерывность его раз­вития.

Эти условия необходимо соблюдать в любых обстоятельст­вах: и тогда, когда у режиссера есть возможность прибегнуть к помощи профессионалов, и тогда, когда в его распоряжении будут самодеятельные художники, композитор, исполнители, и тогда, когда режиссеру приходится все эти функции выполнять самому. В последнем случае он может использовать уже соз­данные изобразительные и музыкальные произведения, отобрать их, руководствуясь теми задачами, которые поставлены перед ним идеей и темой праздника.

 

 

ЗАДАЧИ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД РЕЖИССЕРОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО КОНЦЕРТА, И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Особый жанр современного массового искусства — театра­лизованный концерт. Он приобрел сейчас большую популяр­ность. Театрализованные концерты проходят на сцене Кремлев­ского Дворца съездов, на сценах профессиональных театров, на сценах Домов культуры и клубов.

Театрализованный концерт родился в нашей стране, а за­тем завоевал популярность и в странах социалистического со­дружества.

Театрализованный концерт — это использование разных жанров, разных видов искусства, начиная от академического хора и кончая народным танцем. Театрализованный концерт, в отличие от филармонического, всегда тематический, в нем ху­дожественное и смысловое соединяются воедино.

Тематические театрализованные концерты устраиваются в связи с крупными событиями политического характера (день рождения В. И. Ленина, праздник Великого Октября, годовщи­на победы над фашистской Германией и т. д.), посвящаются биографическим или мемориальным датам (памяти писателей, ученых) и пр. Они или завершают торжественное заседание, становятся его художественным продолжением,, или проходят самостоятельно. Они бывают в одном или двух отделениях с антрактом. В зависимости от этого используется и закон вре­мени, влияние его па внимание и утомляемость зрителя.

Известно, что концерт в одном отделении должен идти 1 час 10 мин.— 1 час 30 мин. Потом зритель утомляется и ин­терес к концерту ослабевает. Концерт в двух отделениях орга­низуется следующим образом: первое отделение длится 1 час — 1 час 10 мин., а второе — 0 час. 55 мин.— 1 час. Это нормы, оп­ределенные опытом. Конечно, могут быть отклонения, завися­щие от исполнителей, темы, места проведения концерта, но в целом следует придерживаться указанного хронометража.

Каждый из театрализованных концертов имеет свою тему, свою смысловую и эмоциональную драматургию. Она опреде­ляется теми обстоятельствами, которые вызвали постановку концерта. Так, при подготовке концерта, продолжавшего тор­жественное заседание, посвященное 40-летию комсомола, стало ясно, что даже самая первоклассная программа, составленная из отдельных номеров различных коллективов, не будет отве­чать тематическим его задачам, не приобретет идейно-воспита­тельного звучания.

Знакомство с содержанием торжественного заседания убе­дило в необходимости создания такой программы, которая мог­ла бы стать его органическим продолжением, подхватила бы и развила его эмоциональный заряд, явилась выражением в ху­дожественных образах того круга тем, которые нашли отраже­ние в торжественной части юбилея.

Отсюда задача концерта — раскрыть основные этапы дея­тельности комсомола, высоко оцененные партией, правительст­вом, народом. Пять орденов, которыми был награжден Ленин­ский комсомол, стали как бы основой драматургии концерта. В соответствии с этим программа концерта (в данном случае правильнее было бы называть сценарием) состояла из ряда крупных тематических эпизодов, которые благодаря непрерыв­но развивающейся логике событий, подчиненных единой сверх­задаче, создавали неразрывную цепь эмоционального воздейст­вия на зрителя (см. приложение 3). Или тема театрализован­ного концерта, посвященного XIV съезду ВЛКСМ, раскрыва­лась в преемственности комсомольцев первых лет Советской власти и наших современников. Первые — молодые люди в ко­жанках, тельняшках, красных платочках и бескозырках, вто­рые— в современных рабочих, спортивных, праздничных кос­тюмах.

Комсомольцы революционных лет сначала удивленно, с недоверием смотрят на молодежь в модных, современных кос­тюмах. Но постепенно, по ходу программы, когда юноши и девушки 20—30-х годов образным языком концертных номеров рассказывают о боевых подвигах гражданской войны, героизме строительства социалистической индустрии и колхозной дерев­ни, а комсомольцы наших дней — о разгроме фашизма, борьбе за мир, завоевании космоса, становилось ясно, что сердца и тех и других бьются в унисон, что все они воодушевлены еди­ной идеей строительства коммунизма.

В наши дни последовательное осуществление Советским Союзом миролюбивого ленинского курса внешней политики является ведущей темой идеологической работы. Ей был по­священ театрализованный праздничный концерт в честь 56-й годовщины Великой Октябрьской социалистической револю­ции, состоявшийся в ноябре 1973 года в Кремлевском Дворце съездов.

Средствами искусства концерт последовательно раскрывал эту тему от первого ленинского Декрета о мире до сегодняш­них исторических, визитов руководителей нашей партии и пра­вительства с миссией доброй воли в США, ФРГ, Францию, Индию и другие страны мира (см. приложение 4).

Основу концерта составляют номера. Их количество не должно нарушать единства темы, замысла, целевой задачи. Концерт составляется из уже имеющихся или вновь созданных, но обязательно полностью исполняемых номеров. Сокращение, изменение композиции без учета формы и внутренней драма­тургии исполняемого произведения недопустимо.

Чего должен добиваться режиссер, готовя тематический те­атрализованный концерт? Прежде всего четкой идейной выра­зительности и художественной образности.

Как же добиться этого в концерте? Театрализацией его номеров.

Вот как шел эпизод о Великой Отечественной войне в кон­церте, посвященном, XIV съезду комсомола. Плакаты грозных дней Великой Отечественной войны. Звучит песня А. Александ­рова «Священная война». На сцене женщины в темных платьях провожают на фронт моряков. Остается одна из них, и когда заканчивается песня, отставший от товарищей моряк читает, обращаясь к женщине, стихотворение К. Симонова «Жди ме­ня». Быстрая, буквально секундная смена декораций — и на сцене начинается танец из балета А. Спадавеккиа «Берег счастья». Матросы вступают в единоборство с танком и, одер­жав победу, с развернутым знаменем покидают сцену торжест­венным маршем.

Так, три концертных номера —песня, стихотворение и та­нец— слились в единый фрагмент — рассказ о Великой Отече­ственной войне.

Важная задача режиссера концерта — непрерывность воз­действия его программы на зрителей, необходимость поддер­живать интерес к заложенной в ней теме. Достигается это сме­няемостью жанров и ритмов, дающих нагнетание, нарастание действия, объединяющих его.

Когда зритель приходит на концерт и знает, чему тот посвя­щен, он настраивается на определенную тематическую волну и ждет воздействия, которое должно удовлетворить его инте­рес. Очень важно не обмануть ожидания зрителя, надо не только привлечь его внимание, заинтересовать, но и взволно­вать, воздействуя на его разум и эмоции системой художест­венных образов.

Как правило, первый номер бывает эпиграфом к театрали­зованному концерту. Это его титул, заглавная буква. Поэтому театрализованный концерт должен начинаться большим, мощ­ным номером многолюдного коллектива: это или большой хор, или оркестр народных инструментов, или симфонический ор­кестр.

Из каких номеров составляется театрализованный концерт? К участию в нем следует привлекать все жанры и виды ис­кусства, которые помогают выразить и раскрыть тему концер­та. В частности, в театрализованном концерте ныне активно используется кино. Отснятые ролики специально подобранного документального материала, подтверждающего мысль, зало­женную в номере, пейзажных планов, помогающих уточнить место действия и создать необходимую атмосферу, стали не­отъемлемой частью театрализованных концертов.

Очень хорошо применять диапозитивы. С их помощью легко меняется место действия и создаются устойчивые планы деко­ративного оформления или отдельных его фрагментов.

Часто для театрализованных концертов применяется оформ­ление, специально выполненное художником. При этом, наря­ду с важнейшей задачей — созданием художественного обра­за — должна предусматриваться организация концерта.

Ни в одном другом жанре искусства непрерывность сцени­ческого действия (следовательно, и воздействия) не имеет столь важного значения, как в массовом театральном пред­ставлении, нигде так остро не ставится вопрос о стремительной и органичной «подаче» на сцену самых разнообразных сил. Вот почему художник должен, определяя принцип оформления, серьезное внимание уделять внутренним и внешним коммуни­кациям. Это заставляет художника вместе с режиссером зара­нее продумать четкий порядок красивой и легкой «эвакуации» со сцены тех или иных номеров с их декоративным оформле­нием и появление на сцене новых коллективов.

Очень интересное с этой точки зрения оформление сцены для выступления советской делегации на одном из миро­вых форумов молодежи нашел известный художник, мастер художественного решения массовых праздников Б. Г. Кноблок. Движущиеся сцены-площадки позволяли произвести переза­рядку их за эстрадой во время выступления коллективов, а киноэкран то выполнял свою основную роль, то легко и быст­ро превращался в верхнюю сценическую площадку.

Или созданная Кноблоком же сценическая площадка для концерта, посвященного 40-летию Ленинского комсомола. Она представляла собой четыре сцены, которые могли быть исполь­зованы и все одновременно, и каждая самостоятельно. Два больших пандуса охватывали сцену, соединяя ее с «полем» зрительного зала и киноэкраном., находившимся в глубине сце­ны. Экран перекрывался занавесом и превращался, по мере необходимости, в красный стяг — фон для некоторых эпизодов представления. Такое построение сцены позволяло произвести одновременный ввод и вывод исполнителей, не нарушая ритма концерта.

К сожалению, о том, что сцена для театрализованного кон­церта должна быть особым образом подготовлена, часто забы­вают. Когда происходит смена, особенно коллективных номе­ров, например замена оркестра хором, создается шум, возни­кает пауза и эта неряшливость нарушает необходимую дина­мику концерта и его атмосферу.

Если концерт плохо организован, плохо работает занавес, на сцене кто-то шумит, что-то падает, то внимание зрителей, естественно, рассеивается, и в этом повинна неслаженность, прежде всего, его монтировочной части.

А задача режиссера заключается в том, чтобы с первого номера собрать, сконцентрировать, сфокусировать внимание зрителя на сценической площадке. Завладев вниманием, нуж­но его удержать, не дать ему распылиться. Главное в режиссуре концерта — непрерывность его программы, незамедлительная смена номеров, которые, нанизываясь как звенья одной цепи, увлекают за собой зрителя. Это достигается твердой организа­цией всего концертного организма. Если же закулисная часть не мобилизована, режиссерская композиция не продумана и оформление плохо с ней связано, возникают те разрывы в тка­ни концерта, которые отвлекают зрителя, снижают эффектив­ность самого концерта.

Между тем у режиссеров театрализованных концертов очень большие интересные возможности и при соответствующей по­мощи художника их осуществление повышает значимость кон­церта.

Одна из них — укрупнение каждого номера. Вот несколько примеров такого приема.

В концерте, посвященном XIII съезду комсомола, темой одного из номеров являлась борьба народов Африки с колониа­лизмом. Номер назывался «Освобожденная Африка».

Танец из этого номера был рассчитан на сцену Кировско­го театра. Теперь он переносился во Дворец спорта в Лужни­ках, который вмещает 12 тыс. зрителей, а сцена его почти в 3 раза больше сцены Кировского театра. Как сохранить выразительность сольного танца, «не убить» его масштабами пло­щадки?

На сцене было расположено три экрана: два по бокам, как не очень широкие пилястры, и один сзади во всю ширину сце­ны. На среднем экране синхронно с танцем возникали узловые, кульминационные его моменты. Они были заранее специально отсняты на кинопленку. На сцене негр с кандалами на руках. На боковых экранах — документальные кадры из жизни наро­дов Африки, а на центральном — также закованные руки. Ар­тист начинает танец, пытается разорвать сковывающие его це­пи. На боковых экранах показывают демонстрацию народов Африки. Артист разрывает оковы —на боковых экранах всплес­ки народной радости, на среднем — бушующий океан. Артист поднимает руки — и на экране из водных пучин тоже поднима­ются руки. Артист устремляет взгляд вперед —и на экране возникают его огромные глаза. Иными словами, на всем про­тяжении танца укрупнялись и комментировались сюжетные повороты этого хореографического рассказа с помощью взаи­модействия разных средств выразительности. Усиление и укрупнение отдельных фрагментов позволили добиться боль­шой обобщенности, выразительности, острой публицистичности.

Другой пример —из практики концертов, посвященных В. И. Ленину. В основу одного из них было положено повест­вование о этапах жизни Владимира Ильича. Известно, что Ле­нин в детстве очень любил петь вместе с сестрой Олей песню К. Вильбоа «Нелюдимо наше море». Как включить это произ­ведение в программу? Сказать об этом? Написать в программе?

...Фотография семьи Ульяновых была переведена на диапо­зитив, и в то время, когда на экране, вмонтированном в сцени­ческое оформление концерта, появлялся ее фрагмент с голов­ками Оли и Володи, за кадрами звучал женский голос, читаю­щий рассказ Н. К. Крупской о том, что в детстве Владимир Ильич любил вместе с сестрой петь эту песню. На последних словах свет с диапозитива переводился на сцену и останавли­вался на артистах, поющих это произведение.

Подобным же образом в программу включили марш Монтегюса «Слава 17-му полку», который В. И. Ленин любил слу­шать во время эмиграции во Франции. На диапозитиве — Эйфелева башня. Звучит вступление к песне. Один диапозитив вытесняет другой — на экране обложка нот этого произведения. А затем, отождествленный с французским шансонье того вре­мени, как бы с обложки на сцену выходит певец и исполняет эту песню.

Так с помощью изобразительных средств удается более глубоко и выразительно раскрыть тему номера.

Успех концерта, посвященного 150-летию Бородинской бит­вы, во многом определило использование увертюры П. И. Чай­ковского «1812 год». На большом занавесе были изображены воинские доспехи и лавровый венок славы. В центре венка по ходу действия возникали картины Отечественной войны 1812 г. (использовались диапозитивы произведений русской живописи).

В митингах-концертах (одной из ярких форм театрализо­ванного концерта) так же с успехом можно использовать до­кументы, музыкальные и живописные произведения, созвучные теме.

Вот, например, два таких митинга-концерта: один — на Ма­нежной площади (см. приложение 4), другой —в Кремлевском Дворце съездов. Они были посвящены разным, событиям, раз­ным темам. Первый — борьбе за мир, против атомной войны; второй — XV съезду ВЛКСМ. Но принципы их построения име­ли много общего и были основаны на введении в художествен­ную ткань концерта подлинных документов и людей, участни­ков этих событий.

Представьте себе: на Манежной площади установлена двух­этажная сцена. Верхняя служит трибуной для ораторов, над нею большой экран. На нижней — симфонический оркестр, и она же является эстрадой для выступления солистов и коллективов. Девочка в белом платье открывает концерт: она выпус­кает белоснежного голубя, который взвивается над площадью и долго парит в лучах прожекторов.

На сцене группа молодых японцев — ансамбль «Поющие голоса». Они поют песню о Хиросиме, о гибели этого города. Песня звучит, а на сцену выходит Хисако Нагота, одна из жертв атомной катастрофы. У нее сожжены голосовые связки. Ее рассказ о трагедии японского народа переводит на русский язык молодой японец. Нагата просит почтить память погибших в Хиросиме минутой молчания. На площади воцаряется тишина. На сцену поднимается мать Зои Космодемьянской. Сняв с себя белую шаль, она укрывает ею Нагату. Эта ласка матери героини, погибшей во время войны, слабый голос Нагаты, бе­лая шаль на ее плечах и полет голубя над площадью — все было настолько эмоционально точно, что люди, видевшие это, плакали, не стыдясь своих слез.

Второй митинг-концерт, посвященный XV съезду комсомо­ла, проходил в Кремлевском, Дворце съездов. Его очень емкая тема была решена большими эпизодами-символами: комсо­мол— верный сын партии, комсомол — воин, комсомол — нова­тор и т. д.

Первый эпизод начинался песней А. Холминова о В. И. Ле­нине в исполнении А. Эйзена. Закончив песню, певец обращал­ся к зрителям: «Товарищи-! Среди нас есть человек, который неоднократно встречался с Владимиром Ильичом Лениным. Это старейший коммунист, член партии с 1893 года товарищ Федор Николаевич Петров».

Свет прожекторов со сцены переводился на ложу, в кото­рой находился Ф. Н. Петров, и оттуда он обращался к делега­там съезда, призывая комсомол к новым трудовым подвигам. Или другой эпизод. Под звуки духового оркестра на сцену вносят боевые знамена. Этим завершался эпизод «Комсомол — воин». Ведущий говорил:

«Мы хотим слышать вас, трижды Герой Советского Союза, товарищ Кожедуб». И. Н. Кожедуб выходил на сцену и обра­щался с речью к зрителям, заканчивая ее словами: «Если нуж­но будет постоять за Родину, кто готов стать на ее защиту?» Весь зал встает в едином порыве.

Эпизод «Комсомол — новатор» заканчивался выходом на сцену первой женщины-космонавта Валентины Терешковой и ее обращением к молодежи.

Форма театрализованного концерта привилась и стала не­обходимой. Однако, готовя такое представление, нужно думать о динамике концерта, о его движении. От начала концерта, конца первого, начала второго отделения, финала всего кон­церта зависит многое. Как сделать, чтобы зритель не ушел в антракте, а вернулся на второе отделение, как увлечь, заинте­ресовать его? Об этом надо серьезно думать режиссеру.

Нашей постановочной бригаде посчастливилось создавать концерты, посвященные самым разнообразным темам и собы­тиям: заключительные концерты декад искусства союзных рес­публик на сцене Государственного академического Большого театра Союза ССР; концерт, посвященный съезду комсомола во Дворце спорта; концерты и закрытие молодежных фестива­лей в разных городах мира, на разных сценах; большие заклю­чительные концерты сельской самодеятельности Российской Федерации. Однако мы никогда не ощущали такой ответствен­ности, такого творческого волнения, как в те дни, когда рабо­тали над созданием концертов, посвященных 50-летию Совет­ской власти, 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, а так­же концерта для делегатов XXIV съезда КПСС.

Объяснить это можно только тем, что все три события на­столько масштабны, грандиозны и значительны, что известные приемы в организации концертных программ себя не оправды­вали. Необходимо было искать такие сценарные и режиссер­ские решения, которые могли бы выразить величие происходя­щих в нашей стране событий.

Все помнят, с какой радостью, с каким трудовым подъемом готовились в нашей стране к празднованию 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции. Первое в мире го­сударство рабочих и крестьян, первая страна, вставшая на путь социализма, страна, которая была выпестована великим Лениным, праздновала свой полувековой юбилей.

Как найти подход к решению в концертной программе этой огромной по своему масштабу и значимости темы?

Постановочная группа, в которой работали автор этой кни­ги, художник Б. Кноблок, режиссер Г. Лехциев и многие дру­гие, нашла решение концерта в партийном гимне «Интернацио­нал». Слова его от строфы к строфе несут огромный драматур­гический заряд. Никогда и никто не сказал более ярко и дра­матично о вековой мечте трудящихся; ни одна песня не была таким действенным призывом к борьбе за осуществление этой мечты. Значит, построение сюжетных эпизодов концерта соот­ветственно строфам «Интернационала» может стать масштаб­ным драматургическим ходом, выражающим, как никакой другой, тему и идею торжественного праздничного концерта в честь 50-летия Октября.

Вспомним первые строки партийного гимна:

Вставай, проклятьем заклейменный, Весь мир голодных и рабов!

...начало второй строфы:

Никто не даст нам избавленья — Ни бог, ни царь и ни герой. Добьемся мы освобожденья своею собственной рукой.

И, наконец, третья строфа:

Лишь мы, работники всемирной,

Великой армии труда,

Владеть землей имеем право...

Эти слова «Интернационала», выраженные художественны­ми образами, организуют четкое русло концерта, позволяют сгруппировать художественный материал, правильно располо­жить его.

Но чтобы в полную силу прозвучала тема торжества Совет­ской власти как выполнения заветной мечты пролетариев всех стран, чтобы торжественный концерт стал гимном, ленинской Коммунистической партии, необходимо было создать пролог и финал, соответствующие главной теме концерта. В итоге сложилась следующая сценарная основа: пролог, посвященный торжественной дате — полувековому юбилею Советской власти;

часть первая, рассказывающая о революционной борьбе пролетариата во главе с партией большевиков (тема «Вставай, проклятьем заклейменный»);

часть вторая, повествующая о том, как советские люди сра­жались на протяжении полувека за дело революции (тема «Никто не даст нам избавленья»);

часть третья — о сегодняшнем коммунистическом строитель­стве в нашей стране, расцвете социалистических наций (тема «Лишь мы, работники всемирной, великой армии труда»);

финал — гимн Коммунистической партии Советского Союза. Зрительным образом пролога стали пятьдесят установлен­ных на сцене горящих факелов, символизирующих 50-летие на­шей страны, истории Советской власти.

Занавес, постепенно раздвигаясь, открывал скульптурные группы, расположившиеся на сцене по барьеру оркестра и на боковых площадках. Первая из них — матросы и красногвар­дейцы, рабочие 1917—1918 годов, буденовцы, бойцы граждан­ской войны. За ними другая группа — строители первых пяти­леток, ударники, рабфаковцы. Новая группа — те, кто прини­мал участие в Великой Отечественной войне, бойцы Советской Армии, партизаны, герои тыла. И, наконец, люди наших дней: рабочие, колхозники, студенты — участники строительства ком­мунизма в нашей стране.

Торжественное музыкальное вступление переходит к теме революции. На огромном экране появляется надпись:

«Все, чего мы достигли, показывает, что мы опираемся на самую чудесную в мире силу — на силу рабочих и крестьян» (Ленин В. И. Полн. собр. соч. Изд. 5-е, т. 44, с. 234.).

Вспыхивает первый факел. Звучат стихи о 1917 годе, и это время как бы оживает на сцене Кремлевского Дворца съездов.

Сцену заполняют рабочие в кожанках, крестьяне «в лаптях, солдаты в папахах, матросы в бескозырках с пулеметными лен­тами через плечо, студенты... В центре этой ожившей скульптур­ной группы — артист в образе Владимира Ильича Ленина — вдохновителя и организатора Великой Октябрьской социалисти­ческой революции. Народ приветствует вождя криками «Ура!».

Вновь вспыхивает факел, возвещающий о приходе 1918 го­да— начала гражданской войны. Звучит рассказ диктора о людях, вставших на защиту завоеваний революции. В лучах прожекторов возникает скульптурная группа, олицетворяющая участников обороны молодой Республики Советов.

Так, в прологе год за годом оживает история страны. По­бедно нарастает музыка. И вдруг резко обрывается... В полной тишине звучит голос диктора: «1924 год. В этом году не стало Ильича, но слово Ленина, дело Ленина, сердце Ленина всегда с нами!» Эти слова подхватывают гудки заводов, паровозов, фабрик. Как горящее сердце вспыхивает факел. Вновь нара­стает в оркестре революционная тема, переходящая в песню А. Александрова «Святое ленинское знамя», исполняемую свод­ным хором и оркестром Большого театра Союза ССР под управлением Г. Рождественского. К концу песни, завершающей пролог, вспыхивают все 50 факелов. Звучат слова диктора о том, что этот концерт посвящен тем, кто мужественно боролся и борется за счастье народа. Он посвящен партии коммунистов, великому Ленину.

Тему пролога продолжают как позывные, первые музыкаль­ные фразы «Интернационала». Начинается первая часть кон­церта (см. приложение 5). Неожиданно весь зрительный зал заполняется перезвоном колоколов. Открывается занавес, и зрители видят часть земного шара, на которой расположились «властители земли русской», фигуры прошлого: помещики, ка­питалисты, сверкающие золотом эполет генералы. И над ними с распростертыми крыльями двуглавый орел. Они поют гимн царской России.

Но мелодия постепенно разрушается нарастающим звучани­ем «Интернационала». В отблесках пламени возникают согну­тые фигуры рабочих, политзаключенных в кандалах, солдат за колючей проволокой. Как страстный призыв к борьбе звучат слова: «Вставай, проклятьем заклейменный, весь мир голодных и рабов».

Луч прожектора останавливается на группе рабочих, пою­щих «Дубинушку». Освещает фигуру большевика-агитатора (артист Е. Матвеев), в его руках прокламация, он читает ее. Это призыв к революции.

Но его еще не слышат в далеких крестьянских избах. У лу­чины сидят женщины и поют грустную песню о тяжелой кресть­янской доле. Вновь звучит голос агитатора. Он читает заключительные слова листовки: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

На последнем слове вступает хор, поющий «Смело, товари­щи, в ногу!». В глубине сцены крупными буквами загораются слова:

Кипит наш разум возмущенный

И в смертный бой вести готов.

Мощно звучит оркестр. Громкое «Ура!» — и, сметая ненави­стных властителей, народ устремляется на штурм. Развалива­ется двуглавый орел, движется с транспарантами могучая на­родная демонстрация, которая преобразуется в массовый во­кально-хореографический номер «Октябрьская легенда» в ис­полнении Государственного заслуженного ансамбля танца Украинской ССР.

Художественный образ второй части строится на словах:

Никто не даст нам избавленья —

Ни бог, ни царь и ни герой.

Добьемся мы освобожденья

Своею собственной рукой.

Она воспроизводит историю борьбы революционного народа со всеми, кто посягал на независимость Страны Советов. Как бы из далеких времен гражданской войны обращались к соб­равшимся со страстными призывами защищать Родину Артем Годун из пьесы «Разлом» Б. Лавренева и знаменитый ордина­рец В. И. Чапаева Петька; кавалерийскую пляску Первой конной армии исполняла танцевальная группа Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии. Как гимн героям гражданской войны прозвучал финал первого концерта для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского в исполнении Э. Гилельса и оркестра Государственного академического Боль­шого театра СССР под управлением Е. Светланова.

Героическая летопись Великой Отечественной войны откры­валась песней К. Молчанова «Вот солдаты идут» в исполнении И. Архиповой. Синхронно песне на экранах, установленных на сцене, оживают дороги войны, по которым идут солдаты Совет­ской Армии, освобождая страну от фашистских захватчиков.

Проникновенное исполнение песни И. Архиповой, звучание сопровождающего ее духового оркестра под управлением Г. Смущенко, жизненность документальных кадров — все это, вместе взятое, создавало незабываемую по силе эмоционально­го воздействия картину.

Эта часть концерта кончалась «Песней о Советской Армии» в исполнении Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии.

Третья часть концерта воспевала сегодняшний день страны,
дружбу народов, трудовой подвиг советских людей. Ее эпигра­фом были слова «Интернационала»:                                       

Лишь мы, работники всемирной, Великой армии труда, Владеть землей имеем право, Но паразит


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.096 с.