Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2017-05-12 | 1212 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Билет № 1
Общество, неизбежно структурированное пространственно, имеет широкий спрос на различного рода географические знания, а, следовательно, на саму географию как один из подходов к миропониманию и мироощущению.
Политическая география – наука относительно новая, дальше чем 18-ый век ее не проследишь. Изначально была междисциплинарной наукой. В ее основе лежит свойство территориальности политических процессов и объектов:
Изучая политические явления только с помощью политологии, можно получить неверные или абстрактные, не имеющие отношения к реальному положению дел, результаты. Недостатками в определениях политической географии являются:
По Коэну и Розенталю, политическая география – это наука о динамике и пространственном проявлении политических процессов.
По В. Колосову, политическая география – особая географическая наука, изучающая пространственную организацию политической жизни общества.
Общим же заключением можно выделить следующее: сущностью ПГявляется исследование пространственной (территориальной) организации политической жизни общества и территориально-политических (политико-географических) систем и их внутренней структуры – на всех территориальных уровнях социально-экономического пространства.
|
Впрочем, некоторые ученые склонны рассматривать ПГ (в рамках общественной географии) как специфическую интеграцию географической, экономической и политической наук.
Формирование политической карты Европы: древний период.
Политическая карта Европы имеет наибольшую историю. Она же произвела на свет большое количество территориальных форм. Древний этап (до 476 г.) породил 2 типа территориально-политических систем, непохожих на современные государства:
|
На этом этапе, никаких национальных государств не существует. Мир прост – «варвары» и «не варвары».
Билет № 2
Билет № 3
1. География границ (лимология)
2. Изучение явления «глокализации» (взаимодействия локальных территорий с глобальными)
3. Постмодернистская география (изучение восприятия территорий исходя из представлений о мире различных людей; изучение самоидентификации населения с определенной территорией).
4. Изучение взаимосвязей между глобальным, макрорегиональным, национальным, региональным и местным уровнями.
5. Критическая геополитика: рассмотрение национальной безопасности не только как военной, но и как экономической, культурной, экологической.
6. Концепция места и контекстуальный подход: как первичная ячейка политического пространства, место является ареной взаимодействия процессов, протекающих на разных уровнях (от глобального до локального). Пространственное распределение политических процессов (ход и итоги избирательных кампаний, подъем национализма и т.д.) можно объяснить через эффект места (или пространственный контекст). Под контекстом в данном случае понимается отражение исторических, экономических, культурных и прочих особенностей места и взаимосвязей места с другими уровнями. Контекст объясняет, каким образом географическое пространство оказывает влияние на политические явления и процессы, в том числе, каким образом оно опосредует воздействие более высоких территориальных уровней на локальный уровень – место.
7. Новые страноведческие исследования (географическое государствоведение) - отказываются от прежней описательности и рассматривают территорию не как статичную поверхность, на которой разворачиваются некие процессы, но как динамический компонент различных (экономических, политических) процессов.
|
8. Изучение географии политических партий (территориальная расстановка политических сил.
9. Политическая география океана (особенно становится актуальна в связи с возможным освоением недр Северного Ледовитого океана). Специфика природопользования, особенности политико-географических процессов и явлений в Мировом океане существенно отличаются от протекающих на суше. Сюда также относится условность в закреплении суверенных прав и их осуществление на акваториях.
10. Изучение политико-географических аспектов глобальных проблем человечества и экологической безопасности. Это обусловлено тем, что дальнейший рост антропогенных воздействий на окружающую среду даже в глубине национальной территории любой страны, не говоря уже о приграничных районах, затрагивает в современных условиях интересы целых регионов и даже всей планеты. Повышается ответственность каждого государства за нанесение ущерба здоровью населения и окружающей среде других стран или за возмещение такого ущерба.
+ см. прорыв политической географии в новейшее время в билете №2, подпункт 4.
Для российской политгеографии актуально:
|
Билет № 4
Билет № 5
Билет № 6
Билет № 7
Билет № 8
Билет № 9
Билет № 10
Билет № 11
Билет № 12
Билет № 13
Билет № 14
Билет 16.
1. Региональные организации на карте мира.
2. Проблемы слабой государственности: случаи африканских и азиатских государств.
1) ЕС: год создания- Ноябрь 1993
(1957 – создание его предшественника ЕЭС (Европейское экономическое сообщество)); цели- – введение европейского гражданства;
– обеспечение свободы, безопасности и законности;
– содействие экономическому и социальному прогрессу;
– укрепление роли Европы в мире; члены -27 стран:
Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Германия, Франция, Дания, Ирландия, Великобритания, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция, Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Литва, Латвия, Эстония, Словения, Кипр (кроме северной части острова), Мальта, Болгария, Румыния.
НАФТА- Североамериканская зона свободной торговли- год создания- 1 января 1994
(сохраняет и подтверждает Соглашение о свободной торговле между США и Канадой (CUSFTA) 1988 г.); цели- - снятие барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между странами-участниками соглашения;
- создание и поддержание условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли;
- привлечение инвестиций в страны-члены соглашения;
- обеспечение должной и эффективной защиты и охраны прав интеллектуальной собственности;
- создание действенных механизмов внедрения и использования Соглашения, совместного решения споров и управления;
- создание базы для будущей трёхсторонней, региональной и международной кооперации в целях расширения и улучшения Соглашения; члены- Канада, США, Мексика.
НАТО- Организация Североатлантического договора- Создана на основе Североатлантичес-кого договора, подписанного
4 апреля 1949; цели- Обеспечение коллективной безопасности своих членов в европейско-атлантическом регионе, нападение на одного из членов организации рассматривается как нападение на союз в целом. Члены- 26 стран:
Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, США, Турция, Франция, Чехия, Эстония.
ЛААИ- Латиноамериканская Ассоциация Интеграции- Договор о создании подписан в
|
1980 г., вступил в силу в 1981 г.; цели- Задача ЛААИ - содействовать развитию регионального экономического сотрудничества и торговли;
главная цель - создание латиноамериканского общего рынка; члены- 11 стран Латинской Америки:
Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили и Эквадор.
ОПЕК- Организация стран-экспортёров нефти- цели: Координация деятельности и выработка общей политики в отношении добычи нефти среди стран участников организации, с целью поддержания стабильных цен на нефть, обеспечения стабильных поставок нефти потребителям, получения отдачи от инвестиций в нефтяную отрасль. Участники: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла, Катар, Индонезия, Ливия, Объединённые Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор, Габон, Ангола.
ОСЕАН- Ассоциация государств Юго-Восточной Азии- Образована в 1967. Цели: – ускорение экономического развития, социального и культурного прогресса стран Юго-Восточной Азии (ЮВА);
– укрепление мира и региональной стабильности;
– расширение активного сотрудничества и взаимопомощи в области экономики, культуры, науки, техники и подготовки кадров; члены: 10 стран:
Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянма, Камбоджа.
МЕРКОСУР — общий рынок стран Южной Америки. МЕРКОСУР объединяет 250 млн человек и более 75 % совокупного ВВП континента.
В него входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай и Венесуэла (с июля 2006 начата процедура вступления, между тем до настоящего времени парламенты не всех членов союза дали свое согласие на принятие Венесуэлы в члены) а в качестве ассоциированных членов — Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор и Перу.
Содру́жество Незави́симых Госуда́рств (СНГ) — межгосударственное объединение (договор о сотрудничестве между независимыми странами) большинства бывших союзных республик СССР.
Члены: Азербайджан, Армения, Молдова, Россия, Киркизия, Украина, Белоруссия, Таджикистан, Грузия, Казахстан, Туркмения, Узбекистан.
Еврази́йское экономи́ческое соо́бщество (ЕврАзЭС) — международная экономическая организация, наделенная функциями, связанными с формированием общих внешних таможенных границ входящих в нее государств (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан), выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка.
Исключение: Китай
Треть века на пути кардинальных реформ: каковы итоги этого пути развития? Достижима ли цель превращения Китайской Народной Республики в мировую сверхдержаву? Нашел ли Китай свой, третий путь движения вперед? Является ли страна «материком стабильности» в пучине мирового финансового кризиса?
(ИДВ РАН) затронула глобальные проблемы будущего Китая и будущего всего человечества. Преобразования в политической и культурной сфере, переход от распределительной к рыночной экономике грозят потерей самоидентичности нации. Страна неизбежно меняет свой облик, теряя многие национальные, культурные и духовные ценностей. Сейчас преобразования в КНР проводят к руководству новое поколение реформаторов, поставивших целью создание гармоничного общества. Насколько возможно сочетание модернизации и китайской традиции? Означает ли возвращение к конфуцианским канонам, столь популярным сейчас в стране, ренессанс специфики Китая? Проведение политики однодетной семьи, что на начальном этапе реформ было необходимой основой преодоления бедности и наращивания темпов экономического роста, в настоящее время подрывает корни многочисленной китайской семьи, в которой единственный ребенок превращается в «маленького императора». Быстрый рост экономики неизбежно связан с переходом к потребительскому обществу, где материальные ценности постепенно приводят к замещению ценностей духовных. Современный этап развития Китая очень важен и показателен для других стран, идущих по пути реформ - от того, в какую сторону качнется маятник, насколько разумным будет сочетание достижений прогресса и бережное сохранение духовности и нравственных, культурных традиций, зависит будущее.
-- мы выдвинули следующие эмпирические гипотезы (слайд №11): на положение государств в современном мире оказывает влияние, прежде всего, качество и эффективность их государственности. Далее – способность государств отвечать на внешние и внутренние вызовы и угрозы. Следующий фактор – наличный у государств ресурс воздействия на окружающую их международную среду. Еще это фактор качества жизнеобеспечения собственного населения. И, наконец, что особенно важно в условиях глобальных процессов демократизации, роль и место страны в современном мире зависит от имеющегося у нее институционального потенциала для демократического развития. Речь идет о наличии и прочности традиций политической конкуренции, представительства, политического участия, ограничения исполнительной власти, конституционности («игры по правилам»). Важно подчеркнуть, что эти традиции возникают не обязательно в демократических контекстах, они могут зарождаться и в недрах недемократических режимов, которые благодаря этому обретают дополнительные ресурсы для трансформации. В рейтинге внешних и внутренних угроз (слайды № 31-32) обращает на себя внимание группа стран (всего – 56), испытывающих очень серьезные и комплексные вызовы и угрозы – Эфиопия, Мьянма, Гаити, Ирак, Эритрея, Афганистан и др. У «лидеров угроз» низкое качество жизни и, как правило, слабая государственность. За небольшими исключениями (например, Индия) это страны авторитарного правления. На противоположном полюсе – обширная и очень пестрая группа стран (61) с минимальными угрозами. Здесь и вполне успешные государства, обеспечивающие своим гражданам высокое качество жизни и демократическое развития (Канада, Франция, Нидерланды и др.), и своего рода «безопасные автократии» (впрочем, их не так уж много) – Катар, Бахрейн, Кувейт и др.
страны явного авторитарного уклона, лишенные даже эмбриональных демократических основ и традиций, с проблемной государственностью. Это Ангола, Афганистан, Бангладеш, Бурунди, Замбия, Ирак, Мали, Непал, Руанда, Сомали, Таджикистан, ЦАР, Чад и многие другие (всего – 58 стран). Все они тоже объясняются первой компонентой – но только тем, что вынуждены реагировать на высокие внешние и внутренние угрозы. Еще две группы недемократических режимов с относительной крепкой государственностью: Алжир, Венесуэла, Вьетнам, Габон, Египет, Иран, КНДР, Пакистан, Сирия, Туркменистан, Узбекистан и др. – с одной стороны, и Бахрейн, Белоруссия, Казахстан, Катар, Куба, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия и др. – с другой. В специфике этих режимных групп еще предстоит разобраться.
Билет № 1
Общество, неизбежно структурированное пространственно, имеет широкий спрос на различного рода географические знания, а, следовательно, на саму географию как один из подходов к миропониманию и мироощущению.
Политическая география – наука относительно новая, дальше чем 18-ый век ее не проследишь. Изначально была междисциплинарной наукой. В ее основе лежит свойство территориальности политических процессов и объектов:
Изучая политические явления только с помощью политологии, можно получить неверные или абстрактные, не имеющие отношения к реальному положению дел, результаты. Недостатками в определениях политической географии являются:
По Коэну и Розенталю, политическая география – это наука о динамике и пространственном проявлении политических процессов.
По В. Колосову, политическая география – особая географическая наука, изучающая пространственную организацию политической жизни общества.
Общим же заключением можно выделить следующее: сущностью ПГявляется исследование пространственной (территориальной) организации политической жизни общества и территориально-политических (политико-географических) систем и их внутренней структуры – на всех территориальных уровнях социально-экономического пространства.
Впрочем, некоторые ученые склонны рассматривать ПГ (в рамках общественной географии) как специфическую интеграцию географической, экономической и политической наук.
Формирование политической карты Европы: древний период.
Политическая карта Европы имеет наибольшую историю. Она же произвела на свет большое количество территориальных форм. Древний этап (до 476 г.) породил 2 типа территориально-политических систем, непохожих на современные государства:
На этом этапе, никаких национальных государств не существует. Мир прост – «варвары» и «не варвары».
Билет № 2
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!