Общее представление о стандартах семейства ИСО 9000, ИСО 14000, ИСО 22000, HASSP. Состояние работ по сертификации систем менеджмента качества в Республике Беларусь. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общее представление о стандартах семейства ИСО 9000, ИСО 14000, ИСО 22000, HASSP. Состояние работ по сертификации систем менеджмента качества в Республике Беларусь.

2017-05-18 797
Общее представление о стандартах семейства ИСО 9000, ИСО 14000, ИСО 22000, HASSP. Состояние работ по сертификации систем менеджмента качества в Республике Беларусь. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Семейство стандартов ИСО 9000 разработано, чтобы помочь организациям всех типов и размеров внедрить и использовать эффективные системы менеджмента качества (СМК). Сообща, они образуют комплект родственных стандартов СМК, перечисленных ниже:

– ИСО 9000 обеспечивает введение в системы менеджмента качества и словарь менеджмента качества;

– ИСО 9001 устанавливает детальные требования для систем менеджмента качества, в случае необходимости продемонстрировать способность организации, обеспечить соответствие продукции;

– ИСО 9004 обеспечивает руководство по внедрению широко развитой системы менеджмента качества, чтобы достичь постоянного улучшения деловой деятельности;

– ИСО 19011 обеспечивает руководство по управлению и проведению внутреннего и внешнего аудитов системы менеджмента качества.

В настоящее время в Республике Беларусь действуют государственные стандарты, идентичные стандартам ISO. К ним относятся:

1) СТБ ISO 9000-2006 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».

Данный стандарт устанавливает терминологию для систем менеджмента качества и описывает основные положения системы, заключающиеся в следующем:

– обоснование необходимости системы менеджмента качества, предназначенной для применения организациями, заинтересованными в повышении удовлетворенности потребителя;

– процессный подход к разработке и внедрению системы менеджмента качества;

– оценка процессов системы менеджмента качества;

– взаимосвязь между системой менеджмента качества, другими системами управления и моделями совершенства.

2) СТБ ISO 9001-2009 «Системы менеджмента качества. Требования».

Стандарт определяет требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и применимым обязательным требованиям, и направлен на повышение удовлетворенности потребителей. Данный стандарт имеет несколько особенностей: новую философию подхода к менеджменту качества, содержит меньше обязательных требований к документированию и является более гибким в применении.

3) СТБ ISO 9004-2009 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности».

Стандарт содержит рекомендации, рассматривающие как результативность, так и эффективность системы менеджмента качества. Целью этого стандарта является улучшение деятельности организации и удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон.

4) СТБ ISO 9001-2009 и СТБ ISO 9004-2009 были разработаны как согласованная пара стандартов на системы менеджмента качества для дополнения друг друга, но их можно применять также независимо. Для удобства использования они имеют аналогичную структуру.

5) СТБ ISO 19011-2003 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента».

В общем случае, в стандартах ИСО 9000 уделяется особое внимание запросам потребителя, распределению ответственности, а так же снижению рисков и получению преимуществ на рынке. Система менеджмента качества призвана обеспечить уверенность потребителей (заказчиков) в качестве получаемой продукции, улучшить деятельность организации, повысить эффективность управления. При этом ее главная задача – не контролировать каждую единицу продукции, а сделать так, чтобы не было ошибок в работе, которые могли бы привести к появлению брака (плохому качеству продукции и услуг). Одной из причин брака являются неправильные действия. Для того, чтобы их избежать необходимо формулировать (описать) правильные действия для создания качественной продукции или услуг, разработать инструкции по выполнению правильных действий и контролировать эти действия.

Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь признает в качестве одного из факторов устойчивого развития внедрение экологически ориентированных методов управления, обеспечивающих сбалансированное экономическое развитие в сочетании с охраной окружающей среды и учетом интересов будущих поколений. При этом под устойчивым развитием понимается такое развитие общества, при котором воздействие на окружающую среду остается в пределах хозяйственной емкости биосферы, поэтому природная среда для воспроизводства жизни человека не разрушается.

Согласно Декларации Конференции ООН по окружающей среде и устойчивому развитию (UNCED-92), экологическая составляющая должна стать неотъемлемой частью процесса развития общества в целом. Сегодня общепризнанным является тот факт, что экологические факторы становятся существенными в повышении производительности и конкурентоспособности любой организации. В связи с этим международные стандарты в области экологического управления ИСО серии 14000 можно рассматривать как эффективное руководство к действию.

Серия стандартов СТБ ИСО 14000 включает в себя инструменты, необходимые для создания систем управления окружающей средой (СУОС) и разработки экологически безопасной продукции и услуг.

Документы, входящие в систему, можно условно разделить на три основные группы:

– принципы создания и использования систем экологического менеджмента (EMS);

– инструменты экологического контроля и оценки;

– стандарты, ориентированные на продукцию.

Данная система стандартов призвана обеспечить уменьшение неблагоприятных воздействий на окружающую среду на трех уровнях:

– организационном – через улучшение «экологического» поведения предприятий и организаций;

– национальном – через создание государственной экологической политики;

– международном – через улучшение условий международной торговли.

6) ISO 14001:2005 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению».

ISO 14001 устанавливает требования к системе экологического менеджмента, позволяющие организации разработать и внедрить экологическую политику и цели, учитывающие законодательные и другие требования, которые организация обязалась выполнять. В стандарте приведена информация о значимых экологических аспектах. Данный стандарт применим к экологическим аспектам, которые организация идентифицировала как те, которыми она может управлять и на которые может влиять. Он не устанавливает конкретных критериев в отношении экологической результативности.

ISO 14001 предназначен для применения любой организацией, которая заинтересована в том, чтобы:

– разрабатывать, внедрять, поддерживать в рабочем состоянии и улучшать систему экологического менеджмента;

– удостовериться в своем соответствии заявленной экологической политике;

– продемонстрировать соответствие настоящему стандарту.

Все требования настоящего стандарта применимы к любой системе экологического менеджмента. Степень их применения зависит от таких факторов как: экологическая политика организации, характер ее деятельности, продукции и услуг, а также местоположение и условия ее функционирования.

7) ISO 14004:2005 «Системы экологического менеджмента. Руководящие указания по принципам, системам и методам обеспечения функционирования».

ISO 14004 представляет руководство по созданию, внедрению, поддержанию в рабочем состоянии и улучшению системы менеджмента окружающей среды и ее согласованию с другими системами менеджмента.

ISO 14004 включает в себя специальные потребности и запросы предприятий малого и среднего бизнеса и содействует использованию ими системы управления окружающей средой.

Стандартом подразумевается, что система экологического менеджмента интегрирована с общей системой управления организацией. Стандарт не требует, чтобы лица, ответственные за работу системы экологического менеджмента, не имели других обязанностей, или чтобы документы, связанные с экологическим менеджментом были выделены в специальную систему документооборота.

Организация может использовать стандарты ISO 14000 для:

– внутренних нужд, например, как модель EMS или формат внутреннего аудита системы экологического менеджмента. Предполагается, что создание такой системы дает организации эффективный инструмент, с помощью которого она может управлять всей совокупностью своих воздействий на окружающую среду и приводить свою деятельность в соответствие с разнообразными требованиями.

– внешних нужд - чтобы продемонстрировать клиентам и общественности соответствие системы экологического менеджмента современным требованиям. Наконец, организация может получить формальную сертификацию от третьей (независимой) стороны. Как можно предполагать по опыту стандартов ISO 9000, именно стремление получить формальную регистрацию, видимо, будет движущей силой внедрения систем экологического менеджмента, соответствующих стандарту.

Стандарты ISO 14000 являются добровольными. Они не заменяют законодательных требований, а обеспечивают систему определения того, каким образом компания влияет на окружающую среду и как выполняются требования законодательства.

Несмотря на добровольность стандартов, существует мнение, что через 10 лет от 90 до 100 процентов больших организаций, включая транснациональные компании, будут сертифицированы в соответствии с ISO 14001, то есть получат свидетельство "третьей стороны" о том, что те или иные аспекты их деятельности соответствуют этим стандартам. Предприятия могут захотеть получить сертификацию по ISO 14001 в первую очередь потому, что такая сертификация (или регистрация по терминологии ISO) будет являться одним из непременных условий маркетинга продукции на международных рынках. Среди других причин, по которым предприятию может понадобиться сертификация или внедрение EMS, можно назвать такие, как:

а) улучшение образа фирмы в области выполнения природоохранных требований (в т.ч. природоохранительного законодательства);

б) экономия энергии и ресурсов, в том числе направляемых на природоохранные мероприятия, за счет более эффективного управления ими;

в) увеличение оценочной стоимости основных фондов предприятия;

д) желание завоевать рынки "зеленых" продуктов;

е) улучшение системы управления предприятием;

ж) интерес в привлечении высококвалифицированной рабочей силы.

8) Серия стандартов ISO 22000:2005 «Системы менеджмента в области безопасности продовольствия – Требования для любых организаций в цепи поставок» была опубликована Международной организацией по стандартизации (ISO) в 2005 году. Это первый международный стандарт, на основании которого можно внедрить и сертифицировать систему менеджмента безопасности пищевой продукции. В нем рассмотрены вопросы информирования, управления системой и контроль рисков.

В настоящее время в Республике Беларусь в качестве национального стандарта введен стандарт СТБ ISO 22000-2006.

Наличие сертифицированной в соответствии с требованиями стандартов OHSAS ISO 22000 системы менеджмента в области безопасности продовольствия позволит организации:

1. использовать предупредительные меры управления для производства безопасной продукции;

2. осуществлять квалифицированный контроль над опасными факторами производства во всей цепи поставок;

3. предотвращать возможность производства продукции, не отвечающей общепринятым нормам качества и безопасности;

4. совершенствовать управление ресурсами;

5. существенно уменьшить расходы, связанные с выплатой штрафов и компенсаций.

Современное производство – это сложный технологический процесс, где качество выпускаемой продукции можно обеспечить только при правильной организации общей системы управления предприятием. Сегодня компании, занимающиеся производством автомобильной техники, испытывают растущую необходимость в соблюдении промышленных стандартов, предъявляющих требования к построению общей системы качества. В 1994 году на основе положений международного стандарта ISO 9001 и в сотрудничестве со специалистами компаний «Крайслер», «Форд» и «Дженерал Моторс» был разработан промышленный стандарт QS-9000, ориентированный на создание системы качества, обеспечивающей постоянное совершенствование, предотвращение дефектов продукции и уменьшение потерь в цепи поставок. В наши дни сертификация по стандарту QS-9000 является необходимым условием для организации делового сотрудничества с ведущими производителями, обеспечения признания компании на международном рынке и роста доверия среди потребителей.

Требования стандарта QS-9000 касаются предприятий-поставщиков:

– комплектующих для производства, сервиса или технического обслуживания;

– производственных материалов и сырья;

– осуществляющих, завершающие этапы производства готовой продукции (покраску, термообработку и т.п.).

Стандарт QS-9000 включает в себя три раздела:

– набор требований, основанных на международном стандарте качества ISO 9001;

– отраслевые требования;

– специфические требования потребителей.

Отраслевые требования являются дополнительными условиями для построения эффективной системы качества на предприятии и отражают специальные требования к качеству, учитывающие особенности автомобильной промышленности. Они включают в себя требования для процесса согласования (одобрения) производства комплектующих, непрерывного усовершенствования и производственных возможностей. Например, при изменении условий производства комплектующих или применении новых материалов поставщиком, он должен известить об этом потребителя и заново получить одобрение на поставку своей продукции.

Последний раздел промышленного стандарта QS-9000 посвящен различным специфическим требованиям к системам качества, которые определяются индивидуально каждой компанией-производителем для своих поставщиков.

В современных условиях сертификация на соответствие требованиям QS-9000 становится все более актуальной, и все больше производителей будут требовать от своих поставщиков не только наличия сертификата ISO 9001, но и соблюдения требований QS-9000. Отличие стандарта QS-9000 от общепринятого стандарта качества ISO 9001 заключается в том, что QS-9000 содержит дополнительные требования к системам качества поставщика, установленных непосредственными потребителями их продукции, комплектующих или производственных материалов.

Сертификация по стандарту QS-9000 – это необходимое условие для заключения договоров на поставку комплектующих ведущим мировым производственным компаниям.

Система управления безопасностью пищевых продуктов (HACCP).

Современный потребитель стал предъявлять более высокие требования к безопасности продуктов питания. Он хочет не только хорошо и качественно питаться, но и быть уверенным в полной безопасности потребляемой пищи.

Эти обстоятельства побудили все развитые страны мира искать новые формы управления безопасностью пищевой продукции.

Самой эффективной оказалась - система НАССР (в английской транскрипции HACCP "Hazard Analysis and Critical Control Points", что в переводе означает "Анализ рисков и критические точки контроля"), которая используется в основном предприятиями производителями пищевой продукции. В 2005 году международная организация по сертификации ISO утвердила стандарт ISO 22000:2005 «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организации, участвующей в пищевой цепочке», который объединил требования стандарта ISO 9001 и принципы НАССР. Стандарт основывается на соблюдении законодательных и нормативных требований к производству, тщательном анализе производственных процессов, с целью выявления возможных опасностей в пищевой продукции, и установлению мер управления для предотвращения, устранения или снижения этих опасностей до приемлемого уровня.

Эта система обеспечивает контроль на всех этапах пищевой цепи, любой точке процесса производства, хранения и реализации продукции, где могут возникнуть опасные ситуации.

При этом особое внимание обращено на критические точки контроля, в которых все виды риска опасны для здоровья человека, связанные с употреблением пищевых продуктов, могут быть предотвращены, устранены и снижены до приемлемого уровня в результате целенаправленных мер контроля.

Для внедрения системы НАССР производители обязаны не только исследовать свой собственный продукт и методы производства, а и применять эту систему и ее требования к поставщикам сырья, вспомогательным материалам, а также системе оптовой и розничной торговли.

В Республике Беларусь введен в действие СТБ 1470-2004 "Системы качества. Управление качеством и безопасностью пищевых продуктов на основе анализа рисков и критических контрольных точек", который идентичен ISO 22000-2005 «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организации, участвующей в пищевой цепочке».

Система НАССР не является системой отсутствия рисков. Она предназначена для уменьшения рисков, вызванных возможными проблемами с безопасностью пищевой продукции. Система НАССР является эффективным орудием управления, которое используется для защиты предприятия (торговой марки) при продвижении на рынке пищевых продуктов и защите производственных процессов от биологических (микробиологических), химических, физических и других рисков загрязнения. Система НАССР первоначально разрабатывалась для работы с рисками для безопасности пищевой продукции посредством систематического исследования каждого этапа производственного процесса, начиная от сырья и заканчивая конечным потребителем.

Можно назвать следующие внешние преимущества, которые получает организация от внедрения HACCP:

– повышается доверие потребителей к производимой продукции;

– открывается возможность выхода на новые, в том числе международные рынки, расширение уже существующих рынков сбыта;

– дополнительные преимущества при участии в важных тендерах – повышается конкурентоспособность продукции предприятия;

– повышение инвестиционной привлекательности;

– снижение числа рекламаций за счет обеспечения стабильного качества продукции;

– создание репутации производителя качественного и безопасного продукта питания. [12]

В соответствии с изложенной информацией можно сделать вывод о том, что сертификация играет немаловажную роль, как для потребителей, так и для организаций, реализующих продукцию. Сертификация оберегает покупателей от некачественной продукции, которая может нанести непоправимый ущерб здоровью. Если компания прошла процесс сертификации товаров, то она имеет право занять определенное место на своем рынке товаров (услуг). С данным статусом можно работать не только на отечественном рынке, но и выходить на международный. И в данном случае вся продукция должна соответствовать определенным стандартам.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Обозначение схемы Содержание схемы и ее исполнители Применение схемы сертификации
  Орган по сертификации Проводит идентификацию опытного образца (образцов) продукции. Выдает заявителю сертификат соответствия Испытательная лаборатория (центр) Проводит испытания опытного образца (образцов) продукции Для опытного (нового) образца (образцов) при постановке продукции на производство
  Орган по сертификации Проводит идентификацию продукции. Выдает заявителю сертификат соответствия. Осуществляет инспекционный контроль посредством испытаний образцов продукции Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) Проводит испытания партии продукции (выборки из партии) Для продукции, поставляемой по контракту периодически малыми партиями в течение одного года с проведением инспекционного контроля по решению органа по сертификации
Орган по сертификации Проводит анализ состояния производства. Выдает заявителю сертификат соответствия. Осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной продукцией посредством испытаний образцов продукции в аккредитованной испытательной лаборатории (центре) и (или) анализа состояния производства Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) Проводит испытания образцов или типовых образцов продукции Для продукции серийного и массового производства

 

Продолжение приложения А

Обозначение схемы Содержание схемы и ее исполнители Применение схемы сертификации
Орган по сертификации Рассматривает декларацию о соответствии. Проводит идентификацию продукции. Проводит анализ представленных заявителем документов, в том числе копии сертификата на систему менеджмента качества, выданного в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь, и протоколов (приемочных, периодических, квалификационных или др.) испытаний продукции. Выдает заявителю сертификат соответствия Орган по сертификации системы менеджмента качеством Осуществляет инспекционный контроль за стабильностью функционирования системы менеджмента качества Для продукции серийного и массового производства при наличии сертифицированной в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь системы менеджмента качества
  Орган по сертификации Проводит идентификацию продукции. Выдает заявителю сертификат соответствия Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) Проводит испытания партии продукции (выборки из партии) Для партии продукции
  Орган по сертификации Выдает заявителю сертификат соответствия Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) Проводит испытания каждой единицы продукции   Для изделий, представляющих большую опасность для жизни человека, или для изделий, выход из строя которых может привести к катастрофе, а также единичных образцов уникальных изделий

 

 

Продолжение приложения А

Обозначение схемы Содержание схемы и ее исполнители Применение схемы сертификации
  Орган по сертификации Рассматривает декларацию о соответствии. Проводит анализ представленных заявителем документов. Проводит идентификацию продукции. Выдает заявителю сертификат соответствия Для единичных изделий и опытных образцов, а также малых партий изделий, подлежащих обязательной сертификации, в том числе приобретаемых для собственных нужд предприятия, если безопасность заявленной продукции подтверждается документами, предусмотренными в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.