Краткий очерк эволюции взглядов Шри Ауробиндо на сверхсознание — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Краткий очерк эволюции взглядов Шри Ауробиндо на сверхсознание

2017-05-18 278
Краткий очерк эволюции взглядов Шри Ауробиндо на сверхсознание 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Наиболее ярко эволюция религиозно-философских взглядов Шри Ауробиндо проявляется в описании им планов сверхсознания и тех сил, которые их олицетворяют.

Изложение материала, посвященного этой теме, целесообразно представить в следующей последовательности:

  1. ранние публикации;
  2. дневники за 1914-1920 гг., номера "Арьи" за 1914-1921 гг.;
  3. вечерние беседы 1922-1926 гг.;
  4. дневники за 1927 год;
  5. "Письма о йоге", 1930-1938 гг.;
  6. книга I "Жизни Божественной", редакция 1939 года;
  7. книга II "Жизни Божественной", редакция 1940 года;
  8. "Синтез йоги" издания 1948 года (полностью отредактирована первая часть из четырех, а также отдельные главы из второй части);
  9. "Супраментальное проявление на Земле", 1949-1950 гг.

Ранние публикации

В "Йоге и ее целях", написанной до 1913 года, при рассмотрении сверхсознания Шри Ауробиндо отождествлял виджняну, идеальность и высший буддхи:

"Над буддхи, который является высшей способностью разума, находится еще более высокий буддхи, или виджняна, некая совершенная способность (ideal faculty)..." [16: 14].

Большей информации относительно центрального понятия в системе Шри Ауробиндо – виджняны-сверхразума – в ранних публикациях обнаружить не удалось, поэтому перейдем к его дневникам.

Планы сознания в дневниках

Дневники Шри Ауробиндо – это своего рода хроника йогического опыта. В ней Шри Ауробиндо кратко описывает свой опыт и, приводя переживания в систему, разрабатывает фиксирующую их терминологию. Дневники ведутся с 1909 по 1927 год. При этом следует учитывать, что 1910 год в них не отражен, а более-менее регулярные записи ведутся с января 1912 по октябрь 1920 года. Затем следует перерыв, и записи вновь возобновляются на рубеже 1926 и 1927 годов. В конце 1927 года Шри Ауробиндо прекращает ведение дневников, поэтому о последующих двадцати трех годах развития его садханы почти ничего не известно [43: 104].

Следует отметить, что дневники – это своеобразная терминологическая лаборатория. В ней Шри Ауробиндо создает термины и их группы. Постепенно одни системы терминов вытесняют другие. В дневниках Шри Ауробиндо фиксирует этапы реализации программы йоги ("Семь четверок"), данной ему Кришной.

Шри Ауробиндо располагает источник своей йоги в области сверхсознания. Сверхразум (виджняна) находится сразу над головой. Из него нисходит супраментальная шакти, преобразующая обычную природу человека.

До 24 ноября 1913 Шри Ауробиндо проводит разделение на интеллект и виджняну. Интеллект относится к области сознания, а виджняна – к области сверхсознания. В этот день Шри Ауробиндо пишет о самообразовании виджнянабуддхи (vijnanabuddhi, vijnana buddhi, Vijnana Buddhi) – интуитивного разума (intuitional mind) [44: 21, 54].

20 ноября 1914 года Шри Ауробиндо пишет о том, что существует три вида виджняны. Первый соотносится с материальным разумом и позволяет ему интуитивно обращаться с вещами и с идеями, которые следуют из чувственного опыта. Это праджнянамайя виджняна, интуитивная и различающая. Вторая соотносится с интуитивным разумом (intuitive mind) и не зависит от какого-либо опыта. Она имеет характер вдохновения. Третья – чистая виджняна. Это откровение и непосредственное в и дение [46: 25].

В ноябре 1914 года Шри Ауробиндо определяет откровение, вдохновение, интуицию и различение как аспекты супраментальной активности Сурьи. В декабре эти же способности приписываются интуитивному рассудку:

"... Ила, Сарасвати и Сарама представляют три из четырех способностей интуитивного рассудка (intuitive reason) – откровение, вдохновение и интуицию" [17: 277; 36: 36].

В марте 1915 года они снова становятся характерными силами сверхразума:

"Я полагаю, что Дакшина, подобно более известным Иле, Сарасвати и Сараме, – одна из четырех богинь, представляющих четыре способности ритам, или Сознания Истины. Ила представляет истинное в и дение, или откровение; Сарасвати – истинное слышание, вдохновение, божественное слово; Сарама – интуицию; Дакшина – интуитивное различение" [17: 469; 36: 73].

По-видимому, интуитивный разум или рассудок Шри Ауробиндо рассматривал в этот период как пограничную область взаимодействия между ментальным сознанием и сверхсознанием. Отсюда – указания на различающий (т.е. ментальный) характер интуиции (способности сверхсознания).

Если соотнести способности Сурьи-сверхразума с тремя планами виджняны, то Ила относится к третьему плану, Сарасвати ко второму, а Сарама и Дакшина – к первому.

Дневники, 1919-1920 гг.

В 1919-1920 гг. Шри Ауробиндо продолжает изучать три плана виджняны (triple ideal supermind), выделенные им в еще 1914 году.

Он использует термины "logistic" и "logistis" для описания первого плана виджняны. Слово "logistic" происходит от греческого "logisticos" (искусный в объяснениях, рассуждениях). В записях от 20 июля 1919 года говорится, что идеальная способность к объяснению (logistic ideality, logistic gnosis, logistis, logistic vijnana) – это божественный рассудок (divine reason). Шри Ауробиндо называет его также лучезарным рассудком (luminous reason).

Божественный рассудок представляет собою самый первый план виджняны. Его сущностью является смрити – припоминание сокровенного знания, потерянного в невежестве разумом. Надо полагать, что данное толкование смрити согласуется с платоновским учением о познании как припоминании. Косвенно на это указывает пояснение Шри Ауробиндо: "smriti, divine mnemosyne" [47: 116]. В апреле 1920 года Шри Ауробиндо пишет своему брату Бариндракумару: "После пятнадцати лет я только сейчас восхожу к самому нижнему из трех планов сверхразума..." [23: 361].

Далее следует герметическая идеальность (hermetic ideality, germesis, higher ideality), сущностью которой является шрути – божественное вдохновение в трактовке Шри Ауробиндо (поэтому этот план также называется шраута виджняна). Это вторая ступень гнозиса (19 июля 1919 г.), или вторая виджняна (7 февраля 1920 г.). Упоминание о шраута виджняне появляется в дневниках уже в апреле 1914 [44: 156].

Третий план – провиденциальная идеальность (seer ideality, highest ideality), ее сущностью является дришти – откровение.

Три плана виджняны, описываемые Шри Ауробиндо в 1914 году, последовательно совпадают с планами образца 1920 года.

* * *

Не вдаваясь в подробное рассмотрение всей терминологии, которая встречается в дневниках за этот период, приведем пример того, каким образом Шри Ауробиндо терминировал и описывал свои йогические состояния. Он выделял несколько (в основном три) характерных для определенного переживания свойства, а затем в каждом из них (как в подплане) рассматривал всевозможные их комбинации, достигая тем самым гибкости и спектральности используемой терминологии.

Ступени терминирования
1-я ступень

Vijnana
Levels Forms
intuitive / representative inspired / interpretative revelatory / imperative
Seer ideality      
Hemetic ideality      
Logistic ideality intuitional ideality inspired ideality revelatory ideality

2-я ступень

Logistic Ideality
Levels Forms
intuitive / representative inspired / interpretative revelatory / imperative
Revelatory ideality intuitive revelation inspired revelation full revelation
Inspired ideality      
Intuitional ideality      

3-я ступень

Revelatory Ideality
Levels Forms
intuitive / representative inspired / interpretative revelatory / imperative
Full revelation, full drashta luminous reason revelation with interpretation but the front representative the front interpretative with intuition involved in the drishti the whole drishti with the two other powers taken into the drishti
Inspired revelation      
Intuitive revelation      

Беседы, 1922-1926 гг.

15 августа 1923 года, в одной из вечерних бесед, Шри Ауробиндо рассказывает ученикам о трех планах сверхразума.

Первый – интерпретирующий сверхразум (interpretative supermind). Это супраментальный аналог интуиции. Ментальный план интуиции и супраментальный интерпретирующий сверхразум соотносятся как возможно и потенциально сущее. Наличие сущего в потенции на уровне сверхразума объясняет его возможность на уровне разума, а также раскрывает саму природу интуиции.

Далее следует репрезентативный сверхразум (representative supermind). Он соответствует вдохновению. Этот план фиксирует процесс перехода потенциально сущего в актуально сущее.

Результат этого перехода являет собою императивный сверхразум (imperative supermind). Он соответствует откровению. Это знание, обладающее врожденной силой самореализации [8: 130; 39: 484].

Это описание планов супраментала, данное в "Вечерних беседах" 1923 года Пурани, расходится с их последовательностью и толкованием в дневниках. Там дается иная последовательность:

  1. репрезентативный супраментал является низшей силой и соответствует интуиции,
  2. интерпретирующий супраментал – высшая форма вдохновения, далее же следует
  3. императивный супраментал (высший).

В беседе от 18 августа 1926 года приводится правильная последовательность планов [7: 308]. По ошибке версия Пурани была опубликована как фрагмент, написанный самим Шри Ауробиндо, под названием "Сверхразум" в 17-м томе собрания сочинений на 26 странице [48: 229].

Итак, на месте трех планов идеальности, или виджняны, появились репрезентативный сверхразум, интерпретирующий и императивный.

Термин "репрезентативный сверхразум" впервые встречается в сентябрьском выпуске "Арьи" за 1920 г.: в главе "Супраментальная мысль и знание" "Синтеза йоги" Шри Ауробиндо называет супраментальный рассудок (supramental reason) низшей формой активности репрезентативного сверхразума [21: 68; 38: 827]. Этот рассудок представляет собой пограничную область между разумом и сверхразумом.

В предыдущей главе ("Градации сверхразума") встречается мысль, которая послужила источником для данного утверждения. Шри Ауробиндо описывает восхождение способности восприятия истины, которое осуществляется с помощью йоги в области сверхсознания.

Когда духовный рассудок (spiritual reason) поднимается, он оказывается способным вместить в себя репрезентативное действие, через которое проявляется реальность [безличного] божественного "Я" в нас и вокруг нас. Еще выше следует интерпретирующее действие супраментального знания, которое выражается в открытии для нас потенциально сущего во времени, пространстве и за их пределами. Завершает восхождение высочайшее знание посредством тождества. Этот уровень – врата к пробуждению относительно высшего [личного] "Я", а также всеведения и всемогущества Ишвары [38: 823-824].

По сути, здесь представлено четыре плана. В "Синтезе йоги" из них названы только божественный супраментальный рассудок и репрезентативный сверхразум. В "Беседах" post factum появляются интерпретирующий сверхразум и императивный сверхразум.

Что касается супраментального рассудка, то он, по-видимому, может рассматриваться двояко: а) как отдельный план; б) как форма репрезентативного сверхразума (тогда он отдельно не выделяется).

Возвращаясь к "Беседам", отметим, что в них приводится еще одно важное указание на новое толкование Шри Ауробиндо планов виджняны (сверхразума). В беседе, которая состоялась18 июня 1926 года, Шри Ауробиндо отвечает на вопрос ученика о возможности предсказания будущего и степени детерминированности предсказанных событий:

"Существуют движения трех видов, их необходимо различать при в и дении будущего. Прежде всего, это – следствие наличия актуально существующего; область эта очень узка, все здесь фиксировано и обычно относится к очень близкому будущему.

Во-вторых, существует игра потенциальных возможностей, в которой идет игра неких сил; вы можете увидеть ту силу, которая скорее всего добьется успеха. Обычно же это – сила, представляющая собой высшее решение в этом плане. Но вы не сможете до конца быть уверены в том, что этой силе будет способствовать успех, если вы не будете обладать безусловным знанием того, что она представляет высшее решение – Истину.

И третье – существует более высокий план, где принимаются важные решения. Для реализации этого последнего движения вы должны подняться очень высоко. Различать указанные три вида непросто, большинство же ясновидящих смешивают их" [8: 27].

Приведенный пример – не что иное, как изложение характеристик репрезентативного, интерпретирующего и императивного сверхразума в контексте трикаладришти 58 – способности, развитие которой предписывается программой "Семь четверок".


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.