Конкурентный рынок: сущность и проблемы функционирования — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Конкурентный рынок: сущность и проблемы функционирования

2017-05-16 568
Конкурентный рынок: сущность и проблемы функционирования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В начале изучения темы следует определить, что понимается под рынком. Рынок присущ тем общественно-экономическим формациям, где имеют место товарно-денежные отношения. В условиях господства натурального хозяйства особенностями развития рынка является нерегулярный обмен товарами, ориентирование предложения и спроса в основном на предметы потребления, второстепенное значение рыночных связей в процессе воспроизводства.

Обратите внимание на то, что становление и эволюция рынка базируются на развитии общественного разделения труда и товарного производства.

Рыночный механизм – это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов. Важно отметить, что рыночный механизм действует как механизм принуждения, заставляющий предпринимателей, преследующих свою собственную цель (прибыль), действовать в конечном счете по пользу потребителей. Следовательно, при подготовке по данной теме, необходимо выяснить каким образом это происходит.

В современных условиях рынок выступает в качестве основной формы экономических связей в обществе. Развитие рынка происходит в острой конкурентной борьбе. Система рыночных связей охватывает все сферы общественного производства.

Сложное, взаимосвязанное переплетение процессов принятия решений и экономической деятельности в условиях рынка демонстрирует модель кругооборота ресурсов, продуктов и дохода. Поэтому необходимо изучить данную модель с целью выявления роли на рынке домашних хозяйств, предприятий, государства; определения направления потоков экономических ресурсов и потоков доходов. Важно помнить, что на рынке эти потоки являются одновременными, повторяющимися.

Современный высокоразвитый рынок выполняет шесть основных взаимосвязанных функций: посредническую, ценообразующую, информационную, регулирующую, стимулирующую, оздоравательную (санирующую).

Выделяют множество классификаций видов рынков. Например, по степени развитости, можно выделить: неразвитый, свободный (классический), регулируемый (цивилизованный) и деформированный рынки. По географическому признаку: местные, региональные, континентальные и международные рынки. По экономическому признаку: рынок рабочей силы, рынок ссудных капиталов, рынок средств производства, рынок потребительских продуктов, рынок услуг, рынок ценных бумаг, рынок валют и т.д.

Однако возможности свободного рынка не безграничны. Он не в состоянии гарантировать решение всех социально-экономических проблем современного общества. Поэтому, в тех областях, где свободный рынок не может дать результата, необходимо государственное вмешательство.

Даже в условиях свободного рынка остаются не решенными, по крайней мере, три следующие проблемы:

1 Государственное регулирование внешних эффектов. Деятельность и производителей, и потребителей порождает внешние эффекты, которые непосредственно могут не иметь денежной меры. Например, загрязнение окружающей среды предприятием. Учет внешних эффектов дает основание разграничить частные и социальные затраты и результаты производства. Частные затраты и результаты характеризуют рыночное пространство, а их равенство – рыночное равновесие. Государство может взять на себя измерение внешних эффектов и организацию перераспределения доходов через механизм государственного бюджета.

2 Государственное регулирование потребления общественных товаров. Существуют потребности, которые нельзя измерить в деньгах и превратить в спрос. Это товары и услуги коллективного пользования – национальная оборона, охрана общественного порядка, государственное управление и т.д. – т.е. общественные товары. Общественный товар отличается от частного тем, что достается всем в одинаковом объеме. Финансирование общественных товаров ложится на центральный и местный бюджеты. Есть ряд услуг, имеющих признаки и тех и других товаров – например, высшее образование. Государство должно найти компромисс.

3 Обеспечение экономики нужным количеством денег.

Следует подчеркнуть, что все вышеперечисленное является минимально необходимой границей государственного вмешательства.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.