МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Имени О.О.БОГОМОЛЬЦЯ
| “Утверждено”
на методическом совещании
кафедры педиатрии № 2 та медицинской генетики
|
| Заведующий кафедрой
д.м.н., профессор О.П. Волосовец _______________________________
“____” ___________________ в 200 г.
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ (СЕМИНАРСКОМУ) ЗАНЯТИЮ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Учебная дисциплина
| Факультетская педиатрия
|
Модуль №
|
|
Тематический модуль
|
|
Тема занятия
| Инфекции мочевыводящих путей. Определение. Классификация инфекций мочевыводящих путей, дифференциальная диагностика инфекций нижних и верхних мочевыводящих путей. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение, профилактика и прогноз циститов у детей. Определение, этиология, патогенез, классификация клиника, диагностика, лечение, профилактика и прогноз пиелонефритов у детей.
|
Курс
|
|
Факультет
| Медицинский
|
Киев 2008
1. Актуальность темы:
Заболевание почек и мочевыводящих путей в последние годы привлекает внимание специалистов, что в значительной степени связано с распространенностью этой патологии среди взрослых и детей, серьезностью прогноза, интенсивными поисками путей ранней диагностики, новых принципов лечения и профилактики тяжелых осложнений. Среди всех заболеваний мочевой системы доминируют именно микробно-воспалительные поражения, распространенность которых составляет 19,1 на 1000 детского населения (В.Г. Майданник,2002). Успех ранней диагностики, правильно назначенной терапии в значительной степени зависит от знаний будущих врачей основ детской нефрологии.
2. Конкретные цели
- Выбрать из анамнеза, жалоб данные, отображающие наличие заболеваний почек и мочевыделительных путей
- составить индивидуальную схему диагностического поиска
- анализировать и сопоставлять анамнестические и данные объективных методов обследования, выделяя подтверждающие и противоречащие диагнозу синдромы;
- предложить оптимальный объем и последовательность вспомогательных методов обследований
- исключить наличие лейкоцитурии и бактериурии непочечного происхождения
- провести дифференциальный диагноз между пиелонефритом, гломерулонефритом, циститом, интерстициальным нефритом
- провести дифференциальный диагноз между первичным и вторичным пиелонефритом, острым и хроническим пиелонефритом
- определить активность воспалительного процесса и функциональное состояние почек
- составить индивидуальный план лечения
- предложить схему диспансерного наблюдения для больного с пиелонефритом
3. Базовый уровень подготовки
Название предыдущих дисциплин
| Получены навыки
|
1.Нормальная анатомия
| Описывать строение почек и мочевыводящей системы и уметь изобразить ее схематически
|
2. Гистология и эмбриология
| Демонстрировать особенности эмбриологического строения почек у детей
|
3. Патологическая анатомия
| Определить морфологические изменения в тканях почек при гломерулонефрите и пиелонефрите
|
4. Нормальная физиология
| Определить общие механизмы основных функций почек
|
5. Патологическая физиология
| Определить компенсаторные механизмы мочевой системы при воспалительных и иммунокомплексных процессах
|
6. Биохимия
| Определять и интерпретировать основные биохимические показатели функционального состояния почек
|
7. Пропедевтика педиатрии
| · - Анализировать анатомо-физиологические особенности мочевыделительной системы у детей в зависимости от возраста и их клиническое значение;
· - Объяснять особенности ембриогенеза мочевыделительной системы у детей на происхождение врожденных аномалий развития почек и мочеточников
· - Собрать анамнез у больного ребенка или его родителей с выделением жалоб екстраренального и ренального происхождение.
· - Проводить объективное обследование мочевыделительной системы,
· - Трактовать изменения показателей лабораторных методов исследования (общего анализа мочи, анализа мочи по Нечипоренко, анализа мочи по Зимницкому, анализа мочи на бактериурию у детей разного возраста, общего анализа крови, биохимического анализа крови)
|
8. Фармакология
| Объяснить принцип назначения антибактериальных препаратов и уросептиков исходя из особенностей детского возраста, их нефротоксичности, антибиотикорезистентности
|
9. Микробиология и вирусология
| Учитывать при выборе антимикробного препарата особенности цикла развития и размножения возбудителей, микробиоциноз кишечника.
|
4. Задания для самостоятельной работы.
4.1. Вопросы к занятию.
1. Назовите анатомо-физиологические особенности почек у детей.
2. Назовите анатомо-физиологические особенности мочеточников у детей.
3. Назовите анатомо-физиологические особенности мочевого пузыря у детей.
4.2. Практические задания, которые выполняются на занятии:
1. Сбор анамнеза у детей с заболеваниями мочевыделительной системы.
2. Беседа с родственниками больного ребенка.
3. Сбор семейного анамнеза у родственников больного ребенка.
4. Общий осмотр ребенка с учетом его возрастных особенностей.
5. Интерпритация различных анализов мочи
6. Знакомство с рентгенограммами (экскреторная урография, микционная цистография) учитывая анатомические особенности строения мочевыделительной системы у детей.
7. Решение ситуационных задач.
Организация учебного материала
ИМП у детей – группа заболеваний инфекционно – воспалительного происхождения одного или нескольких сегментов мочевого тракта от периренальной фасции до наружного отверстия уретры без конкретной локализации патологического процесса.
В последующем ИМП включена в «Международную классификацию болезней» (МКБ–10, Женева 1995) в качестве самостоятельной нозологической формы. Полное название по МКБ–10: шифр N–39.0. – инфекция мочевыводящих путей без установленной локализации. По мнению экспертов, ВОЗ, первичная, неосложненная и относительно быстро проходящая манифестация ИМП не требует проведения специальных методов исследования. В тоже время эксперты ВОЗ рекомендуют – при повторении эпизода ИМП пациент должен обязательно пройти полное клиническое исследование для установления топического диагноза.
Определение и классификация. ИМП у детей может протекать в виде клинически значимой самостоятельной инфекции, имеющей конкретную клиническую картину, и асимптоматической (асимптомной) бактериурии.
Диагноз ИМП у ребенка устанавливается при наличии клинических проявлений заболевания и по данным бактериологического исследования мочи. Речь идет о бактериурии, если в моче, взятой из средней порции при естественном мочеиспускании, бактериурия составляет 104 и более КОЕ в 1 мл, или в моче, полученной при катетеризации мочевого пузыря, – 103 и более КОЕ в 1 мл, или в моче, полученной способом надлобковой пункции – любое количество микробных тел в 1 мл.
Диагноз асимптоматической (скрытой) бактериурии (АБУ) в качестве самостоятельного правомочен, если у ребенка нет никаких симптомов заболевания, а степень бактериурии при любом из вышеописанных способов забора мочи аналогична, как и при ИМП за исключением мочи взятой из средней порции при естественном мочеиспускании (бактериурия составляет 105 и более КОЕ в 1 мл).
В зависимости от основного критерия, который положен в основу разделения всей совокупности ИПМ на группы, выделяют:
по локализа-ции
| условия
развития
ИМП
| по органной принадлеж-ности
| В ависимости
от клинических проявлений
| По характеру клинического течения ИМП
| В зависимости от вида возбудителя
|
•Инфекции верхних мочевых путей (острый и хронический пиелонефрит)
• инфекции нижних мочевых путей (уретрит, цистит).
| •неосложненные
•осложнен-ные
| •пиелонеф-риты,
•циститы,
•уретриты
| •бессимптом-ные
•симптомати-ческие
| • споради-ческие
• рецидиви-рующие
| •бактериальная
•вирусная
•микотическая
•невыясненной этиологии
|
Пиелонефрит рассматривается как неспецифическое микробно-воспалительное заболевание почек с преимущественным очаговым инфекционно-воспалительным повреждением тубулоинтерстициальной ткани.
Эпидемиология.
В общей структуре заболеваний детского возраста ИМП, включая пиелонефрит, по распространенности (более 5% у девочек и 1-2% у мальчиков) занимает второе место после инфекции дыхательных путей. Частота распространения зависит от пола и возраста. В период новорожденности заболевание чаще встречается у мальчиков. В последующем во всех возрастных группах преобладают девочки.
В структуре ИМП преобладает цистит. Он составляет до 50-60% случаев всей урологической патологии в детском возрасте, а в структуре ИМП до 60–70%.
Пиелонефрит чаше встречается среди больных с аномалиями верхних и нижних мочевых путей, сопровождающихся нарушением уродинамики, и частота осложненного пиелонефрита составляет 90–100%. Распространенность пиелонефрита среди детей остается на относительно высоком уровне (24-32 на 1000 детей).
Во всем мире в последнее десятилетие отмечается рост распространенности инфекций передаваемых половым путем (ИППП) у детей и подростков и просматривается четкая тенденция к омоложению заболевших
Этиология и патогенез
Патогенные
микроорганизмы
| Пиелонефрит
|
Острый
| Хронический
|
У амбулаторных больных
| У стационарных больных
| В ОРИТ•
|
Еscherichia coli
| 80-90
|
| 42-50
|
|
Протей: Proteus vulgaris (индол +), реже Proteus mirabilis (индол -), Morganella morganii (индол+)
| 5-9
|
|
|
|
Klebsiella pneumoniae (реже Enterobacter cloacae)
| 0-5
|
|
|
|
Pseudomonas aeruginosa
|
|
|
|
|
Enterococcus spp. (E. faecalis)
| 0-4
| <5
|
|
|
Staphylococcus spp.
| 0-7
| 3-5
|
|
|
Chlamydia, Mycoplasma, анаэробы, грибки (Candida albicans)
| 0-1
| очень
редко
| редко
|
|
• Отделение реанимации и интенсивной терапии
Характеристика инфекций мочевой системы
Инфекция нижних мочевых путей
| Инфекция верхних мочевых путей
|
- Дизурия
- Повышенная частота мочеиспусканий
- Эритроцитурия
- Лейкоцитурия/бактериурия – 50 %
- Вагинальные выделения
| - Боль в пояснице
- Положительная реакция на нитриты и лейкоциты
- Фебрильная температура, СРБ, лейкоцитоз
- Мкропротеинурия
|
Лечение
Лечение направлено на борьбу с инфекционным процессом, интоксикацией, восстановление уродинамики и функций почек, повышение реактивности организма.
В острый период необходимо:
- постельный режим,
- диета с ограничением экстрактивных веществ, с целью форсирования диуреза в рацион целесообразно включать свежие фрукты и овощи с диуретическими свойствами (арбузы, дыни, кабачки, огурцы). Рекомендуют увеличить приём жидкости на 50% по сравнению с возрастной нормой.
- при тяжёлом течении заболевания показана трансфузионная, регидратационная и дезинтоксикационная терапия ( глюкозо-солевыерастворы, реосорбилакт).