Закономерности и принципы обучения дошкольников — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Закономерности и принципы обучения дошкольников

2017-05-16 2113
Закономерности и принципы обучения дошкольников 4.33 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Эффективность обучения дошкольников в ДОУ зависит от соблюдения педагогами принципов обучения, которые в свою очередь выстраиваются на основе закономерностей этого процесса. Вспомним, что такое закономерности и принципы, раскроем их содержание.

Закономерности — объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся, необходимые и существенные связи между явлениями и процессами, характеризующие их развитие. Закономерности обучения отражают комплекс связей в процессе обучения. Закономерности обучения отражают внешние и внутренние связи.

Принципы обучения вытекают из установленных наукой закономерностей этого процесса. Принципы (основа, первоначало) — система исходных, основных требований к обучению, выполнение которых обеспечивает необходимую эффективность решения задач развития личности, это практические указания, руководящие требования по осуществлению обучения.

На основании принципов могут быть сформулированы конкретные педагогические правила. Правила — основанные на общих принципах описания педагогической деятельности воспитателя в определенных условиях обучения для достижения дидактических, воспитательных, развивающих целей. Правила раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения. Правила являются переходным звеном от теории к практике.

 

 

Структура, функции, движущие силы

Процесса обучения детей дошкольного возраста

Процесс обучения является составной частью целостного педагогического процесса в ДОУ, наряду с процессами воспитания, самовоспитания, взаимовоспитания, развития и саморазвития детей. Для раскрытия сущности обучения как процесса необходимо рассмотреть его структуру, функции, особенности в дошкольный период.

В основе определения структурных компонентов обучения дошкольников лежит подход Ю.К. Бабанского о единой структуре педагогического процесса и его частных аспектов.

Таким образом, в структуре процесса обучения выделяются шесть взаимосвязанных компонентов: стимулирующе-мотивационный (предполагающий мотивацию познавательной активности дошкольников); целевой (отражающий цели и задачи обучения детей в ДОУ); содержательный (определяющий содержание дошкольного образования); контрольно-регулировочный (предполагающий контроль, регулирование, коррекцию хода и результатов обучения); оценочно-результативный (обеспечивающий диагностику результатов обучения, постановку новых целей и задач обучения дошкольников в ДОУ).

Процесс обучения имеет двусторонний характер: деятельность педагога (преподавание) и деятельность детей (учение). Обучение в дошкольный период невозможно без одновременной деятельности взрослых совместно с детьми (индивидуальной или коллективной), без дидактического взаимодействия этих двух сторон. Взрослый в это время является основным источником и значимым для ребенка средством познания накопленного человечеством социального опыта, который он может усвоить (в соответствии с возрастными физиологическими, психологическими и другими особенностями).

Опираясь на пройденный материал (тема 6), вспомним, что движущей силой процесса обучения являются противоречия. Примером противоречий в дидактическом процессе могут быть противоречия, возникающие:

— между требованиями общества, школы к уровню обученности, развитости детей в ДОУ и реальным уровнем их подготовки;

— между познавательными потребностями ребенка и реальными возможностями их удовлетворения;

— между имеющимся опытом ребенка и целью, поставленной перед ним извне;

— между старыми и вновь приобретаемыми знаниями об окружающем мире, о себе, о других людях.

Перечень противоречий может стать предметом дальнейшего осмысления и быть продолжен, детализирован, классифицирован на внешние и внутренние противоречия и т. п.

Обучение закономерно влияет на личность дошкольника, его развитие, воспитание, образование в целом. Поэтому в дидактике выделяют три взаимосвязанных между собой функции обучения: дидактическая, воспитательная и развивающая. В отличие от воспитательного процесса, в процессе обучения доминирующей выступает дидактическая функция.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.