Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2017-05-16 | 1307 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Целостно раскрывая сущность процесса обучения дошкольников, мы не можем не раскрыть содержание, формы, методы, средства, результаты процесса обучения, составляющие его содержательный, операционально-деятельностный, контрольно-регулировочный и оценочно-результативный компоненты. Широта и значимость этих компонентов, необходимость их детального осмысления будущими педагогами дошкольного образования обусловили выделение отдельных тем лекционных и семинарских занятий по этой проблематике. В данной лекции мы лишь тезисно обозначим эти компоненты для системного и полного видения всей структуры процесса обучения.
Содержательный компонент процесса обучения — содержание образования. По И.Я. Лернеру, это педагогически адаптированная система знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которых обеспечивает формирование всесторонне развитой личности, готовой к воспроизведению и развитию культуры.
Отметим, что в определении содержания образования фигурируют его структурные компоненты, соответствующие компонентам социального опыта. Вместе с тем содержание образования уже, это дидактически адаптированная система. Из содержания компонентов социального опыта отбираются основы знаний, опыта, доступные и необходимые для усвоения и развития человека на определенном этапе образования.
В процессе дошкольного образования детьми усваивается тот состав социального опыта, который необходим для полноценного их развития и вхождения в социум. В процессе освоения содержания дошкольного образования дети в этот возрастной период:
— получают систематизированные представления об окружающем мире, себе, других людях;
|
— осваивают способы деятельности (умения и навыки) общения, самообслуживания, игровые, познавательные, трудовые, двигательные и др.);
— приобретают опыт творческой деятельности — опыт применения имеющихся знаний, умений, навыков в разных нетипичных ситуациях жизни;
— вырабатывают первое ценностное отношение к себе, окружающему, у них складываются личностные качества, основы характера, опыт самопрезентации.
Содержание дошкольного образования регламентируется государственным образовательным стандартом (сегодня на этапе его создания и апробации системой требований к содержанию, методам, педагогическому взаимодействию и развивающей среде в ДОУ) и выражается в программах воспитания и обучения дошкольников.
Таким образом, смысл содержательного компонента процесса обучения состоит в освоении детьми содержания социального опыта, доступного для усвоения с позиции физиологических, психологических и индивидуальных особенностей.
Операционально-деятельностный компонент обучения — это система форм, методов и средств, используемых педагогом ДОУ на разных этапах обучения детей. Именно эти подструктуры обеспечивают динамику, процессуальность, действенность обучения, отсюда и название компонента. Охарактеризуем коротко эти составляющие.
Форма — внешнее выражение деятельности. Она характеризует особенности взаимодействия педагога и ребенка, определяет систему дидактических отношений. В педагогике формы организации обучения делятся на общие и конкретные.
К общим формам обучения относятся индивидуальная, групповая, коллективная. Эти формы определяются количеством детей, одновременно включенных в процесс обучения. Индивидуальная форма обучения существует с времен античности и была распространена до XVIII века в целом ряде европейских стран. Суть заключается в выполнении ребенком самостоятельно или с помощью взрослого каких-либо обучающих заданий. При такой форме реализуется максимально доверительное общение; достигается учет и возможность дальнейшего исследования индивидуальных особенностей ребенка; индивидуализируется содержание, формы, методы, средства, темпы обучения. Достижения и недостатки ребенка находятся на виду у взрослого, что дает возможность корректировать процесс обучения. Минус этой формы состоит в отсутствии взаимодействия и сотрудничества со сверстниками, что сказывается на социализации ребенка; не формируется умение работать в группе. Групповая форма обучения организуется как взаимодействие одного педагога и нескольких детей, объединенных общей дидактической целью. Плюсами формы являются: возможность организации одно- и разновозрастных групп с разным или одинаковым уровнем развития детей; обеспечение индивидуализации обучения через дифференциацию детей по какому-либо значимому для педагога на данный момент признаку (степень усвоенности учебного материала, тип темперамента, возраст и др.).
|
Коллективная форма обучения предполагает руководство педагогом одновременно всей группой дошкольников и преследует общие образовательные, воспитательные, развивающие цели на занятии. Вместе с тем предусматриваются способы индивидуализации обучения в ходе совместной коллективной деятельности.
К конкретным формам обучения дошкольников относятся занятия, экскурсии, дидактические игры, индивидуальная работа с ребенком. Также мы должны отметить, что все виды деятельности ребенка, его повседневная жизнь выступают как формы естественного, органичного обучения дошкольников, освоения ими социального опыта. Ведущей формой регламентированной учебно-познавательной деятельности в ДОУ являются занятия, в ходе которых происходит формирование системы знаний, умений, навыков, творчества, отношений. Они актуализируются, закрепляются и пополняются в других формах, в повседневной жизни и самостоятельной деятельности ребенка.
Методы обучения — способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, в ходе которых происходит усвоение ребенком необходимого содержания социального опыта. Своеобразие и вариативность методов обеспечиваются приемами, которые составляют элемент метода, отдельный шаг к его реализации. Г. М. Коджаспирова и А. Ю. Коджаспиров рассматривают методы обучения как систему последовательных, взаимосвязанных действий педагога и детей, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей, овладение средствами самообразования и самообучения. Методы обучения обозначают цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения.
|
Методы обучения классифицируются на основании структуры деятельности и делятся на:
• методы мотивации и стимулирования учебно-познавательной деятельности детей (познавательные игры, игровые упражнения, анализ жизненных ситуаций, опора на опыт ребенка, создание ситуаций успеха, педагогическое требование, поощрение, порицание);
• методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности детей (словесные, наглядные, практические, индуктивные и дедуктивные, репродуктивные, продуктивные и проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы детей);
• методы контроля и оценки результатов учебно-познавательной деятельности детей (действия с предметами, речевые задания, диагностические тесты, анализ продуктов деятельности детей, наблюдение).
Средства обучения — материальные или идеальные объекты, которые помещены между педагогом и дошкольниками и используются для усвоения знаний, формирования опыта познавательной и практической деятельности.
К материальным средствам обучения относят учебные пособия, модели, таблицы, макеты, предметы, технические средства, мебель, помещения для занятий с детьми, микроклимат, режим питания и др.
Идеальные средства составляют умственные действия и их продукты, ранее усвоенные ребенком знания и умения. Л. С. Выготский выделяет лингвистические (устная и письменная речь), семиотические (знаки, символы, условные обозначения, таблицы, схемы), паралингвистические (жесты, мимика) средства. В общем эти средства можно назвать средствами коммуникации. Средствами обучения в ДОУ также выступают основные виды деятельности ребенка (игра, труд, познание, общение и др.), окружающий мир во всем его многообразии. В качестве особого средства обучения в дошкольный период выделяют педагога — как необходимого взрослого, транслирующего и помогающего в усвоении детьми социального опыта.
|
Результативный компонент процесса обучения — в качестве результатов обучения дошкольников выступает освоенный детьми педагогически адаптированный отрезок общественно-исторического опыта, необходимый в этот возрастной период для оптимального развития и адекватного вхождения ребенка в социум. Степень достижения результатов обучения отражает качество дошкольного образования. Отслеживание результативности этого процесса происходит в рамках текущего, периодического, итогового и опережающего видов контроля. На основании его результатов происходит своевременная коррекция всех компонентов процесса обучения дошкольников.
Таким образом, мы целостно рассмотрели процесс обучения дошкольников в ДОУ, дали понятие процессу обучения, раскрыли его функции, структуру, движущие силы, выделили особенности обучения детей в дошкольный период. Дальнейшие практические занятия и самостоятельное выполнение заданий по теме помогут расширить рамки учебного материала и вывести усвоение темы на уровень профессиональной компетентности.
Рекомендуемая литература
1. Баранов С. П. Сущность процесса обучения. — М., 1981.
2. Буре Р. С. Когда обучение воспитывает. — СПб., 2002.
3. Воспитатели и дети: источники роста / Под ред.
В. А. Петровского. — М., 1994.
4. Груба Г. В. Современные тенденции дошкольного обучения // Современное образование ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.— СПб., 1997.
5. Давидчук А. Н. Индивидуально-ориентированное обучение детей. — М., 2000.
6. Доман Г. Дошкольное обучение ребенка. — М., 1995.
7. Дошкольник: обучение и развитие.— Ярославль, 2001.
8. Дидактика детского сада // Дошкольная педагогика. В 2 ч. / Под ред. В. И Логиновой, П. Г. Саморуковой. Ч. 2. — М., 1988.
9. Обучение детей в дошкольных учреждениях села / Под ред. А. С. Алексеевой. — М., 1990.
10. Обучение детей раннего и дошкольного возраста // Козлова С.А, Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.— М., 2001.
11. Особенности обучения и воспитания дошкольника.— СПб., 1987.
12. Усова А. П. Обучение в детском саду. — М., 1981.
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!