Стилистическая нагрузка морфологических категорий. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Стилистическая нагрузка морфологических категорий.

2017-05-16 974
Стилистическая нагрузка морфологических категорий. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Особенности категории рода имен существительных. Варианты падежных окончаний имен существительных. Особенности категории числа имен существительных.

2. Полные и краткие формы имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Употребление притяжательных прилагательных. Синонимическое использование прилагательных и существительных в формах косвенных падежей.

3. Варианты сочетаний числительных с существительными. Числительные в составе сложных слов. Синонимия собирательных и количественных числительных

Выполнить следующие задания

1. Исправьте ошибки в употреблении падежных форм, мотивируйте свой ответ.

 

1. Роль Несчастливцева в «Лесу» Островского исполнял молодой талантливый актер. 2. Деревья в вишневом саде благоухали. 3. Отряд расположился на мысу реки. 4. Он был весь в поте. 5. В ряде новобранцев его не заметили. 6. Перед экзаменами необходимо трудиться в поте лица. 7. Декорации в «Вишневом саду» были выполнены известным московским художником. 8. На расчетном счету числилась огромная сумма. 9. В детстве она не любила стоять в углу. 10. В углу треугольника напишем «С». 11. Ему нравилось, когда сад был в цвете. 12. Машина, заметим, снова была на ходу. 13. Этот сотрудник был на хорошем счете у начальства. 14. Она боялась, что этот случай отразится на ходе дела.

2. Выберите правильный вариант. Обоснуйте свой выбор:

1. На (дубе – дубу) поселился филин. 2. В (зобе – зобу) что-то забулькало, заклокотало. 3. В (хлеве – хлеву) было сыро и темно. 4. У них квас всегда, даже зимой, стоял на (холоде – холоду). 5. Мой отец самый главный человек в (цехе – цеху). 6. В (чае – чаю) не было сахара. 7. Мы сушим рыбу, подвесив на (крюке – крюку). 8. Начальник сейчас в (отпуске – отпуску). 9. В (аэропорте – аэропорту) их встречал президент и другие официальные лица.

Упражнение 3. Выберите верный вариант. Обоснуйте свой выбор:

1. Он принес литр (керосину – керосина). 2. Для этого блюда потребуется полкилограмма (рису – риса). 3. У дедушки в кармане гимнастерки всегда лежала пачка душистого (табака – табаку). 4. Он всегда мог на любого нагнать (страха – страху). 5. Известно, с (миру – мира) по нитке – голому рубаха. 6. Да так можно и умереть с (голоду – голода). 7. У нее от кавалеров (отбоя – отбою) нет. 8. А сознаться во всем не хватает (духа – духу). 9. Принеси баночку (клея – клею).

4. Устраните грамматические ошибки.

1. Он не помнил весенних будней. 2. Интересно: сколько время? 3. Он попал домой только благодаря своему односельчанину – Санчо Пансе. 4. В ее приданом не хватало только полотенец. 5. Нельзя предавать своих юношеских мечт. 6. У северянинов принято ездить на оленях и собаках. 7. Часовой всю ночь простоял на посту. 8. Старый армян выдал свою дочь замуж и очень тосковал по ней. 9. Фестиваль собрал и башкир, и хазар, и мегрелов, и румын, и лезгин, и осетин, и якутов. 10. У печи она не нашла кочерег. 11. Для наших Валь, Галь и Ваней это было непривычно.

5. Выберите один из заключенных в скобки вариантов в соответствии с нормативным употреблением грамматического рода имен существительных.

1. После обеда мы обычно пили (черный — черное) кофе. 2. Покупатель попросил дать ему примерить (правым туфель — правую туфлю). 3. (Читальный зал — читальная зала) библиотеки всегда (переполнен — переполнена) учащейся молодежью. 4. В (табеле — табели) отмечается выполненная членами бригады работа. 5. Крыша сарая была покрыта (толем – толью). 6. В магазине продается (яблочная повидла — яблочное повидло). 7. Лесовоз проезжал по (широкому просеку — широкой просеке). 8. Лицо женщины было покрыто (траурным вуалем — траурной вуалью). 9. Стрелочник вовремя заметил, что в ремонте нуждается (правый рельс — правая рельса). 10. Кому приятно, чтобы ему наступили на (любимый — любимую) мозоль?

6. Выберите один из заключенных в скобки вариантов в соответствии с нормативным употреблением форм числа имен существительных.

1. В романе «Мать» А. М. Горький создал образы революционеров, принадлежащих к (различным социальным средам — различной социальной среде). 2. Отклонения от литературной нормы наблюдаются в (речах — речи) школьников даже старших классов. 3. Партизаны нередко попадали в (окружения — окружение), но благодаря находчивости и присутствию духавырывались из кольца неприятельских войск. 4. Почти все (цеха — цехи) завода систематически перевыполняют производственные планы. 5. Нужно воспитывать у молодежи (правильное отношение — правильные отношения) к явлениям окружающей действительности. 6. Передовые учителя школ района успешно проводят обмен (опытом — опытами) учебно-воспитательной работы. 7. Колхозы используют (трактора — тракторы) ближайшей РТС. 8. Родина высоко ценит своих (сыновей — сынов) и дочерей. 9. Гармонист еще шире раздвинул красные (меха — мехи) своей гармони. 10. Опытные (шофера — шоферы) уверенно вели машины по горным дорогам, почти не убавляя скорости на поворотах.

 

7. Выберите один из заключенных в скобки вариантов в соответствии с нормативным употреблением форм имен прилагательных.

1. Ученик был (способный — способен) к математике. 2. У. миллионов молодых людей нашей страны чудесное сегодня и (более светлое — еще более светлое) завтра. 3. Подобный ответ (бессмыслен — бессмысленен). 4. У мальчика появились и (худшие — более худшие) привычки. 5. Второй прыжок был (ловчее — ловче), чем первый. 6. Дверь (низкая — низка) для такой высокой комнаты. 7. Небо сегодня удивительно голубое и (полно — полное) какой-то особенной прозрачности. 8. Партия была отложена в (лучшем — более лучшем) положении для белых. 9. Герой рассказа — ученик ремесленного училища. Он всегда (подтянутый — подтянут), всегда (одетый — одет) по форме, (культурный — культурен) в обращении. 10. Кто (ответствен — ответственен) за проведение вечера самодеятельности?

 

8. Раскройте скобки; выберите нужную форму. Числа пишите словами.

1. Урожай овощей поднялся до (157, центнер) с гектара. 2. На место происшествия инспектор выехал с (4, помощник). 3. Перед (750, курсант училища) выступил командующий округом. 4. Участникам конкурса было выдано по (10, заготовка) деталей. 5. На площади в (25, гектар) было получено по (14,центнер) гречихи. 6. От (5000, курица-несушка) за год было получено по (230–250, яйцо). 7. Прирост производительности труда составляет (четыре и более, процент). 8. В городе открыты (дву-, двух-) годичные курсы по подготовке секретарей-машинисток. 9. В салоне автобуса удобные (дву-, двух-) местные сидения. 10. Для детей, остающихся в группе продленного дня, организовано (дву-, двух-) разовое питание. 11. Мотор завелся сразу с (пол-оборота, полуоборота). 12. В нашем распоряжении до (полчаса, получаса). 13. Завод просит выделить 20 м (дву-,двух-) тавровых балок.

9. Укажите ошибки в употреблении числительных. Исправьте предложения.

1. Прибыль поднялась до четыре миллиона триста тысяч рублей в год. 2. Расстояние до цели измеряется примерно семь-сот метрами. 3. Расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга равняется примерно шестьсот пятидесяти километров. 4. На личном счету заслуженного летчика больше миллиона триста пятидесяти тысяч километров и более двух тысяч четыреста семьдесят часов, проведенных в воздухе. 5. Велогонка прошла по дорогам трех стран дистанцию, равную две тысячи сто пятьдесят километров. 6. Четкий график позволил поднять выпуск поточных деталей на четыре с половиной процента. 7. Более полтысячи часов налетал уже штурман Рыбаков. 8. На верфи спущено на воду очередное судно водоизмещением пятнадцать тысяч тонн. 9. Водохранилище с зеркалом поверхности семьдесят два квадратных километра сооружено менее чем за два года. 10. Просим выделить швеллер количеством пятьсот пятьдесят килограммов. 11. Каждый округ организует летние спортивные лагеря, в которых собираются от трех до пяти тысяч молодежи. 12. Двадцатипятитысячный стадион открыт спартаковцами Белогорска.

10. Выберите один из заключенных в скобки вариантов в соответствии с нормативным употреблением форм имен числительных.

1. (Трое юношей и трое девушек — три юноши и три девушки) исполняли красивый танец. 2. Школьная библиотека располагает двумя тысячами (четыреста восемьдесят — четырьмястами восьмьюдесятью) тремя книга ми. 3. Первый искусственный спутник земли просуществовал как космическое тело (92 суток — 92 дня — в течение 92 суток). 4. Место лесоразработок находится в (полутораста километров — полутораста километрах) от станции железной дороги. 5. В этот день комиссия проэкзаменовала (двадцать два — двадцать двух) учащихся. 6. До конца месяца остается еще пять дней, а план уже выполнен на 96,5 (процента — процентов). 7. Грузовые машины стояли у (обоих — обеих — тех и других) ворот завода. 8. До начала экзаменов осталось полтора (учебного — учебных) месяца. 9. Вся страна отметила (восемъсотлетие — восьмисотлетие) со дня основания Москвы. 10. В молодежные бригады отличного качества за последний месяц включилось 243 (юношей и девушек — юноши и девушки). 11. Каждому ученику дали по (пять — пяти) тетрадей. 12. Вес посылки составил 8,3 (килограмма — килограммов.)

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. / О. С. Ахманова – М.: Изд-во Советское просвещение, 2014. – 576 с.

2. Богданова Л. И. Стилистика русского языка и культура речи: учеб. пособие / Л. И. Богданова. ‒ М.: Флинта, 2011. ‒ 248 c. [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа:

http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=15260&mode=DocBibRecord

3. Мизинина И. Н. Современный русский язык и культура речи: учебное пособие / И. Мизинина. ‒ М.: Медиа Групп, 2011. ‒ 240 с. ‒ [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа:

http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=15514&mode=DocBibRecord

4. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку:правописание, произношение, литературное редактирование / Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанджакова, Н. П. Кабанова. – М.: Айрис-пресс, 2013. – 496 с.

5. Русский язык и культура речи: учебник / А. И. Дунев, М. Я. Дымарский, В. А. Ефремов; под ред. В. Д. Черняк. – М.: Высш. шк., 2006. – 496 с.

6. Солганик Г. Я. Стилистика и культура речи русского языка / Г. Я. Солганик, Т. С. Дроняева. – М.: Изд. центр «Академия», 2012. – 256 с. ‒ [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа:

http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=15163&mode=DocBibRecord

Дополнительная

1. Вартаньян Э. А. Путешествие в слово / Э. А. Вартаньян. – М.: Просвещение. 1987. – 208 с.

2. Васильева А. Н. Основы культуры речи: учеб. пособ. А. Н. Васильева. – М.: Высш. шк., 1990. – 325 с.

3. Головин Б. Н. Основы культуры речи: учеб. пособ. / Б. Н. Головин. – М.: Высш. шк., 1990. – 295 с.

4. Голуб И. Б. Секреты хорошей речи / И. Б. Голуб, Д. Э. Розенталь. – М.: Междунар. отношения, 1993. – 288 с.

5. Касаткин Л. Л. Краткий справочник по современному русскому языку / Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков, П. А. Лекант; под ред. П. А. Леканта. – М.: Высш. шк., 1991. – 383 с.

6. Нормы русского литературного языка: учеб. пособ. по культуре речи / под ред. Л. А. Константиновой. – М.: Флинта: Наука, 2011. – 168 с.

7. Основы научной речи: учеб. пособ. для студ. нефилол. высш. учеб. заведений / Н. А. Буре, М. В. Быстрых, С. А. Вишнякова и др.; под ред. В. В. Химика, Л. Б. Волковой. – СПб.:Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.

8. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка / Д. Э. Розенталь. – М.: Высш. шк., 1987. – 399с.

9. Русский язык. Энциклопедия / гл. ред. Ю. Н. Караулов. – 2-е изд. – М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия» & Издательский дом «Дрофа», 1997. – 721 с.

10. Словарь русского литературного словоупотребления / сост. Л. П. Безрук и др.; редкол.: Г. П. Ижакевич / отв. ред. / и др. – К. Наук. думка, 1987. – 304 с.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.