ТЕМА № 6: Лексико-фразеологические нормы. Стилистическая градация лексических единиц. Фразеологизмы как стилистическое средство современного русского литературного языка. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

ТЕМА № 6: Лексико-фразеологические нормы. Стилистическая градация лексических единиц. Фразеологизмы как стилистическое средство современного русского литературного языка.

2017-05-16 349
ТЕМА № 6: Лексико-фразеологические нормы. Стилистическая градация лексических единиц. Фразеологизмы как стилистическое средство современного русского литературного языка. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЛУГАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ имени М. МАТУСОВСКОГО

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

ДИСЦИПЛИНА: КУЛЬТУРА РЕЧИ

 

 

Темы практических занятий

№ п/п Название темы Кол-во часов .
1. Тема 3. Две формы речи: устная и письменная. Жанры речи. Стилистические особенности речевых жанров. 2
2. Тема 6. Лексико-фразеологические нормы. Стилистическая градация лексических единиц. Фразеологизмы как стилистическое средство современного русского литературного языка. 2
3. Тема 7. Морфологические нормы. Стилистическая нагрузка морфологических категорий. 2
4. Тема 8. Синтаксические нормы. Стилистическое использование средств синтаксиса. 2
  Всего 8

Тема 3. Две формы речи: устная и письменная.

1. Критерии, по которым различается устная и письменная речь: создание, восприятие; содержание, жанры.

2. Характеристики устной и письменной речи.

3. Жанры устной и письменной речи. Коммуникативные и стилевые признаки речевых жанров.

4. Письменная и устная речь с точки зрения речеведения.

5. Основы русской орфографии и пунктуации.

Выполнить следующие задания.

1. Учитывая особенности устной речи, в частности, необходимость собеседника, постройте беседу со своим однокурсником (однокурсницей) на одну из предложенных тем:

– обсуждение нового спектакля,

– обсуждение новой книги,

– обсуждение премьерного показа фильма.

 

2. Учитывая особенности письменной речи, продумайте и запишите свою речь, обращенную к аудитории. Тему и состав слушателей определите самостоятельно, аргументируйте выбор речевых средств в соответствии и темой и аудиторией.

 

3. Прочитайте. Объясните, почему в русском языке ограничено действие фонетического принципа письма.

Фонетический принцип «пиши, как говоришь» является, конечно, самым демократическим принципом, самым легким, самым простым. Выучи алфавит – и дело готово: и читаешь, и пишешь без ошибок, все в порядке. Однако здесь есть одно большое «но». Дело в том, что это совершенно справедливо, пока речь идет о маленькой группе лиц, о каком-нибудь одном говоре, для него это действительно так: как говоришь, так и пиши. Но обычно, по существу вещей, письменность не предназначается для маленького круга лиц. В большом же кругу лиц неминуемо обязательны значительные колебания, и поэтому фонетический принцип теряет весь тот смысл, который ему можно было бы, на первый взгляд, приписать, потому что для громадного большинства людей это будет все-таки всегда: «пиши не так, как говоришь, а как говорит кто-то там где-то».

(Л.В. Щерба)

4. Спишите. Сформулируйте правила написания приставок. Какие написания являются морфологическими, а какие – фонетическими.

 

Ра…каз ветерана в…волновал ребят. Его во…поминания п…р…несли их в далекие годы Великой Отечественной. Ра…гром фашистов под Москвой, …кружение вражеских дивизий под Сталинградом, н…ступление в районе Великих Лук, п…р…права через Днепр – сколько п…р…жито! Н…всегда останутся в памяти благодарных потомков бе…смертные подвиги солдат, …тстоявших свободу и н…зависимость Родины.

5. Публицисты неоднократно высказывали предложения писать слова рожь, мышь, печь и под. без ь. На чем базируются эти предложения? Какой принцип лежит в основе написания этих слов с ь. Как Вы относитесь к этому предложению?

 

6. Сопоставьте правописание слов в русском и украинском языке. Докажите, что оно основывается на разных принципах.

 

По-русски По-украински

 

расписать, роспись, развалить, розписати, розпис, розвалити,

разграничить; розмежувати;

сделать, сходить, сбить, зробити, сходити, збити,

содействовать, сомкнуть. сприяти, зімкнути.

7. Докажите, что написание морфем в словах посадка, переживание, выступить, понемногу основано на морфологическом принципе. Помните: чтобы доказать, что одни и те же морфемы пишутся одинаково в разных словах, нужно подобрать слова с теми же морфемами.

 

8. Книга М. В. Панова о русской орфографии называется «И все-таки она хорошая». Согласны ли вы с этим мнением и почему?

 

9. Прочитайте пословицы об устной и письменной речи. Объясните каждую из них.

 

Мал язык, да всем телом владеет.

Язык без костей: работает на хозяина и на гостей.

Язык впереди ног бежит.

Язык мой – враг мой.

Язык до Киева доведет.

Держи собаку на цепи, а язык на семи.

Читает-летает, да ничего не понимает

Читай, книгочей, не жалей очей.

Книги читать – не в ладушки играть.

Не всякий, кто читает, в чтении силу знает.

Не красна книга письмом, а красна умом.

Книга книгой, да и своим умом двигай.

Глядит в книгу, а видит фигу.

Книги не говорят, а правду сказывают.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. / О. С. Ахманова – М.: Изд-во Советское просвещение, 2014. – 576 с.

2. Богданова Л. И. Стилистика русского языка и культура речи: учеб. пособие / Л. И. Богданова. ‒ М.: Флинта, 2011. ‒ 248 c. [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа:

http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=15260&mode=DocBibRecord

3. Мизинина И. Н. Современный русский язык и культура речи: учебное пособие / И. Мизинина. ‒ М.: Медиа Групп, 2011. ‒ 240 с. ‒ [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа:

http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=15514&mode=DocBibRecord

4. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку:правописание, произношение, литературное редактирование / Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанджакова, Н. П. Кабанова. – М.: Айрис-пресс, 2013. – 496 с.

5. Русский язык и культура речи: учебник / А. И. Дунев, М. Я. Дымарский, В. А. Ефремов; под ред. В. Д. Черняк. – М.: Высш. шк., 2006. – 496 с.

6. Солганик Г. Я. Стилистика и культура речи русского языка / Г. Я. Солганик, Т. С. Дроняева. – М.: Изд. центр «Академия», 2012. – 256 с. ‒ [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа:

http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=15163&mode=DocBibRecord

Дополнительная

1. Васильева А. Н. Основы культуры речи: учеб. пособ. А. Н. Васильева. – М.: Высш. шк., 1990. – 325 с.

2. Головин Б. Н. Основы культуры речи: учеб. пособ. / Б. Н. Головин. – М.: Высш. шк., 1990. – 295 с.

3. Нормы русского литературного языка: учеб. пособ. по культуре речи / под ред. Л. А. Константиновой. – М.: Флинта: Наука, 2011. – 168 с.

4. Основы научной речи: учеб. пособ. для студ. нефилол. высш. учеб. заведений / Н. А. Буре, М. В. Быстрых, С. А. Вишнякова и др.; под ред. В. В. Химика, Л. Б. Волковой. – СПб.:Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.

5. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка / Д. Э. Розенталь. – М.: Высш. шк., 1987. – 399с

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. / О. С. Ахманова – М.: Изд-во Советское просвещение, 2014. – 576 с.

2. Богданова Л. И. Стилистика русского языка и культура речи: учеб. пособие / Л. И. Богданова. ‒ М.: Флинта, 2011. ‒ 248 c. [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа:

http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=15260&mode=DocBibRecord

3. Мизинина И. Н. Современный русский язык и культура речи: учебное пособие / И. Мизинина. ‒ М.: Медиа Групп, 2011. ‒ 240 с. ‒ [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа:

http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=15514&mode=DocBibRecord

4. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку:правописание, произношение, литературное редактирование / Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанджакова, Н. П. Кабанова. – М.: Айрис-пресс, 2013. – 496 с.

5. Русский язык и культура речи: учебник / А. И. Дунев, М. Я. Дымарский, В. А. Ефремов; под ред. В. Д. Черняк. – М.: Высш. шк., 2006. – 496 с.

6. Солганик Г. Я. Стилистика и культура речи русского языка / Г. Я. Солганик, Т. С. Дроняева. – М.: Изд. центр «Академия», 2012. – 256 с. ‒ [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа:

http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=15163&mode=DocBibRecord

Дополнительная

1. Вартаньян Э. А. Путешествие в слово / Э. А. Вартаньян. – М.: Просвещение. 1987. – 208 с.

2. Васильева А. Н. Основы культуры речи: учеб. пособ. А. Н. Васильева. – М.: Высш. шк., 1990. – 325 с.

3. Головин Б. Н. Основы культуры речи: учеб. пособ. / Б. Н. Головин. – М.: Высш. шк., 1990. – 295 с.

4. Горбачевич К. С. Словарь эпитетов русского литературного языка / К. С. Горбачевич, Е. П. Хабло. – М.: Наука, 1979. – 252 с.

5. Колесов В. В. История русского языка в рассказах / В. В. Колесов. – М.: Просвещение, 1976. – 175 с.

6. Никитина Т. Г. Толковый словарь молодёжного сленга /Т. Г. Никитина. – М.: Астрель: АСТ, 2003. – 736 с.

7. Нормы русского литературного языка: учеб. пособ. по культуре речи / под ред. Л. А. Константиновой. – М.: Флинта: Наука, 2011. – 168 с.

8. Основы научной речи: учеб. пособ. для студ. нефилол. высш. учеб. заведений / Н. А. Буре, М. В. Быстрых, С. А. Вишнякова и др.; под ред. В. В. Химика, Л. Б. Волковой. – СПб.:Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.

9. Откупщиков Ю. В. К истокам слова / Ю. В. Откупщиков. – М. Просвещение, 1986. – 176 с.

10. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка / Д. Э. Розенталь. – М.: Высш. шк., 1987. – 399с.

11. Русский язык. Энциклопедия / гл. ред. Ю. Н. Караулов. – 2-е изд. – М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия» & Издательский дом «Дрофа», 1997. – 721 с.

12. Шанский Н. М. В мире слов / Н. М. Шанский. – М.: Посвещение, 1985. – 255 с.

Словари

1. Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка / З. Е. Александрова. – М.: Русск. яз, 1975. – 600 с.

2. Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка / О. С. Ахманова – М.: Рус. яз., 1986. – 448 с.

3. Ашукин Н. С. Крылатые слова: литературные цитаты, образные выражения / Н. С. Ашукин, М. Г. Ашукина. – М.: Худож. лит., 1988. – 528 с.

4. Бельчиков Ю. А. Словарь паронимов современного русского языка / Ю. А. Бельчиков, М. С. Панюшева. – М.: Русск. яз., 1994. – 456 с.

5. Введенская Л. А. Словарь антонимов русского языка / Л. А. Введенская. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – 543 с.

6. Колесников Н. П. Словарь паронимов и антонимов / Н. П. Колесников. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – 509 с.

7. Львов М. Р. Словарь антонимов русского языка / под ред. Л. А. Новикова. – М.: Рус. яз., 1985. – 384 с.

8. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. / пер. с нем. и доп. О. Н. Трубачева; под ред. и с предисл. Б. А. Ларина. - 3-е изд., стер. - СПб.: Азбука, 1996. – Т. 1 – 4.

9. Фразеологический словарь русского языка / сост. Л. А. Войнова, В. П. Жуков, А. И. Молотков, А. И. Федоров; под ред. А. И. Молоткова. – М.: Рус. яз., 1987. – 543 с.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. / О. С. Ахманова – М.: Изд-во Советское просвещение, 2014. – 576 с.

2. Богданова Л. И. Стилистика русского языка и культура речи: учеб. пособие / Л. И. Богданова. ‒ М.: Флинта, 2011. ‒ 248 c. [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа:

http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=15260&mode=DocBibRecord

3. Мизинина И. Н. Современный русский язык и культура речи: учебное пособие / И. Мизинина. ‒ М.: Медиа Групп, 2011. ‒ 240 с. ‒ [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа:

http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=15514&mode=DocBibRecord

4. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку:правописание, произношение, литературное редактирование / Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанджакова, Н. П. Кабанова. – М.: Айрис-пресс, 2013. – 496 с.

5. Русский язык и культура речи: учебник / А. И. Дунев, М. Я. Дымарский, В. А. Ефремов; под ред. В. Д. Черняк. – М.: Высш. шк., 2006. – 496 с.

6. Солганик Г. Я. Стилистика и культура речи русского языка / Г. Я. Солганик, Т. С. Дроняева. – М.: Изд. центр «Академия», 2012. – 256 с. ‒ [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа:

http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=15163&mode=DocBibRecord

Дополнительная

1. Вартаньян Э. А. Путешествие в слово / Э. А. Вартаньян. – М.: Просвещение. 1987. – 208 с.

2. Васильева А. Н. Основы культуры речи: учеб. пособ. А. Н. Васильева. – М.: Высш. шк., 1990. – 325 с.

3. Головин Б. Н. Основы культуры речи: учеб. пособ. / Б. Н. Головин. – М.: Высш. шк., 1990. – 295 с.

4. Голуб И. Б. Секреты хорошей речи / И. Б. Голуб, Д. Э. Розенталь. – М.: Междунар. отношения, 1993. – 288 с.

5. Касаткин Л. Л. Краткий справочник по современному русскому языку / Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков, П. А. Лекант; под ред. П. А. Леканта. – М.: Высш. шк., 1991. – 383 с.

6. Нормы русского литературного языка: учеб. пособ. по культуре речи / под ред. Л. А. Константиновой. – М.: Флинта: Наука, 2011. – 168 с.

7. Основы научной речи: учеб. пособ. для студ. нефилол. высш. учеб. заведений / Н. А. Буре, М. В. Быстрых, С. А. Вишнякова и др.; под ред. В. В. Химика, Л. Б. Волковой. – СПб.:Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.

8. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка / Д. Э. Розенталь. – М.: Высш. шк., 1987. – 399с.

9. Русский язык. Энциклопедия / гл. ред. Ю. Н. Караулов. – 2-е изд. – М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия» & Издательский дом «Дрофа», 1997. – 721 с.

10. Словарь русского литературного словоупотребления / сост. Л. П. Безрук и др.; редкол.: Г. П. Ижакевич / отв. ред. / и др. – К. Наук. думка, 1987. – 304 с.

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. / О. С. Ахманова – М.: Изд-во Советское просвещение, 2014. – 576 с.

2. Богданова Л. И. Стилистика русского языка и культура речи: учеб. пособие / Л. И. Богданова. ‒ М.: Флинта, 2011. ‒ 248 c. [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа:

http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=15260&mode=DocBibRecord

3. Мизинина И. Н. Современный русский язык и культура речи: учебное пособие / И. Мизинина. ‒ М.: Медиа Групп, 2011. ‒ 240 с. ‒ [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа:

http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=15514&mode=DocBibRecord

4. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку:правописание, произношение, литературное редактирование / Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанджакова, Н. П. Кабанова. – М.: Айрис-пресс, 2013. – 496 с.

5. Русский язык и культура речи: учебник / А. И. Дунев, М. Я. Дымарский, В. А. Ефремов; под ред. В. Д. Черняк. – М.: Высш. шк., 2006. – 496 с.

6. Солганик Г. Я. Стилистика и культура речи русского языка / Г. Я. Солганик, Т. С. Дроняева. – М.: Изд. центр «Академия», 2012. – 256 с. ‒ [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа:

http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=15163&mode=DocBibRecord

Дополнительная

1. Васильева А. Н. Основы культуры речи: учеб. пособ. А. Н. Васильева. – М.: Высш. шк., 1990. – 325 с.

2. Головин Б. Н. Основы культуры речи: учеб. пособ. / Б. Н. Головин. – М.: Высш. шк., 1990. – 295 с.

3. Голуб И. Б. Секреты хорошей речи / И. Б. Голуб, Д. Э. Розенталь. – М.: Междунар. отношения, 1993. – 288 с.

4. Касаткин Л. Л. Краткий справочник по современному русскому языку / Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков, П. А. Лекант; под ред. П. А. Леканта. – М.: Высш. шк., 1991. – 383 с.

5. Нормы русского литературного языка: учеб. пособ. по культуре речи / под ред. Л. А. Константиновой. – М.: Флинта: Наука, 2011. – 168 с.

6. Основы научной речи: учеб. пособ. для студ. нефилол. высш. учеб. заведений / Н. А. Буре, М. В. Быстрых, С. А. Вишнякова и др.; под ред. В. В. Химика, Л. Б. Волковой. – СПб.:Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.

7. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка / Д. Э. Розенталь. – М.: Высш. шк., 1987. – 399с.

8. Русский язык. Энциклопедия / гл. ред. Ю. Н. Караулов. – 2-е изд. – М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия» & Издательский дом «Дрофа», 1997. – 721 с.

9. Словарь русского литературного словоупотребления / сост. Л. П. Безрук и др.; редкол.: Г. П. Ижакевич / отв. ред. / и др. – К. Наук. думка, 1987. – 304 с.

 

ЛУГАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ имени М. МАТУСОВСКОГО

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

ДИСЦИПЛИНА: КУЛЬТУРА РЕЧИ

 

 

Темы практических занятий

№ п/п Название темы Кол-во часов .
1. Тема 3. Две формы речи: устная и письменная. Жанры речи. Стилистические особенности речевых жанров. 2
2. Тема 6. Лексико-фразеологические нормы. Стилистическая градация лексических единиц. Фразеологизмы как стилистическое средство современного русского литературного языка. 2
3. Тема 7. Морфологические нормы. Стилистическая нагрузка морфологических категорий. 2
4. Тема 8. Синтаксические нормы. Стилистическое использование средств синтаксиса. 2
  Всего 8

Тема 3. Две формы речи: устная и письменная.

1. Критерии, по которым различается устная и письменная речь: создание, восприятие; содержание, жанры.

2. Характеристики устной и письменной речи.

3. Жанры устной и письменной речи. Коммуникативные и стилевые признаки речевых жанров.

4. Письменная и устная речь с точки зрения речеведения.

5. Основы русской орфографии и пунктуации.

Выполнить следующие задания.

1. Учитывая особенности устной речи, в частности, необходимость собеседника, постройте беседу со своим однокурсником (однокурсницей) на одну из предложенных тем:

– обсуждение нового спектакля,

– обсуждение новой книги,

– обсуждение премьерного показа фильма.

 

2. Учитывая особенности письменной речи, продумайте и запишите свою речь, обращенную к аудитории. Тему и состав слушателей определите самостоятельно, аргументируйте выбор речевых средств в соответствии и темой и аудиторией.

 

3. Прочитайте. Объясните, почему в русском языке ограничено действие фонетического принципа письма.

Фонетический принцип «пиши, как говоришь» является, конечно, самым демократическим принципом, самым легким, самым простым. Выучи алфавит – и дело готово: и читаешь, и пишешь без ошибок, все в порядке. Однако здесь есть одно большое «но». Дело в том, что это совершенно справедливо, пока речь идет о маленькой группе лиц, о каком-нибудь одном говоре, для него это действительно так: как говоришь, так и пиши. Но обычно, по существу вещей, письменность не предназначается для маленького круга лиц. В большом же кругу лиц неминуемо обязательны значительные колебания, и поэтому фонетический принцип теряет весь тот смысл, который ему можно было бы, на первый взгляд, приписать, потому что для громадного большинства людей это будет все-таки всегда: «пиши не так, как говоришь, а как говорит кто-то там где-то».

(Л.В. Щерба)

4. Спишите. Сформулируйте правила написания приставок. Какие написания являются морфологическими, а какие – фонетическими.

 

Ра…каз ветерана в…волновал ребят. Его во…поминания п…р…несли их в далекие годы Великой Отечественной. Ра…гром фашистов под Москвой, …кружение вражеских дивизий под Сталинградом, н…ступление в районе Великих Лук, п…р…права через Днепр – сколько п…р…жито! Н…всегда останутся в памяти благодарных потомков бе…смертные подвиги солдат, …тстоявших свободу и н…зависимость Родины.

5. Публицисты неоднократно высказывали предложения писать слова рожь, мышь, печь и под. без ь. На чем базируются эти предложения? Какой принцип лежит в основе написания этих слов с ь. Как Вы относитесь к этому предложению?

 

6. Сопоставьте правописание слов в русском и украинском языке. Докажите, что оно основывается на разных принципах.

 

По-русски По-украински

 

расписать, роспись, развалить, розписати, розпис, розвалити,

разграничить; розмежувати;

сделать, сходить, сбить, зробити, сходити, збити,

содействовать, сомкнуть. сприяти, зімкнути.

7. Докажите, что написание морфем в словах посадка, переживание, выступить, понемногу основано на морфологическом принципе. Помните: чтобы доказать, что одни и те же морфемы пишутся одинаково в разных словах, нужно подобрать слова с теми же морфемами.

 

8. Книга М. В. Панова о русской орфографии называется «И все-таки она хорошая». Согласны ли вы с этим мнением и почему?

 

9. Прочитайте пословицы об устной и письменной речи. Объясните каждую из них.

 

Мал язык, да всем телом владеет.

Язык без костей: работает на хозяина и на гостей.

Язык впереди ног бежит.

Язык мой – враг мой.

Язык до Киева доведет.

Держи собаку на цепи, а язык на семи.

Читает-летает, да ничего не понимает

Читай, книгочей, не жалей очей.

Книги читать – не в ладушки играть.

Не всякий, кто читает, в чтении силу знает.

Не красна книга письмом, а красна умом.

Книга книгой, да и своим умом двигай.

Глядит в книгу, а видит фигу.

Книги не говорят, а правду сказывают.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. / О. С. Ахманова – М.: Изд-во Советское просвещение, 2014. – 576 с.

2. Богданова Л. И. Стилистика русского языка и культура речи: учеб. пособие / Л. И. Богданова. ‒ М.: Флинта, 2011. ‒ 248 c. [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа:

http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=15260&mode=DocBibRecord

3. Мизинина И. Н. Современный русский язык и культура речи: учебное пособие / И. Мизинина. ‒ М.: Медиа Групп, 2011. ‒ 240 с. ‒ [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа:

http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=15514&mode=DocBibRecord

4. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку:правописание, произношение, литературное редактирование / Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанджакова, Н. П. Кабанова. – М.: Айрис-пресс, 2013. – 496 с.

5. Русский язык и культура речи: учебник / А. И. Дунев, М. Я. Дымарский, В. А. Ефремов; под ред. В. Д. Черняк. – М.: Высш. шк., 2006. – 496 с.

6. Солганик Г. Я. Стилистика и культура речи русского языка / Г. Я. Солганик, Т. С. Дроняева. – М.: Изд. центр «Академия», 2012. – 256 с. ‒ [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа:

http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=15163&mode=DocBibRecord

Дополнительная

1. Васильева А. Н. Основы культуры речи: учеб. пособ. А. Н. Васильева. – М.: Высш. шк., 1990. – 325 с.

2. Головин Б. Н. Основы культуры речи: учеб. пособ. / Б. Н. Головин. – М.: Высш. шк., 1990. – 295 с.

3. Нормы русского литературного языка: учеб. пособ. по культуре речи / под ред. Л. А. Константиновой. – М.: Флинта: Наука, 2011. – 168 с.

4. Основы научной речи: учеб. пособ. для студ. нефилол. высш. учеб. заведений / Н. А. Буре, М. В. Быстрых, С. А. Вишнякова и др.; под ред. В. В. Химика, Л. Б. Волковой. – СПб.:Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.

5. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка / Д. Э. Розенталь. – М.: Высш. шк., 1987. – 399с

 

 

ТЕМА № 6: Лексико-фразеологические нормы. Стилистическая градация лексических единиц. Фразеологизмы как стилистическое средство современного русского литературного языка.

1. Лексико-фразеологическое богатство речи. Лексико-фразеологические нормы.

2. Свойства лексических и фразеологических единиц.

3. Основные группы пассивной лексики: устаревшие слова, диалектизмы, неологизмы, заимствованные и другие.

4. Явления многозначности-однозначности, синонимии, омонимии, антонимии, паронимии в лексике и фразеологии.

5. Источники фразеологизмов: народная речь, художественная литература, профессиональная речь и т. д. Соотношение фразеология литературной речи - фразеология народная.

 

Выполнить следующие задания

1. Укажите различные значения существительного земля в приводимых ниже предложениях.

1. Земля движется вокруг Солнца. 2. После многих дней плавания вахтенный матрос увидел, наконец, землю. 3. Тщательная обработка земли обеспечивает высокие урожаи. 4. При посадке некоторых пород плодовых деревьев землю смешивают с песком и глиной. 5. С детства он мечтал о путешествиях, хотел посмотреть чужие земли. 6. За тем лесом простирается колхозная земля.

 

2. Проследите, как указанные значения слова идти нашли свое выражение в приводимом ниже тексте.

1. Флот в море, идет к Николаеву на всех парусах (Гр.). 2. Тоска. Так день за днем идет в уединенье! (П.). 3. Ба! Да здесь попойка идет; будет чем поживиться (П.). 4. Как на беду, ни один извозчик не показывался на улице, и он должен был идти пешком (Г.). 5. Далеко от Украинского края идут рядами высоковерхие горы (Г.). 6. Иной раз казалось ему, что он уже с месяц лежит; в другой раз – что все тот же день идет (Дост.). 7. Жизнь Ивана Ильича продолжала идти так, как он считал, что она должна была идти: приятно и прилично (Л. Т.). 8. Все идет к лучшему: без этой веры — беда человеку! (Я. Станкевич).

3. Укажите, в каких сочетаниях прилагательные употреблены в прямом, а в каких – в переносном значении.

Высокое мнение, высокий порыв, высокий слог, высокий холм, высокая честь.

Глух к просьбам, глухая осень, глухая стена, глухое волнение, глухое место, глухое недовольство, глухой мальчик.

Горячая беседа, горячая лошадь, горячее участие, горячий спор, горячий суп..

Железная дисциплина, железная руда, железная стружка, железное здоровье, железный характер.

Заячий мех, заячьи следы, заячья душа, заячья натура, заячья шубка.

4. Расположите слова по возрастающей степени признака.

1. Большой, гигантский, громадный, исполинский, колоссальный, огромный.

2. Карликовый, крошечный, маленький, микроскопический, миниатюрный, небольшой.

3. Быстро, вмиг, в мгновение ока, в минуту, мгновенно, моментально.

4. Беспокойство, волнение, тревога.

5. Безобразный, невзрачный, неказистый, некрасивый, непривлекательный, уродливый.

6. Беда, бедствие, катастрофа, несчастье.

7. Отворить, раскрыть, распахнуть.

 

5. Найдите в синонимических рядах слова книжные, нейтральные, разговорные, просторечные.

1. Беседовать, болтать, говорить, калякать, разговаривать, толковать.

2. Извести, издержать, израсходовать, истратить, промотать, просадить, разбазарить, расточить, растранжирить, растратить, убухать, ухлопать.

3. Выжить из ума, обезуметь, помешаться, рехнуться, свихнуться, сойти с ума, спятить, тронуться.

4. Вселенная, космос, мир, свет.

5. Возмездие, кара, наказание.

 

6. Устраните повторение слов в тексте.

А. С. Пушкин родился в 1799 году. Родители Пушкина были дворяне. Сначала Пушкин воспитывался дома под руководством домашних учителей, потом Пушкин определился в Царскосельский лицей. Писать стихи Пушкин начал еще ребенком. Окончив лицей, Пушкин поступил на государственную службу. Вскоре за эпиграммы Пушкина сослали, а затем Пушкин был переведен в деревню под надзор полиции. Имя Пушкина известно каждому грамотному человеку в нашей стране, широко известно имя Пушкина и за пределами России.

 

7. Подберите антонимы к следующим словам.

Бодрствовать, волновать, любить, разрушать, ругать; война, награда, радость, слава, трусость; внутри, всегда, много, небрежно, раньше.

 

8. Пользуясь каким-либо толковым словарем русского языка, подберите омонимы к приводимым ниже словам и составьте предложения с теми и другими.

Брак, горн, доложить, завод, залог, запустить, карьер, край, кулак, мотив, настоять, полка, свет, следствие, стан.

9. Определите уместность использования иноязычной лексики в приводимых предложениях. Произведите, где нужно, синонимические замены. Запишите предложения, подчеркнув иноязычные слова или их синонимы.

1. Многие дореволюционные интеллигенты, считавшие себя либералами, относились индифферентно к вопросам религии. 2. Ровный ряд матовых плафонов тускло освещал коридор госпиталя. 3. Среди собравшихся превалировали представители молодежи. 4. Девушка конфиденциально призналась подругам, что переменила имя Катя на Кармен, потому что последнее импонирует ее внешности. 5. Эффективность режима экономии во многом зависит от того, насколько лимитируются финансовые расходы. 6. На последних соревнованиях заводская футбольная команда потерпела полное фиаско. 7. Пассажиры отдыхали в парусиновых шезлонгах на палубе комфортабельного лайнера. 8. Кардинальный пункт расхождений между участниками дискуссии путем компромисса был сведен на нет. 9. Истинным стимулом деятельности каждого человека должно быть сознание долга и ответственности перед коллективом. 10. Новый сезон открывает хорошие перспективы дальнейшей эволюции в области спортивной работы. 11. Характеризуя роль отдельных видов искусства в жизни общества, нельзя игнорировать специфические их особенности. 12. Профсоюзы делают сильный акцент на культмассовую работу. 13. Идентичное решение было принято студентами второй группы. 14. В качестве свидетелей на суде фигурировали самые разнообразные люди. 15. Никакие резоны не действовали на упрямого спорщика, и никакие аргументы не могли его переубедить.

 

10. Составьте сочетания, учитывая разницу в значении паронимов.

Широчайший

Широченный – двор, резонанс, плот, взгляд

Целостный

Целый – свет, образ, короб, впечатление

Усатый

Усастый – кот, клубника, человек, растение

Царский

Царственный – дворец, походка, корона, повеление

Спасительный

Спасательный – совет, пояс, мысль, жилет.

11. Укажите диалектизмы, просторечные слова. Замените их синонимами современного литературного языка.

Договорились, что ничего в руках не будет: ни камней, ни гирек, ничего. И пошли хлестаться. Ох, и полосовались же! Как мы не пластались, а опять они нас погнали. Мы и сыпанули через протоку (В. Шукшин).

 

12. Восстановите словарный вариант фразеологизма.

А я себя, товарищ Гребин, в рукавичках держу.

– А ведь слаб, мелко пашет.

Пытаетесь провести на мякине старого воробья. (В. Тендряков.)

13. Исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов.

Сестра приехала ко мне в гости как снег на голову.

Дело прошло без сучка без задоринки.

Я буду ждать тебя со щитом или на щите.

Анна Каренина бросилась под поезд, и он еще долго влачил ее жалкое существование.

Майор Ковалев не видел ничего дальше собственного носа.

Во второй половине дня Печорин любил пить кофе со сливками общества.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. / О. С. Ахманова – М.: Изд-во Советское просвещение, 2014. – 576 с.

2. Богданова Л. И. Стилистика русского языка и культура речи: учеб. пособие / Л. И. Богданова. ‒ М.: Флинта, 2011. ‒ 248 c. [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа:

http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=15260&mode=DocBibRecord

3. Мизинина И. Н. Современный русский язык и культура речи: учебное пособие / И. Мизинина. ‒ М.: Медиа Групп, 2011. ‒ 240 с. ‒ [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа:

http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=15514&mode=DocBibRecord

4. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку:правописание, произношение, литературное редактирование / Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанджакова, Н. П. Кабанова. – М.: Айрис-пресс, 2013. – 496 с.

5. Русский язык и культура речи: учебник / А. И. Дунев, М. Я. Дымарский, В. А. Ефремов; под ред. В. Д. Черняк. – М.: Высш. шк., 2006. – 496 с.

6. Солганик Г. Я. Стилистика и культура речи русского языка / Г. Я. Солганик, Т. С. Дроняева. – М.: Изд. центр «Академия», 2012. – 256 с. ‒ [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа:

http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=15163&mode=DocBibRecord

Дополнительная

1. Вартаньян Э. А. Путешествие в слово / Э. А. Вартаньян. – М.: Просвещение. 1987. – 208 с.

2. Васильева А. Н. Основы культуры речи: учеб. пособ. А. Н. Васильева. – М.: Высш. шк., 1990. – 325 с.

3. Головин Б. Н. Основы культуры речи: учеб. пособ. / Б. Н. Головин. – М.: Высш. шк., 1990. – 295 с.

4. Горбачевич К. С. Словарь эпитетов русского литературного языка / К. С. Горбачевич, Е. П. Хабло. – М.: Наука, 1979. – 252 с.

5. Колесов В. В. История русского языка в рассказах / В. В. Колесов. – М.: Просвещение, 1976. – 175 с.

6. Никитина Т. Г. Толковый словарь молодёжного сленга /Т. Г. Никитина. – М.: Астрель: АСТ, 2003. – 736 с.

7. Нормы русского литературного языка: учеб. пособ. по культуре речи / под ред. Л. А. Константиновой. – М.: Флинта: Наука, 2011. – 168 с.

8. Основы научной речи: учеб. пособ. для студ. нефилол. высш. учеб. заведений / Н. А. Буре, М. В. Быстрых, С. А. Вишнякова и др.; под ред. В. В. Химика, Л. Б. Волковой. – СПб.:Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.

9. Откупщиков Ю. В. К истокам слова / Ю. В. Откупщиков. – М. Просвещение, 1986. – 176 с.

10. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка / Д. Э. Розенталь. – М.: Высш. шк., 1987. – 399с.

11. Русский язык. Энциклопедия / гл. ред. Ю. Н. Караулов. – 2-е изд. – М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия» & Издательский дом «Дрофа», 1997. – 721 с.

12. Шанский Н. М. В мире слов / Н. М. Шанский. – М.: Посвещение, 1985. – 255 с.

Словари

1. Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка / З. Е. Александрова. – М.: Русск. яз, 1975. – 600 с.

2. Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка / О. С. Ахманова – М.: Рус. яз., 1986. – 448 с.

3. Ашукин Н. С. Крылатые слова: литературные цитаты, образные выражения / Н. С. Ашукин, М. Г. Ашукина. – М.: Худож. лит., 1988. – 528 с.

4. Бельчиков Ю. А. Словарь паронимов современного русского языка / Ю. А. Бельчиков, М. С. Панюшева. – М.: Русск. яз., 1994. – 456 с.

5. Введенская Л. А. Словарь антонимов русского языка / Л. А. Введенская. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – 543 с.

6. Колесников Н. П. Словарь паронимов и антонимов / Н. П. Колесников. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – 509 с.

7. Львов М. Р. Словарь антонимов русского языка / под ред. Л. А. Новикова. – М.: Рус. яз., 1985. – 384 с.

8. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. / пер. с нем. и доп. О. Н. Трубачева; под ред. и с предисл. Б. А. Ларина. - 3-е изд., стер. - СПб.: Азбука, 1996. – Т. 1 – 4.

9. Фразеологический словарь русского языка / сост. Л. А. Войнова, В. П. Жуков, А. И. Молотков, А. И. Федоров; под ред. А. И. Молоткова. – М.: Рус. яз., 1987. – 543 с.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.224 с.