Учение о развитии. Диалектика миропонимания — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Учение о развитии. Диалектика миропонимания

2017-05-16 780
Учение о развитии. Диалектика миропонимания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

План лекционного занятия

1. Понятие диалектики. Ее исторические формы.

2. Принципы диалектики.

3. Законы диалектики.

4. Категории диалектики.

5. Альтернативы диалектики.

Основные понятия

Диалектика, метафизика, закон, принцип, единичное и общее, содержание и форма, сущность и явление, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, тождество, различие, противоположность, противоречие, количество, качество, мера, отрицание, отрицание-трансформация, -снятие, -синтез, детерминизм, индетерминизм.

 

1. Понятие диалектики, ее исторические формы

Диалектика – это учение о развитии, о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления.

Диалектика, как и другие философские направления, прошла сложную историю. В историческом плане принято выделять три формы диалектики:

– стихийная диалектика Древней Греции,

– идеалистическая диалектика классической немецкой философии,

– материалистическая диалектика XIX века.

Однако диалектические идеи мы можем наблюдать в философии Древнего Китая в VIII–VII вв. до н. э (например, Инь и Ян).

Само понятие «диалектика» родилось в Древней Греции, где с развитием античной демократии стало высоко цениться умение полемизировать, убеждать, обосновывать свою точку зрения. Под диалектикой понимали искусство спора, умение находить противоречия в мыслях собеседника. Аристотель считает изобретателем диалектики Зенона, который указал в своих апориях на противоречивость конечного и бесконечного, прерывного и непрерывного. Сам Аристотель отделяет диалектику от аналитики как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве. Платон определяет истинное бытие как тождественное и неизменное, но в диалогах «Софист» и «Парменид» обосновывает вывод о том, что высшие роды могут мыслиться только таким образом, что каждый из них равен самому себе и не равен, тождественен себе и переходит в «иное». Поэтому бытие заключает в себе противоречия.

Подвижный характер бытия, его изменяемость были отмечены Гераклитом (IV в. до н.э.).

Большой вклад в разработку диалектического взгляда на мир внесли Кант и Шеллинг. Однако высшая ступень разработки диалектики принадлежит Гегелю, который понимал под диалектикой метод познания, учитывающий противоречивость мира, его постоянное изменение, взаимосвязь явлений и вещей, качественное превращение, переходы от низшего к высшему, через отрицание отжившего и утверждение нового. В диалектике идей Гегель угадал диалектику вещей. Автором материалистической диалектики XIX в. был К. Маркс.

Различают объективную и субъективную диалектику. Объективная – диалектика объективного мира, природы, общества. Она существует независимо от человека и человечества в целом. Субъективная – движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную диалектику.

 

2. Принципы диалектики

1. Принцип всеобщей связи. Диалектика утверждает, что все в мире взаимосвязано, взаимообусловлено. Связь представляет собой взаимоотношение между предметами и событиями, когда изменение одного ведет к изменению другого. Связи бывают общими и частными, непосредственными и опосредованными, необходимыми и случайными, внутренними и внешними, главными и второстепенными, явными и скрытыми, существенными и несущественными. Все виды связей взаимодействуют между собой.

2. Принцип развития является центральным, исходным началом диалектики, вокруг которого группируются элементы, с разных сторон раскрывающие развитие. Диалектика считает, что развитие объективно, всеобще, необратимо, включает качественные изменения.

3. Принцип детерминизма – всеобщей причинной обусловленности явлений.

4. Принцип историзма подразумевает два аспекта окружающего мира: вечность и неуничтожимость истории, мира; его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

 

3. Законы диалектики

Закон – всеобщая, необходимая, существенная связь между предметами и событиями. Для закона характерна необходимость, повторяемость, закон вызывает развитие события в строго определенном направлении.

Следует отличать естественные законы (законы природы) от общественных. По степени общности законы классифицируются на частные (действуют в одной форме движения материи); общие (действуют в нескольких формах движения материи); всеобщие, универсальные (действуют одновременно в природе, обществе и мышлении), эти законы исследуются философией.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.