Взрывные глухие согласные п,т, к — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Взрывные глухие согласные п,т, к



Движения, сопровождающие произнесение звуков этой группы, быстрые, резкие, напряженные.

Звук п: руки перед грудью, кисти сжаты в кулаки, произ­нося слог па, резко опустить руки со сжатыми кулака­ми вниз; попеременно резко опуская руки со сжатыми кулаками вниз, произносить папапа; сидя на полу, про­износить папапа, стуча сжатыми кулаками по полу, по коленям.

" Звук т: произнося слог та, резко раскрыть сжатые кула-

й<* ки; попеременно раскрывая сжатые кулаки, произно-

•''■* сить тататата; хлопать ладонями по бедрам — та-

татата.

Произнесение слогов па и та можно сопровождать топа­ньем одной ногой или двумя попеременно.

Звук к: произнося слог ка, резко откинуть назад голову, од­новременно руки, согнутые в локтях, резко отводятся назад.

Взрывные звонкие согласные 6, д, г

Движения, сопровождающие произнесение звуков этой группы, быстрые, но расслабленные.

Звук б: руки согнуты в локтях перед грудью ладонями вниз, произнося бабабаба, расслабленно встряхивать ки­стями рук, одновременно медленно наклоняясь вперед; произнося слог ба, резко, но расслабленно опустить руки вниз или опущенными вдоль тела расслабленными ру­ками хлопать по ногам — бабабаба, ба.

Звук д: руки согнуты в локтях перед грудью, ладони вверх, произнося дададада, встряхивать расслабленными ки­стями рук перед грудью; произнося слог да, утвердитель­но кивнуть головой.

Звук г: произнося гагагага, соединять указательный и большой пальцы рук; произнося слог га, соединить ука­зательный и большой пальцы рук.

>-.SJf»

Смычно-проходные согласные м,н, л

Движения, сопровождающие произнесение звуков этой
группы, медленные, плавные, достаточно напряженные.
Звук м: руки согнуты в локтях на уровне груди ладонями
от себя, произнося слог ма, на м_________ — руки вытянуть



к Звук в: руки в стороны, произнося звук в___ , слегка пока­
чивать из стороны в сторону напряженными руками и
туловищем («самолет»).

-Звук з: руки перед грудью, произнося звук з___ , кисти рук

3 вибрируют перед грудью («замерз»). Звук ж: руки перед грудью, произнося звук ж резким н:* волнообразным движением опустить руки вниз.

ш Вибрант р

у if. "

При произнесении звука р согнутые перед грудью женные руки вращать одна вокруг другой («мотор»).

'■!" КО'Т

Аффрикаты (слитные)

Работу по вызыванию аффрикат можно начинать только
при условии правильного воспроизведения ребенком обоих
составляющих аффрикаты звуков тс___ или тш___ . Движе­
ние на звук т плавно переходит в движение на звук ш__ или



с___ .

Звук ц: пальцы рук переплетены перед грудью, переплете­
ние резко разорвать (тп) и напряженные руки медленно
развести в стороны (с__ ).

Звук ч: пальцы, сжатые в кулак, резко раскрыть (т), руки
с растопыренными пальцами выдвинуть вперед (ш__ ).

Проводя работу по вызыванию звука, педагог сначала дает детям образец звучания: произносит звук (слог, слогосочета-ние). Затем дети произносят речевой материал 2—3 раза вме­сте с педагогом, после чего проверяется произношение не­скольких детей индивидуально, а в заключение все вместе повторяют его. Произнесение педагога и детей сопровождает­ся соответствующими движениями.

Подражая педагогу, дети иногда вместо предложенного звука (слога) произносят другой, например: вместо та — па, вместо ма на. В этом случае движения следует закрепить за тем звуком, который получается у большинства детей. Ос­тальных дошкольников постепенно следует перевести на об­щее для большинства движение.

Когда звук вызван, его следует автоматизировать. Соглас­ные звуки произносятся в сочетании с гласными, которые дети уже могут правильно произносить, при этом используются слоги разного типа (прямые — па, обратные — опив позиции между гласными — ana).


           
   
   
 
 
 


При произнесении согласных в сочетании с различными гласными движения, которые сопровождают их воспроизве­дение, несколько видоизменяются в зависимости от той гласной, которая входит в слог. Так, если слог па произносится при рез­ком опускании сжатых кулачков вниз, то по — при резком раз­ведении их в стороны, any — при их выбрасывании вперед.

Постепенно движения становятся более единообразными для звуков одной группы. Например, произнесение слогов пу и ту вначале сопровождаются следующими движениями: пу — руки со сжатыми кулаками от груди резко выбрасывают вперед, ту — руки с вытянутыми указательными пальцами резко выбрасывают вперед. В дальнейшем произнесение сло­гов па, по, пу, та, то, ту может сопровождаться одним и тем же движением: руки со сжатыми кулаками резко опускают вниз, т. е. подчеркивается лишь характер артикуляции взрыв­ного глухого согласного. В случае замены одного звука дру­гим следует вернуться к тому движению, с помощью которого он вызван.



При закреплении звука слоги произносятся однократно и многократно, долго и кратко, слитно и неслитно, с изменени­ем темпа произнесения, силы и высоты голоса, а по возмож­ности, с разной интонацией.

Одновременно звук автоматизируется и на материале слов и коротких фраз. Речевой материал подбирается таким обра­зом, чтобы закрепляемый звук в начале работы находился в наиболее удобной для его воспроизведения позиции: прямого слога, например: там, пока, лоб; обратного слога (для смычно-проходных и фрикативных), например: дом, сын, нос; между гласными (для звонких), например: вода, шуба, привет. В дальнейшем звук автоматизируется в словах в разных по­зициях, в том числе и при их стечении1.

з j

Второй этап работы над звуковой стороной речи

К 4—4,5 годам дети, имеющие нарушения слуха, как пра­вило, уже полностью реализуют свои возможности в овладе­нии звуковой стороной речи на основе подражания речи взрос­лых, воспринимаемой слухо-зрительно.

1 Последовательность позиций для автоматизации того или иного звука представлена в разделе «Второй этап работы над звуковой стороной речи».


К указанному возрасту развитие моторики, эмоционально-волевой сферы, мотивов поведения ребенка достигают уров­ня, который позволяет начать работу по уточнению звукового состава речи с использованием всех известных приемов поста­новки и коррекции звуков, в том числе и механических.

Многочисленные замены звуков, появившиеся у детей на первом этапе работы, весьма разнообразны, но все же укла­дываются в определенные рамки.

Незначительная часть детей благодаря большим остаткам слуха, высокому уровню развития моторики, хорошим под­ражательным способностям овладевают точной артикуляци­ей большинства звуков. Эти дети могут еще не владеть арти­куляцией звуков р, ш, си производных от них — ж, щ, з, ц, ч, как и многие слышащие дети их возраста.

Большинство же детей с нарушенным слухом точно про­износят лишь отдельные звуки, остальные либо опускают в речи, либо воспроизводят с разнообразными заменами.

Заменители звуков могут быть регламентированными, до­пустимыми и дефектными.

В концентрическом методе обучения произношению глу­хих школьников с использованием сокращенной системы фо­нем (Ф.Ф. Pay, Н.Ф. Слезина) выделены 17 так называемых основных звуков (первый концентр): а, о, у, э, и, п, т, ф, с, ш, в, м, н, л (1),р, которые замещают в словах те звуки, произноше­нием которых ребенок еще не овладел. Данные замены счита­ются регламентированными (см. табл. 1).

Таблица 1

В дошкольный период состав регламентированных замен для глухих детей несколько расширен по сравнению со шко­лой (Э.И. Леонгард). К регламентированным также отнесены замены:

7-2554


       
 
   
 

7*

— звуков/? и л полумягким I; г = ■ ■ ^.- \:-

— х согласным к; .. '■■>■?. .ч, ' ■> <-<•/?;,
■''> —звука ш на лабиализованное с; ■?■■■ н> ,^ .,«;;«!• ч-^^^

; — звука в глухим ф.

Замены, непредусмотренные сокращенной системой фо­нем, появившиеся в речи детей спонтанно и не являющиеся грубыми дефектами, отнесены нами к допустимым. Отлича­ясь от регламентированных замен, допустимые укладывают­ся в определенные нормативы:

— замена звука и на звук э;

i — межзубная артикуляция звуков т, н, с (включая заме-
;,i ну звука ш) межзубным лабиализованным с;
[у — замена вибрантар фрикативным или одноударнымр;
—- замена звуков тик п; ,..,

(У —замена п согласным м;
о' —замена фрикативного с взрывным т; ,,.

— замена ш щечным ш или лабиализацией без голоса. ..,
4, Замены, в которых грубо нарушен характер артикуляции^

Считаются дефектными. К ним отнесены: f ч

.„ — ы-образные и э-образные гласные; '

't сонантность (замена ряда согласн

сонантность (замена ряда согласных звуков полуглас-

 

( ным й); 5У

;.; — боковые артикуляции звуков;

_ — универсальное озвончение (замена всех глухих соглас-^; ных звонкими);

й, _ закрытая гнусавость (замена носовых согласных рото-

"- выми); Г - —- горловое р.

В самостоятельной речи детей к 4—4,5 годам могут сосу­ществовать разные замены одного и того же звука (например, в слове собака звук с заменен звуком т, а в слове стол произ­носится с межзубной артикуляцией).

Планируя работу над звуками речи, педагог должен учитывать, какие звуки и их дефекты более всего влияют на внятность речи. В первую очередь в максимально короткие сроки необходимо устранить грубые дефекты. С этой целью на втором этапе работы над произношением педагог целе­направленно учит и глухих, и слабослышащих детей произ­носить вместо звуков, содержащих грубые дефекты, регла­ментированные и допустимые замены. Так, при сонантности и боковой артикуляции свистящих звуков ребенка следует перевести на с межзубное, а при этих же дефектах произне­сения шипящих -наш щечное (или с межзубное с лабили-зацией).

■•■.-■ 98


При пропуске звуков, например к и р (от — кот, Ула — кукла, паА — пока, Ыба — рыба, пиве — привет), глухого ре­бенка специально учат на месте пропускаемого звука произ­носить его регламентированную замену как I) или допусти­мую (тс как т или п, если отсутствует звук т).

Одновременно проводится поэтапная работа по вызыванию и автоматизации точной артикуляции звуков с учетом сокра­щенной системы фонем. Так, в первую очередь исправляются дефекты гласных звуков а, о, у, э, вызывается звук и, который заменяет в дальнейшем звуки ы и й.

Параллельно ведется работа и над согласными звуками. Первыми нормализуется артикуляция таких согласных зву­ков, как п, т, м, н, л, ф, в, так как они являются базой для вызывания других звуков. Затем необходимо научить ребен­ка точно воспроизводить все основные звуки (см. табл. 1). В дальнейшем проводится работа по вызыванию и автомати­зации звонких согласных и аффрикат.

Еще раз напомним, что если с глухими дошкольниками проводится специальная работа по обучению их регламенти­рованным заменам, то слабослышащего ребенка переводят на них при необходимости, в том случае, когда в его речи при­сутствуют стойкие грубые дефекты или если он постоянно опускает тот или иной звук.

Речевая ритмика и в этот период остается одним из основ­ных методических приемов работы над произношением. Она способствует вызыванию звуков по подражанию, подготавли­вает артикуляционный аппарат к произнесению звука и об­легчает этим его постановку. С помощью приемов речевой рит­мики вызванный звук легко вводится в слово и фразу, даже тогда, когда педагог поставил его с помощью механических приемов. Так, например, при вызывании звука к с использо­ванием движений речевой ритмики не всегда достигается по­ложительный результат, но в процессе проведения упражне­ний артикуляционный аппарат ребенка подготавливается к произнесению звука и, часто достаточно слегка отодвинуть язык назад, чтобы появился чистый звук. Затем слог со зву­ком к, произнесение которого сопровождается соответствую­щим движением, вводится в слово и во фразу.

Остановимся на описании артикуляции звуков, способов их вызывания, наиболее распространенных дефектов и путей их устранения1.

1 При описании использованы материалы Ф.Ф. Pay и Н.Ф. Слезиной, 1981.


'; Гласные звуки• ^.

Для того чтобы понять природу того или иного дефекта зву­ка и найти оптимальные пути его устранения, обратимся к характеристике правильной артикуляции гласных звуков.

При произнесении звука а пассивные губы немного разомк­нуты, язык плашмя лежит на дне ротовой полости. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

При произнесении звука о губы слегка выдвинуты вперед, округлены (лабиализованы). Расстояние между верхними и нижними резцами небольшое, меньше, чем при произнесе­нии а. Язык слегка оттянут назад и приподнят своей корне­вой частью. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки сомкну­ты и вибрируют.

При произнесении звука у губы выдвигаются вперед и сбли­жаются, оставляя узкое отверстие, расстояние между резца­ми меньше, чем при произнесении о. Язык оттянут вглубь рта и поднят своей корневой частью к нёбу. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

При произнесении звука э губы пассивны, углы рта не­сколько оттянуты назад. Кончик языка прикасается к ниж­ним резцам, а боковые края — к верхним коренным зубам. Спинка языка умеренно поднята к нёбу, посередине ее обра­зуется желобок. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки сом­кнуты и вибрируют.

При произнесении звука и губы несколько растянуты в улыбку. Расстояние между резцами очень небольшое. Кончик языка упирается в нижние резцы. Боковые края прилегают кверхним коренным зубам, спинка языка поднята к передней части нёба. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки сомкну­ты и вибрируют.

При произнесении звука ы губы пассивны, расстояние меж­ду резцами несколько больше, чем при и. Кончик языка отхо­дит назад от резцов, а спинка высоко поднята к задней части твердого нёба. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки сомк­нуты и вибрируют.

Дефектное произношение гласных звуков а, о, у, э, как пра­вило, связано с нарушением положения губ: слишком широ­кое раскрытие рта при произнесении а (получается звук сред­ний между а и э), недостаточная лабиализация губ при произнесении звуков о и у (о звучит как а, укак о), чрезмер­ная лабиализация губ (о звучит как у, или немецкое о, у— как


немецкое й); при произнесении э губы не раздвигаются в сто­роны звучит как а). При исправлении этих дефектов до­статочно обратить внимание ребенка на губы, показать перед зеркалом образец артикуляции, в некоторых случаях механи­чески сузить или расширить расстояние между губами. После этого изолированный гласный звук начинает звучать правиль­но, но для того, чтобы в речи утвердилась правильная артику­ляция, требуется длительная работа по автоматизации звука, которая проходит в определенной системе.

Произнесение звука и вызывает затруднение у большинства детей (в речи этот звук замещается, как правило, на звук э). Это связано с тем, что артикуляция и очень сложная: напрягается дно ротовой полости, звук резонирует на темени. Вызвать пра­вильную артикуляцию удается обычно после применения так­тильно-вибрационного контроля. Для этого одну руку ребенка следует поместить под его подбородок, а другую — под свой. Педагог демонстрирует, как напрягается дно ротовой полости при правильном произношении звука и. Аналогично можно указать ребенку и на наличие вибрации темени при произнесе­нии звука (если нет тенденции к повышению голоса).

Дефект гласных звуков, связанные с неправильным поло­жением языка — ы-образная артикуляция обычно зат­рагивает все гласные сразу (кроме у). Звуки а, о, э, и звучат как ы. Это связано с тем, что язык оттянут комом назад, высо­ко поднят «горбом». Дефект грубый, значительно влияющий на внятность речи. Его устранение связано обычно с вызыва­нием всех гласных заново, начиная со звука а. Если правиль­ную артикуляцию а не удается получить по подражанию на слухо-зрительной основе, сравнивая перед зеркалом артику­ляции ребенка и педагога, применяют механическое воздей­ствие: шпателем или пальцем нажимают на спинку языка, стремясь распластать язык на дне ротовой полости. Закрепив правильное произношение звука а, можно на основе слухо-зри-тельного подражания от а получить звуки о, э, затем и.

Весьма распространено произнесение гласных гнусаво, в нос — открытая гнусавость, которая является дефектом голоса, а не звуков. Открытая гнусавость может распростра­няться и на согласные звуки (например, звук л в этом случае звучит как гнусавое э, в как м). Исправление этого дефекта заключается в проведении работы над голосом.

Часто гласные звуки произносятся фальцетным голосом. Фальцет может распространяться как на все гласные, так и на некоторые из них, прежде всего на у и и. Фальцет также


       
   
 

является дефектом голосообразования, распространяется и на некоторые согласные звуки (м, н, в). Исправление его заклю­чается в работе над голосом.

Подбирая речевой материал для упражнений по автомати­зации гласных звуков, важно учитывать их позицию в слове. Следует помнить, что безударное о звучит как а, безудар­ное е — как и и т. д. Выбирая то или иное слово, педагогу сле­дует произнести его вслух и понять, как звучит в произнесен­ном слове та или иная буква (вода звучит как вада, пока — как пака, бежит — бижит, едет — йедит и т. п.). Т. е. при выборе речевого материала следует учитывать фонетическое звучание, а не буквенный состав слова.

г>1- Система упражнений по автоматизации
, .-.г гласных звуков в речи

.,f 1. Изолированное произнесение гласных:

а___ , у___ , о___ , э___ , и___

2. Произнесение изолированных гласных долго и кратко; с тихо, нормальным по силе голосом и громко; высоким, ,.,.. нормальным по высоте и низким голосом:

ь а___ ,а!;а___ ,А___ ,А___________________________ ^

, 3. Произнесение гласных в прямых слогах: .';

к> па__ , пу___ , по___ , пэ___ , пи___

*•. 4.

Произнесение прямых слогов долго и кратко; тихо, нор­мальным по силе голосом и громко; высоким, нормаль­ным по высоте и низким голосом:

'V

па___ , па!; па, ПА, ПА;па, ПА, ПА1.

Произнесение повторяющихся слогосочетаний тихо и громко; слитно и раздельно; медленно и быстро, высо­ким и низким голосом:

папапапа, ПАПАПАПА;па па па па, ПА ПА ПА ПА Произнесение звукосочетаний, включающих два глас­ных звука (по мере их появления в речи ребенка):

ana, any, ano, апэ; упа, упо, упу, упэ; опа, опу, опо, опэ; эпа, эпу, эпо, эпэ.

1 Здесь и ниже приведены лишь типы упражнений и речевого материала. Педагог может подбирать слоги, слова и фразы, используя согласные и глас­ные звуки, произносимые ребенком без дефектов.


7. Автоматизация звука в составе слова:

w звук а: папа, мама, там, пака (пока!), вада (вода),

нага (нога), уха (ухо), карова (корова), дай, на, акно (окно), адин (один), арбуз, альбом, карандаш и т. п.;

звук о: вот, кот, бо-БО!, дом, рот, нос, лоп (лоб), ' стол, сок, волк, кофе, Оля, Вова, ведро, карова (корова), лошка (ложка), шорты, повар ит. п.;

'-''■■' . звук у: ау___ / тут, суп, ухо,рука, кубик, упал, ус-

•'- ;■ тал, туфли, утка, питух (петух), стул, утра (утро), "•: '<"•' "■ бусы, капуста, кушаит (кушает), убрал, уранил (уро­нил), купил и т. п.

'.' звук э: эта (это), П'этя (Петя), н'эт (нет), Св'эта

\.о ] (Света), в'эт'ир (ветер), прив'эт (привет), хл'эп (хлеб),

д'эти (дети), д'эдушка (дедушка), д'эвятъ (девять), д'э-

.... ,., сятъ (десять), д'эн' (день), н'эба (небо), св'эт (свет), л'э-

,д ,,Л та (лето), б'элый (белый) и т. п.

-ош. звук и: Ира, Мила, мишка, вилка, кифир (кефир), (ш.ч-; лиса, лицо, руки, ноги, кубик, туфли, синий, иди, спи, -;кН сидит, спит, бижит (бежит),рисуит (рисует), умыва--oi; . ииа (умывается), адиваица (одевается) и т. п.

8. Автоматизация звука в составе фразы:

Там мама. Тут папа.

Вот кот. Там дом. Тут вада (вода). Там волк. Кот пьет малако (молоко). Вова пьет сок.

чп; Дай рыбу. На лапату (лопату). У меня суп.Ау меня

• -i :■ каша. Тома упала.

Там Петя (Света...). Это Оля (Вова, дедушка, хлеб, ■■'■'■ снег ...). Сколько тебе лет? Летом тепло. У Феди мел

-Г л" и Т. П.

' ч| Вот Ира (лиса, вилка...). Там Дима (носки, сапо-' ги...). Мишка спит. Нина бижит (бежит). Мила рису-ит (рисует). Лида умываица (умывается).

Вот мыло. Там рыба. Я был(а) дома. В лесу грибы и ...',,, ягоды.

9. Дифференциация гласных. Работа по дифференциации
гласных звуков начинается по мере появления в речи

,м противопоставляемых звуков:

а___ у___ ; па___ пу___ ; папапа — пупупу; па-

y, п, пупапупапу; татата-тутуту; татутатутату;
'.!
г-' , там — тут, Папа там Мама тут, утка — лампа;
; ^. Лапата (лопата) упала и т. п. ' , ;■-:■-■■ ■.;,'■■а -■■•■*


           
 
   
   
 
 
   
 

ж» Согласные звуки< „ м »л

■.ty»*.*.; Лп« ШфГубно-губныеп,б,м ,,„7:,,

Артикуляция этих звуков характеризуется тем, что губы плотно сжаты, затем сильная струя воздуха размыкает, «взры­вает» их (п, б), либо идет через нос при сомкнутых губах (м). Язык в артикуляции не участвует.

При произнесении звука п голосовые складки не смыка­ются — это глухой согласный.

При произнесении б и м голосовые складки сомкнуты и вибрируют — это звонкие согласные.

Наиболее распространенным дефектом этих звуков явля­ется их замена друг на друга: п заменяется на б или м, б — на п или м,м — на га или б.

Замена м на п и б (полная закрытая гнусавость) или на мп, мб (неполная закрытая гнусавость) связана с тем, что воздушная струя (или часть ее) идет через рот и происходит


размыкание губ. Замена пибнам или мп, мб (замена рото­вых звуков носовым) связана с тем, что размыкания губ не происходит или происходит слишком поздно, после начала звукопроизнесения. Наоборот, замена звука м звуками п или б вызвана размыканием губ, чего не должно быть при произне­сении данного звука.

Замена звука п на б (озвончение) или б на п (оглушение) связана с неправильным подключением в механизм звукооб­разования голосовых связок. В первом случае они не должны включаться в работу, во втором — складки сомкнуты и виб­рируют.

К менее распространенным дефектам можно отнести сле­дующие.

Вместо п и /или б получается звук, похожий на ф или дву-губное в (w). Это происходит тогда, когда характер воздуш­ной струи не носит взрывного характера, после размыкания губ воздух просто выдувается.

Звук п произносится при втягивании воздуха в себя. В ре­зультате получается «чмокающий» звук.

Полное нарушение артикуляции звуков, замена ротовых (п, б) на носовой (м), и наоборот — замена носового на рото­вые, замена глухого п на звонкий б — грубые дефекты, так как существенно влияют на внятность речи. Поэтому работа над их устранением должна носить первоочередной характер.

Уточнение артикуляции звука п заключается обычно в де­монстрации характера воздушной струи после размыкания губ: педагог подставляет ладонь ребенка к своему рту в момент произнесения слога an, показывает, как можно сдуть комо­чек ваты, погасить свечку, произнося слог an с подчеркнутым выдохом.

При стойкой замене звука мпа.п или б следует прежде все­
го использовать остаточный слух ребенка и обратить его вни­
мание на наличие звука при сомкнутых губах. Если слуховые
возможности ребенка не позволяют ему ощутить звучание,
целесообразно привлечь вибратор. В крайнем случае педагог
указывает на наличие вибрации щек во время произнесения
звука м___ ,

Отсутствие в речи детей к 4—4,5 годам звуков пжм — дос­таточно редкое явление, в то же время их взаимозамена весь­ма распространена. Поэтому работа над этими звуками за­ключается прежде всего в их дифференциации. При проведении специальной системы упражнений широко используется ре­чевая ритмика. В качестве речевого материала берутся слоги,


.хогосочетания, слова, фразы, ритмичные тексты, стихи, по­тешки и т. п.

Если в произношении ребенка есть противопоставление звонкого б и глухого п, но иногда они взаимозаменяются, то в этом случае на специальном речевом материале проводятся упражнения по их автоматизации и дифференциации.

Замена звука б глухим п является регламентированной заменой. Отсутствие в речи звонкого б незначительно влияет на ее внятность. Но к концу дошкольного обучения в речи ре­бенка звонкие согласные должны быть. Если звук б не появил­ся у ребенка спонтанно, на основе подражания речи взрослых, то его вызывание и автоматизация в речи вызывают опреде­ленные трудности. Одним из способов вызывания звука б яв­ляется использование позиционного озвончения согласного между гласными. Ребенку предлагается для многократного повторения звукосочетание ana, сопровождаемое расслаблен­ными движениями кистей рук. В момент, когда звук п в силу позиции будет произнесен как б, на это обращают внимание ребенка. В дальнейшем из слогосочетания абабабаба выделя­ется изолированный слог ба. В случае удачи ребенка учат про­износить б в сочетании с другими гласными, в различных зву­косочетаниях, в словах и фразах, т. е. проводят систему упражнений по автоматизации звука в речи.

Распространен и другой способ вызывания звука б. Ребен­ка побуждают произносить гласный звук, похожий на э: при слегка приоткрытых губах включается голос. Во время про­изнесения этого звука педагог своим указательным пальцем, размещенным вдоль нижней губы ребенка, слегка постукива­ет по губе, тем самым образуя смычку. В результате получа­ется слогосочетание эбэбэбэбэ. Затем ребенку предлагают с помощью уже своего пальца произнести эбэбэбэ БА. Полу­ченный звук закрепляется в речи.

При подборе речевого материала следует помнить о том, что звонкие согласные оглушаются в конце слова и перед глу­хими согласными: так, в словах юбка, лоб б звучит как п.

Замена же глухого п на звонкий б — грубый дефект, резко снижающий внятность речи. Наличие такой замены свиде­тельствует об общей тенденции к озвончению ребенком глу­хих согласных. Исправление подобного дефекта сводится к вы­зыванию звука п заново с использованием всех известных способов. Иногда при стойком универсальном озвончении (т. е. замене всех глухих согласных звонкими) целесообразно перевести ребенка на шепотную речь.


При произнесении звуков пи мв позиции обратного слога часто появляется призвук (апэ вместо an, амэ вместо ам). Для исправления дефекта следует продемонстрировать правильное и утрированно неправильное произнесение. При необходимо­сти можно использовать тактильный контроль: положив руку на гортань, указать на отсутствие вибрации после произнесе­ния звука п или м. С этой же целью можно воспользоваться вибратором. Нужно обратить внимание ребенка на то, что сна­чала «выключается» голос, а затем размыкаются губы1.

СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ГЛЛ ,8

ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ В РЕЧИ

,гп-.«.]ф h НП -

и. Звукп | 1

1. Автоматизация звука в позиции прямого слога:
па; папапа; папапа ПА; па па па па; •' :

папа, пака (пока), пальто, палка, попа, пол, полка, поезд, поле, пуп, пуговица, пусто, питух (петух), пила, пишет, пить и т. п.; словосочетания и фразы, включа­ющие эти и подобные слова типа: синяя пуговица; Вот папа; Там палка; Это петух; Папа сидит; Тетя Оля, покажи; Поезд едет далеко.

2. Автоматизация звука в позиции между гласными:
жз> ana, any, упа, апо ..., апа-апа-апа;

■т-т- упал(а), хлопай, лапата (лопата), лапа, аппарат,

r.j«Tri' тапачки (тапочки), апильсин (апельсин), купи(ла), на-

s*-? писал, лепит; словосочетания и фразы, включающие

эти и подобные слова типа: Мишка упал, лапа болит;

Аппарат не работает. Лопата на полу.

3. Автоматизация звука в обратных слогах: " .
an, on, yn, un;

суп, хлеп (хлеб), грип (гриб), лоп (лоб), зуп (зуб); словосочетания и фразы, включающие эти и подобные слова типа: сыр и хлеб; Я не люблю суп; Дай мне хлеб; ей:; У мамы болит зуб и т. п.

льхщт Автоматизация звука в стечениях с согласными: 9' ' ' платье, платок, плачет, плохо, спасибо, спина, "'"J ', спит, привет, прыгает, правильно, шапка, юпка

1 Аналогично устраняются призвуки при произнесении звуков н, т, к.



 


белая береза; Вот барабан; Там бабушка; Тут бумага; : У бабушки болит бок; Боря бежит быстро; У куклы большой белый бант.

•4. Дифференциация звонких и глухих пар в прямом слоге

и между гласными: ; па ба, ana аба,

папа баба, пальто — ботинки, палка — бант, пол больно, пуговица булка; словосочетания и фра­зы, включающие эти и подобные слова типа: папа и ба­буля, большой апельсин, большая пуговица, голубое паль­то; Палец болит; У Любы лопата; Люба упала, Любе больно; Папа и бабушка дома; Ботинки стоят на полу.

5. Автоматизация звука в стечениях с согласными:

яблоко, люблю, блюдце, добрый, близко, бублик, бро­сай, обруч; арбуз, колбаса; словосочетания и фразы, включающие эти и подобные слова типа: красное ябло­ко, вкусный арбуз, большой бублик, добрый день, доброе утро, я люблю; Вот арбуз; Это яблоко; Собака любит колбасу; Я люблю арбуз; Я не люблю яблоки; Таня ка-I mum обруч.

6. Дифференциация носового м с ротовыми п и б:''"

ма — па ма ба ам___ -an Uv"

мо-по мо-бо ом________ -on ■** -^ ^VAofc* •

му — пу му — бу ум___ -уп фФФфцЪфф

ма па мама па мама папа ма па £

ма ба мама ба мама баба ма ба ■■'■,'■ „. памапама мама, пока!

бумага, памаги (помоги), лампа, кампот (компот), пирамида, пачиму (почему); словосочетания и фразы, включающие эти и подобные слова типа: мама и папа, мама и баба (бабуля, бабушка); Мама и бабушка дома; Папа, дай молоко; Мама, помоги; Спасибо, мама; Маша пьет компот; Мила упала; Рома спит; У Маши пла­ток; Мяч на полу.

Купила бабуся бусы Марусе. й< . Автоматизация звука в разных позициях:

•«>

Был у бабушки баран. чш : Бил он бойко в барабан, ш*./ -ур>

ПО


И плясали бабочки

Под окном у бабушки. ,

■•'<: I.1.

(Г. Сапгир) Я зычно-зубные согласные т, д, н

Артикуляция звуков этой группы заключается в том, что узкий конец языка плотно прижимается к верхним резцам на границе с бугорками десен — альвеолами. При произнесении звуков т и д сильная струя воздуха разрывает эту смычку, а при произнесении звука к смычка сохраняется, а воздушная струя проходит через нос. Губы слегка разомкнуты, их поло­жение зависит от соседних звуков.

Глухой согласный т произносится при разомкнутых голо­совых связках, а при произнесении д и н складки сомкнуты и вибрируют — это звонкие согласные.

Наиболее распространенным вариантом артикуляции звуков т, д, н является их мужзубное произнесение, при этом кон­чик языка не прижат к верхним альвеолам, а находится меж­ду передними зубами. Данный вариант артикуляции предла­гается педагогом на первом этапе работы над звуками. Эта замена на внятность речи влияет незначительно, но к концу дошкольного периода подобный дефект должен быть устранен.

Более грубым дефектом является замещение звуков т, д, н соответственно на п, б, м. К 4—4,5 годам такая замена уже не­допустима. При исправлении этого дефекта ребенка сначала учат пользоваться в речи более адекватной заменой — меж­зубной артикуляцией и даже межгубной. Параллельно про­водятся специальные артикуляционные упражнения, при­званные развить подвижность языка. Ребенка учат выдвигать язык вперед, делать язык узким и широким, тянуться узким кончиком языка к носу, к правому и левому уху, облизывать узким языком верхнюю губу, верхние резцы. Такие упражне­ния должны носить игровой, забавный характер.

Межзубная артикуляция звуков т, д, н является проме­
жуточным этапом постановки. Позже проводится работа по
вызыванию зазубной артикуляции этих звуков. Ребенку пе­
ред зеркалом показывают правильное положение языка,






Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.051 с.