Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Я зычно-задненёбные согласные к, г, х

2017-05-12 664
Я зычно-задненёбные согласные к, г, х 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Артикуляция этих звуков заключается в том, что язык сво­им высоко поднятым корнем образует смычку с задним отде­лом верхнего нёба. При произнесении к и г смычка плотная и струей воздуха она взрывается; при произнесении х смычка неплотная и струя воздуха проходит в щель между корнем языка и нёбом.

Звуки к и х произносятся без голоса, звук г — звонкий: складки сомкнуты и вибрируют.

Положение губ определяется соседствующими звуками.

Следует отметить, что артикуляция этих звуков не видна, при больших снижениях слуха отличить фонемы к и г от т, д или п, б дети на слух не могут.

Безусловно, часть детей овладевают на первых годах обу­чения этими звуками по подражанию на слухо-зрительной основе в составе слова или в ходе упражнений по вызыванию звуков с помощью речевой ритмики. Но большинство детей с глубоким нарушением слуха к 4—4,5 годам заменяют звуки к и г пат или п, а звук х часто в речи вообще опускается, или на его месте совершается энергичный выдох.

Работа над этой группой звуков начинается с постановки звука к. Звук к ставится механически от имеющегося в речи т. Во время произнесения ребенком слогосочетания mamamama педагог шпателем или пальцем надавливает на переднюю часть спинки языка. При этом палец помещается в ротовую полость примерно на длину первой фаланги взрослого. В ре­зультате корень языка поднимается и вместо mamama начи­нает звучать какака. Если вместо ка звучит мягкое кя, то зна­чит смычку с нёбом образовал не корень языка, а средняя часть


спинки, следовательно, палец или шпатель следует продви­нуть чуть глубже.

Так же при постановке звука к можно использовать спе­циальный логопедический зонд. Кончик языка помещается в петлю зонда, ребенка просят говорить татата. Во время про­изнесения зонд постепенно продвигают вперед, отодвигая тем самым язык кзади. Татата сначала переходит в кякякя, а затем и в какака.

После этого ребенка учат делать то же самое самостоятель­но, т. е. помогать своим пальцем, самому держать зонд или шпатель. Затем из ряда слогов выделяется один — ка, и, про­износя его с помощью пальца или шпателя, вводят в слова типа каша, Катя, карандаш, карова (корова), мишка, зайка, пока, шапка, пакажи (покажи) и т. п. Механическое воздействие на язык постепенно уменьшается: через некоторое время ребенок овладевает самостоятельным произнесением слога ка. После этого звук к закрепляется в речи с помощью системы упраж­нений, описанной ниже.

После того как звук к автоматизирован, следует начинать работу над звуками г и х.

Работа по вызыванию звонкого г аналогична работе над звуками б и д.

Звук х можно вызвать от звука к. Педагог произносит сло­
ги ак и ах, указывая ребенку на разницу в характере струи
воздуха. Затем он предлагает ему произнести слог ак и закон­
чить его продолжительным выдохом. При этом получается
звук, похожий на кх___. Затем ребенок, опираясь на свой ос­
таточный слух и вибротактильные ощущения, уточняет про­
изнесение и начинает говорить х__. После этого проводится

система упражнений по автоматизации звука в речи.

Если у ребенка в речи есть правильная артикуляция звука
с, то х можно вызвать механическим путем от этого звука: во
время длительного произнесения изолированного с___ педа­
гог пальцем или шпателем нажимает на спинку языка, ото­
двигая тем самым корень языка кзади, в результате начинает
звучать звук х___. После этого проводится система упражне­
ний по автоматизации звука в речи.

К грубым дефектам звуков этой группы следует отнести замену глухих kvl x звонким г, произнесение звуков на вдохе и слишком глубокое произнесение данных звуков, когда ре­бенок как бы давится звуком. Устраняются дефекты этих зву­ков постановкой их заново.


СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ В РЕЧИ

Звук к *

L. Автоматизация звука в позиции прямого слога: ка ко ку ке ки;

каша, карова (корова), калбаса (колбаса), калесо (ко­лесо), карандаш, Коля, курица, куда, кисель; словосо­четания и фразы, включающие эти и подобные слова типа: корова и курица, зеленый карандаш, Коля и Маша, мой карандаш; у машины колесо; Я люблю кашу; Коля, на карандаш; Куда положил карандаш? I. Автоматизация звука в позиции между гласными: ака, ако, аку, аке, аки, ока, ука;

малако (молоко), рука, укол, руки, а также словосочетания и фразы, включающие эти и подобные слова типа: у каво (кого), левая (правая) рука; У кого зеленый шар? У Вики молоко; Врач сделал укол; Я вымыл руки.

!. Автоматизация звука в позиции обратного слога:
ак ок ук;. ;

\

флак (флаг), как, сок, лук, жук; словосочетания и фразы, включающие эти и подобные слова типа: зеле­ный лук; черный жук; Я не люблю лук.

. Автоматизация звука в стечениях с согласными:

клоун, клюф (клюв), клей, кто, кукла, красный, красивый, круг, круглый, крылья, буква, сумка, бул­ка, шкаф, школа, кошка, сколько, скоро, кисточка, шапка, юпка (юбка), краски; словосочетания и фра­зы, включающие эти и подобные слова типа: красная сумка, красивая шапка, круглая булка, сколько будет, кукла Оля, кошка Мурка, краски и кисточка; Вот клоун, Там шкаф; Тут кисточка; Это краски; Клоун в цирке; У птички крылья; Ребята идут в школу; Мяч круглый и красный; Булка в сумке; У куклы краси­вые волосы; Скоро праздник!

. Дифференциация язычно-зубного звука т и язычно-зад-ненёбного звука к: ■'■-,■



пироги; Там угол; Я угадал; Угадай, что там; Мама,
помоги. >.

!. Автоматизация звука в позиции прямого слога: га го гу ге ги;

Галя, галава (голова), галубой (голубой), голубь, гор­ка, гости, гусь; словосочетания и фразы, включающие эти и подобные слова типа: тетя Галя; большая горка; голубой шар, дорогие гости; Вот тетя Галя; Это голубь; Там горка; Тут голуби; Пришли гости; У Гали болит голова; У меня голубой шар.

. Автоматизация звука в стечениях с согласными:

глаз, глаза, глупый, глина, грязный, граза (гроза), где, ангина, а также словосочетания и фразы, включающие эти и подобные слова типа: два глаза, глупый заяц, гряз­ное платье, шар голубой, сам говорит; Вот глаза; Там глина; Где тетя Галя?

. Дифференциация звонких и глухих пар в позициях пря­мого слога и между гласными:

гака; агаака;

КатяГаля, кашагалава (голова), ногарука, курицагусь; голубой карандаш, громко, громко хло­паем; Там Катя, Тут Галя; Коля идет в гости; Кот поймал голубя; Гоша любит молоко; Угадай, у кого..? Покажи ногу; Прыгай высоко; У коровы рога. * *

, Автоматизация звука г во всех позициях: * ■'*' '

Белые гуси к ручейку идут, Белые гуси гусяток ведут, Белые гуси вышли на луга, Крикнули гуси: га! га! га!

(М. Клокова)

УгаЛ

Звук х

1. Протяжное произнесение изолированного звука:
х____

2. Автоматизация звука в позиции прямого слога:
х___ а ха, х___ о хо, х___ у ху, х___ и хи;


«01


халат, хачу (хочу), харашо (хорошо), ходит, холод­но, худой, хитрый; словосочетания и фразы с этими и подобными словами типа: новый халат, холодный ве­тер, хитрая лиса; У меня новый халат; Зимой холод­но; Я говорю хорошо; Я хочу пить., Автоматизация звука х в позиции обратного слога:

ах___ ох___ ух___ эх___ их___;

бах! горох, петух, пух, мех, apex (орех), у всех, а так­же словосочетания и фразы с этими и подобными слова­ми типа: большой петух, мягкий пух, вкусный орех; Вот орех; Тут петух; Там горох; Это мех; Я не люблю го­рох; Во дворе петух; У всех ребят бананы.. Автоматизация звука в позиции между гласными: аха ахо аху ахе ахи;

уха (ухо), муха, ухади (уходи), сахар, неряха, плоха (плохо), тиха (тихо), пахоже (похоже), орехи, петухи; словосочетания и фразы с этими и подобными словами типа: два уха, три петуха, белый сахар, плохо рисует; Вот муха; Там петухи; Это сахар; Тут орехи; Летит муха; Не уходи один! Арбуз похож на мяч; Я люблю оре­хи; Ты неряха; У меня болит ухо; Сиди тихо.. Автоматизация звука в стечении с согласными:

храбрый, хлопай, хлеп (хлеб), лехко (легко), кухня; храбрый мальчик, хлопай тихо, черный (белый) хлеб, мама на кухне; Вот хлеб; Там кухня; Я люблю хлеб с маслом; Отнеси посуду на кухню.. Дифференциация звуков к и х:

хака: Катяхалат, кашахорошо, Коляхолодно, кубикхудой, кислыйхитрый; У Кати халат; Коле холодно;

аха — ака: сахар — пока, мухарука; ахак: горохсок, петухлук (жук).

. Автоматизация звука в разных позициях:


Я зычно-зубные с, з (свистящие)

При произнесении сиз зубы сжаты, верхние резцы при­крывают передние, кончик языка прижат к нижним резцам, спинка языка несколько приподнята. На спинке языка обра­зуется желобок. Воздух, проходя по желобку, образует харак­терный свистящий звук. Губы чуть приоткрыты и растянуты в стороны. При произнесении звуков сиз можно ладонью ощущать сильную, холодную струю воздуха, направленную вниз.

С — звук глухой, при его произнесении голосовые склад­ки разомкнуты. 3 — звонкий, при его произнесении голосо­вые складки сомкнуты и вибрируют.

Произнесение свистящих требует тонких двигательных дифференцировок, поэтому даже слышащие дошкольники овладевают ими достаточно поздно, а дефекты этих звуков встречаются достаточно часто.

Наиболее распространенным вариантом произнесения зву­ков с и з в речи является их межзубная артикуляция: язык находится между верхними и нижними зубами, выдуваемый воздух образует звук, похожий на с и з. Этот вариант артику­ляции, как правило, предлагается детям педагогом на первом этапе работы над звуками. Замена допустима в дошкольный период обучения.

Иногда вместо с и з в речи звучит т — это результат при-зубной артикуляции, когда кончик языка не опущен вниз, а упирается в верхние или нижние резцы. Призубная артику­ляция допустима в дошкольный период обучения.

Встречается вариант боковой артикуляция этих звуков: воздушная струя идет не по желобку вниз, а по бокам языка в стороны. Это грубый дефект, значительно снижающий внятность речи. Его исправление планируется в ряду перво­очередных.

Известен и такой дефект звуков сиз, как сонантность. При сонантности вместо согласного звука, который образует-


           
 
   
     
 
 


ся шумом или шумом и голосом, звучит гласный звук, кото­рый образуется только голосом. Если при произнесении свис­тящих кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка языка не поднята или язык просто лежит на дне ротовой по­лости, то воздух свободно проходит через рот, не производя характерного свистящего шума. Звук, похожий на э или ы, образуется в результате работы голосовых связок. Сонант-ность — очень грубый дефект и исправлять его нужно как можно скорее.

При исправлении межзубных сиз иногда достаточно сжать верхние и нижние резцы, чтобы получить правильную артикуляцию.

Во всех остальных случаях необходимо ставить звук заново.

Постановка звука с начинается с проведения артикуля­
ционных упражнений. Ребенка перед зеркалом учат, зафик­
сировав кончик языка за нижними резцами, выдвигать впе­
ред спинку языка при широко открытом рте. Затем губы
медленно сближаются, одновременно приподнятая спинка
языка отодвигается назад, при этом верхние резцы скользят
по спинке языка. После того как ребенок овладел этим
упражнением, его учат в тот момент, когда начинают сбли­
жаться губы и язык отодвигаться назад, подключать воздуш­
ную струю, характер которой ребенок может контролировать
ладонью у подбородка. Когда губы сближены, а зубы сомк­
нуты, звучит с___. Если же в производимом звуке нет харак­
терного свиста, это означает, что не образован желобок.
Желобок можно образовать механически спичкой или зубо­
чисткой с тупыми концами, нажав ею вдоль выгнутой спин­
ки языка.

Когда ребенок в ходе этих упражнений научится произно­
сить изолированный звук с, его учат произносить слоги с этим
звуком с___ а, с___ о, с___ у, затем эти слоги автоматизируют­
ся в словах, после этого звук отрабатывается в различных со­
четаниях с гласными и согласными звуками в слогах, словах,
словосочетаниях и фразах, т. е. проводится система упражне­
ний по автоматизации.

Наличие голоса при произнесении изолированного звука з может контролироваться слухом ребенка, с помощью вибра­тора и тактильным ощущением вибрации гортани. Дифферен­циация звуков сиз проводится на специальном материале слогов, слов, словосочетаний и фраз.


СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ В РЕЧИ

•■.V О'. ■■*-■;-. ■.

Звук с

с с_ с_ с_ с
а, о

1. Протяжное произнесение изолированного звука:
, с___

2. Автоматизация звука в позиции прямого слога:

са со

э и

су сэ

CU

сам, самолет, сабака (собака), сава (сова), санки, соль, сок, солнышко, сумка, суп, семь, серый, синий, сидит, сыр; словосочетания и фразы с этими и подоб­ными словами типа: самолет высоко, маленькие сан­ки, белая соль, синяя сумка, серый волк; Я сам; Само­лет летит; Собака лает; Сова кричитух-ух; У Оли санки; Дай соль; Я люблю сок; На небе сол­нышко; У мамы сумка; Я не люблю суп; Мышка лю­бит сыр.

3. Автоматизация звука в позиции обратного слога:
ас___ ос___ ус___ эс___ ис___;

нос, автобус, лес, боюсь, умываюсь и т. п.; словосоче­тания и фразы с этими и подобными словами типа: У нас большой автобус; У нас мяч; Болит нос; Вот лес; Лес далеко; Я умываюсь.

4. Автоматизация звука в позиции между гласными:

каса (коса), мяса (мясо), насок (носок), калесо (ко­
лесо), нисёт (несёт), пасуда (посуда), восемь, десять,
рисует, писок
(песок), красивый, усы, трусы, волосы,
часы;
словосочетания и фразы с этими и подобными
словами типа: в лесу, длинная коса, у куклы коса, жел­
тый носок, большое колесо, чайная посуда,рисует дом,
красивые волосы, длинные усы, на руке часы; Дети гу­
ляют в лесу; Я потерял желтый носок; Я рисую мяч;
Оля рисует дом; Вова нарисовал машину; У машины
четыре колеса; Дети играют в песок; Я люблю мясо;
.Мама моет посуду.
,,...,.


 



п-2554




■н '


, сасасаВотидетлиса;; 8;,г. '< ■,

сососоЛиса катит колесо; сысысыХвост красивый у лисы; сусусуВидел я в лесу лису.

'. Автоматизация звука в стечении с согласными:

спасибо (спасибо), справа, спит, сматри (смотри), слон, сломал, слева, масло, вкусный; словосочетания и фразы типа: большое спасибо; серый слон; вкусное мас­ло; Слон спит; Мама сварила вкусный суп; Положи круг справа, а овал слева; Света нарисовала справа дом, а слева машину; Слава спит; Малыш сидит на полу.

. Дифференциация звуков с и т:
са — та
^ • •.... ■■*

ас — am '■■■■■■ ^.ш^Г" ,-*,t", !

' асаата;

СаняТаня, СоняТома, сумкатуфли, се­рыйтелефон, синийтихо, носкот, автобустут, косалопата; Таня и Саня, Соня и Тома; Там самолет (собака); Вот нос; Тут лес; Тут автобус;

j cmaum (стоит), стол, стул, устал, пусто, лист, шесть; сламал (сломал) стул; желтый лист, пад (под) стулом, в стале (столе); Слон спит стоя; Мальчик сломал стул; Я устал; Мама устала; В кармане пус­то; Дети смотрят кино; На деревьях листья; Стул

, стоит у стены.

«Звукз

. Протяжное произнесение изолированного звука: з

зайка, забор, запах, завут (зовут), забыл, занят, за-апарк (зоопарк), Зоя, зонт, зубы, зебра, зеркало, зиле-ный (зеленый), зима, зимля (земля), Зина; словосочета­ния и фразы, включающие эти и подобные слова типа:


■■'4:Л


Зоя и Зина, зеленый бант, холодная зима, маленький зайка, длинный забор, белые зубы, меня зовут, зебра в зоопарке, забыла зонт, плохой запах; Вот зайка; Там забор; Тут зебра; Это зеркало; Пришла зима; Зоя и Зина гуляют; Мама забыла зонт; Зоя потеряла бант; Меня зовут....

3. Автоматизация звука в позиции между гласными:

;■ аз а аза - • ■-£**ьь\>ж<Л1 ■ ' ■■ ' "-

каза (коза), ваза, глаза, роза, розовый, береза, узор газета, Лиза, магазин, телевизор; словосочетания и фразы, включающие эти и подобные слова типа: у Зои, у Зины, большая ваза, белая береза, рогатая коза, но­вый телевизор, нарядный узор, в магазине; Вот коза;,,„ Там ваза; Тут береза; Это газета; У Зины, зеленый бант; У Зои болит зуб; Идет коза рогатая; У Зои голу­бые глаза; Лиза купила хлеб в магазине; Папа читает газету; Лиза и Зоя смотрят телевизор;

за-за-за за-за-затут привязана коза зы-зы-зы зы-зы-зы — мало травки у козы зу-зу-зу зу-зу-зуотвязали мы козу.

4. Автоматизация звука в стечениях с согласными:

змея, знаю, грязный, палзет (ползет), карзина (корзина); словосочетания и фразы с этими и подоб­ными словами типа: маленькая корзина, грязные руки, большая змея; Вот змея; Это корзина; Ползи ко мне; У Зины грязные руки; Змея ползет; Я знаю; Я не знаю.

5. Дифференциация звуков з и с: *г
заса зосо зусу зесе азааса;

> СоняЗоя, садзайка, солнышкозонт, суп

зубы, синий бантзима, серыйзебра; осакоза,

,, косаглаза, колбасаваза, Лизалиса, здесь

;•-. стрекоза; словосочетания и фразы с этими и подобны-


 



9*



               
   
     
 
 
 
 
 
 


Изорвал ее Братишка. А Я больную Пожалею: Я возьму ее и склею.

?л

Б зеленом, в зеленом, зеленом лесу Зеленый листок, как флажок, я несх/ Зеленая шишка под елкой лежит. Зеленая музыка где-то звучит. Зеленый кузнечик в зеленой траве Играет зеленую песенку мне.

(А. Строило)

j1

Зябнут птицы,
Зябнут звери,
**';

Замерзают в норах звери, Залезают в дупла, в гнезда, В синем небе звезды, мерзнут, Затухают на заре

Ух, морозно в январе.

if/'s (В. Суслов)

Я зычно-передненёбные ш, ж, щ (шипящие)

При произнесении этих согласных звуков зубы могут быть сомкнуты или чуть разжаты, язык имеет форму чашечки, его передний широкий край поднят и соприкасается с нёбом за альвеолами, оставляя посередине узкую плоскую щель, боко­вые края языка прилегают к верхним коренным зубам. Теп­лая обильная струя воздуха выходит изо рта косо вниз. Губы слегка выдвинуты вперед и округлены (лабиализованы).

Звук ш образуется без голоса, а при произнесении ж голосо­вые складки сомкнуты и вибрируют — это звонкий согласный.


Мягкое произнесение звука щ происходит из-за того, что к основной артикуляции добавляется еще и поднятие спинки языка. Дошкольники с нарушенным слухом обычно произно­сят щ как ш.

Весьма распространенным вариантом замены звуков ш, щ, ж в дошкольный период является щечное произнесение. Язык в звукообразовании не участвует, он лежит на дне ротовой полости. Характерный шум получается в результате выдува­ния воздуха при слегка лабиализованных губах. В некоторых случаях слегка раздуваются щеки. Щечное ш — допустимая замена на первоначальном этапе обучения.

Часто по подражанию артикуляции взрослых дети округ­ляют губы, но не производят интенсивного выдоха и звук не образуется — это беззвучная лабиализация.

В речи дошкольников (даже слышащих) звуки ш, ж, щ не­редко заменяются соответственно на с, з, с' (свистящий сиг-матизм). При этом все дефекты свистящих сохраняются.

Грубым дефектом шипящих звуков является их боковая артикуляция. При этом широкий кончик языка плотно смы­кается с нёбом или альвеолами, а боковые края языка не со­прикасаются с верхними коренными зубами. В результате воз­душная струя идет не косо вниз, а по бокам языка.

К грубым дефектам шипящих звуков также относится со-нантность. В этом случае передний край языка образует слишком широкую щель с нёбом, характерный шипящий звук не может получиться. Звук образуется голосом: голосовые складки сомкнуты и вибрируют. На месте шипящего соглас­ного слышится гласный, похожий на э.

Во всех случаях коррекция дефектов шипящих согласных требует их постановки заново.

В первую очередь проводятся специальные артикуляцион­ные упражнения, в ходе которых ребенка учат выдвигать изо рта широкий язык, поднимать его вверх, закрывать языком всю верхнюю губу. Затем, когда ребенок научится держать «чашечкой» язык у верхней губы, подключается дутье. Струя воздуха в этом случае направлена вверх. Ее можно ощутить ладонью. Формированию воздушной струи достаточной силы помогает поддувание полосок бумаги, комочков ваты и т. п.

После того как ребенок овладел дутьем с языком «чашеч­кой» у верхней губы, язык начинают поэтапно перемещать в полость рта. Сначала при широко открытом рте ребенка уп­ражняют в дутье вверх (язык «чашечкой» перед верхними резцами). После этого язык переводят за зубы. Ребенку перед


               
     
 
 
 
   


и..- л ■

(у.

зеркалом показывают, что язык должен сохранять свою фор­му «чашечкой», рот при этом широко открыт. Когда в ходе упражнений будет получен многовоздушный шипящий звук при направленной вверх воздушной струе, следует сблизить и округлить губы. При лабилизованных губах получается звук ш.

Следует отметить, что период подготовительных артику­ляционных упражнений, как правило, продолжителен по вре­мени. Если мышца языка недостаточно подготовлена, то пос­ле того, как лабиализуются губы, язык может упасть на дно ротовой полости.

Иногда, при переводе языка за зубы, его боковые края не образуют смычку с верхними коренными зубами. В этом слу­чае педагог может своими большими пальцами образовать смычку механически, а затем научить этому и ребенка. После того как поставлен и автоматизирован в речи звук ш (обычно в это время ребенок в речи пользуется вызванным звуком ш вместо жищ), следует вызвать и его звонкую пару — звук ж. Наличие голоса при произношении ж и его отсутствие при произнесении ш ребенок может проконтролировать с помощью остаточного слуха. Если предлагаемый способ самоконтроля недостаточен для ребенка, можно прибегнуть к тактильному ощущению вибрации гортани при подключении голоса.

Автоматизация звуков шиж.а также работа по их диффе­ренциации проводится на специальном речевом материале.

СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ В РЕЧИ


Даша, Маша, каша, кушает, мешает, решает, слу­шает, слушай, хорошо, пляшу, пишу, уши, малыши, ка­рандаши, реши, машина, пляшет, пляши; словосочета­ния и фразы с этими и подобными словами типа: Маша и Даша, любимая каша, длинные уши, цветные каран­даши, новая машина; Вот каша; Там машина; Тут ма­лыши; Это карандаши; Малыш кушает кашу; Маша слушает; Маша и Даша пишут; Даша решает пример; Мне мешает Маша; У Даши шапка; У Шуры каран­даши.

5. Автоматизация звука в стечении с согласными:

шкаф, школа, шла,рубашка, лошка (ложка), кошка, бабушка, дедушка, падушка (подушка), лягушка, миш­ка, лишний, башня, большой; словосочетания и фразы с этими и подобными словами типа: кошка и мышка, ба­бушка и дедушка, новая рубашка, большая ложка, боль­шая башня, лишняя картинка, маленький мишка, мяг­кая подушка, фшкафу (в шкафу), фшколе (в школе); Вот рубашка; Там подушка; Тут дедушка; Это бабуш­ка; Дети идут в школу; Новая рубашка в шкафу; Кош-



 



. Для дошкольников характерно усвоение в речи на месте твердого л полумягкого I. Такое произнесение является след­ствием того, что кончик языка упирается не в десны верхних резцов, а чуть дальше — в альвеолы или нёбо, а спинка языка опущена. Такой вариант звука л не считается дефектным.

Часто, подражая утрированной артикуляции взрослых, дети выдвигают язык из ротовой полости и поднимают его к верхней губе. При этом звучит звук, похожий на л, но такая артикуля­ция нарушает слитность речи и подлежит исправлению.

На основе подражания возможно образование беззвучной артикуляции звука: голосовые складки разомкнуты и не виб­рируют.

Утрированная артикуляция и беззвучное л могут иметь место и как промежуточный этап при постановке этого звука.

Звук л является трудным для усвоения дошкольниками с недостатками слуха и на его месте в речи образуются много­численные неадекватные замены.

Наиболее тяжелым и трудным для коррекции является такой дефект звука л, как замена его на носовой согласной н. Причина дефекта — слишком широкий край языка, который, смыкаясь с верхними коренными зубами, полностью закры­вает проход воздушной струе, и она проходит не по бокам язы­ка, а через нос.

Если при звукообразовании не приподнята спинка языка, то часто воздушная струя вместо того, чтобы пройти по бокам языка, разрывает смычку и образуется взрывной звук т (или д).

Характерным дефектом звука л является его гнусавое про­изнесение. В этом случае положение языка правильное, но часть воздушной струи идет через нос. Устранить этот дефект можно с помощью тактильного контроля вибрации крыльев носа: при дефектном произнесении вибрации есть, при пра­вильном она отсутствует.

Устранение всех прочих дефектов звука л заключается в постановке звука заново.

На первом этапе постановки проводятся артикуляционные упражнения, направленные на то, чтобы научить ребенка су­жать язык в виде жала и загибать его кверху. Для этого детей побуждают, например, лизнуть конфету, разместив ее на не­котором расстоянии ото рта, потянуться языком к уху, попы­таться дотянуться до носа.

Если ребенок легко вытягивает язычок «жалом», можно предложить ему удержать тонкую палочку (типа счетной) или


тонкий карандаш узким языком, сомкнутым с верхней губой. Затем смычку переносят к верхним резцам с наружной сторо­ны, после этого — за зубы при широко открытом рте. Когда язык в этом положении удерживает палочку, подключается

голос (э___), и ребенка побуждают резко отпустить палочку,

вытолкнуть ее изо рта. В этот момент звучит слог ла. В даль­нейшем ребенка учат выполнять это движение языком и без палочки. На этом этапе артикуляционным движениям может помочь движение кисти руки, имитирующей движение язы­ка при произнесении слога ла: узкий кончик языка зафикси­рован у верхних десен — пальцы сложены «ковшиком»; в мо­мент произнесения слога ла пальцы резко выпрямляются.

После того как ребенок научится произносить слог ла, про­водится система упражнений по его автоматизации.

СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА В РЕЧИ

. Автоматизация звука в позиции прямого слога: да ло лу ле ли лы;

i ляля, лапа, лави (лови), лампа, лашатка (лошадка), з лоб, лехкий (легкий), лужа, лук, любит, Лена, лепит, лиса, лицо, лыжи; словосочетания и фразы с этими и по­добными словами типа легкая сумка; чистое лицо; де­вочка Лена лепит лису; Вот ляля; Там лиса; Тут лам­па; Это лук; Лена лепит конфету; Лена моет лицо; Умишки лапа; Лови мяч; Лена ловит мяч; Лена любит маму.

Автоматизация звука в позиции обратного слога: задан

ал ол у л эл ил; -ivrmp

упал, спал, устал, встал, поймал, пол, стол, стул, мел, съел; словосочетания и фразы с этими и подобны­ми словами типа: упал стул, поймал мышку, на пол; Вот мел; Там стул; Это пол; Вова упал; Вова бежал-бежал и устал; Волк поймал зайца; Мел упал на пол; Я съел суп.

Автоматизация звука в позиции между гласными: к
ала ало алу алэ али; 'R

малако (молоко), упала, палажи (положи), галава (голова), окала (около), Юля, юла, бабуля, гулять, мыла (мыло), самалет (самолет), зеленый, балит (болит),


маленький, белый, малыш; словосочетания и фразы с этими и подобными словами типа: маленькая Юля, моя бабуля, белый бант, болит лапа (голова), пьет моло­ко; Юля упала; Положи книгу в сумку; Бабуля любит малыша; Малыш пьет молоко; У Юли белый бант; Са­молет высоко; Малыш гуляет; У малыша юла; У бабу­ли болит голова.

4. Автоматизация звука в стечении с согласными:,

ь волк, палка, большой, елка, колбаса, желтый, солныш- Т ко, сколько, мальчик, плачет, пляшет, люблю, кукла, сла-\ мал (сломал), масла (масло), плоха (плохо), злой, слушай,. 'f клей, хлеб, туфли, глина; словосочетания и фразы с эти- tR..:,, i ми и подобными словами типа: большая палка, большой мальчик, зеленая елка, хлеб с маслом (колбасой), сколько " будет, злой волк, новые туфли; Там волк; Это хлеб; Све- 1 " mum солнышко; Мальчик плачет; Я слушаю; Кукла пля­шет; Я люблю хлеб с колбасой; Я не люблю лук; У Оли клей и кисточка; У Вовы глина, он лепит самолет.

fa 5. Дифференциация звука л со звуками т, д, н:

ла — та алam ала — ата; Лёня и Тоня, ло­пататарелка, лук — туфли; Там лампа; У Томы ложка; Вот стол; Тут стул; Халат упал; Ната упа-'". ла; Это голова; У Тани лопата; На улице тепло;

•'оси,'1 лада алаада; лобдом; Там лошадка; у. &>. л у лес далеко; Даша упала; Дедушка в лесу; Люба, думай;

ла — на ал — ан ала — ана; лапа — Ната, |n,Xir лопатаНаташа, лошадка — носки, лоб — нос, мо;-': лето ~ небо, столгармонь; Нарисуй лошадку; На , п лопату; На улице холодно; У Наташи лопата; Это лоб, v-z.-v,, а это нос; Лена рисует небо.

:*Л Автоматизация звука в разных позициях:

телефон, дедуля, туалет, далеко, гулять, сделал,
-ибъ.=1 пластилин, платье, платок, устала, луна, летит,
■■я',; sj Лена, Лёня; теплая погода, плакать нельзя, сделал
•иск;;.» зарядку, хочу в туалет, летит высоко; Кот поймал
к?".]! мышку; Лёня встал и сделал зарядку; Я пошел гулять;
еж
:--- Я хочу в туалет; Самолет летит высоко; У меня бо­
лит голова.
"1.-?,1-, ■'■ '•:■■.' ' ■>'>< '. ■:'■ f-M-v-B


       
 
   
 


При произнесении вибранта р язык принимает форму ча­шечки: своими боковыми краями он примыкает к верхним зу­бам, передний край поднят к альвеолам и дрожит под напо­ром выдыхаемого воздуха. Положение губ и расстояние между зубами зависят от соседних звуков. Звук р звонкий: голосо­вые складки сомкнуты и вибрируют.

Произношение звука р вызывает значительные трудности у дошкольников (даже у слышащих). В то же время в русском языке этот звук весьма распространен. В связи с этим долгое время в речи детей-дошкольников звук р заменяется на дру­гие. Допустимыми заменами этого звука является звук л или фрикативное р, т. е. р без выбрации языка.

Часто вместо звука/? в речи может быть пропуск.

Обычно грубые дефекты р возникают при преждевремен­ной форсированной попытке вызвать этот звук. Моторика ре­бенка еще не готова к столь тонким двигательным дифферен-цировкам, мышца языка недостаточно развита. В то же время р хорошо воспринимается на слух, и попытки ребенка произ­нести его приводят к дефектному воспроизведению.


Среди грубых дефектов, требующих немедленной замены на допустимый вариант или фрикативное р), наиболее рас­пространено горловое р. В этом случае звук образуется в ре­зультате многократных ударов корня языка о мягкое нёбо или об язычок мягкого нёба. В результате получается звук воды при полоскании горла.

Кроме хорошо известного горлового р может сформи­роваться мелкодробное р, когда язык вибрирует не у альве­ол, а у передних резцов. Произнесение такого звука требу­ет от ребенка таких усилий, что он может воспроизводить его только изолированно. В результате нарушается слит­ность речи.

Вибрацию могут образовывать и боковые края языка, уда­ряясь по коренным зубам. В этом случае образуется боковое р.

Иногда в речи детей встречается дорзальное р, которое об­разуется при вибрации не кончика, а спинки языка. При этом вибрирует вместе с языком и нижняя челюсть.

Кроме этих дефектов встречается оглушение р, когда звук произносится без голоса. Этот дефект исправляется достаточ­но просто с помощью тактильного ощущения вибрации горта­ни при произнесении звонкого р. Во всех остальных случаях звук нужно ставить заново.

Начинать постановку звука р можно только на базе пра­вильной артикуляции звуков т (д) или ш (ж), когда ребенок в состоянии поднять кончик языка к верхним альвеолам и удержать его в этом положении. Неудачные попытки механи­ческой постановки звукар связаны именно с тем, что педагог пытается «раскачать» пассивный, расслабленный язык, ко­торый ребенок не поднимает вверх.

При механическом вызывании звука р педагог побуждает
ребенка при широ


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.158 с.