Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991. - 44 с.
СОДЕРЖАНИЕ
Характеристика детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи, подлежащих обучению и воспитанию в группе.................................................................................................................. 3
Коррекционное обучение детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи........ 8
Организация обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи................ 10
Организация занятий в первой половине дня................................................................. 11
Организация работы во второй половине дня................................................................ 11
Примерный режим дня......................................................................................................... 12
Логопедическое обследование детей с общим недоразвитием речи........................... 13
Логопедические занятия......................................................................................................... 22
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ...................... 25
Первый период обучения: сентябрь, октябрь, ноябрь.................................................. 25
Второй период обучения — декабрь, январь, февраль, март..................................... 27
Третий период — апрель, май, июнь................................................................................ 29
Индивидуальные логопедические занятия..................................................................... 31
Особенности индивидуальной логопедической работы с детьми, страдающими ринолалией 32
Особенности индивидуальной логопедической работы с детьми, страдающими дизартрией 33
ЗАНЯТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ................................................................................................... 34
Развитие речи...................................................................................................................... 35
Развитие элементарных математических представлений Количество. Счет....... 39
Физическая культура........................................................................................................ 41
Трудовое воспитание........................................................................................................ 43
Рекомендуется следующее примерное распределение занятий логопеда и воспитателя 47
I период................................................................................................................................ 47
II период............................................................................................................................... 48
II период............................................................................................................................... 51
I ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ............................................................................................................ 53
II ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ........................................................................................................... 54
III ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ......................................................................................................... 56
Дошкольное воспитание детей с различными видами речевых нарушений является составной частью системы народного образования и решает задачи комплексного коммунистического воспитания в соответствии с возрастными, индивидуально-психологическими и речевыми особенностями.
На основании постановления Совета Министров СССР «О мероприятиях по улучшению обучения и воспитания детей с дефектами умственного и физического развития» в нашей стране функционируют группы для детей с общим недоразвитием речи (в структуре специализированного детского сада или в отдельных случаях при детских садах, яслях-садах общего типа).
В соответствии с типовым «Положением о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи» от 26 мая 1970 г. в группы для детей с общим недоразвитием речи принимаются дети в возрасте трех-пяти лет. В эти группы могут быть зачислены дети в тех случаях, когда у них помимо нарушений фонетической стороны речи имеются выраженные отклонения в формировании лексико-грамматических компонентов речи. Срок пребывания — от двух до трех лет в зависимости от времени зачисления и от тяжести речевого дефекта.
Данная программа предназначена для обучения и воспитания детей со вторым-третьим уровнем речевого развития 6-го года жизни с нормальным слухом и интеллектом.
Обучение детей направлено на устранение речевого дефекта, а также на предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием.
В процессе образования и воспитания детей с речевыми нарушениями в условиях специального детского сада осуществляются те задачи, которые определены в области физического, умственного, эстетического и нравственного развития детей дошкольного возраста.