Понимающая социология и социальная феноменология — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Понимающая социология и социальная феноменология

2017-05-16 550
Понимающая социология и социальная феноменология 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Традиции понимающей социологии были заложены Максом Вебером, главное внимание уделявшим субъективным смыслам, которые индивиды вкладывали в свои действия. Таким образом, общество становилось продуктом человеческих действий – культурным продуктом. Для изучения такого культурного продукта Вебер предложил использовать новые методы. Существовавшая в 19 веке традиция рассмотрения любых явлений с естественно-научных позиций не давала возможности пониматьобщество. Изучение культурных феноменов требовало создания специального подхода. М. Вебер предположил, что репрезентативная культура содержит в себе то, что актуально, либо потенциально содержит в себе человеческие представления о мире, мнения, убеждения, мотивы, идеи. Главным интересом социологов должно стать исследование вначале мотивов социальных действий индивидов, а затем и комплексов совместных социальных действий – социальных отношений.

Американский социолог А. Шюц продолжил исследования Вебера, но создал собственную концепцию социальной феноменологии. Основываясь на феноменологии Э. Гуссерля, А. Шюц видел в жизненном мире сфере дорефлексивного, непосредственно переживаемого опыта – основу существования всех социальных структур и социальных отношений. Повседневная жизнь становится объектом социологических исследований. В структуре человеческой практики жизненный мир служит основой. Поэтому прежде, чем исследовать культурные феномены, необходимо обратиться к субъективным интересам, целям, предпочтениям индивидов. Культура не только и не столько является продуктом социума или внешним фактором воздействия на индивида. Будучи зависимой от жизненного мира индивида, культура творится им самим и трансформируется в индивидуальном восприятии, подвергаясь нашему интуитивному и дорефлексивному восприятию.

Пример: в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» приведен интересный пример повседневной интерпретации смысла телеграммы: «Меня только что зарезало трамваем на Патриарших. Похороны в пятницу, три часа дня. Приезжай. Берлиоз». Смысл полученной от Берлиоза телеграммы явно противоречит логике и разумному истолкованию. Однако любой из нас в первые же мгновения проинтерпретирует данную телеграмму по-своему и предпримет в связи с этой интерпретацией некие действия. Таким образом, несмотря на явное противоречие логике, повседневный жизненный опыт позволяет нам осуществлять интерпретацию, понимание любых феноменов еще до участия рассудка.

 

Дополнительная литература

1. Tenbruck F.H. Reprăsentative Kultur // Socialstruktur und Kultur / Hrsg. H. Hafertkamp. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1990.

2. Бердяев Н. Предсмертные мысли Фауста.

3. Булгаков М.А. Белая гвардия. Мастер и Маргарита. – М.: художественная литература, 1984.

4. Вебер М. Избранное. Образ общества. С. 78-98. М.,1994.

5. Дебор Ги. Общество спектакля. – М., 2000.

6. Ионин Л.Г. Социология культуры: пусть в новое тысячелетие. – М., 2000.

7. Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1996.

8. Шюц А. Структуры повседневного мышления // Социологические исследования. 1986. №1.


Глава 2

СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

 

Основные понятия социологии массовой коммуникации

 

Логическим продолжением развития социологии культуры в ХХ веке стала социология массовой коммуникации. Та роль, которую в современном обществе играют средства массовой коммуникации в самых разных областях – политике, экономике, культуре и т.д., определила необходимость обращения социологической науки к массово-коммуникативной деятельности.

Коммуникация (от лат. communicatio - “делать общим, сообщать, беседовать, связывать”) можно понимать либо как средство связи любых объектов материального и духовного мира; либо как общение, передачу информации от человека к человеку; и, наконец, как общение и обмен информацией в обществе.

Существует целый ряд определений массовой коммуникации. Среди них наиболее часто можно встретить следующие:

1. Массовая коммуникация – систематическое распространение сообщений среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей;

2. Массовая коммуникация представляет собой институциализированное производство и массовое распространение символических материалов посредством передачи и накопления информации.

Таким образом, понятие «массовая коммуникация» описывает процесс производства и доведения сообщений до аудитории с помощью телевидения, радио, печати, кинематографа, Интернета и др. средств. Популярным в современной литературе является использование аббревиатуры СМК для обозначения понятия «средства массовой коммуникации».

Не менее часто в научном языке встречается понятие «медиа» - посредник, подчеркивающий смысл СМК – посредничество в процессе передачи сообщений от «отправителя» к «получателю».

Таким образом, к средствам массовой коммуникации традиционно относят организации, производящие знаковую продукцию и распространяющие ее на массовую аудиторию.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.