АРХИТЕКТУРА СССР 1933-1955 гг. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

АРХИТЕКТУРА СССР 1933-1955 гг.

2017-05-16 1021
АРХИТЕКТУРА СССР 1933-1955 гг. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проект Дворца Советов, 1934-1939 гг.

5 декабря 1931 г. был взорван Храм Христа Спасителя – символ старой России, место которого должен был занять символ Страны Советов. Храм был виден практически из любой точки Москвы начала тридцатых, новый архитектурный символ должен был быть виден из любой точки обновленной Москвы недалекого будущего.

Проект Б.Иофана 1933 г. представлял собой высотную ярусную композицию. В одном объеме размещались большой круглый зал на 20 тыс. чел. и на этой же оси за ним — полукруглый малый зал на 6 тыс. чел. Все сооружение завершалось 18-метровой статуей «Освобожденный пролетарий». Общая высота здания со скульптурой составляла 260 м. Позднее Совет строительства вынес решение о завершении композиции монументальной скульптурой Ленина высотой 50-75 м, трактуя здание Дворца Советов в качестве пьедестала скульптурного памятника.

В 1934 г. авторским коллективом (Б.Иофан, В.Щуко и В.Гельфрейху) был создан эскизный проект Дворца Советов, представлявший сложную многоступенчатую композицию, высотой 415 м вместе с 80-метровой скульптурой вождя.

Завершение проектирования Дворца Советов во второй половине 30-х годов проходило уже в условиях полного пересмотра творческих позиций и поворота направленности архитектуры в сторону взаимодействия с исторической традицией. Технический проект Дворца Советов отличался от эскизного укрупнением уступчатых объемов и сведением их к трем высотным вертикально расчлененным цилиндрам, увеличивающимся по высоте здания. Композиция дворца состояла из трех основных элементов - скульптуры, ярусного пьедестала и стилобатных прямоугольных частей (высота скульптуры В.И.Ленина 100 м). В центре прямоугольного плана размещался большой зал, предназначенный для проведения сессий Верховного Совета СССР, митингов, собраний и др., рассчитанный на 20000 чел., высотой 100 м и диаметром 160 м. К нему примыкал полукруглой формы малый зал на 6000 чел. Над большим залом в высотной части Дворца размещались залы Палат и Президиум Верховного Совета СССР. Дворец Советов должен был стать грандиозным сооружением. Вся архитектурная часть здания трактовалась в качестве постамента памятника вождю.

Дворец должен был стать центром так называемой «Новой Москвы». Дворец Советов высотой 420 м (по окончательному проекту) должен был значительно превзойти по высоте самый высокий с 1931 г. по 1972 г. 381-метровый американский небоскрёб Эмпайр Стейт билдинг. По расчётам здание должно было быть различимо наблюдателем на расстоянии до 35 километров. В ночное время для этого предполагалось освещать его с такой интенсивностью, чтобы создать на фасадах освещённость в 500 люкс.

В 1939 г. проектирование в основном было закончено и началось строительство, прерванное начавшейся Великой Отечественной войной. Проект Дворца Советов так и не был осуществлен.

 

Градостроительство

В 1930-е продолжалось активное строительство городов и поселков, требовалось реконструировать много старых городов. Работы по реконструкции и застройке проводились в столицах союзных республик и в других крупных городах страны, опыт Москвы принимался в качестве образца. Повсеместно создавались ансамбли центров, застраивались главные улицы. Градостроительные работы охватили все уголки страны, создавая во вновь сооружаемых и в реконструируемых городах условия для улучшения быта трудящихся и развития социалистической культуры.

Если при реконструкции существующих городов стремились как можно скорее преобразовать облик города размещением вдоль улиц новых зданий, то при строительстве новых жилых комплексов строительство велось не по магистралям, а по кварталам и районам. Хотя в этих случаях здания и строились вдоль проезжих улиц, создавались просторные и озелененные внутриквартальные дворы, где устраивались игровые площадки для детей и места отдыха и где располагались школы, детские сады и ясли.

 

Реконструкция Москвы

Новые задачи времени — сооружения для сельскохозяйственной выставки в Москве с павильонами для каждой союзной республики, канал им. Москвы, московский Метрополитен. Задачи обычного жилищного строительства сочетались с необходимостью возведения крупных архитектурных комплексов выставочного характера или транспортных сооружений, рассчитанных на огромные пассажиропотоки.

К 1935 г. был разработан проект Генерального плана реконструкции Москвы, в котором была сохранена и закреплена центрическая радиально-кольцевая схема ее планировки. С целью создания лучших условий для движения транспорта радиальные и кольцевые магистрали расширялись (однако проектировщики не учли, что схождение радиальных магистралей к центру превратит его в весьма напряженный транспортный узел).

В 1935-1941 гг. в Москве проводились большие работы по обновлению города. Был произведен сплошной снос малоценных строений в центральной части, в результате чего образовалась система площадей от здания Манежа до Большого театра. На этом участке были построены Дом Совета Министров СССР и гостиница «Москва». Улица Горького была расширена более чем вдвое в результате сноса построек на одной ее стороне и замены их новыми многоэтажными зданиями. Центр Москвы стал просторнее, приобрел крупный масштаб, отвечающий значению столицы. Раскрылись новые архитектурные перспективы, улучшилась общая обозреваемость Кремля. В новые ансамбли центра города органически вписались многие памятники зодчества.

С целью создания широкой магистрали, необходимой для пропуска потоков транспорта, были снесены бульвары на Садовом кольце и таким образом значительно расширена проезжая часть улицы. Большая работа была проведена по реконструкции набережных Москвы-реки. Они были очищены от захламлявших их складских и служебных построек и использованы в качестве транспортных путей. Берега Москвы-реки в пределах города одевались в гранит, сооружались новые мосты и совершенствовались старые. В результате всех этих мероприятий и благодаря возведению большого числа новых крупных зданий в короткий срок неузнаваемо преобразился облик города. Такого размаха градостроительных работ не было нигде в мире.

Однако в этой огромной по масштабам созидательной работе были допущены и некоторые просчеты, что было обусловлено сложными обстоятельствами ее осуществления. Реконструировать в короткий срок город на всей его огромной территории было экономически невозможно. Поэтому пришлось ограничиваться застройкой вдоль улиц и площадей; это рассматривалось как кратчайший путь к преобразованию облика города. Вдоль магистралей сносились старые постройки и сооружались большие, представительные здания, но за линией новых домов еще сохранялась прежняя застройка кварталов. Аналогичные принципы организации магистралей и площадей затем проводились и при строительстве на свободных территориях. При этом существенную роль играл прием застройки по фронту улицы, обусловленный в значительной степени характерными для архитектуры 30-х гг. оформительскими тенденциями. Архитекторы исходили из идеи создания представительного облика улиц и площадей и поэтому основное внимание уделяли оформлению фасадов, обращенных к улице или к площади.

Одной из значительных строек, осуществленных в связи с реконструкцией Москвы, было сооружение в 1932-1937 гг. канала Москва - Волга. Строительство канала решило проблему водоснабжения огромного города, а также сделало Москву-реку полноводной, что благоприятствовало судоходству и усилило ее роль в городском ландшафте.

Уже в начале 1930-х гг. уличное движение в Москве было предельно напряженным. Решить проблему транспорта позволило сооружение метрополитена (первая очередь-1932-1935 гг., вторая очередь-1936-1938 гг.).

 

Жилищное строительство

Во время войны было разрушено свыше 70 млн. кв. м жилой площади; эта потеря была восстановлена за первые четыре года послевоенного строительства, и впоследствии жилой фонд продолжал увеличиваться. Однако сначала строительство развивается как малоэтажное — из-за отсутствия необходимой производственно-технической базы.

Наряду с фасадной застройкой улиц и площадей, начинаются эксперименты с поквартальной застройкой, формируются крупные жилые массивы (район Песчаных улиц в Москве, 1948-1954 гг., арх. З.Розенфельд, В.Сергеев). Позже этот опыт был использован в других городах. Многоэтажное строительство началось в Челябинске, Перми, Куйбышеве. Начинают появляться кварталы, застраиваемые домами из крупных бетонных блоков, внедряются индустриальные методы строительства. Однако усугублялись и отрицательные тенденции: в их число входит отделка фасада с незавершенностью дворов и внутриквартальных пространств.

С 1948 г. в жилищном строительстве увеличился удельный вес многоэтажных домов, и в эту область зодчества также стало внедряться типовое проектирование. Однако типовое проектирование еще не было в достаточной мере комплексным: в разных сериях типовых проектов применялись разные конструктивные элементы. Попытки широкого внедрения в строительную практику индустриальных типов зданий - крупноблочных и крупнопанельных - были предприняты в начале 1950-х гг. В 1952 г. возникла идея весьма перспективной бескаркасной крупнопанельной системы.

Сталинские дома («сталинки») — многоквартирные дома, сооружавшиеся в СССР с конца 1930-х годов до середины 1950-х годов.

Представляют собой капитальные многоквартирные дома высотой от 2 этажей со стенами из негорючих материалов, обеспеченные коммунальными удобствами: водопроводом, канализацией, центральным отоплением (кроме некоторых малоэтажных домов).

Квартиа, как правило, имеет значительное число комнат — обычно три-четыре, реже две или больше четырёх. Однокомнатные строились ограниченно. Комнаты могут быть как раздельными, так и смежными (в трехкомнатных сталинках обычно совмещены две комнаты).

Общая площадь сталинок обычно составляет:

- 1-комнатная — 32—50 м²;

- 2-комнатная — 44—70 м²;

- 3-комнатная — 57—85 м²;

- 4-комнатная — 80—110 м².

По конструкции зданий и планировке квартир сталинки делятся на два типа: «номенклатурные» и «рядовые» сталинские дома.

Номенклатурные дома (также «ведомственное жильё») строились для партийных, советских и хозяйственных руководителей, высших военных чинов и работников силовых структур, крупных представителей научной и творческой интеллигенции. Номенклатурные дома имеют хорошую планировку с холлами и двумя — четырьмя квартирами большой площади на этаже. Во многих квартирах предусматривались кабинеты и детские, библиотеки и комнаты для прислуги, просторные кухни, раздельные санузлы, изначально большие комнаты — от 15 до 25, а местами даже до 30 м², подсобные помещения, в некоторых домах — мастерские для скульпторов и художников.

Рядовые дома строились для рабочих (часто под коммунальное заселение) и представляют собой более скромное жилье. В домах встречаются как классические для того периода трёх- и четырёхкомнатные квартиры, так и послевоенные «коридорные» — изначально общежития. Площади квартир меньше, чем в домах для номенклатуры, встречаются смежные комнаты. Архитектура утилитарна, отсутствуют украшения, фасады — почти плоские со стандартным лепным декором. В рабочих сталинках нередко отсутствуют ванная комната и горячая вода. Рабочие сталинки не имеют мусоропровода и лифта — это связано с их более низкой этажностью. Рядовые сталинки строились, как правило, в рабочих посёлках, размещавшихся возле заводов, на окраинах или в глубине кварталов. При строительстве применялось копирование проекта, что приводило к возникновению однотипных жилых массивов. Распространённым видом рядовых сталинок являются малоэтажные дома высотой 1-3 этажа.

Малоэтажная застройка обычно велась кварталами с расположением 10-30 двухэтажных однотипных домов по периметру и в глубине. Однотипная застройка стала предвестником хрущёвского массового строительства. Однако, в отличие от массивов однообразных хрущёвок, кварталы типовых малоэтажных сталинок имеют более выигрышный внешний вид благодаря разнообразию вариантов домов в рамках одной серии, наличию штукатурки, лепного декора, колонн, эркеров, балконов различной формы, сложных многоскатных крыш.

Конструкции. Основной стройматериал — кирпич. Наружные стены обычно имеют толщину 2,5 кирпича (64 см), внутренние несущие — 1-1,5 кирпича (25-38 см). Для уменьшения расхода кирпича строились здания с неполным каркасом: использовались стальные или железобетонные колонны и горизонтальные ригеля, на которые укладывались перекрытия.

В основном сталинские дома покрывались штукатуркой, крупные «номенклатурные» дома могли быть облицованы каменной или керамической плиткой. Фасад дома обычно украшался лепным декором. Внутренние перегородки обычно выполнены из деревянных досок, покрыты сеткой из дранки и оштукатурены.

Конструкция фундамента могла быть: ленточная с монолитной заливкой, столбчатая, позднее — свайная.

Перекрытия в сталинских домах нередко деревянные или комбинированные — в местах санузлов применялся бетон. Деревянные перекрытия настилались по деревянным балкам, иногда — по стальным балкам. В домах выше 2 этажей с деревянными перекрытиями из негорючих материалов выполнены лестничные марши и площадки.

В самых важных «номенклатурных» сталинках использовались железобетонные перекрытия — в основном монолитные. В послевоенных сталинках с начала 50-х уже применялись изготовленные заводским способом железобетонные плиты. Для звуко- и теплоизоляции применялись шлак и керамзит.

Крыша в сталинских домах обычно двух- или многоскатная, образует большой чердак; стропила и обрешетка — деревянные. В качестве кровельного материала использовались шифер или кровельное железо.

Двухэтажные сталинки обычно строились без подвалов. Крупные дома имеют внушительные подвальные помещения. Также некоторые сталинки (в т. ч. послевоенные) имеют бомбоубежища.

Многие сталинки имеют балконы, которые выполнялись в виде монолитной плиты, лежавшей на двух или нескольких балках, которая отливалась на месте. В домах 50-х годов постройки использовались готовые плиты.

Высота потолков в основном не ниже 3 м. В рабочих сталинках это обусловлено расчётом под коммунальное заселение — для проживания нескольких человек в одной комнате требовался определённый объём воздуха. Первый этаж здания часто сооружался более высоким — в нём размещались магазины, почтовые отделения и другие социально значимые объекты.

Коммуникации. Холодное водоснабжение и канализация — централизованное, санузел — раздельный при наличии ванны, смежный при ее отсутствии. Отопление — водяное, в основном центральное, нередко с верхним вертикальным розливом и двухтрубной разводкой. Существуют и дома со встроенными котельными. Малоэтажные сталинские дома обычно проектировались в двух вариантах — с центральным отоплением и с печным.

Для приготовления пищи на кухнях ставились дровяные плиты. Для их эксплуатации предусматривались мощные дымоходы. Горячее водоснабжение изначально могло быть как централизованным, так и местным — для нагрева воды применялись твердотопливные водогрейные колонки накопительного типа («титаны»). Для хранения топлива использовались места в подвальных помещениях или дровяные сараи, которые строились во дворах.

Вентиляция в сталинках естественная вытяжная, в кухне и санузле. В довоенных сталинках вытяжная вентиляция может присутствовать в жилых комнатах и в коридоре.

В рабочих сталинках могла отсутствовать ванная комната — санузел состоял только из умывальника и унитаза. В таком случае в доме обычно не было и горячего водоснабжения.

Электропроводка на момент строительства закладывалась с большим запасом.

В домах выше 5 этажей имелись лифты и мусоропроводы. Люки мусоропроводов обычно размещались на кухнях. Также на кухнях размещался зимний холодильник — шкаф под окном.

 

Сталинские высотки

В первые послевоенные годы творчество архитекторов было направлено на решение градостроительных проблем, связанных с восстановлением разрушенных войной городов. Ведущая роль градостроительного начала стала декларироваться как важнейшее качественное отличие советской архитектуры от зодчества прошлого и архитектуры современного Запада. Город не теоретически, а вполне практически стал рассматриваться как единое целое.

Представление о целостности столицы как городского организма лежало в основе решения о строительстве в Москве системы высотных зданий, принятого в 1947 г.

По предложению И. В. Сталина 13 января 1947 года Совет министров СССР принял Постановление «О строительстве в Москве многоэтажных зданий». В данном Постановлении были описаны планы по строительству 8 высотных зданий. Предполагалось, что количество зданий должно было символизировать 800-летие Москвы (в 1947 году).

Высотные здания должны были возродить в новом масштабе особенности, исторически присущие Москве как единому целому. Ожерелье из семи вертикалей (восьмое высотное здание архитектора Д.Н. Чечулинав Зарядье по соседству с Кремлем не было построено) выявило центральное ядро столицы: их тщательно продуманное расположение связано как с топографией города, так и со структурой его плана. Они сыграли роль выразительных акцентов в силуэте города, придали его облику крупный масштаб.

К строительству зданий привлекались лучшие специалисты своего времени. Авторам проектов московских высотных зданий удалось создать оригинальные архитектурные решения, получившие в специальной литературе название сталинский ампир или советский монументальный классицизм. Архитектурные формы зданий не соответствуют их конструктивной основе: сооружения были выполнены с применением стального каркаса, но оформлялись на манер массивных тяжеловесных каменных сооружений, что подчёркивало их монументальность.

Гостиница «Ленинградская»

1949-1953 гг. Арх. Л.Поляков, А.Борецкий. 17-этажное здание гостиницы «Ленинградская» обладает чертами своеобразной стилизации на темы русской архитектуры XVII в. Очертания объема, очень точно найденные в соотношениях с окружающим пространством и его застройкой, дают своеобразную интерпретацию русских столпообразных построек.

Гостиница «Украина»

1950-1956 гг. Арх. А.Мордвинов, Здание занимает ответственную градостроительную позицию, господствует над излучиной Москвы-реки, на нее ориентированы крупные проспекты – Новый Арбат и Кутузовский. Архитектура этого высотного здания противоречива. Приемы классицизма, которые использовал архитектор, жестко диссонируют с пропорциями сооружения.

Административно-жилое здание у Красных ворот

1947-1952 гг. Арх. А.Душкин. Здание высотой 138 м построено в самой высокой точке Садового кольца. Здание имеет ярко выраженное ярусное построение, его архитектурное убранство тяготеет к русскому и украинскому барокко.

 

Комплекс ВСХВ

Комплекс Всесоюзной сельскохозяйственной выставки —выставочный комплекс в Северо-Восточном округе Москвы. Общая площадь территории — 237,5 га, площадь павильонов — 134 000 м².

Выставочный комплекс официально открыт 1 августа 1939 г. Первоначально комплекс включал в себя 250 строений, каскад прудов, парки, и занимал площадь 136 га. С 1950 по 1954-е гг. обветшавший комплекс ВСХВ был масштабно перестроен. Руководили реконструкцией Академик архитектуры СССР, профессор, главный архитектор ВСХВ А.Ф.Жуков и скульптор Е.Вучетич. Торжественное открытие состоялось 1 августа 1954 г.

Была проведена огромная работа, значительно увеличилась ее площадь — до 207 га. Были возведены павильоны Прибалтийских республик. Павильоны стали напоминать дворцы и храмы. 29 республиканских и зональных павильонов отражали в полной мере края и республики СССР). В каждом павильоне был специальный зал отведённый под теплицу, в которой можно было познакомиться с растениями и природой каждой республики. В целом преобладала тенденция к возведению капитальных сооружений. Проектирование ряда зданий было поручено молодым архитекторам. Комплекс стал громадным полем экспериментов с различными вариантами архитектурных стилей. Павильоны отличались преувеличенной монументальностью, помпезностью, перегруженностью декоративными элементами, основанными на вариациях (иногда весьма вольных) классического ордера или на атрибутах национальной культуры, что особенно наглядно проявилось в архитектуре Главного павильона (арх. Ю. Щуко и др.). Комплекс Всесоюзной сельскохозяйственной выставки был самой крайней точкой ухода московской архитектуры в историзм.

Самым главным символом обновлённой выставки стали фонтаны. «Дружба народов СССР», в котором в образах 16 подруг-сестёр были увековечены все 16 республик СССР. Также были созданы два фонтана «Каменный цветок» и «Золотой колос».

Первое озеленение выставки было проведено в основном розами под руководством учёного-селекционера И.П.Ковтуненко.

«Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» После смерти И.В. Сталина (5 марта 1953 года) отношение советского руководства к архитектуре и гражданскому строительству резко поменялось. Хотя в годы первых пятилеток, а затем в послевоенный период велось обширное строительство, потребности росли быстрее. Не хватало зданий всех видов - промышленных, жилых, общественных. Необходимо было усилить темпы строительства и путем его удешевления увеличить выпуск строительной продукции. И то и другое требовало повышения производительности труда, а она достижима лишь при снижении трудоемкости работ, которое обусловливается их механизацией. Таким образом, ключом для решения насущных задач была индустриализация строительного производства. Но эти мероприятия не давали должного эффекта, потому что внедрение современной строительной техники тормозилось консервативными архитектурными концепциями. В декабре 1954 года на Всесоюзном совещании строителей «практика украшательства в архитектуре была подвергнута резкой критике. Было решено всемерно развивать индустриальные методы строительства и типовое проектирование, повышать темпы строительства и увеличивать его экономичность». В 1954-1955 гг. были приняты меры для развития строительной промышленности, создавались предприятия по производству железобетонных изделий и легких материалов, совершенствовались и внедрялись в практику крупноблочные, крупнопанельные и сборные железобетонные конструкции. Развитие машиностроения позволило использовать при возведении зданий и сооружений разнообразные механизмы и машины. Новая техника создавала предпосылки для перехода в широких масштабах к сборному строительству, к превращению строительной площадки в монтажную. 4 ноября 1955 года выходит Постановление № 1871 ЦК КПСС и СМ СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», положившее конец стилю сталинской архитектуры. Уже начатые стройки были заморожены или закрыты. На смену данному архитектурному стилю пришла функциональная типовая архитектура, которая с теми или иными изменениями просуществовала до конца существования советского государства.

 

АРХИТЕКТУРА СССР 1933-1955 гг.

Конкурс проектов Дворца Советов, 1931-1933 гг. Имел огромное значение в архитектурной жизни СССР. Было проведено четыре этапа конкурса. Первый этап (февраль 1931 г.) носил предварительный характер, и его целью было уточнение конкурсной программы. Заказ на составление проектов получили ведущие архитекторы и бригады, представляющие различные архитектурные группы и течения. Программа требовала соответствия здания его социальному назначению, характеру эпохи и статусу художественно-архитектурного памятника столицы СССР. Предусматривалось создание большого зала на 15 тыс. чел. для проведения съездов, малого на 6 тыс. чел. для конференций, митингов, театральных представлений и т. п. Кроме того, два зала по 500 чел., два зала по 200 чел. и большое число различных служебных и обслуживающих помещений. На конкурс было представлено 160 проектов, среди них 24 проекта из других стран (США - 11, Германия - 5, Франция - 3 и др.). Совет строительства Дворца Советов не принял ни одного из представленных проектов, считая не без оснований, что все они не ответили на поставленную задачу — создание памятника социалистической эпохи, однако наградил авторов 16 проектов, из которых три проекта были отмечены высшими премиями (проекты И. Жолтовского, Б. Иофана - СССР и Г. Гамильтона - США). Присуждение высших премий проектам различной творческой направленности подчеркивало необходимость дальнейших поисков и использования различных архитектурных средств для создания монументального архитектурного образа. Совет строительства Дворца Советов в своем постановлении от 28 февраля 1932 г. ориентировал дальнейшие поиски на высотную композицию. В постановлении было также сказано: «Монументальность, простота, цельность и изящество архитектурного оформления Дворца Советов, долженствующего отражать величие нашей социалистической стройки, не нашли своего законченного решения ни в одном из представленных проектов. Не предрешая определенного стиля, Совет строительства считает, что поиски должны быть направлены к использованию как новых, так и лучших приемов классической архитектуры, одновременно опираясь на достижения современной архитектурно-строительной техники». К третьему этапу конкурса, проходившему с марта по июль 1932 г., были привлечены 15 творческих коллективов-бригад, отмеченных премиями на предыдущем этапе. Большинство представленных проектов носило явно историзирующий характер, интерпретируя в грандиозных масштабах известные исторические образы Дворца Дожей, мавзолея Адриана, мавзолея Цецилии Метеллы и др. Конкурс опять не дал положительных результатов, и было решено провести четвертый этап, проходивший с августа 1932 г. по март 1933 г. К участию в конкурсе были привлечены наиболее видные архитекторы. В итоге Совет строительства 10 мая 1933 г. постановил принять за основу для дальнейшей разработки проект Б. Иофана, который развивал высотную ярусную композицию. Постановлением от 4 июля 1933 г. Совет строительства Дворца Советов поручил вести дальнейшую работу над проектом коллективу архитекторов: Б.Иофану (руководитель), В.Щуко и В.Гельфрейху. Конкурс сыграл огромную роль в становлении стиля монументальной архитектуры, стал границей перехода к архитектуре, обращавшейся к формам классики. После завершения конкурса все архитектурные объекты строились в новом стиле советского классицизма. С лета 1932 г. к строительству в СССР не принимался ни один архитектурный проект авангардного направления.

 

Советский монументальный классицизм, или «сталинская архитектура» — лидирующее направление в архитектуре, монументальном и декоративном искусстве СССР с середины 1930-х до середины 1950-х годов. Пришёл на смену рационализму и конструктивизму. Классический монументальный стиль, во многих чертах близкий к ампиру, эклектике и ар-деко. Нередко сталинскую архитектуру, с ее монументализмом, идеологичностью, культом героического прошлого, рассматривают в контексте тоталитарной архитектуры XX века и усматривают в ней типологически сходные черты с современной ей итальянской и немецкой архитектурой, однако в сталинской архитектуре обнаруживается немало сходств с неоклассическими архитектурными направлениями первой половины XX века, не связанными с тоталитарными государствами, например с североевропейским неоклассицизмом.

Стиль сталинской архитектуры сформировался в период проведения конкурсов на проекты Дворца Советов и павильоны СССР на Всемирных выставках 1937 г. в Париже и 1939 г. в Нью-Йорке.

Получил распространение в Сталинскую эпоху, особенно — после Великой Отечественной войны, когда он получил распространение также и в странах Восточной Европы.

Условно делится на два периода: предвоенный и восстановительный. Развиваются тенденции к монументальности архитектурных сооружений, созданию триумфальных образов, чему служат причиной успехи социалистического строительства 1930-х гг (предвоенный период) и победа в Великой Отечественной войне (восстановительный период).

Представители: А.Щусев, И.Жолтовский, Л.Руднев, Б.Иофан, Д.Чечулин и др.

 

Характерные черты советского классицизма:

1) ансамблевая застройка улиц и площадей;

2) синтез архитектуры, скульптуры и живописи;

3) разработка традиций русского классицизма;

4) использование архитектурных ордеров;

5) связь с античными, ренессансными и барочными тенденциями.

6) барельефы с геральдическими композициями и изображениями трудящихся;

7) оптимистический настрой всего произведения;

8) использование мрамора, бронзы, ценных пород дерева и лепнины в оформлении общественных интерьеров.

9) приверженность монументальным формам, часто граничащая с гигантоманией

 

В 1932 году создаётся Академия архитектуры СССР и Союз архитекторов СССР, который объединяет творческие силы для решения новых задач, поставленных перед мастерами. Это создание дворцов культуры, спортивных комплексов, индустриальных центров, санаториев и пионерских лагерей. Архитекторы в этот период работают в больших творческих мастерских и научно-исследовательских проектных институтах, объединяющих конструкторов, зодчих и художников, которыми руководят лидеры советской архитектуры. Многие проекты создаются в результате всесоюзных конкурсов.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.082 с.