Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

I. Из истории применения красителей

2017-05-16 1264
I. Из истории применения красителей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

РЕСТАВРАЦИЯ ТКАНЕЙ

Крашение текстильных материалов Методические рекомендации

Составитель Е. В.Семечкина

 

Крашение текстильных материалов (тканей, нитей, пряжи, используемых для дублирования и укрепления разрушенных музейных тканей, восполнения утрат, воссоздания новых фонов, является повседневной задачей реставратора исторического и художественного текстиля. Звание свойств красителей и методов их применения - необходимое условие грамотной работы реставратора. Правильный выбор и подготовка вновь вводимых реставрационных тканей, подбор красителей и соблюдение технологии крашения имеет немаловажное, а иногда и решающее значение для стабилизации состояния сохранности и придания экспозиционного вида отреставрированному произведению.

Помимо рецептур и таблиц с выкрасками, методические рекомендации содержат сведения по истории применения красителей, их классификации, прочностным характеристикам, а также вопросам подбора и подготовки текстильных материалов.

I. ИЗ ИСТОРИИ ПРИМЕНЕНИЯ КРАСИТЕЛЕЙ

Важнейшие красители для тканей с древних времен и до начала ХХ века

Синие красители

Тирийский (античный) пурпур - красновато-фиолетовый краситель, источником получения которого служили средиземноморские моллюски Murox bandaris. Пурпур использовали для крашения шелка, шерсти, а также льняных тканей. Окраска пурпуром отличается необыкновенной прочностью. Красильщики измельчали тела улиток, размешивая с водой, и полученным раствором пропитывали ткань, которую развешивали на воздухе. Благодаря световой энергии (как выяснилось при современных исследованиях, аналогичное действие оказывает и соляная кислота) проявляется красный цвет пурпура (причем тот же эффект достигается и в инертном газе в отсутствие кислорода). Красный цвет образуется постепенно. Свежий желтоватый сок улитки приобретает зеленый, затем синий и, наконец, красный цвет, причем появляется запах чеснока. Кроме красного красителя в пурпуре содержится и синий (индиго), и именно смесь этих двух красителей дает пурпурный цвет. Из 12000 улиток можно было добыть чуть более 1 г красителя. Понятно, что это был самый дорогой краситель древности. У римлян пурпурные одежды носили только самые важные сановники - purpurali.

Близ городов Тира и Сидона обнаружены залежи скорлупы пурпурных улиток, оставшихся от древних финикийских красилен. Колонии пурпурных улиток были истреблены в XIV веке. В средние века искусство крашения пурпуром было утрачено.

 

-6 -

Интересно, что в Никарагуа в Коста-Рике аборигены красили ткани даже в начале XX века пурпуром, добываемым из улиток Purpura patula и Purpule lapillus.

Химический аналог пурпура древности - 6,6-диброминдиго - был получен синтетическим путем, однако он не дал окраски ожидаемой красоты и прочности, которая присуща натуральному красителю.

Индиго - самое древнее и самое ценное красящее вещество; название его происходит от латинского слова indicus, что значит индийский. Растений, из которых можно получить индиго, довольно много; они принадлежат к различным ботаническим семействам. Важнейшим среди них является индигоноска красильная (Indigo-fera tinctcria). Будучи родом из Индии, индигоноска культивировалась во всех жарких странах Африки и Центральной Америки. В центральной Европе издавна возделывалась вайда (Isatis tinctoria) - двухлетнее растение из семейства крестоцветных, в котором также содержится индиго. Значительно меньшее количество индиго содержится в гречихе красильной (Polygonum tinctorium) Тем не менее и ее до начала XX века охотно применяли красильщики Маньчжурии и Китая. Во всех этих растениях содержится особый глюкозид индикан, распадающийся при брожении на глюкозу и индоксил; последний кислородом воздуха окисляется в синее индиго, или индиготин.

В Европу индиго проникло не ранее XVI века, а в промышленную практику у французских красильщиков вошло только около середины XVI века. Из-за суеверных предрассудков, а также во избежание уничтожения вайды, которая возделывалась в Англии, Франции и Германии, правительствами этих стран было запрещено употреблять индиго даже под страхом смерти. Запрет на индиго, называемое "кормом дьявола", существовал в Германии с 1577 года в течение двух столетий, а во Франции с 1609 по 1733 год.

В России в XIX веке также делались попытки культивирования индиго в Закавказье (в Батумском округе), которые дали вполне удовлетворительные результаты.

- 7 -

Способ добывания натурального индиго состоял в том, что свежие листья индигоносных растений загружали в ямы и замачивали водой. Экстрагируемые вещества из листьев сбраживались в течение нескольких часов, в результате чего в растворе наряду с другими веществами образовывался индоксил. Последний при взбивании раствора лопатами окислялся под действием кислорода воздуха в индиго, которое в виде хлопьев синего цвета оседало на дно. Осадок отжимали и разрезали на куски. Содержание индиго (индиготина) в продажных кусках колебалось от 10 до 90% в зависимости от вида растения и места его произрастания. Полученный краситель содержал индиготин, а также ряд примесей: коричневое индиго, индорубин, смолы, жиры, индиговый клей, минеральные вещества.

Из вайды индиго не извлекали, а использовали для крашения непосредственно листья и другие части растения.

Индиго нерастворимо в воде, но легко восстанавливается в лейкоиндиго (белое индиго), которое растворяется в водных растворах щелочей и снова способно окислиться до индиго. На этом основан процесс крашения индиго, заключающийся в том, что ткань пропитывают щелочным раствором лейкоиндиго и затем подвергают окислению на воздухе. Ткань приобретает синюю окраску. Щелочные растворы лейкоиндиго получили название кубов, а сам процесс крашения индиго - название кубового. Индиго применялось для окрашивания хлопка, льна, шерсти и шелка в синий цвет.

Лучшим сортом считалось бенгальское индиго, содержащее до 85% индиготина.

Интересна история установления строения индиго и попыток открыть технические методы его искусственного получения. Синтезировать индиго удалось в 1883 г. немецкому химику Байеру после непрерывной 18-летней исследовательской работы.

Появление в конце XIX века на рынке синтетического индиго, более дешевого и более чистого, значительно сократило применение натурального красителя.

Индиго относится к числу сравнительно прочных красителей: недостатком его является низкая прочность к трению и воздействию хлора.

- 8 -

Вайда - краситель синего цвета, употреблялся в Европе до начала ввоза индиго. В диком состоянии растение вайда встречается в центральной Европе, на Кавказе и Малой Азии. В древности этот краситель имел большое значение и широко использовался в иконописи, для стенной живописи, миниатюрной книжной живописи, окрашивания тканей и пряжи. В России вайда именовалась крутиком, синильником, шарником, фарбовником и т.д. При Петре I эти растения вывозили за границу через Архангельск.

Вайда культивировалась во многих странах, сбор листьев производили 2 раза в год: весной и осенью. Листья измельчали с небольшим количеством воды в однообразное тесто и оставляли его бродить в высоких горшках в течение 15 дней, после чего формовали из него шары и высушивали. Эти шары темно-сине-зеленого или желто-зеленого цвета при растирании с водой давали раствор, окрашивающий ткани в синий цвет. Лучшие сорта красителя готовили на юге Франции, они были известны под названием "пастель". В вайде содержится всего от 0,2 до 20% индиготина, т.е. 100 кг вайды имеют ту же красящую способность, что и 2 кг бенгальского индиго "среднего достоинства".

Кампеш - синее дерево (Hematoxylum соmресhiаnum), распространен в Южной и Центральной Америке. В Европу впервые привезен испанцами; в Россию ввозился через Ригу и Петербург. Высота дерева кампеш достигает 12-16 м. Для крашения использовали толченую древесину, подвергшуюся ферментизации для выделения гематоксилина и окисления последнего на воздухе в красящее вещество гематеин.

Кампеш употребляли для получения на шелке, шерсти и хлопке серых и черных оттенков. Как синий краситель применяли только как подцветку в смеси с другими красителями. Для крашения хлопка в серый и черный цвета использовали железные и хромовые соли (вплоть до XX в.). Однако выкраски по шелку оказались нестойкими по всем показателям. Значительно прочнее была хромовые "лаки", которые обычно и получали, особенно при крашении шерсти и шелка.

Берлинская лазурь - первый искусственный краситель, открытый случайно в 1704 году. Берлинская лазурь – ферроцианид железа - обладает высокой дисперсностью, что обеспечивает ей высокую проникающую способность и глубокое ровное окрашивание. Цвета, даваемые берлинской лазурью, отличаются повышенной яркостью, насыщенностью и некоторой резкостью. С желтыми красителями получаются сочные оттенки зеленого цвета.

- 9 -

Краситель достаточно светостойкий, но непрочный к мокрым обработкам. Под действием щелочи разлагается с совершенной потерей цвета.

Как синий краситель очень широко использовался в Европе в ХVШ - первой половине XIX века в живописи и для окрашивания тканей. В России этим красителем окрашивали в зеленый цвет шелк для знамен.

Красные красители

Марена (крапп) - краситель, содержащийся в корнях травянистого растения марены (Rubia tinctorum), известного с глубокой древности во всех частях света. Грекам и римлянам марена была известна под названием Erytrodamus и Vorentia.C середины ХVШ века марена была широко распространена во Франции, огромные плантации ее имелись в Голландии, Баварии, Бельгии, на Кавказе. Для крашения употреблялись только корни марены, которые тщательно промывали водой, просушивали и измельчали (толкли).

Марена содержит несколько красителей, основными из которых являются ализарин и пурпурин в виде глюкозидов. Применение марены в крашении основано на способности ализарина и пурпурина давать стойкие и яркие "лаки" с различными оксидами металлов. С оксидом железа образуются "лаки" черного или фиолетового цвета, с глиноземными протравами - ярко-красного или розового цвета, с оловянными протравами - огненно-красного цвета.

Мареной окрашивали шелк, шерсть, лен, хлопок. Окрашивание хлопка в кумачовый цвет проводили с помощью масляной протравы. Для этой цели сначала применяли оливковое (турнаптовое) масло, способное давать хорошие эмульсии. Такой эмульсией до 10 раз пропитывали ткань, после чего она приобретала способность соединяться как с минеральными солями, так и с красителями, в частности с ализарином. Окраска получалась яркая, живая, ткань мягкая, с блеском. Таким образом окрашивали кумач на ситцевых фабриках России. Турнантовое масло во второй половине XIX века постепенно вытеснялось касторовым маслом, получавшим название ализариновое масло.

- 10 -

В России, особенно в северных районах, наряду с широко распространенной мареной для окрашивания одежды и бытовых тканей использовали корень подмаренника, содержащий те же красители, но в незначительных количествах.

К концу ХIХ века искусственный ализарин, полученный в 1870 году, полностью вытеснил марену, культивирование и сбор которой постепенно потеряли свое значение.

Синтетический ализарин сохранил прекрасные прочностные свойства натуральной марены, но уступил ей по красоте даваемого цвета.

Кошениль - краситель, получаемый экстракцией высушенных самок насекомого Coccus cacti семейства червецов (Coccldae), распространенного прежде в Мексике на кактусах Opuntia coccinellipera (а затеи разводившегося в Алжире, Тунисе, Марокко, Испании на тех же кактусах, вывезенных из Южной Америки). Наиболее ценной является мексиканская кошениль, известная в Мексике как краситель с древних времен. Из 140 000 насекомых можно выделить 1 кг сухой кошенили. Собранных насекомых умерщвляли горячей водой или воздействием высокой температуры, помещая их в закрытых коробках в сильно нагретые пекарные печи. Внешний вид сухой кошенили похож на зерно и покрыт сероватым налетом, который состоит в основном из воска кокцерина. В XVI веке этот краситель считали продуктом растительного мира, среди других названий бытовало и название "канцелярское семя". Истинная природа красителя была описана голландским ученым Румером в 1729 году. Красящим веществом кошенили является карминовая кислота. Кошениль окрашивает шерсть и шелк по алюминиевой, оловянной, цинковой протравам, образуя яркие, удивительно красивые красные цвета, достаточно прочные к стирке и свету (уступающие, однако, по прочности окраске мареной).

При кипячении кошенили с водой в присутствии квасцов выпадает осадок, состоящий в основном из алюминиево-кальциевой соли карминовой кислоты, известной под названием кармин. В Европу кармин попал после завоевания Мексики испанцами в 1510 году, а изготовление из него краски началось в Голландии только в XVII веке. До сих пор кармин применяется в качестве акварельной краски, а также как пищевой и парфюмерный краситель.

- 11 -

Кермес - краситель, известный еще до открытия Америки и добываемый из самок червеца Cuccus ilicis, живущего на листьях кустарникового дуба Quercus ilex (Европа, Северная Африка).

Кермес заменил пурпур, но впоследствии сам был вытеснен мексиканской кошенилью. Существует несколько разновидностей кермеса: польский кермес, или немецкая кошениль Coccus poloncus, обитающий на подземных корнях Scelarantus perennis; русский червец Coccus uva urse, обитающий на корнях клубники и ежевики; восточный кермес, или армянская кошениль Porphyraphora Hamelii,распространенная на корнях злаковых растений в солончаках Араратской долины.

Сбор червеца происходил в июне-июле (возможно, отсюда и названия месяцев: июнь у поляков - червец, у чехов и словаков - червень, июль в Древней Руси именовался червень, а в Чехии и Словакии - червенец).

Красящее вещество извлекали из насекомых так же, как из кошенили. Краситель - кермесовая кислота, близкая карминовой.

В XVШ-XIX вв. кермес находил применение во Франции, Испании, Турции, России для окрашивания в основном шерстяных тканей в красный цвет. В Турции его использовали специально для окрашивания фесок. В кермесе содержится меньше красителя, чем в кошенили. Цвета, даваемые кермесом, не обладают такой яркостью, как цвета, полученные при крашении кошенилью, но отличаются сравнительно большей прочностью.

Из кермеса готовился "кармин", но более низкого достоинства, чем из кошенили.

Со времени начала ввоза мексиканской кошенили значение кермеса непрерывно снижалось, и в конце XIX века его расходовалось очень незначительное количество;

- 12 -

Орсейлъ - краситель, добываемый из лишайников Rоссеllа tinctoria и tecanora tartarea, которые произрастают на морских побережьях Европы и Африки; применялся для крашения без протрав шелка (шелкового бархата) и шерсти в пурпурные цвета. Орсейль была введена в красильное дело в самом начале ХIV века во Флоренции и имела чрезвычайно большое значение в красильном деле средневековья как заменитель античного пурпура. В конце ХVIII века краситель ввозили в Гавр, Марсель, Гамбург миллионами фунтов. В России имел широкое применение до XX века.

Красящее вещество растения - орссин - осаждали аммиаком из водного экстракта лишайников и отделяли при нагревании в виде густого фиолетового осадка. В древности лишайники обливали загнившей мочой и оставляли на воздухе для брожения, затем высушивали и растирали в красильный порошок.

Благодаря удивительной красоте окраски и несмотря на низкую светостойкость, орсейль употребляли на протяжении ХIV-ХIХ веков во всех европейских странах в значительных количествах.

Сафлор (Carthamus tinctorius) - однолетнее растение, родиной его является Египет и Ливан; культивировалось во многих странах Европы и на юге России ради семян и цветов. В семенах содержатся до 20% сафлорового масла. В крашении использовали цветы. Собранные лепестки перетирали между жерновами, промывали, прессовали и высушивали в тени. Сафлор содержит два красителя - желтый (непрочный) и красный. Для повышения содержания красного красителя - картамина - лепестки часто опускали в соленую воду, куда переходил желтый краситель.

Красный краситель сафлора - картамин - окрашивает хлопок и шелк в прекрасный розовый цвет с очень характерным золотистым отблеском rose carthame. Окраска малопрочная к свету, но подкупает своей исключительной красотой.

В Европе сафлор начали применять лишь в середине ХVII века, на Востоке он был известен издревле. В России растения сафлора культивировали в значительных количествах до конца XIX века в Саратовской, Астраханской, Таврической губерниях и на Кавказе.

Красный сандал - краситель (сантамин), содержащийся в древесине сандалового дерева Pherocarpus santalinus, родина которого Африка, Ост-Индия, Цейлон.

Сантамин нерастворим в воде, поэтому его экстрагировали из измельченной древесины щелочным раствором, а затем осаждали кислотами. Сандал применяли для окрашивания хлопка в коричневый цвет (по хромовой протраве), в синевато-красный цвет (по глиноземной и оловянной протраве). Шерсть окрашивали сандалом непосредственно, однако обычно и в этом случае краситель закрепляли по хромовой протраве. Довольно красивый красный оттенок на шерсти получался при предварительном пропитывании шерсти винным камнем и хлоридом олова. Устойчивость окраски сандалом к свету очень низкая.

Краситель применяли с ХVII до начала XX века. В Россию ввозили из-за границы в больших количествах.

- 13 -

Фернамбук - бразильское дерево, или цезальпиния (Caesalpinia), относящееся к семейству Раbасеае и произрастающее в Америке и Ост-Индии.

В продаже имелось несколько сортов фернамбука, отличающихся местом произрастания и оттенком даваемого цвета.

Красящий бесцветный пигмент дерева - бразилен - экстрагировали водой из размельченных древесных стружек,- а затем экстракты под действием кислорода окрашивались в красный цвет, так как бразилен окислялся в окрашенный бразилеин.

Прежде перед крашением измельченной стружке давали претерпеть ферментативный процесс, в результате чего окраска всегда была более яркой и интенсивной.

Для крашения шерсти (реже шелка) применяли соли алюминия, олова и хромовой кислоты, а еще чаще их смесь, и при этом получали довольно яркие оттенки красного цвета. Крашение вели в кислой среде.

В конце XIX века фернамбук применяли только в ситцепечатанье, причем окраски отличались очень низкой прочностью к свету и мылу. Протравами служили соли олова и алюминия. Часто красное дерево применялось в смеси с мареной для окрашивания тканей в различные оттенки красного цвета.

- 14 -

Зеленые красители

Локао (китайская зелень) - краситель, извлекаемый из коры растений семейства крушиновых Rhamnales (Rhamnus chloroforus и Rhamnus utilis). Краситель с древних времен применяли только в Китае.

Красящее вещество - локаин (локаиновая кислота) - было выделено с китайской ткани и исследовано в 1848 году.

Локао применяли для окрашивания в зеленый цвет шерсти (без протравы), хлопка (в щелочном растворе хлорида олова), шелка (с протравливанием в железном купоросе). Краситель приобретал зелёный цвет при окислении на воздухе.

Желтые красители

Желтый сандал. Красящие вещества (морин и маклурин) содержатся в древесине деревьев Morus tinctoria (Южная Америка, Азия). Сандал употребляли с ХVII до XX века как желтый краситель для шерсти, шелка, кожи, а также в качестве составной части лекарств.

С алюминиевыми, оловянными и хромовыми протравами получали различные оттенки желтого цвета, с медными протравами - оливковые тона, с железными - темно-оливковые. Сандал использовали и как подцветку для получения черного цвета.

Все получаемые с помощью сандала оттенки очень легко выцветали на свету.

- 16 -

Физетовое дерево (фустик). Красящее вещество извлекали путем экстрагирования водой из размельченной древесины деревьев Rhus cotimis, произрастающих в южной Европе и на Антильских островах.

В ХVП-ХVШ веках фустик широко применяли для окрашивания шелка, получая различные оттенки желтого цвета. К концу XIX века фустик применяли лишь незначительно для окрашивания шерсти в оранжевый цвет по алюминиевой протраве и в коричневый - по хромовой.

Окраски фустиком обладают хорошей прочностью к мыльным обработкам, но не устойчивы на свету.

Церва (вау, резеда). Красящее вещество содержится в наземной части растения Reseda luteola, распространенного в диком состоянии по всей Европе и Азии, а ранее культивировавшегося в Германии, Англии, Франции, России. К концу XIX века церва полностью потеряла свое значение как краситель.

Красящее вещество - лютеолин. Краситель в больших количествах использовали для крашения шелка и шерсти в желтый цвет с применением глиноземной протравы. Полученная окраска отличалась высокой светостойкостью.

Кверцитрон (цедрон). Красящее вещество кверцетин содержится в коре некоторых пород дуба Quercus tinctoria, родиной которых является Северная Америка. В Европу был привезен в 1775 году; выращивался во Франции и Германии. Быстро вошел в красильную практику, так как обладает повышенным содержанием красящего вещества.

Этот краситель обнаружен и в других растениях (цветах и плодах конского каштана, коре квебрахо, конском сумахе, луковой шелухе), где содержится в виде глюкозида, разлагающегося серной кислотой на кверцетин и сахар.

Кверцетин дает с солями алюминия и олова "лаки" желто-оранжевого цвета яркие и красивые. Кверцитрон применяли в основном для крашения шерсти и хлопка, также в ситцепечатанье и в качестве подцветки при окраске шелка кампешем в черный цвет.

Краситель использовали до начала XX века. Прочность получаемых окрасок к свету невелика.

- 17 -

Шафран. Красящее вещество содержится в рыльцах растения Crocus sativus. Родина шафрана - Восток, оттуда растение распространилось по всему югу Европы и культивировалось во Франции, Италии, Австрии, России, а также на северном побережье Африки.

Красящее вещество шафрана - кроцетин. Краситель считался очень дорогим, так как для получения 1 кг шафрана необходимо высушить не менее 80 000 цветов (в XIX веке во Франции производили в год до 15 000 кг шафрана).

Для окрашивания ткани в желтый цвет краситель экстрагировали водой из высушенных рылец или цветов шафрана. Для получения красной окраски высушенные цветы обрабатывали водным раствором поташа и к полученному раствору добавляли уксус. Его использовали в основном для окрашивания льняного полотна в красный и розовый цвет, а также для окрашивания шелка в желтый цвет. Красящая способность шафрана достаточно высока, но прочность окраски к действию света невелика.

Потеряв в XIX веке значение в качестве красителя для тканей, широко применялся как пищевой краситель, а также в медицине и косметике.

Куркума (желтый корень, имбирь) - краситель представляет собой высушенный корень растений Curcuma tinctoria, произрастающих в диком состоянии в восточной Азии, а в Китае тщательно культивируемых. Корни лучших сортов растений - куркумы китайской и бенгальской - имеют в разрезе ярко-оранжевый цвет и обладают приятным ароматом.

Красящее вещество куркумы - куркумин - нерастворим в воде, но хорошо растворяется в спирте и в уксусной кислоте.

Характерная особенность куркумы - окрашивать в желтый цвет белковые и целлюлозные волокна без протравы.

Крашение ведется в отваре куркумы при температуре не выше 60°с, причем за 30 мин. ткань приобретает интенсивный желтый цвет.

Получаемые выкраски очень непрочны к свету и мокрым обработкам. Под действием слабой щелочи (мыла) желтый цвет легко изменяется на бурый. Однако благодаря низкой стоимости и легкой способности к окрашиванию куркуму широко применяли для получения смешанных оттенков цветов оливкового, коричневого и других, а также и в качества подцветки при окрашивании сафранином.

- 18 -

Барбарис. (Barberis vulgaris) - деревца, высотою 2-3 м, которые произрастают по всей Европе и Азии. Благодаря красивым цветам и плодам их широко разводят в садах.

Красящее вещество - берберин сосредоточен в коре (до 17%), покрывающей корень. В стволе содержится значительно меньше красителя.

Барбарис применяли для окрашивания в желтый цвет шерсти и шелка без протрав, а хлопка после обработки его танином, а также для окрашивания дерева и кож (в основном сафьянов).

К XX веку барбарис как краситель употреблять перестали.

Орлеан (року, аннато) - краситель, который готовили из плодов кустарникового растения Вixа orellana, произрастающего в Центральной Америке. Известно два сорта орлеана - бенгальский и американский.

Орлеан окрашивал в оранжево-красный цвет шерсть и шелк без протрав, а хлопок с алюминиевой протравой. Окраски обладали низкой стойкостью к мыльным обработкам и свету, поэтому к началу XX века орлеан как текстильный краситель потерял свое значение.

Под названием бексин экстракт орлеана использовали в качестве пищевого спирто- и жирорастворимого красителя.

Грушка - краситель из высушенных ягод различных видов Rhamnus (грушка персидская, плоды крушины, персидские ягоды, авиньонские зерна). Растения культивировали во Франции, Испании, Иране и Италии. Ягоды собирали, когда они уже налились, но оставались еще зелеными. У плодов неприятный запах и горький вкус. Место и время сбора плодов оказывает значительное влияние на качество крашения. Лучшей считали грушку персидскую.

Основной краситель - рамиетин; в незначительных количествах присутствуют также рамназин, кверцетин и др. Краситель содержится только в наружном слое ягод.

Грушку применяли только для окрашивания шерсти по глиноземной и оловянной протравам в различные оттенки желтого цвета. В комбинации с синими красителями получали различные оттенки зеленого цвета. Основное количество красителя использовали в ситцепечатании.

Получаемые при крашении "лаки" обладают достаточно высокой стойкостью окраски.

В живописи наряду с охрами применяли краску "шишгель", которую получали из различного вида крушиновых растений.

- 19 -

Китайские желтые ягоды (вонгим) - краситель, содержащийся в плодах китайского растения Gardenia florida. Красящее вещество идентично с красителем шафрана. В XIX веке экспортировался из Китая.

Китайские ягоды применяли для окрашивания в желтый цвет шелка (без протравы), а также шерсти и хлопка с алюминиевой и оловянной протравами.

Дубильные вещества

Дубильные вещества применяли при окрашивании в черные, серые, коричневые и вообще темные цвета. Для этого использовали дубовую и ольховую кору, чернильные орешки, ягоды черники и др.; с солями железа и просто с железом получали темные окраски. В древности дубильные вещества использовали и для приготовления чернил. Все дубильные вещества обладают вянущим вкусом, с солями железа способны давать "лаки" темного цвета.

Сырая кожа легко извлекает дубильные вещества из раствора; этой же способностью, но в меньшей степени обладают волокна шелка, шерсти и даже хлопка.

Все дубильные вещества делятся на две большие группы, дающие с солями железа сине-черное и зеленовато-черное окрашивания. Дубители, дающие зеленовато-черное окрашивание, более распространены. Они употребляются для дубления кожи, но мало пригодны как протрава. Дубильные вещества, дающие сине-черное окрашивание, являются производными галловой кислоты. Они не пригодны для дубления кож, но имеют большое значение в качестве протравы.

К дубильным веществам этого типа относятся танин, который по составу является ангидридом галловой (или дагалловой) кислоты. Танин можно получить обработкой дубильных веществ смесью воды, спирта и эфира и последующим выпариванием полученного раствора в вакуумных аппаратах. При хранении растворов танина необходимо добавлять 0,25% крепкого спиртового раствора карболовой кислоты для подавления ферментного разложения.

Шелк быстро и легко поглощает особенно из горячих растворов значительное количество танина (до 15% массы ткани). Хлопок также может поглощать танин в больших количествах, но он не закрепляется на волокне и снова переходит в раствор при промывке водой. Для закрепления танина на хлопке пользуются дополнительными протравами, обычно солями сурьмы, алюминия, железа. Эти протравы, соединяясь с танином, также соединяются с красителем с образованием цветных лаков, обладающих повышенной прочностью.

- 20 -

Танинсодержащие препараты

Чернильные орешки - наросты на листьях дуба, являющиеся продуктом жизнедеятельности насекомых (содержание танина 40-65%),

Китайские орешки - то же самое (содержание танина до 75%); в Россию стали ввозиться в ХVШ веке.

Сумак или шмак - листья и стебли растения, культивируемого на юге Европы и в Турции (содержание танина до 10-17%); встречается также на Кавказе и в Крыму.

Бабла - плоды африканской акации (содержание танина до 16%).

Кнопперсы - недозревшие желуди дуба (содержание танина 25-45%); собирали в Венгрии.

Валлонеа - чашечки желудя дуба (содержание танина 25-45%); собирали на юге Европы, в Сирии, Малой Азии, Греции.

Кашу - сок тропических мимоз и пальм; содержит дубильные кислоты катехин и катеху.

Каштановый экстракт - сгущенный сок водного настоя конского каштана, содержит дубильную кислоту, дающую с солями железа зелено-черное окрашивание; часто применялся для окрашивания шелка в черный цвет.

- 21 –

Список литературы

1. Коган И.М. Химия красителей. - М., 1956.

2. Добрынин И.А. Естественные органические красящие вещества. - Л.,.1929.

3. Ротмунд В.А. Современный красильщик по тканям и пряже: Полное руководство окрашивания бумажных, шелковых, шерстяных и смешанных материй и пряжи. - М., 1903.

4. Киплик Д.К. Техника живописи. - М.; Л., 1950.

5. Шапошников В.Г. Общая технология волокнистых и красящих веществ: Введение к специальному изучению химической технологии отбельно­го, красильного и печатного производств. - Киев, 1912.

6. Фармаковский М.В. Акварель, ее техника, реставрация и консервация. - Л., 1950.

7. Ногид И.Л. Естественные органические красители, применявшиеся в России для окраски тканей // Сообщения ВЦНИЛКР: Приложение IV.-М., 1969. - С. 111-128.

8. Лукьянов П.М. История химических промыслов и химической промышленности в России до конца XIX в.: Т. 4. -М., I955.

9. Голиков В.П. Природные органические красители музейных текстильных изделий // Сер.: Музееведение и охрана памятников. Реставрация и консервация музейных ценностей: Вып. I / ГБЛ, "Информ-культура". - М., 1981.

10. Ёлкина А.К. Крашение дублировочных материалов естественными органическими и кубовыми красителями // Художественное наследие: Хранение, исследование, реставрация: Вып. 6 (36) /ВНИИР. -М., I960. - С. 95-111.

11. Петерс Р.Х., Текстильная химия: (Физическая химия крашения). -В 2-х частях.- М., 1989.

I. Реставрационные ткани

Уже в начальный период развития реставрации музейного текстиля в нашей стране наряду с основными принципами проведения реставрации были выработаны требования к вновь вводимым в памятник вспомогательным тканям. Основными требованиями были следующие:

а) применять ткани только из натуральных волокон;

б) не использовать древние ткани из вспомогательного фонда, чтобы не вызвать искажения памятника в будущих исследованиях;

в) при необходимости введения нового фона в древнерусское шитье использовать льняное полотно суровое или окрашенное в синий "индиговый" цвет (крашенину);

г) для дублирования применять хлопчатобумажный тюль, окрашенный в условный тон;

д) не пытаться приблизить условный тон реставрационной ткани к цвету подлинника.

Тонирование тюля проводили некоторыми солями металлов, например, солью Мора (NH4)2S04' Fe S04'6H20 для получения голубоватых оттенков и бихроматом калия K22O7 для получения оттенков желтого цвета. Из растительных красителей применяли кору дуба, дающую оттенки бежевого цвета. Позднее стали применять искусственные (анилиновые) красители для домашнего крашения.

В настоящее время отношение к возможному выбору вспомогательных тканей и их цвету значительно изменилось. Реставраторы, сохраняя условность вновь вводимых в памятник тканей и не допуская имитации подлинных тканей (в соответствии с принципами реставрации), стремятся работать с современными тканями, близкими к подлинным по составу волокна, толщине и цвету, что делает эстетическое восприятие памятника более целостным.

Традиционно используются ткани только из натуральных волокон животного и растительного происхождения. Условность реставрационных тканей обуславливается их полотняным переплетением.

Для дублирования и восполнения утрат, а также для подведения реставрационного фона применяются следующие натуральные шелковые ткани: тонкий газ (арт. 1509, шир. 85 см; арт. 15002, шир. 90 см); газ шифон (плотный газ) (арт. 1500, 15001, 1510, шир. 110 см); эксцельсиор (арт. 15006, шир. 95 см); специальное полотно (арт. 16003, шир. 95 см); фуляр (арт. 12028, шир. 100 см); туаль (арт. 12005, шир. 80 см); шелк "Заря" (арт. 12005, шир. 140 см); полотно (арт. 12002, пир. 80 см); эксцельсиор суровый (арт. 15006, шир. 95 см).

- 23 -

Из шерстяных тканей применяются несколько видов флагтуха, отличающихся толщиной и плотностью.

Ассортимент тонких хлопчатобумажных тканей, помимо традиционно применяющихся тюля (арт. 8713, шир. 71), батиста (арт. 1503, шир. 80), маркизета (арт. 1465, шир. 80), расширен такими современными тканями, как маль-маль (арт. 331, шир. 125 см; арт. 305, шир. 80 см); вуаль восточная (арт. 1425, шир. 100); чалма отбеленная (арт. 332, шир. 125); миткаль Т-2 (арт. 6952, шир. 103); мадаполам (арт. 351, шир. 80).

В число применяемых целлюлозных тканей входит также льняное полотно разной зернистости (арт. 09132, 0913, 09154, 09173). Следует иметь в виду, что выпуск чистого льняного полотна, такого как равентух полубелый (арт. I3108), постоянно сокращается, уступая место льну с добавлением лавсана (микродобавки -до 8% и основные добавки - до 33%). Ткани с лавсаном отличаются рядом нежелательных свойств: они плохо смачиваются и окрашиваются, накапливают статическое электричество, что ведет к увеличению загрязненности ткани и т.д. По указанной причине ткани с лавсаном, а также другие ткани, в состав которых входят искусственные волокна, в реставрации применять не рекомендуется.

- 24 -

Список литературы

1. Садов Ф.И.. Корчагин М.В.. Матецкий А.И. Химическая технология волокнистых материалов. - М., 1968.

2. Бородкин В.Ф. Химия красителей. - М., 1981.

3. Химия синтетических красителей.-Том IV /Под ред. К.Венкатарамана. - Л., 1975.

4. Граусман О.M. Химические материалы, красители и моющие средства. - М., 1985.

Ш. ПОДГОТОВКА ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ К КРАШЕНИЮ

По характеру происхождения текстильные волокна делятся на натуральные и химические. Натуральные волокна разделяются на волокна животного происхождения (шерсть, шелк) и растительного (хлопок, лен, джут, рами и т.д.). Все натуральные волокна построены из природных полимеров. Ткани из любых волокон перед крашением необходимо освободить от сопутствующих веществ, шлихты и аппрета.

Подготовка тканей из животных волокон

Суровая шерстяная ткань или пряжа содержат различные примеси, т.е. остатки жира, замасливающие вещества, нанесенные на волокна для улучшения прядильных свойств, и шлихту. Метод промывки основан на омылении и эмульгировании жиров и масел. Для этого используют натриевые и триэтаноламиновые мыла с добавлением соды, а также синтетические моющие препараты (жидкие моющие средства "Альфия", "Каштан", "Прогресс"). В случаях необходимости отбелки шерсти применяют пероксид водорода. Во избежание разрушения шерстяного волокна условия их отбеливания должны быть мягче, чем при отбеливании хлопчатобумажных тканей. Для этой цели используют слабощелочную аммиачную ванну при температуре 50°С.

Подготовка натуральног


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.111 с.