Нормативно-правовые основы охраны природной среды — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Нормативно-правовые основы охраны природной среды

2017-05-16 313
Нормативно-правовые основы охраны природной среды 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Экологическое и природоресурсное законодательство является частью экологического права как системы норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы в целях сохранения, оздоровления и улучшения окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений людей.

Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции РФ и состоит из Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

Закон устанавливает систему природоохранного законодательства, основные принципы и объекты охраны окружающей природной среды, порядок управления ею. В нем зафиксировано право граждан РФ на благоприятную среду обитания. Важнейший раздел закона "Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды" устанавливает принцип платности использования природных ресурсов. Закон устанавливает принципы нормирования качества окружающей природной среды, порядок проведения государственной экологической экспертизы, экологические требования к размещению, проектированию, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации предприятий. Отдельные разделы закона посвящены чрезвычайным ситуациям; особо охраняемым территориям и объектам; принципам экологического контроля; экологическому воспитанию, образованию и научным исследованиям; ответственности за экологические правонарушения, порядку возмещения причиненного вреда.

В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" введено санитарное законодательство, которое основывается на Конституции РФ, положениях указанного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Санитарное законодательство устанавливает критерии безопасности для человека, факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности.

Отдельные вопросы защиты окружающей среды и экологической безопасности регулируются Водным кодексом РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ, Земельным кодексом РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ, федеральными законами от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", иными нормативными актами. К последним относятся:

– санитарные нормы и правила (СанПиН), обеспечивающие необходимое качество природных компонентов (воздуха, воды, почв);

– строительные нормы и правила (СНиП), устанавливающие порядок учета экологических требований при проектировании, строительстве и приемке в эксплуатацию объектов экономики, административных и жилых зданий;

– документы Ростехнадзора, определяющие принципы охраны окружающей среды при разработке недр;

– общефедеральные нормативные документы, устанавливающие принципы контроля природных сред, расчеты ожидаемых концентраций в них загрязняющих веществ и т.д.;

– система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов (ССОП). Например, ГОСТ 17.0.0.01–76 "Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов. Основные положения", утвержденный постановлением Госстандарта СССР от 25 марта 1976 г. № 699;

– отраслевые нормативные акты;

– документация предприятий по охране окружающей среды.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ указывает на необходимость повышения ответственности всех органов управления, а также отдельных граждан за соблюдение природоохранительного законодательства. В этом законе определены неотложные меры по охране природы: обязательная экологическая экспертиза новой техники, реконструкция, техническое перевооружение народнохозяйственных объектов, разработка долгосрочной государственной программы охраны окружающей среды; внедрение малоотходных и безотходных технологических процессов и комплексной переработки природного сырья, разработка автоматизированных систем и приборов контроля за состоянием окружающей среды.

В РФ осуществляется государственный, производственный, муниципальный и общественный контроль в области охраны окружающей среды. В гл. X Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ определены задачи в области охраны окружающей среды, требования к осуществлению государственного, производственного контроля и общественного контроля в области охраны окружающей среды.

Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Общественный контроль осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством. Результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

Для осуществления природоохранной деятельности и успешного управления качеством природной среды должна быть подготовлена соответствующая нормативно-техническая база. С этой целью разработаны и утверждены государственные стандарты, соответствующие международным требованиям, например ГОСТ Р ИСО 14001–2007 "Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению", утвержденный приказом Ростехрегулирования от 12 июля 2007 г. № 175-ст.

Государственные стандарты по охране природы разрабатываются давно и выделены в отдельную систему стандартизации – "Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов". ССОП объединяет девять подсистем, каждая из которых представляет собой комплекс организационно-методических документов в области охраны того или иного компонента среды или природы в целом.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.