Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
|
из
5.00
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
|
|
по отношению к лицам с ОВЗ педагогический процесс
21. Составить опорные схемы по вопросам «Система специального образования в России», «Основные направления реформирования системы специального образования в России», «Система специального образования в Республике Мордовия».
22. С опорой на материал темы «Система специального образования в России» заполнить таблицу:
| Министерство | Решаемые задачи | Сеть учреждений |
| Министерство здравоохранения РФ | ||
| Министерство образования и науки РФ | ||
| Министерство труда и социального развития РФ |
23. Рассмотреть и проанализировать различные формы образования и оказания специализированной помощи детям с ОВЗ.
24. Охарактеризуйте специальные (коррекционные) учреждения по направленности и спектру решаемых задач.
25. Охарактеризовать специальные (коррекционные) образовательные учреждения по организационно-правовой форме.
26. Составить опорные схемы по вопросам «Интегрированное обучение лиц с ОВЗ», «Инклюзивное образование лиц с ОВЗ».
27. Охарактеризовать основные идеи реформирования системы специального образования в России.
28. Охарактеризуйте основные тенденции развития специального образования в России.
29. По вопросу «Интегрированное обучение: достижения и проблемы» заполнить таблицу:
| Преимущества подхода | Существующие проблемы |
30. Подготовить мультимедийную презентацию по теме «Инклюзивное образование лиц с ОВЗ».
Модуль 2. Основы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья
1. Определить значение, роль и место коррекционно-педагогической работы в системе образования детей с ОВЗ, определить основные функции ее составных частей, а также факторы успешности.
2. Изобразить графически взаимосвязь процессов воспитания, обучения, развития и формирования личности. Трансформировать полученную схему с учетом специфики развития личности ребенка с ОВЗ. Определить роль коррекционно-педагогической работы в данной системе.
3. Охарактеризовать основные функции коррекционно-педагогического процесса.
4. Соотнести понятия и их определения:
ü Система лечебно-педагогических мероприятий, направленная на предупреждение и лечение патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся в социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможностей учиться, трудиться и быть полезным членом общества, это
| а) социальная адаптация, б) реабилитация, | в) коррекция, г) абилитация. |
ü Замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма – это
| а) коррекция, б) компенсация, | в) реабилитация, г) адаптация. |
ü Обучение и воспитание детей с различными нарушениями психофизического развития в учреждениях общей системы образования совместно с нормально развивающими детьми – это
| а) реабилитация, б) интегрированное обучение, | в) социальная адаптация, г) специальное образование. |
ü Система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей, – это
| а) компенсация, б) адаптация, | в) коррекция, г) реабилитация. |
ü Активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе, – это
| а) специальное образование, б) реабилитация, | в) социальная адаптация, г) абилитация. |
5. Составить опорные схемы «Принципы построения коррекционно-педагогического процесса», «Средства реализации коррекционно-педагогической работы».
6. Раскрыть взаимосвязь компонентов дидактики системы образования лиц с ОВЗ (см. схему 1).
Схема 1
Основные компоненты дидактики системы образования лиц с ОВЗ
Особые образовательные потребности лиц с ОВЗ
↓
Цель и задачи образования лиц с ОВЗ
↓
Государственный образовательный стандарт общего образования
лиц с ОВЗ и содержание образования
↓
Технологии и методы обучения лиц с ОВЗ
↓
Формы организации обучения лиц с ОВЗ
↓
Средства обучения лиц с ОВЗ
↓
Результаты образования лиц с ОВЗ
7. Сделать сравнительный анализ государственного образовательного стандарта общего образования и специального государственного образовательного стандарта общего образования лиц с ОВЗ (по отдельным направлениям).
8. Составить опорные схемы по вопросам «Принципы образования лиц с ОВЗ», «Носители содержания образования лиц с ОВЗ», «Структура государственного образовательного стандарта общего образования лиц с ОВЗ», «Методы образования лиц с ОВЗ», «Формы образования лиц с ОВЗ», «Средства образования лиц с ОВЗ».
Модуль 3. Педагогические системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья
1. Дать краткую характеристику педагогической системе образования детей с задержками психического развития.
2. Дать краткую характеристику педагогической системе образования лиц с умственной отсталостью.
3. Дать краткую характеристику педагогической системе образования лиц с нарушениями слуха.
4. Дать краткую характеристику педагогической системе образования лиц с нарушениями зрения.
5. Дать краткую характеристику педагогической системе образования лиц с нарушениями речи.
6. Дать краткую характеристику педагогической системе образования лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
7. Дать краткую характеристику педагогической системе образования лиц с синдромом раннего детского аутизма.
8. Дать краткую характеристику педагогической системе образования лиц со сложными дефектами.
9. Дать характеристику гуманистическим образовательным системам: педагогике Марии Монтессори и Рудольфа Штайнера.
10. Актуализировать теоретический материал по узловым вопросам курса «Дефектология», обобщить материалы по актуальным проблемам дефектологии, опубликованные в журнале «Дефектология» и специальной литературе.
11. Составить опорные схемы «Актуальные проблемы дефектологии», «Актуальные проблемы специального образования», «Актуальные проблемы инклюзивного образования» «Правовые основы образования лиц с ОВЗ», «Клинические исследования в области дефектологии».
12. Подготовить аналитический обзор актуальных проблем дефектологии, специального и инклюзивного образования лиц с ОВЗ.
13. Подготовиться к участию в работе круглого стола «Дефектология: приоритеты, достижения, актуальные проблемы и перспективы развития».
Варианты контрольных работ (материалы для текущего контроля)
Контрольная работа № 1
Вариант 1
1. Назовите отрасли дефектологии и дайте определение олигофренопедагогике как науке.
2. Охарактеризуйте правовые основы образования лиц с ОВЗ.
3. Раскройте связь дефектологии с философскими науками.
4. Дайте понятия о «норме и «патологии».
5. Приведите классификации нарушений развития личности.
Вариант 2
1. Назовите отрасли дефектологии и дайте определение сурдопедагогике как науке.
2. Охарактеризуйте клинические основы дефектологии.
3. Раскройте связь дефектологии с клиническими науками.
4. Дайте понятие психического дизонтогенеза.
5. Приведите основные виды патологического развития личности.
Вариант 3
1. Назовите отрасли дефектологии и дайте определение тифлопедагогике как науке.
2. Охарактеризуйте психологические основы дефектологии.
3. Раскройте связь дефектологии с психологическими науками.
4. Дайте понятие патологического развития.
5. Приведите основные формы психического дизонтогенеза.
Вариант 4
1. Назовите отрасли дефектологии и дайте определение логопедии как науке.
2. Охарактеризуйте философские основы дефектологии.
3. Раскройте связь дефектологии с педагогическими науками.
4. Дайте понятие нарушения в развитии.
5. Приведите биологические и социальные факторы развития ребенка с ОВЗ.
Контрольная работа № 2
Вариант 1
1. Дайте определение системы специального образования.
2. Охарактеризуйте первый этап становления национальных систем специального образования.
3. Назовите принципы государственной политики в области образования лиц с ОВЗ.
4. Сформулируйте основные тенденции развития системы образования лиц с ОВЗ на современном этапе развития государства, общества и науки.
Вариант 2
1. Назовите факторы развития системы специального образования.
2. Охарактеризуйте второй этап становления национальных систем специального образования.
3. Назовите и кратко охарактеризуйте международные документы, регламентирующие отношение государства к лицам с ОВЗ.
4. Сформулируйте основные тенденции развития системы образования лиц с ОВЗ на современном этапе развития государства, общества и науки.
Вариант 3
1. Назовите основные этапы эволюции отношения государства и общества к лицам с ОВЗ.
2. Охарактеризуйте третий этап становления национальных систем специального образования.
3. Назовите и кратко охарактеризуйте отечественные законодательные акты, регламентирующие отношение государства к лицам с ОВЗ.
4. Сформулируйте основные тенденции развития системы образования лиц с ОВЗ на современном этапе развития государства, общества и науки.
Вариант 4
1. Назовите основные этапы становления национальных систем специального образования.
2. Охарактеризуйте четвертый этап становления национальных систем специального образования.
3. Назовите и кратко охарактеризуйте отечественные законодательные акты, регламентирующие вопросы образования лиц с ОВЗ.
4. Сформулируйте основные тенденции развития системы образования лиц с ОВЗ на современном этапе развития государства, общества и науки.
Контрольная работа № 3
Вариант 1
1. Дайте определение понятия дефектологии и назовите объект, предмет данной науки.
2. Дайте характеристику принципов коррекционной направленности специального образования и ранней медико-психолого-педагогической коррекции нарушенной функции.
3. Назовите актуальные проблемы дефектологии.
4. Охарактеризуйте связь дефектологии с медицинскими науками.
5. Раскройте правовые основы образования лиц с ОВЗ.
6. Назовите формы психического дизонтогенеза по В. В. Лебединскому и охарактеризуйте поврежденное развитие.
7. Дайте характеристику вертикальной структуры системы специального образования в России.
8. Назовите специальные (коррекционные) учреждения по направленности и спектру решаемых задач.
9. Сформулируйте основные идеи модернизации системы специального образования.
10. Дайте определение коррекционно-педагогического процесса и охарактеризуйте такую его составляющую, как воспитание.
11. Раскройте сущность коррекционной направленности обучения и воспитания лиц с ОВЗ.
12. Назовите основные этапы и тенденции становления национальных систем специального образования.
13. Охарактеризуйте формы и средства организации коррекционно-педагогического процесса в системе образования лиц с ОВЗ.
14. Дайте краткую характеристику образования лиц с нарушениями зрения.
15. Раскройте кратко сущность одной из актуальных проблем дефектологии (по выбору).
Вариант 2
1. Дайте определение понятия дефектологии и назовите ее основные задачи.
2. Дайте характеристику принципов коррекционной направленности специального образования и комплексного подхода к диагностике и реализации потенциальных возможностей детей в специальном обучении и воспитании.
3. Назовите направления научного поиска дефектологии.
4. Охарактеризуйте связь дефектологии с философскими науками.
5. Раскройте клинические основы дефектологии.
6. Назовите формы психического дизонтогенеза по В. В. Лебединскому и охарактеризуйте задержанное развитие.
7. Дайте характеристику горизонтальной структуры системы специального образования в России.
8. Назовите специальные (коррекционные) учреждения по организационно-правовой форме и профилю.
9. Сформулируйте наиболее важные, на Ваш взгляд, направления развития системы образования лиц с ОВЗ.
10. Дайте определение коррекционно-педагогического процесса и охарактеризуйте такую его составляющую, как развитие.
11. Раскройте сущность коррекционной направленности обучения и воспитания лиц с ОВЗ.
12. Назовите основные этапы и факторы развития системы специального образования.
13. Охарактеризуйте особые образовательные потребности лиц с ОВЗ и принципы их образования.
14. Дайте краткую характеристику образования лиц с нарушениями слуха.
15. Раскройте кратко сущность одной из актуальных проблем дефектологии (по выбору).
Вариант 3
1. Дайте определение понятия дефектологии и назовите принципы дефектологической науки.
2. Дайте характеристику принципов коррекционной направленности специального образования и дифференцированного подхода в специальном обучении и воспитании детей с ОВЗ.
3. Назовите предметные области дефектологии и охарактеризуйте процесс их дальнейшей дифференциации.
4. Охарактреризуйте связь дефектологии с психолого-педагогическими науками.
5. Раскройте социокультурные основы дефектологии.
6. Назовите формы психического дизонтогенеза по В. В. Лебединскому и охарактеризуйте общее психическое недоразвитие.
7. Дайте общую характеристику системы специального образования в России.
8. Назовите специальные (коррекционные) учреждения по ведомственной принадлежности.
9. Выскажите Ваше мнение по поводу дальнейшего развития системы специального образования лиц с ОВЗ в России.
10. Дайте определение коррекционно-педагогического процесса и охарактеризуйте такую его составляющую, как обучение.
11. Раскройте сущность коррекционной направленности обучения и воспитания лиц с ОВЗ.
12. Назовите основные этапы становления национальных систем специального образования и охарактеризуйте современный этап развития отечественной системы специального образования.
13. Охарактеризуйте технологии и методы образования лиц с ОВЗ.
14. Дайте краткую характеристику образования лиц с нарушениями речи.
15. Раскройте кратко сущность одной из актуальных проблем дефектологии (по выбору).
Тестовые задания
ВАРИАНТ 1
1. Наука, изучающая закономерности развития, обучения, воспитания и социализации лиц с нарушением зрения, – это
| а) олигофренопедагогика, б) специальная педагогика, в) тифлопедагогика, | г) сурдопедагогика, д) специальная психология, е) логопедия. |
2. Укажите принципы, соответствующие дефектологии как науке
а) принцип научности в обучении,
б) принцип ранней медико-психолого-педагогической коррекции нарушенной функции,
в) принцип дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей с ОВЗ,
г) принцип систематичности обучения.
3. Укажите, что предполагает принцип коррекционной направленности обучения и воспитания детей с ОВЗ
| а) непрерывность дошкольно-школьного и профессионального обучения; б) опору на выявление и использование потенциальных возможностей ребенка; в) специфическую организацию трудовой подготовки, внеклассных и внешкольных занятий; г) прочность усвоения знаний, умений и навыков. |
4. Укажите медицинские науки, с которыми связана дефектология
| а) возрастная психология, б) педиатрия, в) медицинская генетика, г) общая патология, | д) психопатология, е) социология, ж) невропатология детского возраста, з) патология органов слуха и речи. |
5. Укажите методы теоретического исследования дефектологии:
| а) методы опроса, б) теоретический анализ, в) индуктивный метод, г) ранжирование, | д) изучение документации, е) составление библиографии, ж) шкалирование, з) реферирование. |
6. Укажите состояния, вызванные отставанием развития
| а) недоразвитие, б) задержанное развитие, в) поврежденное развитие, | г) дефицитарное развитие, д) искаженное развитие, е) дисгармоническое развитие. |
7. Определите соответствие форм психического дизонтогенеза и типичных им состояний:
| 1) задержанное развитие, 2) искаженное развитие; | а) ранний детский аутизм, б) нарушение анализаторных систем, в) олигофрения, г) психопатия, д) задержка психического развития, е) дементное слабоумие. |
8. Укажите вид специальной (коррекционной) школы
| 1) для детей с ЗПР, 2) для слепых детей; | а) специальная (коррекционная) школа I вида, б) специальная (коррекционная) школа II вида, в) специальная (коррекционная) школа III вида, г) специальная (коррекционная) школа IV вида, д) специальная (коррекционная) школа V вида, е) специальная (коррекционная) школа VI вида, ж) специальная (коррекционная) школа VII вида, з) специальная (коррекционная) школа VIII вида. |
9. Укажите функции коррекционно-педагогического процесса
| а) диагностическая, б) коррекционно-образовательная, в) реабилитационная, | г) комбинированная, д) коррекционно-воспитательная, е) коррекционно-развивающая. |
10. Система лечебно-педагогических мероприятий, направленная на предупреждение и лечение патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся в социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможностей учиться, трудиться и быть полезным членом общества, – это
| а) социальная адаптация, б) реабилитация, | в) коррекция, г) абилитация. |
11. Целенаправленное стандартизированное обследование, проводимое в строго контролируемых условиях с целью объективного измерения изучаемых характеристик педагогического процесса, – это
| а) эксперимент, б) тестирование, | в) анкетирование, г) наблюдение. |
12. Замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма – это
| а) коррекция, б) компенсация, | в) реабилитация, г) адаптация. |
13. Укажите из предложенных методов воспитания информационные методы
| а) беседа, б) ручной труд, в) примеры из окружающей жизни, г) экскурсии, | д) встречи, е) игра, ж) педагогическое требование, з) порицание. |
14. Укажите третий этап становления национальных систем специального образования
а) этап развития и дифференциации системы специального образования,
б) этап начала обучения детей с сенсорными нарушениями и создания первых специальных учебных заведений,
в) этап становления системы специального образования,
г) этап создания правовой базы и развития процессов интеграции в сфере специального образования,
д) этап создания необходимости призрения инвалидов.
15. Укажите виды нарушений, дифференцируемые по времени и характеру повреждения
| а) врожденные (в т.ч. наследственные), б) органические, в) перинатальные, г) функциональные, | д) пренатальные, е) постнатальные, ж) приобретенные, з) натальные. |
16. Укажите факторы развития ребенка с ОВЗ в развитии социального характера
| а) характер нарушения, б) специально организованное обучение, в) семья ребенка, г) время возникновения нарушения, | д) организованное обучение, е) состояние развития ребенка, ж) выраженность дефекта, з) социальная среда. |
17. Определите тип психического дизонтогенеза по приведенной характеристике нарушения психического развития:
«Возникает в относительно раннем детском возрасте в результате внутриутробных, натальных и постнатальных инфекций, интоксикаций и травм ЦНС; характеризуется грубым повреждением ряда сформированных психических функций и недоразвитием онтогенетически более молодых образований; приводит к распаду психических функций и регрессу интеллекта и поведения».
18. По представленной структуре дефекта определите форму нарушения психического развития (психического дизонтогенеза):
а) функциональные расстройства ЦНС, вегетативные нарушения, особенности личностной сферы,
б) нарушение какой-либо функции или системы, нарушения интеллектуальной сферы.
19. Определите факторы возникновения и основные проявления соматогенной формы задержанного психического развития
1. Факторы возникновения: а) церебральная недостаточность,
б) неблагоприятные, условия воспитания,
в) хронические соматические заболевания,
г) генетические факторы.
2. Основные проявления: а) нейродинамические и энцефалопатические расстройства,
б) незрелость мозговых структур,
в) микросоциальная и педагогическая запущенность,
г) хроническая астения ЦНС.
20. Укажите, какими по организационно-правовой форме бывают специальные (коррекционные) образовательные учреждения.
21. Раскройте правовые основы образования лиц с ОВЗ.
22. Укажите основные идеи реформирования системы специального образования в России.
23. Дайте определение коррекционно-педагогического процесса и охарактеризуйте такую её составляющую, как развитие.
24. Дайте краткую характеристику принципа ранней медико-психолого-педагогической коррекции нарушенной функции.
25. Раскройте сущность одной из актуальных проблем дефектологии (по выбору).
ВАРИАНТ 2
1. Наука, изучающая закономерности обучения, воспитания и социализации лиц с нарушением интеллекта, – это
| а) олигофренопедагогика, б) специальная педагогика, в) тифлопедагогика, | г) сурдопедагогика, д) специальная психология, е) логопедия. |
2. Укажите принципы, соответствующие дефектологии как науке
а) принцип непрерывности дошкольно-школьного и профессионального обучения,
б) принцип систематичности,
в) принцип сочетания в обучении наглядности и слова,
г) принцип комплексного подхода к диагностике и реализации потенциальных возможностей детей в обучении и воспитании.
3. Укажите, что предполагает принцип коррекционной направленности обучения и воспитания детей с ОВЗ
а) перестройку методов обучения и воспитания в соответствии со структурой основного дефекта,
б) опору на наглядные методы обучения,
в) квалифицированное знание и учет структуры дефекта,
г) научность и доступность обучения.
4. Укажите философские науки, с которыми связана дефектология
| а) социальная педагогика, б) философия, в) логика, г) социальная психология, | д) теория познания, е) специальная психология, ж) социология, з) психопатология. |
5. Укажите математические и статистические методы научного исследования дефектологии
| а) реферирование, б) эксперимент, в) шкалирование, г) регистрация, | д) определение средних величин показателей, е) анкетирование, ж) дедуктивный метод, з) ранжирование. |
6. Укажите состояния, вызванные поломкой, выпадением отдельных функций
| а) недоразвитие, б) задержанное развитие, в) поврежденное развитие, | г) дефицитарное развитие, д) искаженное развитие, е) дисгармоническое развитие. |
7. Определите соответствие форм психического дизонтогенеза и типичных им состояний:
| 1) недоразвитие, 2) дефицитарное развитие; | а) ранний детский аутизм, б) нарушение анализаторных систем, в) олигофрения, г) психопатия, д) задержка психического развития, е) дементное слабоумие. |
8. Укажите вид специальной (коррекционной) школы
| 1) для глухих детей, 2) для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата; | а) специальная (коррекционная) школа I вида, б) специальная (коррекционная) школа II вида, в) специальная (коррекционная) школа III вида, г) специальная (коррекционная) школа IV вида, д) специальная (коррекционная) школа V вида, е) специальная (коррекционная) школа VI вида, ж) специальная (коррекционная) школа VII вида, з) специальная (коррекционная) школа VIII вида. |
9. Укажите компоненты коррекционно-педагогической работы
| а) развитие, б) социальная среда, в) коррекция, | г) обучение, д) диагностика, е) воспитание. |
10. Обучение и воспитание детей с различными нарушениями психофизического развития в учреждениях общей системы образования совместно с нормально развивающими детьми – это
| а) реабилитация, б) интегрированное обучение, | в) социальная адаптация, г) специальное образование. |
11. Научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях, применяемый с целью установления связей и зависимостей явлений при активном вмешательстве исследователя, – это
| а) эксперимент, б) тестирование, | в) анкетирование, г) наблюдение. |
12. Система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей, – это
| а) компенсация, б) адаптация, | в) коррекция, г) реабилитация. |
13. Укажите побудительно-оценочные методы воспитания
| а) беседа, б) воспитывающие ситуации, в) консультирование, г) поощрение, | д) арттерапия, е) осуждение, ж) педагогическое требование, з) порицание. |
14. Укажите второй этап становления национальных систем специального образования
а) этап развития и дифференциации системы специального образования,
б) этап начала обучения детей с сенсорными нарушениями и создания первых специальных учебных заведений,
в) этап становления системы специального образования,
г) этап создания правовой базы и развития процессов интеграции в сфере специального образования,
д) этап создания необходимости призрения инвалидов.
15. Укажите виды нарушений, дифференцируемые по типу приобретения и возникновения
| а) врожденные (в т.ч. наследственные), б) органические, в) перинатальные, г) функциональные, | д) пренатальные, е) постнатальные, ж) приобретенные, з) натальные. |
16. Укажите факторы развития детей с ОВЗ
| а) первичные нарушения, б) социальная среда, в) время и характер нарушения, г) вторичные нарушения, | д) семья ребенка, е) специальное обучение, ж) состояние развития ребенка, з) церебрально-органические нарушения. |
17. Определите тип психического дизонтогенеза по приведенной характеристике нарушения психического развития:
«Возникает в раннем возрасте при незрелости мозговых систем в результате диффузного повреждения при внутриутробных, родовых и ранних постнатальных воздействиях; характеризуется большей недостаточностью высших психических функций и меньшей – базальных, выраженной инертностью психических процессов и затрудненностью формирования иерархических связей».
18. По представленной структуре дефекта определите форму нарушения психического развития (психического дизонтогенеза):
а) органическое поражение ЦНС, поздние сроки поражения и проявления интеллектуальной недостаточности, мозаичность и парциальность дефекта,
б) нарушение эмоциональной сферы, нарушение продуктивных видов деятельности, ритуальность поведения.
19. Определите факторы возникновения и основные проявления церебрально-органической формы задержанного психического развития
1. Факторы возникновения: а) церебральная недостаточность,
б) неблагоприятные, условия воспитания,
в) хронические соматические заболевания,
г) генетические факторы.
2. Основные проявления: а) нейродинамические и энцефалопатические расстройства,
б) незрелость мозговых структур,
в) микросоциальная и педагогическая запущенность,
г) хроническая астения ЦНС.
20. Укажите, какими по направленности и спектру решаемых задач бывают специальные учреждения.
21. Раскройте социокультурные основы дефектологии.
22. Укажите основные тенденции развития специального образования в России.
23. Дайте определение коррекционно-педагогического процесса и охарактеризуйте такую её составляющую, как воспитание.
24. Дайте краткую характеристику комплексного подхода к диагностике и реализации потенциальных возможностей детей с ОВЗ в обучении и воспитании.
25. Раскройте сущность одной из актуальных проблем дефектологии (по выбору).
ВАРИАНТ 3
1. Наука, изучающая закономерности обучения, воспитания и социализации лиц с нарушением слуха, это
| а) олигофренопедагогика, б) специальная педагогика, в) тифлопедагогика, | г) сурдопедагогика, д) специальная психология, е) логопедия. |
2. Укажите, какие принципы соответствуют дефектологии как науке
а) принцип структурного единства содержания образования,
б) принцип достижения уровня общеобразовательной и профессионально-трудовой подготовки, необходимого выпускникам школ для последующей социальной адаптации и интеграции в общество,
в) принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков,
г) принцип коррекционной направленности обучения и воспитания.
3. Укажите, что предполагает принцип коррекционной направленности обучения и воспитания детей с ОВЗ
а) изменение возраста и порядка приема детей в специальные школы;
б) опору на словесные методы обучения;
в) своеобразие содержания, изменение темпа и сроков пропедевтического периода и собственно обучения;
г) осуществление лечебно-профилактической и оздоровительной работы.
4. Укажите психологические науки, с которыми связана дефектология
| а) общая психология, б) психопатология, в) частные методики, г) общая патология, | д) педагогическая психология, е) социология; ж) специальная психология, з) возрастная психология. |
5. Укажите методы эмпирического познания дефектологии
| а) реферирование, б) ранжирование, в) педагогический эксперимент, г) изучение продуктов деятельности, | д) изучение литературы, е) индуктивный метод, ж) интервьюирование, з) наблюдение. |
6. Укажите состояния, вызванные диспропорциональностью развития
| а) недоразвитие, б) задержанное развитие, в) поврежденное развитие, | г) дефицитарное развитие, д) искаженное развитие, е) дисгармоническое развитие. |
7. Определите соответствие форм психического дизонтогенеза и типичных им состояний:
| 1) поврежденное развитие, 2) дисгармоническое развитие; | а) ранний детский аутизм, б) нарушение анализаторных систем, в) олигофрения, г) психопатия, д) задержка психического развития, е) дементное слабоумие. |
8. Обозначьте вид специальной (коррекционной) школы
| 1) для детей с остаточным зрением, 2) для детей с тяжелой речевой патологией; | а) специальная (коррекционная) школа I вида, б) специальная (коррекционная) школа II вида, в) специальная (коррекционная) школа III вида, г) специальная (коррекционная) школа IV вида, д) специальная (коррекционная) школа V вида, е) специальная (коррекционная) школа VI вида, ж) специальная (коррекционная) школа VII вида, з) специальная (коррекционная) школа VIII вида. |
9. Укажите, что предполагает целостный подход к осуществлению коррекционно-педагогической работы:
а) взаимодействие школы, семьи и общественности,
б) сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения,
в) учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитания,
г) комплексное решение задач образования, воспитания, развития и коррекции на уроках,
д) сочетание учебной работы с внеклассной работой по предмету, с деятельностью детских и подростковых организаций,
е) определяющую роль деятельности и общения в воспитании и обучении.
10. Активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе, – это
| а) специальное образование, б) реабилитация, | в) социальная адаптация, г) абилитация. |
11. Организованная познавательная деятельность, направленная на установление закономерностей и вычленение общего в педагогических системах, – это
| а) эксперимент, б) тестирование, | в) анкетирование, г) наблюдение. |
12. Физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка, - это
| а) коррекция, б) заболевание, | в) дефект, г) состояние. |
13. Укажите практически-действенные методы воспитания
| а) приучение, б) ручной труд, в) использование средств массовой информации, г) беседа, | д) упражнения, е) наказание, ж) игра, з) экскурсии. |
14. Укажите четвертый этап становления национальных систем специального образования
а) этап развития и дифференциации системы специального образования;
б) этап начала обучения детей с сенсорными нарушениями и создания первых специальных учебных заведений,
в) этап становления системы специального образования,
г) этап создания правовой базы и развития процессов интеграции в сфере специального образования,
д) этап создания необходимости призрения инвалидов.
15. Укажите виды нарушения, дифференцируемые по характеру поражения органа или системы
| а) врожденные (в т.ч. наследственные), б) органические, в) перинатальные, г) функциональные, | д) пренатальные, е) постнатальные, ж) приобретенные, з) натальные. |
16. Укажите факторы развития детей с ОВЗ биологического характера
| а) выраженность дефекта, б) социальная среда, в) время и характер нарушения, г) вторичные нарушения, | д) семья ребенка, е) специальное обучение, ж) состояние здоровья ребенка, з) церебрально-органические нарушения. |
17. Определите тип психического дизонтогенеза по приведенной характеристике нарушения психического развития:
«Представляет собой сочетание разных типов развития отдельных психических функций, приводящее к возникновению качественно новых патологических образований неясной этиологии и патогенеза; характеризуется выраженной асинхронией и нарушением иерархии в последовательности развития психических функций; приводит к замедлению социального разв
|
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2025 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!