Политика государства Мировой историко- — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Политика государства Мировой историко-

2017-05-16 394
Политика государства Мировой историко- 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

по отношению к лицам с ОВЗ педагогический процесс

 

21. Составить опорные схемы по вопросам «Система специального образования в России», «Основные направления реформирования системы специального образования в России», «Система специального образования в Республике Мордовия».

22. С опорой на материал темы «Система специального образования в России» заполнить таблицу:

 

Министерство Решаемые задачи Сеть учреждений
Министерство здравоохранения РФ    
Министерство образования и науки РФ    
Министерство труда и социального развития РФ    

 

23. Рассмотреть и проанализировать различные формы образования и оказания специализированной помощи детям с ОВЗ.

24. Охарактеризуйте специальные (коррекционные) учреждения по направленности и спектру решаемых задач.

25. Охарактеризовать специальные (коррекционные) образовательные учреждения по организационно-правовой форме.

26. Составить опорные схемы по вопросам «Интегрированное обучение лиц с ОВЗ», «Инклюзивное образование лиц с ОВЗ».

27. Охарактеризовать основные идеи реформирования системы специального образования в России.

28. Охарактеризуйте основные тенденции развития специального образования в России.

29. По вопросу «Интегрированное обучение: достижения и проблемы» заполнить таблицу:

 

Преимущества подхода Существующие проблемы
   

30. Подготовить мультимедийную презентацию по теме «Инклюзивное образование лиц с ОВЗ».

Модуль 2. Основы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья

1. Определить значение, роль и место коррекционно-педагогической работы в системе образования детей с ОВЗ, определить основные функции ее составных частей, а также факторы успешности.

2. Изобразить графически взаимосвязь процессов воспитания, обучения, развития и формирования личности. Трансформировать полученную схему с учетом специфики развития личности ребенка с ОВЗ. Определить роль коррекционно-педагогической работы в данной системе.

3. Охарактеризовать основные функции коррекционно-педагогического процесса.

4. Соотнести понятия и их определения:

ü Система лечебно-педагогических мероприятий, направленная на предупреждение и лечение патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся в социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможностей учиться, трудиться и быть полезным членом общества, это

а) социальная адаптация, б) реабилитация, в) коррекция, г) абилитация.

ü Замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма – это

а) коррекция, б) компенсация, в) реабилитация, г) адаптация.

ü Обучение и воспитание детей с различными нарушениями психофизического развития в учреждениях общей системы образования совместно с нормально развивающими детьми – это

а) реабилитация, б) интегрированное обучение, в) социальная адаптация, г) специальное образование.

ü Система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей, – это

а) компенсация, б) адаптация, в) коррекция, г) реабилитация.

ü Активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе, – это

а) специальное образование, б) реабилитация, в) социальная адаптация, г) абилитация.

5. Составить опорные схемы «Принципы построения коррекционно-педагогического процесса», «Средства реализации коррекционно-педагогической работы».

6. Раскрыть взаимосвязь компонентов дидактики системы образования лиц с ОВЗ (см. схему 1).

Схема 1

Основные компоненты дидактики системы образования лиц с ОВЗ

 

Особые образовательные потребности лиц с ОВЗ

Цель и задачи образования лиц с ОВЗ

Государственный образовательный стандарт общего образования

лиц с ОВЗ и содержание образования

Технологии и методы обучения лиц с ОВЗ

Формы организации обучения лиц с ОВЗ

Средства обучения лиц с ОВЗ

Результаты образования лиц с ОВЗ

7. Сделать сравнительный анализ государственного образовательного стандарта общего образования и специального государственного образовательного стандарта общего образования лиц с ОВЗ (по отдельным направлениям).

8. Составить опорные схемы по вопросам «Принципы образования лиц с ОВЗ», «Носители содержания образования лиц с ОВЗ», «Структура государственного образовательного стандарта общего образования лиц с ОВЗ», «Методы образования лиц с ОВЗ», «Формы образования лиц с ОВЗ», «Средства образования лиц с ОВЗ».

 

Модуль 3. Педагогические системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья

1. Дать краткую характеристику педагогической системе образования детей с задержками психического развития.

2. Дать краткую характеристику педагогической системе образования лиц с умственной отсталостью.

3. Дать краткую характеристику педагогической системе образования лиц с нарушениями слуха.

4. Дать краткую характеристику педагогической системе образования лиц с нарушениями зрения.

5. Дать краткую характеристику педагогической системе образования лиц с нарушениями речи.

6. Дать краткую характеристику педагогической системе образования лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

7. Дать краткую характеристику педагогической системе образования лиц с синдромом раннего детского аутизма.

8. Дать краткую характеристику педагогической системе образования лиц со сложными дефектами.

9. Дать характеристику гуманистическим образовательным системам: педагогике Марии Монтессори и Рудольфа Штайнера.

10. Актуализировать теоретический материал по узловым вопросам курса «Дефектология», обобщить материалы по актуальным проблемам дефектологии, опубликованные в журнале «Дефектология» и специальной литературе.

11. Составить опорные схемы «Актуальные проблемы дефектологии», «Актуальные проблемы специального образования», «Актуальные проблемы инклюзивного образования» «Правовые основы образования лиц с ОВЗ», «Клинические исследования в области дефектологии».

12. Подготовить аналитический обзор актуальных проблем дефектологии, специального и инклюзивного образования лиц с ОВЗ.

13. Подготовиться к участию в работе круглого стола «Дефектология: приоритеты, достижения, актуальные проблемы и перспективы развития».

 

Варианты контрольных работ (материалы для текущего контроля)

Контрольная работа № 1

Вариант 1

1. Назовите отрасли дефектологии и дайте определение олигофренопедагогике как науке.

2. Охарактеризуйте правовые основы образования лиц с ОВЗ.

3. Раскройте связь дефектологии с философскими науками.

4. Дайте понятия о «норме и «патологии».

5. Приведите классификации нарушений развития личности.

Вариант 2

1. Назовите отрасли дефектологии и дайте определение сурдопедагогике как науке.

2. Охарактеризуйте клинические основы дефектологии.

3. Раскройте связь дефектологии с клиническими науками.

4. Дайте понятие психического дизонтогенеза.

5. Приведите основные виды патологического развития личности.

Вариант 3

1. Назовите отрасли дефектологии и дайте определение тифлопедагогике как науке.

2. Охарактеризуйте психологические основы дефектологии.

3. Раскройте связь дефектологии с психологическими науками.

4. Дайте понятие патологического развития.

5. Приведите основные формы психического дизонтогенеза.

Вариант 4

1. Назовите отрасли дефектологии и дайте определение логопедии как науке.

2. Охарактеризуйте философские основы дефектологии.

3. Раскройте связь дефектологии с педагогическими науками.

4. Дайте понятие нарушения в развитии.

5. Приведите биологические и социальные факторы развития ребенка с ОВЗ.

Контрольная работа № 2

Вариант 1

1. Дайте определение системы специального образования.

2. Охарактеризуйте первый этап становления национальных систем специального образования.

3. Назовите принципы государственной политики в области образования лиц с ОВЗ.

4. Сформулируйте основные тенденции развития системы образования лиц с ОВЗ на современном этапе развития государства, общества и науки.

Вариант 2

1. Назовите факторы развития системы специального образования.

2. Охарактеризуйте второй этап становления национальных систем специального образования.

3. Назовите и кратко охарактеризуйте международные документы, регламентирующие отношение государства к лицам с ОВЗ.

4. Сформулируйте основные тенденции развития системы образования лиц с ОВЗ на современном этапе развития государства, общества и науки.

Вариант 3

1. Назовите основные этапы эволюции отношения государства и общества к лицам с ОВЗ.

2. Охарактеризуйте третий этап становления национальных систем специального образования.

3. Назовите и кратко охарактеризуйте отечественные законодательные акты, регламентирующие отношение государства к лицам с ОВЗ.

4. Сформулируйте основные тенденции развития системы образования лиц с ОВЗ на современном этапе развития государства, общества и науки.

Вариант 4

1. Назовите основные этапы становления национальных систем специального образования.

2. Охарактеризуйте четвертый этап становления национальных систем специального образования.

3. Назовите и кратко охарактеризуйте отечественные законодательные акты, регламентирующие вопросы образования лиц с ОВЗ.

4. Сформулируйте основные тенденции развития системы образования лиц с ОВЗ на современном этапе развития государства, общества и науки.

Контрольная работа № 3

Вариант 1

1. Дайте определение понятия дефектологии и назовите объект, предмет данной науки.

2. Дайте характеристику принципов коррекционной направленности специального образования и ранней медико-психолого-педагогической коррекции нарушенной функции.

3. Назовите актуальные проблемы дефектологии.

4. Охарактеризуйте связь дефектологии с медицинскими науками.

5. Раскройте правовые основы образования лиц с ОВЗ.

6. Назовите формы психического дизонтогенеза по В. В. Лебединскому и охарактеризуйте поврежденное развитие.

7. Дайте характеристику вертикальной структуры системы специального образования в России.

8. Назовите специальные (коррекционные) учреждения по направленности и спектру решаемых задач.

9. Сформулируйте основные идеи модернизации системы специального образования.

10. Дайте определение коррекционно-педагогического процесса и охарактеризуйте такую его составляющую, как воспитание.

11. Раскройте сущность коррекционной направленности обучения и воспитания лиц с ОВЗ.

12. Назовите основные этапы и тенденции становления национальных систем специального образования.

13. Охарактеризуйте формы и средства организации коррекционно-педагогического процесса в системе образования лиц с ОВЗ.

14. Дайте краткую характеристику образования лиц с нарушениями зрения.

15. Раскройте кратко сущность одной из актуальных проблем дефектологии (по выбору).

Вариант 2

1. Дайте определение понятия дефектологии и назовите ее основные задачи.

2. Дайте характеристику принципов коррекционной направленности специального образования и комплексного подхода к диагностике и реализации потенциальных возможностей детей в специальном обучении и воспитании.

3. Назовите направления научного поиска дефектологии.

4. Охарактеризуйте связь дефектологии с философскими науками.

5. Раскройте клинические основы дефектологии.

6. Назовите формы психического дизонтогенеза по В. В. Лебединскому и охарактеризуйте задержанное развитие.

7. Дайте характеристику горизонтальной структуры системы специального образования в России.

8. Назовите специальные (коррекционные) учреждения по организационно-правовой форме и профилю.

9. Сформулируйте наиболее важные, на Ваш взгляд, направления развития системы образования лиц с ОВЗ.

10. Дайте определение коррекционно-педагогического процесса и охарактеризуйте такую его составляющую, как развитие.

11. Раскройте сущность коррекционной направленности обучения и воспитания лиц с ОВЗ.

12. Назовите основные этапы и факторы развития системы специального образования.

13. Охарактеризуйте особые образовательные потребности лиц с ОВЗ и принципы их образования.

14. Дайте краткую характеристику образования лиц с нарушениями слуха.

15. Раскройте кратко сущность одной из актуальных проблем дефектологии (по выбору).

Вариант 3

1. Дайте определение понятия дефектологии и назовите принципы дефектологической науки.

2. Дайте характеристику принципов коррекционной направленности специального образования и дифференцированного подхода в специальном обучении и воспитании детей с ОВЗ.

3. Назовите предметные области дефектологии и охарактеризуйте процесс их дальнейшей дифференциации.

4. Охарактреризуйте связь дефектологии с психолого-педагогическими науками.

5. Раскройте социокультурные основы дефектологии.

6. Назовите формы психического дизонтогенеза по В. В. Лебединскому и охарактеризуйте общее психическое недоразвитие.

7. Дайте общую характеристику системы специального образования в России.

8. Назовите специальные (коррекционные) учреждения по ведомственной принадлежности.

9. Выскажите Ваше мнение по поводу дальнейшего развития системы специального образования лиц с ОВЗ в России.

10. Дайте определение коррекционно-педагогического процесса и охарактеризуйте такую его составляющую, как обучение.

11. Раскройте сущность коррекционной направленности обучения и воспитания лиц с ОВЗ.

12. Назовите основные этапы становления национальных систем специального образования и охарактеризуйте современный этап развития отечественной системы специального образования.

13. Охарактеризуйте технологии и методы образования лиц с ОВЗ.

14. Дайте краткую характеристику образования лиц с нарушениями речи.

15. Раскройте кратко сущность одной из актуальных проблем дефектологии (по выбору).

Тестовые задания

ВАРИАНТ 1

1. Наука, изучающая закономерности развития, обучения, воспитания и социализации лиц с нарушением зрения, – это

а) олигофренопедагогика, б) специальная педагогика, в) тифлопедагогика, г) сурдопедагогика, д) специальная психология, е) логопедия.

 

2. Укажите принципы, соответствующие дефектологии как науке

а) принцип научности в обучении,

б) принцип ранней медико-психолого-педагогической коррекции нарушенной функции,

в) принцип дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей с ОВЗ,

г) принцип систематичности обучения.

 

3. Укажите, что предполагает принцип коррекционной направленности обучения и воспитания детей с ОВЗ

а) непрерывность дошкольно-школьного и профессионального обучения; б) опору на выявление и использование потенциальных возможностей ребенка; в) специфическую организацию трудовой подготовки, внеклассных и внешкольных занятий; г) прочность усвоения знаний, умений и навыков.

 

4. Укажите медицинские науки, с которыми связана дефектология

а) возрастная психология, б) педиатрия, в) медицинская генетика, г) общая патология, д) психопатология, е) социология, ж) невропатология детского возраста, з) патология органов слуха и речи.

 

5. Укажите методы теоретического исследования дефектологии:

а) методы опроса, б) теоретический анализ, в) индуктивный метод, г) ранжирование, д) изучение документации, е) составление библиографии, ж) шкалирование, з) реферирование.

 

6. Укажите состояния, вызванные отставанием развития

а) недоразвитие, б) задержанное развитие, в) поврежденное развитие, г) дефицитарное развитие, д) искаженное развитие, е) дисгармоническое развитие.

 

7. Определите соответствие форм психического дизонтогенеза и типичных им состояний:

1) задержанное развитие, 2) искаженное развитие;   а) ранний детский аутизм, б) нарушение анализаторных систем, в) олигофрения, г) психопатия, д) задержка психического развития, е) дементное слабоумие.

 

8. Укажите вид специальной (коррекционной) школы

1) для детей с ЗПР, 2) для слепых детей; а) специальная (коррекционная) школа I вида, б) специальная (коррекционная) школа II вида, в) специальная (коррекционная) школа III вида, г) специальная (коррекционная) школа IV вида, д) специальная (коррекционная) школа V вида, е) специальная (коррекционная) школа VI вида, ж) специальная (коррекционная) школа VII вида, з) специальная (коррекционная) школа VIII вида.

 

9. Укажите функции коррекционно-педагогического процесса

а) диагностическая, б) коррекционно-образовательная, в) реабилитационная, г) комбинированная, д) коррекционно-воспитательная, е) коррекционно-развивающая.  

 

10. Система лечебно-педагогических мероприятий, направленная на предупреждение и лечение патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся в социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможностей учиться, трудиться и быть полезным членом общества, – это

а) социальная адаптация, б) реабилитация, в) коррекция, г) абилитация.

 

11. Целенаправленное стандартизированное обследование, проводимое в строго контролируемых условиях с целью объективного измерения изучаемых характеристик педагогического процесса, – это

а) эксперимент, б) тестирование, в) анкетирование, г) наблюдение.

 

12. Замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма – это

а) коррекция, б) компенсация, в) реабилитация, г) адаптация.

 

13. Укажите из предложенных методов воспитания информационные методы

а) беседа, б) ручной труд, в) примеры из окружающей жизни, г) экскурсии, д) встречи, е) игра, ж) педагогическое требование, з) порицание.

 

14. Укажите третий этап становления национальных систем специального образования

а) этап развития и дифференциации системы специального образования,

б) этап начала обучения детей с сенсорными нарушениями и создания первых специальных учебных заведений,

в) этап становления системы специального образования,

г) этап создания правовой базы и развития процессов интеграции в сфере специального образования,

д) этап создания необходимости призрения инвалидов.

 

15. Укажите виды нарушений, дифференцируемые по времени и характеру повреждения

а) врожденные (в т.ч. наследственные), б) органические, в) перинатальные, г) функциональные, д) пренатальные, е) постнатальные, ж) приобретенные, з) натальные.

 

16. Укажите факторы развития ребенка с ОВЗ в развитии социального характера

а) характер нарушения, б) специально организованное обучение, в) семья ребенка, г) время возникновения нарушения, д) организованное обучение, е) состояние развития ребенка, ж) выраженность дефекта, з) социальная среда.

 

17. Определите тип психического дизонтогенеза по приведенной характеристике нарушения психического развития:

«Возникает в относительно раннем детском возрасте в результате внутриутробных, натальных и постнатальных инфекций, интоксикаций и травм ЦНС; характеризуется грубым повреждением ряда сформированных психических функций и недоразвитием онтогенетически более молодых образований; приводит к распаду психических функций и регрессу интеллекта и поведения».

 

18. По представленной структуре дефекта определите форму нарушения психического развития (психического дизонтогенеза):

а) функциональные расстройства ЦНС, вегетативные нарушения, особенности личностной сферы,

б) нарушение какой-либо функции или системы, нарушения интеллектуальной сферы.

 

19. Определите факторы возникновения и основные проявления соматогенной формы задержанного психического развития

1. Факторы возникновения: а) церебральная недостаточность,

б) неблагоприятные, условия воспитания,

в) хронические соматические заболевания,

г) генетические факторы.

2. Основные проявления: а) нейродинамические и энцефалопатические расстройства,

б) незрелость мозговых структур,

в) микросоциальная и педагогическая запущенность,

г) хроническая астения ЦНС.

 

20. Укажите, какими по организационно-правовой форме бывают специальные (коррекционные) образовательные учреждения.

 

21. Раскройте правовые основы образования лиц с ОВЗ.

 

22. Укажите основные идеи реформирования системы специального образования в России.

 

23. Дайте определение коррекционно-педагогического процесса и охарактеризуйте такую её составляющую, как развитие.

 

24. Дайте краткую характеристику принципа ранней медико-психолого-педагогической коррекции нарушенной функции.

 

25. Раскройте сущность одной из актуальных проблем дефектологии (по выбору).

 

ВАРИАНТ 2

1. Наука, изучающая закономерности обучения, воспитания и социализации лиц с нарушением интеллекта, – это

а) олигофренопедагогика, б) специальная педагогика, в) тифлопедагогика, г) сурдопедагогика, д) специальная психология, е) логопедия.

 

2. Укажите принципы, соответствующие дефектологии как науке

а) принцип непрерывности дошкольно-школьного и профессионального обучения,

б) принцип систематичности,

в) принцип сочетания в обучении наглядности и слова,

г) принцип комплексного подхода к диагностике и реализации потенциальных возможностей детей в обучении и воспитании.

 

3. Укажите, что предполагает принцип коррекционной направленности обучения и воспитания детей с ОВЗ

а) перестройку методов обучения и воспитания в соответствии со структурой основного дефекта,

б) опору на наглядные методы обучения,

в) квалифицированное знание и учет структуры дефекта,

г) научность и доступность обучения.

 

4. Укажите философские науки, с которыми связана дефектология

а) социальная педагогика, б) философия, в) логика, г) социальная психология, д) теория познания, е) специальная психология, ж) социология, з) психопатология.

 

5. Укажите математические и статистические методы научного исследования дефектологии

а) реферирование, б) эксперимент, в) шкалирование, г) регистрация, д) определение средних величин показателей, е) анкетирование, ж) дедуктивный метод, з) ранжирование.

 

6. Укажите состояния, вызванные поломкой, выпадением отдельных функций

а) недоразвитие, б) задержанное развитие, в) поврежденное развитие, г) дефицитарное развитие, д) искаженное развитие, е) дисгармоническое развитие.

 

7. Определите соответствие форм психического дизонтогенеза и типичных им состояний:

1) недоразвитие, 2) дефицитарное развитие;   а) ранний детский аутизм, б) нарушение анализаторных систем, в) олигофрения, г) психопатия, д) задержка психического развития, е) дементное слабоумие.

 

8. Укажите вид специальной (коррекционной) школы

1) для глухих детей, 2) для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата; а) специальная (коррекционная) школа I вида, б) специальная (коррекционная) школа II вида, в) специальная (коррекционная) школа III вида, г) специальная (коррекционная) школа IV вида, д) специальная (коррекционная) школа V вида, е) специальная (коррекционная) школа VI вида, ж) специальная (коррекционная) школа VII вида, з) специальная (коррекционная) школа VIII вида.

 

9. Укажите компоненты коррекционно-педагогической работы

а) развитие, б) социальная среда, в) коррекция, г) обучение, д) диагностика, е) воспитание.

 

10. Обучение и воспитание детей с различными нарушениями психофизического развития в учреждениях общей системы образования совместно с нормально развивающими детьми – это

а) реабилитация, б) интегрированное обучение, в) социальная адаптация, г) специальное образование.

 

11. Научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях, применяемый с целью установления связей и зависимостей явлений при активном вмешательстве исследователя, – это

а) эксперимент, б) тестирование, в) анкетирование, г) наблюдение.

 

12. Система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей, – это

а) компенсация, б) адаптация, в) коррекция, г) реабилитация.

 

13. Укажите побудительно-оценочные методы воспитания

а) беседа, б) воспитывающие ситуации, в) консультирование, г) поощрение, д) арттерапия, е) осуждение, ж) педагогическое требование, з) порицание.

 

14. Укажите второй этап становления национальных систем специального образования

а) этап развития и дифференциации системы специального образования,

б) этап начала обучения детей с сенсорными нарушениями и создания первых специальных учебных заведений,

в) этап становления системы специального образования,

г) этап создания правовой базы и развития процессов интеграции в сфере специального образования,

д) этап создания необходимости призрения инвалидов.

 

15. Укажите виды нарушений, дифференцируемые по типу приобретения и возникновения

а) врожденные (в т.ч. наследственные), б) органические, в) перинатальные, г) функциональные, д) пренатальные, е) постнатальные, ж) приобретенные, з) натальные.

 

16. Укажите факторы развития детей с ОВЗ

а) первичные нарушения, б) социальная среда, в) время и характер нарушения, г) вторичные нарушения, д) семья ребенка, е) специальное обучение, ж) состояние развития ребенка, з) церебрально-органические нарушения.

 

17. Определите тип психического дизонтогенеза по приведенной характеристике нарушения психического развития:

«Возникает в раннем возрасте при незрелости мозговых систем в результате диффузного повреждения при внутриутробных, родовых и ранних постнатальных воздействиях; характеризуется большей недостаточностью высших психических функций и меньшей – базальных, выраженной инертностью психических процессов и затрудненностью формирования иерархических связей».

 

18. По представленной структуре дефекта определите форму нарушения психического развития (психического дизонтогенеза):

а) органическое поражение ЦНС, поздние сроки поражения и проявления интеллектуальной недостаточности, мозаичность и парциальность дефекта,

б) нарушение эмоциональной сферы, нарушение продуктивных видов деятельности, ритуальность поведения.

 

19. Определите факторы возникновения и основные проявления церебрально-органической формы задержанного психического развития

1. Факторы возникновения: а) церебральная недостаточность,

б) неблагоприятные, условия воспитания,

в) хронические соматические заболевания,

г) генетические факторы.

2. Основные проявления: а) нейродинамические и энцефалопатические расстройства,

б) незрелость мозговых структур,

в) микросоциальная и педагогическая запущенность,

г) хроническая астения ЦНС.

 

20. Укажите, какими по направленности и спектру решаемых задач бывают специальные учреждения.

 

21. Раскройте социокультурные основы дефектологии.

 

22. Укажите основные тенденции развития специального образования в России.

 

23. Дайте определение коррекционно-педагогического процесса и охарактеризуйте такую её составляющую, как воспитание.

 

24. Дайте краткую характеристику комплексного подхода к диагностике и реализации потенциальных возможностей детей с ОВЗ в обучении и воспитании.

 

25. Раскройте сущность одной из актуальных проблем дефектологии (по выбору).

 

ВАРИАНТ 3

1. Наука, изучающая закономерности обучения, воспитания и социализации лиц с нарушением слуха, это

а) олигофренопедагогика, б) специальная педагогика, в) тифлопедагогика, г) сурдопедагогика, д) специальная психология, е) логопедия.

 

2. Укажите, какие принципы соответствуют дефектологии как науке

а) принцип структурного единства содержания образования,

б) принцип достижения уровня общеобразовательной и профессионально-трудовой подготовки, необходимого выпускникам школ для последующей социальной адаптации и интеграции в общество,

в) принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков,

г) принцип коррекционной направленности обучения и воспитания.

 

3. Укажите, что предполагает принцип коррекционной направленности обучения и воспитания детей с ОВЗ

а) изменение возраста и порядка приема детей в специальные школы;

б) опору на словесные методы обучения;

в) своеобразие содержания, изменение темпа и сроков пропедевтического периода и собственно обучения;

г) осуществление лечебно-профилактической и оздоровительной работы.

 

4. Укажите психологические науки, с которыми связана дефектология

а) общая психология, б) психопатология, в) частные методики, г) общая патология, д) педагогическая психология, е) социология; ж) специальная психология, з) возрастная психология.

 

5. Укажите методы эмпирического познания дефектологии

а) реферирование, б) ранжирование, в) педагогический эксперимент, г) изучение продуктов деятельности, д) изучение литературы, е) индуктивный метод, ж) интервьюирование, з) наблюдение.

 

6. Укажите состояния, вызванные диспропорциональностью развития

а) недоразвитие, б) задержанное развитие, в) поврежденное развитие, г) дефицитарное развитие, д) искаженное развитие, е) дисгармоническое развитие.

 

7. Определите соответствие форм психического дизонтогенеза и типичных им состояний:

1) поврежденное развитие, 2) дисгармоническое развитие;   а) ранний детский аутизм, б) нарушение анализаторных систем, в) олигофрения, г) психопатия, д) задержка психического развития, е) дементное слабоумие.

 

8. Обозначьте вид специальной (коррекционной) школы

1) для детей с остаточным зрением, 2) для детей с тяжелой речевой патологией; а) специальная (коррекционная) школа I вида, б) специальная (коррекционная) школа II вида, в) специальная (коррекционная) школа III вида, г) специальная (коррекционная) школа IV вида, д) специальная (коррекционная) школа V вида, е) специальная (коррекционная) школа VI вида, ж) специальная (коррекционная) школа VII вида, з) специальная (коррекционная) школа VIII вида.

 

9. Укажите, что предполагает целостный подход к осуществлению коррекционно-педагогической работы:

а) взаимодействие школы, семьи и общественности,

б) сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения,

в) учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитания,

г) комплексное решение задач образования, воспитания, развития и коррекции на уроках,

д) сочетание учебной работы с внеклассной работой по предмету, с деятельностью детских и подростковых организаций,

е) определяющую роль деятельности и общения в воспитании и обучении.

 

10. Активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе, – это

а) специальное образование, б) реабилитация, в) социальная адаптация, г) абилитация.

 

11. Организованная познавательная деятельность, направленная на установление закономерностей и вычленение общего в педагогических системах, – это

а) эксперимент, б) тестирование, в) анкетирование, г) наблюдение.

 

12. Физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка, - это

а) коррекция, б) заболевание, в) дефект, г) состояние.

 

13. Укажите практически-действенные методы воспитания

а) приучение, б) ручной труд, в) использование средств массовой информации, г) беседа, д) упражнения, е) наказание, ж) игра, з) экскурсии.

 

14. Укажите четвертый этап становления национальных систем специального образования

а) этап развития и дифференциации системы специального образования;

б) этап начала обучения детей с сенсорными нарушениями и создания первых специальных учебных заведений,

в) этап становления системы специального образования,

г) этап создания правовой базы и развития процессов интеграции в сфере специального образования,

д) этап создания необходимости призрения инвалидов.

 

15. Укажите виды нарушения, дифференцируемые по характеру поражения органа или системы

а) врожденные (в т.ч. наследственные), б) органические, в) перинатальные, г) функциональные, д) пренатальные, е) постнатальные, ж) приобретенные, з) натальные.

 

16. Укажите факторы развития детей с ОВЗ биологического характера

а) выраженность дефекта, б) социальная среда, в) время и характер нарушения, г) вторичные нарушения, д) семья ребенка, е) специальное обучение, ж) состояние здоровья ребенка, з) церебрально-органические нарушения.

 

17. Определите тип психического дизонтогенеза по приведенной характеристике нарушения психического развития:

«Представляет собой сочетание разных типов развития отдельных психических функций, приводящее к возникновению качественно новых патологических образований неясной этиологии и патогенеза; характеризуется выраженной асинхронией и нарушением иерархии в последовательности развития психических функций; приводит к замедлению социального разв


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.197 с.