
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
![]() |
![]() |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Задание 1. Раскройте понятия «абиотические факторы», «биотические факторы», «антропогенные факторы», приведите примеры. Рассмотрите рисунок 2, дайте определения терминам «оптимум», «экологическая валентность», «экологический спектр вида», приведите примеры стенобионтных и эврибионтных видов растений и животных.
Абиотические факторы _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Биотические факторы ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Антропогенные факторы _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________ ________________________________________
Рисунок 2 – Общая схема действия экологического фактора на живой организм: 1 – точка минимума; 2 – точка оптимума; 3 – точка максимума
Оптимум _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Экологическая валентность _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Экологический спектр вида ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Стенобионты ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эврибионты ____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Сформулируйте основные закономерности, присущие действию экологических факторов на живые организмы.
Закон лимитирующих факторов (Блэкман, 1909) ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Закон толерантности (Шелфорд, 1913) ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Закон неоднозначного действия фактора на различные функции организма ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Закон (эффект) компенсации факторов (Рюбель, 1930) ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Закон незаменимости фундаментальных факторов (Вильямс, 1949) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Закон совокупного действия факторов ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Правило экологической индивидуальности (Раменский, 1924) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Правило взаимодействия факторов ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Дайте краткую характеристику основных свойств водной среды.
Плотность и давление ___________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кислородный режим ____________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Солевой режим __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пресные воды ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Солоноватые воды____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Соленые воды ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рассолы ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Световой режим ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Температурный режим __________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Обитатели водной среды (гидробионты) представлены разнообразными экологическими группами, среди которых важнейшими являются планктон, нейстон, плейстон, нектон, перифитон и бентос. Дайте краткую характеристику каждой из экологических групп, приведите примеры морских организмов, в них входящих, и назовите основные их адаптации к данному образу жизни.
Фитопланктон _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Зоопланктон ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Нейстон _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Плейстон ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Нектон ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перифитон ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Бентос _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Опишите некоторые основные способы ориентации животных в водной среде и назовите три-четыре вида, для которых такой способ ориентации является преобладающим.
Зрительная ориентация _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ориентация на звук ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эхолокация _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Восприятие гидростатического давления ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. Рассмотрите рисунок 3 и поместите изображенных животных в соответствующую экологическую группу. Дополните эти сведения литературными данными.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Нейстон _________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
Плейстон ________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
Планктон ________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
Нектон __________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
Перифитон _______
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
Бентос ___________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
Рисунок 3 – Обитатели пруда (пресного водоема) умеренной зоны
Задание 7. В почве возможно обитание организмов. Неоднородность почвы приводит к тому, что для организмов разных размеров она выступает как разная среда. В связи с этим выделяют микрофауну, мезофауну, макрофауну и мегафауну почвы. Рассмотрите рисунки 4-6, дайте краткую характеристику населения почвы и приведите примеры организмов из каждой экологической группы.
Рисунок 4 – Микрофауна почвы (по W. Dunger, 1974)
2–4 – голые амебы, 5–6 – раковинные амебы; 7–10 – жгутиковые; 11–13 – инфузории; 14–16 – круглые черви; 17–18 – коловратки; 19–20 – тихоходки
Рисунок 5 – Мезофауна почвы (по W. Dunger, 1974)
1 – лжескорпион; 2 – гамазовый клещ; 3, 4 – панцирные клещи; 5 – многоножка-пауропода; 6, 7 – коллемболы; 8 – жук из семейства Ptiliidae; 9 – личинка комара-хирономиды
Рисунок 6 – Макрофауна почвы (по W. Dunger, 1974)
1 – дождевой червь; 2 – мокрица; 3 – губоногая многоножка; 4 – двупарноногая многоножка; 5 – личинка жужелицы; 6 – личинка щелкуна; 7 – медведка; 8 – личинка хруща
Микрофауна ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мезофауна _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Макрофауна ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мегафауна _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8. Эндопаразиты подразделяются на внутриклеточных, внутритканевых и внутриполостных паразитов. Некоторые из них способны значительно изнурять хозяина и даже вызывать его гибель (паразитоиды). Проанализируйте предложенный список паразитических организмов и внесите данные в таблицу 1, указав конкретные места их локализации в теле хозяина. Звездочкой отметьте паразитоидов.
Дизентерийная амеба, трихомонас, лямблия, малярийный плазмодий, трипаносома, опалина лягушачья, грегарина, кокцидия, миксоспоридии, микроспоридии, печеночная двуустка, ланцетовидная двуустка, кошачья двуустка, лягушачья многоустка, бычий цепень, свиной цепень, эхинококк, аскарида человеческая, острица детская, личинки волосатиков, скребни, наездники-яйцееды, наездники-ихневмониды, мухи-тахины
Таблица 1 – Эндопаразиты беспозвоночных и позвоночных животных
Группа эндопаразитов | Представители | Их хозяева | Локализация в теле хозяина |
Внутриклеточные | |||
Внутритканевые | |||
Внутриполостные |
Задание 9. По своим личным наблюдениям и на основе знаний приведите примеры животных и растений, для которых свойственны биотические взаимоотношения. Заполните таблицу 2.
Таблица 2 – Типы взаимодействий между популяциями видов А и В
Гетеротипические реакции | Вид А | Вид В | Пример |
Конкуренция | |||
Нейтрализм | |||
Мутуализм | |||
Сотрудничество | |||
Комменсализм | |||
Аменсализм | |||
Хищничество | |||
Паразитизм |
Обозначить с помощью: 0 – нет влияния на данный вид, + – благоприятное влияние, - – неблагоприятное (отрицательное) влияние.
Зачтено, оценка ___________________ | Не зачтено ________________________ |
_________________________ (подпись) | _________________________ (подпись) |
Рекомендации преподавателя
|
|
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2025 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!