Тема 7. Строение и свойства биосферы — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Тема 7. Строение и свойства биосферы

2017-05-16 852
Тема 7. Строение и свойства биосферы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задание 1. В.И. Вернадский выделял в составе биосферы живое, косное, биокосное и биогенное вещество. Раскройте сущность этих понятий и приведите примеры. В чем фундаментальное отличие живого вещества от косного?

 

Живое вещество _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Косное вещество ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Биокосное вещество ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Биогенное вещество _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фундаментальное отличие живого вещества от косного ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Масса живого вещества составляет около 2400 млрд. т., что соответствует всего лишь 1/2100 массы атмосферы Земли. Почему именно биосфера превращает Землю в уникальное по своим свойствам небесное тело?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Рисунок 19 – Строение биосферы (по Н.Ф. Реймерсу, 1991)

Задание 3. Раскройте основные функции живого вещества. Приведите примеры организмов, для которых в наибольшей степени характерны те или другие функции.

Энергетическая функция ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Средообразующая ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Концентрационная ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Деструктивная __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почвообразующая _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Формирование осадочных пород ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Транспортная функция ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Объясните термин «ноогенез». В чем, на Ваш взгляд, состоят биосферные функции человечества.

Ноогенез _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Биосферные функции человечества ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Раскройте сущность понятий «техносфера» и «экологический кризис».

 

Техносфера ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Экологический кризис ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Проанализируйте возникшую ситуацию: «Активное применение ДДТ для борьбы с вредными насекомыми в странах Европы и в России привело к тому, что менее чем через 6 месяцев он стал обнаруживаться в крови пингвинов Антарктики». Что собой представляют пестициды? Какая опасность скрывалась в «чудооружии» 20 века дихлордифе-нилтрихлорэтане (ДДТ)? Что такое канцерогенный, мутагенный и тератогенный эффекты действия пестицидов?

Пестициды _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проблемы, возникшие при использовании ДДТ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Канцерогенный эффект ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мутагенный эффект _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тератогенный эффект ___________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Проанализируйте следующую ситуацию (рис. 20): «В 1850 году содержание двуокиси углерода в атмосфере составляло 265 частей на миллион. К 1988 году этот показатель вырос до 350 частей, а к 2000 году – до 450 частей. В результате этого средняя температура на планете поднялась на 0,5–0,7 градусов Цельсия».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Рисунок 20 – Парниковый эффект (по М. Скотту, 1995)

Задание 7. Когда-то реки южной Норвегии приносили богатые уловы атлантического лосося. В 1900 году было выловлено 30 т этой рыбы, а к 1936 году она практически вымерла. Причиной опустошения явились кислотные дожди – 1750 рек к 1932 году полностью лишились рыбных запасов. Аналогичные последствия наблюдались в других районах Скандинавии, Западной Европы и Северной Америки. Серьезный ущерб наносят кислотные дожди лесам: в 20 странах мира от их воздействия пострадало 7 миллионов гектаров лесных площадей. Что такое «кислотные осадки» и вследствие чего они возникают?

Рисунок 21 – Кислотные дожди (по М. Скотту, 1995)

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как влияют кислотные осадки на основные экосистемы и компоненты экосистем?

1) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8. Изучите следующую ситуацию: «При изготовлении аэрозолей и производстве холодильного оборудования в атмосферу поступает большое количество хлорфтор-углеродов, которые в стратосфере разлагаются солнечной радиацией с образованием атомарного хлора. Хлор катализирует превращение озона в кислород. За последние 50 лет число раковых и кожных заболеваний у человека увеличилось, как минимум, в 3 раза». В чем опасность разрушения озонового слоя для всего живого?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 9. Во время Чернобыльской аварии радиоактивные частицы поднялись на высоту 6 км. Атмосферными потоками они в первый же день распространились над Украиной и Белоруссией. Затем облако разделилось – одна его часть на 2–4-й день оказалась над Польшей и Швецией, спустя еще 3 дня пересекла Европу, и на 10-й день достигла Турции, Ливана, Сирии; другая часть облака за неделю пересекла Сибирь, на 12-й день оказалась над Японией, на 18-й день посетила Северную Америку. Что такое радионуклиды и каково их действие на живые организмы?

Радионуклиды ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Действие стронция-90 и цезия-137 на живые организмы _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Зачтено, оценка ___________________ Не зачтено ________________________
_________________________ (подпись) _________________________ (подпись)

Рекомендации преподавателя

 

 
 
 

Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.