Основные проблемы распространения лизинга в России — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Основные проблемы распространения лизинга в России

2017-05-14 477
Основные проблемы распространения лизинга в России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

К сожалению, у лизинговой деятельности в России немало проблем. Рассмотрим наиболее важные.

Во-первых, к числу проблем относится возмещение НДС. Если обратиться к арбитражной практике, то можно заметить, что более половины исков, связанных с лизинговыми операциями, составляют налоговые споры. А в свою очередь, половина вышеуказанных дел касаются вопросов возмещения НДС лизинговыми компаниями. Трудности с зачетом и возмещением НДС, уплачиваемого лизингодателем в бюджет при покупке оборудования, – это пожалуй основная проблема в части налогообложения лизинговых операций, сдерживающая развитие лизинга. Позиция налоговых органов не соответствует современным реалиям, мешая развитию лизингового бизнеса. В соответствии со статьей 176 Налогового кодекса РФ процедура возмещения НДС в настоящее время осуществляется следующим образом: в течение трех месяцев проводится камеральная проверка, а затем выносится решение. За этот промежуток времени лизингодатель обязан уплачивать налог за следующие после подачи декларации с возмещением периоды. Финансовые ресурсы, частью которых является НДС, являются основой деятельности лизинговой компании. В случае задержки возмещения страдают получатели лизинговых инвестиций, поскольку цена сделки увеличивается. При этом переход к уплате НДС раз в три месяца объективно влечет за собой увеличение сроков возмещения НДС до года, а то и полутора лет.

Во-вторых, одной из проблем в деятельности лизинговых компаний является правоприменительная практика и действия сотрудников налоговых органов. В настоящее время налоговые инспекции прилагают усилия, чтобы лизинговые компании не заявляли НДС к возмещению или максимально занижали суммы возмещения. Негативным моментов является несогласованность действий государственных органов. Выражается это в том, что налоговые инспекции на местах не принимают во внимание разъяснительные письма Минфина до тех пор, пока данное письмо не будет им доведено в письменном виде от вышестоящих подразделений ФНС.

Еще, низкая обеспеченность лизинговых компаний собственным капиталом препятствует успешному развитию лизинга в РФ. По сложившейся практике российские лизинговые компании в основном работают на заемные деньги. Отсутствие в России законодательных требований к достаточности капитала (как, например, в банковской отрасли) лизинговых компаний позволят им осуществлять деятельность, имея уставный фонд минимального размера. В результате существующий уровень обеспеченности лизинговых компаний России собственным капиталом крайне мал – около 5% в структуре баланса. Это приводит к ограничению суммы средств, которые могут быть выданы на одного заемщика (лизинговую компанию) в кредитующей организации, и ограничивает для лизингодателей возможности расширения фондирования.

В четвертых, дополнительные сложности для лизингодателей создает отсутствие адекватного и современного регулирования бухгалтерского учета лизинговых операций. Лизинговые компании вынуждены руководствоваться устаревшим Приказом Минфина РФ № 15 от 17.02.1997 г. "О бухучете лизинговых операций", который, ко всему прочему, противоречит ПБУ 9/99, в частности, в вопросе признания выручки от обычных видов деятельности. Кроме того, в налоговом и бухгалтерском законодательстве нет норм, регулирующих смену балансодержателя в течение срока действия договора (например, порядок определения первоначальной стоимости имущества для целей налогообложения прибыли и для расчета налога на имущество, возможность начислять амортизацию (и по каких правилам) организацией, которая приняла на баланс лизинговое имущество в связи со сменой балансодержателя). В то же время ГК и ФЗ № 164 "О лизинге" не запрещают менять балансодержателя лизингового имущества в течение договора лизинга.

Также существуют явные проблемы в сфере лизинга недвижимости. Компании, желающие работать в секторе недвижимости, сразу же сталкиваются со сложностями при оформлении собственности на землю – в соответствии с Законом "О лизинге" земельные участки не могут быть переданы в лизинг. При этом по действующему законодательству отчуждение зданий, строений, сооружений, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком. Как следствие перед проведением сделки приходится оформлять долгосрочную аренду земли (до 49 лет). В результате сделки финансовой аренды с недвижимостью становятся более запутанными, дорогостоящими и проблематичными, особенно для малых предприятий, которые наиболее в них и нуждаются. Также отсутствует нормативная база, регулирующая вопросы государственной регистрации договоров лизинга недвижимого имущества. Применяемая по аналогии нормативная база в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не учитывает многих аспектов лизинга как разновидности инвестиционной деятельности.

И последней наиболее важной проблемой является излишнее количество отчетности компаний. Излишнюю нагрузку в деятельности лизинговых компаний создает большое количество предоставляемой отчетности в различные государственные регистрирующие и контролирующие органы. При этом лизинговые компании не обязаны составлять отчетность по МСФО, что снижает уровень финансовой прозрачности рынка.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Лизинг стал одной из важнейших составляющих инвестиционной политики во многих государствах. Темпы роста лизинговых операций, как правило, опережают темпы роста основных макроэкономических показателей. Это не случайно. Насыщенность и разветвленность лизинговых операций являются свидетельством развитости экономических отношений в стране.

В реальной экономике лизинг становится проводником научно-технического прогресса, внедрения новых технологий на каждом конкретном предприятии. Для нашей российской действительности это принципиально важное обстоятельство. Страна остро нуждается в механизмах, помогающих ей выйти, причем достаточно быстро, из острого финансового кризиса, в механизмах, обеспечивающих структурную перестройку российской экономики.

Система долгосрочного кредита, представляемая в странах развитой рыночной экономики пенсионными и венчурными фондами, страховыми компаниями и инвестиционными банками, банками по реконструкции и развитию промышленного производства, не получила развитие в России из-за отсутствия в стране финансовой и промышленной стратегии, да и самой концепции хозяйственного развития, направленной на достижение промышленного и экономического роста. Логическим следствием явился глубокий инвестиционный кризис, когда объем инвестиций сократился на 2/3 по сравнению с дореформенным уровнем.

В этих условиях стремительно развивая лизинговые сделки в нашей стране и начиная осуществлять эти операции на "базе" автомобильной промышленности и отраслей, производящих предметы потребления, как это практиковалось во всех развитых странах, мы сразу бы смогли решить несколько крупных проблем.

Во-первых, без крупных начальных затрат сумели бы провести реконструкцию устаревших предприятий и конверсировать предприятия военно-промышленного комплекса, обеспечив тем самым плавный переход этих предприятий на принципы гармоничного производства, а значит, и на выпуск конкурентоспособной продукции.

Во-вторых, обеспечили бы заказами отечественные предприятия-производители средств производства и строительные организации, что означало бы начало экономического подъема в этих отраслях промышленности.

В-третьих, существенно сократили бы импорт предметов потребления, заменив его продукцией отечественного производства.

В-четвертых, положили конец бартерным взаиморасчетам между предприятиями, что решило бы проблему неплатежей в государстве.

В-пятых, создали бы в стране дополнительное количество рабочих мест в тех регионах, где это особенно актуально, например, в угледобывающих.

Следовательно, именно лизинг может стать для экономики России тем рычагом, который обеспечит подъем не только крупных предприятий, но и мелкого и среднего бизнеса. В послевоенной Японии, например, только с помощью лизинга оборудования и машин из США удалось не только быстро оживить промышленное производство, но и заложить фундамент для будущего экономического подъема и процветания. Даже сейчас ведущие автомобильные компании мира только около 40% оборудования имеют в собственности, а более 60% оборудования приобретают за счет лизинга с ускоренной амортизацией, оставаясь таким образом на гребне экономического роста.

Опыт отечественных и зарубежных лизингодателей и лизингополучателей подсказывает, что это возможно, несмотря на те потрясения, которые ощутили банки и лизинговые компании во второй половине 1998 г.

Исследование вопросов, раскрывающих основные аспекты лизинговых операций способствует лучшему пониманию сущности инвестиций в виде функционирующего капитала, определению степени влияния тех или иных факторов на рентабельность лизинговой сделки и степень развития лизинга в стране в целом. Проведенное исследование позволяет выявить условия и наметить перспективы дальнейшего развития лизинга в России. В настоящее время рынок лизинговых услуг характеризуется следующими особенностями:

1) Российский рынок лизинговых услуг все еще находится на стадии становления и требует внимания и поддержки государства. Все еще определяются пути и формы его развития в многоукладной экономике.

2) Лизинг в России развивается по нестандартному пути: не согласно, а вопреки экономическим условиям, - на фоне спада производства.

3) В условиях нестабильной финансовой системы российские лизинговые схемы ориентированы прежде всего на налоговое планирование с целью облегчения предприятиям налогового бремени и поиска дополнительного финансирования. Однако, механизм установления льгот для инвестирований в различные сферы экономики еще плохо проработан и направлен прежде всего для сиюминутного пополнения государственного бюджета. Государство не должно препятствовать предприятиям обновлять основные средства для выпуска конкурентной продукции. Желание увеличения поступления средств в бюджет за счет сборов налогов приводит к желаемому результату только в краткосрочном периоде, на долгосрочном же этапе это приводит к свертыванию производства, а, следовательно, и к уменьшению налогособираемости.

4) Отсутствие четко проработанной нормативной базы. Существующий Федеральный закон “О лизинге” от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ, имеет ряд недоработок, в частности предпринятая в законе попытка облегчить таможенный и валютный режимы, предоставить налоговые льготы по лизинговым операциям не получила необходимого завершения, так как не получила отражения в профильных законах, которыми руководствуются ЦБ, ГТК, и другие органы.

5) Отсутствует также элемент стабильности в законодательстве, что вносит определенный риск, так как предприниматель с меньшей долей вероятности может определить события предстоящего периода при принятии инвестиционного решения.

6) Существует масса проблем с налогообложением лизинговых операций, таких как отсутствие механизмов ретрансляции НДС при экспортном лизинге, но самое главное это налоги с оборота (налог на пользователей автомобильных дорог и налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы), в размере 4%, которые приходится необоснованно платить лизинговым компаниям. Это ведет к значительному удорожанию лизинговых операций.

7) Необходимым условием, обеспечивающим становление лизинга и проявление его позитивной макроэкономической роли, является режим ускоренной амортизации. Лизинг имеет экономический смысл только тогда, когда он экономически выгоден и для лизингодателя, и для лизингополучателя. Если лизингополучатель всегда получает налоговый выигрыш от применения лизинга, так как он позволяет отнести всю сумму лизинговых платежей на себестоимость продукции, то возможности лизингодателя отнести издержки от проведения лизинговых операций на производственные затраты ограничены действующими нормами Российского законодательства. Регулируя эти нормы, а также путем введения в действие режима ускоренной амортизации, государство может весьма эффективно регулировать инвестиции и лизинг.

Лизинговая деятельность является перспективным видом бизнеса, что связано со следующим:

1) Мировым опытом, который показывает, что на долю лизинга в новых инвестициях в оборудование приходится 15-20%.

2) Лизинг является одним из основных источников активизации инвестиционной деятельности, что так важно для нашей экономики.

3) Переориентацией банков с рынка ценных бумаг на инвестиции в производство. При этом лизинг является более привлекательным финансовым механизмом, чем кредит, так как используется исключительно для покупки оборудования, которое к тому же выступает обеспечением сделки.

4) Снижением ставок на рынке заемного капитала и как следствием -удешевлением лизинговой сделки.

5) Большим потенциальным спросом на лизинговые услуги, связанным с потребностью предприятий в обновлении основных фондов и возможностью их осуществить без ощутимых первоначальных затрат.

Конечно, инвестиционные лизинговые проекты крайне сложны. Они предполагают разработку специальных схем финансирования, обеспечения, предоставления гарантий, участия банков, страховых компаний. Вместе с тем высокая результативность лизинговых операций во многих странах мира не может не подтвердиться и на российском рынке, если его, судя по заявлениям Правительства, намереваются интегрировать в мировой рынок.

Лизинг позволяет самым выгодным образом согласовывать интересы производителей и потребителей, банков и лизинговых компаний.

Двести (сто без учета зарубежных) реально действующих лизинговых компаний на российском рынке со среднегодовыми объемами заключенных договоров в 100—120 млн. долл. каждая — это серьезная заявка на весомое место лизинга в техническом вооружении и перевооружении отечественных предприятий, в создании новых рабочих мест, а значит, в ускоренном расширении базы налогообложения, пополнении доходной части бюджета, увеличении прибыли предприятий, то есть в деле восстановления российской экономики.

Несмотря целый комплекс проблем российский лизинг успешно развивается, накапливает опыт, и готовится внести свой вклад в активацию инвестиционной деятельности.


 

 

Дипломная работа выполнена мною самостоятельно. Все использованные в работе ранее опубликованные материалы имеют соответствующие ссылки на источники.

 

 

«___» _____________ 2013 г. подпись _______________________

(ФИО студента)

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Конституция Российской Федерации 1993 Г. (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ.)

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1, 2, 3 и 4 (с изменениями и дополнениями)

3. Федеральный закон "О финансовой аренде (лизинге)" от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ (с изменениями и дополнениями)

4. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

5. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности" (с изменениями и дополнениями)

6. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122 – ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (с изменениями и дополнениями)

7. Конвенция УНИДРУА «О международном финансовом лизинге»

8. Постановление Правительства Российской Федерации «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» от 01.01.2002. № 1.

9. Положение Банка России от 26.03.2007 № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» с изменениями и дополнениями.

10. Международный стандарт финансовой отчетности № 17 «Лизинг» (ISA 17).

11. Антоненко Илья Владимирович. Практическое пособие лизингополучателя: право, налоги, бухучет, финансы лизинговой сделки. – М.: Бератор-Пресс, 2007. С. – 628

12. Газман В.Д. Финансовый лизинг: учеб. пособие для вузов / В. Д. Газман; Гос. ун-т —Высшая школа экономики. — 5-е изд. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. С. – 392

13. Ковынев Станислав Леонтьевич. Лизинговые сделки. Рекомендации по избежанию ошибок – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Вершина, 2008

14. Лизинг: экономические, правовые и организационные основы: учебное пособие / под ред. А.М. Тавасиева, проф. Н.М. Коршунова. – 4-е изд., переработанное и дополненное – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

15. Бойтемиров Т.Ф. Лизинговое финансирование на современном российском рынке, Деньги и кредит, 2013

16. Справочно-правовая система «Гарант»

17. Справочно-правовая система «Консультант Плюс»

18. Российская ассоциация лизинговых компаний "РОСЛИЗИНГ" [Электронный курс]:

- Режим доступа http://www.rosleasing.ru/

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 2

ДОГОВОР № 16


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.