Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2017-05-14 | 753 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Условия развития культуры. Разорение русских земель в результате нашествия Батыя и последующих походов ордынцев вызвало упадок во всех сферах культуры. Положение
усугублялось тем, что в Орду постоянно угонялись ремесленники. Следствием нашествия стало исчезновение многих видов искусства и ремесла. Так, лишь в конце XIII в. вновь стали строить каменные церкви. Из них до наших дней сохранилась лишь церковь Николы, на Липне под Новгородом. Сравнение ее с великолепными храмами домонгольской Руси показывает, насколько упало мастерство строителей.
Однако именно сохранение и возрождение культуры стало одним из главных факторов духовного выживания русских людей в условиях ордынского ига.
Литература XIII — начала XVI в. Первым памятником художественной литературы после нашествия можно считать «Слово о погибели Русской земли». До нас дошло только начало этого произведения, воспевающего красоту и величие домонгольской Руси. Призыв к самопожертвованию в борьбе со страшным врагом содержится в таких произведениях, как «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Повесть о Меркурии Смоленском», и др. Как наказание за грехи оценивал нашествие видный писатель владимирский епископ Серапион. В его посланиях выражалась вера: если русские люди сумеют преодолеть свои грехи, то неминуемо и освобождение от ига.
Лишь после победы на Куликовом поле в литературе появились иные настроения. Первым откликом на битву стала поэма «Задонщина», написанная под влиянием «Слова о полку Игореве». Это говорит о преемственности в развитии литературы и сохранении традиций древнерусской культуры. Скорбя о погибших, автор «Задонщины» Софоний Рязанец воспевает их подвиг во имя Руси.
|
В начале XV в. было создано «Сказание о Мамаевом побоище». Оно стало наиболее популярным произведением о Куликовской битве. Восхищаясь подвигом воинов, «Сказание» преподносит победу в битве как торжество православия над его врагами.
В XV в. были написаны многие известные жития русских святых — Сергия Радонежского, Стефана Пермского и др.
Одним из наиболее известных и ярких литературных произведений XV в. является «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Тверской купец А.Никитин совершил путешествие в Индию в 1466 —1472 гг. В своих записках он подробно рассказал о своих злоключениях, об увиденном и пережитом. Глубокой симпатией наполнены описания жизни индийцев. Различие веры не мешало автору объективно воспринимать чужие нравы и обычаи. Однако мысли его посто-
янно возвращались к положению на родине. «А Русскую землю Бог да сохранит. На этом свете нет страны, подобной ей, почему князья земли Русской не живут друг с другом как братья! Пусть устроится Русская земля, а то мало в ней справедливости» — так заканчивается «Хождение за три моря».
Архитектура и искусство XIV - - XV вв. В XIV в. в русских городах развернулось каменное строительство. Большим своеобразием отличалась архитектура Новгорода Великого. В XV в. новгородцы, предчувствуя скорое падение независимости, обращали взоры к старине и возводили храмы по образцу древних построек.
Крупнейшим центром архитектуры к середине XIV в. стала Москва. При Иване Калите были возведены самые большие на тот период каменные храмы (не сохранившиеся до нашего времени), а при Дмитрии Донском — первые в Северо-Восточной Руси стены из белого камня, добытого в подмосковных каменоломнях.
К концу XV в. белокаменный Кремль сильно обветшал. Иван III решил построить необычный Кремль. Под руководством итальянских мастеров, организовавших производство высококачественного кирпича, была создана кремлевская стена с восемнадцатью башнями. Для своего времени это было выдающееся фортификационное сооружение.
|
Итальянских мастеров привлек Иван III и для строительства новых соборов внутри Кремля, которые заменили также обветшавшие соборы времен Ивана Калиты. Главный храм Руси — Успенский собор итальянец Аристотель Фиора-ванти создавал по образцу Успенского собора во Владимире. Самым нарядным сооружением Кремля стал Архангельский собор, построенный итальянским мастером Алевизом Фря-зином Новым. Архитекторы из Пскова возвели изящный Благовещенский собор.
«Золотым веком» русской иконописи стал конец XIV — начало XV в., когда творили великие художники Феофан Грек и Андрей Рублев.
Феофан Грек, мастер фресковой живописи, был выходцем из Византии. Его сюжеты характеризуются глубоким проникновением во внутренний мир образов.
Наиболее прославленным творением Андрея Рублева стала икона «Троица». В образе трех ангелов, символизирующих единство трех лиц Бога — Отца, Сына и Святого Духа, выражен идеал мира, гармонии и божественной красоты. В творчестве Рублева отразилась эпоха национального подъема, вызванного Куликовской победой.
В конце XV в. прославленным мастером иконописи был монах Дионисий, выходец из знатного рода. Для его творений характерны тонкий рисунок, мягкий цвет и праздничное настроение.
Развитие культуры в XVI в. Складывание и развитие единого Русского государства породило обширную публицистическую литературу. Главной ее темой стал вопрос о путях дальнейшего развития страны. Некоторые публицисты конца XV — начала XVI в. были приверженцами ересей, которые распространились тогда в России. Они выступали против учения православной церкви по многим вопросам. Один из наиболее образованных еретиков, дьяк Ивана III, выдающийся дипломат Федор Курицын в своем стихотворении «Лао-докийское послание» высказал идею о свободе воли человека: «Душа самовластна, ограда ей вера».
Церковные публицисты выступали против еретиков. Один из них, монах Ермолай Еразм (середина XVI в.), в своих трудах выступил как выразитель настроений крестьянства. «Больше всего полезны пахари, их трудами создаются главнейшие богатства», — писал он, призывая ограничить власть бояр и дворян над крестьянами.
Дворянин Иван Пересветов в сочинении, предназначенном для царя Ивана Грозного, выдвинул идею создания государства с безграничной властью правителя над его подданными. Однако, держа в узде крупных землевладельцев, управлять государством правитель должен был в интересах «простых воинников», т.е. дворян. С иными идеями выступил Андрей Курбский, написавший после бегства из России несколько произведений и три послания Ивану Грозному. Он считал, что русский царь, если хочет блага своей стране, должен править в согласии не только с боярами, но и с выборными от всех свободных сословий («всенародными человеками»). Иван Грозный в ответных посланиях Курбскому разоблачал крамолы бояр и доказывал, что именно их измены и становятся причиной гибели государства. Поэтому царь по своей воле, в которой выражается воля Бога, должен «казнить и миловать» любых своих подданных.
|
В XVI в. в русской архитектуре возник национальный шатровый стиль. Одним из первых и наиболее выдающихся памятников этого стиля стала церковь Вознесения в селе Коломенском. Одним из главных символов нашей страны является другая постройка шатрового стиля — Покровский собор, «что на рву» (храм Василия Блаженного) на Красной площади. Он был возведен зодчими Постником Яковле-
вым и Бармой в 1555 —1560 гг. в честь взятия русскими войсками Казани.
В XVI в. вокруг многих городов были возведены каменные стены. Известным создателем укреплений являлся Ф.С.Конь. Им построены стены Белого города в Москве, стены Смоленского кремля и др.
Начало книгопечатания Важнейшим явлением XVI в. стало распространение книгопечатания. Первая печатная книга с кириллическим шрифтом была издана в Кракове в конце XV в. немецким книгоиздателем. В начале XVI в. книги в Вильно печатал знаменитый западнорусский просветитель Франциск Скорина.
В Москве первые книги напечатали в 50-е гг. XVI в. Однако дата этих изданий, как и имена печатников, неизвестны. В 1564 г. священник одного из кремлевских храмов Иван Федоров вместе с Петром Мстиславцем выпустил книгу «Апостол». Этот год и стал считаться годом начала русского книгопечатания. Уникальность «Апостола» состоит в
|
том, что в нем не было ни одной опечатки. После отъезда Ивана Федорова и Петра Мстиславца в Великое княжество Литовское они продолжили издавать книги, в частности Федоров напечатал первую русскую азбуку и первую полную Библию. Действовала типография и в Москве.
Культура России XVII в. Почти весь XVII в. прошел для России в непрерывных военных столкновениях. Борьба с западными соседями заставила пристальнее приглядеться к их жизни, быту, достижениям. Необходимо было понять, в чем состоят преимущества Запада и попытаться, усвоив их, обратить в свою пользу.
Заимствование военной и промышленной техники, приемов ведения боевых действий и хозяйства открывало перед русскими людьми новую перспективу деятельности, непривычную по форме и содержанию, приучая даже к иному образу мыслей.
Под Москвой на месте нынешнего Лефортова сложилась Немецкая слобода — уголок западноевропейского быта. Мебель, статуэтки, зеркала, хитро украшенные часы, столы и стулья «немецкой» и «польской» работы вносили заметные изменения в интерьер царского дворца и боярских дворов. Выходили многочисленные переводы с латинского, немецкого, польского языков.
По почину Алексея Михайловича в Москве возникли «комедийные действа». Они устраивались пастором Грегори с помощью молодежи из числа иноземцев. Позже пастор стал обучать «комедийному делу» и русских. Среди них были и первые «крепостные актеры» — дворовые люди боярина А.С.Матвеева. Они же играли на музыкальных инструментах и танцевали на западноевропейский манер.
Процесс обмирщения культуры, выхода ее из-под влияния Церкви шел в России на протяжении всего XVII в.
Расцвет русской общественной мысли первой четверти XVII в. связан с появлением книг о Смутном времени. Наиболее известными из них являются «Сказание» Авраамия Палицына, «Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Словеса» князя Ивана Хворостинина и др.
Ярким представителем официальной публицистики был монах Симеон Полоцкий. Переехав в 1661 г. в Москву, он стал учителем царских детей. Симеон был первым придворным поэтом, сочинявшим оды в честь царской семьи.
Идеи древнего благочестия ярко отражены в «Житии» протопопа Аввакума — автобиографии вдохновителя движения старообрядцев.
На протяжении столетия появляются разнообразные повести, рисующие повседневную жизнь простых людей, — «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде», «Калязинская челобитная».
В XVII в. существенным изменениям подверглась архитектура. Хотя основным строительным материалом по-прежнему оставалось дерево (вершиной деревянного зодчества XVII в. был роскошный царский дворец в Коломенском, не сохранившийся до наших дней, но реконструированный в первом десятилетии XXI в.), все больший размах приобретает кирпичное строительство.
|
Для украшения зданий использовали многоцветные изразцы, фигурный кирпич, белокаменные детали, что придавало постройкам нарядный вид. Итогом развития архитектуры XVII. можно считать появление сооружений в стиле «нарышкинского барокко», отличавшихся многокомпонентным объемом постройки и симметричностью композиции.
Самым выдающимся живописцем середины XVII в. был Симон Ушаков. Он руководил иконописной мастерской, писал иконы и парсуны (портреты), миниатюры и фрески. Под его началом были расписаны Архангельский и Успенский соборы, Грановитая палата в Московском Кремле. Используя традиционные иконографические приемы, Ушаков стремился к мягкости переходов, с помощью игры света и тени добивался объемности и реалистичности изображенных ликов.
Признаки обмирщения культуры обнаруживаются и в просвещении. Появились светские школы для детей. Первый печатный букварь, составленный Василием Бурцевым, был опубликован в 1634 г. В 1666 г. при Заиконоспасском монастыре открылась школа, готовившая подьячих для приказов. В 1680 г. появилась школа при Печатном дворе. В 1687 г. в Москве открылось первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Какое влияние на развитие русской культуры оказало монголо-
татарское нашествие и ордынское иго? Когда началось возрож
дение культуры? В чем это выразилось?
2. Каковы достижения русской культуры конца XIII — начала
XVI в.?
3. Почему XVI в. называют «веком публицистики»? Какие идеи
обсуждались тогда в публицистических произведениях?
4. Почему возникновение книгопечатания считается важнейшим
событием в развитии культуры?
5. Дайте характеристику развития русской архитектуры XVI —
XVII вв.
6. В чем состояли особенности развития русской культуры в XVII в.?
7. Сравните русскую культуру конца XIII —XVII в. и средневеко
вую культуру Западной Европы. Что вы видите в них общего и
в чем состояли различия?
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!