Россия располагает мощной ТС, в которую входят железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт. Каждый из этих видов транспорта представляет собой совокупность средств и путей сообщения, а также различных технических устройств и сооружений, обеспечивающих нормальную и эффективную работу всех отраслей народного хозяйства.
Органическими частями транспортной сети являются железные дороги, морские и судоходные речные пути, автомобильные дороги, трубопроводы для транспортирования нефти и газа, сеть воздушных линий. Помимо путей сообщения, транспорт располагает и средствами для перемещения продукции это автомобили, локомотивы, вагоны, суда и другой подвижной состав. К техническим устройствам и сооружениям транспорта относят станции, депо, мастерские, ремонтные заводы, предприятия технического обслуживания и т.д.
В зависимости от стратегии и задач фирмы, компании производят выбор транспорта для доставки продукции. При этом учитывают размещение производства, технико-экономические особенности различных видов транспорта, определяющие сферы их рационального использования. Технико-экономические особенности различных видов транспорта и их сферы рационального использования систематизированы в (табл. 5).
Таблица 5
Технико-экономические особенности различных видов транспорта и сферы их рационального использования
Вид транспорта
| Особенности транспорта
| Сфера применения
|
Достоинства
| Недостатки
|
|
|
|
|
1. Железно-дорожный
| Высокая провозная и пропускная способность; регулярность перевозок; невысокая себестоимость перевозок
| Большие капита-ловложения на сооружение пути; большие затраты металла
| Практически не ограничена
|
2. Морской
| Обеспечивает массовые межконтинентальные перевозки грузов;
низкую себестоимость; практиче-ски неограниченную пропускную способность
| Зависимость от естественно-географических и на-вигационных ус-ловий, создание портового хозяйства
| Практически не ограничена
|
3. Речной
| Высокая провозная способность;
невысокая себестоимость перевозок; небольшие капиталовложения на организацию судоходства
| Неравномерность глубин, сезонность работы, небольшая скорость перевозки
| Практически не ограничена
|
4. Автомо-бильный
| Большая маневренность и подвижность;
высокая скорость доставки груза;
небольшие капиталовложения в освоение малого грузооборота на короткие расстояния
| Низкая произво-дительность труда;
низкий уровень эксплуатационных показателей;
плохое состояние дорожной сети
| На короткие расстояния до 300 км
| |
5. Воздуш-ный
| Высокая скорость доставки;
самый короткий путь
следования
| Высокая себе-стоимость перевозки
| Практически не ограничена
| |
| | | | | | | |
Железнодорожный транспорт. Вагонный парк состоит из пассажирских и грузовых вагонов. Грузовые вагоны подразделяются на универсальные (крытые, полувагоны, платформы, цистерны) и специализированные, приспособленные для перевозок определенного вида груза (изотермические, цементовозы, кислотные и др.). Крытые вагоны используют для перевозки ценных грузов, и грузов, боящихся атмосферных осадков; полувагоны - для массовых наволочных и лесных грузов; цистерны - для наливных грузов (бензин, керосин, молоко и др.). Тяжеловесные и крупногабаритные грузы перевозят в транспортерах грузоподъемностью 400 т.
Грузовая станция - комплекс путевых и грузовых устройств, технических и служебных помещений, предназначенных для выполнения соответствующих грузовых и коммерческих операций. Она производит операции по приему, погрузке и выдаче грузов и багажа.
Морской и речной транспорт. Основными показателями, характеризующими речные и морские суда, являются водоизмещение, грузоподъемность, грузовместимость, размеры судов (длина, ширина, высота борта) и осадка в груженом и порожнем состояниях.
Грузоподъемность судна - это его перевозочная способность, выраженная в тоннах.
Дедвейт (или полная грузоподъемность) - количество тонн груза, которое может принять судно сверх собственной массы до осадки по летнюю грузовую марку.
Дедвейт определяется по формуле:
Дв= Вп – Вц,
где Вп - массовое водоизмещение судна с полным грузом, т;
Вц - массовое водоизмещение судна без груза, т.
Грузовместимость - это способность судна вместить груз определенного объема. Различают грузовместимость одинарную, когда объем всех грузовых помещений, используется единовременно, и составную, или двойную, когда грузовые помещения используются равновременно, по очереди. В зависимости от рода перевозимых грузов определяют грузовместимость для грузов тарно-упаковочных, штучных и сыпучих.
Автомобильный транспорт. Материально-техническая база автомобильного транспорта состоит из подвижного состава (автомобили, тягачи, прицепы и полуприцепы), автотранспортного предприятия и автомобильных дорог.