Тема № 1 Историко-правовые аспекты государственной границы. Проблема госграниц в истории ёе анализа в социально-политических учениях прошлого. Концепция госграниц. Договорно-правовое оформление происхождения границ России, режим, способы охраны и её обороны на современном этапе.
Зарождение стражи в Киевской Руси и её совершенствование в период образования Московского государства. Пограничная служба государства Российского в XVIII – XIX вв.
Тема № 2 История, формирование и служебно-боевая деятельность отдельного корпуса пограничной стражи.
Раздел XII Служба войск.
Тема № 1 Военная присяга. Боевое знамя.
Тема № 2 Военная присяга, её морально – служебная и правовая характеристика. Защита Отечества – священный долг каждого гражданина. Военная служба – особый вид государственной службы.
Тема № 3 Порядок принятия присяги. Боевое знамя части. Книга почета воинской части. Комната боевой славы части.
Тема № 4 Посещение войсковой части. Участие в торжественном принятии присяги пограничниками отряда.
Тема № 5 Права и обязанности, ответственность военнослужащих.
Тема № 6 Права, общие обязанности, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Права и обязанности курсантов военно- учебных заведений ПВ. Дисциплинированная, административная, гражданско-правовая, материальная и уголовная ответственность военнослужащих.
Тема № 7 Тренировочные занятия по подготовке к принятию юнармейской присяги. Выход из строя. Подход к начальнику. Доклад начальнику. Чтение присяги. Отработка строевых приёмов. Хождение строевым шагом.
Раздел XIII Школа выживания.
Тема № 1 Разбивка бивака. Установка и снятие палатки. Укладка рюкзака. Разжигание костра. Кипячение воды (пережигание нити).
Тема № 2 Организация навесов, укрытий из подручных средств. Методы приготовления пищи, хранение продуктов. Съедобные и ядовитые растения, их распознание методы приготовления, съедобные и ядовитые грибы, их распознание, методы приготовления. Одежда, обувь, сушка, ремонт, изготовление.
Тема № 3 Подготовка топлива, организация кострищ, очагов, добывание огня без спичек, методы хранения и переноса огня.
Тема № 4 Переправа по горизонтальной верёвке. Преодоление препятствия без падения. С помощью верёвок с использованием страховочного уса, без специального снаряжения.
Тема № 5 Преодоление заболоченного участкапо кочкам и с помощью жердей. Движение по узкому лазу.
Раздел XIV Медико-санитарная подготовка.
Тема № 1 Первая медицинская помощь при травме и несчастных случаях. Понятие о ране, остановка кровотечений, наложение повязок.
Тема № 2 Основные правила и способы остановки кровотечения. Виды кровотечений, по каким признакам их определить. Правила наложения жгута, повязок. Круговая, спиральная, восьмиобразная, косыночная плащевидная повязка.
Тема № 3 Итоговый зачёт
Тема № 4 Ушибы, растяжение связок, вывихи.
Тема № 5 Первая медицинская помощь при ушибах, растяжении (разрыве связок) вывихе. Переломы костей. Понятие о переломе. Основные признаки перелома. Закрытые, открытые переломы. Оказание первой медицинской помощи, наложение шины.
Раздел XV Психологическая подготовка.
По окончанию 1 года обучения обучающиеся участвуют в военно-спортивной игре “Граница” результаты которой служат экзаменом для перехода на следующий год обучения. За успехи и достижения воспитанникам присваивается звание юнармеец.
После первой ступени обучения, обучающиеся должны знать:
- историю своей малой Родины, боевой и трудовой путь отряда;
- основы общевойскового боя, основные виды пограничных нарядов;
- меры безопасности по огневой подготовке;
- материальную часть АК-74, средства связи;
- оружие массового поражения и защита от него;
- строевые приёмы на месте и в движении;
- топографические знаки.
Уметь:
- передвигаться ускоренным шагом, бегом;
- преодолевать препятствия;
- определять азимут направления на местности;
- производить неполную разборку и сборку АК-74;
- оказывать ПМП пострадавшему;
- преодолевать полосу препятствий.
Быть:
- дисциплинированным, ответственным;
- коммуникативным, самостоятельным;
- обладать силой воли, гордостью за свою малую Родину.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
II ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№
п/п
| Тема
| Количество часов
| Всего
(24ч.)
|
Теория
| Практика
|
I.
| Общая подготовка
|
|
|
|
1.
| Вводное занятие. Выбор органов самоуправления. Диагностика
|
|
|
|
2.
| Боевой путь Краснознаменного пограничного отряда.
|
|
|
|
3.
| Именные заставы пограничного округа.
|
|
|
|
4.
| Творческо-поисковая деятельность «След войны в моей родословной»
|
|
|
|
5.
| Урок мужества: «Говорят познавшие войну».
|
|
|
|
6.
| Викторина «Колесо истории» Календарь победных дат.
|
|
|
|
7.
| Встреча 4-х поколений в клубе «Ветеран и дети»
|
|
|
|
8.
| Экскурсия в музей боевой славы отряда «Граница не край Родины, а её начало».
|
|
|
|
9.
| Интеллектуальная игра «Мы защитники Отечества»
|
| .
|
|
10.
| Военизированный спортивный марш – бросок «Ориентир».
|
|
|
|
11.
| Экскурсия в в/ч 2018.
|
|
|
|
12.
| Военно – спортивная игра «Бой неуловимых»
|
|
|
|
II.
| Тактика ПВ.
|
|
|
|
| Правовая и социальная защищенность военнослужащих и других граждан, участвующих в охране границы.
|
|
|
|
| Пограничное Следопытство.
|
|
|
|
| Концепция охраны государственной границы.
|
|
|
|
III.
| Тактическая подготовка.
|
|
|
|
| Сигналы управления подразделениями.
|
|
|
|
| Действия солдата в обороне.
|
|
|
|
| Действия солдата в наступлении.
|
|
|
|
| Танки, БМП, (БТР) и методы борьбы с ними.
|
|
|
|
| Основы жизнедеятельности в условиях боевой обстановки. размещение в/сл.
|
|
|
|
IV
| Военная топография.
|
|
|
|
| Движение по азимутам.
|
|
|
|
| Определение сторон света без компаса. Определение азимута на объект без компаса.
|
|
|
|
| Способы определения расстояний по карте.
|
|
|
|
V.
| Огневая подготовка.
|
|
|
|
| Ручные гранаты.
|
|
|
|
| Кумулятивные боеприпасы.
|
|
|
|
| Прицелы ночного видения.
|
|
|
|
| Пистолеты.
|
|
|
|
| Снайперская винтовка.
|
|
|
|
| Подготовка оружия к стрельбе и уход за ним после стрельбы.
|
|
|
|
VI
| Военно-инженерная подготовка.
|
|
|
|
| Отрывка, оборудование и маскировка окопов.
|
|
|
|
| Инженерные войска и их боевое применение.
|
|
|
|
VII
| Связь.
| | | |
| Средства радиосвязи.
|
| |
|
| Радиостанции, их ТТХ и возможности.
|
| |
|
VIII
| РХБЗащита
| | | |
| Средства радиационной и химической разведки.
|
|
|
|
| Средства спецобработки. понятия спецобработка.
|
|
|
|
IX
| Строевая подготовка.
| | | |
| Строй отделения.
| |
|
|
| Строй взвода.
| |
|
|
X
| Физическая подготовка.
| | | |
| Упражнения для развития общей выносливости, развития силы мышц, ловкости.
| |
|
|
| Ускоренное передвижение. Ходьба, ускоренная ходьба, бег, беговые упражнения.
| |
|
|
XI
| История пограничной охраны войск.
| | | |
| Становление и развитие пограничной охраны войск Советского государства (1917г. – 1945г.).
|
| |
|
| Охрана южной и дальневосточной гос. границы в годы войны.
|
| |
|
XII
| Психологическая подготовка
| | | |
| «Без друзей на свете трудно жить»
| |
|
|
| «На пути к гармонии»
| |
|
|
| «Привет, индивидуальность»
| |
|
|
| «Я в мире людей или живи в согласии с другими»
| |
|
|
| «Поведение и культура»
| |
|
|
| Экскурсия в краеведческий музей «Они сражались за Родину».
| |
|
|
| Творческо-поисковая работа «Равнение на героев».
| |
|
|
| На страже рубежей в мирное время.
|
| |
|
| Привлечение к охране границ ДНД и местного населения.
|
| |
|
| Обострение обстановки на дальневосточной границе в конце 60-х г.г. События на о. Даманском.
|
| |
|
| Участие пограничников в войне в Афганистане.
|
| |
|
| Творческо-поисковая работа по сбору материала о героях – земляках, воинах – интернационалистов участниках войны в Афганистане.
|
| |
|
| День памяти воинов-интернационалистов.
|
| |
|
| Совершенствование охраны границы на основе оснащения современной техникой и вооружением.
|
| |
|
XIII
| Служба войск.
| | | |
| Единоначалие. Командиры (начальники) и подчинённые, старшие и младшие.
|
| |
|
| Обязанности командиров (начальников), солдат.
|
| |
|
| Поощрения, применяемые к военнослужащим и порядок их применения.
|
| |
|
XIV
| Школа выживания
| | | |
| Вязка узлов (прямой, восьмёрка, булень, штык).
|
|
|
|
| Преодоление препятствий с помощью специального снаряжения.
|
|
|
|
| Укладка бревна и переправа по бревну.
| |
|
|
XV
| Медико-санитарная подготовка.
| | | |
| Понятие об инфекционных болезнях и меры их предупреждения.
|
| |
|
| Уход за больными.
|
|
|
|
| Лекарственные растения.
|
| |
|
| Итоговое занятие
|
|
|
|
|
| | | 216 ч.
|
Содержание изучаемого курса 2-го года обучения
Раздел I Общая подготовка
Тема № 1 Организационное занятие. Выбор органов самоуправления.
Тема №2 Боевой путь Краснознаменного пограничного отряда. История становления отряда. Герои – пограничники отряда.
Тема №3 Именные заставы пограничного округа. Жизнь и подвиг героев – пограничников.
Тема №4 Творческо-поисковая деятельность «След войны в моей родословной»
Тема №5 Урок мужества: «Говорят познавшие войну». Встреча с ветеранами В.О. войны
Тема №6 Викторина «Колесо истории» Календарь победных дат.
Тема №7 Встреча 4-х поколений в клубе «Ветеран и дети» (участники В.О.войны, воины-интернационалисты – участники боевых действиях в горячих точках, пограничники, юнармейцы заставы).
Тема №8 Экскурсия в музей боевой славы отряда «Граница не край Родины, а её начало». Боевые и трудовые заслуги пограничников.
Тема №9 Конкурс фотографий «Мы защитники Отечества»
Тема №10 Военизированный спортивный марш – бросок «Ориентир».
Тема №11 Экскурсия в в/ч 2018 с целью знакомства со службой и бытом пограничников. Визитная карточка «Малой заставы», «Здравствуйте, мы ваша смена!» Выступление перед пограничниками.
Тема №12 Военно – спортивная игра «Бой неуловимых»
Раздел II Тактика ПВ.
Тема №1 Правовая и социальная защищенность военнослужащих и других граждан, участвующих в охране границы.
Тема №2 Пограничное Следопытство. Следопытство, его значение в охране границы. Понятие о следах и признаках нарушения границы. Классификация следов, их характеристика и приёмы изучения. Ухищрённые следы нарушителей, приёмы и способы их распознания. Следовой режим и следовая дисциплины. Практика в обнаружении и изучении следов.
Тема №3 Концепция охраны государственной границы. Общие положения об охране госграницы и экономической зоны. Основные принципы разрешения пограничных вопросов. Приоритетные направления в деятельности ПВ. Виды служебно-боевой деятельности ПВ.
Раздел III Тактическая подготовка.
Тема №1 Сигналы управления подразделениями. Уставные сигналы управления подразделениями (флажками, фонарями, рукой). Значение сигналов и порядок их подачи. Тренировка в подаче и действий по ним. Выполнение нормативов.
Тема №2 Действия солдата в обороне. Выбор места для окопа, его отрывка и маскировка. Действия по сигналам оповещения, при нанесении ядерного удара и с началом огневой подготовки противника. Отражение атаки, уничтожение противника, ворвавшегося в траншею.
Тема №3 Действия солдата в наступлении. Действия при спешивании с БТР, РБМП и выдвижение на рубеж перехода в атаку. Подготовка к атаке. Атака переднего края обороны противника: место солдата в цепи отделения, темпы атаки, положения оружия, преодоление прохода в минно-взрывных заграждениях противника, первой траншеи. Использование выгодных условий местности для осуществления манёвра в ходе боя. Действия солдата при посадке на БТР в движении, при преодолении участка местности заражения радиоактивными веществами ИОВ.
Тема №4 Танки, БМП, (БТР) и методы борьбы с ними. Характеристика танков, БМП (БТР) иностранных армий их уязвимые места. Приёмы борьбы с танками, БМП (БТР) противника.
Тема №5 Основы жизнедеятельности в условиях боевой обстановки. размещение в/сл. В районе сосредоточения (исходном районе). Использование плащ – палатки, подручных средств и местных материалов для оборудования укрытий. Разведение костра. Сушка обмундирования и обуви. Приготовление пищи. Ориентирование на местности без карты ночью, движение по азимуту.