Таким образом, этикет связан с вежливостью, которая диктуется законами этики, а этические нормы воплощаются в этикетные. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таким образом, этикет связан с вежливостью, которая диктуется законами этики, а этические нормы воплощаются в этикетные.



Вслед за этическими нормами, которые запрещают нанесение какого-либо ущерба (особенно морального) участникам общения или другим людям, этикет не допускает проявлений грубости, оскорбления, унижения человеческого достоинства и т. д. Этикет накладывает запрет и на то, что может поставить человека в неловкое положение, вызвать неудовольствие собеседников. В связи с этим не принято говорить на определённые темы, так как это может вызвать отрицательную реакцию кого-либо из участников разговора. Не принято обсуждать темы, которые могут быть неудобными для кого-то из присутствующих. Признаком дурного тона считается распространение слухов, сплетен, обсуждение чьего-то поведения и т. д. И наоборот, этикет предписывает обязательно сделать что-то приятное партнёрам по общению. В то же время даже бурное проявление положительных эмоций в общественном месте (громкий смех, оживлённые разговоры и т.д.) также непринято, поскольку это может кого-то нечаянно обидеть, помешать в чём-то и т. д.

В этом плане речевой этикет соотносится прежде всего с вежливостью. Вежливость – это многоаспектное явление, в котором в разных ситуациях проявляется уважение к партнёрам по общению. В то же время вежливость – явление неоднозначное. Существует позитивная вежливость, которая создаёт или укрепляет партнёрские взаимоотношения между общающимися, и негативная вежливость, которая подчёркивает автономность адресата и адресанта, служит средством их дистанцирования друг от друга.

К позитивной вежливости можно отнести изысканную вежливость и почтительность, учтивость, которые проявляются не только в речи и выражают не только воспитанность коммуниканта, но и его глубокое уважение к партнёру. К положительной вежливости можно также отнести учтивость и корректность, которые характеризуются большей дистанцией между коммуникантами и используются при официальных и полуофициальных отношениях.

В то же время подчёркнутая вежливость, сменившая вежливость обычную, увеличивает дистанцию между общающимися, а увеличение дистанции, в свою очередь, сигнализирует о неблагополучии в общении. Обида, нанесённая такой вежливостью, например, близкому человеку, может быть очень сильной, поэтому вежливость, как и любое сильное средство, нужно дозировать с учётом всех составляющих коммуникации. Нежелательна также и манерность, церемонность, слащавость в общении, когда вежливость соотносится со своей противоположностью – неуважением к собеседнику, и выступает в роли барьера в общении. Однако при неблагополучном течении общения вежливость помогает защититься или нейтрализовать агрессивное речевое поведение и выполняет при этом позитивную функцию.



В коммуникативном плане этикет помогает строить общение, он предписывает знание и учёт тех речевых ролей, тех взаимоотношений, которые существуют или должны существовать между данными участниками общения. Плюс к этому, этикетные формы учитывают, кто является инициатором общения и кто отвечает, кто какую форму речи, её тональность может себе позволить, а кто – нет.

Таким образом, речевой этикет служит более конкретным воплощением этических и коммуникативных норм. Уровень мастерства коммуниканта в этом отношении определяется прежде всего знанием этикетных формул и их значения и умением использовать эти средства уместно и адекватно.

Завершить лекцию мне хотелось словами Льва Николаевича Толстого: «Из всех наук, которые человек должен знать, есть одна обязательная – как жить, делая как можно меньше зла».

К следующей лекции подготовьте, пожалуйста, ответы на вопросы:

Кого вы можете расспрашивать о семье, о здоровье, а кого – нет?

Кому и в какой ситуации вы можете передавать приветы, а кому и когда – нет?

Что делать, если говорящий, человек старше вас, забыл, о чём он говорил, задумался? Молчать? Напомнить то, о чём он говорил? Не заметить?

Можно ли шутить со старшими?

Можно ли положительно отзываться об отсутствующих?

Как здороваться с группой людей, из которых кто-то вам хорошо известен, а другие – незнакомы?

Можно ли разговаривать мужчине с дамой, куря или со шляпой на голове?

Какие нарушения речевого этикета вы замечаете чаще всего? Чем они обычно объясняются: незнанием правил или нежеланием их соблюдать?

 






Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.005 с.