Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семинар №2. Отношения между понятиями

2017-05-13 8598
Семинар №2. Отношения между понятиями 4.29 из 5.00 7 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОТСУТСТВОВАВШИХ НА СЕМИНАРЕ

Уважаемые коллеги!

Допуск к зачету каждого студента осуществляется только при наличии отчетности по КАЖДОМУ семинарскому занятию. Понимая, что для Вашего отсутствия могут быть уважительные причины, даю возможность получения необходимых баллов. Для этого каждый студент, пропустивший семинар, либо получивший на семинаре оценки 1 и 2, обязан выполнить домашнее задание.

Студент по каждой теме семинара должен выполнить ВСЕ упражнения, при этом выбрать для ответа НЕ МЕНЕЕ ПОЛОВИНЫ вопросов по каждому упражнению.

Выполненное задания пересылается мне на электронную почту в формате WORD. Если какие-то задания требуют символов, отсутствующих в WORD, можно писать от руки, сканировать и скан выслать мне.

 

Семинар №1. ПОНЯТИЕ

 

НАПОМИНАНИЯ ИЗ ТЕОРИИ

Понятия делятся на следующие виды: 1) единичные и общие, 2) конкретные и абстрактные, 3) положительные и отрицательные, 4) безотносительные и соотносительные. Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими.

В особую группу выделяются собирательные понятия. В процессе рассуждения общие понятия могут употребляться в разделительном и собирательном смысле.

Дать полную логическую характеристику понятию (упражнение 6) — значит определить, к какому из перечисленных видов оно относится. Логическая характеристика помогает уточнить содержание и объем понятия, выработать навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждения.

 

Упражнение 1. Укажите единичные и общие понятия; определите, какие общие понятия являются регистрирующими и какие — нере­гистрирующими; выделите собирательные понятия.

Примеры:

1. «Московский юридический институт" — единичное понятие.

2. «Высшее учебное заведение" — общее (нерегистрирующее) понятие.

3. «Балтийский флот РФ" единичное (собирательное) понятие.1.1. Юридическое лицо. 1.2. Ивановская область. 1.3. Преступное деяние. 1.4. Депутат. 1.5. Русская правда". 1.6. Бригада морской пехоты. 1.7. Рабочий класс. 1.8. Источник права. 1.9. Организация Объединенных Наций.. 1.10. Правовая норма. 1.11. Наука. 1.12. Радар. 1.13. Молодежь. 1.14. Реплика. 1.15. Москворецкий мост. 1.16. Участник обороны Одессы. 1.17. Студент МЮИ. 1.18. Следователь Степанов. 1.19. Декабрист. 1.20. Воздушный флот.

 

Упражнение 2. Установите, в каком смысле — собирательном или разделительном — употребляются выделенные понятия.

Примеры:

1.«Граждане Российской Федерации имеют право на образова­ние" — понятие употребляется в разделительном смысле.

2.«Граждане Российской Федерации проживают на территории, равной 17 млн кв. км" — понятие употребляется в собирательном смысле.

2.1. Человек осваивает космос. 2.2. Человек имеет право на граж­данство. 2.3. Искусство принадлежит народу. 2.4. Искусство — форма общественного сознания. 2.5. Развивающиеся страны, где проживает более двух миллиардов человек, являются регионом бедности. 2.6. Ничто не возвышает человека больше,' чем знания. 2.7. Полноводны и могучи реки Сибири. 2.8. В странах Азии проживает более половины всего человечества. 2.9. Судьи и народные заседатели независимы и подчиняются только закону. 2.10. Все функции государства органически взаимодействуют между собой. 2.11. Книга — лучший подарок. 2.12. Закон состав­ляет основу системы права государства. 2.13. Республики бывшего СССР стали суверенными государствами. 2.14. Крупные ученые всегда были в известной мере поэтами (Паустовский). 2.15. Мыс­лящий и работающий человек есть мера всему (Вернадский).

 

Упражнение 3. Укажите конкретные и абстрактные понятия.

Примеры:

1. «Юридический закон" — конкретное понятие.

2. «Невменяемость" — абстрактное понятие.

3.1. Политическая система. 3.2. Преступность. 3.3. Стратегия. 3.4. Диктатура. 3.5. Двуличие. 3.6. Трезвость. 3.7. Адвокат. 3.8. Ра­венство. 3.9. Космический корабль. 3.10. Бескорыстие. 3.11. Родина. 3.12. Гражданское мужество. 3.13. Противоречие. 3.14. Спутник. 3.15. Зазнайство. 3.16. Самоотверженность. 3.17. Взаимодействие.

 

Упражнение 4. Укажите положительные и отрицательные понятия.

Примеры:

1. «Законный" — положительное понятие.

2. «Незаконный" — отрицательное понятие.

4.1. Верность. 4.2. Безволие. 4.3. Беспорядок. 4.4. Гуманизм. 4.5. Произвол. 4.6. Ненависть. 4.7. Контроль. 4.8. Антифашист. 4.9. Антиквар. 4.10. Анархия. 4.11. Ананас. 4.12. Аноним. 4.13. Недееспособность. 4.14. Принципиальность. 4.15. Антипатия. 4.16. Компетентность. 4.17. Халатность.

 

Упражнение 5. Выясните, являются ли данные понятия безотноси­тельными или соотносительными.

Примеры:

1. «Народный суд" — безотносительное.

2. «Начало" — соотносительное понятие.

5.1. Причина. 5.2. Рабочий. 5.3. Верх. 5.4. Политика. 5.5. Истец. 5.6. Ускорение. 5.7. Копия. 5.8. Положение. 5.9. Проблема. 5.10. Опасность. 5.11. Взяткодатель. 5.12. Форма. 5.13. Право. 5.14. Племянник. 5.15. Практика.

 

Упражнение 6. Дайте полную логическую характеристику поня­тиям.

Пример: «Юрист» — понятие общее (нерсгистрирующее), конкретное, положительное, безотносительное.

6.1. Государство. 6.2. Западная граница государства. 6.3. Невиновность. 6.,4. Учитель. 6.5. Демонтаж. 6.6. Законность. 6.7. Кража. 6.8. Бескорыстие. 6.9. Отечество. 6.10. Министерство юстиции. 6.11. Подвиг. 6.12. Мужество космонавта Леонова. 6.13. Социальная справедливость. 6.14. Судимость. 6.15. Созвездие Большой Медведицы. 6.16. Рота. 6.17. Случайность. 6.18. Атеист. 6.19. Невменяемость. 6.20. Сонет. 6.21. Фронт.

 

Семинар №2. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ

НАПОМИНАНИЯ ИЗ ТЕОРИИ

По отношению друг к другу понятия делятся на сравнимые и нес­равнимые.

В логических отношениях могут находиться только срав­нимые понятия, которые делятся на совместимые и несовместимые.

Существуют три вида отношений совместимости: 1) равнообъем-ность, 2) пересечение (перекрещивание), 3) подчинение (субординация) и

три вида отношений несовместимости: 1) соподчи­нение (координация), 2) противоположность (контрарность), 3) про­тиворечие (контрадикторность).

Отношение между понятиями принято изображать с помощью круговых схем (кругов Эйлера).

 

Упражнение 7. Определите вид отношения между совместимыми понятиями и изобразите его с помощью круговых схем (кругов Эйлера).

Примеры:

1. Преступление (А). Уголовное правонарушение (В). Равнообъемность.

2. Европейское государство (А). Федеративное государство (В). Пересечение (перекрещивание).

3. Наказание (А). Ссылка (В). Подчинение (субординация).

 

1. 2. 3.

 

7.1. Высшее учебное заведение, университет. 7.2. Юрист, депутат парламента. 7.3. Конница, кавалерия. 7.4. Орган государственного управления, министерство. 7.5^ Писатель, русский писатель, автор романа «Тихий Дон». 7.6. Премьер-министр, глава правительства. 7.7. Республика, форма правления. 7.8. Военный корабль, эсминец. 7.9. Президент, президент США-, глава государства. 7.10. Живописец, художник 7.11. Художественная литература, литература, драматургия. 7.12. Офицер, спортсмен, орденоносец. 7.13. Литератор, прозаик, поэт. 7.14. Ученый, сторонник мира, гражданин Российской Федерации. 7.15. Студент, москвич, спортсмен, отличник. 7.16. Мать, дочь, родители.

 

Упражнение 8. Подберите понятия, равнозначные данным.

8.1. Квадрат. 8.2. Конституция. 8.3. Первая общественно-экономическая формация. 8.4. Высшая стадия развития. 8.5. Феодализм. 8.6. Автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо». 8.7. Первая скрипка в оркестре. 8.8. Изваяние. 8.9. Рука. 8.10. Разумное существо. 8.11. Полдень. 8.12. Верховный суд Российской Федерации. 8.13. Арест. 8.14. Первый космонавт. 8.15. Декрет.

Упражнение 9. Подберите понятия, находящиеся в отношении пересечения к данным.

9.1. Студент. 9.2. Военнослужащий. 9.3. Народный судья. 9.4. Арендатор. 9.5. Рекордсмен. 9.6. Браконьер. 9.7. Инженер. 9.8. Нормативный акт. 9.9. Академия. 9.10. Киноактер. 9.11. Депутат. 9.12. Акция. 9.13. Апелляция. 9.14. Закон. 9.15. Первопроходец.

 

Упражнение 10. К данным понятиям подберите подчиненные и подчиняющие понятия.

10.1. Учебник. 10.2. Повесть. 10.3. Озеро. 10.4. Форма правления. 10.5. Мичман. 10.6. Завод. 10.7. Дипломат. 10.8. Понятие. 10.9. Награда. 10.10. Писатель. 10.11. Прокурор. 10.12. Унитарное госу­дарство. 10.13. Химический элемент. 10.14. Комедия. 10.15. Хозяйственное преступление.

 

Упражнение 11. Укажите, какие понятия выражают отношение рода и вида и какие — целого и части.

11.1. Образное выражение, поговорка.

11.2. Система права, гражданское право.
11.3. Элементарная частица, позитрон.

11.4. Батальон, рота.

11.5.Дерево, крона.

11.6.Учебное заведение, лицей.

11.7. Военно-морской флот, линкор.

11.8. Драматическое произведение, комедия.

11.9. Галактика, созвездие.

11.10. Институт, факультет.

11.12. Преступление, умышленное преступление.

11.13.Лицемерие, двуличие.

11.14.Политическая структура, партия.

11.15.Государственная власть, парламент.

 

 

Упражнение 12. Определите вид отношения между несов­местимыми понятиями, изобразите его с помощью круговых схем.


Пример:

Печать (А). Телевидение (В). Средство массовой информации (С). Соподчинение (координация).

 

12.1. Преступление, должностное преступление, хозяйственное преступление. 12.2. Известность, неизвестность. 12.3. Прямая линия, кривая линия. 12.4. Партийность, беспартийность. 12.5. Революционер, контрреволюционер. 12.6. Виновность, невиновность. 12.7.Наводнение, стихийное бедствие, землетрясение. 2.8.Правда, ложь. 12.9. Юрист, прокурор, следователь, адвокат.12.10. Сильный, слабый. 12.11. Истина, заблуждение. 12.12.Честь, бесчестье. 12.13. Дисциплинарное взыскание, выговор, замечание. 12.14. Зависимость, независимость. 12.15. Обвинительный приговор, оправдательный приговор.

 

Упражнение 13. Подберите понятия, находящиеся в отношении со­подчинения к данным (родовым) понятиям.

13.1. Преступление. 13.2. Наказание. 13.3. Налог. 13.4. Городской транспорт. 13.5. Высшее учебное заведение. 13.6. Офицер. 13.7. Приговор. 13.8. Спортивная игра. 13.9. Сделка. 13.10. Смычковый инструмент. 13.11. Художественная литература. 13.12. Хищение. 13.13. Право. 13.14. Ученое звание. 13.15. Форма государственного устройства.

Упражнение 14. Подберите понятия, противоположные и противо­речащие данным.

14.1. Большой. 14.2. Научный. 14.3. Бедный. 14.4. Холодный климат. 14.5. Легкая работа. 14.6. Верность. 14.7. Законный. 14.8. Красивый поступок. 14.9. Гармоничный. 14.10. Смелый. 14.11. Глубокий. 14.12. Друг. 14.13. Наличный расчет. 14.14. Правда. 14.15. Истина.

 

Упражнение 15. Определите вид отношения между понятиями, изобразите его с помощью круговых схем.

15.1. Государство, федерация, унитарное государство. 15.2. Уче­ный, юрист, общественный деятель. 15.3. Участник Великой Оте­чественной войны, полковник, генерал. 15.4. Насилие, принуж­дение. 15.5. Наказание, лишение свободы, ссылка, высылка. 15.6. Университет, высшее учебное заведение, академия. 15.7. Автор романа «Война и мир», русский писатель, писатель, мыслитель. 15.8. Верующий, атеист. 15.9. Еженедельник, периодическое издание. 15.10. Должностное преступление, халатность, взяточни­чество. 15.11. Оружие, финский нож, пистолет, огнестрельное оружие. 15.12. Брак, супружество. 15.13. Сын, отец. 15.14. Свободный, несвободный. 15.15. Эрудиция, невежество.

 

 
 

Упражнение 16. Определите вид отношения между понятиями и схемы, соответствующие этим отношениям.

Пример:

Организатор, пособник, соучастник преступления. Отношение соподчинения, схема 4.

 

16.1. Противоречие, конфликт. 16.2. Действие, бездействие. 16.3. Пролог, эпилог. 16.4. Гуманный, негуманный. 16.5. Коммерсант, делец. 16.6. Народный, антинародный. 16.7. Артиллерист, комендор. 16.8. Судебный исполнитель, филателист. 16.9. Крестьянское поселение, село. 16.10. Воздушный флот, авиация. 16.11. Налог, оброк. 16.12. Дипломат, посол, консул. 16.13. Договор, сделка. 16.14. Гармония, дисгармония. 16.15. Судебное решение, приговор, судебное определение.

 

НАПОМИНАНИЯ ИЗ ТЕОРИИ

 

НАПОМИНАНИЯ ИЗ ТЕОРИИ

 

Определение понятий

Логическая операция, раскрывающая содержание понятия, называется определением или дефиницией.

Понятие, содержание которого требуется раскрыть, называется определяемым (дефиниендумом); понятие, раскрывающее содержа­ние определяемого понятия, — определяющим (дефиниенсом).

Различают явные и неявные, номинальные и реальные определения. Основным видом явного определения является определение через род и видовое отличие, которое состоит из определяемого понятия (А) и определяющего понятия; в последнем различают родовое понятие, или род (В), и видовой признак (с). Разновидностью определения через род и видовое отличие является генетическое определение.

Определение подчиняется следующим правилам:

1. Определение должно быть соразмерным (А = Вс). Нарушение этого правила ведет к логическим ошибкам: а) слишком широкое определение (А < Вс) и в) слишком узкое определение (А > Вс).

2. Определение не должно заключать в себе круга. Разновидностью круга в определении является тавтология.

3. Опрделение должно быть ясным. Нарушение этого правила ведет к логической ошибке, которая называется определением неизвестного через неизвестное, (х через у).

4. Определение не должно быть отрицательным.

 

Упражнение 21. Укажите вид определения: номинальное или ре­альное, явное или неявное; выделите определение через род и ви­довое отличие, а также приемы, заменяющие определение.

Примеры:

1.Термин «консенсус» заимствован из латинского языка и означает согласие, общее мнение. Номинальное определение.

2.Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение граж­данских прав или обязанностей. Реальное, явное определение — через род и видовое отличие.

3.Это — схема (S—Р) любого атрибутивного суждения. Остенсивное определение.

 

21.1.Логика — это наука о формах, в которых протекает челове­ческое мышление, и законах, которым оно подчиняется.

21.2.«В смысле настоящей Конвенции термин «принудительный или обязательный труд» означает всякую работу или службу, тре­буемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг». (Конвенция относительно принудительного или обязательного труда).

21.3.Газета — печатное периодическое издание, в котором пуб­ликуются материалы о текущих событиях.

21.4.Этот знак (V) — квантор общности; символизирует выраже­ния: вес, каждый, всегда и т.п.

21.5.Нормативный акт — это правовой акт государства, в котором содержатся предписания — нормы права, регулирующие общественные отношения определенного вида.

21.6.Грабеж — похищение государственного, общественного или личного имущества граждан, совершенное открыто.

21.7.Концерн — форма монополистического объединения с очень высоким уровнем концентрации и централизации капитала и производства.

21.8.Подстрекателем является соучастник преступного деяния, склонивший к совершению преступления.

21.9.Философская наука, изучающая мораль как форму общественного сознания, называется этикой.

21.10.Цилиндр — геометрическое тело, образованное вращением прямоугольника вокруг одной стороны.

21.11.Общественные отношения, урегулированные нормами адми­нистративного права, называются административными правоотно­шениями.

21.12.Слово, употребленное в переносном значении, называется метафорой.

21.13.Случайность — форма проявления необходимости.

21.14.Наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в сложных машинах, живых организмах и обществе называется кибернетикой.

21.15.Инструмент для измерения на местности вертикальных и горизонтальных углов называется теодолитом.

21.16.Сознание — особое свойство высокоорганизованной материи.

21.17.Народ — автор и актер собственной жизненной драмы.

 

Упражнение 23. Произведите анализ определений через род и ви­довое отличие; укажите определяемое и определяющее понятие, в последнем — род и видовое отличие.

Пример:

Суд (А) — орган государства (В), рассматривающий гражданские и уголовные дела в соответствии с установленными процессуальны­ми правилами (с). А — определяемое понятие, Вс — определяющее. В — род, с — видовое отличие.

23.1.Держава — большое независимое государство, ведущее са­мостоятельную политику.

23.2.Клика — группа людей, стремящихся к достижению каких-либо корыстных, неблаговидных целей.

23.3.Бунт — стихийное восстание.

23.4.Халатность — должностное преступление, состоящее в нсвы­полнении или ненадлежащем выполнении должностным лицом своих обязанностей вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения, причинившее существенный вред государствен­ным или общественным интересам либо охраняемым законом пра­вам и интересам граждан.

23.5.Девиз — краткое изречение, выражающее руководящую идею поведения, деятельности.

23.6.Реформа — преобразование какой-либо стороны обществен­ной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры.

23.7.Дееспособность — способность лица приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, а также нести от­ветственность за совершенные правонарушения.

23.8.Сепаратизм — политическое движение за отделение части государства и создание нового государственного образования.

23.9.Коллизионная норма — правовая норма, определяющая пра­во какого государства должно быть применено к гражданскому, семейному, трудовому и иному правоотношению международного характера.

23.10.Фреска — живописная картина, выполненная водяными красками по сырой штукатурке.

23.11.Проступок — противоправное деяние, влекущее по закону дисциплинарную или административную ответственность.

23.12.Вакансия — незамещенная должность.

23.13.Биологические ритмы — циклические колебания интенсив­ности и характера процессов жизнедеятельности животных и рас­тительных организмов.

23.14.Инсинуация — клеветническое измышление с целью опорочить кого-либо.

23.15.Акцепт — согласие принять предложение контрагента о заключении договора.

 

Упражнение 24. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено; дайте правильное определение).

Пример:

Студент — это учащийся. Неправильное определение. Ошибка слишком широкого определения (А < Вс). Правильное определение: Студент — учащийся высшего учебного заведения (А = Вс).

 

24.1.Источники права — акты компетентных государственных органов, устанавливающие или санкционирующие нормы права.

24.2.Феодализм — общественный строй, основанный на эксплуа­тации.

24.3.Кассационная жалоба — это жалоба на приговор или реше­ние суда, не вступившие в законную силу.

24.4.Инкриминирование — предъявление обвинения в совершении какого-либо преступления.

24.5.Нация — устойчивая историческая общность людей.

24.6.Кража — тайное похищение общественного имущества.

24.7.Иск — юридическое средство защиты нарушенного или оспа­риваемого права или охраняемого законом интереса.

24.8.Мошенник — человек, занимающийся мошенничеством.

24.9.Наказание — мера государственного принуждения, приме­няемая по приговору суда к лицу, совершившему государственное преступление.

24.10.Оговор — показание свидетеля, ложно изобличающее другое лицо в совершении преступления.

24.11.Кибернетика — не искусство.

24.12.Музыка — вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах.

24.13.Правоспособность — способность иметь права.

24.14.Истина — дочь разума, мать мудрости.

24.15.Соната — музыкальное произведение, написанное в сонатной форме.

 

НАПОМИНАНИЯ ИЗ ТЕОРИИ

 

Деление понятий

НАПОМИНАНИЯ ИЗ ТЕОРИИ

 

Суждение, включающее в качестве составных частей простые суждения, связанные логическими связками — конъюнкцией, дизъюнкцией или имп­ликацией, — называется сложным. В соответствии с функциями логических связок основными видами сложных суждений являются

1) соединительные (конъюнктивные) — pΛq;

2) разделительные (дизъюнктивные) — pVq — нестрогая дизъюнкция,

3) pṾq — строгая дизъюнкция;

4) условные (импликативные) — р à q;

5) эквивалентные суждения (двойная импликация) — Рß àq.

 

Упражнение 9. Установите вид сложного суждения, укажите его состав­ные части (простые суждения), запишите суждения с помощью символов, используя логические связки.

Пример:

Амнистия может быть ебщей или частичной. Разделительное (дизъюнк­тивное) суждение, состоящее из двух простых: 1) Амнистия может быть об­щей (р) и 2) Амнистия может быть частичной (q), соединенных логической связкой «или». В символической записи pṾq — строгая дизъюнкция.

9.1. Оскорбление может быть нанесено либо случайно, либо намеренно.

9.2. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. (Всеобщая декларация прав человека).

9.3. Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в надлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем известным пунктам.

9.4. Адвокат может просить либо удовлетворить иск (заявление, жалобу) полностью, или частично, либо отказать в удовлетворении, либо прекра­тить производство по делу, либо оставить иск без рассмотрения.

9.5. Когда б на то не Божья воля — Не отдали б Москвы. (Лермонтов).

9.6. Ни извиняющийся тон, ни упорство не украшают споры.

9.7. Облака бегут над морем,

Крепнет ветер, зыбь черней. (Языков)

9.8. В судебном заседании прокурор должен либо поддерживать обвине­ние, либо отказаться от него.

9.9. Дитя не плачет — мать не разумеет.

9.10. Действие может быть либо продуманным, либо импульсивным, либо произведенным в состоянии аффекта.

 

НАПОМИНАНИЯ ИЗ ТЕОРИИ

Простым категорическим силлогизмом называется умозаключение о связи двух крайних терминов на основании знания их связи со средним термином.

Простой категорический силлогизм состоит из трех суждений — двух посылок и заключения. В его состав входит три термина: сред­ний (М) — понятие, входящее в обе посылки и отсутствующее в за­ключении, и два крайних: меньший (5), выступающий в заключении субъектом, и больший (Р), выступающий предикатом заключения. Различают большую и меньшую посылки силлогизма. Меньшей назы­вается посылка, в которую входит меньший термин; посылка, в кото­рую входит больший термин, называется большей.

Отношения между терминами силлогизма могут быть изображены в круговых схемах (кругах Эйлера).

В зависимости от места среднего термина в посылках различают четыре фигуры категорического силлогизма.

 

 

Упражнение 17. Сделайте вывод из посылок, определите фигуру силлогизма. С помощью правил фигур установите, следует ли вывод с необходимостью.

· укажите большую и меньшую посылку,

· средний, меньший и больший термины,

· определите фигуру силлогизма.

· Изобразите в круговых схемах отношение между терминами.

· Покажите распределенность терминов в посылках.

· Сделайте заключение.

· Укажите фигуру и модус силлогизма.

· Если силлогизм не решается, объясните, почему (какие правила силлогизма нарушены)?

Пример:

1. Делаем вывод из посылок:

Семенов (S) — юрист (М)

Семенов (S) — адвокат (Р)

2. Определяем фигуру:

1-я фигура

 

3. Нарушено правило большей посылки, которая должна быть общей.

 

 

1.

Каждый из участников общей долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества.

Васильев — участник общей долевой собственности.

2.

Лица, совместно причинившие вред, несут солидарную от­ветственность перед потерпевшим.

Сидоров и Тимофеев не должны нести соли­дарную ответственность перед потерпевшим.

3.

Два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными.

Эти суждения противоречащие.

4.

Неустранимые сомнения в виновности обвиняемого толкуют­ся в его пользу.

В данном случае возникли неустранимые сомнения в виновности обвиняемого.

5.

Все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца по планетным орбитам.

Уран вращается вокруг Сол­нца по планетной орбите.

6.

Супруги должны материально поддерживать друг друга.

Ольга и Петр — супруги.

7.

Судебные эксперты обязаны давать правдивые показания.

Свидетели обязаны давать правдивые показания.

8.

Свидетели обязаны давать правдивые показания.

Иванов свидетель.

9.

Лица, не достигшие совершеннолетия, не могут быть предста­вителями сторон в суде.

Морозов не может быть представителем в суде.

10.

Некоторые студенты успешно сдали экзамены.

Некоторые студенты — любители рок-музыки.

11.

Ни один вор не честен.

Некоторых нечестных людей удает­ся уличить.

12.

Некоторые студенты живут в общежитии.

Воронин живет в общежитии.

13.

Все адвокаты имеют высшее юридическое образование.

Некоторые из них занимаются научной деятельностью.

 

14.

 

Административное правонарушение — антиобщественное дея­ние.

Административное правонарушение не является преступлением.

 

15.

Оскорбление есть умышленное унижение чести и достоинства
личности, выраженное в неприличной форме.

Действия Максимова пред­ставляют собой умышленное унижение чести и достоинства гр-на Никитина, выраженное в неприличной форме.

16.

Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на образование.

Новиков — гражданин Российской Федерации.

 

17.

Ни один невиновный не должен быть привле­чен к уголовной ответственности.

Никитин невиновен.

18.

Религия — форма общественного сознания.

Религия несовме­стима с наукой.

 

19.

Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, не­ действительна.

Данная доверенность недействительна.

 

20.

Нейтрон — элементарная частица.

Нейтрон не имеет электрического за­ряда.

 

21.

Все студенты нашей группы получили зачет по логике.

Волков зачет по иностранному языку не получил.

 

22.

Лица, совершившие должностной подлог, привлекаются к уголовной ответственности.

Лисицын привлекается к уголовной ответственности.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОТСУТСТВОВАВШИХ НА СЕМИНАРЕ

Уважаемые коллеги!

Допуск к зачету каждого студента осуществляется только при наличии отчетности по КАЖДОМУ семинарскому занятию. Понимая, что для Вашего отсутствия могут быть уважительные причины, даю возможность получения необходимых баллов. Для этого каждый студент, пропустивший семинар, либо получивший на семинаре оценки 1 и 2, обязан выполнить домашнее задание.

Студент по каждой теме семинара должен выполнить ВСЕ упражнения, при этом выбрать для ответа НЕ МЕНЕЕ ПОЛОВИНЫ вопросов по каждому упражнению.

Выполненное задания пересылается мне на электронную почту в формате WORD. Если какие-то задания требуют символов, отсутствующих в WORD, можно писать от руки, сканировать и скан выслать мне.

 

Семинар №1. ПОНЯТИЕ

 

НАПОМИНАНИЯ ИЗ ТЕОРИИ

Понятия делятся на следующие виды: 1) единичные и общие, 2) конкретные и абстрактные, 3) положительные и отрицательные, 4) безотносительные и соотносительные. Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими.

В особую группу выделяются собирательные понятия. В процессе рассуждения общие понятия могут употребляться в разделительном и собирательном смысле.

Дать полную логическую характеристику понятию (упражнение 6) — значит определить, к какому из перечисленных видов оно относится. Логическая характеристика помогает уточнить содержание и объем понятия, выработать навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждения.

 

Упражнение 1. Укажите единичные и общие понятия; определите, какие общие понятия являются регистрирующими и какие — нере­гистрирующими; выделите собирательные понятия.

Примеры:

1. «Московский юридический институт" — единичное понятие.

2. «Высшее учебное заведение" — общее (нерегистрирующее) понятие.

3. «Балтийский флот РФ" единичное (собирательное) понятие.1.1. Юридическое лицо. 1.2. Ивановская область. 1.3. Преступное деяние. 1.4. Депутат. 1.5. Русская правда". 1.6. Бригада морской пехоты. 1.7. Рабочий класс. 1.8. Источник права. 1.9. Организация Объединенных Наций.. 1.10. Правовая норма. 1.11. Наука. 1.12. Радар. 1.13. Молодежь. 1.14. Реплика. 1.15. Москворецкий мост. 1.16. Участник обороны Одессы. 1.17. Студент МЮИ. 1.18. Следователь Степанов. 1.19. Декабрист. 1.20. Воздушный флот.

 

Упражнение 2. Установите, в каком смысле — собирательном или разделительном — употребляются выделенные понятия.

Примеры:

1.«Граждане Российской Федерации имеют право на образова­ние" — понятие употребляется в разделительном смысле.

2.«Граждане Российской Федерации проживают на территории, равной 17 млн кв. км" — понятие употребляется в собирательном смысле.

2.1. Человек осваивает космос. 2.2. Человек имеет право на граж­данство. 2.3. Искусство принадлежит народу. 2.4. Искусство — форма общественного сознания. 2.5. Развивающиеся страны, где проживает более двух миллиардов человек, являются регионом бедности. 2.6. Ничто не возвышает человека больше,' чем знания. 2.7. Полноводны и могучи реки Сибири. 2.8. В странах Азии проживает более половины всего человечества. 2.9. Судьи и народные заседатели независимы и подчиняются только закону. 2.10. Все функции государства органически взаимодействуют между собой. 2.11. Книга — лучший подарок. 2.12. Закон состав­ляет основу системы права государства. 2.13. Республики бывшего СССР стали суверенными государствами. 2.14. Крупные ученые всегда были в известной мере поэтами (Паустовский). 2.15. Мыс­лящий и работающий человек есть мера всему (Вернадский).

 

Упражнение 3. Укажите конкретные и абстрактные понятия.

Примеры:

1. «Юридический закон" — конкретное понятие.

2. «Невменяемость" — абстрактное понятие.

3.1. Политическая система. 3.2. Преступность. 3.3. Стратегия. 3.4. Диктатура. 3.5. Двуличие. 3.6. Трезвость. 3.7. Адвокат. 3.8. Ра­венство. 3.9. Космический корабль. 3.10. Бескорыстие. 3.11. Родина. 3.12. Гражданское мужество. 3.13. Противоречие. 3.14. Спутник. 3.15. Зазнайство. 3.16. Самоотверженность. 3.17. Взаимодействие.

 

Упражнение 4. Укажите положительные и отрицательные понятия.

Примеры:

1. «Законный" — положительное понятие.

2. «Незаконный" — отрицательное понятие.

4.1. Верность. 4.2. Безволие. 4.3. Беспорядок. 4.4. Гуманизм. 4.5. Произвол. 4.6. Ненависть. 4.7. Контроль. 4.8. Антифашист. 4.9. Антиквар. 4.10. Анархия. 4.11. Ананас. 4.12. Аноним. 4.13. Недееспособность. 4.14. Принципиальность. 4.15. Антипатия. 4.16. Компетентность. 4.17. Халатность.

 

Упражнение 5. Выясните, являются ли данные понятия безотноси­тельными или соотносительными.

Примеры:

1. «Народный суд" — безотносительное.

2. «Начало" — соотносительное понятие.

5.1. Причина. 5.2. Рабочий. 5.3. Верх. 5.4. Политика. 5.5. Истец. 5.6. Ускорение. 5.7. Копия. 5.8. Положение. 5.9. Проблема. 5.10. Опасность. 5.11. Взяткодатель. 5.12. Форма. 5.13. Право. 5.14. Племянник. 5.15. Практика.

 

Упражнение 6. Дайте полную логическую характеристику поня­тиям.

Пример: «Юрист» — понятие общее (нерсгистрирующее), конкретное, положительное, безотносительное.

6.1. Государство. 6.2. Западная граница государства. 6.3. Невиновность. 6.,4. Учитель. 6.5. Демонтаж. 6.6. Законность. 6.7. Кража. 6.8. Бескорыстие. 6.9. Отечество. 6.10. Министерство юстиции. 6.11. Подвиг. 6.12. Мужество космонавта Леонова. 6.13. Социальная справедливость. 6.14. Судимость. 6.15. Созвездие Большой Медведицы. 6.16. Рота. 6.17. Случайность. 6.18. Атеист. 6.19. Невменяемость. 6.20. Сонет. 6.21. Фронт.

 

Семинар №2. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ

НАПОМИНАНИЯ ИЗ ТЕОРИИ

По отношению друг к другу понятия делятся на сравнимые и нес­равнимые.

В логических отношениях могут находиться только срав­нимые понятия, которые делятся на совместимые и несовместимые.

Существуют три вида отношений совместимости: 1) равнообъем-ность, 2) пересечение (перекрещивание), 3) подчинение (субординация) и

три вида отношений несовместимости: 1) соподчи­нение (координация), 2) противоположность (контрарность), 3) про­тиворечие (контрадикторность).

Отношение между понятиями принято изображать с помощью круговых схем (кругов Эйлера).

 

Упражнение 7. Определите вид отношения между совместимыми понятиями и изобразите его с помощью круговых схем (кругов Эйлера).

Примеры:

1. Преступление (А). Уголовное правонарушение (В). Равнообъемность.

2. Европейское государство (А). Федеративное государство (В). Пересечение (перекрещивание).

3. Наказание (А). Ссылка (В). Подчинение (субординация).

 

1. 2. 3.

 

7.1. Высшее учебное заведение, университет. 7.2. Юрист, депутат парламента. 7.3. Конница, кавалерия. 7.4. Орган государственного управления, министерство. 7.5^ Писатель, русский писатель, автор романа «Тихий Дон». 7.6. Премьер-министр, глава правительства. 7.7. Республика, форма правления. 7.8. Военный корабль, эсминец. 7.9. Президент, президент США-, глава государства. 7.10. Живописец, художник 7.11. Художественная литература, литература, драматургия. 7.12. Офицер, спортсмен, орденоносец. 7.13. Литератор, прозаик, поэт. 7.14. Ученый, сторонник мира, гражданин Российской Федерации. 7.15. Студент, москвич, спортсмен, отличник. 7.16. Мать, дочь, родители.

 

Упражнение 8. Подберите понятия, равнозначные данным.

8.1. Квадрат. 8.2. Конституция. 8.3. Первая общественно-экономическая формация. 8.4. Высшая стадия развития. 8.5. Феодализм. 8.6. Автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо». 8.7. Первая скрипка в оркестре. 8.8. Изваяние. 8.9. Рука. 8.10. Разумное существо. 8.11. Полдень. 8.12. Верховный суд Российской Федерации. 8.13. Арест. 8.14. Первый космонавт. 8.15. Декрет.

Упражнение 9. Подберите понятия, находящиеся в отношении пересечения к данным.

9.1. Студент. 9.2. Военнослужащий. 9.3. Народный судья. 9.4. Арендатор. 9.5. Рекордсмен. 9.6. Браконьер. 9.7. Инженер. 9.8. Нормативный акт. 9.9. Академия. 9.10. Киноактер. 9.11. Депутат. 9.12. Акция. 9.13. Апелляция. 9.14. Закон. 9.15. Первопроходец.

 

Упражнение 10. К данным понятиям подберите подчиненные и подчиняющие понятия.

10.1. Учебник. 10.2. Повесть. 10.3. Озеро. 10.4. Форма правления. 10.5. Мичман. 10.6. Завод. 10.7. Дипломат. 10.8. Понятие. 10.9. Награда. 10.10. Писатель. 10.11. Прокурор. 10.12. Унитарное госу­дарство. 10.13. Химический элемент. 10.14. Комедия. 10.15. Хозяйственное преступление.

 

Упражнение 11. Укажите, какие понятия выражают отношение рода и вида и какие — целого и части.

11.1. Образное выражение, поговорка.

11.2. Система права, гражданское право.
11.3. Элементарная частица, позитрон.

11.4. Батальон, рота.

11.5.Дерево, крона.

11.6.Учебное заведение, лицей.

11.7. Военно-морской флот, линкор.

11.8. Драматическое произведе


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.25 с.