Избавление от скверной кончины в этом мире. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Избавление от скверной кончины в этом мире.



Доброе отношение к инвалидам, наставление, искренний совет, оказание помощи и облегчение путей достижения ими благ являются одними из величайших проявлений благодеяний, за которые уготована награда и благодаря которым Всевышний Аллах оберегает человека от скверной кончины в этом мире. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, об этом сказал: «Совершайте благое. Ибо оно оберегает от скверной кончины...»2. В версии от Анаса говорится: «Совершение благодеяний сохраняет от скверной кончины, бед и несчастий. Благодетели в этом мире будут благодетелями и в жизни последней»3.

Нет сомнений в том, что всякое положительное действие, которое совершает человек в отношении своего брата-мусульманина, оказывает на инвалидов большое воздействие, поскольку они немощны и больше нуждаются в помощи и поддержке. Человек, занятый заботой о них, находится на пути угодном своему Господу.

Всевышний сказал:

«Ecть ли вoздaяниe зa дoбpo, кpoмe дoбpa?»4

12. Забота об инвалидах равноценна джихаду на пути Аллаха. Существует множество различных и разнообразных способов осуществления джихада на пути Аллаха, что указывает на универсальность ислама, поскольку борьба на пути Аллаха не ограничивается одним только ведением военных действий, но также имеет и другие формы, в том числе: забота о неимущих и немощных, защита их прав, расходование на них. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лучшие из людей, наиболее полезные из них»1.

Нет сомнений в том, что забота об инвалидах, оказание им помощи «материальной, физической»2 или моральной – за все это человек удостоится награды, более того, это возвысит его до степени воина на пути Аллаха. Сообщается со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Тот, кто расходует на вдову и бедняка, подобен воину на пути Аллаха”». В другой версии говорится: «…подобен тому, кто проводит дни в посте, а ночи в молитвах»3.

Отсюда становится ясно, насколько огромной будет награда мусульманина, который беспокоится о состоянии своих немощных братьев, в том числе и инвалидов, доставляет им радость, избавляет от печалей, стремится удовлетворить их нужды, по-доброму к ним относится, трудится в их интересах и совершает другие действия, направленные на их благо.

13. Следование по прямому пути.Поскольку всякого рода инвалидность происходит в соответствии с божественным предопределением, а то, что предрешил Аллах Своему рабу, является для него благом, необходимо проявлять довольство, послушание и покорность, ибо все это случается по предопределению Всевышнего:



«He пocтигaeт кaкoe-нибyдь несчатье, инaчe кaк c дoзвoлeния Aллaxa. A ктo yвepoвaл в Aллaxa, cepдцe тoгo Oн наставит нa прямой пyть. Aллax знает oбо вcякoй вeщи»4.

Ибн ‘Аббас сказал: «“По повелению Аллаха” это означает, что согласно Его предопределению и воле5. Тот, кто примет постигнувшее его несчастье как решение и предопределение Аллаха и проявит при этом терпение, покорившись решению Аллаха, проявит искреннюю убежденность и станет ожидать награды, руководствуясь прямым путем в сердце, то сердце его наставит Аллах и дарует взамен того, чего он лишился в этом мире, и, возможно, компенсирует ему то, чего лишил, тем же либо лучшим.

Отсюда становится ясным, что ожидает человека за испытания и проявленное при этом терпение. «Текст Книги Аллаха указывает на то, что если кто уверует в Аллаха и в Его предопределение, сердце того наставит Аллах, вселит в него довольство и желание рассчитывать на награду. Таким образом, он получит свет от его Господа»1.

14. Приобретение такой черты как скромность.Бывает, что человек став жертвой таких социальных пороков как надменность и бахвальство, лишается скромности. Все это оборачивается против него же, тогда когда скромность является причиной возвышения человека как в ближайшей жизни, так и в последней. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «… кто бы ни проявил скромность ради Аллаха, того непременно возвысит Аллах»2. Скромность оберегает человека от надменности и превознесения над остальными людьми, будь они полноценными или инвалидами. В хадисе сказано: «Аллах внушил мне: “Будьте скромны, чтобы никто не кичился ни перед кем и не попирал права другого”»3.

Ибн ал-Каййим, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Если бы не испытания этого мира и не его невзгоды, то человека одолели бы пороки гордыни, самодовольства, заносчивости, жестокосердия, что рано или поздно ведет к погибели. Милостью Наимилосердного из милосердных является то, что Он время от времени проявляет заботу о Своих рабах посредством различных лекарств в виде несчастий, которые оберегают их от подобного рода болезней, сохраняют их состояние покорности здоровым, избавляют от зловредного, скверного и губительного содержания. Пречист Тот, Кто проявляет милость посредством бед и испытывает посредством даров. Как сказал поэт:



Случается, что Аллах оказывает благодетель

Посредством большой беды,

И испытывает некоторые народы

Через дары

Если бы Пречистый Аллах не излечивал Своих рабов посредством лекарств в виде испытаний, они стали бы превозноситься, чинить несправедливость и преступать границы дозволенного. Если Пречистый Аллах пожелает для раба Своего благо, то даст ему вкусить лекарство в виде испытания в зависимости от его состояния, благодаря которому Он выведет губительные болезни. Воспитав его и очистив, Он подготовит его для самого почетного из положений в жизни ближайшей, чем является состояние покорности Ему, и для самого высокого воздаяния в жизни последней – возможности видеть Его и быть вблизи Него»4.

Всякий раз «извлекая назидание из бед, человек будет приобретать черту скромности и довольства происходящим. Несчастья и тяготы избавляют от гордости, заносчивости, самодовольства, бахвальства, высокомерия и надменности»1.

15. Познание степени такого дара как здоровья и благодарность за него.Болезнь способствует тому, что человек лучше начинает ценить дар здоровья. В связи с этим говорят, что здоровье – это корона на головах людей здоровых, о которой ведомо только больным. Таким образом, одним из плодов испытания какой-либо формой инвалидности является то, что тот, на чью долю выпало испытание такого рода, начинает понимать «ценность дара здоровья и необходимость проявления благодарности за него, поскольку ценность даров становится известна только после их лишения»2. Человек пользуется огромным количеством даров, при этом не замечая некоторые из них:

«И ecли вы станете cчитaть милocти Aллaxa, тo нe coчтeтe их»3. Когда же его самого либо близкого для него человека постигает испытание, либо он видит страдания другого, то он начинает осознавать ценность дара здоровья и благодарить Всемогущего и Великого Аллаха за него посредством языка, сердца и тела. Если здоровье является даром, то благодарность за него больше чем сам этот дар, поскольку является путем к познанию Того, Кто дарует блага. По этой причине Всевышний Аллах назвал ислам и веру в Коране благодарностью4.

 

Заключение

Результаты исследования

Поскольку целью настоящей работы являлось определение некоторых прав инвалидов в исламе, исследователем был применен описательный метод, при котором был изучен ряд научных трудов и различной литературы, имеющих как прямое, так и косвенное отношение к данной теме. Работа выполнена с целью выявления и показа прав инвалидов, с тем чтобы лица, занятые в сфере обучения и реабилитации этой дорогой для нас социальной группы, извлекли из нее пользу.

В процессе исследования нами был получен ряд итогов, вот некоторые из них.

1. Инвалидность является «орденом» на тех, в ком она присутствует. Более того, в некоторых случаях она может стать свидетельством превосходства, преимущества и уникальности, а не быть клеймом неполноценности.

2. Инвалидность не является барьером либо препятствием, лишающим человека возможности серьезного участия в построении общества, распространения блага и реформ, исполнения долга побуждения к одобряемому и запрещения порицаемого.

3. Защита инвалидов и забота о них является залогом нравственного здоровья членов общества и самого общества.

4. Исламское воспитание, как имеющее всеохватный метод, было, является и будет – с соизволения Всевышнего Аллаха – стимулом к побуждению устремлений инвалидов и мобилизации их сил, с тем чтобы те являлись проповедниками блага и реформ в своем обществе. Поскольку оно предоставило им права, которыми они прежде были обделены, в качестве гарантии их полной защиты с учетом ограниченности их возможностей и их немощи.

5. Некоторые мусульмане из предшествующих поколений страдали различными формами инвалидности, но при этом им принадлежит пальма первенства в области науки, литературы, просвещения и практической деятельности. Их имена засверкали подобно звездам, а их шествие овеяла слава. Некоторые из них удостоились похвалы Аллаха и Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, стали праведным примером для подражания, оставили после себя путь, угодный Всевышнему, пригодный как для людей полноценных, так и с ограниченными возможностями.

6. Испытание через инвалидность является даром Всеблагого и Всевышнего Аллаха, а не наказанием, как полагают некоторые. Мусульманину следует проявлять терпение и ожидать награды, что обеспечит ему возвышение степени как в ближайшей жизни, так и в последней, при условии, что он будет придерживаться предписаний и норм шариата и покинет этот мир, будучи мусульманином.

7. Семья может сыграть большую роль в деле сохранения ребенка от инвалидности, в случае если ее члены будут следовать рекомендациям шариата и медицинских работников.

8. Многие из инвалидов наделены возможностями и способностями, которых может не быть у большинства людей здоровых – сколько ведь существует в мире людей незрячих, умственные способности которых превосходят способности большинства людей видящих.

9. Инвалиды входят в категорию бедняков и неимущих в первую очередь и имеют преимущество перед нуждающимися из числа людей здоровых. Ибн ал-‘Араби в связи с этим сказал: «Нет разногласий в том, что хронически больному отдается предпочтение перед здоровым»1, т.е. при распределении закята.

10. Инвалиды в исламе получают максимальную степень заботы. Нет такого аспекта, несущего благо и пользу для инвалидов, к которому бы не призвал ислам. И нет такого аспекта, содержащего в себе вред, хотя бы и потенциальный, который бы ислам не запретил и от которого бы не предостерег.

11. В Королевстве Саудовская Аравия накоплен огромный опыт в деле заботы об инвалидах на уровне государства и частных лиц.

12. Инвалиды нуждаются в добром отношении со стороны членов общества, что будет способствовать их стремлению к контакту со своей социальной средой. Доброе отношение является одной из основных потребностей инвалидов.

13. Инвалидов и тех, кто занимается заботой о них, ожидают определенные плоды в ближайшей жизни и великая награда в последней.

Советы и рекомендации

Несмотря на усилия, которые были приложены в прошлом и прикладываются в настоящее время в деле реабилитации инвалидов, проблема оказания большего внимания и заботы об инвалидах продолжает оставаться острой, особенно если учесть тот факт, что официальные подсчеты, проведенные государственными организациями, свидетельствуют об увеличении числа инвалидов, в частности в мусульманских странах. Данное обстоятельство требует принятия глобальных и незамедлительных мер в отношении данной социальной группы, обеспечения их необходимыми услугами, предоставления им их прав, которые установил для них шариат, в полном виде.

Все это показывает, насколько актуальным является вопрос заботы об инвалидах в исламских странах сегодня, а также необходимости пересмотра методов воспитания, руководства и обучения инвалидов в различных образовательных учреждениях: каким образом они должны осуществлять свою деятельность, какие следует предоставлять права инвалидам, какие методы следует применять при их обучении. В связи с этим в заключение исследования мы приведем некоторые рекомендации. Прежде всего, необходимо:

1. Уделять внимание инвалидам и предоставлять им все права, предусмотренные шариатом.

2. Предоставлять инвалидам возможность участия в развитии и построении общества с учетом их способностей и подготовки.

3. Воспитывать инвалидов в свете исламской религии, связывать их с Всевышним Аллахом, вовлекать их в деятельность, которая бы принесла им пользу как в религии, так и в жизни.

4. Предоставлять инвалидам возможность поступления в общеобразовательные школы и обеспечивать их всеми необходимыми подсобными средствами; строительство специализированных школ как в различных городах Королевства Саудовская Аравия, так и в городах других исламских стран, в которых бы они получали соответствующее воспитание и образование.

5. Предоставлять преподавателям посредством педагогических и образовательных курсов информацию об инвалидах и инвалидности, различных ее формах, причинах возникновения, последствиях, средствах их уменьшения и лечения. Надеемся, что на педагогических факультетах университетов и в колледжах данной проблеме будет уделено соответствующее внимание.

6. Предоставлять стимулирующие средства, мотивирующие подарки и достойные стипендии инвалидам в процессе их обучения, воспитания и трудовой адаптации.

7. Поощрять различными способами исследования и научные изыскания, особенно исламские исследования, посвященные вопросам инвалидности и инвалидам, а также внедрять их в процесс обучения и реабилитации данной категории лиц.

8. Извлекать пользу из опыта, накопленного как в западных, так и в других мусульманских странах, а также из изучения созданной ими литературы по данной проблеме с учетом сложившейся в обществе конъюнктуры и его возможностей.

9. Разработать планы и специализированные программы по адаптации и трудовой подготовке инвалидов, начиная с раннего детства и заканчивая преклонным возрастом.

10. Включать некоторых учащихся-инвалидов в школьные группы, где обучаются полноценные учащиеся, в силу многих причин: психологических, финансовых, этических; не допускать изоляции их только лишь в связи с инвалидностью, в некоторых случаях даже незначительной.

11. Осуществлять деятельность по заботе об инвалидах и предоставлять им возможности для получения образования и полезной профессиональной подготовки; прилагать усилия для создания соответствующих им рабочих мест, чтобы они ощущали себя частью общества.

12. Вовлекать педагогические и религиозные организации, а также частных спонсоров в деятельность по наставлению и уходу за инвалидами.

13. Распространять среди членов общества понимание необходимости заботы об инвалидах, финансирования предлагаемых ими проектов и поддержки их с тем, чтобы они осуществляли возможную активность в различных сферах жизнедеятельности.

14. Проведение симпозиумов и лекций, посвященных проблеме инвалидности и проблемам самих инвалидов, методам взаимодействия с ними, разъяснению их прав относительно общества.

15. Проведение обучающих лагерей для инвалидов, в которых осуществлялась бы различного рода активная педагогическая деятельность, особенно направленная на развитие их познавательных и трудовых навыков.

16. Обеспечение инвалидов необходимыми техническими средствами, ассигнование для этой целей определенных денежных средств через реализацию благотворительных проектов для финансирования услуг, предоставляемых инвалидам, особенно в сфере воспитания и обучения.

17. При педагогических факультетах, действующих в мусульманских странах, следует организовывать специальные отделы по подготовке учителей, специализирующихся на работе по образованию и профессиональной подготовке инвалидов.

18. Создание различных программ как для коллективного, так и для индивидуального использования, направленных на развитие у инвалидов различных способностей, для применения в общественных и учебных учреждениях.

19. Возрождение института вакфа1 по заботе об инвалидах в воспитательной, медицинской и экономической сферах. На протяжении столетий вакф играл важную роль в жизни мусульман, являясь одним из вечных предписаний ислама.

В заключение прошу Всеблагого и Всевышнего Аллаха сделать нас из числа тех, кто способствует добру и препятствует злу, принять от нас этот скромный труд и сделать его искренним ради Его благородного Лика, оказать посредством данного исследования пользу для ислама и мусульман.

Поистине, Он способен на всякую вещь.

 

Содержание

Раздел первый

Понятие инвалидности и ее виды

Введение

Актуальность исследования

Цели исследования

Тема исследования

Определения некоторых терминов

Виды инвалидности

1. Духовная инвалидность

2. Моральная инвалидность

3. Социальная инвалидность

4. Сенсорная инвалидность

5. Инвалидность по речи

6. Телесная (физическая) инвалидность

7. Умственная инвалидность

8. Затрудненность обучения

Раздел второй

Забота ислама об инвалидах

Положение, которое отводится инвалидам в исламском воспитании

Внимание, которое уделяется инвалидам в исламском обществе






Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.014 с.