История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

От чего зависит эффективность воспитательного влияния?

2017-05-13 1898
От чего зависит эффективность воспитательного влияния? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Эффективность воспитательного влияния зависит от условий, при которых реализуется воспитательное действие:

– место и время протекания ситуации;

– актуальное (то есть существующее в настоящий момент) эмоционально-психологическое состояние воспитателя и воспитанника;

– особенности их взаимоотношений, в частности, насколько воспитатель как личность значим /референтен/ для воспитанника); испытывает ли они друг другу чувства любви (или хотя бы привязанности), уважения;

– наличие внутренни х (жизненный опыт, убеждения, интересы, актуальные потребности, направленность личности) и внешних (воздействие факторов социальной среды – друзей, родственников, СМИ, общественных организаций и пр.) воздействий которые могут усиливать, или ослаблять воспитательное влияние.

В зависимости от уровня развития, интересов и общей направленности личности информация, содержащаяся в воспитательном действии для, воспитанника может быть интересной или неинтересной, согласованной с его внутренним миром и несогласованной, приемлемой и неприемлемой.

Что является результатом воспитательного действия?

Результатом воспитательного влияния является то или иное ответное действие воспитанника. Внешне наблюдаемое действие проявляется в слове, взгляде, мимике, жесте или поступке. Однако, для того чтобы оценить результат воспитательного действия, воспитателю необходимо знать истинные мотивы ответной реакции воспитанника, что не всегда легко (а иногда и невозможно) объективно установить.

Осуществляя воспитательное действие, воспитатель должен помнить:

– результат воспитательного действия может быть отсроченным, то есть проявиться далеко не сразу;

– единичное воспитательное действие, как правило, не приносит желаемого результата – необходима система воспитательных действий;

– ни одно воспитательное действие не обладает 100% эффективностью;

 

Процесс воспитания это саморазвивающаяся система. Развиваются не только воспитанники, не только воспитательная деятельность и сам воспитатель, не только его взаимодействие с воспитанниками, но и вся воспитательная система в целом.

 

Каковы наиболее существенные особенности процесса воспитания?

Информационный характер процесса воспитания заключается в том, что все изменения в психике воспитанника происходят в результате влияний информационного характера.

 

Непрерывно-дискретный характер заключается в том, что воспитательные влияния испытываются воспитанниками не только в момент акта реализации воспитательного действия, но и после его окончания.

Статистичность воспитательного процесса означает, что на основе отдельных воспитательных ситуаций выявление существенных сторон процесса воспитания невозможно; необходима достаточно представительная выборка.

Многомерность воспитательного процесса означает, что он воздействует не на отдельные стороны личности, а на личность в целом.

Целенаправленность. Воспитание становится эффективным, когда педагог четко определяет и осознает общую цель и конкретные задачи воспитания. Наибольшая эффективность достигается в том случае, когда цель воспитания известна и понятна воспитаннику, и он соглашается с ней, принимает ее.

Многофакторность. Учитель должен учитывать и использовать огромное количество объективных и субъективных факторов. Личность подвергается воздействию множества разнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки.

Неоднозначност(вариавтивность) результатов воспитания Многофакторность объясняет эффект неоднозначности результатов воспитания − в одних и тех же условиях результаты воспитательных воздействий могут существенно различаться. Вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов обусловлены действиями субъективных факторов: индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию, уровнем профессиональной подготовленности воспитателей, их мастерством. Чем больше по своему направлению и содержанию совпадают влияния учителя и объективных условий, тем успешнее идет воспитание.

Отдаленность результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия. Воспитание не дает мгновенного эффекта. Его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, результаты процесса обучения. Между началом педагогического воздействия и устойчивым проявлением воспитанности может лежать длительный период.

Длительность − воспитательный процесс длится всю жизнь.

Комплексность означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса.

Двусторонний характер. Процесс воспитания идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь).

 

Какие факторы влияют на направленность, характер и результаты воспитания?

Воспитание является многофакторным процессом. На него оказывают влияние природная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей; семья, школа и вуз, детские и молодежные организации; повседневная и профессиональная деятельность, искусство и средства массовой информации.

Существует две основные группы воспитательных факторов.

Объективные факторы:

· генетическая наследственность и состояние здоровья человека;

· социальная и культурная принадлежность семьи, оказывающая влияние на его непосредственное окружение;

· обстоятельства биографии;

· культурная традиция, профессиональный и социальный статус;

· особенности страны и исторической эпохи.
Субъективные факторы:

· психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы как воспитателя, так и воспитуемого;

· система отношений с социумом;

· организованные воспитательные воздействия на человека со стороны отдельных людей, групп, объединений и всего сообщества.

Каковы цели воспитания?

Процесс воспитания характеризуется конечной целью – представлением об идеальном воспитаннике.

Цели воспитания (в педагогическом смысле) – это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий.

 

Цели воспитания (в социальном смысле) - это социальные идеи о смысле человеческой жизни, человеческой миссии, общественном предназначении, роли человека в обществе, формулируемые обществом на определенном этапе его развития (строитель коммунизма, всесторонне и гармонически развитая личность; человека как элемент «винтик» государственной и социальной структуры; человек как созидатель и потребитель благ, создаваемых цивилизацией; человек как раб Божий).

 

Ответьте на вопрос: какие воспитательные идеалы (совокупность представлений об идеально воспитанном человеке) вам известны из истории человеческой цивилизации

 

Что является движущей силой воспитательного процесса?

Любая воспитательная задача решается через инициирование воспитателем активных действий воспитанника. Воспитательный процесс направлен на разрешение противоречий между требованиями, которые предъявляются воспитанникам, и их подготовленностью, уровнем их развития. Противоречия, составляющие движущую силу воспитательного процесса, могут быть как внешними (проявляются в расхождении между объективно существующими нормами и поведением окружающих людей), так и внутренними (противоречие между притязаниями растущей и развивающейся личности и её возможностями).

 

Что является результатом воспитательного процесса?

Результат воспитательного процесса, достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности.

Результатом воспитательного процесса является воспитанность.

Что такое воспитанность?

В целом воспитанность можно охарактеризовать как уровень развития эмоционально-волевой, ценностно-смысловой и поведенческой сфер человека, а также сформированность социально и личностно значимых качеств, позволяющих человеку стать полноценным членом общества и самореализоваться как личность.

В социальных науках часто используются статистические показатели, характеризующие уровень следования членов общества общепринятым нормам морали. Как правило, используются показатели, отражающие отклонения от общепринятых норм: число совершенных правонарушений и тенденция их изменения; темпы распространения пьянства, наркомании, курения, проституции среди молодежи; число детей, брошенных родителями и др.

В психологии в качестве наиболее общего (интегрального) показателя воспитанности рассматривается направленность личности.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.