Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2017-05-13 | 594 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ
ЛЕКЦИЯ 1.
ВОСПИТАНИЕ: СУЩНОСТЬ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ПРИНЦИПЫ
РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОСПИТАНИЯ
Что такое воспитание как педагогическая и социальная категория?
Известный отечественный педагог Х.И. Лийметс, рассматривал воспитание как целенаправленное управление процессом развития личности через создание условий, благоприятных для этого. Это определение воспитания можно рассматривать как наиболее обобщенное с функциональной точки зрения, то есть с точки зрения, раскрывающей сущность воспитания как процесса
В широком социальном смысле – воспитание – это процесс создания условий для освоения и творческого применения личностью накопленного человечеством социального опыта. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы, словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества. Освоение социального опыта – это основное условие развития и формирования личности.
В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов и личности с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.
Почему возникло воспитание?
Оно возникло потому, что возможности стихийной социализации не обеспечивали достаточного уровня подготовленности человека к выполнению сложных социальных ролей в сфере управления государством, духовно-религиозной, политической и военной сферах, а также в сфере экономики. Воспитание не дает человеку ничего такого, чего он сам по себе не мог бы достигнуть, но оно достигает всего скорее и легче. (Готхольд Эфраим Лессинг немецкий философ, поэт, драматург, теоретик искусства 18 века)
|
Воспитание имеет исторический характер. Оно возникло вместе с человеческим обществом, став органичной частью его жизни и развития, и будет существовать, пока существует общество. Именно поэтому воспитание – это общая и вечная категория. Чем сложнее человеческий социум и человеческая жизнь в целом, тем важнее роль воспитания в жизни общества и отдельной личности
Как соотносятся понятия «социализация», «образование» «воспитание» и «обучение»?
Социализация – это процесс и включения человека в общество благодаря усвоению и воспроизводству им социального опыта. Результатом социализации является становление, то есть формирование и развитие личности. В процессе социализации человек осваивает и творчески применяет накопленного человечеством. Под опытом понимается все, созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества:
1. Знания о природе, обществе, и человеке,
2. Умения интеллектуальной и практической деятельности;
3. Ценности и ценностно-смысловые ориентации (моральные, эстетические правовые и др. нормы и требования, предъявляемые обществом к человеку) и определяющие его отношение к миру, природе, обществу, другим людям и самому себе;
4. Социально одобряемые модели поведения
Социализация может быть стихийной и относительно управляемой.
Относительно управляемая социализация в современной педагогике понимается как образование.
Образование – это процесс воспитания и обучения, осуществляемый в интересах личности, общества и государства.
Образование осуществляется в целостном педагогическом процессе, который представляет собой упорядоченное взаимодействие учителя и учащихся (воспитателя и воспитанников) осуществляемое в специально организованной среде и направленное на решение педагогических задач, то есть сна создание условий для формирования и развития личности
|
В процессе обучения человек осваивает в основном 1 и 2 компоненты социального опыта.
В процессе воспитания – в основном 3и 4 компоненты.
Таким образом, воспитание можно рассматривать как часть целостного педагогического процесса, направленного на создание условий, обеспечивающих формирование и развитее ценностно-смысловой, эмоционально-волевой и поведенческой сфер личности.
Ответьте на вопросы:
1. Назовите ценности, которые в считаете преобладающими, наиболее распространенными и признанными в современном обществе?
2. Какие факторы влияют на формирование системы ценностей в обществе и сознании людей?
Что представляет собой воспитание как педагогический процесс и педагогическая деятельность?
Реализация целей и задач воспитания в практической деятельности педагога понятие «воспитательная работа» или «воспитательная деятельность». Она осуществляется через систему приемов, форм организации жизнедеятельности детей.
Ответьте на вопрос
Приведите конкретные известные вам примеры воспитательной работы (в семье, школе, спорте).
Воспитание как педагогический процесс представляет развертывающуюся во времени систему воспитательных отношений, в которой осуществляются различные по форме, характеру, содержанию, структуре связи и взаимодействия между ребенком, детским сообществом, и воспитателем или всей совокупностью людей, так или иначе оказывающих воспитательное влияние на ребенка, детское сообщество. Воспитание охватывает пространство жизнедеятельности конкретного ребенка, детского сообщества, социальной группы.
Воспитательное влияние заключается в том, что взрослый прямо или косвенно раскрывает смысл социальных идей, отражающих те или иные ценности, побуждает детей к самостоятельному открытию этих идей, их мысленной или опытной проверке, и накоплению личного опыта поведения в соответствии с этими идеями.
Воспитание - как педагогическая деятельность
Процесс воспитания представляется как взаимосвязанная цепь развивающихся воспитательных ситуаций, каждая из которых строится с учетом результатов предыдущей. Процесс воспитания – это саморазвивающаяся система, единица которой – развивающаяся воспитательная ситуация.
|
Воспитательная ситуация − системная совокупность условий и обстоятельств, которые, с одной стороны определяют содержание и характер взаимодействия воспитателя и воспитанников, а с другой стороны, определяются этим взаимодействием.
Основа воспитательной ситуации − воспитательное действие, которое содержит в себе определенную задачу воспитательного влияния, содержание и способы реализации. Воспитательные ситуации, как правило, не возникают случайно. Они проектируются и реализуются педагогом. При этом, как правило, прогнозируется тот или иной воспитательный результат. Если результат отличается от прогнозируемого, то следующая ситуация проектируется и осуществляется с учетом коррекции.
Ответьте на вопрос. Приведите примеры нескольких взаимосвязанных воспитательных ситуаций, где каждая последующая ситуация корректируется с учетом результатов предыдущей.
Содержание воспитательного действия, реализуясь через методы, способы приемы дает поток информации, которая воспринимается (или не воспринимается) воспитанником и оказывает (или не оказывает) на него определенное влияние.
Ответьте на вопрос. Каковы могут быть причины, снижающие эффективность воспитательного действия, приведите конкретные примеры.
Каковы цели воспитания?
Процесс воспитания характеризуется конечной целью – представлением об идеальном воспитаннике.
Цели воспитания (в педагогическом смысле) – это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий.
Цели воспитания (в социальном смысле) - это социальные идеи о смысле человеческой жизни, человеческой миссии, общественном предназначении, роли человека в обществе, формулируемые обществом на определенном этапе его развития (строитель коммунизма, всесторонне и гармонически развитая личность; человека как элемент «винтик» государственной и социальной структуры; человек как созидатель и потребитель благ, создаваемых цивилизацией; человек как раб Божий).
|
Ответьте на вопрос: какие воспитательные идеалы (совокупность представлений об идеально воспитанном человеке) вам известны из истории человеческой цивилизации
Что является движущей силой воспитательного процесса?
Любая воспитательная задача решается через инициирование воспитателем активных действий воспитанника. Воспитательный процесс направлен на разрешение противоречий между требованиями, которые предъявляются воспитанникам, и их подготовленностью, уровнем их развития. Противоречия, составляющие движущую силу воспитательного процесса, могут быть как внешними (проявляются в расхождении между объективно существующими нормами и поведением окружающих людей), так и внутренними (противоречие между притязаниями растущей и развивающейся личности и её возможностями).
Что такое воспитанность?
В целом воспитанность можно охарактеризовать как уровень развития эмоционально-волевой, ценностно-смысловой и поведенческой сфер человека, а также сформированность социально и личностно значимых качеств, позволяющих человеку стать полноценным членом общества и самореализоваться как личность.
В социальных науках часто используются статистические показатели, характеризующие уровень следования членов общества общепринятым нормам морали. Как правило, используются показатели, отражающие отклонения от общепринятых норм: число совершенных правонарушений и тенденция их изменения; темпы распространения пьянства, наркомании, курения, проституции среди молодежи; число детей, брошенных родителями и др.
В психологии в качестве наиболее общего (интегрального) показателя воспитанности рассматривается направленность личности.
Закономерности воспитания
–Закономерность социальной и культурной обусловленности воспитания.
Согласно этой закономерности, воспитание происходит только в рамках определенной культуры и цивилизации. Цели, содержание, формы методы и средства воспитания, оценка полученных результатов (критерии и показатели воспитанности) зависят от сложившихся в данной культуре представлений о том каким должен быть воспитанный человек. А именно, каким личностными и качествами он должен обладать, какие ценности и жизненные смыслы воспринимать как личностно значимые, какими образцами и моделями поведения и взаимоотношений с окружающими руководствоваться.
Ответьте на вопрос.
Что будет с человеком, если он, живя в определенной социокультрной среде, будет воспитываться на основе и идеалах другой культуры (другого народа, другой страны?)
– Закономерность формирования и развития личности в процессе воспитания.
Сущность этой закономерности состоит в том, что воспитание по своей сути – процесс создания максимально благоприятных условий для формирования и развития личности только в процессе воспитания целенаправленно развиваются способности человека, формируются определенные качества и личности.
|
– Закономерность активности ребенка в процессе воспитания
Воспитание ребенка как формирование в структуре его личности социально-психологических новообразований совершается только путем активности самого ребенка. Любая воспитательная задача решается через инициирование активности: физическое развитие – через физические упражнения; нравственное – через постоянную ориентацию на чувства и переживания другого человека; интеллектуальное – через мыслительную активность, решение интеллектуальных задач; способность понимать, переживать и создавать прекрасное (эстетическое воспитание) тоже формируется в процессе активного взаимодействия с красотой, будь это восприятие, воссоздание или изучение красоты.
Согласно данной закономерности, хороший педагог – это педагог, умеющий организовать деятельность детей, ведущую их к развитию способностей.
– Закономерность учета актуальных потребностей ребенка.
Педагог выстраивает систему деятельности в соответствии с актуальными потребностями, придавая им окультуренную форму и направляя развитие по лестнице общечеловеческих ценностей. актуальные потребности – это такие потребности, удовлетворение которых необходимо для устойчивого и гармоничного развития личности.
Например, одна из основных актуальных потребностей раннего детского возраста – потребность непосредственного эмоционального общения со с близкими взрослыми (родителями, родственниками). Неудовлетворение этой потребности ведет тому, что у ребенка не развивается способность к общению, не формируются в должной мере человеческие чувства. Пренебрежение актуальными потребностями может привести ребенка на асоциальную дорогу – тогда мы вынуждены констатировать так называемое девиантное («уклоняющееся» или «отклоняющееся») поведение воспитанников.
– Развитие личности через деятельность.
Главная педагогическая задача здесь выступает как подготовка ребенка к деятельности по его саморазвитию. Суть ее заключается в соблюдении пропорционального соотношения усилий педагога и усилий ребенка в совместной деятельности. По мере формирования готовности самостоятельность и активность детей увеличивается, а роль педагога в том, чтобы исподволь, незаметно эту деятельность направлять, контролировать, корректировать. Согласно данной закономерности, хороший педагог – это педагог, чувствующий границы меры собственного участия в деятельности детей, умеющий отойти в тень и признать полное право детей на творчество и свободный выбор, но также умеющий быстро и незаметно выполнить за ребенка ту часть работы, которая ребенку не по силам или которую тот не усвоил.
– Закономерность «благоприятного психологического климата».
Только в условиях любви и защищенности ребенок свободно и вольно выражает свои чувства и не боится складывающихся отношений.
Недостаточно уметь выражать положительное отношение к ребенку – ему этого мало. Для его максимального развития необходима атмосфера любви в группе, где находится ребенок. Педагог должен позаботиться, чтобы группа «любила» ребенка, принимала его, чтобы статус ребенка в группе был высоким, вне зависимости от его успехов или неудач.
Педагогический постулат: необходимо проявлять уважение, доброжелательность и любовь к ребенку, вне зависимости от свершения им позитивного либо негативного действия, направляя меняющуюся оценку не в адрес ребенка, а в адрес производимых им действий. ( не ты сам как человек плохой, а плохо то что ты сделал, этот поступок недостоин тебя ).
5. Закономерность «скрытого характера» воспитательных воздействий.
Развивающаяся автономия и психологическая эмансипация ребенка предписывает воспитанию так называемый «скрытый характер». Целевые воспитательные влияния, планируемые во имя социализации личности, духовного обогащения ее и приготовленности к культурной жизни современного общества остаются в ограниченной сфере педагогического профессионализма. Дети не должны чувствовать себя объектом приложения профессиональных сил.
Принципы воспитания
Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса.
Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:
– общественная направленность воспитания;
– связь воспитания с жизнью, трудом;
– опора на положительное в воспитании;
– гуманизация воспитания;
– личностный подход;
– единство воспитательных воздействий.
Общественная направленность воспитания. Суть этого принципа состоит в том, что для успешной жизни в обществе человеку необходимо усвоить всю совокупность политических, экономических, нравственных, правовых и других условий, по которым живет данное общество. Кроме того, государство через общественную систему воспитания формирует социально необходимый и приемлемый тип личности. Если государственные и общественные интересы при этом совпадают и согласуются с личными интересами граждан, то требования принципа естественно вписываются в структуру целей и задач воспитания.
Ответьте на вопрос.
Что будет с человеком, если государство и общество не будут осуществлять целенаправленной и осознанной воспитательной политики
Опора на положительное.
Осуществляя процесс воспитания, педагог опирается на те качества личности воспитанника, которые оцениваются как положительные, как достоинства личности. можно сказать,что смысл воспитания состоит именно в развитии и совершенствовании достоинств, а не в искоренении недостатков.
Ответьте на вопрос.
Что будет представлять собой процесс воспитания. если педагог будет не столько развивать достоинства личности, сколько бороться с недостатками, пытаться искоренять их в воспитаннике?
Гуманизация воспитания. К принципу опоры на положительное тесно примыкает еще один важный принцип – гуманизации. Он требует: 1) гуманного отношения человек сам по себе есть высшая ценность; он не может быть средством для решения «посторонних задач»; 2) уважения его прав и свобод; 3) предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований; 4) уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования; 5) уважения права человека быть самим собой; 6) доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания; 7) ненасильственного формирования требуемых качеств; 8) отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний.
Личностный подход. Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель: 1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников; 2) умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и другие; 3) постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности; 4) максимально опирался на собственную активность личности; 5) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания; 6) развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников.
ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ
ЛЕКЦИЯ 1.
ВОСПИТАНИЕ: СУЩНОСТЬ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ПРИНЦИПЫ
РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОСПИТАНИЯ
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!