Инвентаризация, потери, переоценка, отчетность. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Инвентаризация, потери, переоценка, отчетность.

2017-05-13 500
Инвентаризация, потери, переоценка, отчетность. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

  1. Потери.
  2. Инвентаризация.
  3. Переоценка.
  4. Отчетность.

1.

Товарные потери представляют собой уменьшение количества и снижение качества ТМЦ, вызванных физико-химическими свойствами товаров (усушка, распыл, раскрошка товаров при хранении и реализации) и другими причинами.

Товарные потери бывают двух видов:

· К нормируемым товарным потерям относят естественную убыль товаров; бой, лом товаров в следствии их хрупкости, порчу товаров или повреждение потребительской тары, в которую упакованы товары, что в свою очередь вызывает потерю их потребительских свойств; технологические отходы… Естественная убыль представляет собой потери товара (уменьшение ее массы при сохранении качества в пределах требований нормативных документов), являющиеся следствием физико-химических свойств товаров, воздействия метеорологических факторов и несовершенства применяемых в данное время средств защиты товаров от потерь при транспортировке, хранении и реализации. Нормы товарных потерь разрабатываются и периодически уточняются НИИ, утверждаются Минторгом и Белкоопсоюзом по согласованию с Минфином.

· К ненормируемым товарным потерям относят порчу и недостачу товаров сверх установленных норм и недостачу товаров по которым такие нормы не установлены.

Товарные потери в пределах и сверх норм естественной убыли, возникающие при хранении и реализации товаров, выявляются только при проведении инвентаризации. Фактические товарные потери устанавливают в сличительной ведомости по каждому наименованию товаров путем сопоставления фактического наличия, указанного в инвентаризационной описи, с остатком по данным бухгалтерского учета. Естественную убыль рассчитывают только по тем позициям сличительной ведомости результатов инвентаризации товаров, по которым после зачета пересортиц значится недостача товаров.

В бухгалтерском учете товарных потерь придерживаются следующих принципов:

· нормы естественной убыли и нормы потерь от боя, лома, порчи являются предельными и применяются только в случае выявления фактической недостачи;

· списание естественной убыли и товарных потерь в пределах норм производят на основе соответствующего расчета, составленного бухгалтером при участии МОЛа и утвержденного руководителем предприятия;

· естественная убыль товаров и других товарных потерь в пределах норм с МОЛа списывают в сумме фактических потерь, но не выше установленных норм;

· выявленные при инвентаризации товарные потери сверх установленных норм естественной убыли товаров и норм потери от боя, лома и порчи товаров относят на МОЛов по розничным ценам;

· по недостачам товаров сверх норм естественной убыли входной НДС не принимается бюджетом к зачету и списывается за счет виновных лиц или за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Сумму естественной убыли на реализованные товары определяют так: к остатку товара на начало межинвентаризационнго периода прибавляют поступление товаров, минус выбытие товаров за межинвентаризационный период и минус остаток товаров на конец межинвентаризационного периода. Таким образом, мы находим сумму реализации, которую умножаем на норму естественной убыли.

Основные операции:

94 41 – выявлены недостачи и потери товаров по учетным (розничным ценам);

44 94 – списана естественная убыль на ИО;

91 94 – списаны недостачи сверх норм;

73 94 – недостача отнесена на виновное лицо.

2.

В процессе хозяйственной деятельности при учете, движении товарно-материальных ценностей (ТМЦ) в силу различных причин может образоваться несоответствие фактического наличия ТМЦ учетным данным. Согласно Закона РБ «О бухгалтерском учете и отчетности» предусмотрено обязательное проведение инвентаризации в следующих случаях:

· при передаче имущества государственного унитарного предприятия в аренду, его купле-продаже;

· при реорганизации или ликвидации (упразднении) организации;

· перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

· при смене руководителя организации и (или) материально ответственных лиц;

· при выявлении фактов хищения и (или) порчи имущества;

· в случае возникновения чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств;

· в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризаций в отчетном году, сроки их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) определяется руководителем организации в соответствии с требованиями.

Для проведения инвентаризации на предприятии (в учреждении) создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.

В соответствии с Методическими указаниями инвентаризация имущества должна производиться по его местонахождению и по каждому материально ответственному лицу.

До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.

Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие под их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

Сведения о фактическом наличии имущества и реально учтенных финансовых обязательствах записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации, оформляемые не менее чем в двух экземплярах.

Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.

На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.

Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

В конце инвентаризационной описи МОЛы дают расписки о том, что инвентаризация проводилась в их присутствии и к комиссии замечаний нет.

Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете (там указывается: наименование ТМЦ, их количество по инвентаризационной описи, по данным бухгалтерского учёта, расчет естественной убыли, взаимизачёт в результате пересортицы и выводится окончательный результат).

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке:

· стоимость выявленных при инвентаризации излишков подлежит оприходованию и зачислению на увеличение прибыли отчетного года с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц;

· стоимость недостачи, порчи или иной утраты имущества в пределах норм списывается по распоряжению руководителя предприятия (учреждения) на издержки производства или обращения. Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач. Сверх норм списывается за счёт виновных лиц, или относится на убытки предприятия.

О допущенной пересортице, излишках и недостачах материально ответственные лица представляют подробные объяснения.

Излишек имущества в соответствии с решением руководителя организации приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации.

Основные операции:

94 41 – выявлены недостачи и потери товаров по учетным (розничным ценам);

94 42/1,3 – списаны торговая надбавка и НДС для доведения суммы недостачи товаров до покупной стоимости;

44 94 – списана естественная убыль на ИО;

91 94 – списаны недостачи сверх норм;

73 94 – недостача отнесена на виновное лицо;

73 98 – отнесена на виновное лицо разница между ценами;

73 68 – начислен НДС;

41 91 - оприходованы излишки…

 

 

3.

Переоценка ТМЦ – это пересмотр и изменение цен на товары в рамках законодательства

Переоценка бывает двух видов:

  • дооценка – повышение цен;
  • уценка – снижение цен.

На уровень цен на товары влияет коньюктура рынка.

Основными причинами переоцени являются:

  • инфляция;
  • колебания сезонного спроса;
  • истечение сроков реализации товаров;
  • потеря качества товаров при хранении, экспонировании в витринах, на выставках…
  • при изменении цен правительственными органами за счет госбюджета;
  • при уценки непродовольственных товаров пользующихся ограниченным спросом…

Суммы дооценки товаров направляют на пополнение внереализационных доходов, а источниками покрытия товарных потерь от уценки являются издержки обращения, внереализационные расходы, возмещения виновных лиц.

Основанием для переоценки товаров служит распоряжение правительственных органов и приказ руководителя предприятия.

Переоценку ТМЦ проводят сразу после окончания работы предприятия и накануне введения новых цен, которая сопровождается инвентаризацией: полной или частичной. Полную инвентаризацию ценностей проводят в том случае, если переоценки подлежит более половины всех ценностей в стоимостном выражении, а предыдущая инвентаризация проводилась у МОЛа более 3 месяцев тому назад.

В ходе переоценки комиссия производит перемаркировку ТМЦ и составляет Опись-акт на переоцеку товаров и других материальных ценностей в двух экземплярах. В акте указывают: наименование, характеристику, обоснование цены товара, его количество, учетную цену до и после переоценки, а также сумму уценки или дооценки товаров, которую определяют как разность между стоимостью товаров до и после переоценки. По окончании переоценки Опись-акт передается в бухгалтерию, где экономист по ценам проверяет правильность прежних и новых цен, а бухгалтер проверяет таксировку и правильность подсчета итогов. Факт проверки Описи-акта на переоценку они подтверждают своими подписями. Выявленные в ходе проверки ошибки в установленном порядке исправляют и подтверждают своими подписями во всех экземплярах комиссия, проводившая переоценку товаров. На основании проверенного и утвержденного акта на переоценку товаров заведующий складом (отделом) в товарном отчете и регистрах складского учета приходует товары по новым ценам после переоценки и списывает в расход товары по прежним ценам до переоценки. Бухгалтер, соответственно, закрывает все аналитические счета товаров по ценам до переоценки и открывает новые аналитические счета товаров по ценам после переоценки.

Основные операции:

41 91 – отражена дооценка товаров;

44 41 – списана сумма уценки товаров относимая за счёт ИО;

91,73 41 списана уценка товаров.

4.

Материальная ответственность на торговых предприятиях может быть индивидуальной или бригадной (коллективной). Подписав договор о материальной ответственности, работник подтверждает, что он в соответствии с действующим законодательством о материальной ответственности персонала берет на себя полную материальную ответственность за сохранность принятых им ценностей и за ущерб, причиненный предприятию в результате как умышленных действий, так и в результате небрежного или недобросовестного отношения к своим обязанностям.

Форма отчетности материально ответственного лица (бригады) и сроки ее представления определяются администрацией предприятия исходя из особенностей его деятельности, организации аналитического учета движения товаров, степени автоматизации этого участка счетной работы и других условий.

Отчетность материально ответственных лиц может быть, как ежедневной, так и охватывать более длительные сроки (5, 7 дней). Удлинение сроков отчетности нежелательно, так как это нарушает ритмичность работы бухгалтера, отодвигает сроки составления им бухгалтерской и статистической отчетности.

Отчеты (реестры, товарные отчеты, товарно-денежные отчеты и т.п.) составляются материально ответственными лицами в двух экземплярах (под копирку). В отчет записывается каждый документ в отдельности с указанием даты, номера, названия, суммы (стоимости товара по учетным ценам); в отдельной графе может отражаться движение тары. Отчеты материально ответственного лица нумеруются последовательно с начала и до окончания года (с начала его работы и до конца года). Если в торговом предприятии (структурной единице) дата проведения инвентаризации не совпала с установленным периодом отчетности, составляется два отчета:

  • один - с начала установленного отчетного периода до начала инвентаризации,
  • второй - от даты окончания инвентаризации до установленного срока предоставления отчета.

В отчете, составленном после инвентаризации, остатки товаров и тары записываются из инвентаризационной описи.

Все документы, на основании которых составлен отчет, прикладываются к первому экземпляру отчета и передаются бухгалтеру под его расписку на втором экземпляре, остающемся у материально ответственного лица.

При приеме отчета у материально ответственного лица бухгалтер производит так называемую формальную проверку отчета, во время которой устанавливается:

  • все ли перечисленные в отчете документы приложены к нему;
  • все ли документы относятся к тому отчетному периоду, за который составлен отчет;
  • все ли приложенные документы имеют необходимые реквизиты и подписи;
  • нет ли в документах подчисток и неоговоренных исправлений.

Проверка приложенных к отчету документов по существу и законности оформленных ими операций, таксировка их, проверка правильности подсчета итогов производится, как правило, в день приемки отчета. О проверке отчета делается соответствующая отметка за подписью лица, проводившего ее.

Обнаруженные при проверке отчетов ошибки в таксировке, подсчете итогов и в записи документов исправляются бухгалтером путем зачеркиваний (одной чертой!) неправильных и написания правильных сумм и записей.

О произведенных исправлениях в отчете сообщается материально ответственному лицу, который вносит соответствующие изменения во второй экземпляр отчета и своей подписью на первом экземпляре подтверждает правильность произведенных исправлений.

Соблюдение принципа единства оценки товаров заключается в том, что при оприходовании товаров и при списании их с материально ответственного лица применяются одни и те же учетные цены.

Встречная проверка документов, приложенных к отчетам разных материально ответственных лиц на предприятии (кладовщика и зав.секцией, зав.секцией и кассира и т.п.); документов, приложенных к отчету материально ответственного лица и соответствующих сопроводительных или расчетных документов поставщика (покупателя), позволяет не только выявить ошибки в таксировке, подсчете итогов, но и дает возможность предупредить случаи злоупотреблений, недостач ценностей. Эти же цели преследуются при проведении инвентаризации и сверки учетных и фактических данных о наличии товаров.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.