Смерть Базарова и эпилог романа — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Смерть Базарова и эпилог романа

2019-08-03 402
Смерть Базарова и эпилог романа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

И Базарова Тургенев тоже заставляет внезапно уйти из жизни. Но еще ранее выясняется его несостоятельность как социальной фигуры. Хотя Базаров еще в последнем разговоре с Павлом Петровичем отказывается от своего прежнего сугубо негативного взгляда на народ и признает непознаваемость народной души ("Русский мужик — это тот самый таинственный незнакомец, о котором некогда так много толковала госпожа Радклиф. Кто его поймет? Он сам себя не понимает”), он все равно остается ему глубоко чужд (“Увы! Презрительно пожимавший плечом, умевший говорить с мужиками Базаров (как хвалился он в споре с Павлом Петровичем), этот самоуверенный Базаров и не подозревал, что он в их глазах был все-таки чем-то вроде шута горохового“). Отвратившись от общественного поприща, оставшись без сторонников, порвав без сожаления с Аркадием (“Ты славный малый, но ты все-таки мякенький, либеральный барич”), получив отказ любимой женщины и, наконец, разуверившись в правоте своего мировоззрения, давшего неисправимую трещину, Базаров теряет свое место в жизни и перестает ей дорожить. “Лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливой скукой и глухим беспокойством. Странная усталость замечалась во всех его движениях”.Ни примирение с действительностью, ни борьба за ее изменение, ни ее безоговорочное отрицание видятся ему теперь равно невозможными.Поэтому его смерть предстает перед нами и как результат совпадения роковых случайностей, и как логическое следствие его духовного кризиса.

Перед лицом смерти выявляется до конца вся сила базаровской натуры. “Смотреть в глаза смерти, предвидеть ее приближение, не стараясь себя обмануть, оставаться верным себе до последней минуты, не ослабеть и не струсить — это дело сильного характера. Умереть так, как умер Базаров, — все равно что сделать великий подвиг.” “Нигилист остается верен себе до конца”[12]. Оставаясь медиком, он хладнокровно отмечает этапы своей болезни, злясь на смерть как на нелепую случайность и презирая себя за беспомощность (“Что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный, а еще топорщится”). “В критическую минуту [он] не меняет своего мрачного миросозерцания на другое, более отрадное”[13] (“Да, поди попробуй отрицать смерть! Она тебя отрицает, и баста!”). Но перед концом он все-таки посылает за Одинцовой, чтобы проститься со всем дорогим, что оставалось у него в жизни — проститься с жизнью как таковой. Прося у нее последний поцелуй, он неожиданно говорит с такой же “красивостью”, за которую так негодовал на Аркадия: “Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...”, что означает его невольную капитуляцию перед прежде столь презрительно третируемым им романтизмом.

Одной из последних фраз Базарова Тургенев сделал слова о его ненужности для России: “Я нужен России... Нет, видно не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен...”. Это должно означать, что России не нужен нигилизм, не нужно разрушение, а надобны созидатели, труженики, мастера и просто честные люди. Таким образом, Базаров не нужен России как нигилист, но, несомненно, нужен как выдающаяся личность. Будучинигилистом, отрицателем по мировоззрению, Базаров нигде в романе не выступает собственно разрушителем, посягнувшим на какие-либо сокровенные жизненные ценности. От этого его удерживает всякий раз здравый смысл, прирожденные нравственность, благородство и чувство справедливости, так как Базаров не сомневается признать правоту и хорошие качества даже совершенно чуждых ему по духу людей. Он великолепно знает свое дело, образован и трудолюбив, ненавидит слабость во всех ее видах, ненавидит русскую расслабленность воли и душевную нечистоплотность. Он способен к упорному созидательному труду — и этим он нужен России. Он умнее, сильнее и «больше», чем исповедуемая им теория, которая становится глупой и вредной, как только попадает на вооружение к бездарным Ситниковым.

Возвеличив нигилиста, сделав его почти титанической фигурой, равной которой по силе нет в романе, Тургенев поступил очень смело, фактически пойдя против своих единомышленников. И его друг П.В. Анненков, и издатель "Русского вестника" М.Н. Катков уговаривали его переделать роман, снизив образ Базарова, чтобы не дать нигилистам утвердиться в общественном мнении. Но сам Тургенев был явно увлечен своим героем, и именно в силу его новизны, яркости и предельной чуждости миру самого писателя — миру дворянской культуры и искусству. “Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю я его или ненавижу” — писал Тургенев Фету в апреле 1862 г. “Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной чужостью и резкостью... — я виноват и не достиг своей цели.”

Так оказывается в конце концов снятым основной конфликт романа — вместе с устранением из жизни обоих антагонистов. Но жизнь продолжается дальше, оказываясь бесконечно сложнее, чем то представлялось героям, а противоречия между поколениями, казавшиеся столь острыми вначале романа, сглаживаются и уходят. В один день совершаются две счастливые свадьбы — Аркадия и его отца, на свет появляется следующее поколение, а Аркадий тем временем берется за хозяйство, не дававшееся его отцу, и понемногу исправляет положение. Последняя же картина романа — изображение могилы Базарова с безмятежно растущими на ней цветами соотносит все действие романа с вечностью, перед лицом которой растворяется конфликт двух исторических сословий. Торжествуют те самые силы природы, которые действовали в Базарове даже помимо его сознания и воли и продолжают владычествовать в мире и после его исчезновения. Те же герои, которые любили природу, понимали ее красоту, покорялись таинственным, неодолимым силам, действующим в ней, обретают истинное счастье в любви, и жизнь продолжается именно ими. (По свидетельству самого автора, истинное счастье в романе достается все-таки мягкому Аркадию: “Кто не видал таких слез в глазах любимого существа, тот еще не испытал, до какой степени, замирая весь от благодарности и стыда, может быть счастлив на земле человек”). Природа как мать всего живого, источник “всякого дыхания”, божественная мудрость которой проявляется в ее совершенной красоте, — не просто величаво “равнодушна” к судьбам своих детей, как писал Пушкин в своем знаменитом философском стихотворении[14], но примиряет их в своей любви и “жизни бесконечной”.

Контрольные вопросы:

В чем отличие жанра романа от жанра повести в творчестве Тургенева?

Какую роль играет германская культурная среда в повести «Ася»?

Каково общее воззрение на любовь Тургенева?

Назовите романтические и реалистические черты повести «Ася».

Назовите пушкинские мотивы, присутствующие в «Асе» и «Отцах и детях», объясните их смысл.

Каковы причины расставания Н.Н. и Аси?

Какое место занимают "Отцы и дети" в контексте тургеневского творчества?

Какой была жанровая специфика ранних романов Тургенева?

Назовите типичные черты тургеневского стиля.

Как и для чего Тургенев изображал природу в своих романах?

В чем своеобразие психологизма Тургенева?

Охарактеризуйте основной конфликт романа.

Какова композиция сюжета “Отцов и детей”?

В чем отличие Базарова от главных героев предыдущих романов Тургенева? Какие основные черты этого образа вы можете выделить?

Каково отношение Тургенева к семье Кирсановых?

Расскажите о нигилизме как о целостном мировоззрении.

Какую эволюцию претерпевают взгляды Базарова на протяжении романа?

Какова роль в романе женских образов?

Какие “последние черты” кладет на фигуру Базарова его смерть?

Какова роль эпилога в идейно-философской системе романа?

Список литературы

Маркович В.М. Человек в романах Тургенева. Л., 1975.

Курляндская Г.Б. К вопросу о структуре романов Тургенева. Тургенев в школе: пособие для учителей. Сост. Т.Ф. Курдюмова. М., 1981.

Пустовйт П.Г. И.С. Тургенев — художник слова. М., 1980.

Маркович В.М. О проблематике романа "Отцы и дети". Изв.АН СССР, 1971. Вып. 6.

Писарев Д.И. Базаров. // Сочинения в 4-х томах. Т. 2. М., 1955.

Троицкий В.Ю. О романе И.С. Тургенева "Отцы и дети". М., 1979.

Лебедев Ю.В. Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети". М., 1982.

[1]Курляндская Г.Б. К вопросу о структуре романов Тургенева. Тургенев в школе: пособие для учителей. Сост. Т.Ф. Курдюмова. М., 1981. С. 19.

[2]Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем в 28 т. М.-Л., 1962. Т. 12. С. 303.

[3]Пустовйт П.Г. И.С. Тургенев — художник слова. М., 1980. С. 17.

[4]Единственный случай, когда Тургенев прямо описывает внутреннее состояние Базарова — это при описании его чувства к Одинцовой, поскольку оно было необычным для героя и не могло быть объяснено из его поведения ("В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому; а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в себе самом."). Тут же Тургенев во время разговора Базарова с Одинцовой позволяет нам коротко заглянуть в его мысли ("Ты кокетничаешь, — подумал он, — ты скучаешь и дразнишь меня от нечего делать, а мне..." Сердце у него действительно так и рвалось"). Также автор изображает мысли Аркадия и Кати во время их любовного объяснения.

[5]Подобные неправильно употребленные слова, как иностранные так и русские, которые разом характеризуют героя, обличая его фальшивую позу, всегда выделяются в романе курсивом.

[6]И.С. Тургенев в воспоминаниях современников. В 2-х т. М., 1969, т. 2. С. 70.

[7]Маркович В.М. О проблематике романа "Отцы и дети". Изв.АН СССР, 1971. Вып. 6. С. 495.

[8]Маркович В.М. О проблематике романа "Отцы и дети". С. 496.

[9]Там же. С. 499.

[10]Там же. С. 500.

[11]Там же. С. 503

[12] Писарев Д.И. Базаров. // Сочинения в 4-х томах. Т. 2. М., 1955. С. 45-46.

[13]Там же. С. 47.

[14]В словах Тургенева о  “равнодушной” природе в последней фразе “Отцов и детей” скрывается цитата из стихотворения Пушкина “Брожу ли я вдоль улиц шумных”: “... И пусть у гробового входа/ Младая будет жизнь играть, / И равнодушная природа / Красою вечною сиять.”

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.