Католическая церковь в Германии — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Католическая церковь в Германии

2019-08-03 281
Католическая церковь в Германии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Католическая церковь в ФРГ - интегральная часть мировой иерархически-централизованной католической церкви во главе с папой Римским, обладающим абсолютным авторитетом в толковании вопросов веры, морали и руководства всей организацией. Консультативным органом при нем является коллегия кардиналов (курия). Избрание весной 2005г. немецкого кардинала (впервые за последние полтысячи лет!) Ратцингера Римским папой еще раз подчеркнуло исторически всегда весомое место и значение немецкого католицизма в этой мировой религии. Как известно, католическая церковь по самооценке и по истории своего зарождения, и по аутентичности своего вероучения заветами Учителя притязает на роль единственной подлинной 'церкви Христовой'. Только принадлежность к ней открывает верный путь к спасению и вечному блаженству. Правда, Второй Ватиканский собор (1964г.) признал и за другими христианскими церквами вспомогательную в этом отношении функцию, сделав тем самым шаг к экуменизму.

Соответственно строго иерархическому принципу католическое сообщество четко разграничивается на сословие священнослужителей (клир) и паству (мирян). В сословие священнослужителей входят и монашеские ордена, хотя они и не управляются непосредственно епископствами. Некоторые влиятельные ордена (иезуиты, доминиканцы, францисканцы) подчиняются непосредственно Ватикану.

Как и в других странах, католическая церковь в ФРГ структурируется по епархиям, общим числом после объединения обоих немецких государств 27. Семеро из них (Бамберг, Берлин, Гамбург, Фрайбург, Кельн, Мюнхен-Фрайзинг, Падеборн) являются архиепископствами, центрами семи пуховных провинций. Архиепископы обладают определенными властно-надзорными функциями в отношении соответствующих епископатов. Епископства в свою очередь делятся на приходы. Все священнослужители, от сельского патера и до кардиналов, клятвенно присягают папе на 'безоговорочную верность и послушание'. Полномочия папы во всем, в частности в 'подборе кадров' совершенно безграничны. Ярчайшей относительно недавних времен иллюстрацией этому служит остро конфликтные 'выборы' в 1989г. кардинала Й.Майенра на пост епископа Кельна. Он, в сущности, был навязан вопреки воле местного капитула и ряда видных политиков ХДС, даже с некоторыми нарушениями церковного закона.

История некоторых епископств уходит корнями к самым истокам христианства. Епископства кельнское, майнцское и трирское упоминались уже в 4 веке. Как известно, главы этих в свое время богатейших и обширнейших церковных княжеств входили в число семи курфюрстов; на протяжении всего существования Священной римской империи германской нации они участвовали в выборах германского императора. К восьмому веку относится создание епископств Фрайзингского, Регенсбургского, Эрфуртского, Вюрцсбургского и Оснабрюкского. Территориальное переустройство немецкого мира и новый этап секуляризации в результате наполеоновских войн во многом перекроили территориально-структурную карту католической церкви Германии. После возникновения в итоге Второй мировой войны двух немецких государств централизованное управление церковью стало, естественно, невозможным. В начале 70-х гг. было решено, что части бывших епископатов, резиденции и главы которых оказались на территории ФРГ или Польской республики, будут подчиняться непосредственно папе, а управляться апостольскими администрациями. В Берлине хотя и сохранилось единое епископство, но и оно состояло из двух, западного и восточного, управлений.

Объединение ФРГ и ГДР потребовало новой территориально-управленческой перестройки. В Восточной Германии были созданы новые епископства - Эрфуртское, Магдебургское, Герлицкое. Территориально самым обширным стало отныне новое архиепископство Гамбургское.

Высшим общегерманским форумом католической церкви является Конференция католических епископов, собирающихся дважды в год в полном составе. Вот уже более двух десятилетий возглавляет ее высокоавторитетный теолог, кардинал Карл Леман. Решения этого верховного в стране конклава, как и его председателя, естественно в решающей мере определяет проблематику и всю жизнь католической общины.

Но Конференция вынуждена считаться с фактическим наличием двух крыльев в церкви, в чем отражается столкновение традиционалистски-догматической и обновленной тенденций в мировом католицизме.

Кардиналу К.Леману, представителю относительно либерального и открытого течения, в последнее десятилетие открыто противостоит кельнский кардинал Йозеф Майснер, долженствовавший по мысли Ватикана играть охранительно-консервативную роль оплота твердой догматики. Не исключалась перспектива и выдвижения его как личной альтернативы К.Леману. 'Мы должны, - обращается кельнский кардинал ко всей католической пастве страны, - решительно преградить дорогу новомодному духу'; перейти в наступление, покончить с дискуссиями о женском священничестве отмене целибата, со своеволием средств массовой информации, избыточными компромиссами в русле экуменизма и пр. Покровительствуя 'Опус Деи', фундаменталистским 'Легионерам христовым', не чурающимся и антисемитских выкриков, Й. Мейенер занимает критическую позицию и по отношению к ХДС/ХСС: обе партии так далеко зашли по пути секуляризации, что по его мнению утрачивают право на имя Христово. Новый понтифик Бенедикт XVI во всем, что касается противоборства внутри течений католицизма, проявляет пока (вопреки небезосновательным опасениям) сугубую осторожность. Во всяком случае, во время своего посещения Германии в связи с Всемирным слетом католической молодежи в Кельне (лето 2005г.) он воздержался от каких-либо демонстративных жестов. Как сбалансировано 'либеральные' жесты были восприняты, разрешение допускать к евхаристии тех, кто повторно, после развода, вступил в новый брак, и полуофициальные встречи с некоторыми до сих пор опальными теологами.

Наряду с вертикально структурированными сословиями мирян и рукоположенных священников для католицизма, для его целостности, полнокровного функционирования и общественного политического влияния исключительно важны сложившаяся в основном в XIXв.совокупность многообразных - благотворительных, культурнических, сословно-профессиональных, молодежных и пр. - околоцерковных союзов и организаций. Немаловажное место в жизни католической Германии занимает Центральный Комитет немецких католиков, общественная организация, объединяющая священнослужителей, политических деятелей, теологов-профессоров - это, весь, так сказать, актив католической церкви, выполняющий на общественных началах многообразные идеолого-организационные функции. В годы раскола страны Центральный комитет старался быть своего рода скрепой католического единства. Продолжают существовать, хотя и маловлиятельные, Христианские профсоюзы, полуцеховые организации взаимопомощи (напр, Колпингс-фамилия), объединение студенческих организаций - Круг христианско-демократических студентов.

Блюстителями католической 'социальности' считают себя т.н. Социальные рабочие комитеты ХДС, располагающие некоторым влиянием в традиционной пролетарской среде и являющие собой как бы левое христианско-демократическое крыло партии. С католической церковью связаны около сотни разного рода организаций с числом членов примерно в 7 млн. Именно они образуют самую устойчивую базу, массовую среду католицизма, воспроизводящую традиционалистские стереотипы; именно здесь, как правило, формируются профессиональные политики ХДС/ХСС.

По самому своему теологическо-догматическому самосознанию как силы миссионерской, вносящей учение Христа в общество и государство католическая церковь на протяжении веков притязала на самостоятельную политическую роль. Да и Второй Ватиканский собор в принципе определенно подчеркнул взаимовлияние церкви и мира, веры и политики.

Вес католической церкви в государстве и обществе в немалой степени определяется ее ролью крупнейшего работодателя в сфере услуг, прежде всего - в здравоохранении, помощи старикам, в дошкольном воспитании, молодежном досуге. В одном только Немецком благотворительном союзе Каритас работает до 300 тыс. человек.

Особую страницу новейшей истории немецкого католицизма представляет собой его многолетняя (1993-2002) борьба вокруг законодательства о либерализации прерывания беременности. Она стала кульминационным пунктом идеолого-политического противостояния, законодательных полумер, растянувшихся на десятилетия со времени основания ФРГ. В ней продолжал в принципе действовать _218 уголовного уложения кайзеровских времен, квалифицировавший аборт (не по медицинским показаниям) как уголовное деяние. После объединения с ГДР, где действовал современный либеральный закон, который предоставлял свободу решения самой женщине, снова встал вопрос о пересмотре законоположений в целом.

Эта проблема вписалась в затяжную теологическую дискуссию всеобъемлющего характера - об основных церковных ценностях в современном мире. Косвенно она оказалась связанной и с другой важной для Ватикана проблемой - о допущении разведенных, венчанных в свое время по католическому обряду, а ныне живущих в граждански зарегистрированном браке, к участию в церковно-общинной жизни, прежде всего к таинству причастия. Папа Иоанн Павел II решительно отвергал все компромиссные решения, как они частично (в верхнепфальцских епископствах) начали практиковаться.

На сей раз, в связи с абортами, в противостоянии с федеральным законом речь в принципе встала в принципе о роли церкви как высшего морального судии по коренным вопросам бытия, всего миропонимания. Одновременно это было противостоянием между догматически-консервативным и умеренно-прагматическим течениями в самой немецкой церкви, но в еще в большей степени - с Ватиканом, папой Иоанном-Павлом II, занявшим непримиримые позиции. Исходя из гуманно-этических мотивов, а также опасаясь остаться вообще в стороне и в итоге получить критическое ослабление массового влияния, немецкие иерархи в своем большинстве предпочли встроиться в проведенный в 1995 г. правительством Г.Коля соответствующий закон; им при определенных условиях легализовались аборты (с примечательной их характеристикой как 'противозаконных, но уголовно не преследуемых'). Одним из непременных условий для получения направления в клинику должно было служить обязательное и обстоятельное собеседование в государственной консультации. Подавляющее большинство епископов высказались за участие в этой процедуре и практическое ее патронирование. На протяжении нескольких лет этот механизм действовал, несмотря на постоянное давление Ватикана. В итоге острого конфликта Иоанн Павел II заставил все же немецкий епископат подчиниться. Однако, нашелся обходный путь сохранения католического пастырского участия в в критической для женских судеб житейской ситуации: всю эту деятельность принял на себя уже упоминавшийся Центральный комитет немецких католиков, организации публичного права и, стало быть, вне прямого контроля Ватикана.

В самом общем плане, очевидно, что у церкви, веками притязавшей на верховную светскую власть, а затем, по меньшей мере, на роль государственной церкви; у церкви, возвещающей свои позиции в ранге высшего морального закона, построенной на непогрешимости ее верховного иерарха и строгой субординации, существуют сугубые проблемы и трудности в условиях цивилизационной действительности XXI в.

Нынешний председатель Католической епископальной конференции кардинал К.Леман самокритично отмечает присущие немецкому католицизму слабости, ограничения во взаимоотношении с современным обществом и государством: 'У нас, католиков, отношение к демократическому общественному строю (demokratisches Gemeinwesen) подчас все еще исчерпывается отторжением, самоутверждением, оборонительной реакцией, отмежеванием. Тем самым создается впечатление, что церковь слабо приспособлена к жизни в условиях плюралистического общества'.

Это высокоавторитетное высказывание - отнюдь не одинокий голос. В католической церкви все смелее говорится о жизненной для нее необходимости преодолеть замкнутость традиционной среды и втереться в гражданское общество со всей ее пестротой и многообразием интересов, учиться по импульсам из него формировать свою линию; осознана необходимость (по крайней мере как дополнения к провозглашенным с кафедры истинам) 'качественно нового диалогического стиля' общения с градом и миром, открытого и для оппонирования. Ответом на новые вызовы, приспособительской реакцией к современности, является в частности включение католической церкви в экуменический процесс.

Евангелическая церковь в Германии (ЕЦГ)

Именно, таково полное наименование церковного сообщества, объединяющего лютеранскую, реформированную и униатскую церкви. Евангелические, лютеранские общины, церкви исторически, с самого своего возникновения в XVI в. Резко противопоставляли иерархически жестко-централизованной католической (т.е. всемирной) структуре во главе с Римом свою свободную, состоящую из многочисленных полуавтономных общин организацию, даже с точки зрения догматики не во всем однородную. По самоопределению в этом находит свое выражение ее более национальный характер, ее бόльшая укорененность в пастве ('народная церковь').

Как общеизвестно, мятеж Лютера против Святого престола, сама Реформация с ее священным писанием в лютеровском переводе и, наконец, формирование новой церкви явили собой первый проблеск общенемецкого сознания, зарождавшейся протонациональной идентичности.

До середины XIX в. земельные церкви, включенные в духе лютеровской доктрины по существу в систему монархической или муниципальной власти четырех десятков немецких государств, сосуществовали, не имея какого-либо координирующего центра. Революция 1848г. дала сильный импульс к объединению, оформившемуся в начале XX в. в создании Немецкого евангелического церковного союза. Но юридическая и организационная самостоятельность лютеранских и евангелических церквей сохранилась и после революции 1918г., уничтожившей принцип государственной церкви и подчиненность евангелическо-лютеранских церквей королям и герцогам. В 1933г. дальнейшая консолидация привела к основанию Немецкой евангелической церкви, но ее единство было почти сразу же разрушено стремлением национал-социалистского режима подмять протестантизм под себя, превратить ее в свое послушное орудие. Отчасти ей это удалось путем создания церкви Немецких христиан, руководители которой истово вскидывали руку в нацистском приветствии. В противовес, как уже отмечалось, зародилась Исповедальная церковь, оппозиционная режиму. Некоторая модернизация и перераспределение акцептов в толковании Священного писания в годы нацистской диктатуры во многом заложили основы для послевоенного возрождения евангелически-лютеранской церкви. ЕЦГ конституировалась в 1948г, т.е. за год до возникновения ФРГ и ГДР, как федеративный союз земельных церквей (церквей-членов).

С 1961г. после возведения стены между западным и восточным Берлином, существование общегерманской организации стало практически невозможным. В 1969г. восемь восточногерманских земельных церквей основали свое объединение - Союз евангелических церквей в ГДР. Следует напомнить о той активной роли, которую восточногерманская евангелическая церковь, взяв под свое покровительство правозащитные и диссидентские течения, сыграла в углублении общего кризиса ГДР и в ее конечном крахе. После объединения обоих немецких государств восстановилось и единство лютеранско-евангелической церкви. В 1991г. в Кобурге конструировался высший орган федерации церквей - Синод. В 2004г. ЕЦГ объединяла 23 земельные церкви. Границы между земельными церквами унаследованы в основном от княжеств и герцогств наполеоновских времен, и не совпадают с существующим админостративно-территориальным делением страны. По своей территории и по числу прихожан церкви-члены ЕЦГ очень неравномерны.

С вероисповедальной точки зрения ЕЦГ, как уже отмечалось, объединяет три течения немецкого протестантизма. По числу прихожан самые многочисленные - униатская и лютеранские церкви - примерно по 12млн прихожан, сильно уступает им реформатская - менее 450 тыс. Соответственно этому делению большинство церквей-членов создали внутри ЕЦГ свои церковные союзы. Наиболее крупными из них являются униатское объединение Унион евангелической церкви (УЕЦ) и Объединенная евангелически-лютеранская церковь Германии (ОЕЛЦГ). Две реформатские церкви образовали свою структуру - Бунд, к которому примыкают прочие протестантские церкви, отдельные общины и даже индивидуальные прихожане. Для крещеного мирянина-лютеранина эта пестрота не создает проблем: при перемене местожительства он естественно вступает в общину другой сестринской церкви.

Таким образом, ЕЦГ предстает союзом церквей с ограниченной централизацией. Как единая организация она согласно своему Уставу выступает лишь в отношении власти и на международной арене.

Высший орган Синод ЕЦГ, своего рода ежегодно собирающийся евангелический 'парламент', состоит из 120 делегированных церквами-членами и 20 приглашенных Советом ЕЦГ священнослужителей. Сам Совет ЕЦГ из 15 членов - постоянно действующий руководящий орган, деятельность которого определяется решениями Синода. Им издаются церковные законы, он выступает с посланиями к лютеранско-евангелической пастве. Специальный уполномоченный Совета представляет ЕЦГ перед властями ФРГ и органами Евросоюза.

Примерно на одном уровне с Синодом по влиянию на текущие дела действует еще и Конференция церквей, формируемая руководством церквей-членов на федеральных принципах и работающая в постоянном режиме. Повседневная управленческая и координирующая деятельность, а также подготовка документации для Совета, Синода, церковной Конференции - таковы задачи Церковного ведомства в Ганновере с двумя сотнями сотрудников. В его рамках функционируют счетно-ревизионная служба, правовое управление, экуменически-международный отдел и пр. При общей за последние лет тридцать тенденции к укреплению высших органов ЕЦГ остается союзом относительно самостоятельных церквей. Ни президент Совета ЕЦГ, ни председатель церковной Конференции не могут быть поставленными на одну ступень по степени влияния внутри своей конфессии с кардиналом, первым лицом, председателем Конференции католических епископов. Нет в протестантизме и преемницы святой инквизиции, аналогичной римской конгрегации по делам веры, дающей строго нормативное толкование и литургическое оформление. Все вероисповедные вопросы принципиально относятся к компетенции церквей-членов.

Уже из самих структурных принципов лютеранской церкви становится понятной особая историческая роль протестантизма как одной из основ западноевропейской цивилизации, во многом взрастившего ее индивидуализированную ментальность, плюрализм и толерантность к инакомыслию, принцип делегирования полномочий представительным органам, ротирование властных функций.

Лютеранско-евангелическая церковь в духе своего основоположника и своей собственной многовековой традиции сохраняет весьма высокую многообразную, многоуровневую активность в сфере образования. Она в полной мере использует гарантированное Основным законом право на преподавание закона и теологии в государственных университетах, а также и на организацию собственных конфессиональных учебных заведений. Ежегодно примерно четверть миллиона подростков перед конфирмацией (т.е. торжественным актом приема в общину) проходят подготовительный курс евангелического просвещения: примерно 130 тыс. учащихся обучаются в конфессиональных школах и иных средних учебных заведениях (общим числом 900) под патронажем ЕЦГ, примерно 10 тыс. студентов изучают лютеранско-евангелическое богословие в университетах, свыше 3 миллионов мирян посещают ежегодно разного рода просветительские мероприятия церкви.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.