Взаимоотношения между обеими ведущими христианскими церквами Германии, усилия по экуменическому сближению — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Взаимоотношения между обеими ведущими христианскими церквами Германии, усилия по экуменическому сближению

2019-08-03 133
Взаимоотношения между обеими ведущими христианскими церквами Германии, усилия по экуменическому сближению 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Даже после знаменитой Тридцатилетней войны XVII в., снявшей самые конфликтные формы вражды и конкуренции между католической и протестантской церквами и открывшей дорогу к веротерпимости, противостояние обеих конфессий в религиозно-догматической сфере, предрассудки и отчуждение на бытовом уровне сохранялись еще веками. Поддерживалось это не только стараниями церковных иерархов и аппаратов, но и самим типом огосударствленной церкви в политически раздробленной Германии (естественно, протестантской в Пруссии и католической в Баварии или Вюртемберге). Реальное сближение произошло только после 1945г. Чувство вины перед человечеством и Всевышним, самокритика своего по меньшей мере небезупречного поведения в условиях нацистской диктатуры, покаяние за геноцид других народов, стремление в час национальной трагедии заполнить идеологический вакуум, дать народу моральные ориентиры, а также острое ощущение вызовов атеистического социализма нашли свое выражение в очень естественном формировании во всех зонах оккупации общих для всех христиан партий (Христианско-демократической партии Германии в советской зоне, Христианско-демократического союза на Западе (в Баварии - Христианско-социального союза).

Идейно-политическая гегемония ХДС/ХСС, их почти двадцатилетняя монополия на государственную власть в ФРГ, убедительные политические и социальные успехи страны в 50-60-е гг. обеспечили не только стабильную массовую поддержку партии и ее канцлерам К.Аденауэру и Л.Эрхарду. На решающей стадии формирования молодого западногерманского государства обе церкви объективно вписались в правящий блок, что в определенной мере оправдывало применение в 50-60-е гг. характеристики типа власти в ФРГ как политического клерикализма.

Вплоть до 70-х гг. обычной практикой католической церкви, например, были обращения к пастве накануне выборов с настойчивыми рекомендациями голосовать за определенную партию, т.е. ХДС/ХСС, или ее кандидата. Церковные структуры, партия имени Христа и государство, казалось, неразрывно срослись, идеологически пронизали собой многие сферы социальной и политической жизни. При этом должна быть подчеркнута совершенно особая роль антикоммунизма как идеологии и массового мироощущения в Западной Германии тех лет и обеих церквей как его убежденнейшего и действенного носителя.

Отстаивание западной рыночной, демократически-плюралистической модели развития от 'восточного тоталитаризма' ('С Христом против Маркса!') отодвигало отчасти на задний план теологические, доктринальные противоречия между церковными элитами.

Шло в 50-е гг. и активное, небывалое по масштабам межконфессиональное перемешивание и в толщах верующих: в чисто евангелически-лютеранские местности прибывали сотни тысяч католических беженцев-переселенцев с Востока, и наоборот. Вотще кельнский кардинал Фрингс призывал свой епископат в середине 50-х гг. 'к более целенаправленной борьбе против конфессионально-смешаных браков', процесс уже шел полным ходом. Тем не менее еще полтора-два десятилетия в ФРГ сохранялись во многих территориях весьма замкнутые и однородные социально-культурные католические или протестантские анклавы. Их подпитывала мощная культурная традиция и деятельность сословно-профессиональных околоцерковных союзов и организаций (рабочих, крестьянских, ремесленнических) и благотворительных организаций. Они увязывали воедино конфессиональную, социальную и локальную самоидентификацию личности. Местами такие социо-конфессиональные островки в сильно сжавшемся виде существуют вплоть до наших дней.

Но в общем, крупном плане решающий перелом пришелся на вторую половину 60-х и 70-х гг. На этом временном рубеже немецкой истории сошлись и наложились друг на друга многочисленные очень разнопорядковые факторы и тенденции - социально-структурные, поколенческие, массовые психолого-идеологические, внутри- и внешнеполитические.

Это были годы всплеска массового демократического гражданского протеста, окрашенной в антисистемные, 'розоватые' тона 'студенческой революции'. Это был протест против консервативной 'модели Германии', построенной при гегемонии ХДС/ХСС, против традиционалистских общественных и бытовых устоев, главной блюстительницей которых была церковь. В противостоянии этой опасности, самому 'духу времени', в последний раз теснее сомкнулись иерархи церквей и носители политического клерикализма. И в общем проиграли. Начиналась иная эпоха. 'В итоге, - отмечает немецкий исследователь, -'нигде в Европе 70-х гг. не выросла до такой степени отстраненность большинства граждан от институтов религии, от христианства, как в Германии'.

Понижению, а то и прорыву (в контексте общей секуляризации общества и государства) теолого-догматических барьеров и традиционалистских установок на бытовом уровне значительно способствовали и процессы в самих конфессиях, в их иерархических структурах. В мире набирало силу экуменическое движение, поставившее своей целью диалог и сближение религий и, как историческую перспективу, даже восстановление единства христианских церквей. В 1948г. возник Экуменический совет церквей. Эпохальным событием в истории римско-католической церкви и всего христианства стал Второй Ватиканский собор (1962-1965). До него Ватикан непреклонно отклонял свое участие в экуменическом движении, настаивая на исключительном праве именоваться церковью в противоположность 'иным христианским сообществам'; последним просто предлагалось влиться в католицизм.

В последующие годы еще в 'старой' ФРГ, постепенно сформировался общий экуменический форум 'Содружество христианских церквей', имеющий свой координационный Экуменический центр во Франкфурте. Встречи и теологические дискуссии стали вестись на различных уровнях, от общенационального до общинного. В рамках 'Содружества' ныне взаимодействуют и католическая церковь, и разнообразные протестанские (методисты, меннониты и пр.), и православные церкви (включая и армянскую, и эфиопскую, и коптскую).

Решающее значение для Германии, естественно, имеет сближение между католической и евангелической церквами. Важной вехой стало принятие в 1982 году т.н. Конвергенционного (т.е. объединительного) заявления, в котором римско-католики несколько смягчили свои позиции по таким для нее первостепенным теологическим вопросам, как крещение, евхаристия, священнический сан. Однако потребовались без малого еще почти два десятилетия, наполненных глобальными сдвигами и потрясениями (и на немецкой земле), десятилетия ожесточенного сопротивления удьтра-традиционалистских сил в католицизме, дальнейшего ослабления обеих христианских конфессий в Германии, прежде чем в октябре 1999 года было обнародовано 'Совместное заявление о спасении верой', торжественно подписанное в историческом Аугсбурге римско-католической церковью и Лютеранским всемирным союзом. Тем самым было снято фунадаментальнейшее со времен М.Лютера противоречие между ними.

К сближению позиций и усилий обе церкви подталкиваются их одинаково усложняющимся положением, расширяющейся полосой между ними и реалиями современного мира. Им приходится и по отдельности, и вместе пересматривать свои позиции, стремиться к расширению проблематики духовного окормления, вообще критически переосмысливать свое место в обществе, самою свою функцию.

Выразительной иллюстрацией ко всему этому служит совместный документ церквей 'К будущему - через солидарность и справедливость', заглавие-девиз которого сделал бы честь социал-демократической или профсоюзной программе.2 Принятый в феврале 1997 года Советом евангелической церкви и Немецкой Епископальной конференцией этот пространный документ, включающий непривычно острый, критический анализ сложных социально-политических реальностей ФРГ (застойная массовая безработица, кризисные явления в системе социального государства, весьма неоднозначные последствия объединения страны и пр.), и решительно выступающий с призывом не допустить демонтажа социальной системы, весьма радикален. Христианским постулатом любви к ближнему обосновывалось неприятие торжества неолиберальных рыночного механизма и логики (по образцу США), вне контекста ценностей справедливости, солидарности, бережного отношения к личности и природным основам человеческого существования. Ключевым понятием этого примечательного документа, даже обвинением и государству, служит 'раскол общества', пропасть между благосостоянием и бедностью. Примечательно, что к работе над окончательным текстом были привлечены партии, профсоюзы, союзы предпринимателей, несколько тысяч частных лиц. В данном случае церкви оказались на высоте своих притязаний на роль интегрирующей, направляющей силы.

Примером включения церкви в политические дискуссии, особенно если они несут в себе глубокое общеэтическое, общечеловеческое содержание, служит большая активность ЕЦГ (еще до принятия решения по этим проблемам бундестагом в 2001 г.) по биоэтике. Ее высшие органы выступили с рядом посланий и заявлений по проблемам использования в медицине стволовых клеток и методов эмбриональной диагностики, проведя представительный конгресс под девизом 'По подобию Божьему - биоэтика в свете евангелического учения'.

Естественно, что нащупывание иерархами, интеллектуальными кадрами обеих церквей новых путей модернизации, попытки по-новому определить свое местоположение в обществе, в политике, государстве порождает, особенно в католицизме, дифференцирующие процессы (в клире и сословии мирян) серьезное внутреннее напряжение. Как уже отмечалось, обновленческим силам противостоят консервативно-фундаменталистские элементы, встревоженные опасностью утраты учением его сакральной сущности, стремящиеся повернуть вспять, за второй Ватиканский собор.

В стремлении удержать и даже отвоевать позиции в общественно-политической жизни церкви вступили в последние годы в остро актуальные дискуссии и сделали весьма четкие заявления по таким вопросам, как война в Ираке, использование достижений генетики применительно к людям, проблема иммиграции. Внешними факторами, облегчившими подключение церкви к политике, стали определенное выхолащивание собственно политики из 'народных' партий, их идеологическое выцветание и сугубый прагматизм, весьма ограниченная способность решать назревшие проблемы.

Примечательно, что по ряду вопросов позиции церквей, по меньшей мере отдельных их влиятельных иерархов, оказываются нередко более открытыми, современными, 'левыми', чем руководства ХДС/ХСС, в отдельных случаях ближе к социал-демократам и, особенно к 'зеленым'. Но в целом усилия по политической реконсолидации и активизации церквей в последние годы, идут на пользу скорее все же христианским партиям.

Заметным событием в теологическом диалоге стало признание обеими церквами единого 'экуменического', совместно отредактированного немецкоязычного текста Нового завета и псалмов, а в 2003 году совместно был проведен Год Библии.

Самым крупным до сих пор шагом во встречном движении обеих массовых церквей явился Первый экуменический съезд в Берлине весной того же 2003 г., завершившийся впечатляющим совместным богослужением на одной из самых просторных площадей столицы.

Сопутствующие ему обстоятельства, однако, еще раз показали, как непросто преодолевается многовековая инерция (Папа в официальном заявлении снова характеризовал евангелическую церковь как 'сообщество церковного типа', а наиболее активные экуменисты-протестанты не удержались от провокационных действий в связи с самым острым межцерковным теологическим спором о евхаристии, т.е. пасхальной трапезе). Съезд еще раз показал, что для преодоления самых острых разногласий (а именно, по евхаристии, по апостольской преемственности священнического сана, потребуется еще немало обоюдных усилий.

В сущности, при всем модернизаторстве католической церкви после Второго Ватиканского собора, она все же не отказывается от позиции, что только в ней, священной, апостольской, осуществляется учение христово во всей своей полноте, тогда как другие христианские церкви все же вторичны. Это притязание на доминирующую позицию как части католической самоидентификации, конечно, на сегодняшний день заметно ослаблено признанием, по сути, общности с протестантизмом в вере в слово господне, т.е. в Священное писание, в таинство крещения, в понимании богослужения как мессианского предначертания. 'Сохраняющиеся различия' Ватикан не отказывается трактовать в духе примирения. В одном важном заявлении Ватикана последних лет говорится о 'нюансированиом согласии в основополагающих истинах, в свете которых сохраняющиеся различия приемлемы'. Назрели и некоторые перемены внутри каждой из конфессий, реализация который пошла бы на пользу экуменическому сближению. В церквах-членах Евангелической церкви в Германии нет, например, единодушия в вопросе об ординации (рукоположения), в католицизме все острее дискутируется отказ от целибата, допуск к священническому сану женщин.

В этих дискуссиях нетрудно увидеть определенное встречное движение, но прежде всего - отзвуки общецерковных потребностей, вызовов самой жизни, ожидающей религиозно-этической, социально-христианской позиции. Например, почти идентичны по своему тексту заявления 2001 г. Конфессии католических епископов и Совета ЕЦГ по вопросам биоэтики и вопросам иммиграционной политики.

В экуменизме общеевропейском и глобальном ведущей и активной силой выступает, прежде всего, евангелическая церковь.

Ее многообразная и оживленная экуменическая деятельность в Европе, имеющая давние традиции и получившая новые импульсы за последние десятилетия, как во времена холодной войны, так и, особенно, в процессе европейского строительства, общепризнанна. При ее поддержке в 1959г. возникла Конференция европейских церквей, ставившая в качестве важнейшей задачи сотрудничество с православным миром.

К тем же 50-м гг., еще всецело погруженным в атмосферу холодной войны, относятся первые прямые контакты между ЕЦГ и РПЦ. Опережая политиков, они завязали во имя мира, преодоления трагической пропасти, вырытой между их народами нацистской агрессией, диалог. С тех пор он не обрывался, обогащался теологическими дискуссиями, личными отношениями между высшими иерархами, совместными акциями.

Рубежом официального взаимопризнания РПЦ и ЕПГ стал 1959г., когда состоялись т.н. Арнольдсхаймские собеседования, обстоятельный богословский диалог. До 1992г., поочередно в обеих странах, были проведены два десятка подобных встреч. В результате обеими сторонами было констатировано действительное согласие как в вопросе о своей нерушимой связи со Священным писанием, так и в признании значения церковного Предания. Постепенно преодолевались отчужденность и семантические трудности лютеранского и православного богословского языка, неравнозначность некоторых коренных понятий, начиная с категории веры, приходило более глубокое взаимное проникновение в своеобразие таинств, проповедей, всей обрядовой стороны.

Естественно, что и до наших дней остаются существенные, не решенные вопросы, даже целые обширные богословские комплексы (значение апостольского преемства, характер рукоположения как таинства, соотношение веры и дела, учение о благодати, о святости и путях ее достижения и др).

Обе церкви сталкиваются с трудностями в согласном понимании некоторых новых явлений в богослужении и церковной жизни. Например, рукоположение женщин в духовный сан, прочно вошедшее в практику евангелически-протестантских церквей. Влиятельные силы в РПЦ готовы выразить сомнение в перспективности экуменизма из-за терпимости протестантизма к гомосексуализму, к признанию его нравственно приемлимым образом жизни.

В конце 2000г. в связи с эпохальным юбилеем РПЦ и ЕЦГ выступили с торжественным заявлением о единстве церкви как исторической задаче. Архиерейский собор РПЦ утвердил основные принципы отношения к инославию, подвел общие итоги экуменического диалога и наметил его определенные характеристики, во имя блаженного единства во Христе.

Но провозглашение великой цели выявило и фундаментальное различие в путях ее достижения и толковании самой ее сущности. РПЦ занимает весьма твердую позицию, напоминающую претензии Римско-католической церкви на монополию в истине и святости до второго Вселенского собора. Документ архиерейского собора гласит: 'Православная церковь есть истинная Церковь, в которой неповрежденно сохраняется Священное Предание и полнота спасительной благодати Божьей'. Следовательно, восстановление изначального единства мыслится в основном как приобщение к ней остальных христианских церквей. Между тем Евангелическая церковь исходит из модели 'примиренного многообразия', в соответствии с которой церквам уже сейчас следовало бы, опираясь на совпадения в существенных вероучительных истинах и ясном осознании сохраняющихся расхождений, признать друг друга церквами-сестрами. Обращение 2000г. 'Едины во Христе' Синода ЕЦГ говорится: 'Мы признаем общность в вере, несмотря на все конфессиональные разномыслия и разделения; на основе Крещения и Триединого Бога все мы есть члены одной Церкви'. Архиерейский собор РПЦ отклонил соблазн 'примиренного многообразия'.

Архиепископ Клинский Лонгин, представитель Московского патриархата в ФРГ, сформулировал итоговую позицию РПЦ следующим образом: ':вовсе нет нужды в том, чтобы Церкви стремились к искусственному воссоединению. Богатство и сила Церквей не в униформированности и единообразии, а в прочной укорененности в собственной традиции, во взаимоуважении и в осознании своего долга - с полной серьезностью продолжать поиски единства первых веков христианства'.

Невозможность (иначе, чем в отношениях частных лиц или политиков) достичь в обозримом будущем вероисповедального единства путем уступок и компромиссов в целом не подрывает уже установившиеся диалоги, многообразные по формам повседневные взаимодействия (систематические личные контакты, обмен опытом благотворительной диаконической деятельности, стажировки студентов-богословов и пр.).

Примечательным событием стал визит Патриарха Алексия II в Германию в 1995 г. Беседы с высшими иерархами ЕЦГ, присутствие Патриарха на богослужении в евангелическом Берлинском соборе, посещение захоронений советских солдат и глубоко прочувствованное его Обращение о примирении и мире, содержавшее просьбу к немецкому народу о прощении за утверждение тоталитарного режима в ГДР, навязанного из нашей страны, подтвердили прочность фундамента сотрудничества обеих церквей, придали ему новый импульс.

Продвинуть все по пути сближения христианских церквей Европы не только на основе текущих политических и социальных вызовов, но и в вопросах веры призвана 'Экуменическая хартия', принятая второй экуменической ассамблеей в 1997 г. в Граце.

Опыт многолетнего православно-протестантского диалога подготовил почву для углубления всемирного христианского экуменизма, в частности, для установления контактов между РПЦ и римско-католической церковью. Естественно, что основным каналом для них могут быть только прямые отношения между Ватиканом и Московским Патриархатом. Но определенную роль здесь сыграла и играет до сих пор уже упоминавшаяся Конференция европейских церквей, которая с 70-х гг. установила отношения с Советом римско-католической епископальной конференции Европы. Возникновение этого мостика, наведенного в первую очередь усилиями протестантизма, оказалось чрезвычайно важным, особенно - при невступлении Ватикана до сих пор в самую широкую экуменическую структуру - Всемирный совет церквей (существует с 1948г., представляет 400 млн. христиан из 120 стран). Правда, со времени Второго ватиканского собора римская курия поддерживает контакты и с ВСЦ.

Пребывание патриарха Московского в Германии в 1995 г. по приглашению Совета ЕЦГ стало удобным поводом для установления личных контактов с высшими иерархами обоих немецких церквей, архиепископом кельнским кардиналом Иоахимом Майснером и председателем германской Епископальной конференции Карлом Леманом.

Вообще установление экуменических связей между немецкой католической церковью и РПЦ всегда складывалось значительно труднее, чем с лютеранско-евангелической. На них неизменно давил груз очень настороженного отношения РПЦ к Ватикану, обвинения его в т.н. прозелитизме (миссионерской активности на 'канонической территории' православия, в частности на Украине); как известно Московский патриархат не откликнулся на желание папы Иоанна Павла II посетить Москву и не допустил его визита в Россию.

У Московского патриархата не могло не вызывать настороженности и первое заявление по этому вопросу нового папы Бенедикта XVI, хотя он и объявил диалог с православными церквами 'срочным делом своего понтификата'. В своем обращении к IX католическо-православному симпозиуму в Ассизи (лето 2005г.) он сделал отчетливый упор на достижении 'полного евхаристического единства христиан'. Подчеркивание этой (в принципе высокой цели) в контексте с пришедшимся на это же время перенесением кафедры архиепископа украинских Греко-католиков из Львова в исконно православный Киев, вызвало в Москве резкое неприятие и раздражение, усилило подозрения, что Ватикан мыслит себе экуменическое единство именно по украинско-униатскому образцу: евхаристическое единство при фактическом снятии фундаментального вопроса о главенстве Папы в Церкви.

Наступательность униатов усилила в РПЦ позиции противников экуменизма, вообще поставила под вопрос ее участие в экуменических программах.

В 2006г. на ассамблее Всемирного совета церквей должны рассматриваться рекомендации по развитию сотрудничества западных и православных церквей, которые в течении нескольких лет разрабатывались специальной комиссией и которые в случае принятия могли бы открыть перспективы исторического значения. Весьма глубоким и взвешенным представляется комментарий ЕЦГ по этому поводу: 'Дискуссия выявила все различие христианских традиций, прежде всего - западных и восточных:, обнажилось конфликтное ядро между конфессиями, во многих отношениях далеких друг от друга:Различия их облика - не просто феномен культурного порядка, в них выявляется принципиально различное понимание церкви и отношения человека к Богу. Эта чуждость друг другу становится и общим для них вызовом: смогут ли они вместе возноситься молитвой, осуществлять совместный обряд причастия?'.

Германия - органическая и важнейшая часть христианской Европы. Христианская традиция, будучи неизменно шире и глубже нынешнего влияния собственно церковных структур, растворена в самом воздухе. Укоренена историческим национальным опытом, образует глубинный фундамент общей духовной, гуманистической, политической художественной и бытовой культуры. И в наши дни для значительной части немецкого населения религиозные установки (и даже уже церкви) сохраняют роль авторитета, воспитующего, мотивирующего, морально санкционирующего. Общепризнанны и высоко оценены усилия обеих церквей и их служб в социально-гуманитарной, благотворительной сфере. Не без успеха стремятся церкви подключить к дискурсу по некоторым острозлободневным проблемам современности (биоэтика, мировой экономический порядок и др.). Положительно должны быть оценены усилия, особенно евангелической церкви, по способствованию экуменическому диалогу.

Но в целом обе ведущие христианские церкви переживают в Германии нелегкие времена. В основе их полукризисного (вплоть до сложностей с самоидентификацией) положения лежат общие причины: прогрессирующая секуляризация массового сознания и решающих общественных сфер (политики, культуры, образования), самих механизмов социализации подрастающих поколений. И католики, и протестанты вынуждены критически переосмысливать функции, методы своей деятельности, стремиться к обновлению своей аргументации и своей легитимизации в меняющемся обществе и мире.

Список литературы

1. См. Handlexiken zur Politikwissenschaft. M.Mickel (Hnsg.) Bonn, 1986 s.505

2. Церковный налог взимается вместе с подоходным и составляет 8-9% от него. Ежегодные поступления в кассы обеих церквей составляют 8 млрд. евро.- см. 'Evangelistische Kirche in Deutschland' s.88

3. Слышать и видеть друг друга. Взаимосвязи Русской православной церкви и Евангелической церкви в Германии. Лейпциг., 2003, стр.159.

4. См. 'Spiegel', Н 8, 2005, s. 68-71.

5. См 'Der Spiegel' H33, 2005. s. 149

6. B.Schäfens. Politischer Atlas Deutschland. Bonn. 1997 ss34-35; 'Spiegel' Н.З.1992.s.61.

7. 'Der Spiegel' H42, 2004 s.64

8. Ibid., H33, 2005 s.151

9. 'Der Spiegel'H42, 2004

10. Ibid., H23, 2004 s.41

11. См. 'Der Spiegel' H52, 1996 s.149.

12. См. 'Der Spiegel' H52, 1996 s.149.

13. Ibid, H33, 2005, s.138.

14. Цит. По 'Neue Gesellschaft', 1997. H3 s.216.

15. См. 'Spiegel' H16, 2005. s.28

16. Цит. По 'Spiegel' Н14, 1991. s.89.

17. Цит. По S. Stern. Religionsgesellschaften in Deutschland - 'Internationes. Basis-Info., 1998 s.4

18. 'Der Spiegel', 2005, H 30 s.52

19. См. D.Deckers. Der Kardinal Karl Lehmann. Eine Biographie. München, 2004, s.263.

20. D.Deckens. Op. cit ss.315-330.

21. D.Deckens. Op. cit s.303.

22. K.Gabriel. Katholizismus ohne Milieu. In: 'Neue Gesellschaft', 1997,#3.ss.220-222.

23. 'Evangelische Kirche in Deutschland' s.56.

24. F.Walter. Kirchen in Deutschland.- 'Die Neue Gesellschaft' H5, 2003. s.43.

25. Evangelische Kirche in Deutchlanl, s. 25.

26. См. 'Die Neue Geselschaft', H4, 1997, ss. 293-295.

27. Цит. По 'Die Neue Gesellschaft', H5, 2003. s.53

28. См. Слышать и видеть друг друга. Взаимосвязи РПЦ и ЕЦГ. стр.137.

29. Там же, стр.174-175.

30. Цит. Там же, стр.169

31. Там же с.169-170

32. 'Слышать и видеть друг друга' стр. 164.

33. См. 'Evangelische Kirche in Deutschland', ss. 48-50.

34. 'Независимая газета' 7 сентября 2005 г.

35. 'Evangelische Kirche in Deutschland', s.54.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.