Особенности волевых процессов, их связь с познавательными процессами. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности волевых процессов, их связь с познавательными процессами.

2019-08-02 1108
Особенности волевых процессов, их связь с познавательными процессами. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Волевые процессы в них отражаются состояния субъекта, которые побуждают его к действиям:

- они организуют поведение человека;

- обеспечивают направленность и интенсивность поведения.

Познавательные процессы (ощущения, восприятие, представлению). В них отражаются явления и объекты действий:

- воспроизводятся характеристики внешних объектов и внутренних состояний.

Познавательные процессы это восприятием внешнего и внутреннего мира, а волевые процессы это регуляция личности отношений с внешним миром и самим собой.

5. Направленность личности как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности. Формирование направленности. Определение вида направленности личности. Качества направленности: уровень, широта, интенсивность, устойчивость, действенность.

Направленность - важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития человека как социального и духовного существа, главные тенденции его поведения.

Направленность личности] — это система устойчиво характеризующих человека побуждений (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться). При этом она достаточно динамична, то есть составляющие её побуждения (мотивы) не остаются постоянными, они взаимосвязаны, влияют друг на друга, изменяются и развиваются. При этом одни из компонентов являются доминирующими, в то время как другие выполняют второстепенную роль. Доминирующие побуждения определяют основную линию поведения личности. Она определяет избирательность отношений и активности человека и как подструктура личности включает в себя различные побуждения (интересы, желания, склонности и т. д.). Все эти побуждения взаимосвязаны в мотивационной сфере личности, то есть представляют собой систему. Данная система является индивидуальной, она формируется в процессе формирования и развития личности.

Формирование направленности личности

Несмотря на различие трактовок личности во всех подходах выделяется ее направленность в качестве ведущей характеристики. В разных концепциях эта характеристика раскрыта по-разному:

как “динамическая тенденция” (С. Л. Рубинштейн),

“смыслообразующий мотив” (А. Н. Леонтьев),

“доминирующее отношение” (В.Н. Мясищев), “основная жизненная направленность” (Б. Г. Ананьев),

“динамическая организация сущностных сил человека” (А. С. Прангишвили).

Таким образом, направленность выступает как обобщенное свойство личности, которое определяет ее психологический склад.

В направленность включаются несколько связанных форм, которые мы кратко опишем:

влечение — наиболее примитивная биологическая форма направленности;

желание — осознанная потребность и влечение к чему-либо определенному;

стремление - возникает при включении в структуру желания волевого компонента;

интерес — познавательная форма направленности на предметы;

склонность — возникает при включении в интерес волевого компонента;

идеал — есть конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности;

мировоззрение — система этических, эстетических, философских, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир;

убеждение — высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

ВИДЫ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Психологи говорят о наличии нескольких направленностей, которые определяют то, как человек ведет себя в разных ситуациях. Каждый из видов затрагивает какую-то одну сферу деятельности, поэтому ее нельзя назвать хорошей или плохой.

Личная направленность

Характеризуется стремлением к собственной самореализации, воплощением в жизнь личностных целей и стремлений. Таких людей нередко называют эгоистичными, поскольку они с виду мало заботятся о других, а больше думают о себе, выстраивают в голове конструктивные планы и осмысленно двигаются к их осуществлению. Черты характера, свойственные таким людям: уверенность в себе, целеустремленность, умение сосредоточиваться на важной проблеме, организованность, ответственность за выполняемые действия.

Направленность на других людей

Характеризуется повышенной потребностью в общении, одобрении со стороны других людей. Такая личность слишком сильно ориентируется на мнение окружающих, поэтому не способна выстраивать собственные планы и воплощать в жизнь индивидуальные стремления и мечты.

Направленность на других людей сопровождается так же большим желанием участвовать в общественной жизни, выполнять получения по просьбе родственников, друзей и коллег. Таких людей очень любят в коллективах – они безотказные, легко уживаются практически с любым человеком, готовы в нужный момент прийти на помощь. Здоровый психологический климат в коллективе и дома для них является основополагающим компонентом.

Деловая направленность

Характеризуется высокими требованиями к собственной личности, умением организовывать дела таким образом, чтобы в выигрышном положении оказывался как сам индивид, так и социум, в котором он живет. Такого человека отличает деловой подход ко всему, что его

окружает. Он не обязательно стремится заниматься бизнесом или развивать собственное дело. Умение находить выгоду в разных ситуациях (причем, не только для себя, но и для людей) ставит личность в выгодное положение перед коллегами и друзьями.

Эмоциональная направленность личности

Характеризуется склонностью переживать по всякому поводу. Такой человек, чаще всего, отзывчив и неравнодушен к печалям других людей. Способность к сопереживанию у него развита в достаточно большой степени, поэтому к нему часто обращаются за советом те, кто в данный момент в этом сильно нуждается. Люди данного типа отличаются повышенной впечатлительностью, эмоциональной неустойчивостью, у них часто меняется настроение.

Социальная направленность личности

Характеризуется повышенной внимательностью к внешнему миру, людям. Такие личности всегда замечают, что происходит вокруг них, вникают в суть социальных и политических изменений.

КАЧЕСТВА НАПРАВЛЕННОСТИ

Уровень направленности — это общественная значимость направленности человека (его убеждений и мировоззрения).

Широта направленности характеризует круг интересов личности. Следует помнить, что широкая направленность — это не разбросанность и дилетантство во всех видах деятельности, которыми занимается человек. Среди большого круга интересов должен быть центральный, главный интерес, направленный на профессиональную деятельность, выполняемую личностью.

Интенсивность направленности связана с её эмоциональной окраской. Она может иметь большой диапазон выраженности, колеблясь от смутных, нечётких влечений через осознанные желания и активные стремления до глубоких убеждений.

Устойчивость направленности характеризуется длительностью и сохранностью побуждений в течение жизни. Это качество направленности личности связано, в первую очередь, с волевыми характеристиками личности: настойчивостью, целеустремленностью.

Действенность направленности личности определяет активность реализации целей направленности в деятельности.


6. Общее понятие о характере. Типическое и индивидуальное в характере. Проблема характера в современной психологии. Структура характера. Пути формирования характера. Личность и характер человека. Типологии характеров: Э. Кречмер, А.Е. Личко, К. Леонгард, Э.Фромм.

Типическое и индивидуальное в характере

Характер не наследуется и не является прирожденным свойством личности, а также не является постоянным и неизменным свойством. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Влияния эти носят, во-первых, общественно-исторический характер (каждый человек живет в условиях определенного исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы). Поэтому характер каждого человека определяется как его общественным бытием (и это главное!), так и его индивидуальным бытием. Следствием этого является бесконечное разнообразие индивидуальных характеров. Однако в жизни и деятельности людей, живущих и развивающихся в одинаковых условиях, имеется много общего, поэтому и в характере их будут некоторые общие стороны и черты, отражающие общие, типические стороны их жизни. Характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического. Каждая общественно-историческая эпоха характеризуется определенным общим укладом жизни и общественно-экономическими отношениями, которые влияют на мировоззрение людей, формируя черты характера.

Проблема характера в современной психологии.

Характер обусловливает определенность человека как субъекта деятельности, который, выделяясь из окружающего, конкретным образом относится к нему. Знать характер человека – это знать те существенные для него черты, из которых вытекает, которыми определяется весь образ его действий. Черты характера – это те существенные свойства человека, из которых с определенной логикой и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения, одни поступки и которыми исключаются, как несовместимые с ними, им противоречащие другие.

Характер, как одна из существенных особенностей психического склада личности является целостным образованием, характеризующий человеческое «я» как единое целое. Понимание характера как единства его черт не исключает выделения его сущности. Павлов, не отрицая целостности характера, отстаивал необходимость выделения его структурных компонентов. Определить структуру характерат означает выделить в нем ведущие компоненты, без которых целостность характера представить нельзя. В структуре характера необходимо различать.

Особое значение в формировании характера принадлежит общественной деятельности человека, активное участие в которой развивает чувство ответственности перед коллективом, способствует развитию организованности, выдержки, чувства долга.

Наиболее эффективным средством формирования характера является труд. Сильными характерами обладают люди, ставящие перед собой большие задачи в работе, настойчиво

добивающиеся их решения, преодолевающие все стоящие на пути к достижению этих целей препятствия, осуществляющие систематический контроль за выполнением намеченного

ЛИЧНОСТЬ И ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА

В общей структуре личности характер занимает центральное место, объединяя все другие свойства и особенности поведения. Характер человека, несомненно, влияет на его познавательные процессы — восприятие, внимание, воображение, мышление и память. Это влияние осуществляется через волевые и инструментальные черты характера. Эмоциональная жизнь человека находится под прямым влиянием характера. То же самое можно сказать о мотивации и о самой воле. В первую очередь характер определяет индивидуальность и своеобразие личности.

От других черт личности характер отличается прежде всего своей устойчивостью и, как мы смогли убедиться, более ранним формированием. Если, например, потребности, интересы, склонности, социальные установки, мировоззрение человека в целом могут меняться практически в течение всей жизни человека, то его характер, однажды сформировавшись, остается уже более или менее устойчивым.

Одной из черт характера человека, обнаруживающих особенную возрастную и временную устойчивость, является общительность или связанная с ней по смыслу черта — замкнутость, а также более общие черты характера, в состав которых две названные входят как составляющие, — экстраверсия и интроверсия.

Первый тип людей можно назвать экстравертированным, второй — интровертированным.

Экстраверсия и интроверсия как черты личности выражают, соответственно, открытость или замкнутость человека по отношению к миру, к другим людям. В случае экстраверта мы имеем дело с общительным человеком, проявляющим всегда и везде особый интерес к тому, что происходит вокруг. В случае интроверта, наоборот, мы замечаем, что все внимание человека направляется на самого себя и он становится центром собственных интересов. Интровертированная личность ставит себя и индивидуальный внутренний мир выше того, что происходит вокруг. Экстраверт же, наоборот, внешний мир ставит выше своих внутренних субъективных переживаний.

Характер человека связан с его интересами, потребностями и более всего проявляется в том, что для человека значимо. Поэтому правильно судить о характере человека можно, внимательно наблюдая за тем, как он себя ведет в значимых жизненных ситуациях, которые позволяют ему удовлетворять наиболее сильные и актуальные потребности.

Леонград распространил созданную им типологию на взрослых и выделил 12 типов акцентуированных характреов, которые часто встречаются у людей, больных различными неврозами.

1)гипертимный тип. Характерны повышенная общительность, эмоциональность, нарушения логики мышления.

2)дистимный тип отличается необщительностью, немногословием, преобладающим плохим настроением, избегает шумных компаний, предпочитает бдыть один.

3)циклоидный тип отличается частой, переодической сменой настроения, манеры общения с людьми

4)возбудимый тип быстро возбуждается, часто выходит из себя, склонен к хамству, причем в конфликтах с людьми является активной, провоцирующей стороной.

5) застревающий тип отличается склонностью к нравоучениям, негибкостью мышления и упрямством.

6)педантичный тип. Неуверенный в себе, робкий и малообщительный, с преобладанием плохого настроения.

8)эмотивный тип. Чрезмерно эмоционален, слезлив. Имеет достаточно узкий, ограниченный круг общения.

9) демонстративный тип. Самоуверенный, имеет завышенные притязания, провоцирует кофликты.

10)экзальтированный тип. Отличается высокой контактностью и общительностью, словоохотливостью и влюбчивостью.

11)экстравертированный тип. Отличается высокой контактсностью, имеет массу знакомых и друзей. Словоохотлив. Проявляет интерес ко всему.

12)интровертированный тип. Отличается замкнутостью, низкой контактностью, склонностью к философствованию, оторванному от реальности.

Типология характеров а.Е. Личко.

В типологии характеров А.Личко представлены 11 типов акцентуированных характеров подростков.

1 – гипертимный тип. Отличается общительностью, подвижностью, склонностью к озорству.

2 – циклоидный тип – отличается повышенной, переодически наступающей раздражительностью, склонностью к апатии, которая также проявляется время от времени

3- лабильный тип. Крайне изменчив и непредсказуем в настроении.

4 – астеноневротический тип – характеризуется повышенной капризностью и мнительностью, утомляемостью, и раздражительностью.

5 – сензитивный тип. Им свойственна повышенная чувстительность к людям и к человеческим отношениям

6 – психоастенический тип – подростки такого типа отличаются ранним и ускоренным психологическим развитием, нередко обгоняя в развитии своих сверстников

7 – шизоидный тип – отличается повышенной замкнутостью, предпочитает быть один или находится в компании взрослых людей.

8 – эпилептоидный тип. Такие подростки часто плачут, изводят окружающих людей.

9 – истероидный тип – обладает склонностью впадать в истерику. Отличается эгоизмом, стремлением привлекать к себе особое внимание.

10 – неустойчивый тип. Это слабовольный человек, обнаруживающий склонность подчиняться складывающимися обстоятельствам.

11 – конформный тип. Демонстрирует постоянную склонность и готовность менять свои взгляды и поведение по соображениям личной выгоды, в угоду тем людям, от которых он зависит.

Теория характера Кречмера

Широко распространена теория характера, предложенная немецким психологом Эрнстом Кречмером. Согласно этой теории, характер зависит от телосложения. Кречмер описал три типа телосложения и соответствующие им три типа характера:

Астеник - худой человек среднего или высокого (за счет длинных ног) роста с узкими плечами, тонкими руками и кистями, длинной и узкой грудной клеткой, лишенным жира животом. Соответствующий тип характера — шизотим.

Пикник. Пикники – люди среднего роста и с плотной фигурой, их глубокая грудная клетка переходит в массивный, склонный к ожирению живот. Соответствующий тип характера — циклотим.

Атлетик. Атлетик - средний или высокий рост, широкие плечи, статная грудная клетка, упругий живот. Соответствующий тип характера — иксотим, "вязкий характер".

Э. Фромма интересовали не индивидуальные особенности индивидов, а те, которые присущи большинству людей данной группы (социуму). Совокупность таких особенностей получила название «социального характера». Социальный характер формируется как результат образа жизни и переживаний, общих для данной социальной группы.

Ориентации позволили Э. Фромму выделить следующие типы социальных характеров:

- мазохист-садист. Обнаружив причину своих неудач в себе, занимается самобичеванием через публичную самокритику. Если же, по его мнению, виновны другие, то он с особым садистским остервенением подавляет их. Обладая властью, направляет свою энергию на подавление свобод и прав людей;

- разрушитель. Склонность к разрушению всего, что вызывает у него фрустрационные состояния, проявляется как средство решить собственные проблемы в ответ на ощущение бессилия перед трудностями. Созидательное начало, как правило, у таких людей отс)тствует;

- конформист-автомат. Это личность приспособленческого типа. Жизненные барьеры он: преодолевает через безоговорочную покорность, уход «в сторону», смену взглядов и убеждений (если таковые у него в принципе имеются).


7. Понятие о темпераменте как о динамической характеристике психической деятельности индивида. Проблемы взаимодействия врожденного и приобретенного в формировании особенностей высшей нервной деятельность. Виды темперамента.

Нельзя найти двух людей, одинаковых по своим психическим свойствам. Каждый человек отличается от других многими особенностями, единство которых образует его индивидуальность.

В психологических различиях между людьми существенное место занимают так называемые динамические особенности психики.

Динамические черты, присущие индивиду, внутренне связаны между собой и составляют своеобразную структуру. Индивидуально своеобразная, природно-обусловленная совокупность динамических проявлений психики и называется темпераментом человека.

Темперамент – это индивидуально своеобразные, чрезвычайно устойчивые психические свойства, обусловленные одновременным действием нескольких психофизических механизмов, задающих поведению определенную направленность и определенный диапазон формально-динамическим свойствам моторной, эмоциональной и перцептивной подсистем. От него зависят психический темп и ритм, быстрота возникновения чувств, их длительность и устойчивость, направленность на опреде­ленные контакты с предметами и людьми, на интерес к себе или к другим людям. В динамических чертах психики обнаруживаются как особенности устремлений, действий, так и переживаний. Сфера проявлений темперамента - общая психическая активность и эмоциональность.

Современные исследователи пришли к выводу о том, что физиологической основой темперамента служат свойства нервной системы. Свойства темперамента являются врожденными, то есть они предопределены отчасти генетически, отчасти теми воздействиями, которые испытывает плод в процессе внутриутробного развития. После рождения темперамент продолжает формироваться до юношеского возраста.

У зрелого человека темперамент мало поддается изменению на протяжении всей жизни и проявляется в любых его формах деятельности и поведения.

По мнению Павлова, существует четыре основных типа нервной системы, которые близки к типам темперамента, выделенным Гиппократом. Из-за различий в проявлении силы нервных процессов различаются сильные и слабые типы, которые, в свою очередь, могут подразделяться на уравновешенные и неуравновешенные. При этом неуравновешенный тип характеризуется преобладанием возбуждения над торможением. И наконец, сильные уравновешенные типы делятся на подвижные и инертные. Выделенные Павловым типы нервной системы не только по количеству, но и по основным характеристикам соответствуют четырем классическим типам темперамента: сильный, уравновешенный, подвижный тип — сангвиник; сильный, уравновешенный, инертный тип — флегматик; сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения — холерик; слабый тип — меланхолик.

Таким образом, под типом нервной системы Павлов понимал врожденные и относительно слабо подверженные изменениям под воздействием окружения и воспитания свойства нервной системы. Эти свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента, который является психическим проявлением общего типа нервной системы.

Различные типы высшей нервной деятельности – врожденная основа четырех темпераментов, охарактеризованных Я. Стреляукак основных классических типов темперамента.

Сангвиник. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у пего уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. У него высокий порог чувствительности. Способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу.без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Как правило, он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, т. е. является экстравертом.

Холерик. Как и сангвиник, отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда — большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания; он скорее экстраверт.

Флегматик обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью.при больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедленны, так же как речь. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления. По своей психологической сути он интроверт.

Меланхолик. Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, нснастойчив, легко утомляется и малоработоспособен. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, замедленный темп всех психических процессов. Большинство меланхоликов — интроверты.


8. Понятие о способностях. Качественная и количественная характеристика способностей. Природные предпосылки развития способностей. Способности и личность. Способности и одаренность. Способности и наследственность. Формирование и развитие способностей. Способности, задатки и индивидуальные различия (Б.М.Теплов, В.Д. Небылицин).

Способности – индивидуально-психологические особенности, которые являются субъективными условиями успешного выполнения конкретной деятельности. Способности не сводятся к наличию у индивида знаний, умений, навыков. Они проявляются в скорости, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности.

Качественная характеристика. Способности выступают как сложный комплекс психологических свойств человека, обеспечивающий успех деятельности, как набор «переменных величин», позволяющий идти к цели разными путями. Рассмотрим это на примере развития и воспитания некоторых видов способностей.

В основе одинаковых достижений при выполнении какой-либо деятельности могут лежать сочетания различных способностей. Это открывает возможности компенсации одних свойств другими, которые человек развивает у себя, трудясь упорно.

Компенсаторные возможности способностей человека выявляются, например, специальным воспитанием людей, лишенных зрения и слуха.

В целом качественная характеристика способностей позволяет ответить на вопрос, в какой сфере трудовой деятельности человеку легче обнаружить большие успехи и достижения.

Количественная характеристика. Проблема количественных измерений способностей имеет большую историю в психологии. Еще в конце 19 – начале 20 века ряд психологов (Кеттел, Термен, Спирмен и др.) для осуществления профессионального отбора для массовых специальностей, выступили с предложением выявлять уровень способностей обучающихся.

В качестве способа измерения способностей тогда же стали использоваться тесты умственной одаренности.

Природные предпосылки способностей: в основе любых способностей лежат задатки. Под задатками понимаются первичные, природные (биологические) особенности, с которыми человек рождается и которые созревают в процессе его развития. Это, главным образом, врождённые анатомические и физиологические особенности строения тела, двигательного аппарата, органов чувств, нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной асимметрии больших полушарий и др. Именно своеобразие индивидных характеристик выступает в качестве природных задатков. Задатки не заключают в себе способностей и не гарантируют их развития. Они могут превратиться и не превратиться в способности, в зависимости от воспитания и деятельности человека. При отсутствии надлежащего воспитания и деятельности даже большие задатки не станут способностями, а при соответствующем воспитании и деятельности даже из небольших задатков могут развиться способности достаточно высокого уровня.

Совокупность тех задатков, которые составляют природную предпосылку развития способностей, называется одарённостью.

Тот факт, что природные предпосылки способностей - задатки заключены в особенностях строения и функционирования нервной системы делает достоверным предположение, что они, как и все другие морфологические и физиологические качества, подчинены общим генетическим законам.

В развитии и формировании способностей особую роль играют обучение и воспитание. Способности могут развиваться стихийно в процессе деятельности, но для этого требуется и больше времени, и больше сил. Обучение и воспитание ускоряют этот процесс, так как устраняют образование ненужных звеньев в механизме деятельности.

В процессе обучения ребенок овладевает знаниями двух видов: о событиях природной и общественной реальности и о способах решения теоретических и практических задач. Знания закономерностей действительности и исторического опыта познания, накопленного человечеством, обеспечивают человеку подготовленность к деятельности и формирование способностей. Для формирования способностей особое значение имеет овладение рациональными способами решения задач. Эти способы, будучи обобщены и стереотипизированы, становятся звеньями способностей.

Способности развиваются постепенно, но неравномерно. В развитии способностей первичным фактором является постепенное структурирование природных свойств применительно к требованиям деятельности.

Овладение знаниями и умениями в процессе деятельности и постепенное их обобщение приводят к образованию специальных и вместе с тем универсальных механизмов, или систем, деятельности, обеспечивающих решение все усложняющихся новых задач.

На первом этапе развития способности имеют репродуктивный и подражательный характер.

Способности развиваются неравномерно, по мере накопления знаний и опыта. Раньше всех начинают развиваться музыкальные, затем изобразительные способности. Поэтическое дарование бурно развивается в подростковом возрасте, из способностей к наукам наиболее рано развиваются математические способности.

В развитии любой способности можно (весьма условно и произвольно) выделить несколько характерных периодов.

Созревание органических структур

В основном происходит в период от рождения до шести-семи лет. На данном этапе происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга. Это создает благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка общих способностей, определенный уровень которых выступает в качестве предпосылки для последующего развития специальных способностей.

Сенситивный период

Период повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям среды, к освоению того или иного вида деятельности. Примеры: - у ребенка в возрасте двух-трех лет интенсивно развивается устная речь, - в пять-семь лет ребенок наиболее готов к овладению чтением - в среднем и старшем дошкольном возрасте дети увлеченно играют в ролевые игры, обнаруживают чрезвычайную способность к перевоплощению и вживанию в роли. Каждый такой период особой готовности к овладению специальными видами деятельности рано или поздно заканчивается. Важно понимать, что если какая-либо функция не получила своего развития в благоприятный период, то впоследствии ее развитие оказывается чрезвычайно затруднено, а то и вовсе невозможно. В воспитательных и вообще образовательных целях крайне важно не упустить благоприятный момент, помогать ребенку проявлять себя в новой деятельности. Не стоит надеяться на то, что в более старшем возрасте ребенок сможет наверстать упущенное.

Становление и развитие специальных способностей

Становление специальных способностей (таких как рисование, владение иностранным языком, ручной труд и др.) может начинаться в разные жизненные периоды: дошкольном, школьном, взрослом. Обычно развитию специальных способностей у детей помогают различного рода игры, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность. Взрослые часто развивают свои специальные способности, руководствуясь волевыми решениями. Игры в развитии специальных способностей выполняют особую функцию, заложенную природой человека. Именно игры дают первоначальный толчок к развитию способностей. В процессе игр происходит развитие многих двигательных, конструкторских, организаторских, художественно-изобразительных и других творческих способностей. Причем важной особенностью игр является то, что в них, как правило, развивается не одна, а сразу целый комплекс способностей. В игре человеку позволяется значительно больше, нежели в реальном мире: можно "грабить", "убивать" и т.д. Игра дает возможность попробовать себя в новом качестве. Не все виды деятельности, которой занимается ребенок, будь то игра, лепка или рисование, имеют одинаковое значение для развития способностей. Наиболее способствует развитию способностей творческая деятельность, которая заставляет ребенка думать, применять разум. Деятельность должна быть довольно трудной. В противном случае развитие способностей не происходит (а в некоторых случаях даже может наблюдаться регресс). Идеально, если деятельность находится в так называемой "зоне ближайшего развития" (Выготский).   

Способности не могут быть поняты и не могут рассматриваться вне личности. Развитие способностей и развитие личности - взаимообусловленные процессы. Именно на это обращают внимание психологи, подчеркивая, что «развитие способности дает не только практический эффект, повышая качество деятельности, но и личностный эффект удовлетворения от ее процесса, который, выступая подкреплением, оказывается, в свою очередь, условием способности» (К.А. Абульханова-Славская).

Успех или неуспех в значимой для человека деятельности влияет на развитие его личности, формирует его личностное достоинство. Без развития способностей не может происходить развития личности. Способности лежат в основе индивидуальности, уникальности человека. Гениальность и талантливость выражаются не только в сильном развитии интеллекта. Признаком высоких способностей и одаренности является устойчивое внимание, эмоциональная страстность, сильная воля. Все гениальные люди отличались горячей любовью и страстностью к своему делу. Так, А.В. Суворов был весь предан военному делу, А.С. Пушкин - поэзии, И.П. Павлов - науке, К.Э. Циолковский -изучению межпланетных космических полетов.

В развитии способностей человека большое значение имеет и его собственная работа над собой. Жизнь знаменитых людей показывает, что главнейшим в их творческой деятельности является способность непрерывно работать, умение месяцы, годы, десятилетия добиваться намеченной цели, неустанно искать пути ее достижения.

Глубокий анализ проблемы способностей был осуществлен Б. М. Тепловым. Согласно развиваемой им и его сотрудниками концепции, врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей: Такие генетически детерминированные особенности нервной системы были названы задатками. Задатки весьма многозначны, они являются лишь предпосылками развития способностей. В развитии способностей они выступают лишь как исходный момент. Способности, развивающиеся на их основе, обусловливаются но не предопределяются ими.

Его исследования были направлены на то, чтобы установить, существуют ли врожденные типы высшей нервной деятельности и если да, то чем они определяются. Проверялась гипотеза о том, что одним из генетически обусловленных факторов является тип нервной системы, который в свою очередь зависит от сочетания ее основных свойств.

Под свойствами нервной системы понимаются такие устойчивые ее качества, которые являются прирожденными. К числу таких свойств относятся:

1.Сила нервной системы по отношению к возбуждению, т.е. ее способность длительно выдерживать, не обнаруживая запредельного торможения, интенсивные и часто повторяющие нагрузки.

2.Сила нервной системы по отношению к торможению, т.е. способность выдерживать длительные и часто повторяющиеся тормозные влияния.

3.Уравновешенность нервной системы по отношению к возбуждению и торможению.

4.Лабильность нервной системы, оцениваемая по скорости возникновения и прекращения нервного процесса возбуждения или торможения.

Развивая в этом плане идеи Б.М. Теплова, В.Д. Небылицын высказал мысль о том, что особое сочетание основных свойств нервной системы, т.е. каждый ее тип, имеет свои достоинства и недостатки. В условиях, например, монотонной работы лучшие результаты показывают люди со слабым типом нервной системы, а при переходе к работе, связанной с большими и неожиданными нагрузками, напротив, люди с сильной нервной системой.


9. Детерминация психического развития человека: роль труда, общения, познания и ведущая деятельность в индивидуа


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.