Современное состояние городов в России — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Современное состояние городов в России

2019-08-04 121
Современное состояние городов в России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Последние годы существования российского государства являют собой абсолютно уникальную историческую картину, подобной которой никогда не встречалось в истории русского общества. После разрушения Советского Союза в обществе не оказалось главенствующей идеологии – ни теистической, ни атеистической. Годы реформ, революций, насильственных перемен не прошли бесследно: они оставили глубокую внутреннюю раздробленность общества. В результате этого внешний облик и духовная жизнь русских городов демонстрируют причудливое состояние эклектичного смешения различных явлений. Как в культурных ландшафтах городов соседствуют постройки абсолютно несовместимых стилей, так и в общественном сознании сосуществуют различные идеологии и религии, вера и суеверие, законопослушание и беззаконие в крайних проявлениях.

Это становится очевидно на примере различных субкультур, развивающихся в крупных городах. Эти течения, возникающие в среде официальной культуры и пытающиеся от нее отделиться, имеют самые различные характеры: от миролюбивых фольклорных до радикальных сектантских организаций. Таким образом, городская среда исполняет свое предназначение – обеспечить разнообразие в единстве, но никогда это разнообразии не было столь полифоничным. Последние годы знаменуются всплеском индивидуальной активности, которая в средние века была бы отнесена к ереси. Задекларированная «свобода совести»[5] создает непреодолимые пропасти между различными группами общества, а часто – между отдельными людьми. «Так называемый ролевой стресс возникает у горожанина именно вследствие того, что он постоянно сталкивается и вынужден считаться с носителями конфликтных для него норм»[6].

В этих условиях все больше внимания уделяется размышлениям над принципами так называемой толерантности – терпимости к различным проявлениям человеческой деятельности и различным социальным и национальным группам. Но, чем чаще провозглашается необходимость толерантности, тем нетерпимее становится друг к другу члены общества. Проявляется это непременно в крупных городах, где соседствуют различные национальные и религиозные общины. В последние годы все чаще возникают столкновения и конфликты между группами, исповедующими разные ценности, все острее становятся этнические и религиозные разногласия. Все это создает нездоровую атмосферу существования городского общества.

Описанная полифоничность современной городской культуры не только предоставляет членам общества разноплановые возможности, но и заставляет их постоянно делать выбор, что сопряжено с немалыми психологическими усилиями, а следовательно – постоянно находиться в состоянии стресса. Разумеется, это сказывается, на общественной жизни в целом, создавая атмосферу напряженности, нестабильности, бесконечного поиска и спешки.

Преимущества существования в таком обществе: почти ничем не ограниченный доступ к самой разноплановой информации, разнообразным банкам данных, объединенных в современном мире в единое информационное поле. Но основным недостатком представляется чрезмерная формализация многих явлений и процессов: образования, здравоохранения, даже человеческого общения. В результате само существование общества становится формальным, лишенным внутренней духовной основы. Как показывает история (яркий пример – гибель Римской Империи), общества на этой стадии не способны существовать долго.


Заключение

В данной работе сделана попытка осмыслить социологические процессы в городах России на протяжении всей истории государства и в настоящее время. На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что город – средоточие всех социокультурных тенденций, которые диктует тот или иной этап исторического развития общества. Именно в городе наиболее ярко, отчетливо и быстро отражаются общественные, культурные, духовные перемены.

Так, на протяжении многих столетий истории России города были хранителями духовной основы жизни общества – православной веры. Поэтому они были значимыми центрами, аккумулировавшими и преумножавшими силу и славу отечественной культуры. В XVIII-XIX веках наметились тенденции раскола общества – разделения на религиозную и светскую культуру. А ХХ век принес радикальные изменения, потрясшие перевернувшие и окончательно раздробившие общественную жизнь. Поэтому на современном этапе мы имеем абсолютно уникальную городскую культуру – рассредоточенную, не имеющую целостности в своем основании и единой системы координат. Общество, создавшее эту культуру, предоставляет человеку широчайший выбор путей индивидуального развития, но вместе с тем ни один из этих путей не оценивается обществом однозначно отрицательно или положительно. Поэтому в современном городском обществе выбор является не столько возможностью, сколько долгом, который необходимо особо усердно соотносить с гуманистическими идеалами и человеческой совестью.


Список использованной литературы

1. Город в процессах исторических переходов. Теоретические аспекты и социокультурные характеристики. – М.: Наука, 2001.

 

2. Город и горожане в России ХХ века: Материалы российско-французского семинара. Санкт-Петербург, 28-29 сентября 2000 г. – СПб.: «Контрфорс», 2001.

 

3. Город и деревня в Европейской России: сто лет перемен: Монографический сборник. – М.: ОГИ, 2001.

 

4. Зеленов Л. А. Социология города: Учебное пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2000.

 

5. Пушкарев С. Г. Обзор русской истории. – СПб.: Издательство «Лань», 1999.

 

6. Сенявский А. С. Урбанизация России в XX веке: Роль в историческом процессе. – М.: Наука, 2003.

 

7. Федеральный закон о свободе совести и религиозных объединениях (26 сентября 1997 года №125-ФЗ).

 


[1] Сайко Э. В. Переход в социальной эволюции и роль города в ее историческом выполнении // Город в процессах исторических переходов. Теоретические аспекты и социокультурные характеристики. – М., 2001. С. 10-71.

[2] Сайко Э. В. Переход в социальной эволюции и роль города в ее историческом выполнении // Город в процессах исторических переходов. Теоретические аспекты и социокультурные характеристики. – М., 2001. С. 48-50.

[3] Пушкарев С. Г. Обзор русской истории. – СПб., 1999, с. 70.

[4] Город и деревня в Европейской России: сто лет перемен. – М., 2001. С. 79.

[5] Федеральный закон о свободе совести и религиозных объединениях (26 сентября 1997 года №125-ФЗ).

[6] Лурье Л. Я. «Питерщики» в Петербурге // Город и горожане в России ХХ века: Материалы российско-французского семинара. СПб, 2001. С. 88.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.