Белгородский юридический институт — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Белгородский юридический институт

2019-08-04 106
Белгородский юридический институт 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Белгородский юридический институт

Кафедра организации раскрытия и расследования преступлений

Дисциплина: Введение в специальность

Реферат

На Тему: «Правоохранительные органы и их роль

в обеспечении законности и правопорядка»

 

Подготовил:

Курсант 144 взвода

Рядовой милиции

Красный А.Н.

Проверил:

Преподаватеть кафедры

капитан милиции

Хабатов В.А.

 

Белгород 2008


Примерное распределение времени:

 

План Реферата Страницы
Вступительная часть 4
Учебные вопросы:  
1. Понятие, основные черты и функции правоохранительных органов. 5
2. Правоохранительные органы: общая характеристика и система. 10
3. Основные принципы деятельности правоохранительных органов в Российской Федерации. 17
4. Органы внутренних дел, их основные полномочия и принципы деятельности. 24
Заключительная часть (подведение итогов) 30

 


Литература

Основная

1. Учебник. Правоохранительные органы Российской Федерации, под ред. д.ю.н. профессора В.П.Божьева. М., 2001.

2. Учебное пособие. Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность, под ред. к.ю.н. В.А.Галкова. Белгород, 2001.

3. Конституция Российской Федерации, 1993.

4. Закон РСФСР от 18.04.91 г. “О милиции”.

5. Коренев А.П. “Введение в юридическую специальность”. Учебное пособие. М., 1999, изд. Щит.

 

Дополнительная

1. Федеральный закон от 12.08.95 г. № 144 ФЗ “Об ОРД”.


Введение

Правоохранительная система, в которую входят система правоохранительных норм и система государственных органов, обеспечивающих законность и правопорядок, является предметом изучения многих юридических дисциплин. В учебной дисциплине “Введение в специальность” тема “Правоохранительные органы в Российской Федерации и их роль в обеспечении законности и правопорядка” выполняет роль своеобразного введения к изучению таких учебных дисциплин как “Административное право”, “Гражданский процесс”, “Уголовный процесс” и других. Учебной целью данной темы является представление курсантам необходимого общего объема знаний по вопросам организации и проведения правоохранительной деятельности в Российской Федерации, раскрытие основных понятий и видов правоохранительной деятельности, ознакомление с системой и общей характеристикой правоохранительных органов, представить в общем виде структуру милиции как органа исполнительной власти в системе органов внутренних дел Российской Федерации.


Понятие, основные черты и функции

Правоохранительных органов

В соответствии со ст.1 Конституции Российской Федерации “Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления”. Одним из обязательных признаков правового государства является то, что в нем человек и гражданин признается высшей ценностью, а государство принимает на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать его права и свободы. Этот признак закреплен в ст.2 Конституции РФ. Вместе с тем, чтобы быть гарантом прав и свобод своих граждан государство должно осуществлять собственную защиту.

Деятельность государства, осуществляемую с целью обеспечения законности и правопорядка, защиты прав и свобод граждан, в теории государства и права принято именовать правоохранительной функцией.

Таким образом, юридические основы правоохранительной деятельности складываются как результат тесной взаимосвязи различных отраслей права, регламентирующих эту сферу функционирования государства.

Правоохранительные органы РФ - это государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. В расширительном толковании в понятие правоохранительные органы обычно включают также ряд негосударственных институтов, таких как адвокатура, частные нотариальные конторы и другие. В российском законодательстве пока не сложилось четкого определения понятия “Правоохранительные органы”. В этих условиях к правоохранительным органам принято относить такие органы, которые обладают следующими признаками:

- они уполномочены законом и осуществляют свою деятельность в соответствии с ними;

- деятельность их процессуально регламентирована и осуществляется на основе соответствующих правил и процедур, нарушение которых ведет к дисциплинарной административной или уголовной ответственности;

- лица, стоящие на службе в этих органах должны иметь специальную подготовку;

- в процессе своей деятельности они имеют право применять установленные законом меры государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушение;

- обязательность решений этих органов для исполнения должностными лицами и гражданами при условии их законности и обоснованности.

К государственным правоохранительным органам относятся:

- суд;

- прокуратура;

- органы юстиции;

- органы внутренних дел;

- органы предварительного расследования;

- таможенные органы;

- служба по контролю за наркотическими средствами и психотропными веществами;

- органы обеспечения безопасности.

К негосударственным органам, осуществляющим правоохранительную деятельность, относят адвокатуру, частный нотариат, а также частные детективные и охранные службы.

Организацию, структуру и компетенцию правоохранительных органов определяют функции, которые на них возложены:

- конституционный контроль;

- осуществление правосудия;

- прокурорский надзор;

- расследование преступлений;

- исполнение судебных решений;

- оперативно-розыскная деятельность;

- оказание юридической помощи;

- профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений.

В совокупности эти функции характеризуют разделение компетенции правоохранительных органов и в определенной степени влияют на их структуру. От наличия или отсутствия функции зависит наличие или отсутствие соответствующего правоохранительного органа. Наиболее тесно связаны между собой функции, осуществляемые по уголовным делам: оперативно-розыскная, расследования, обвинения и прокурорского надзора, защиты и правосудия. Эти функции по конкретному уголовному делу могут следовать одна за другой, либо реализовываться одновременно. Последовательное осуществление характерно, например, для расследования и правосудия, одновременное - для обвинения, защиты и правосудия. Необходимо также отметить, что некоторые функции могут осуществляться и не правоохранительными органами, а другими участниками судопроизводства по уголовному делу. Например, потерпевший может выполнять функции обвинения, сам подсудимый - выполняет функцию защиты.

Правоохранительные органы могут осуществлять одну или несколько функций. Так, функцией осуществления правосудия наделены исключительно судебные органы, функцией конституционного контроля - Конституционный Суд РФ, функцией прокурорского надзора - органы прокуратуры. В те же время оперативно-розыскная деятельность осуществляется как органами внутренних дел, так и органами обеспечения безопасности, службой по контролю за наркотическими средствами и психотропными веществами и некоторыми иными. Органы внутренних дел наделены одновременно функциями расследования преступлений, оперативно-розыскной, предупреждения правонарушений и другими. Функция отправления правосудия является приоритетной для деятельности правоохранительных органов занимает главенствующее положение. Именно суду принадлежит право осуществлять функцию правосудия и принимать окончательные решения по уголовным и гражданским делам. Многие функции являются обслуживающими по отношению к функции отправления правосудия.

Каждой функции соответствуют определенные закрепленные в законе средства и процедуры ее реализации, которые предоставляются соответствующим правоохранительным органам.

Вся деятельность правоохранительных органов направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, поддержание законности и правопорядка в государстве. Основным отличием правоохранительных органов от иных государственных структур является то, что правоохранительные институты специально наделены государством полномочиями осуществлять деятельность по охране прав человека и гражданина от нарушений в соответствии с указанным законом порядке.

От функций необходимо отличать основные направления деятельности правоохранительных органов. Прежде чем рассмотреть эти основные направления, необходимо уяснить, участвуют ли правоохранительные органы в политике и, если участвуют, то в чем это участие заключается.

Данный вопрос возникает в связи с тем, что в последние годы много говорится о деполизации правоохранительных органов. Во времена тоталитарного режима правоохранительные органы рассматривались в качестве проводника политики коммунистической партии. В связи с ликвидацией однопартийной монополии и утверждением в обществе многопартийности стало очевидно, что правоохранительные органы не могут находиться под влиянием какой-то одной или даже нескольких партий. В последнем случае они просто потеряли бы способность выполнять возложенные на них функции и превратились в арену межпартийных дискуссий или борьбы различных партийных интересов. Исходя из сказанного правоохранительные органы должны находиться вне политики различных партий и иных политических групп. В целях создания правового государства и гражданского общества в России (перспективная цель), сокращение преступности и всех правонарушений (ближайшая цель) будет достигнута путем направлений:

- принятия новых федеральных законов, других законов и иных правовых актов, направленных против преступности и всех правонарушений;

- совершенствования системы деятельности правоохранительных органов, обязанных противодействовать преступности и всем правонарушениям, с разграничением их полномочий и компетенции;

- установление принципиальных, исходных положений устройства, организации и деятельности правоохранительных органов, направлений на сокращение преступности и всех правонарушений;

- определение новых юридических и научно-технических средств, методов и приемов противодействия преступности и всем правонарушениям;

- возложение обязанности оказывать содействие правоохранительным органам в борьбе с преступностью и всеми правонарушениями на другие государственные органы, общественные и частные организации, а также население с установлением пределов их участия в этой деятельности;

- развитие финансовой и материально-технической базы для деятельности правоохранительных органов при противодействии преступности и всем правонарушениям.

Таковы основные направления организации и деятельности правоохранительных органов.

При определении места рассматриваемого курса среди других юридически дисциплин, которые изучаются в юридическом вузе исходят из того что данный курс “Введение в специальность” так или иначе связан с другими учебными дисциплинами. В учебном процессе эта связь состоит в том, что “Введение в специальность” является вводной дисциплиной, в которой излагаются исходные сведения о правоохранительной деятельности, необходимые для дальнейшего изучения юриспруденции. В дальнейшем Вам предстоит изучать такую дисциплину как “Правоохранительные органы Российской Федерации”, в которой будут излагаться исходные сведения о правоохранительной деятельности.


Заключение

Таким образом, мы рассмотрели понятие и виды правоохранительной деятельности государственных органов и общественных организаций, рассмотрели ее содержание, принципы правоохранительных органов. Отметили, что государственные организации и общественные объединения в целом образуют систему по обеспечению законности и правопорядка в государстве, при этом их деятельность полностью согласуется с законодательными актами, представляющих правовую основу деятельности правоохранительных органов в Российской Федерации в виде совокупности принципов: принцип законности, принцип публичности, принцип равенства граждан перед законом и правоохранительными органами и т.д.

Последним вопросом лекции мы рассмотрели состав, иерархическую структуру, основы организации правоохранительной деятельности и задачи, стоящие перед подразделениями и сотрудниками милиции.


Список используемой литературы

1. Учебник. Правоохранительные органы Российской Федерации, под ред. д.ю.н. профессора В.П.Божьева. М., 2001.

2. Учебное пособие. Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность, под ред. к.ю.н. В.А.Галкова. Белгород, 2001.

3. Конституция Российской Федерации, 1993.

4. Закон РСФСР от 18.04.91 г. “О милиции”.

5. Коренев А.П. “Введение в юридическую специальность”. Учебное пособие. М., 1999, изд. Щит.

6. Федеральный закон от 12.08.95 г. № 144 ФЗ “Об ОРД”.

 

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Белгородский юридический институт


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.