Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2019-08-04 | 75 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Базовые структуры анкетного метода
Каныгин Геннадий Викторович – кандидат экономических наук, руководитель группы Санкт-Петербургского филиала Института социологии РАН.
Компьютерное ассистирование интервью
Компьютерное ассистирование интервью (КАИ) – обширная область исследований на стыке методики социологического опроса и информатики. В компьютерном интервьюировании различаются три направления: собственно КАИ, методологические проблемы интервьюирования и ассистирующие компьютерные системы.
Собственно КАИ – это описание различных методов компьютерного интервьюирования (телефонного, личного, почтового и т.п.); их сравнительный анализ, в том числе изучение отношения участников опроса к компьютерным новациям, стоимостных параметров технологических решений. Обязательным аспектом КАИ является сравнение компьютерного интервьюирования и опроса на основе традиционной "бумажной" (paper & pen) технологии3. Основная задача этого направления – научное обеспечение сбора и хранения данных анкетных обследований4. КАИ – это современный этап развития методики анкетирования, наиболее выразительно представленной на русском языке монографией Э. Ноэль [2]. Описание современных проблем этого направления содержится на сайте Междисциплинарной программы по методологии анкетного исследования (Joint program in survey methodology). Среди этих проблем – проектирование выборки, разработка вопросника, когнитивные аспекты анкетирования и т.п. [3]. Для реализации КАИ созданы программно-аппаратные комплексы, называемые системами компьютерного ассистирования интервьюированию (КАИ-системами: КАИС). Являясь интегрированными системами и отражая всю проблематику компьютерного интервьюирования, КАИС объединяют достижения в методике анкетирования и информационных технологиях5. Цель КАИ-системы заключается в обеспечении "удобства пользователя при работе с данными и их обработке"6. Однако при всей методической оснащенности современная КАИС создается не с целью моделирования представлений об анкетировании, порождаемых методикой интервьюирования. С самого начала своего создания система рассматривается как технологический инструмент, облегчающий работу социолога в процессе проведения опросов различных видов. Конкретная помощь реализуется в виде таких функций системы, как маршрутизация в больших опросниках, проверка данных при вводе, контроль квотного задания в процессе опроса, обмен файлами с другими программными продуктами, автоматическое накопление данных и т.д.
|
Развиваемый подход
Наша задача заключается в создании компьютерной модели анкетного метода. Компьютерная модель – это не готовая компьютерная система, выполняющая ассистирование при интервьюировании. Компьютерная модель –машинный аналог собственно анкетного метода. КАИС не может считаться таким аналогом по двум причинам. Собственно анкетные представления, создаваемые как ответ на требования методики интервьюирования (например, блок вопросов), переплетены с конструкциями, порожденными общенаучными или техническими потребностями социолога (распечатка анкеты или графического представления результатов опроса). Интегрированная система КАИ создается как модель интервьюирования определенного вида (телефонного, личного, самоопроса и т.д.). Специальный вид интервьюирования независимо от своей компьютерной реализации является лишь технологическим добавлением к методике составления профессионального опросника.
Удобной метафорой компьютерной модели анкетного метода является специализированная среда визуального программирования, в которой наряду с обычными для такой среды компонентами представлен соответствующий набор специализированных компонент (СК). Каждая из СК выражает тот или иной аспект анкетных представлений (вопрос, блок вопросов, шкала и др.). Оперируя с СК обычными для визуального программирования средствами, исследователь получает возможность формировать систему КАИ в соответствии с конкретной задачей. В зависимости от мощности набора СК это может быть система телефонного интервьюирования, модуль работы с результатами анкетирования или база данных почтовых опросов.
|
Чтобы реализовать наш подход к построению компьютерной модели анкетного метода, необходимо решить исходную проблему любого прикладного программирования – создать детальное описание предметной области, для которой и, по возможности, в терминах которой создается программный аналог. Что такое анкетный метод и какова его структура? Ориентируясь на современный объектно-ориентированный подход в программировании, этот вопрос можно переформулировать: каковы понятийные объекты и их свойства, которые выражают собственно социологическое понимание анкетного метода?
Мы исходим из следующих предположений: работа социолога –это процесс построения метафор; главная проблема заключается в том, чтобы придать метафорам свойство однозначности, без которого немыслима любая научная процедура; специфическим научным инструментом, обслуживающим процесс социологического метафоротворчества, является анкетный метод; ключевая трудность научной проблематики КАИ состоит в построении модели анкеты.
Понятие метафоры, связанное с переносом значения [10], употребляется здесь с целью выразить основное содержание работы социолога при анкетировании – преодоление неоднозначности вербальных описаний. Метафора – это набор свойств, которые исследователи "видят" в изучаемом предмете. Например, в качестве метафоры могут выступать программный продукт, анкетный метод и т.п. Во всех случаях исследователи, применяющие научную процедуру, приписывают ей различные характеристики. Метафора представляет собой форму существования "социального объекта" в рамках анкетного метода. "Социальный объект", выражаемый при анкетировании некоторым текстом, по-разному воспринимается участниками опроса. Эти различия и создают основную коллизию метода.
|
В представлении об анкете должны быть отражены характерные черты работы социолога с этим инструментом: исходная неоднозначность анкетных формулировок, чередование фаз их унификации (создание версий), приписывание метафорам измерительных свойств, различия в трактовках самого представления об анкете и т.д. Социологическая анкета оказывается не только и не столько текстовым документом или "иносказанием" структуры базы данных, сколько методическим инструментом, создаваемым на основе собственного предметного обоснования. Решая методологическую задачу конструирования такого инструмента, можно рассчитывать на одновременную детализированную разработку предметной области КАИ-системы, отвечающей проблематике социологической работы.
Цель работы
Анкетный метод часто воспринимается как практическое средство, реализующее идею о существовании эмпирического множества, эмпирической системы с отношениями и числового множества, а также некоторого гипотетического отображения первого во второе и третье (см., например, [15]). Стоит обратить внимание на коллизию, которая содержится в любой схеме социологического измерения. Придерживаясь "измерительных позиций" и считая, что "социальная реальность", которая подлежит изучению при обращении к анкетному методу, уже является эмпирическим множеством, невозможно понять, чем собственно занимаются социологи, пытаясь установить каноны научности своих построений. Если оставить в стороне слово "эмпирическое множество", ("понятие множества настолько общее, что трудно дать ему какое-либо определение, которое не сводилось бы просто к замене слова "множество" его синонимами: совокупность, собрание элементов и т.п." [12]), то социологическое измерение означает, что "социальная реальность" уже выражена (обозначена, введена в рассмотрение) через представление о множестве. Трудность состоит как раз в том, что это представление в социологии не может служить основой дедуктивного вывода. Однако социологи пытаются специфицировать "категории", заимствованные у естествознания. Обычно обращаются к пространственным представлениям с дальнейшим внедрением того или иного математического метода – шкалирования, факторного анализа, автоматической классификации и т.п. Отсюда стремление интерпретировать понятие множества в многослойной измерительной процедуре, но уже как самостоятельную научную дисциплину. Возникают специальные теории, примером которой является работа К. Бейли, предложившего трехуровневую модель измерения [13]. Однако осмысленность этих усилий применительно к анкетной проблематике обусловлена тем, насколько процедура интервьюирования позволяет говорить о трехуровневой модели или пространстве признаков как о множестве. Поэтому идет полемика о том, как надо и как не надо задавать вопросы, что такое профессиональная анкета, как инструктировать интервьюера, можно ли "унифицировать" респондента, например, в терминах выборки и т.д. Смысл методики и техники анкетного исследования состоит как раз в том, чтобы "втиснуться" в рамки исходных конструкций социологического измерения.
|
Особую методологическую проблему представляет собой реконструкция "социальной реальности". "Социальная реальность" – это не тот объект, который фигурирует в известной метафоре субъектно-объектных отношений, и не объект, который фигурирует под названием эмпирического множества и отображается, по мысли сторонников социологического измерения, в числовую систему. "Социальная реальность" – "объект", наделенный естественным языком, и это создает основную трудность его теоретического описания. Поэтому методы социального исследования трактуют социальный объект, исходя из своих канонов. Только в рамках этих канонов можно рассчитывать на понимание "социальной реальности". Однако такое понимание связано, скорее, с уяснением границ метода, чем с построением мультипарадигмального подхода.
Чтобы получить с помощью анкетного метода "данные" – эмпирическую систему, – требуются специальные усилия. Вопрос о том, достигают ли эти усилия ожидаемого результата, очевиден только для поборников измерительных идей. Поэтому в методах социального исследования сосуществуют и развиваются различные методологии, задача которых состоит в том, чтобы перейти от исследовательской метафоры к конструкциям типа множества7. На наш взгляд, особая роль в решении этой задачи принадлежит анкетированию. "Социальная реальность"изучается одним субъектом (исследователем) через посредничество другого (респондента). Поэтому обращение к анкетному методу всегда приводит к необходимости конструктивного согласования терминологии (языка, парадигмы) исследователя и его посредника. При таком согласовании анкетный метод не предполагает априорной теоретической среды, понятия и процедуры которой могут быть использованы для оценки степени согласованности. Например, для классического интервьюирования типа метода демоскопии Э. Ноэль [2] используются специальные приемы, которые формируют априорно отсутствующий общий язык в ходе использования самого анкетного метода. К числу таких приемов относятся предварительное исследование, пилотажный опрос и т.п.
|
Отсутствие общетеоретической среды означает, что анкетный метод обращается к повседневному языку. Такое обращение имеет двойной смысл. Во-первых, использование анкетного метода обнаруживает отсутствие удовлетворительных моделей языка. Во-вторых, обращение к анкетированию всегда сопряжено с проблемой коммуникации респондентов и исследователя.
Заключение
Конечной целью развиваемого подхода является компьютерное моделирование анкетного метода в виде "анкетно-ориентированных" компонентов среды визуального программирования. Условие достижения данной цели – разработка системы объектов и их свойств, выражающих структуру представлений об анкетном методе, что осуществляется путем разделения анкетного вопроса на две составляющие: вводную часть и шкалу. Эти составляющие, с одной стороны, выражают различение и соподчинение метафорических и измерительных представлений, с другой – являются прообразами программных объектов верхнего уровня, дающих начало иерархии классов объектно-ориентированного программирования. Это предполагает дальнейшую детализацию представлений о шкале. Структурирование шкал основывается в первую очередь на тех приемах, с помощью которых социолог достигает однозначного понимания анкетных вопросов. Таких приемов два: сведение метафорических представлений к представлению о множестве и использование общепринятого способа измерений. Подобное структурирование рассматривается нами как детализированная постановка задачи для объектно-ориентированного программирования КАИ-системы. Следующий этап работы – создание КАИС в виде "анкетно-ориентированных" компонентов среды визуального программирования.
Примечания
1 Развернутое представление методов компьютерного интервьюирования содержится в статье [1].
2 В английской терминологии синонимами CAI (Computer Assisted Interviewing) являются CADAC (Computer Assisted Data Collection) и CASIC (Computer Assisted Survey Information Collection) [1].
3 Описания КАИС имеются на многих сайтах Интернета. См., в частности, сайты: [4, 5, 6, 7, 8, 9].
4 Например, КАИС Blaise [4].
5 Варианты этих методов подробно рассмотрены, например, Р. Теш [14].
6 Слово "уточняющие" неверно истолковывает смысл метафор шкалы. Метафоры вводной части и шкалы не имеют никакой санкционированной в рамках анкетного метода общей "системы координат". Единственно, на чем зиждется спецификация одних метафор другими, – методический опыт исследователя, выражение которого в терминах пространства всегда является мучительной проблемой. Пытаясь выйти из отчетливо неудобной ситуации соотнесения методического опыта и канонов социологического измерения, адепты последнего используют чисто метафорически такие понятия, как система координат, признаковое пространство, эмпирическая система. Такое словесное перевоплощение математических представлений делает их бессмысленными, так как подобные понятия созданы именно для того, чтобы отстраниться от свободной игры ассоциаций, свойственной метафорам.
7 В частности, речь не идет о "номинальном" возрасте.
8 Этот пример показывает, что в социологии метрические переменные могут быть не менее обоснованны, чем номинальные.
9 При желании эту совокупность всегда можно пополнить, например, аудио-компонентой, имея в виду дальнейший компьютерный речевой синтез задаваемых вопросов.
Список литературы
Leeuw E. de, Nicholls W. Technological innovations in data collection: acceptance, data quality and costs // Sociological Research Online. 1996. Vol. 1. No. 4. www.socresonline.org.uk/socresonline/1/4/leeuw.html
Ноэль Э. Массовые опросы: введение в методику демоскопии / Пер. с нем. М.И. Зайцевой, Л.Н. Крючковой; Общ. ред. и вступ. статья Н.С. Мансурова. М.: Прогресс, 1978.
www.jpsm.umd.edu/home/default.htm;
www.westat.com/blaise/blaisefaq.html;
www.ultersys.msk.su/bvcati.htm;
www.skim.nl/CATI-Tech.html;
www.quantime.com/corporate/products/home.htm;
www.novaresearch.com/Products/QDS/index.htm;
socrates.berkeley.edu/~otl/CASES.html;
Теория метафоры: Сб. статей / Общ. ред. Н.А. Арутюновой и М.А. Журинской. М.: Прогресс, 1990.
Клигер С.А., Косолапов М.С., Толстова Ю.Н. Шкалирование при сборе и анализе социологической информации. М.: Наука, 1978.
Колмогоров А.Н., Фомин С.В. Элементы теории функций и функционального анализа. М.: Наука, 1989.
Baily K.D. Three-level measurement model // Quality and Quantity. 1984. V. 18. No 3.
Tesch R. Qualitative research: Analysis types and software tools. New York: The Falmer Press, 1990.
Столл Р. Множества. Логика. Аксиоматические теории. М.: Просвещение, 1968.
Каныгин Г.В. Социологическое измерение и метафора // Социологический журнал. 1998. № 1/2.
Чесноков С.В. Детерминационный анализ социально-экономических данных. М.: Наука, 1982.
Заде Л.А. Основы нового подхода к анализу сложных систем и процессов принятия решений // Математика сегодня: Пер. с англ. М.: Знание, 1974.
Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учеб. для высш. учеб. заведений. М.: Аспект Пресс, 1995.
Перекрест В.Т. Нелинейный типологический анализ социально-экономической информации. Л.: Наука, 1983.
Божков О.Б., Протасенко Т.З. Анкета для телефонного опроса "Перед выборами в законодательное собрание Санкт-Петербурга". СПб.: Санкт-Петурбургский филиал Института социологии РАН, 1998.
Да-cистема: Детерминационный анализ: Версия 4.0 для Windows 95 и Windows NT. М.: Фирма "Контекст", 1997.
Базовые структуры анкетного метода
Каныгин Геннадий Викторович – кандидат экономических наук, руководитель группы Санкт-Петербургского филиала Института социологии РАН.
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!